Пособие по временной нетрудоспособности и безработице

СОДЕРЖАНИЕ: КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «Налоговое право» по теме: «Пособие по временной нетрудоспособности и безработице» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Налоговое право»

по теме: «Пособие по временной нетрудоспособности и безработице»


СОДЕРЖАНИЕ

[1] Также есть случаи, когда непрерывный стаж сохраняется вне зависимости от перерыва (например, при поступлении на работу после увольнения в связи с выходом на пенсию).

При увольнении по дисциплинарным основаниям, непрерывный трудовой стаж не сохраняется. Непрерывный трудовой стаж прерывает увольнение по соответствующим статьям ТК РФ (дисциплинарные основания), а также повторное увольнение по собственному желанию без уважительных причин в течение календарного года.

Существовала следующая зависимость непрерывного трудового стажа и размера пособий по временной нетрудоспособности:

Пособие по временной нетрудоспособности назначалось в размере 100% от среднего заработка, если непрерывный трудовой стаж составлял не менее 8-ми лет.

В случае, если непрерывный трудовой стаж составлял от 5-ти до 8-ми лет– пособие выплачивалось в размере 80% среднего заработка, менее 5-ти лет– размер пособия составлял 60% от среднего заработка.

Некоторым категориям граждан пособие выдавалось в размере 100% от заработка независимо от стажа. К ним относились:

Получившие трудовое увечье и профессиональное заболевание.

Работающие инвалиды ВОВ.

Инвалиды чернобыльской аварии.

Работники, перенесшие лучевую болезнь в связи с чернобыльской аварией.

Работники, не достигшие 18-ти лет, проживающие в зонах отселения и зонах проживания с правом на отселение в случае заболевания кроветворных органов, щитовидной железы и при злокачественных новообразованиях.

Работники, освобождаемые от работы в связи с необходимостью ухода за детьми в возрасте до 14-ти лет в указанных зонах (предыдущий пункт).

Работники, имеющих детей в возрасте до 16-ти лет (если их более трех), а также учащихся до 18-ти лет (в том же случае).

Работники Крайнего Севера.

Граждане, у которых временная нетрудоспособность наступила вследствие поствакцинальных осложнений.

Донорам, сдавшим две годичные нормы крови в течение года, и только в течение этого года выдавалось пособие в размере 100% от среднего заработка.

Пособие в размере 80% заработка выдавалось работникам из числа круглых сирот в возрасте до 21-го года, имеющим непрерывный стаж до 5-ти лет.

Механизм исчисления среднего заработка по расчетам по временной нетрудоспособности зависел от формы оплаты труда:

С 1 января 2004 г. размер пособия исчисляется по-новому, в соответствии с вступившим в силу законом РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее– Закон).

Основное нововведение Закона заключается в установлении зависимости размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам от среднего заработка работника (ст. 8 Закона).

С 1 января 2004 г. во всех случаях определения размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам необходимо продолжать учитывать непрерывный трудовой стаж и иные условия, установленные законодательными и другими нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

Порядок исчисления средней заработной платы в целях выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, установленный Законом, зависит от продолжительности фактического трудового стажа работника в последние 12 месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам.

Если работник в течение 12 месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам проработал фактически более 3-х месяцев, пособия исчисляются на основании среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (п. 1 ст. 8 Закона).

Непосредственно средний заработок исчисляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 11.04.03 N 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» на основании ст. 139 Трудового кодекса РФ.

Если работник в течение 12 месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам проработал фактически менее 3-х месяцев, пособия выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом (п. 2 ст. 8 Закона).

Работодателям необходимо помнить, что в 2004 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 11700 руб. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальные размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.[2]


ГЛАВА 2. ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

2.1 КРУГ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗРАБОТНЫМ

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в РФ»: «Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности».

Занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

· занимающиеся предпринимательской деятельностью;

· самостоятельно обеспечивающие себя работой;

· занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам

· выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

· избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

· проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

· проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;

· временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, или иными причинами. [3]

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.[4] При этом в данном случае, речь идет о регистрируемой безработице. Выделяют также общую безработицу. В выборочных обследованиях населения по проблемам занятости, проводимых Госкомстатом России, к безработным относят лиц в возрасте 15-72 лет, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям:

· не имели работы (доходного занятия);

· занимались поиском работы– обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

· были готовы приступить к работе в течение определенного периода времени.

