Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого Война и мир.
СОДЕРЖАНИЕ: Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого Война и мир. Автор: Толстой Л.Н. В романе Л. Н. Толстого Война и мир более пятисот действующих яиц, И все они совершенно разные, непохожие друг на друга, но чрезвычайно яркие и реальные. Мастерство Толстого заключается в умении создать грандиозную галерею разнообразных человеческих типов.Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого Война и мир.
Автор: Толстой Л.Н.
В романе Л. Н. Толстого Война и мир более пятисот действующих яиц, И все они совершенно разные, непохожие друг на друга, но чрезвычайно яркие и реальные. Мастерство Толстого заключается в умении создать грандиозную галерею разнообразных человеческих типов. Одной из форм типизации и индивидуализации для писателя была портретная характеристика.
Мельчайшая портретная деталь является средством раскрытия содержания произведения. Поэтому особенность портрета е произведении Толстого следует связывание со всем строем его художественного мышления. На первый взгляд, самая мелкая и незаметная деталь играет огромное значение, помогает нам составить мнение о человеке.
Разнообразные душевные движения героя, отраженные в его внешнем облике, делают мысли, чувства, ощущения его видимыми и конкретными. Конечно, следует учитывать, что портретное описание не было для Толстого самоцелью.
Портрет создает у читателей яркое зрительное представление о внешности героев. Но его особенность заключается в том, чтобы показать еще и внутренний мир героев. Однако все индивидуальные черты и детали внешности, как, например, черные глаза Наташи, восточный тип лица графини Ростовой или коричневатый фрак или высокое жабо Пьера, не могут быть прямо соотнесены с внутренним, душевным обликом героев. Толстой использует разнообразные оттенки для описания, например, улыбки. Улыбку Элен Толстой называет улыбкой вполне красивой женщины, молодой, неизменной, самодовольной, а улыбку Наташи Ростовой - детской, торжественной, улыбкой радости и успокоения.
Обратим внимание на такую деталь, как глаза. Глаза Долохова были ясные, голубые, прекрасные и наглые, а у Пьера - дружелюбные.
Чтобы донести до читателя как можно точнее и четче свое представление о герое, Толстой использует прием сравнения и сопоставления.
Так, например, красавец Анатоль Курагин сравнивается со зверем. Анатоль, по описанию автора, напоминает гладкого хищника, подчиняющегося звериному чувству.
О Лизе Волконской сказано так: Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства.
Большое значение в создании портретной характеристики имеет подбор оценочной лексики. При описании Адольфа Берга автор пишет так: он свежий, розовый, всегда безупречно вымыт, безупречно застегнут, причесан. Как ни странно, именно такой подбор лексики для подчеркивания безупречного вызывает отрицательное отношение к персонажу. С этой же целью дано описание князя Василя с его надушенной, сияющей лысиной.
У Толстого всех героев можно разделить на любимых и нелюбимых. При этом отношение автора можно понять через портретную характеристику.
Княжна Мэри некрасива, у нее тяжелая походка, неуклюжая фигура. Но все это забывается, когда читаешь о ее прекрасных глазах, которые со спокойствием и лучистостью смотрели и нежной любовью. Мы видим, что несмотря на внешнюю некрасивость, эта героиня душевно прекрасна. Или маленький, грязный, худой Тушин, но он вопросительно глядел большими и бодрыми глазами, а лицо его озарялось тихой улыбкой.
Л.Н. Толстой часто использует прием показа портретной характеристики в развитии. Внешность героя складывается постепенно, по этапам его жизненного пути, и если проследить ее на протяжении всего романа, то перед нами выстроится такая биография человека, в которой средствами портрета создан процесс глубоких психологических изменений. Особенно ярко мы можем увидеть это на примере Наташи Ростовой.
Мы встречаем ее тринадцатилетней девочкой. Она черноглазая с большим ртом, некрасивая, но живая, тоненькая, грациозная. В пятнадцать лет в ней еще много детского: встречая своего брата, держась за полу его венгерки, она прыгает, как коза, на одной ноге и пронзительно визжит. В восемнадцать лет она уже невеста Андрея Болконского. Анатоль сразу оценил достоинство ее рук, плеч и волос.
В ночь свидания с умирающим князем Андреем худое и бледное лицо ее было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны. В двадцать лет Пьер сразу не узнал ее, это уже не девочка, а дама в черном платье, она действительно постарела, но сохранился ее внимательный, ласково-любопытный взгляд, который помог Пьеру увидеть в ней прежнее милое, доброе,,славное существо.
В двадцать два она стала сильной матерью, в которой часто было видно одно лицо ее и тело, а души вовсе не видно. Но иногда, в редкие минуты, когда она загоралась прежним пламенем, она бывала еще более привлекательной, чем прежде.
Итак, от тринадцати до двадцати двух - девять лет из жизни героини, и как тонко, внимательно и бережно показано изменение ее внешности, .
Весь роман Толстого построен на антитезе. И даже портреты почти всех персонажей противопоставлены друг другу. Например, Кутузов и Наполеон. Оба они не отличаются особой внешней привлекательностью, но автор все же противопоставляет огромной толщины телу, с сутуловатой спиной, тяжелой, большой, изуродованной голове Кутузова круглый живот, жирные ляжки коротких ног Наполеона. Таких параллелей в романе множество. Это Элен и Наташа, Пьер и Анатоль, князь Андрей и Долохов, Борис Друбецкой и Николай Ростов.
Детали портрета даются Толстым в отрогом соответствии с сюжетной необходимостью. Толстого по праву можно назвать мастером портрета.