Понятие Мировоззрения и его исторические типы

СОДЕРЖАНИЕ: Мировоззрение - это совокупность наиболее общих взглядов на мир и места в нем человека, а также основанные на них чувства, убеждения, идеалы, оценок, определяющие принципы поведения людей. Как разноуровненое духовное образование оно включает в себя мироощущение (эмоциональная ступень), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и к себе самому.

1. Понятие Мировоззрения и его исторические типы

Мировоззрение - это совокупность наиболее общих взглядов на мир и места в нем человека, а также основанные на них чувства, убеждения, идеалы, оценок, определяющие принципы поведения людей. Как разноуровненое духовное образование оно включает в себя мироощущение (эмоциональная ступень), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и к себе самому.

В структуре мировоззрения выделяют 4 основные компонента:

познавательный , базированный на основе общих знаний (повседневные, профессиональные, научные);

ценностно-нормативный, включающий в себя ценности, убеждения, верования и нормы, сближающие ценностное значимое у человека с его практическим поведением;

морально-волевой , формирующий психологические установкидля реализации в практических действиях сложившиеся нормы и ценности;

практический , проектирующий и стимулирующий определенный тип поведения.

Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное и философское.

Мифологическое мировоззрение было первой попыткой объяснить явления окружающего мира. Оно характерно для ранних этапов первобытного общества.

Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественную силу. Здесь мир делится на земной и небесный.

Обыденное мировоззрение проявляет себя в форме здравого смысла, и направлено на практические вопросы. Оно играет большую роль в жизни людей и определяет зачастую социальную ориентацию человека. Несмотря на это оно не является достаточно продуманным, последовательным, систематизированным т.к. оно не лишено ошибок и заблуждений. Испытываются затруднения при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные знания, в том числе и в философии.

Философское мировоззрение является самым высшим типом мировоззрения. Оно представляет собой рационально объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов познания для него характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность и системный характер знаний. Поэтому философия формирует целое понимание мира и является ядром мировоззрения, ее теоретической основой.

2.Особенности философского мировоззрения. Человек как центральная проблема философии

Философия как сложившаяся система знаний включает ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема—отношение человека к миру. Она конкретизируется в философии в основной проблеме. Как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, которая обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения. При рассмотрении первого, наиболее общего и фундаментального уровня, различаются две стороны онтологическую и гносеологическую.

Онтологическая (бытийная) сторона заключается в решении вопроса об

отношении сознания к материи, о том, что является первичным, сознание или материя, и какая из двух фундаментальных реальностей, идеалистическая или материалистическая, является определяющей, порождает другую. При решении этого вопроса различают два подхода: монистический (кладет в основу одно из двух начал) и дуалистический (признает оба начала равнозначными). В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее (мир существует объективно, независимо от человека). Идеализм считает , что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах: объективный (признает существование мира, независимо от человека, но утверждает, что мир является порождением некого объективного создания [бог, дух]) и субъективный (считает первичной реальностью человеческие ощущения, т.е. первичным – индивидуальное сознание).

Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии— вопрос о том можно ли адекватно познать окружающий человека мир, объективные законы его существования и функционирования. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека. Но существую и философы, которые в принципе отвечают отрицательно на этот вопрос. Философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем, называется агностицизмом.

3.Основные этапы становления и развития философской мысли.

4. Предмет и основные проблемы философии. Структура философского знания.

Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема — отношение человека к миру — конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, что обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения. При рассмотрении первого, наиболее общего и фундаментального уровня основного вопроса философии различают две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи является вопрос о том, что является первичным — материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности — материальная или идеальная — является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греческого monos — один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от латинского dualis — двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Тем не менее, последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант.

В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее. Он объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов — от стихийного материализма античности (Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому, механистическому материализму 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеций и др.) и впоследствии к диалектическому материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс).

Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах – объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека — бога, духа, мирового сознания (Платон, Гегель). Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения и тем самым первичным индивидуальное сознание (английский философ XVIII в. Д. Беркли).

Другая сторона основного вопроса философии — вопрос о том, можно ли адекватно познать окружающую человека действительность, объективные законы ее существования и функционирования. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека. Существуют философские направления, представители которых в принципе отвечают на этот вопрос отрицательно. Философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем, называется агностицизмом (от греческого a — не, gnosis — знание) (Д. Юм, И. Кант). Деление философов по вопросу познаваемости мира не совпадает с их размежеванием на материалистов и идеалистов, ибо часть идеалистов признавала познаваемость мира. Тем не менее, последовательный материализм неразрывно связан с признанием познаваемости мира. Кроме того, незначительная часть философов является скептиками, отказываясь однозначно ответить на вопрос о познаваемости мира.

Вопрос об отношении мышления к бытию является основным вопросом философии, так как, в конечном счете, именно тот или иной ответ на него обусловливает принципы решения всех философских проблем, среди которых такие, как проблема истины, проблема метода познания, проблемы онтологии, а также мировоззренческие, общетеоретические основы конкретных наук, пытающихся проникнуть в сущность мироздания.

5. Философия и наука

Философия и наука находятся в сложных отношениях – не совпадая абсолютно, но и не отличаясь абсолютно. Хотя философия не может строиться по естественнонаучному образцу. она имеет свой предмет, метод, категориальный аппарат, свою меру точности и доказательности, и, подобно науке, имеет целью построение объективного знания, нахождение объективной. Различия философии и науки заключается в том, что философия стремится к такой логической доказанности своих положений, которые подтверждаются совокупным практическим опытом человечества. Более того, положения естественных наук не зависят от субъективного фактора, психологически-эмоциональных и культурных характеристик исследователя, а философия, напротив, стремится к такой выстроенности своего знания, которая обязательно обладает глубокой мировоззренческой убедительностью при сохранении важности рациональных доказательств.

Иначе говоря, отличительная особенность философии в том, что она ставит и решает проблемы мировоззрения.

6.Социально предназначение и функции философии. Структура философского знания.

Прежде всего, философия выполняет мировоззренческую функцию , вооружая людей знанием мира и человека, как целостной сложной системы. Она служит основой правильного осмысления мира, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов.

Методологическая функция (от греч. «путь познания») заключается в том, что философия вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучения мира и его изменений. При этом философия выступает в качестве наиболее общей методологии, т.е. формулирует общие принципы познания и освоения мира (частные науки Бэкона).

