Понятия информатизации и информационной технологии

СОДЕРЖАНИЕ: Информатизация: понятие, основные задачи, этапы, роль в развитии общества. Информационная технология (ИТ) – совокупность методов и средств целенаправленного изменения каких-либо свойств информации; классификация ИТ, технические средства, инструментарий.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:

Информационные системы в экономике

Тема:

Понятия информатизации и информационной технологии


Оглавление

Введение

1. Понятие информатизации

2. Роль информатизации в развитии общества

3. Понятие информационной технологии

4. Классификация информационных технологий

Заключение

Библиографический список


Введение

Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счетов и книгопечатания. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров. Узкий смысл термина «информационная технология» определился к концу 1970-х годов, когда его стали употреблять в связи с использованием современной электронной техники для обработки информации.

Появление ЭВМ положило начало кибернетическому направлению применения технических средств для повышения эффективности труда. Автоматизация явилась закономерным, но не простым продолжением механизации. Если механизация охватывает процессы получения, передачи, преобразования и использования энергии. То автоматизация – процессы получения, передачи, преобразования и использования информации. Говоря образно, если орудия труда выступают продолжением человеческой руки, то ЭВМ – продолжение человеческого мозга.

Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, бытовую электронику, телевидение и радиовещание. Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, военной сфере, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам.

В современном информационном обществе повышается значение информации как товара. Это является следствием общего роста информационных потребностей и выражением развития отрасли информационных услуг. Очередной революционный этап информатизации общества связан с необыкновенным ростом использования глобальных компьютерных сетей. Всемирная компьютерная сеть Internet развивается столь стремительно, что ежегодно число ее подписчиков и объём информационных ресурсов практически утраивается.


1. Понятие информатизации

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. Образование больших потоков информации обусловливается: чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п.; постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности; и т.д. Как результат – наступает информационный кризис. Одним из проявлений которого является: появление противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработки информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.

Это породило весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества.[1]

Информатизация – это процесс создания, развития и всеобщего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих кардинальное улучшение качества труда и условий жизни в обществе.

Информатизация тесно связана с внедрением информационно - вычислительных систем, с повышением уровня автоматизации организационно - экономической, технологической, административно - хозяйственной, проектно- конструкторской, научно- исследовательской и других видов деятельности.

Основные задачи информатизации:

- модернизация информационно - телекоммуникационной инфраструктуры;

- развитие информационных телекоммуникационных технологий;

- эффективное формирование, использование информационных ресурсов и обеспечение широкого и свободного доступа к ним; информационный ресурс получает приоритет по сравнению с прочими материальными ресурсами, он служит основой создания информационного продукта;

- обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых СМИ;

- создание необходимой нормативно- правовой базы построение информационного общества;

- привитие населению информационной культуры, т.е. умение целенаправленно работать с информацией и использовать её для получения, передачи, обработки и использования компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.[2]

Информатизация – это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества.[3]

Цель информатизации – улучшение качества жизни людей за счёт увеличения производительности и облегчения условий их труда.

2. Роль информатизации в развитии общества

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас всё в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие- то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, её осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объёмов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Информатизация общества – организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и органов государственной власти на основе формирования и использования информационных ресурсов; современный этап информатизации связан с использованием персональных ЭВМ, систем телекоммуникаций и сетей ЭВМ.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Японские учёные считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надёжным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальных сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.[4]

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества. Этапы информатизации:

1. изобретение письменности 2. книгопечатание 3. электричество (телеграф, телефон, радио и телевидение) 4. компьютеризация

Каждый этап – качественный скачок, направленный на преодоление противоречия между увеличением объёмов информации и ограниченными человеческими способностями по её восприятию и обработке.

На определённом этапе развития информационной индустрии формируется информационное общество; в таком обществе большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, т.е. творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний.[5]

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.[6]

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно- техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно- коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

3. Понятие информационной технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижения поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.

