Понятие контракта
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание 1.Введение. 2.Понятие контракта 3.Сфера применения контракта. 4.Особенности составления контракта с определенными категориями работников.
Содержание
1.Введение.
2.Понятие контракта
3.Сфера применения контракта.
4.Особенности составления контракта с определенными категориями работников.
5.Вывод
6.Список использованной литературы.
Трудовой договор — основной институт трудового права. Он охватывает правовые нормы, которые определяю понятия, стороны и содержание трудового договора, а также порядок его составления, изменения и завершения. На основании трудового договора возникают трудовые правоотношения. Трудовой договор — это основной способ реализации права гражданина на труд, а также права на выбор профессии, занятия и места работы. В ст. 21 КЗоТ установлено обязательство сторон трудового договора. Работник обязуется исполнять определенную в договоре работу, придерживаясь внутреннего трудового распорядка. А прежде всего — выполнять порученную ему работу лично, не перепоручая ее другому человеку, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать необходимые условия работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и договором сторон.
Особой формой трудового договора является контракт (от лат. contractus ). Контракт должен быть обусловлен сроком (преимущественно письменно). Его содержание, хотя и определяется договором сторон, должно соответствовать законам и другим нормативно-правовым актам о труде. Условия контракта, которые ухудшают положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, считаются недействительными.
Контракт на работу широко применяется в странах с рыночной экономикой. В Украине контракт начал заключаться с руководителями государственных предприятий с 1990 года, когда было принято постановление Совета Министров СССР «О порядке найма и увольнения руководителя государственного союзного предприятия».
Законом Украины от 20 марта 1991 года были внесены существенные изменения и дополнения в КЗоТ, в частности, статья 21 была дополнена новой третьей частью, в которой контракт определяется как особая форма трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения трудового договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон. Сфера применения контракта определяется законодательством.
С момента внесения указанных изменений контракт получил очень широкое применение. Во многих случаях собственники не обращали внимания на предостережение в отношении сферы его применения и заключали контракты с любыми работниками.
Сегодня в Украине определена сфера обязательного применения контракта и сфера применения контракта по соглашению сторон.
При обязательном применении контракта исключается заключение трудового договора иного вида. В обязательном порядке заключается контракт с руководителями предприятий, находящихся в общегосударственной собственности (Декрет Кабинета Министров Украины от 15.12.92 г. «Об управлении имуществом, находящимся в общегосударственной собственности»), руководителями предприятий, которые по государственной программе приватизации подлежат преобразованию в открытые акционерные общества на срок до момента созыва первого общего собрания акционеров (Указ Президента Украины от 19.05.95 г. «Об обеспечении управления имуществом, находящимся в общегосударственной собственности в процессе его приватизации»); руководящими, научными, творческими и иными работниками заведений (учреждений) Украины гуманитарной сферы, имеющих статус национальных (Положение о национальном заведении (учреждении) Украины от 16.06.95 г.); руководителями заведений образования, находящихся в общегосударственной собственности и подчиненных Министерству образования Украины и иным министерствам и ведомствам (Закон Украины «Об образовании» от 25.05.91 г. в ред. от 23.03.96 г.); работниками АН Украины (в том числе иностранными учеными) (постановление Президиума Верховного Совета УССР от 17.01.91 г. «О статусе Академии Наук УССР»); руководящими и творческими работниками театральных и концертно-зрелищных заведений, предприятий и организаций культуры (постановление Кабинета Министров Украины от 30 мая 1997 года № 511); руководителями и некоторыми работниками железнодорожного транспорта, которые трудоустраиваются по контрактной форме трудового договора (постановление Ка бинета Министров Украины, от 15 июля 1997 г. № 764); спортсменами, тренерами и другими специалистами штатных национальных сборных спортивных команд (постановление Кабинета Министров Украины № 63 от 06.02.92 г. «Об упорядочении финансирования и материального обеспечения в области спорта»); помощниками адвокатов (Закон Украины «Об адвокатуре» от 10.12.92 г.) и некоторыми другими работниками.