Аксиологическая функция (от греч. «ценный»), предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей (социальный, нравственных, идеологических). Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема пути и системы ценностей.

Критическая функция философии связана с аксиологической, т.к. утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает Критике существующие ценности, господствующие порядки. Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии.

Прогностическая функция формулирует гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания.

Философия, как часть общей культуры человечества, выполняет и интеллектуальную функцию , развивая способности человека к теоретическому мышлению, формируя интеллект, способствует становлению собственного мировоззрения.

7.Первые философские школы древней Греции

Античная Греция, где возникновения рабовладельческого общества, а одновременно первых философских школ, относится к VII-Vi вв. до н.э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.

Мифология —это способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних Греков до рабовладельческого общества (VII-VI вв. до н.э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа (мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением родовой общественно-экономической практики.). С другой стороны, фетишация природных явлений была вызвана слабым развитием производительных сил и бессилием человека перед природой.

В основе мифологического мировоззрения лежал космологизм. Космос понимался как абсолют, божество, но античные боги— это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в космосе, т.е. законы природы, управляющие им. Представление сводилось к представлению о театральной сцене, где люди—актеры, а все вместе (мир и люди)— порождение космоса. С уничтожением родового и возникновением рабовладельческого строя начался переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем) все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы.

Первыми представителями прогрессирующего отмежевания от мифологии стали сторонники ранней философской школы Греции— милетской школы , основанной Фалесом в Милете (крупный торговый центр и порт на греческом побережье полу острова Малая Азия). Взгляд на природу, развитый Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом заключались в том, что общую первопричину всего существующего они искали в реальной действительности. Фалес говорил, что это вода, Анаксимандр объявил в качестве «архе» (первоначало) нечто средне между воздухом и водой, а Анаксимен—воздух, который, разряжаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения—в воду и землю. Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности, а в ней самой.

Продолжателем милетской школы является великий диалектик Гераклит . Его учение—это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категорическому его восприятию. Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности--- ведущая категория его философии. Он считал, что «мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим».

Противовес материализму милетцев и Гераклита выступила математическая школа Пифагора . Пифагорейцы говорили, что все вещи обладают количественной характеристикой. Однако, чрезмерно абсолютизировав это положение, они пришли к выводу, что вещи и цифры— это одно и тоже.

Особое место занимают софисты (Протагор и Горгий), которые считали, что всякое знание относительно, подвергая его как искусному опровержению, так и защите. Основа взглядов этой школы— представление об отсутствии абсолютных истин и объективных истинностей. Отсюда вывод: благо—то, что доставляет чел-ку удовольствие, а зло—то, что причиняет страдания.

Влияние ранних фил школ и Гераклита оказалось двояким, что нашло свое проявление в школе элеатской метафизики . Они развивали по сути идеализм и субъективную диалектику. «Архе» они искали в мышлении. Акцентируя внимание на вечной и неизменной стороне бытия, они низвели множественность движ. Тел до степени кажущегося. Вывод из апорий Зенона: движение не может ни начаться, ни закончиться—это видимость а не сущее.

Отрицательной реакцией на это явились идеи Эмпедокла и Алексагора , которые считали, что вещи образуются из смеси 4-ёх начал: земли, воды, воздуха и огня. Они и открыли путь атомистической теории Демокрита и Эпикура . Они считали ,что весь мир состоит из совокупности атомов—мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся атомы. Они отличаются размерами; они вечны и неуничтожимы. Мир согласно Демокриту— не хаос случайных явлений, все в нем обусловлено.

8.Классический период древнегреческой философии

Важную роль в философии Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура,которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом – неделимый) – мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Они отличаются друг от друга количественно: размером, формой, весом и положением в пространстве. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи.Мир, согласно Демокриту, – не хаос случайных явлений, все в нем причинно обусловлено.

В формировании философских взглядов Платона огромную роль играл его учитель Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.), который не оставил после себя письменных трудов, а сведения о его воззрениях почерпнуты, главным образом, из «сократических сочинений» Платона.Сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.

Сократ совершил поворот от космоса к человеку, считая главными проблемами вопросы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, справедливость, мужество и другие нравственные добродетели. Он начинает свою философию с фиксации этического момента, отождествляя понятия добра и мудрости (если данный человек мудр, то он, как правило, добр и наоборот).

Диалектика- искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия.

Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах Платона (427–347 гг. до н. э.), учение которого – первая в истории философии форма объективного идеализма.

Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей – миру идей. Частичкой вечного является душа человека -она составляет главную суть человеческого существа. Платон считал что всё что нас окружает, существует, выделяет 3 момента:существует вечно(нерождено, не создано),Космос, невечное(изменчивые явления). С учением о чел-ке и душе связ. Учен. Об идеальн. гос-ве, кот. Сост. Из людей выполняющих соц ф-ии, без учета личных интересов. Типы гос-в: «-» тимократия(власть честолюбия),олигархия(богатых),демократия, тирания, «+» монархия, аристократия, республика.

С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик – Аристотель (384–322 гг. до н. э.). По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. Признание существования объективного мат. Мира, конкретная вещь-единство материи(основы),и формы(сущности).В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал законность и необходимость рабовладения, изначального природного неравенства людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов; ибо человек, по мнению Аристотеля, по самой своей природе предназначен к жизни сообща, будучи общественным существом, способным только в общежитии формироваться и воспитываться как нравственная личность, обладающая такими добродетелями, как благоразумие, благожелательность, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость. Венчает же все добродетели, согласно Аристотелю, справедливость. Отсюда и стремление его к справедливому государству.

9.Философские идеи Платона

Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных существований— миру идей. Земные, материальные предметы— лишь тусклый отблеск, тень мира идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая и составляет главную суть человеческого существования.

Теория вечных идей и бессмертной души лежит в основе платоновского понимания процесса познания. Он делает вывод, что истина заключена только в разуме, а совершенное знание свойственно лишь Богу (чувственное знание— низший вид, а интеллектуальное мышление и рассудок—высший).

С учением о человеке и душе тесно связана теория государства. Его этика было ориентирована не на формирование совершенной личности, а на совершенствование всего человеческого рода, совершенного общества, а отсюда—и на создание совершенного государства. Платон делил людей на 3 типа, в зависимости от преобладающей в них части души:

1.разумной (свойственно мудрецам или философам, стремящимся к красоте и высшему благу);

2.аффективной (или эмоциональной. Преобладание этой части души наделяет человека храбрости, мужеству, подчинением долгу; это- качество воинов или «стражей» безопасности);

3.вожделеющей (или чувственной. Эти люди должны заниматься физическим трудом, обеспечивая материальную сторону жизни общества; это крестьяне и ремесленники).

