Понятие несостоятельности, банкротства

СОДЕРЖАНИЕ: Введение. Основной целью любого государства является обеспечение стабильного экономического роста и устойчивости экономической системы. Достижение этой цели осуществляется при помощи различных приемов и методов государственно-правового регулирования.

Введение.

Основной целью любого государства является обеспечение стабильного экономического роста и устойчивости экономической системы. Достижение этой цели осуществляется при помощи различных приемов и методов государственно-правового регулирования.[1]

В настоящее время общепризнанным является понимание института несостоятельности (банкротства) как неотъемлемого элемента рыночной экономики, который служит определенным стимулом эффективной работы хозяйствующих субъектов. Экономическая природа несостоятельности (банкротства) объективно является следствием конкурентных отношений, возникающих в рыночной среде. Для российской экономики, вступившей на путь реформирования, институт банкротства (несостоятельности) является относительно новой категорией в теории и практике предпринимательской деятельности, несмотря на то, что в мировой, да и в российской хозяйственной жизни это понятие имеет уже долгую историю.[2]

Понятие несостоятельности (банкротства).

Признаки банкротства.

Институт несостоятельности (банкротства) – относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность – явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях.[3]

Под несостоятельностью (банкротством) принимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ № 127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (далее – Закон о банкротстве )).

Денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму. Предметом денежного обязательства является уплата кредитором должнику денежной суммы. Основаниями возникновения таких обязательств могут быть гражданско - правовые сделки и (или) иные, предусмотренные ГК РФ, основания (например, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения). Под обязанностью по уплате обязательных платежей понимается обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством РФ.

Признаком банкротства является необходимая и достаточная совокупность формальных и материальных правовых фактов, дающих возможность суду признать лицо банкротом. Признаки банкротства определены Законом о банкротстве по-разному для граждан и юридичеких лиц и индивидуальных предпринимателей.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течении трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. В основу признаков банкротства гражданина положен принцип неоплатности , т.е. превышение кредиторской задолженности и задолженности по обязательным платежам над стоимостью его имущества.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей , если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены ими в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Определение признаков банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей базируется на принципе неплатежеспособности . Его суть состоит в презумпции невозможности должника удовлетворить требования кредиторов или произвести обязательные платежи в бюджет либо внебюджетные фонды, если он не выполняет это в течение длительного (свыше трех месяцев) времени.

Состав и размер денежных обязательств и платежей определяется на дату подачи заявления в арбитражный суд. Особые правила определения состава и размера установлены для обязательств, возникших до принятия судом заявления о признании должника банкротом, но заявленных после принятия такого заявления. Так, если соответствующие требования заявлены после принятия арбитражным судом решения о признание должника банкротом, то их состав и размер определяется на дату открытия конкурсного производства. Если денежные обязательства или обязательные платежи выражены в иностранной валюте, то их размер определяется в рублях по курсу, установленному Банком России, на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.[4]

Дела ор банкротстве рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным Арбитражно – процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве .

Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) возбуждается по заявлению:

· Должника;

· Кредитором;

· Уполномоченного органа.

Должник в праве подать в арбитражный суд о признании несостоятельным в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не будет в состоянии исполнить денежные обязательства (обязанность по уплате обязательных платежей) в установленный срок. Законом о банкротстве , когда должник обязан подать заявление о признании его несостоятельным (например, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме).

В заявлении кредитора должен быть указан размер требований к должнику. Если размер требований меньше суммы, признаваемой Законом о банкротстве достаточной для открытия производства по делу несостоятельности, арбитражный суд отказывает в принятии заявления. Однако заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам, также конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора.

Заявление о признании должника банкротом могут подавать также уполномоченные органы. Уполномоченными органами признаются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об оплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам собственно субъектов РФ и муниципальных образований.

В случае неисполнения должником требований по уплате обязательных платежей в размере, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом, налоговые или таможенные органы не позднее трех месяцев с даты направления судебному приставу – исполнителю постановление налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника направляют в адрес Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам. Федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды, а также их территориальные органы направляют в адрес уполномоченного органа или его территориального органа уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам не позднее трех месяцев с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа о взыскании задолженности.