Информация является одним из ценнейших ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс её переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение:

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).[7]

Информационная технология (далее ИТ) – это совокупность методов и средств целенаправленного изменения каких-либо свойств информации. Информация как объект воздействия представляет собой данные, записанные на том или ином носителе.[8]

Цель ИТ – производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Техническими средствами производства информации является аппаратное, программное и математическое обеспечение процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Отдельно из этих средств выделяются программные продукты и называются инструментарием, т.е. программным инструментарием информационной технологии.

Инструментарий ИТ – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.[9]

Программные средства, обеспечивающие функционирование современных ИТ, в целом подразделяются на:

- системные: текстовые и диагностические программы; антивирусные программы; операционные системы; командно-файловые процессоры (оболочки).

- прикладные: системы подготовки текстовых, табличных и др. документов; системы подготовки презентаций; системы обработки финансово-экономической информации; системы управления базами данных; личные информационные системы; системы управления проектами; экспертные системы и системы поддержки принятия решений; системы интеллектуального проектирования и совершенствования управления; прочие системы.[10]

ИТ можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. ИТ упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально- политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг. Использование единых мировых информационных систем обеспечивает внедрение ИТ в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении и получении доступа к общим нематериальных ресурсам, осмыслении и переработки большого объема информации.

4. Классификация информационных технологий

Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать ИТ в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация:[11]

В настоящее время классификация ИТ проводится по следующим признакам:

1. По способу реализации в АИС

- Традиционные – существовали в условиях традиционной обработки данных и до массового использования ПЭВМ были ориентированы главным образом на снижение трудоёмкости при формировании регулярной отчётности (например, инженерные и научные отчёты, формирование регулярной отчётности на предприятиях и др.)

- Новые (современные) ИТ связаны в первую очередь с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

Новая ИТ – это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

2. По степени охвата задач управления

- Электронная обработка данных – когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач.

- Автоматизация управленческой деятельности – вычислительные средства используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений.

- ИТ поддержки принятия решений – предусматривают широкое использование экономико-математических методов и моделей, пакеты прикладных программ(ППП) для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно- хозяйственной деятельности.

- Электронный офис – предусматривает наличие интегрированных ППП, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большее распространение приобретают электронные офисы, сотрудники и оборудование которых могут находиться в разных помещениях.

- ИТ экспертной поддержки составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций по сбыту продукции, услуг, финансового положения предприятия вынуждены использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области.

Последние два варианта ИТ ориентированы на использование достижений в области новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций.

3. По классу реализуемых технологических операций ИТ подразделяются: на работу с текстовыми и табличными процессорами, графическими объектами, системы управления БД, гипертекстовые и мультимедийные системы.

Технология формирования видеоизображения получила название компьютерной графики. Компьютерная графика – это создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ. Эта технология проникает в рекламную деятельность, делает занимательным досуг.

В классическом понимании система управления БД представляет собой набор программ, позволяющих создавать и поддерживать БД в актуальном состоянии.

Гипертекстовая технология – организация текста в виде иерархической структуры. Материал текста делится на фрагменты. Каждый видимый на экране фрагмент, дополненный многочисленными связями с другими фрагментами, позволяет уточнить информацию об изучаемом объекте и двигаться в одном или нескольких направлениях по выбранной связи.

Мультимедиа-технология – программно-техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио и видеоинформацией.

4. По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать ИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам.

- Пакетная ИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме.

- Диалоговая ИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

- Интерфейс сетевой ИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи, что делает такие ИТ широко используемыми и многофункциональными.

5. По способу построения компьютерной сети

Повышение требований к оперативности информационного обмена и управления, к срочности обработки информации привело к созданию не только локальных, но и многоуровневых и распределительных систем организационного управления объектами, какими являются, например банковские, налоговые, статистические и др. службы. Их информационное обеспечение реализуют сети автоматизированных банков данных.