Сфера применения контракта по соглашению сторон регламентируется значительным количеством нормативно-правовых актов. В данном случае работодатель не имеет права требовать от работника заключения контракта. Если работник уже занимал должность, то с принятием соответствующего нормативно-правового акта, предусматривающего возможность заключения контракта, собственник может предложить работнику перезаключить обычный трудовой договор на контракт, но если работник откажется, трудовые отношения продолжаются в обычном правовом режиме. Согласительная форма контракта предусмотрена для работников научно-технической сферы и сферы образования (Закон Украины «Об образовании»); работников крестьянских (фермерских) хозяйств (Закон Украи ны «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 20.12.91 г. в ред. Закона от 22.06.93 г.); работников, принимаемых по найму предпринимателями (Закон Ук раины «О предпринимательстве» от 07.01.91 г.); руководителей предприятий (Закон Украины «О предпри ятиях в Украине»); работников, принимаемых по найму на товарные биржи (Закон Украины «О товарной бирже»); работников предприятий с иностранными инвестициями (Закон Украины «Об иностранных инве стициях») и некоторых других категорий работников.
Пленум Верховного Суда Украины в п. 7 постановления № 9 от 6 ноября 1992 года «О практике рассмотрения судами трудовых споров» разъяснил, что собственник или уполномоченный им орган может требовать от работника, который работает по трудовому договору, заключения контракта только в том случае, если он относится к категории работников, с которыми согласно законодательству можно заключать контракт (например, руководители предприятий).
Конституционный Суд Украины дал официальное толкование термину «законодательство», который употребляется в ч. 3 ст. 21 КЗоТ, которым охватываются законы Украины, действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, постановления Верховной Рады Украины, Указы Президента Украины, декреты и постановления Кабинета Министров Украины, принятые в границах их полномочий и в соответствии с Конституцией и законами Украины. Контрактная форма не может внедряться нормативными актами центральных и местных органов исполнительной власти, а также коллективными договорами и соглашениями и иными локальными нормативно-правовыми актами.
Нарушение этих требований может быть основанием для признания в соответствии со ст. 9 КЗоТ недействительными условий труда по контракту, которые ухудшают положение работника по сравнению с законодательством Украины.
19 марта 1993 года было принято постановление Кабинета Министров Украины № 203 «О применении контрактной формы трудового договора с руководителем предприятия, находящегося в общегосударственной собственности». Этим постановлением утверждено Положение о порядке заключения контракта с руководителями государственных предприятий. Установлено, что контракты с руководителями общегосударственных предприятий заключаются министерствами, иными подведомственными Кабинету Министров Украины органами государственной исполнительной власти, в ведении которых пребывают эти предприятия, по согласованию с Кабинетом Министров Украины, Советом Министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрацией в соответствии с номенклатурными группами, к которым они относятся по показателям (Приложение № 2). С руководителями предприятий, ранее избранными или назначенными на должность, также заключаются или перезаключаются контракты. Местным органам государственной исполнительной власти рекомендовано при заключении контракта с руководителями предприятий, находящихся в коммунальной собственности, применять порядок, предусмотренный указанным Положением.
19 марта 1994 года Кабинетом Министров Украины принято постановление № 170 «Об упорядочении применения контрактной формы трудового договора», в п. 1 которого установлено, что контрактная форма трудового договора применяется в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, в отношении работников, которые работают или трудоустраиваются по трудовым договорам на определенный срок или на время выполнения определенной работы. Указанным постановлением утверждено Положение о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работников.
Перевод работников на контракт представляет co6oй изменение существенных условий труда, поэтому его следует внедрять, предупредив работника за два месяца (ч. 3 ст. 32 КЗоТ).
Контракт — это двустороннее соглашение, требующее согласия работника. Если работник, с которым по законодательству обязательно заключается контракт, не соглашается заключить контракт, он может быть уволен по п. 6 ст. 36 КЗоТ как такой, что отказывается от продолжения работы в связи с изменениями существенных условий труда. В случае отказа собственника от заключения контракта с работником трудовой договор с ним прекращается по п. 1 ст. 40 КЗоТ Украины.
Контракт как особая форма трудового договора должен быть направлен на обеспечение условий для выявления инициативы и самостоятельности работников, учитывая их индивидуальные способности и профессиональные навыки, повышение взаимоответственности сторон, правовую и социальную защищенность работника. Условия контракта, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством, соглашениями и коллективным договором, считаются недействительными. Таким образом, условия контракта могут улучшать положение работника, устанавливать дополнительные выплаты, преимущества, льготы, а также конкретизировать права и обязанности сторон контракта.
Несмотря на различную специфику работы по контракту в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, его особенностей, специальности работника структура контракта однотипна. Поэтому, приступая к подготовке проекта контракта с каждым работником, можно использовать типовые формы трудовых контрактов . Приказом Минтруда от 15.04.94. №23 утверждена типовая форма контракта с работником, которой и следует руководствоваться. Разрабатывая проект, нет необходимости переписывать статьи КЗоТ , но следует подробно описать обязанности работника. При этом необходимо указать объем выполняемых им работ, их последовательность, производственные связи, сроки, конкретные производственные операции. В отличие от трудового договора в контракте дается не только поэлементная характеристика всех обязанностей работника, но и определяется конкретный результат задания, а также может устанавливаться дополнительная ответственность за неисполнение обязательств или недостижение соответствующего результата.
Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах и подписывается работодателем и работником. С согласия работника копия контракта может быть передана профсоюзному или иному органу, уполномоченному работником представлять его интересы, для осуществления контроля за соблюдением условий контракта.
Контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и может быть изменен только с их согласия.
Момент возникновения трудовых отношений с работником, с которым заключен контракт, зависит от того, к какой категории относится работник. Если это руководитель государственного предприятия, то согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 203 для возникновения трудовых отношений необходимо наличие трех юридических фактов: подписание с ним контракта; согласование с соответствующим органом государственной исполнительной власти; назначение на должность. Если не будет хотя бы одного из них, трудовые отношения считаются такими, что не возникли. Для всех иных работников трудовые отношения возникают с момента подписания контракта, ведь контракт заключается собственником лично или уполномоченным им органом. Контракт вступает в силу независимо от того, был ли издан приказ о зачислении на должность.
Контракт — это прежде всего срочный трудовой договор . А срочный трудовой договор может автоматически трансформироваться в договор на неопределенный срок, если трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не требует их прекращения. Однако к контракту указанное положение не применяется. Он может быть перезаключен на новый срок только по соглашению сторон, то есть требуются активные юридические действия — подписание контракта.
Как правило, законодательство не устанавливает ни минимальных, ни максимальных сроков для контракта. Вопрос срока решается по соглашению сторон контракта. Но для руководителей государственных предприятий контракты могут заключаться сроком от 1 до 5 лет.
Содержанием контракта являются взаимные обязательства сторон. Контракт не должен повторять обязанности должностных инструкций. Тут должны быть выделены основные обязанности, основные результаты, необходимые для предприятия и за которые будет выплачено определенное вознаграждение. В контракте должны обуславливаться режим рабочего времени, в частности, использование гибкого режима труда, продолжительность отпуска работника. Может быть обусловлено испытание и иные формы и последствия оценки трудовой деятельности работника. Обязанностям работника должны соответствовать обязанности собственника, в частности, по материальному обеспечению работника: размеру должностного оклада, соблюдению условий повышения оплаты труда, показателей премирования, показателей и условий вознаграждения по итогам работы за год.
В контракте могут быть определены дополнительные, по сравнению с действующим законодательством, льготы и компенсации за счет предприятия. Это может быть дополнительное вознаграждение к ежегодному отпуску; при перезаключении контракта на новый срок; в связи с выходом на пенсию или получением трудового увечья. Могут быть предусмотрены материальные санкции при досрочном прекращении контракта по инициативе работника без уважительных причин. С учетом возможностей работодателя контрактом может быть предусмотрено создание работнику необходимых условий материального обеспечения и организации труда. Например,
в контракте может обусловливаться предоставление дополнительных льгот и преимуществ в оплате труда, дополнительных отпусков, условия обеспечения работника жильем, автомобилем, погашения кредита на жилье, оплата стоимости обучения работника и т.д.
Контракт может содержать обязательства работодателя по компенсации морального и материального ущерба, причиненного работнику в случае досрочного расторжения контракта: работником — по причине невыполнения или ненадлежащего исполнения работодателем своих обязательств по контракту; работодателем — по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством и контрактом (п. 18 Положения).
Работодатель обязан обеспечивать конфиденциальность условий контракта. Лица, которые по своим служебным обязанностям имеют доступ к информации, зафиксированной в контракте, не вправе ее разглашать.
Следует иметь в виду, что контрактом не могут быть изменены условия труда, установленные императивными правовыми нормами, в частности, о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров и о случаях полной материальной ответственности, перечисленные в ст. 134 КЗоТ Украины.
В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по контракту он может быть досрочно расторгнут с предупреждением соответствующей стороны за две недели (п. 22 Положения).
Трудовое право не допускает взыскание с работника той прибыли, которую работодатель мог бы получить, но не получил в связи с противоправными действиями (бездеятельностью) работника. Поэтому, если такое условие было включено в содержание контракта, оно должно быть признано недействительным. В этом проявляется защита трудовым законодательством заработной платы работника.
В случае расторжения контракта по инициативе работодателя по основаниям, установленным в контракте, но не предусмотренным действующим законодательством, увольнение производится по пункту 8 статьи 36 КЗоТ Украины.