В зависимости от категории должников уполномоченный орган проводит либо заседание межведомственной комиссии, либо межведомственное совещание, по результатом которого принимается решение о целесообразности или нецелесообразности подачи заявления о признании должника несостоятельным.[5]

Соотношение экономической сущности и юридической природы правоотношений в институте несостоятельности (банкротства) юридического лица

Экономическая составляющая Юридическая природа
Экономическое состояние юридического лица Стадии экономико-правового состояния юридического лица Режим правового регулирования отраслевых правоотношений Применяемые процедуры банкротства Стадии арбитражного процесса по делам о банкротстве/процессуальные документы
1 2 3 4 5
Условия обычного коммерческого оборота Неплатежеспособность (в условиях обычного коммерческого оборота) Обычный режим - (Применяются нормы процессуального права АПК РФ)/исковое заявление (с соблюдением претензионного порядка в случаях, установленных законом или договором)
Неплатежеспособность Неплатежеспособность (как стадия, предшествующая несостоятельности или банкротству ) Охранительный режим 1.досудебная санация Претензионный порядок (применяются нормы материального права ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)»)
Несостоятельность Несостоятельность Охранительный режим

2.наблюдение (или мировое соглашение)

3.финансовое оздоровление (или мировое соглашение)

4.внешнее управление (или мировое соглашение)

В соответствии с нормами АПК РФ и ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)»/процессуальные документы в соответствии с законом
Банкротство Банкротство Режим охранительного правоотношения 5.конкурсное производство (или мировое соглашение) В соответствии с нормами АПК РФ и ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)»/процессуальные документы в соответствии с законом
Любая стадия экономико-правового состаяния юридического лица 6.мировое соглашение В соответствии с нормами АПК РФ и ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)»/процессуальные документы в соответствии с законом

Таблица 1[6]

Наблюдение как процедура банкротства.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не до конца ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий руководителя должника позволят определить состояние его платежеспособности, сохранить его имущество и, кроме этого, является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику, т.е. после рассмотрения в судебном заседании заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника к производству, за исключением случаев, если в соответствии с Законом о банкротстве к должнику должна быть применена иная процедура банкротства. В случае возбуждения дела о банкротстве на основании заявления должника в определении о принятии заявления должника также указывается о введении процедуры наблюдения.

Срок наблюдения определяется сроком, установленным для рассмотрения дела о банкротстве с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, т.е. не должен превышать семь месяцев.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия :

· Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требования к должнику, установленного Законом о банкротстве ;

· По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.Ккредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве ;

· Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

· Запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли;

· Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

Введение наблюдения не влечет отстранения органов управления должника от исполнения своих обязанностей, однако введение данной процедуры накладывает ряд ограничений. В частности, органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве , сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок.

Арбитражный управляющий, участвующий в проведении процедуры наблюдения, называется временный управляющий . Временный управляющий вправе:

· Получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;

· Предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, которые должник не имел право совершать или был обязан согласовать с временным управляющим;

· Заявлять возражения относительно требований кредиторов;

· Принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредитора;

· Обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, помимо предусмотренных Законом о банкротстве ;

· Обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности.

Временный управляющий обязан:

· Принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

· Выявлять кредиторов должника;

· Вести реестр требований кредитора;

· Уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

· Созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Одним из основных мероприятий процедуры наблюдения является проведение первого собрания кредиторов, на котором принимается решение о введении одной из процедур банкротства, об образовании комитета кредитора, определении требований к кандидатурам арбитражного управляющего и т.п. Первое собрание кредиторов созывается временным управляющим на основании полученных им сведений о кредиторах должника и о размерах их требований.

Наблюдение прекращается введением арбитражным судом одной из процедур банкротства.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.

В ходе финансового оздоровления требования кредиторов погашаются постепенно, в соответствии с графиком погашения задолженности. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечена залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими Закону о банкротстве.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечена удержанием, задатком или неустойкой.

В качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения должником задолженности не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Последствия введения финансового оздоровления практически такие же, как и у процедуры наблюдения, и призваны обеспечить сохранность имущества должника.[7]

Внешнее управление как процедура банкротства.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев. Этот срок может быть продлен судом не более чем на шесть месяцев.