Общей же добродетелью он считал «меру» , а высшим из всего, что может существовать на земле—справедливое и совершенное государство.

10.Философия Аристотеля

Аристотель критиковал положение Платона о существовании идеё, независимо от чувственных вещей: «невозможно, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность». По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей.
Однако в учении о материи и форме он сам пришел к идеалистическому выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого предмета. Так, форма кирпича, по его мнению, по отношению к самому кирпичу— это форма, а по отношению к форме дома, который из него построен— материал. Лестница форм идет от низшей к высшей природе. На каждой следующей ступени— большие формы и меньше материи. И наконец, есть высота, на которой форма не имеет материи (здесь он противоречит сам себе, допуская форму без материи). Это—форма форм, высшая форма, которая является корнем всех существующих форм и высшим совершенством, целью каждого предмета. Поскольку форма предмета—это его мысль, то форма всех форм—смысл всей действительности.

Аристотель признавал законность и необходимость рабовладения, изначального природного неравенства людей, а также стремление к справедливому государству соблюдением хороших, совершенствующих человека законов, ибо человек по самой своей природе предназначен к жизни общества. Его учение завершает классический период в развитии греческой философии.

11. Философия эпохи Эллинизма

Основные темы: проблема воли и свободы, морали и удовольствия, счастье и смысл жизни. Эпикурейцы : все состоит из атомов, к.т могут отклонятся от прямолинейны траекторий. Человек состоит из атомов. Боги безразличны к человеческим делам. Для счастливой жизни чел необходимо 3 гл состовляющие:1)отсутствие телесного страдания2)Невозмутимость души3)дружба

Философия для стоиков – не просто наука, а прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Главным же достоинством мудреца стоики считали свободу человека от власти внешнего мира, а основу свободы личности видели в единстве разумного и природного. Этика стойков: счастливой жизни мешают печаль, горе. Человек существует в рамках косм законов. Все повержены року.

Неостойкие- задача человека понять место в след иерархии: благо-ум-душа-материя. Скептики сомневаются в познании мира. Осн положения: мир текуч и у него нет смысла. Следуйте миру явлений, сохраняйте внут покой. Ои хотели показать, как мало способен человек найти верное отличие истинного от ложного, а отсюда – вывод о невозможности действительного познания истины.

12. Специфика и основные проблемы Средневековой философии.

Средневековая философия была служанкой благословия. Философия западноевропейского Средневековья возникла и развивалась в течение четырех исторических периодов:

1) Подготовительный этап (II–VIII вв.), в течение которого постепенно формируется культура и философия Средневековья.

2) Ранняя схоластика (IX–XII вв.), в которой знание и вера практически не разделены, хотя происходит четкое осмысление специфической ценности и таких же результатов деятельности рассудка. В этот период Абеляром был создан основной схоластический метод познания истины («да и нет»), сводящийся к тому, что при решении любой проблемы мы должны сначала выслушать авторитетов, говорящих «за», потом – авторитетов, выступающих «против», и позднее принять решение.

3) Средняя схоластика (XIII в.), в которой происходит окончательное отделение философии и других наук от теологии, а также включение в западное философское мышление учения Аристотеля. Создается философия францисканского, доминиканского и других орденов, а также философские системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота и др.

4) Поздняя схоластика (XIV–XV вв.) отличалась рационалистической систематизацией получаемых знаний, дальнейшим формированием естественнонаучного и натурфилософского мышления, созданием логики и метафизики иррационалистического направления, окончательным отделением эзотерики (мистики) от церковной теологии.

В отношении общего теоретического базиса средневековой философии можно отметить, что она основана на христианской религии единобожия, где главной реальностью, создавшей все сущее, является Бог. Он, будучи всемогущим, актом своей Божественной воли, сотворил мир из «ничто». И в дальнейшем всесильная Божественная воля постоянно и неустанно продолжает поддерживать бытие мира.

Следовательно, с точки зрения учения о бытии (онтологии), средневековая философия была философией теоцентризма (тео — Бог) и основана на догмате креационизма (креацио — создание, творение).

У средневековой философии была и своеобразная антропология (учение о человеке). Человек не только создан Богом, но и подобен ему.

Однако природа человека двойственна: в нем есть и душа (божественное), и тело (греховное). Для преодоления греховности необходима поддержка религии, церкви. Так как рационально обосновать онтологию и антропологию средневековой философии было невозможно, была создана и своеобразная теория познания: истиной может быть признано не только то, что основано на разуме, но и то, что основано на вере.

Итак, онтология средневековой философии — теоцентрична, антропология — дуалистична, гносеология — иррациональна.

Другой проблемой, обсуждаемой в средневековой философии, была проблема соотношения общих, абстрактных понятий и понятий конкретных, отражающих единичные вещи. В ходе ее обсуждения сформировалось два направления — реализм и номинализм.

Номинализм (И. Росцеллин, У. Оккам) полагал, что общее существует только в уме человека (есть отдельная лошадь, но нет «лошадности»). Принижая значение общих понятий, номинализм ставил под сомнение универсальное, предельно абстрактное понятие «Бог», за что и преследовался церковью.

Реализм (Ф. Аквинский), напротив, утверждал реальность общих идей, а единичные вещи и соответствующие им понятия считал производными от общих.

13. Философия Ф.Аквинского.

Особенности средневековой философии нашли наиболее яркое воплощение в творчестве одного из наиболее крупных представителей Фомы Аквинского (1225 — 1274). Его заслугой является разработка одной из центральных в средневековой философии проблемы соотношения веры и разума. Ф. Аквинский создал учение о возникновении гармонии веры и разума, поскольку у них один предмет — Бог и созданный им мир; кроме того, вера и разум как методы познания дополняют, а не исключают друг друга.

Но между ними есть не только сходство, но и существенные различия: разум постоянно сомневается в добытых им истинах, а вера принимает истину, основываясь на воле, желании. Поэтому вера выше разума.

Историческое значение созданной Ф. Аквинским концепции в том, что она обосновала идею о возможном компромиссе между наукой и религией, получившей дальнейшее развитие в ряде философских учений, особенно в философской системе Гегеля, русской религиозной философии XIX–XX в., а также в современной религиозной философии неотомизма.

