Понятие правоохранительной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ: Правоохранительная деятельность как один из видов государственной деятельности. Охрана права как основная цель правоохранительной деятельности. Обеспечение в демократическом обществе режима законности. Основные признаки правоохранительной деятельности.

Содержание

Введение

1. Понятие и цели правоохранительной деятельности

2. Признаки правоохранительной деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

Повышение роли и значения права, его господство, политический и идеологический плюрализм, обеспечение прав человека - нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. Очевидно и обратное: утверждение демократии создает условия для обеспечения прав человека.

Одновременно с гармонизацией национального законодательства с международными стандартами прав и свобод человека и гражданина в стране происходит процесс совершенствования институтов их осуществления и защиты.

Конечно, современное социально-экономическое положение страны затрудняет полномасштабное формирование демократических институтов. Вместе с тем защита и обеспечение прав человека представляет собой один из ключевых факторов эффективного решения сложных задач переходного периода, создания гарантий демократического развития. В этой ситуации особое значение приобретает правоохранительная деятельность государства.

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности.

Цель (задача) правоохранительной деятельности - охрана самого права.

1. Понятие и цели правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру, всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Цель (задача) правоохранительной деятельности - охрана самого права.

Право рождено потребностями жизни общества на этапе его раннеклассового становления как нормативный способ регулирования производящей экономики. Люди поняли, что им лучше отказаться от какой-то части естественных прав и свобод, учредив государство и став его гражданами, тем самым признав, что существует общий для всех интерес, для достижения которого необходимо сознательное самоограничение личности. Государству было доверено ограничение прав отдельных лиц, ставящих свои интересы выше общественных, вплоть до применения к ним мер принуждения (теория общественного договора). Уже с самых ранних стадий его возникновения обнаруживается не только социальное предназначение права в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, но и его роль как нормативно-классового инструмента регулирования общественных отношений экономически господствующего класса или всего общества. Право определяет и упорядочивает существующие общественные отношения и порядки, соответствующие интересам граждан, общества и государства.

Независимо от того, выражается ли право в форме нормативных (например, ГК РФ) или правоприменительных актов (судебное решение - приговор, определение суда), устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан (например, брачный возраст согласно п.1 ст.13 СК РФ устанавливается по достижении 18 лет), определяет ли компетенцию государственных органов (разд. III Закона РФ О милиции - Обязанности и права милиции) и юридических лиц (акционерного общества, производственного кооператива и др.), его основное социальное назначение остается неизменным - регулирование общественных отношений.

Вместе с тем с момента своего появления право становится одним из важнейших средств охраны общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и иных общественных отношений, их неприкосновенности. Сообразно этому право нацелено на вытеснение, искоренение нежелательных, чуждых обществу отношений[1] .

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности - обеспечение в демократическом обществе режима законности - неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах (отсюда ее название - законность), всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Результат действия режима законности, выражающий степень осуществления ее требований, - незыблемый правопорядок. По определению, правопорядок - общественный порядок, существующий в сфере правового регулирования, закрепленный нормами права. Он включает: законопорядок в сфере публичного права, подчиняющий осуществление государственной власти, деятельность государственных органов и должностных лиц требованию все, что не разрешено правом, запрещено и порядок частноправовых отношений, объективно складывающийся в результате самостоятельной активности свободных, автономных субъектов, руководствующихся принципом все, что не запрещено правом, разрешено[2] .

Действия специальных учреждений по предупреждению правонарушений, их расследованию, привлечению к ответственности виновных - правоохранительная деятельность по охране права как величайшего достижения человеческой культуры является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора.

Право выражает государственную волю в системе общеобязательных правил поведения, оно - близкий, родственный институт государству, важнейший фактор реализации его власти. Государство располагает специальными органами и способно делать свои веления обязательными для всего населения. Через правотворчество, свои законодательные органы государство оснащает необходимыми полномочиями и надлежащими средствами воздействия правоохранительные учреждения, органы юрисдикции, правосудия.