Правовые последствия введения внешнего управления:

· Прекращаются полномочия руководителя должника;

· Прекращаются полномочия органов управления;

· Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредитов;

· Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

На период проведения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику . Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. На сумму данных требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа начисляются проценты в порядке и размере, предусмотренном ст.95 Закона о банкротстве . По общему правилу, проценты начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения внешнего управления.

Внешнее управление проводится внешним управляющим, права и обязанности которого, а также порядок освобождения и отстранения от исполнения обязанностей определены ст. 97-99 Закона о банкротстве.

Правам внешнего управляющего корреспондируют определенные Законом о банкротстве обязанности:

· Принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

· Разработать план внешнего управления и представить его на утверждение собранию кредиторов;

· Вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

· Принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

· Вести реестр требований.

План внешнего управления следует разработать не позднее месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Он должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Конкурсное производство как процедура банкротства.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторам (ст. 2 Закона о банкротстве ).

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства. Конкурсное производство является конечной стадией в процедуре банкротства. В результате конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.

Целью данной процедуры является распределение средств, полученных за счет реализации имущества должника (конкурсной массы), между кредиторами в установленной действующим законодательством очередности. Другая цель конкурсного производства — охрана имущественных интересов участников и предупреждение возможности совершения ими неправомерных действий в отношении друг друга.

Открытие конкурсного производства в отношении юридического лица — банкрота означает, что:

· срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим;

· прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности;

· снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается;

· совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника, допускается с ограничениями, предусмотренными гл. 6 Закона о банкротстве ;

· все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Срок проведения конкурсного производства определен законодателем и не должен превышать одного года. Однако в случае необходимости он может быть дополнительно продлен на шесть месяцев.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено в самом решении.

Так, органы управления юридического лица отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом организации. Функции управления имуществом переходят к конкурсному управляющему, назначаемому арбитражным судом. Конкурсный управляющий является одной из ключевых фигур, действующих с момента назначения до завершения конкурсного производства. Конкурсным управляющим может быть назначен гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и обладающий необходимыми знаниями. Конкурсный управляющий должен иметь лицензию, выданную государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Законом предусмотрено пять очередей удовлетворения кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащим удовлетворению.

1. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Размер требований кредиторов данной очереди устанавливается на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Удовлетворение требований производится путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Должник считается исполнившим свое обязательство перед кредиторами первой очереди после выплаты сумм капитализированных повременных платежей. При наличии согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации.

2. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. При определении размера указанных требований принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Суммы по указанным выше договорам, не выплаченные в период проведения наблюдения и (или) внешнего управления, то есть до вступления в силу решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами данной очереди.

3. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. В прежнем Законе имущество, являющееся предметом залога, не включалось в конкурсную массу. Сейчас требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, подлежат удовлетворению за счет всего имущества должника.

4. В четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательным платежам. При определении размера этих требований учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами четвертой очереди. Законом предусмотрено, что суммы штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди.

5. К требованиям кредиторов пятой очереди отнесены требования по гражданско-правовым обязательствам, не вошедшие в предыдущие очереди. При определении размера требований кредиторов пятой очереди учитываются требования по гражданско-правовым обязательствам, за исключением требований граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, и требований учредителей (участников) должника — юридического лица, вытекающих из такого участия.

В том случае если после окончательного расчета с кредиторами у должника осталось нераспределенное имущество, то оно передается собственнику или учредителю (участникам) юридического лица.

Мировое соглашение.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п.,- вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве.

Смысл мирового соглашения заключается в быстром окончании дела на взаимоприемлемых для должника и кредитора условиях. Это дает возможность должнику, как правило, продолжать свою предпринимательскую деятельность, направляя получаемую прибыль для погашения долгов. В случае невыполнения должником обязательств, предусмотренных мировым соглашением, кредиторы вправе предъявить ему требования только в объеме, предусмотренном мировым соглашением. В случае возбуждения нового дела о банкротстве права кредиторов будут определяться условиями заключенного ими мирового соглашения. [8]

Применение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Первый Федеральный закон РФ О несостоятельности (банкротстве) предприятий был принят только 19 ноября 1992 г. В связи с отсутствием реального практического российского опыта в основу Закона о банкротстве были положены зарубежные образцы. Основным недостатком Закона следует признать одномерный подход ко всем категориям должников при применении процедур банкротства. Регламентация процедур банкротства была поверхностной.