Если условия контракта не будут выполняться или будут выполняться ненадлежащим образом, то согласно п. 22 Положения о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работников, утвержденное Постановлением КМУ от 19.03.94 г. №170, контракт может быть досрочно расторгнут с предупреждением соответствующей стороны за две недели. По требованию работника контракт подлежит расторжению досрочно в случае его болезни или инвалидности, которая препятствует выполнению работы, а также в случае нарушения работодателем законодательства о труде, невыполнения или выполнения ненадлежащим образом работодателем своих обязанностей по контракту. Увольнение работника в этом случае производится в соответствии со ст. 39 КЗоТ Украины.
При решении вопроса о том, является ли конкретная причина увольнения по собственному желанию уважительной, следует руководствоваться ч. 1 ст. 38 КЗоТ Украины. Такими причинами являются невозможность продолжать работу в связи с переездом на новое место жительства; перевод мужа или жены на работу в другую местность; поступление в учебное заведение; невозможность проживания в данной местности, подтвержденная медицинским заключением; беременность; уход за ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом; уход за больным членом семьи и др. В этом случае трудовой контракт расторгается в срок по просьбе работника.
За два месяца до окончания срока действия контракта по соглашению сторон он может быть продолжен либо заключен на новый срок.
В настоящее время, согласно действующим законам Украины, предусмотрена контрактная форма заключения трудового договора
для следующих категорий работников:
руководители
:
- руководитель предприятия
- руководитель частного предприятия
- исполнительный директор органа хозяйственного развития специальной (свободной) экономической зоны
- руководители предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления местных государственных администраций
- исполнительный директор кооператива
- исполнительный директор производственного кооператива
- исполнительный директор, члены исполнительной дирекции сельскохозяйственного кооператива
- руководители учебных заведений образования
- руководитель (ректор) высшего учебного заведения, заведующий кафедрой, руководитель (декан) факультета
- директор государственного профессионально-технического заведения
- руководители предприятий - операторов, провайдеров телекоммуникаций и их филиалов
- руководитель национального оператора почтовой связи и руководители филиалов
- руководитель предприятия городского электротранспорта
- руководители коммунальных предприятий
- директор (художественный руководитель) государственного (коммунального) театра
- руководители организаций, отнесенных к ведению Национальной академии наук Украины
-наемные работники :
- работники железнодорожного транспорта
- судовой экипаж
- работники НБУ по перечню должностей, утверждаемому Правлением НБУ
- наемные работники на товарной бирже
- помощник адвоката
- стажер нотариуса
- педагогические, научно-педагогические, инженерно-педагогические, а также другие работники и иностранные специалисты в заведениях образования
- научные работники, находящиеся на пенсии
- специалисты, привлекаемые к работе в рабочих группах комитетов Верховной Рады Украины
- исполняющие обязанности отсутствующих (в том числе, на время отпуска) должностных лиц органов местного самоуправления (кроме выборных должностей)
- специалисты в области карантина растений
- государственные контролеры использования объектов государственной собственности
- лица, привлеченные к ликвидации радиационных аварий и их последствий
- работники, осуществляющие медицинское обслуживание, работающие в заведениях образования и культуры на загрязненных территориях
- работники на территории специальной (свободной) экономической зоны
- работники на объекте, предоставленном в концессию
- работники, принятые на работу инвестором (в том числе иностранным) в рамках выполнения соглашения о распределении продукции
- наемные работники в фермерском хозяйстве
- наемные работники в коллективном сельскохозяйственном предприятии
- наемные работники в сельскохозяйственном кооперативе
- наемные работники в кооперативе
- работники потребительской кооперации
- профессиональные творческие работники театра
- мастер народных художественных промыслов на предприятии народных художественных промыслов
- работники Общества Красного Креста Украины
- иностранцы, работающие в сфере культуры
- иностранцы, работающие в сфере здравоохранения
- профессиональные спортсмены
-военнослужащие, сотрудники правоохранительных и специальных государственных органов (определенный перечень должностей).
Особняком в перечне стоит такая категория работников, как руководители предприятия. Фактически, ссылаясь на ст. 65 Хозяйственного Кодекса Украины, собственник или уполномоченный им орган может потребовать оформления трудовых отношений с руководителем предприятия в виде контракта. Хотя подойдут и обычный трудовой договор или соглашение. Что выбрать - определяют в уставе предприятия.
Помимо того, ст. 104 ХКУ устанавливает: производственные кооперативы возглавляет исполнительный директор, нанимаемый на работу правлением кооператива только по контракту. А в ч.4 ст. 128 ХКУ указано, что руководителя частного предприятия нанимают на работу только по контракту.