Одна из устойчивых характеристик российского рынка труда– поразительно низкий уровень регистрируемой безработицы, который на протяжении всего переходного периода оставался во много раз меньшим (3,5–7 раз) по сравнению с уровнем общей безработицы. Это связано с двумя основными факторами. Первый фактор связан с отсутствием у безработных достаточной мотивации для обращения в службу занятости (низкое пособие по безработице, отсутствие приемлемых вакансий, бюрократические сложности оформления регистрации и т.д.), второй – с достаточным количеством рабочих мест на российском рынке труда, что позволяет безработным вести самостоятельный поиск работы, не обращаясь в службу занятости.

Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на:

· оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

· разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

· содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

· организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

· осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.[5]

Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.

Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Порядок регистрации граждан в органах службы занятости утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.99 г. № 1230 в соответствии со статьей 3 Закона «О занятости населения в РФ» и устанавливает определенные нормы и последовательность работы с обратившимися. Наряду с первичной регистрацией безработных граждан, которая осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, независимо от их места жительства и даже без предъявления ими каких либо документов, органами службы занятости осуществляется регистрация безработных в целях поиска подходящей работы (постановка на учет), которая возможна для всех ищущих работу или уволенных по любым основаниям, но при обязательном соблюдении следующих условий:

· если гражданин достиг 16-летнего возраста;

· зарегистрирован по месту жительства в данном населенном пункте;

· трудоспособен;

· не имеет работы и какого либо заработка (дохода) или пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет;

· ищет работу и готов приступить к ней;

· предоставил для регистрации все необходимые документы;

Для регистрации (постановки на учет) необходимо представить следующие документы:

· паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие и подтверждающие регистрацию по месту жительства и трудовую деятельность;

· документы об образовании или документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;

· справку (по установленной форме центра занятости) с последнего места работы о среднемесячной заработной плате (если гражданин в течение 12 месяцев перед обращением имел оплачиваемую работу);

· справку из ЖЭУ о составе семьи (при наличии на иждивении детей в возрасте до 18 лет);

· справку из учебного заведения (в случаях, если находящийся на содержании безработного учащийся в возрасте до 24 лет не получает государственной стипендии);

· пенсионное страховое свидетельство;

· свидетельство о присвоении индивидуального налогового номера (ИНН).

Некоторые категории граждан дополнительно представляют следующие документы:

· инвалиды – трудовую рекомендацию; заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, выданное в установленном порядке; индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную службой медико-социальной экспертизы;[6]

· беженцы– документы миграционной службы;

· сироты– справку органов опеки и попечительства;

· освободившиеся из ИТУ– справку об освобождении;

· граждане с ограничением трудоспособности по состоянию здоровья– справку ВКК (КЭК).

Если в течение 10 дней со дня регистрации безработного службе занятости не удается решить вопрос его трудоустройства из-за отсутствия необходимых вакансий, то на 11 день принимается решение о признании безработным с первого дня обращения в службу занятости и с этого же дня назначается пособие по безработице.

Безработными не могут быть признаны граждане:

· не готовые по каким-либо причинам приступить к работе;

· не достигшие 16-летнего возраста;

· которым назначена пенсия по старости (возрасту), в том числе на льготных условиях, пенсия за выслугу лет;

· не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в срок, установленный специалистами службы занятости;

· осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

· отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера.[7]

Подходящей работой считается работа (в том числе временного характера), которая соответствует:

· профессиональной пригодности работника;

· уровню его профессиональной подготовки;

· состоянию здоровья (в соответствии со справкой ВКК);

· транспортной доступности рабочего места;

· условиям последнего места работы.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, считается подходящей для граждан:

· впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);

· уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

· ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью;

· стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

· направленных органами службы занятости населения на переобучение и отчисленных за виновные действия;

· обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;

· состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев;

· состоящих на учете в органах службы занятости и отказавшихся повысить квалификацию, получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-ти месячного) периода безработицы.