Принцип гармонии веры и разума получил воплощение в разработанных Ф. Аквинским пяти рациональных доказательств существования Бога. Поскольку все движется и изменяется, то должен быть и «перводвигатель», первоисточник, т. е. Бог. Мир многообразен и совершенен, следовательно, есть Бог как высшее совершенство. Согласно Ф. Аквинскому, поскольку в живом мире есть цель, то должен быть и источник целесообразности, т. е. Бог. Хотя в мире и есть случайное, но в целом его развитие носит закономерный характер, что исходит от Бога. Мир единственен и конечен в пространстве, но в нем всюду есть упорядоченность, т. е. Бог.

Эти доказательства долгое время воспринимались как убедительные, несмотря на их односторонность, т. к. они являются доказательствами только абстрактно-логического характера. Однако приведенные Ф. Аквинским доказательства и сейчас активно используются церковью.

14. Особенности философии эпохи Возрождения.

Черта: человек становится главным предметом философии, т.к. постепенно вырабатывает идеи личности. Отличительным качеством становится: своеобразие, разносторонность. Проявляется светская философия, искусство. Прежде всего, происходит освобождение духовной жизни от влияния религии и церкви. Характерной чертой этой эпохи, давшей ей наименование, является широкое использование античного культурного наследия. Интерес к античной культуре в эпоху Возрождения проявился и в ее ориентации на искусство. Эта эпоха дала прекрасные образцы в области художественной литературы, живописи, скульптуры, архитектуры. В философской мысли эпохи Возрождения можно обнаружить сочетание самых различных традиций, специфические модификации аристотелизма и платонизма. Традиции античной и средневековой мысли получали в эпоху Возрождения новый смысл. Если в средневековой философии центральная проблема соотношения мира и Бога, природы и божественного начала решалась в плане противопоставления природы Богу, тленного земного мира нетленной небесной субстанции, то философия Возрождения создает новую, пантеистическую картину мира, отождествляя Бога и человека. Следовательно, пантеизм — специфическая черта натурфилософии Возрождения. При этом речь идет не о простом отождествлении Бога и природы, а о коренном пересмотре философского содержания этих понятий. Бог философии Возрождения — не Бог схоластического богословия, он не творит мир из ничего, а сливается с законом естественной необходимости. В то же время природа из творения Бога превращается в обожествленное, наделенное необходимыми силами первоначало вещей. Это наиболее последовательно проявилось в пантеизме Джордано Бруно.

Философию эпохи Возрождения отличает и ярко выраженный антропоцентризм. Человек, являясь главным объектом рассмотрения, оказывается и центральным звеном космического бытия. В определенном смысле антропоцентризм был характерен и для средневековой традиции, но в ней человек рассматривался не сам по себе, а в отношении к Богу, греху и вечному спасению, которое недостижимо собственными силами. В гуманистической культуре Возрождения рассматривается земное предназначение человека. В противоположность феодальному аскетизму и корпоративной сословности приоритет отдается признанию интересов и прав человеческой личности. Идеалом и отличительными качествами человека становятся разносторонность, своеобразие и уникальность каждой личности, осознание собственной силы и таланта как творения природы и самого себя. Не случайно эпоху Возрождения также называют эпохой гуманизма.

В развитии философской мысли эпохи Возрождения можно выделить три периода, хотя это деление носит условный характер: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставлявший средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношения с миром (середина XIV — середина XV в.); неоплатонический, связанный с решением онтологических проблем (середина XV — начало XVI в.); натурфилософский, главным предметом исследования которого была философия природы (середина XVI — начало XVII).

15. Философские Воззрения Кузанского, Пантеизм Д. Бруно

Бруно суть: утверждение о бесконечности природы. Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. пантеизм – специфическая черта натурфилософии Возрождения. При этом речь идет не о простом отождествлении Бога и природы, а о коренном пересмотре философского содержания этих понятий. Это наиболее последовательно проявилось в пантеизме Джордано Бруно. Один из главных выводов, вытекающих из пантеизма Бруно, – утверждение о бесконечности природы. Если у Н. Кузанского учение о бесконечности мира было еще полутеологическим, то у Бруно оно формируется как учение только о природе. Он разработал, по существу, материалистическую концепцию Вселенной. Большое значение для развития философии имела теория познания Бруно. Он выдвинул против схоластических догм церковного авторитета принцип сомнения, утверждая критическое отношение к старым теориям и общепринятым положениям, свободу мысли.

Центральная проблема философии Н. Кузанского – проблема соотношения Бога и мира. Но в отличие от традиции средневекового католического богословия Бог трактовался им как бесконечное единое начало и вместе с тем скрытая сущность всего, мир представлен как мир конечных вещей.

Поэтому проблема соотношения конечного мира, мира конечных вещей и их бесконечной сущности поставлена Н. Кузанским как философская проблема. Эта проблема решалась с пантеистических позиций: Бог, понимаемый как охватывающий собой все сущее, содержит в себе весь мир.

Радикальному пересмотру подверглось представление о Вселенной. Схоластической картине мира противопоставлялось учение о космосе,

Глубокие идеи высказаны Н. Кузанским в теории познания. Главное в его гносеологии – это понимание познания как бесконечного процесса

16. Исторические и теоретические предпосылки философии Нового времени. Полемика эмпиризма и рационализма.

Быстрое развитие естественных наук. Провозглашается самая главная цель человека-научная деятельность. Эмперизм – все знания выводимые из опыта.

Душа человека-чистая доска. Индукция – универсальный метод.

Рационализм – все знание получается из разума и мышления. Необходимые знания невозможно получить из опыта. Осн метод – дедукция.

Исходная точка фил-и нового времени явл размышляющий субъект

В теории познания французские материалисты являются сенсуалистами . Суть: все с чем сталкивается человек в опыте – это его собственные впечатления

17.Философия нового времени. Критика средневековой схоластики

Родоначальником английской материалистической философии и экспериментирующей науки был английский философ Ф. Бэкон (1561–1626), идеолог нарождавшейся промышленной буржуазии, выдающийся политический деятель, сторонник политических реформ. Видное место в его философии занимают критика средневековой схоластики, выделение особой роли естественных наук в познании мира, стремление связать философию с современным ему научным знанием.

Большую роль в критике средневековой философии сыграло учение Бэкона о «призраках» (или «идолах», предрассудках человеческого сознания), задерживающих научный прогресс. Это призраки:

1) рода

2) пещеры

3) рынка (площади)

4) театра.