Обязательно заключают контракт и с руководителями госпредприятий на основании Положения о порядке составления контракта с руководителем предприятия, которое находится в государственной собственности, при приеме на работу, утвержденного постановлением КМУ от 19.03.93г. № 203.
Письменный, в виде решения учредителей о назначении на должность, а тем более устный договор оставляют без урегулирования целый ряд проблем, которые, как показывает практика, могут отрицательно сказаться на положении самого руководителя.
Так согласно ч.3 ст.21 КЗоТа в контракте указывают условия материального обеспечения и организации труда, причины и условия расторжения договора, в том числе досрочного, а также размеры компенсации при прекращении действия контракта. Особо важным для руководителя является перечень прав, поскольку единственным документом, где собственник может установить пределы его полномочий является устав. Но, как правило, в уставе эти положения носят общий характер, в то время как контракт уточняет права руководителя, устанавливает критерии оценки его работы, процедуру согласования локальных документов собственником предприятия, а также условия и размеры доплат и премий. Например, по аналогии с п.10 Положения № 203 в качестве критериев может указываться величина чистой прибыли, уменьшение затрат на единицу производимой продукции, в том числе и по фонду оплаты труда. Причем в контракте можно оговорить, например, условия оплаты расходов при командировке руководителя, предоставление персонального автомобиля для выполнения должностных обязанностей, премирования за экономию фонда оплаты труда и прочие поощрения. Также руководитель предприятия пользуется теми же правами и гарантиями, которые предусмотрены для работников предприятия трудовым законодательством или коллективным договором. Но по тем выплатам и гарантиям, в отношении которых предусмотрены лишь верхние границы (к примеру руководителю предприятия установлен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день - до 7 календарных дней) или наличие договоренности двух сторон, очевидно, что второй стороной для руководителя будет собственник предприятия, а для фиксации таких договоренностей лучше всего подойдет контракт. В контракте нужно записать исчерпывающий перечень его расторжения, включая сроки уведомления и процедуру передачи дел. Если такие условия не указаны и не достигнуто договоренности о перезаключении контракта с руководителем, по истечении срока его действия увольнение можно оформить обычным приказом самого руководителя.
В реальной действительности сфера широкого применения контракта доминирует на предприятиях негосударственного сектора экономики, а более узкая - на предприятиях, основанных на государственной форме собственности.
На практике часто встречаются случаи грубого нарушения законодательства, которое регулирует контрактную форму найма работников. По данным Министерства труда Украины, на некоторых предприятиях контракт применяется в случаях, не предусмотренных законодательством, в противоречие воле самих работников. Неединичными являются случаи, когда контракт навязывается всем работникам предприятия. В противоречие действующему законодательству, некоторые руководители предприятий рассматривают контракт как обязательную форму найма работников и применяют без согласия работников.
Вывод
Составной частью правового механизма устранения экономических, юридических и организационных ограничений, которые препятствуют свободной продаже гражданами своей рабочей силы, является контрактная система найма работников. Наиболее эффективно она применяется на совместных предприятиях с участием иностранного капитала (около 80% сотрудников работают по контракту).
Контракт, как особая форма трудового договора, направлен на:
- проведение эффективной кадровой политики;
- обеспечение условий для инициативы и самостоятельности работника с учетом его индивидуальных способностей и профессиональных навыков;
- повышение взаимной ответственности сторон;
- правовую и социальную защищенность работника.
Применение контрактной формы трудового договора имеет несомненный потенциал, о чем свидетельствует практика развитых европейских стран и мнение большинства ученых и юристов-практиков.
Литература.
1. Конституция Украины.
2. Кодекс законов о труде Украины с постатейными материалами. Бюллетень законодательства и юридической практики Украины. 1997 г. №11-12.
3. Закон Украины «О охране труда» от 14.10.1992г.
4. Постановление Кабинета Министров Украины № 203 «О применении контрактной формы трудового договора с руководителем предприятия, которое находится в государственной собственности» от 19.03.1993г.
5. Постановление Кабинета Министров Украины №170 «О упорядочении применения контрактной формы трудового договора» от 19.03.1994г.
6. Баранюк Ю. Особенности содержания трудовых контрактов. Право Украины №9- 1998г.
7. Трудовое право Украины. Учебник. Под ред. Н.Б.Болотиной, Г.И.Чанышевой,-К.:Т-во «Зниние», 2000г.
8. Трудовое право Украины. Учебник. Грузінова Л.П., Короткін В.Г. Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП)-К., 2003г.