Понятие, сущность и виды ситуаций, изучаемых криминалистикой

СОДЕРЖАНИЕ: Специфика ситуационного подхода к сфере правового регулирования. Сущность, составляющие и пространственно-временные характеристики ситуации. Объекты криминалистической ситуалогии. Сущность, этапы и периоды их возникновения криминалистической ситуации.

Реферат

Понятие, сущность и виды ситуаций, изучаемых криминалистикой

Для фундаментального исследования объекта криминалистической теории ситуаций понятие ситуации необходимо предварительно рассмотреть в общеметодологическом плане, выявить все то общее, что присуще всем ситуациям, определить основную их сущность, характерные особенности, отличающие понятие ситуации от других, смежных, близких и родственных понятий, таких как, к примеру, обстановка, условия, деятельность и т.д. Следует изучить структурную основу ситуаций, а также исследовать особенности основных компонентов, составляющих основу любой ситуации. Наконец, найти методологически правильный подход к научному изучению, исследованию и познанию ситуации, к анализу практических путей и способов управления ситуациями.

Кроме того, для полного и всестороннего исследования ситуаций есть смысл проследить особенности их специфического проявления в самых различных сферах и областях науки и практики. Ведь поскольку криминалистика является прикладной наукой и одним из ее главных назначений является привнесение достижений научно-технического прогресса в практику борьбы с преступностью, большое значение для совершенствования как теоретических, так и практических основ криминалистики приобретают достижения естественных, технических и общественных наук.

В криминалистике активно и весьма результативно реализуются многие идеи, теории, подходы не только философской методологии, но также и психологии, социологии, науки управления, других наук неюридического профиля. Именно поэтому следует детально исследовать теоретические наработки, касающиеся социальных ситуаций (социология), психологических взаимоотношений в ситуациях (психология), особенностей выработки у обучаемых ситуационного мышления (педагогика). Несомненный интерес для криминалистики представляет и исследование ситуаций в теории ситуационного управления.

С учетом указанных позиций следует рассмотреть специфику ситуационного подхода к сфере правового регулирования, выявить особенности ситуаций, регулируемых этой сферой, обозначить их отличия от иных видов ситуаций. И наконец, в обширном классе юридически значимых ситуаций исследовать особенности ситуаций, затрагивающих криминологическую, уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и криминалистическую сферы.

Именно по такому пути мы пойдем, исследуя объект криминалистической теории ситуаций, поскольку методологически оправданно рассмотреть объект теории от общего к частному, постепенно сужая рамки исследуемого объекта, выделяя все то общее, что роднит ситуации криминалистической сферы со всеми остальными видами ситуаций и отмечая исключительную их специфику и характерные черты.

В любой области человеческой деятельности объективно складывается некоторая совокупность фактических обстоятельств, между которыми существует причинная, временная, пространственная или иная связь и которые в силу этой связи образуют целостную систему элементов, называемую ситуацией.

Семантически термин ситуация обозначает совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение1.

В прикладном аспекте ситуация - это обстановка, оцениваемая субъектом для принятия решения по ее оптимальной трансформации.

С познавательных позиций ситуация - это состояние составляющих ее компонентов в конкретно определенный момент (срез) времени.

Важное свойство всех ситуаций - конкретность, то есть существование в конкретно-определенных пространственно-временных рамках. Ситуации могут быть как ограничены небольшим пространством и длиться доли секунды (например, дорожно-транспортное происшествие), так и охватываться огромной территорией, сохраняясь в течение длительного периода времени (к примеру, военные события в Чеченской республике).

Для ситуаций характерна также и повторяемость. Безусловно, сама ситуация во всех своих чертах индивидуальна. Полное повторение ситуации во всех ее чертах и особенностях - явление практически невозможное. Даже при абсолютно полном повторе состояния всех компонентов ситуации обязательно изменится ее временной фактор. То есть речь здесь идет о повторении основных, общих черт ситуации, о возникновении однотипной ситуации на качественно изменившейся основе и в иной обстановке. Это качество ситуации весьма существенно и значимо с учетом того, что прошлые уже по опыту знакомые субъекту ситуации фиксируются в его сознании и существенно влияют на восприятие им новой однотипной ситуации. На такой основе субъект как бы входит в новую ситуацию, одновременно превращая ее в ситуацию известную и легко разрешаемую. В подобных ситуациях субъект принимает уже не однажды избранные им решения как бы автоматически, в силу привычки, и в структуре принятия решения сознательный элемент, ассоциируемый с идеей выбора, здесь исчезает.