На эффективность российского законодательства о банкротстве оказывал существенное влияние кризис неплатежей. В числе причин, сдерживающих применение норм Закона о банкротстве, можно назвать и отсутствие надлежащего механизма реализации его положений. Несовершенство первого Закона послужило причиной реформирования законодательства о банкротстве и принятия нового Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Однако практика применения норм названного Закона также выявила ряд пробелов и недостатков, что привело к принятию нового Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве).

В настоящее время практика применения норм законодательства о банкротстве также вызывает необходимость тщательного анализа всех проблем, возникающих при рассмотрении и разрешении дел о признании должника банкротом, выявлении пробелов и недостатков и внесении предложений по совершенствованию законодательства. Институт банкротства является сложным, комплексным институтом. Основное его содержание составляют нормы гражданского права, при этом он включает множество норм арбитражного процессуального права. Именно нормы процессуального права позволяют реализовать институт несостоятельности (банкротства) на практике.

Активная позиция Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), безусловно, способствует обеспечению единообразия судебно-арбитражной практики. Благодаря разъяснениям, содержащимся в Постановлениях Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4, от 15 декабря 2004 г. № 29, от 22 июня 2006 г. № 22 и № 25, от 30 ноября 2006 г. № 57 и от 20 декабря 2006 г. № 67, арбитражные суды имеют возможность не произвольно, а в соответствии с точным смыслом Закона применять те положения законодательства о банкротстве, которые были предметом оценки высшей судебной инстанции.

В значительной мере это ограничивает судейский субъективизм, способствует принятию законных и обоснованных судебных актов, и соответственно, повышению авторитета судебной власти.

В силу многообразия правоотношений, регулируемых законодательством о несостоятельности (банкротстве), и еще большего многообразия споров, вытекающих из них, практически невозможно выработать рекомендации по всем вопросам, возникающим в судебной практике. Поэтому арбитражным судам первой инстанции приходится разрешать дела, не имея порой единых правовых ориентиров.

Кредиторы все же не имеют возможности в полной мере реализовать свое право на предъявление возражений в порядке ст. ст. 71 и 100 Закона о банкротстве, так как данные нормы права не содержат обязанности суда и/или временного (конкурсного) управляющего уведомлять кредиторов о наличии предъявленных к должнику требований других кредиторов. Тем самым Закон о банкротстве не обеспечивает право кредиторов на получение полной и своевременной информации о притязаниях третьих лиц на имущество должника, хотя именно кредиторы в первую очередь заинтересованы в серьезном анализе всех предъявленных требований к должнику, оценки их обоснованности, так как это сказывается на финансовом состоянии должника, а в дальнейшем - и на процентном соотношении при погашении задолженности по реестру.

Своевременность и доступность информации в данном случае имеет существенное значение для кредитора, так как п. 2 ст. 71 Закона о банкротстве устанавливает пресекательный 15-дневный срок подачи кредиторами в суд таких возражений. Хотя в соответствии с п. 3 ст. 100 Закона о банкротстве возражения на требования кредиторов в период конкурсного производства могут быть заявлены в течение месяца с момента получения таких требований конкурсным управляющим, данная норма представляется еще более некорректной, так как ставит кредиторов в зависимость от действий третьих лиц.

Действительно, существует возможность обжалования кредиторами определения арбитражного суда первой инстанции о включении в реестр требований кредиторов требования другого кредитора, однако данный срок мал - всего 10 дней с даты вынесения определения (согласно п. 3 ст. 223 АПК РФ и п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 О некоторых вопросах практики применения Федерального закона О несостоятельности (банкротстве)).

Поэтому в ст. ст. 71, 100 Закона о банкротстве следует предусмотреть обязанность временного (конкурсного) управляющего уведомлять кредиторов, предъявивших в арбитражный суд в установленном Законом о банкротстве порядке свои требования должнику, о наличии предъявленных к должнику требований других кредиторов.