Два первых признака происходят вследствие «естественных свойств человеческого ума», который отражает окружающий мир не совсем адекватно;

Два последних являются приобретенными вследствие общения и в результате воздействия на сознание ложных теорий и философских учений, слепого поклонения авторитетам.

В противоположность схоластике Бэкон признает предметом философии природу, Бога и человека (так называемая естественная теология, познание Бога через факты природы), где главное – природа. Задача философии – изображение того, что есть в действительности, главное – не описание, а исследование. Видное место в философии Бэкона занимает учение о познании

18.Философия эпохи просвещения

Характерная черта философии – исторический оптимум. В философских мышлениях о природе просветители проводят принципы детертеминизма и механичность материализма. Природа понимается как часовой механизм, который может быть разобран. Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии французского Просвещения. Решалась она преимущественно с позиций открытого материализма. В истолковании человеческой природы Вольтер выступил противником Паскаля, отвергая не только его дуализм, но и главную мысль философа, что человек - одно из наиболее слабых и ничтожных существ в природе.

19.Немецкаяклассическая философия: общие черты

Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших

выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в

германских государствах с середины VIII в. и имевшего другим своим

проявлением, главным по воздействию вширь на общественное сознание,

классическую немецкую литературу, корифеями которой считаются Г. Э.

Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне.

Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших

изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и

духовно-идеологической жизни всей Европы. Стали развиваться физика и химия, продвинулось

вперед изучение органической природы. Открытия в области математики,

учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой,

астрономические, геологические, эмбриологические теории

20. Основные черты философии Канта: «Критический» период творчества.

Основное внимание—проблемы онтологии, гносеологии и этики. На первом этапе его внимание было сосредоточено на проблемах онтологии, устройства мира, космоса. Эти проблемы он решает как философ-материалист. Первооснова космоса— мельчайшие частицы первичной материи. Главная заслуга Канта—обоснование точки зрения, что космос не есть нечто неизменное, а представляет собой бесконечный процесс естественного становления и развития. Опираясь на ньютоновскую физику, он выдвинул гипотезу о возникновении солнечной системы из первоначального облака частиц, взаимодействующих на основе законов механики. Но в области познания он остается на традиционных позициях, сохраняя веру в неограниченные возможности человеческого разума. В критический период он создал философские труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способностей суждения», в которых изложена теория познания, а также его этические и эстетически взгляды. Главное содержание 2ого периода— выявление границ, пределов человеческого познания. Кант утверждал, что познание и знание возникают в результате человеческой деятельности, а причина трудностей в процессе познания— не объект, а субъект, человек, его разум. Возможности чел разума ограничены. Разум в стремлении познать сущность явлений наталкивается на неразрешимые противоречия—антиномии. Кант классифицирует знание как результат познавательной деятельности, выделяя 3 понятия, характер познание: 1. апостериорное знание (его человек получает в результате опыта, но оно не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность), 2. априорное знание (оно существует в разуме и не требует опытного доказательства. Оно воплощено в таких категориях, как пространство, время, причинность, Бог. Только оно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.), 3. Кант считал, что все вещи в мире двойственны ( 1) «вещь для нас», воспринимаемая нашими чувствами сторона вещи, вещь как феномен и 2) «вещь в себе» — вещь как ноумен, какая она есть на самом деле, недоступная чувствам и, тем самым, непознаваемая. Человеческий разум может лишь познать образы предметов окружающего мира— «вещей в себе»,ф но не их внутреннюю сущность). Поэтому знание человека о мире никогда не станет полным.

21.Философские взгляды Фихте и Шеллинга

Родом из крестьянской семьи.

Фихте - развивает идею канта. Делает акцент на творческую активность разума. Сущность человека обнаруживает в деятельности, одним из средств которых является мышление.

Основная задача- раскрыть принципы действия сознания. У Ф. нет готовых абсолютов. Абсолютное то, что наращивается в росте в нашей субъективности. Сознание не есть готовая данность. Сознание есть деятельность. Суть человека в духовной активности. Цель общества согласие и единодушие, новое равенство.

Шеллинг- инструментальная инструкция, подлинный фил метод, единственный способ постичь мир. По мнению Ш. природа объективна, т.е. она существует как бы вне. Но она в тоже время духовно-объективна.

Он один из первых поставил вопрос об «исторической природе эстетических категорий» в его позиции мы встречаем критику Фихте как объективный идеалист критикует субъективного. 2.утверждение первичности природы по отношению к человеческому разуму. 3.он дает нам диалектическое видение природы. После философии Ш уже никакая философия не могла игнорировать объективность природы.

22.Философия Гегеля, особенности системы и метода.

(завершение немецкого идеализма) Наиболее полное изложение философский системы Гегеля—«Энциклопедия философских наук» aka «Система философии». В «Энциклопедии» он выделяет 3 части: логику, философию природы и философию духа, порядок изложения которых соответствует логической последовательности рассматриваемых проблем. Гегель исходит из представления, что мир, включающий природу, общество, духовную жизнь—это единый целостный процесс. В его системе мир предстает как саморазвитие абсолютной идеи, безличного мирового разума, высшей субстанции, которая объединяет все структурные части мира. Абсолютная идея—нечто идеальное, «Мысли Бога», чистое мышление, некоторая совокупность логических понятий. Она постоянно развивается, приобретая различные формы. Разъясняя суть абсолютной идеи, он указывает 3 этапа ее развития. Первый —логика, этап чистых категорий (бытие, качество, колво, мера). Этот этап делится на 3 части: учение о бытии, о сущности и о понятии. Бытие и сущность—ступени, по которым «взбирается» понятие, прежде чем оно предстанет во всей всеобщности и полноте. Второй этап движения—инобытие природы, которая предстает как нечто противостоящее абсолютной идее, вторичное по отношению к ней. В природе абсолютная идея обогащается содержанием и затем возвращается в самой себе, в идеальное состояние, но уже на высшем этапе своего развития. Третий этап—философия духа, процесс развития человека, общества. Абсолютная идея проживает многообразную и сложную жизнь, представляя собой объективный идеализм. Познавши свое «инобытие», абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает себя в различных видах человеческого сознания и деятельности. Философия духа включает: 1. учение о субъективном духе (антропология, психология, феноменология); 2. учение об объективном духе (сфера права, морали, семьи, гр общ и гос-ва, всемирной истории); 3. учение об абсолютном духе (раскрывается в искусстве, религии и философии). Развитие происходит от абстрактного к конкретному, имея след механизм: сущ определенный тезис (утверждение, формы бытия), данному тезису антитезис (его противоп); в результате взаимодействия двух первоначальных тезисов получается синтез—новое утверждение, которое в свою очередь становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Сам тезис—«бытие» (то, что сущ), его антитезис—«небытие» (абсолютно ничто). Бытие + небытие = «становление» (новый тезис).

Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики, главный из них—закон взаимопроникновения противоположностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Закон отрицания показывает направление развития. Эти законы не существенно оторваны друг от друга, а реализуются как элементы единого общего развития.

23. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Фейербах был первым философом, который выступил с критикой гегелевской идеалистической философии, «абсолютной философии», якобы разрешившей все проблемы. Главный пафос критики был направлен против гегелевской «абсолютной идеи», абсолютной роли разума. Фейербах не согласен с Гегелем по проблеме соотношения философии и религии, не без оснований считая, что порождение абсолютной идеей природы – это рациональное выражение теологического учения о сотворении природы Богом. Фейербах раскрывает социально-психологические корни религии. Она оказывает облагораживающее воздействие на людей. Содержание философии Фейербаха не сводится к критике религии и философии Гегеля. Идеализму Гегеля он противопоставил философию материализма, основой которой является человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах назвал свою философию «антропологией».

Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются при-рода и человек, который предстает как единство материального и духовного. Однако для него человек – абстрактное, природное существо. Поэтому все вопросы бытия Фейербах рассматривает, исходя из человеческой сущности как природной, т. к. он считает человека частью природы. Природа же телесна, материальна. Причина природы находится в самой природе, она никем не сотворена.

24.Посткласическая философия воли и философия жизни

Общая характеристика учений(кроме Маркс) является иррационализм. Иррационализическое философское направление, в которое утверждает, что подлинные знания о мире можно получить с помощью интуиции.

Артур Шипенгаун является основателем философии воли. Его концепцию называют - волюнтаризм. Сущность жизни и человека обнаруживается в воле. Ничем не ограниченная мировая воля порождает все события и явления мира. Единственный способ - чистое созерцание без цели. Ницше – в основе всего лежит воля к власти. Он сторонник сильных личностей, которые надо воспитывать

25. Место марксизма в истории философии.

Философия марксизма — одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм (основоположники К. Маркс и Ф. Энгельса); ленинский вариант марксизма как его применение к российской действительности; сталинский вариант теории, обосновывающий тоталитарную практику; социал-демократическая версия марксизма (и близкий к нему русский меньшевизм); современный неомарксизм (франкфуртская школа—Т. Адорно, Г. Маркузе). Поэтому, оценивая место данного направление в истории философии, важно учитывать, какой из вариантов имеется в виду. Необходимой предпосылкой объективного анализа марксизма является отказ от отождествления этого учения с его различными версиями и прежде всего со сталинским вариантом догматизированного и идеологизированного марксизма.

Рассматривая классический марксизм как развивающуюся теорию, в нем можно выделить три группы идей:

1. идеи, которые выражали ценности техногенной цивилизации;

2. концепции, которые конкретизировали эти идеи применительно к индустриальной стадии техногенной цивилизации;

3. открытия, идеи, выходящие за пределы техногенной культуры.

Выделяя основные особенности марксистской философии в ее классическом варианте, отличающие ее от предшествующих учений, следует, прежде всего, сказать, что в центре внимания этого течения находились проблемы социальной жизни. В социально-философской концепции марксизма ведущее место занимает разработка закономерного характера поступательного развития общества как естественно-исторического процесса смены общественно- экономических формаций, в основе которого находятся материально- экономические отношения. По К. Марксу, способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Этот вывод, по общему признанию, составляет крупнейший вклад марксизма в историю философской мысли.

Существенной заслугой марксизма является детальная и оригинальная критика капитализма, которая в значительной степени действенна и в настоящее время. Особое место занимает исследование К. Марксом природы отчуждения человека и труда, основной причиной которого является отчуждение собственности на средства производства от непосредственного производителя. К. Маркс обозначил новые перспективы общества, которые преодолевают пороки капитализма и находятся в русле социалистических традиций.

26.Характерные особенности развития отечественной философской мысли. Русская философия имеет длительную историю, насчитывая более тысячи лет. Начало эволюции древнерусской философии можно датировать XI — XIII вв. В XV — XVI вв. происходит расцвет отечественной средневековой философской мысли. В XVII в. осуществляется переход к русской философии XVIII и XIX вв. как отечественной философии Нового времени и Просвещения.

Первоначальный этап развития русской философии характеризуется теснейшей связью с природой и поклонением ей. Языческое понимание жизни как непрерывной смены и возобновления ряда природных циклов в русской христианской философии дополняется теорией линейной эволюции от сотворения мира и людей Богом до грядущего Второго пришествия Христа с неизбежной (даже после смерти) расплатой грешников за свои деяния. Православие духовно включает жизнь каждого человека в общий процесс мироздания, где индивид является важной составной частью не только своей семьи или всего народа, но и всего человечества.

Одно из первых определений философии на славянском языке дал известный первоучитель Кирилл. Он понимает ее как знание вещей божественных и человеческих, насколько может человек приблизиться к Богу, которое учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его.

В русской средневековой философии она понималась как духовное и практически-деловое наставничество, направленное на исцеление «заблудшей» человеческой души. Тщательное истолковывание текстов Библии (экзегеза) и других священных документов способствовало формированию абстрактных понятий в русском самосознании, главной категорией которого было сверхпонятие Бога как высшего единства нравственного, материального, социального и иного бытия. Основная цель философии как священной мудрости состояла в том, чтобы научить человека постоянному поиску высшего смысла своей жизни и духовно- практической ориентации на православные добродетели.

В русской философско-исторической мысли второй половины XIX века значительное влияние приобретает направление, связанное с материалистическим истолкованием истории, разрабатываемое Плехановым. Его истоки уходят в материалистическую традицию отечественной философии, наиболее последовательно представленную антропологическим материализмом Н.Г. Чернышевского, идеи которого в 70 - 80-х годах были широко известны в среде разночинной интеллигенции, и интерпретацией истории в духе экономического материализма М.А. Бакунина. Плеханов высоко ценил материализм Чернышевского. Материалистические идеи Плеханова складывались под значительным влиянием отечественной философской мысли. Плеханов был глубоко убежден, что исторический материализм Маркса, имеющий своим эмпирическим материалом всю историю человечества (всемирную историю), - и есть философия истории. Бакунин – ценность свободы, готов все разрушить ради нее. Чернышевский – польза для всех это революция.