Временные и пространственные параметры в структуре ситуации занимают особое место, поскольку существование ни одного из элементов ситуации немыслимо вне определенного времени и пространства. Установление временных отношений позволяет объединить разнородные компоненты в систему (ситуацию).

Ситуация проистекает в ограниченных рамках времени, которое, в свою очередь, можно подразделять на фазы, этапы, эпизоды, в том числе и на основе общепринятой шкалы времени.

Весьма внушительное число ситуаций складывается под влиянием различных социальных факторов, возникает в результате тех или иных отношений субъектов. Хотя возможны и иные пути образования ситуаций: в результате действий сил природы, вызывающих стихийное бедствие и т.д.

Помимо пространственно-временных характеристик ситуации, особая роль среди прочих ее составляющих компонентов принадлежит, безусловно, субъекту, который способен своими действиями трансформировать наличную ситуацию в качественно новую.

В той или иной ситуации человек никогда не оказывается случайно, к этому его подводит вся цепочка предыдущих развивающихся ситуаций. Кроме того, и сами ситуации в свою очередь постоянно оказывают влияние на личность, предлагая ей для выбора те или иные варианты поведения. Ситуация, преломляясь через психику субъекта, провоцирует совершение им того или иного поступка в зависимости от социальных установок личности (морально-нравственных ценностей и личностных ориентаций), а также от ряда биологических и психологических факторов. К примеру, совершение преступления в состоянии аффекта, алкогольного или наркотического опьянения, участие в реализации преступных намерений несовершеннолетнего - лица, не способного полностью отдавать отчет в совершаемых им действиях.

Причем, чем сложнее ситуация, тем сложнее механизм такого взаимодействия. В конечном итоге и совершение преступления - это результат взаимодействия внешних факторов и внутренних качеств человека.

Попадание личности в ту или иную ситуацию может зависеть от самых разнообразных причин, в том числе, например, и от ее наклонностей, взглядов и интересов. Именно поэтому лица с асоциальной направленностью могут инициировать криминальные ситуации или же нередко сами стремятся попасть в те криминогенные ситуации, в которых они могут рассчитывать на удовлетворение своих потребностей.

Определяя понятие и выявляя сущность ситуации, следует четко различать объективное содержание ситуации и субъективное значение ситуации, придаваемое ей субъектом в зависимости от его взглядов, опыта, наклонностей, характера. Поскольку довольно часто объективное содержание ситуации может довольно сильно отличаться от того, как ее воспринимает познающий субъект. Однако в любом случае не следует упускать из виду того, что в конечном итоге субъект поступает исходя не из того, какая ситуация есть в реальности, а исходя из того, как он ее воспринял и оценил.

Именно в связи с особенностью восприятия ситуации субъектом выделяют и так называемые проблемные ситуации, содержащие противоречие, не имеющее однозначного решения и представляющие собой соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду.

Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности субъекта приводит к появлению его потребности в новых знаниях о том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективизация неизвестного в проблемной ситуации осуществляется в форме вопроса, заданного субъектом самому себе, и является начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом ситуации. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условий действия.

Социально-психологический аспект проблемной ситуации связан с отношением к ней познающего субъекта, в котором выражены: его интересы, уровень понимания ситуации, эмоциональное ее восприятие.

Проблемная ситуация может возникнуть естественным способом - в результате появления противоречия между характером возникающей проблемы и степенью готовности субъекта к ее решению. Проблемная ситуация может быть создана и искусственно, к примеру в дидактических целях для обучения студентов криминалистической тактике.