Подходящей не может считаться работа, если:

· она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

· она противопоказана по состоянию здоровья (при наличии справки ВКК или реабилитационной карты инвалида);

· заработок на предлагаемой работе ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы и этот заработок был ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в данном регионе РФ в установленном порядке;

· для граждан, чей заработок на последнем месте работы был выше величины прожиточного минимума, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения данного региона РФ, исчисленного в установленном порядке;

· работа максимально удалена от места жительства (кроме случаев, когда доставка на работу производится служебным транспортом);

В случае отказа в признании безработным в установленном порядке, безработный имеет право на повторное обращение в службу занятости в целях регистрации через один месяц со дня отказа.

Гражданин, признанный безработным, обязан:

активно вести самостоятельный поиск работы;

информировать органы службы занятости о результатах своих действий;

являться на переговоры по трудоустройству с работодателем в течение трех дней со дня, следующего за днем направления органами службы занятости (выдачи рекомендательного письма). В случае невозможности оформления рекомендательного письма работодателем гражданин обязан обратиться в службу занятости и поставить в известность о данном факте специалиста, выдавшего рекомендательное письмо, не позднее дня, следующего за днем посещения работодателя;

своевременно сообщать обо всех изменениях, связанных с переменой места жительства и трудоустройством, включая временные и сезонные работы, а также регистрации в качестве предпринимателя;

посещать органы службы занятости строго в назначенные дни и часы, а в случае невозможности явиться в указанное время по уважительной причине– известить об этом службу занятости, предъявлять при перерегистрации, не реже 2-х раз в месяц, трудовую книжку и паспорт; (впервые ищущие работу– паспорт, документ об образовании);

возвращать при очередной перерегистрации рекомендательное письмо (отрывную часть) с ответом работодателя, заверенным подписью должностного лица и печатью организации независимо от формы собственности;

оформлять листок нетрудоспособности, в случае заболевания;

своевременно информировать службу занятости об открытии собственного дела, регистрации в качестве предпринимателя.

Если вопрос с трудоустройством не удалось решить, служба занятости может предложить безработным гражданам пройти курсы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.

Профессиональное обучение проводится с целью дать гражданам возможность на конкурсной основе найти работу. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка по направлению органов службы занятости может осуществляться только на краткосрочных курсах в учебных заведениях города, с которыми центр занятости заключил соответствующие договора. Такое содействие оказывается безработным гражданам (имеющим официальный статус безработного) в случаях, если:

· невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

· необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

· гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности);

Право в приоритетном порядке обучаться на курсах по направлению центра занятости имеют:

· безработные инвалиды;

· безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;

· граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

· выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Граждане, зачисленные на дневные формы обучения, согласно ст. 2 Закона «О занятости населения в РФ» считаются занятыми, поэтому, направленные центром занятости на краткосрочные курсы, снимаются с учета, но за ними сохраняется право на период обучения получать стипендию в размере установленного для них пособия по безработице. Период обучения засчитывается в общий трудовой стаж.

Гражданам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных, служба занятости оказывает содействие в организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости. Мероприятия по оказанию содействия гражданам включают в себя следующие направления деятельности:

· информирование о возможностях организации самозанятости, включая ознакомление с законодательством, предоставление информации об организациях, занимающихся вопросами развития предпринимательства, видах и условиях оказываемых ими услуг;

· содействие в разработке и экспертизе бизнес-планов;

· организация обучения безработных граждан в целях подготовки к предпринимательской деятельности.

Оказание содействия самозанятости населения за счет средств федерального бюджета осуществляется по следующим направлениям:

· предоставление организационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам организации самозанятости;

· оказание финансовой помощи безработным гражданам на организацию самозанятости– на получение свидетельства на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.

Для граждан, потерявших работу, служба занятости также организует общественные работы.

Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общедоступность общественных работ означает, что они могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ. Общественные работы организуются для обеспечения безработных граждан и граждан, ищущих работу (занятых или незанятых трудовой деятельностью), временной работой и преследуют цели:

· Осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временных характер;

· Предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

· Сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе

· Предоставление возможности временного трудоустройства гражданам, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.