Основной чертой русской философии, несмотря на внешнюю светскую направленность, является ее глубоко религиозный, православный характер, в связи с чем ее с известной долей приблизительности можно назвать православной философией. Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной4. Важной чертой русской философии является ее антропоцентризм в сочетании с ориентацией на Божественное начало человека.

27.Философия В.С.Соловьева

Главной идеей философии В. Соловьева была идея всеединства, органической целостности мира во всех его элементах и частях, о гибельности распада этого единства. В. Соловьев обосновывает цель новой философии – ориентация на добро с помощью универсального синтеза рациональных и эзотерических средств познания. Его философская система включает в себя и проблему природы человека, и философию религии (философскую теологию), и социальную философию вместе с философией истории. Еще одна важная мысль его учения – это идея о «богочеловечестве» как высшем достижении единства материального, идеального и божественного. Долг человечества, по В. Соловьеву, состоит в том, чтобы самому сделаться божественным и стать Богочеловечеством.

В конце XIX века, во многом благодаря философии В. Соловьева, и в первой четверти XX века отечественная философия достигла высшего уровня своего эволюционного развития.

28.Русская философия в ХХ в. Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев

Бердяев Н. (1874–1948) – выдающийся русский философ и публицист. Основная проблема философии, по Бердяеву, – в рассмотрении смысла существования как человека в частности, так и бытия в целом. Смысл бытия человека – это существование с его ориентацией на истину, на спасение или на творчество. Н. Бердяев исследует эволюцию христианства и гуманизма. Н. Бердяев говорит об отчуждении, дегуманизации человека, о возрастании его духовного одиночества в процессе социализации, о безмерной власти коллектива и государства над личностью. Н. Бердяев верил в то, что в постсоветской России будет создан иной, более справедливый, чем существующий капиталистический, строй. Особый интерес вызывает его статья Русская философия. Здесь

многообразие и многосторонность русской самобытной философии не поддаются классификации и точным формулировкам. Автор всё время подчеркивает , что в русской философии теория также постоянно связана с практикой, с внутренним подвигом. Он с сожалением говорит о том, что увлеченные системами западные ученые вряд ли серьезно отдались бы её изучению, т.к. даже сами русские немного и неохотно занимаются своими философами.

29.Характерные черты русской философии.

Русская философия, и в этом также ее своеобразие, всегда основывалась не только на трудах отечественных философов, но и на других русских общекультурных источниках. Для русской философии характерно особое внимание к осмыслению кризиса мировой культуры и философии и создание отечественных философских теорий. Еще одной чертой русской философии начала XX века была тотальная критика идей западного классического рационализма, его попыток получить абсолютную власть над жизнью людей. Русская философия была связана с ее особыми правовыми поисками. Русские философы стремились по-новому.

Черты:

1.принцип целостности, рассматривается дух человека

2. соборность

3. этический персонализм

4.реальная ситуация-постижение

5.истина-праведность

6.космизм-идея всеединства

30.Исторические этапы философии советского этапа .

1917-1930 – подъем знания ильянизма. За основу Маркса. Развитие диалектики.

Борьба с религией

1930-56-сталинизм. Фил была зажата в тиски

1957-75-развитие марксистко-ленинской диалектики

76-91-застой в философии

1991-2000-крушение социалистической системы

31.Материалистическая философия в России (Х IХ в.)

В русской философско-исторической мысли второй половины XIX века значительное влияние приобретает направление, связанное с материалистическим истолкованием истории, разрабатываемое Плехановым. Его истоки уходят в материалистическую традицию отечественной философии, наиболее последовательно представленную антропологическим материализмом Н.Г. Чернышевского, идеи которого в 70 - 80-х годах были широко известны в среде разночинной интеллигенции, и интерпретацией истории в духе экономического материализма М.А. Бакунина. Плеханов высоко ценил материализм Чернышевского. материалистические идеи Плеханова складывались под значительным влиянием отечественной философской мысли. Плеханов был глубоко убежден, что исторический материализм Маркса, имеющий своим эмпирическим материалом всю историю человечества (всемирную историю), - и есть философия истории. Бакунин – ценность свободы, готов все разрушить ради нее. Чергышевский – польза для всех это революция

32.Идеалиская и религиозная философская традиция в России в Х IХ, ХХ вв.

Основной чертой русской философии, несмотря на внешнюю светскую направленность, является ее глубоко религиозный, православный характер, в связи с чем ее с известной долей приблизительности можно назвать православной философией. Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной. Важной чертой русской философии является ее антропоцентризм в сочетании с ориентацией на Божественное начало человека.

33. Западная философия ХХ в. важнейшие школы и направления.

Новый этап в западной философии открыл XX в., который связан со становлением современного, так называемого неклассического типа философии. Усложнение социальных связей, многообразие общественных отношений, новые взаимоотношения индивида и общества, особый интерес к человеческой личности, ее внутреннему миру, научно-техническая революция обусловили особенности этого этапа. Его отличительной чертой является многообразие существующих философских школ, течений, концепций. Вместе с тем современная неклассическая философия представляет определенную целостность. В ней можно выделить некоторые основные, наиболее авторитетные направления, оказавшие значительное влияние на развитие философской мысли, такие, как позитивизм, экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, постмодернизм.

Позитивизм является одним из влиятельных философских направлений, в центре внимания находятся проблемы научного знания. Его основатель—французский философ Конт. Главная идея позитивизма—отрицание традиционной философии, бесплодности ее основной проблематики, т.к. истинными являются лишь знания, которые опираются на опыт, обоснованы эмпирически и логически. Такое знание дают естественные науки (физика, химия), в то время как философские понятия (бытие, материя, сознание и т. д.) лишены смысла; это надуманные понятия, которые основываются на рассуждениях, а не на непосредственном опыте или эксперименте. Поэтому на смену прежней философии должна прийти новая, позитивная философия, опирающаяся на данные науки, выводимые из опыта.

Таким образом, в истории философии впервые появилось направление, отрицающее познавательную ценность философского знания.