Объектами криминалистической ситуалогии будет являться все многообразие изучаемых криминалистикой ситуаций, то есть ситуаций, возникающих и исследуемых на стадиях возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел. Представляется, что к ним следует отнести:

1. Все ситуации системы преступление: криминальные ситуации во всем многообразии их проявлений.

2. Ситуации уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.

3. Ситуации, возникающие в самой криминалистической науке.

Такие ситуации целесообразно исследовать в генезисе их развития, выделяя соответствующие этапы и периоды их возникновения.

I этап - бескриминальный.

Любое уголовно-релевантное событие проистекает из цепи непрерывно сменяющих друг друга простых жизненных (бескриминальных) ситуаций. В подавляющем своем большинстве они представлены многообразием социальных ситуаций. Социальная ситуация - локализованный в пространстве и времени фрагмент социальной жизни, характеризующийся качественной определенностью своего содержания и относительно стабильным составом участников. Существование социального субъекта можно рассматривать как непрерывную цепь сменяющих друг друга различных социальных ситуаций, которые он либо создает целенаправленно, либо вовлекается в них по тем или иным причинам.

Некоторые авторы, по нашему мнению, справедливо выделяют признаки социальной ситуации, называя в их числе то, что:

- социальная ситуация характеризуется определенной пространственно-временной локализацией и тем самым дифференцируется от социального процесса, который, как правило, растянут в пространстве и во времени;

- для социальной ситуации характерна относительная стабильность состава ее участников, то есть социальных субъектов, прямо или косвенно связанных с ее созданием или изменением, в том числе с ее разрешением;

- ситуация - явление относительно целостное, органичное, единое по содержанию1.

В качестве юридически значимых социальных ситуаций традиционно рассматривают те из них, которые затрагивают общественные блага и ценности, охраняемые законом. Они урегулированы при помощи правовых средств - норм права, правоотношений, актов применения права.

При появлении криминогенных факторов социальная ситуация может трансформироваться в криминогенную, которая довольно часто предшествует совершению преступления, реально содержит в себе условия и обстоятельства, благоприятные для реализации преступных замыслов.

II этап - криминальный период.

Однако вовсе не любое развитие социальной или криминогенной ситуации ведет к перерастанию их в криминальную (ситуацию совершения преступления). Для возникновения криминальных ситуаций необходимо, чтобы в предшествующей ситуации начал осуществлять преступные действия некий субъект, преследующий преступные цели или имеющий асоциальную установку. Действия такого субъекта открывают серию криминальных ситуаций, представляющих собой систему из сочетания предкриминальных, собственно криминальных и посткриминальных ситуаций.

III этап - криминалистический

(этап поисково-познавательной деятельности).

В случае обнаружения признаков преступления компетентными органами возникает цепочка ситуаций криминалистической сферы. Исключение здесь составляют, пожалуй, лишь латентные преступления, в которых на смену посткриминальным ситуациям приходят социальные, простые жизненные ситуации.

В числе криминалистических ситуаций можно выделить: доследственную; следственную; оперативно-розыскную; экспертную, а также судебную ситуации.

IV этап - научного криминалистического

исследования (этап создания частных методик

и рекомендаций по расследованию преступлений).

Исследуем основные из названных ситуаций.

Криминалистические ситуации. Криминалистика как одна из прикладных наук уголовно-правового цикла изучает и обеспечивает своими теоретическими выкладками и практическими рекомендациями поисково-познавательную деятельность в уголовном процессе, связанную с раскрытием, расследованием преступлений и судебным рассмотрением уголовных дел. Соответственно, в качестве основного объекта криминалистической теории ситуаций в первую очередь будут выступать ситуации, возникающие в уголовно-процессуальной сфере, в которых различные лица осуществляют свои процессуальные функции. В зависимости от их процессуального положения можно выделить следственные, оперативно-розыскные, экспертные и судебные ситуации, которые, в свою очередь, имеют огромное количество самых разнообразных разновидностей в зависимости от целого ряда критериев: от вида преступления, этапа расследования, проводимого следственного действия и т.д.