Право на участие в общественных работах, имеют все граждане, зарегистрированные в службе занятости населения. Работодатель не вправе отказывать лицам, направленным службой занятости в соответствии с договором, в приеме на общественные работы. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в Центре занятости свыше 6 месяцев. Участие граждан в общественных работах допускается лишь с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности. Если при организации общественных работ учтены возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следующих категорий граждан:

· впервые, ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);

· уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

· ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;

· стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

· направленные службой занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;

· отказавшиеся повысить квалификацию по имеющейся профессии (специальности) или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

· обратившиеся в службу занятости после окончания сезонных работ;

· состоящие на учете в службе занятости более 18 месяцев, также более трех лет не работавшие.

Работодатель, желающий участвовать в организации общественных работ, обязан:

· представить службе занятости предложения о видах и объемах общественных работ, месте проведения и характере работ, порядке и сроках их проведения, условиях, режиме труда и формах его оплаты;

· заключить договор со службой занятости о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ;

· заключать с гражданами, направленными службой занятости, срочные трудовые договоры на участие в общественных работах. При заключении договоров руководствоваться требованиями законодательства РФ о труде и социальном страховании;

· информировать службу занятости о приеме и увольнении граждан, принимавших участие в общественных работах;

· производить оплату труда за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Р.Ф.;

· ежемесячно представлять службе занятости справки о выполненных работах и другие финансовые документы.

Финансирование общественных работ производится за счет средств организации, в которых организуются эти работы с привлечением средств местного, республиканского и федерального бюджетов. За счет средств федерального бюджета могут быть профинансированы следующие затраты на реализацию мероприятий по организации и проведению общественных работ:

· размещение материалов в средствах массовой информации о планируемых мерах по организации общественных работ, разработку и издание специальных информационных изданий;

· поддержка доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, но не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством РФ;

· транспортные расходы по доставке граждан к месту проведения общественных работ и обратно.

Высвобожденным работникам, имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, но не ранее, чем за 2 года до установленного законодательством РФ срока выхода на пенсию, пенсия может быть оформлена досрочно. При этом оформление досрочной пенсии производится не по желанию высвобожденного работника, а по предложению органов службы занятости при условиях:

· если нет возможности для трудоустройства данной категории граждан;

· если служба занятости располагает необходимыми финансовыми средствами для оформления данной льготы.

2.2 РАЗМЕРЫ, НАЗНАЧЕНИЯ И УСЛОВИЯ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ, МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ИНАЯ ПОМОЩЬ БЕЗРАБОТНОМУ И ЧЛЕНАМ ЕГО СЕМЬИ

Государство гарантирует безработным гражданам выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.[8] Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и работающих, ассигнований из бюджетов всех уровней и добровольных взносов юридических и физических лиц.[9]

Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости и отчеты об их исполнении утверждаются федеральными законами, по представлению Правительства РФ.

Средства фонда занятости, формируемые за счет обязательных страховых взносов работодателей и работающих, ассигнований из бюджетов всех уровней освобождаются от налогообложения.[10]

В связи с принятием Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 10 января 2003 г.[11] были установлены порядок, срок и размер начисления пособия по безработице и стипендии для безработных граждан, являющиеся новой редакцией этих положений в прежнем изложении Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 20.11.1999 г.[12] Данный закон вступил в силу 14 февраля 2003 года и распространяется на граждан, уволенных после этой даты.

Пособие по безработице выплачивается безработным гражданам. Для граждан, уволенных:

1. В связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, не трудоустроенных в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средний заработок (с зачетом выходного пособия);

2. По собственному желанию по причине:

2.1. Переезда на новое место жительства в другую местность;

2.2. Болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;

2.3. Необходимости ухода за инвалидом 1 группы либо больным членом семьи;

2.4. Нарушения работодателем коллективного или трудового договора;

2.5. Наступления чрезвычайных обстоятельств (военные действия, эпидемия и т.д.), препятствующих продолжению работы;