Правоохранительная деятельность как средство достижения указанной выше цели - это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению дел в судах, других юрисдикционных органах, исполнению решений юрисдикционных органов, проведению в жизнь карательных и право-восстановительных мер.

Когда говорят о правоохранительной деятельности как процессе, имеют в виду ее планирование, координацию, осуществление принятых решений и контроль за их выполнением (управленческий аспект).

Таким образом, правоохранительная деятельность - это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе[3] .

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции РФ).

Перечень прав и свобод, который содержится в ст.6, 7, 13, 15 гл.1 и гл.2 Конституции РФ, - самый обширный из известных праву не только России, но и большинства других стран мира. Ими обладают не только граждане России, но и иные находящиеся на ее территории лица (иностранцы, лица без гражданства, беженцы, а также лица, получившие политическое убежище в России). Государство обязывает все свои органы, учреждения, должностных лиц уважать и соблюдать законные права и свободы всех граждан, проживающих на его территории. Это позволяет говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смысле слова[4] .

В широком смысле - это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека и гражданина, их реализацию, законность и правопорядок. Действуя в режиме законности, обеспечивая реализацию прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, они тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, т.е. способствуют охране права от нарушений. Это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. У них на первом плане другие задачи - хозяйственные, культурные, социальные, для решения которых они и создаются. Некоторые правоохранительные функции они выполняют наряду с осуществлением своих основных задач.

В узком смысле правоохранительная деятельность - это деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).

Важно отметить, что сфера охраны права не ограничивается контролем над наиболее общественно опасными деяниями - преступлениями или административными правонарушениями. Объявив государство правовым, Конституция РФ (ч.1 ст.1) поставила его в зависимость от закона. Это проявляется в том, что права и свободы человека и гражданина обязательны для государства, и не только граждане, их объединения, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В правовом государстве должен неукоснительно соблюдаться конституционный принцип недопустимости злонамеренного осуществления прав (злоупотребления правом) в различных правовых отношениях, регулируемых отдельными отраслями права (конституционного, гражданского, административного, уголовного, налогового и т.п.). Поэтому не менее решительно должны пресекаться не только преступления, но и любые иные проявления противоправности, ущемления или умаления прав и законных интересов, кому бы они ни принадлежали.

В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (например, жизнь или здоровье, собственность путем реализации своего права на необходимую оборону от преступного посягательства на эти важнейшие ценности, естественные блага личности), активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, содействовать им в этом. Если же иметь в виду, что Россия провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то становится очевидной значимость правоохранительной деятельности в его создании.

2. Признаки правоохранительной деятельности

В юридической литературе указывается на ряд существенных признаков правоохранительной деятельности как вида государственной деятельности.

Во-первых, такая деятельность реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия.

Во-вторых, такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом.

Важное место среди мер юридического воздействия занимают меры превентивного характера, направленные на предупреждение антисоциального и противоправного поведения, допускаемые лишь в установленных законом пределах. В уголовном законодательстве к ним относятся, например, нормы о добровольном отказе от преступления и деятельном раскаянии, о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости или признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, и др.

В-третьих, атрибутивным признаком правоохранительной деятельности является установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, т.е. они должны строго соответствовать предписаниям закона. Суд в правоприменительной деятельности обязан неукоснительно строго придерживаться только этого перечня и не может выйти за пределы данной системы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения того или иного вида наказания, вида исправительного учреждения. Статистические показатели свидетельствуют о тенденции роста преступности в процессе демократических преобразований в стране, однако нельзя допустить, чтобы ответной реакцией было ограничение прав человека, в том числе и совершившего преступление. В то же время указанные в законе виды наказаний позволяют суду на основе закона и с учетом опыта судебной практики эффективно использовать различные меры воздействия на подсудимого, сочетая имущественные лишения, ограничения собственных личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействия на психологическую структуру личности, ограничения возможностей профессионального и иного поведения в будущем[5] .