Позитивизм прошел длительную эволюцию . В его развитии можно выделить три этапа:

1. Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера (1820 — 1903), Дж. Милля (1806 — 1873) (« первый позитивизм ») (середина XIX в.), который поставил основные проблемы позитивной философии, видя ее задачи в обобщении и систематизации конкретно-научного знания. При этом позитивизм оставался еще материалистическим учением, признавая существование объективной реальности.

2. Второй этап позитивизма — махизм, возникший на рубеже XIX — XX вв. и назван по имени основного представителя Э. Маха (1838—1916), который в отличие от «первого позитивизма» сводил философию к анализу чувственной основы человеческого опыта, представляя мир в виде «комплекса ощущений» и тем самым полностью разрывая связь с материализмом.

3. Третий этап — неопозитивизм, возникший в 20-е годы XX в. и продолжающийся до 50-60-х годов XX в., представителями которого являются Р. Карнап (1891 — 1970), М. Шлик (1882 — 1936) и др., предметом исследований сделал методы установления истинности научных теорий, их сравнительной ценности. Оставаясь верным основным положениям позитивизма, считая вненаучными понятия традиционной философии, неопозитивизм сформулировал принцип верификации (от латинского — выявление истины) для проверки ценности современных научных знаний. Согласно ему научные положения имеют смысл, если они подтверждаются фактами чувственного опыта. С этой точки зрения основные понятия традиционной философии (субстанция, материя, бог и т. п.) являются неверифицируемыми, ложными. Однако, как показывает история развития науки, в ней всегда содержатся знания, которые невозможно проверить на современном этапе ее развития, но не исключается их проверка в будущем. Возникают проблемы и с установлением истинности исторического знания (знания о прошлом). Не случайно принцип верификации был преобразован в принцип фальсификации, автором которого является английский философ и логик К. Поппер (р. в 1902). Суть этого принципа состоит в том, что критерием истинности теории является не подтверждение, а возможность ее опровержения. Если не удается опровергнуть выдвинутое положение, то оно является оправданным. Когда же его удается опровергнуть, то оно отбрасывается.

34.Предмет философского познания Э. Гусселя

В XVIII–XIX вв. происходит все более четкое выделение собственно философии в отдельную профессию и особую среду духовной деятельности. Именно в этот период русская философская мысль стала испытывать влияние западной философии.

35.Основная проблема в философской антропологии.

Под философией человека или философской антропологией понимают учение о природе человека. Что есть человек? В чем конкретно философские антропологии усматривают сущность человека? В решении этого вопроса их взгляды расходятся. М.Шеллер, полагает, что такой сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения немецкого, есть одновременное определение его особого положения в порядке бытия.

36.Проблема личности в философии экзистенциализма.

Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. Главная проблема экзистенциализма - отчуждение индивида от общества. Согласно экзистенциализму человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя.

37.Герменевтика – методика истолкования текстов.

Герменевтика как особое философское направление выдвинулось на первый план на рубеже 70–80-х годов. появление герменевтики, ее различных ветвей было исторически подготовлено и выражало определенные культурные и познавательные потребности своего времени. В герменевтике большое внимание уделяется методологическим проблемам познания вообще, социального познания в особенности. Она обратила внимание на такие важные вопросы, как проблема понимания в гуманитарных науках. Герменевтика как метод познания выделяет следующие этапы:

1) выдвижение некоторой гипотезы, в которой содержится предчувствие смысла текста как целого;

2) интерпретация исходя из этого смысла отдельных его фрагментов (движение от целого к частям);

3) корректировка целостного смысла исходя из анализа отдельных фрагментов текста (движение от частей к целому).

Завершая краткий анализ герменевтики, важно отметить ее роль в изучении субъективной стороны человеческой деятельности.

38.Неопозитивизм и его место в философии ХХ века

неопозитивизм, возникший в 20-е годы XX в. представителями которого являются Р. Карнап (1891–1970), М. Шлик (1882–1936) и др., предметом исследований сделал методы установления истинности научных теорий, их сравнительной ценности. Оставаясь верным основным положениям позитивизма, считая вне научными понятия традиционной философии, неопозитивизм сформулировал принцип верификации для проверки ценности современных научных знаний. Согласно ему научные положения имеют смысл, если они подтверждаются фактами чувственного опыта. С этой точки зрения основные понятия традиционной философии являются неверифицируемыми, ложными. Не случайно принцип верификации был преобразован в принцип фальсификации, автором которого является английский философ и логик К. Поппер. Неопозитивизм как философское направление в исследовании науки с конца 60-х годов теряет свое влияние, многие из его представителей отказываются от основных положений неопозитивизма, выдвигая новые идеи, характерные для «четвертого позитивизма», или постпозитивизма.

39.Понятие истины в постмодернизме

Одной из новейших форм современной философии, в которой отражается как содержание всей современной культуры, так и новый стиль мышления, является постмодернизм.

отрицание всех форм философии монизма, присущих классической и современной философии (экзистенциализм, позитивизм, марксизм, неофрейдизм и др.), каждое из которых претендовало на универсальность. Во-вторых, отказ от фундаментальных принципов и оснований традиционной западно-европейской философии – веры в линейный прогресс, абсолютную истину, рациональное планирование идеальных социальных порядков. В-третьих, утверждение философии плюрализма, обоснование идеи вариативности, многообразия.

40.Философские понятия бытия, его основные формы, их специфика.

Общественное бытие – это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу и существенное содержание которого составляет производство материальных благ. Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:

• общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением;

• общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание;

• источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия. Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания как коренной принцип материалистического понимания общества обнаруживает возможности исследования духовной жизни людей.

41.Материя как философская категория

Разрабатывая научное определение материи, К. Маркс и Ф. Энгельс имели в виду объективный миp в целом, всю совокупность составляющих его тел. От философского понятия материи нужно отличать естественные и социальные представления о ее видах, стpуктуpе и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность миpа, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный миp в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, напpимеp, неживая, живая и социально организованная материя. Всеобщими атрибутами движущейся материи являются пpостpанство и время. Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пpостpанство и время, в миpе нет материи, которая бы не обладала пpостpанственно-вpеменными свойствами, так же, как время и пpостpанство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. 3 формы существования материи: время пространство, движение.

42.Проблема истины в философии, подходы к ее решению в различных философских направлениях.

Истина - теория подтвержденная практикой. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Истина, по определению, - в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъективна. Когда мы говорим, что истина субъективна, это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна - это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества. Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т.п. Обратимся сначала к характеру отражаемого объекта.

Скачать архив с текстом документа