Арбитражные управляющие также часто используют юридическую технику блокирования кредитора, предъявившего требование к должнику в процедуре конкурсного производства в порядке п. 1 ст. 142 и ст. 100 Закона о банкротстве. Порой они злоупотребляют правом, не надеясь на фактический результат дела, путем оспаривания на предмет действительности в общем исковом порядке обязательств, совершенных между должником и кредитором, положенных в обоснование требования кредитора в деле о банкротстве, вынуждая суд, в соответствии со ст. 143 АПК РФ, приостанавливать рассмотрение дела по требованию кредитора. Это дает возможность выиграть время или даже добиться нужного решения и представить его в качестве возражения по делу в виде судебного акта, имеющего преюдициальное значение в деле о банкротстве.

Затягивание рассмотрения в арбитражном суде обоснованности требований кредитора о включении в реестр требований кредиторов должника в период конкурсного производства также существенно нарушает права и законные интересы кредитора, так как наличие нерассмотренного требования кредитора к должнику не является препятствием к проведению собраний кредиторов должника.

Следовательно, Закон о банкротстве не обеспечивает кредитору, в установленном Законом о банкротстве порядке предъявившему свои требования о включении в реестр требований кредиторов должника, гарантированного участия в первом и последующих собраниях кредиторов, что, соответственно, существенно ущемляет его права и законные интересы.

Пункт 4 ст. 15 Закона о банкротстве, предоставляющий указанным в нем лицам право оспаривания решения собрания кредиторов, не имеет должной эффективности, и ввиду того, что в данном случае существует обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов заявителя, а на практике это довольно проблематично, все ставится в зависимость от суда, рассматривающего такое заявление.[9]

Заключение.

Даже в сфере, призванной, казалось бы, регулировать цивилизованными методами рыночную конкуренцию, наблюдаются прямо противоположные результаты: вместо максимального использования реабилитационных процедур банкротства как самого эффективного способа выхода предприятия из тяжелого финансового положения в нашей действительности происходит потеря бизнеса, полное перепрофилирование производства благодаря преимущественному применению процедур конкурсного производства. В рыночной стихии перераспределения производственных ресурсов государство принимает минимальное участие, между тем его воздействие на экономику, особенно на переходном этапе, должно быть более ощутимым.

Список литературы.

1. Ершова И. В. Предпринимательское право учебное пособие/ И. В. Ершова. – М. : Юриспруденция, 2008. – С. 71 – 94.

2. Смирнова Е. В., Пантюхин А. В. Предпринимательское право в вопросах и ответах/ Е. В. Смирнова, А. В. Пантюхин. – М. : Кнорус, 2004. – С. 65 – 77.

3. Жилинский С. Э. Предпринимательское право/ С. Э. Жилинский. – М.: Норма, 2008. – 831 с.

4. Нигаматзянов Т. Актуальные вопросы применения федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» /Т. Нигаматзянов// Право и экономика. – 2009. - №1. – С. 73 – 76.

5. Бурмистрова Т., Карелин А. Банкротства в современной России / Т. Бурмистрова, А. Карелин// Право и экономика. – 2004. - №3. – С. 7, 13, 16.

6. Сидорова В. Н. Банкротство как экономико – правовой институт / В. Н. Сидорова// Гражданское право. – 2009. - №8. – 22 с.


[1] Нигаматзянов Т. Актуальные вопросы применения федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»/ Т. Нигаматзянов// Право и экономика. – 2009. - №1. – С.73

[2] Бурмистрова Т. Банкротства в современной России. Результаты и практика применения / Т. Бурмистрова// Право и экономика. – 2004. - №3. – С.7

[3] Жилинский С. Э. Предпринимательское право. – М., 2008. – С.831.

[4] Ершова Е. В. Предпринимательское право. – М., 2008. – С.72 - 73.

[5] Пантюхин А.В., Смирнова Е. В. Предпринимательское право в вопросах и ответах. – М., 2004. – С.66 - 67.

[6] Сидорова В.Н. банкротство как экономико-правовой институт/ Гражданское право. – 2009. - №8. – С.22.

[7] Пантюхин А.В., Смирнова Е. В. Предпринимательское право в вопросах и ответах. – М., 2004. – С.71 – 77.

[8] Ершова Е. В. Предпринимательское право. – М., 2008. – С.89 - 93

[9] Нигаматзянов Т. Актуальные вопросы применения федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»/ Т. Нигаматзянов// Право и экономика. – 2009. - №1. – С.73 – 76.

Скачать архив с текстом документа