К настоящему времени в науке нет единого подхода к вопросу о видах ситуаций, попадающих в сферу криминалистических исследований. Разные авторы называют самые различные виды ситуаций.

К примеру, В.Ф. Робозеров, анализируя специфику корыстных преступлений, выделяет в них типичные следственно-оперативные ситуации 1.

В.А. Снетков предлагает выделять технико-криминалистические ситуации. По его мнению, технико-криминалистическая ситуация должна рассматриваться в качестве частной по отношению к следственной ситуации и ситуации осмотра места происшествия. Она представляет собой систему факторов, оказывающих влияние на деятельность по применению технико-криминалистических средств при работе с вещественными доказательствами1.

В.С. Зеленецкий ведет речь о доследственных ситуациях в уголовном процессе. Выделяя доследственные ситуации в уголовном судопроизводстве, он мотивирует это тем, что до возбуждения уголовного дела также осуществляется производство о преступном деянии. В соответствии с УПК - это предварительная проверка поступившего сообщения о преступлении2.

Уголовный процесс состоит из относительно самостоятельных, но объективно взаимосвязанных уголовно-процессуальных производств. Понятие тех или иных уголовно-процессуальных ситуаций может быть сформулировано в зависимости от конкретного вида производства и объективных условий, в которых оно осуществляется. Общее у следственных, судебных и экспертных ситуаций то, что они могут возникать и осуществляться лишь после возбуждения уголовного дела. В силу этого мы полагаем, что доследственные ситуации целесообразно рассматривать в качестве одной из разновидностей оперативно-розыскных ситуаций.

А.Ф. Облаков выделяет так называемые криминалистические ситуации, хотя фактически именует ими ситуации следственные3.

И.А. Копылов отмечает, что ... термин следственная не совсем удачен, поскольку допускает возможность двойственного толкования: ситуация, складывающаяся в процессе следствия, и ситуация - в которой оказывается следователь. Правильнее было бы именовать ситуацию криминалистической1.

Следует отметить, что неоднозначность применяемой терминологии ведет к неоправданному смешиванию разнородных понятий и тем самым существенно затрудняет их научное и практическое использование.

Мы предлагаем все ситуации, изучаемые криминалистикой, систематизировать следующим образом. Предварительно, в зависимости от сферы их возникновения выделить ситуации, возникающие:

1) в криминальной деятельности;

2) в практике борьбы с преступностью;

3) в самой криминалистической науке.

Ситуации, в которых готовится, совершается и скрывается преступление, считаем целесообразным именовать ситуациями криминальной деятельности (представленные соответственно: предкриминальной, собственно криминальной и посткриминальной ситуациями).

В свою очередь, ситуации, возникающие в период расследования и рассмотрения уголовных дел, обозначим как ситуации следственно-поисковой и судебной деятельности (имеющие в своем составе: следственную, экспертную, оперативно-розыскную и судебную ситуации).

Родовым понятием обозначенных выше ситуаций будет понятие ситуации, изучаемые криминалистикой.

Кроме того, внутри каждого типа и класса ситуаций также можно выделить свои виды ситуаций2.

Криминальные ситуации.

Кроме того, в предмет криминалистики включается и криминальная деятельность, поскольку обстоятельства познаваемых в уголовном процессе событий как криминальной, так и некриминальной природы имеют значение для установления истины и принятия оптимальных и целесообразных правовых и криминалистических решений.

Криминальные ситуации объединяют действия преступника на различных этапах: это и подготовка к преступлению, и непосредственно само преступное деяние, это и действия преступника и иных лиц по уничтожению или сокрытию следов преступления.

Ситуации криминалистической науки.

Кроме того, различные по своему состоянию ситуации могут возникать и в самой криминалистической науке, которые также необходимо вовремя правильно диагностировать, грамотно оценивать и своевременно разрешать. Причем разрешаются такие ситуации соответственно учеными-криминалистами на основе анализа практики и теоретических изысканий.