В многоуровневых и распределительных компьютерных информационных системах организационного управления одинаково успешно могут быть решены как проблемы оперативной работы с информацией, так и проблемы анализа экономических ситуаций при выработке и принятии управленческих решений. В частности, создаваемые автоматизированные рабочие места специалистов предоставляют возможность пользователям работать в диалоговом режиме, оперативно решать текущие задачи.

6. По обслуживаемым предметным областям ИТ подразделяются разнообразно.

Например, бухгалтерский учёт, управление финансовыми потоками, управлением складом, управление маркетингом, документооборот и др.[12]

информационный технология технический инструментарий


Заключение

Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы.

ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием НТП, появлением новых технических средств переработки информации.

ИТ являются не только объектом исследований и разработки, но и средством создания информационных систем в различных предметных областях. Несмотря на специфику конкретных объектов, удалось разработать методологию, модели, методы и средства прикладных ИТ, что позволяет снизить затраты и сократить сроки информатизации. Спектр прикладных ИТ широк.

Информатизация – одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран. Человечество вступило в такой этап развития цивилизации, в которой информация и знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. При этом информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста. Необходимо понимать, что технологический прогресс является сегодня не только главным фактором обеспечения благосостояния нации, но и важнейшим условием процесса ее устойчивого развития. При этом приоритетное внимание должно быть уделено именно ИТ, которые благодаря их особым свойствам катализатора будут активно содействовать технологическому прорыву страны не только в информационной сфере, но и во многих других не менее важных направлениях.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, ИТ, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, т.к. порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.


Библиографический список

1. Кольцов, А.С., Федорков, Е.Д. Информационные технологии: Учебное пособие./А.С. Кольцов, Е.Д. Федорков. – Воронеж: Государственный технический университет, 2005. – 241с.

2. Корнеев, И.К., Машурцев, В.А. Информационные технологии в управлении./ И.К. Корнеев, В.А. Машурцев. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 158с. – Серия «Вопрос – ответ»

3. Чухарева, О.В. Конспект лекций по дисциплине: «Информационные технологии»./ О.В. Чухарева.– Вязьма: Филиал Московского государственного индустриального университета, 2005. – 95 с.

4. Чалиев, А.А. Необходимость развития информатизации общества /Лекции по информационным системам в экономике. Режим доступа:

http://chaliev.ru/ise/lections-ise-zo.php#1


[1] Кольцов А.С., Федорков Е.Д. Информационные технологии: Учебное пособие. Воронеж. ГТУ, 2005 - с.18

[2] Чалиев, А.А.Лекции по информационным системам в экономике. Режим доступа:

http://chaliev.ru/ise/lections-ise-zo.php#1

[3] Кольцов, А.С., Федорков, Е.Д. Информационные технологии: Учебное пособие. Воронеж. ГТУ, 2005 – с.20

[4] Кольцов, А.С., Федорков, Е.Д. Информационные технологии: Учебное пособие. Воронеж. Государственный технический университет, 2005 - с.14

[5] Чалиев, А.А. Лекции по информационным системам в экономике. Режим доступа:

http://chaliev.ru/ise/lections-ise-zo.php#1

[6] Кольцов А.С., Федорков Е.Д. Информационные технологии: Учебное пособие. Воронеж. Государственный технический университет, 2005 - с.13

[7] Чухарева, О.В. Конспект лекций по дисциплине: «Информационные технологии». Вязьма. Филиал МГИУ, 2005- с.20

[8] Корнеев, И.К., Машурцев, В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: ИНФРА-М, 2001 - с.4

[9] Чухарева, О.В. Конспект лекций по дисциплине: «Информационные технологии». Вязьма. Филиал МГИУ, 2005-с.21

[10] Корнеев, И.К., Машурцев, В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: ИНФРА-М, 2001-с.8

[11] Чухарев, О.В. Конспект лекций по дисциплине: «Информационные технологии». Вязьма. Филиал МГИУ, 2005-с.32

[12] Чухарев, О.В. Конспект лекций по дисциплине: «Информационные технологии». Вязьма. Филиал МГИУ, 2005-с.30

Скачать архив с текстом документа