В-четвертых, не менее значимо и то, что правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

Даже преступник не может быть лишен прав человека. Кроме того, обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и не установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст.49 Конституции РФ, ст.14 УПК РФ). Иными словами, речь можно вести только об ограничении прав человека, обвиняемого в совершении преступления, и то в минимально необходимых пределах, на основе закона и при строгом соблюдении установленной им процедуры. Ее нарушения, кроме прочего, как свидетельствуют социологические опросы, порождают недоверие граждан к правоохранительным органам.

Важным признаком правоохранительной деятельности является и то, что, как уже отмечалось, ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы - правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства. Правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах[6] . Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях может квалифицироваться как преступление (ст.288, 330 УК РФ).

Являясь структурным элементом государственного аппарата, правоохранительные органы в своей деятельности в большей части реализуют меры специального характера, которые непосредственно воздействуют на правонарушителей. Эти меры связаны с деятельностью правоохранительных органов и иных организаций, осуществляющих контроль над правонарушениями (преступностью).

Конечно, значительным потенциалом социального контроля над преступностью, в охране прав и свобод граждан обладают и предупредительные меры общесоциального характера - крупномасштабные меры, реализующие поступательное развитие общества, преследующие гораздо более обширные цели, нежели воздействие на преступность. Но попутно эти меры (экономические, политические, идеологические, социально-психологические, правовые и др.) воздействуют и на детерминанты (причины и условия) преступности, и на их проявления в ситуациях конкретных преступлений[7] .

Наконец, существенны и такие признаки правоохранительной деятельности, как обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, в том числе и в суде, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба ( ст.52 Конституции РФ, ч.4 ст.11 УПК РФ).

Близки к понятию правоохранительная деятельность такие понятия, как правоприменительная деятельность, применение права (закона). Принято считать, что правоприменительная деятельность - это организационное выражение применения права, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного характера, выраженных в правоприменительных актах. Применение норм права - это форма их реализации (использование, соблюдение и исполнение), осуществляемая государством в лице своих органов применительно к конкретным случаям жизни. Применение права (закона) - это особая деятельность, необходимость в которой возникает в случаях, когда закон или другой нормативный правовой акт должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления факта и контроля (например, выдача водительского удостоверения, регистрация актов гражданского состояния, признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим; когда есть спор о праве, правах и обязанностях; в случаях, когда не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении прав и совершаются правонарушения). Право применяют все юридические и физические лица.

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

1. Правоохранительная деятельность - это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе.

2. Важнейшее предназначение правоохранительных органов - обеспечение в демократическом обществе режима законности - неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

3. Существуют следующие признаки правоохранительной деятельности: правоохранительная деятельность реализуется в определенном порядке, установленном законом; такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия; юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона; правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур; правоохранительные органы в своей деятельности в большей части реализуют меры специального характера, которые непосредственно воздействуют на правонарушителей; а также такие признаки, как: обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке; установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за причиненный вред и компенсация причиненного ущерба

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 24.07.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.09.2007) // Консультант Плюс.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Консультант Плюс.

4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. О системе государственной службы Российской Федерации (СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (ч.1). Ст.4437).

5. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

6. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть. М., Норма, 2001.

7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2005.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

9. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского. М., Норма, 2005.

10. Радько Т.Н. Функции права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 2003.

11. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. - 2-изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.


[1] Радько Т. Н. Функции права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 2003. С. 277

[2] Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 38.

[3] Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоох­ранительные органы. М., 2005. С. 24.

[4] Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. С. 21.

[5] Ветров Н. И. Уголовное право. Общая часть. М., Норма, 2001. С. 273.

[6] Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе госу­дарственной службы Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (ч. 1). Ст. 4437).

[7] Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и Г. М. Миньковского. М., Норма, 2005. С. 184.

Скачать архив с текстом документа