Проблемная ситуация, возникшая в практике борьбы с преступностью, становится объектом научного исследования. В свою очередь, исследование этой проблемной ситуации в науке порождает постановку научной проблемы, основу которой составляет противоречие между знанием о потребностях практики и ее организацией в определенных практических и теоретических действиях и незнанием путей и средств реализации этих действий.

Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено. Причем здесь может возникнуть два типа ситуаций.

Во-первых, ситуация, возникающая в процессе научного познания, представленного взаимодействием трех компонентов: субъекта познания (ученого), предмета познания или же объекта познания и средств познания. По сути дела, это есть упрощенный вариант ситуационной модели экспериментальной науки ученый - средство познания - предмет познания. В такой модели варианты ситуации обусловлены вариабельностью ее структурных элементов.

Во-вторых, необходимо также выделить и ситуации, которые периодически складываются в самой науке при множестве субъектов - исследователей. Проиллюстрируем последнее следующим примером из криминалистической науки.

В последние годы метод моделирования получил весьма широкое распространение в уголовном судопроизводстве и стал использоваться для решения самых разнообразных задач и проблем. Причем довольно часто ученые стали обращаться к этому методу, исключительно отдавая дань моде и, по сути дела, называя моделями реальные объекты, давно уже изученные в следственной практике. В подтверждение к сказанному рассмотрим весьма небезынтересные цитаты из научной литературы последних лет.

Так, О.Я. Баев отмечает, что понятие следственной ситуации, которым оперирует криминалистика, есть модель реальной ситуации, возникновение которой возможно при расследовании отдельных видов преступлений1.

В.В. Клочков и В.А. Образцов считают, что криминалистическое понятие преступления и криминалистическую характеристику преступления можно рассматривать как типовые информационные модели, состоящие из нескольких частей, также моделей, но более низкого уровня2.

... программы подготовки и производства отдельных следственных действий, программы тактических операций и этапов расследования представляют собой специфические мысленные модели перспективного характера3.

И.Н. Сорокотягин пришел к выводу, что в сущности, планирование - это мысленное моделирование расследования1.

И.А. Возгрин утверждает, что переход в криминалистической методике от описательного способа изложения программ расследования к формализованным моделям в виде алгоритмов последовательности следственных действий представляется важным моментом в совершенствовании частных методик2.

А В.Н. Кудрявцев и вовсе заключает, что все наши представления о преступлении - это модели, подкрепив свой вывод цитатой из работы философа И.Б.Новика: ...Познать объект - значит построить его мысленную модель3.

Цитирование подобного рода можно продолжить. В криминалистике моделью стали называть и ситуацию, и план, и программу, и версию. След обуви, кадры видеозаписи следственного действия - тоже, как оказалось, модели.

Таким образом, по мере усиления интереса ученых к проблемам использования моделирования в науке стала складываться парадоксальная ситуация: понятия модели и моделирования в криминалистике оказались расплывчатыми, а критерии применения этого метода неопределенными. Метод моделирования при таком его активном использовании оказался настолько универсальным, что стал выступать чуть ли не в качестве единственного средства познания истины при расследовании преступлений.

Соответственно, чтобы разрешить возникшую проблемную ситуацию в криминалистической науке, потребовалось четко определить, что конкретно следует понимать под моделью, когда и для чего возникают необходимости в применении этого метода в криминалистике и практике борьбы с преступностью1.

Проблемные ситуации в криминалистической науке порождаются самыми разнообразными обстоятельствами: в ходе научного исследования, в результате реализации научных рекомендаций для практического использования, в процессе обобщения следственной, оперативно-розыскной, экспертной и судебной практики. Выявление новых проблем криминалистической науки в значительной степени стимулирует ее развитие, поскольку, как весьма справедливо отметил В.Н. Карпович, прогресс знания состоит в постановке, уточнении и решении новых проблем2.

Поэтому важно установить основные пути, которые могут привести к обнаружению новых научных криминалистических проблем, а соответственно и появлению проблемных ситуаций, новых противоречий между фактами и накопленным знанием. Своевременное осознание, правильная оценка и грамотное разрешение проблемных научных ситуаций и позволяют стимулировать теоретические разработки в области криминалистики.

Скачать архив с текстом документа