2.6 УВОЛЬНЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 14 ЛЕТ

Пособие по безработице (в 1-й период выплаты пособия) назначается не более чем на 12 месяцев. Если в течение этого периода органы службы занятости не трудоустроили гражданина или он сам не нашел подходящей работы, выплата пособия по безработице приостанавливается на 6 месяцев без снятия гражданина с учета. Если и за этот период вопрос трудоустройства не решился, выплата пособия возобновляется вновь (2-й период выплаты пособия) на 12 месяцев. Таким образом, максимальный срок выплаты пособия для этой категории граждан не может превышать 24-х календарных месяцев, даже при условии, что в первом периоде, срок выплаты пособия продлевается в связи со льготным стажем. Пособие по безработице для настоящей категории граждан выплачивается при условии, что граждане в течение 12 месяцев, предшествующих наступлению безработицы имели 26 календарных недель оплачиваемой работы, и в случае увольнения по собственному желанию по указанным выше причинам об этом имеется запись в трудовой книжке (трудовом договоре, если работодатель– физическое лицо). Размер пособия по безработице для этой категории граждан такой:

1-й период выплаты пособия:

· Первые три месяца– 75% от среднего заработка;

· Следующие 4 месяца– 60% от среднего заработка;

· В дальнейшем– 45% среднего заработка;

2-й период выплаты пособия: 30% прожиточного минимума.

В старой редакции закона РФ «О занятости населения в РФ» пособие для всех уволенных граждан при наличии у них 26 календарных недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих наступлению безработицы, рассчитывалось по схеме, указанной выше.

3. Для граждан, уволенным по собственному желанию по иным причинам при наличии 26 календарных недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих наступлению безработицы устанавливаются два шестимесячных периода выплаты пособия. Размер пособия по безработице для этой категории граждан, находится в зависимости от прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ:

· 1-й период– 40% прожиточного минимума;

· 2-й период– 20 % прожиточного минимума.

Продление срока выплаты пособия в 1-м периоде для этой категории граждан за льготный стаж не устанавливается.

4. Для граждан, уволенных по всем другим основаниям, а также гражданам, не имеющим 26 календарных недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих наступлению безработицы также установлены два шестимесячных периода выплаты пособия. Размер пособия по безработице (также находится в зависимости от величины прожиточного минимума) для этой категории граждан:

· 1-й период– 30% прожиточного минимума;

· 2-й период– 20% прожиточного минимума.

В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:

· Указанным выше в п.п. 1-2 – в размере 75% от среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше прожиточного минимума на протяжении всего периода обучения;

· Для категории граждан, названных выше в п. 3 – в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. Стипендия также выплачивается в течение периода обучения.

Выплата стипендии может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. В этих же случаях размер стипендии может быть уменьшен на 25%. Безработным гражданам (уволенным из организаций после 14 февраля 2003г.), утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления может оказываться материальная помощь. Материальная помощь и увеличение пособия по безработице безработным гражданам (уволенным после 14 февраля 2003г.) по причине нахождения на их содержании лиц, не имеющих самостоятельного дохода, не производится.[13]

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.[14]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Пособие по временной нетрудоспособности (в отличие от пособия по инвалидности) назначается в том случае, когда процесс болезни или расстройства здоровья имеет обратимый характер.

Основанием выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок временной нетрудоспособности и в некоторых случаях справка установленной формы.

Листки временной нетрудоспособности выдаются врачами медицинских учреждений, причем это могут быть врачи, занятые в государственной, муниципальной, частной системе здравоохранения, но для осуществления экспертизы временной нетрудоспособности требуется лицензия. Врачи, которые занимаются частной практикой, приобретают право на выдачу больничных после повышения квалификации по проведению экспертизы временной нетрудоспособности. При получении больничных листков требуется предъявление документа удостоверяющего личность.

Длительное время пособия по больничным листам рассчитывались в соответствии с правилами, утвержденными Советом Министров СССР и ВЦСПС. Размеры пособия по нетрудоспособности определялись в зависимости от непрерывного трудового стажа.

Непрерывный трудовой стаж – это продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии или учреждении, а при соблюдении установленных законодательством условий, также и на другом предприятии. Данное определение противоречит праву граждан, закрепленному в Конституции РФ, применять свою рабочую силу свободно.

С 1 января 2004 г. размер пособия исчисляется по-новому, в соответствии с вступившим в силу законом РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год».

Основное нововведение Закона заключается в установлении зависимости размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам от среднего заработка работника (ст. 8 Закона).

Непосредственно средний заработок исчисляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 11.04.03 N 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» на основании ст. 139 Трудового кодекса РФ.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Если в течение 10 дней со дня регистрации безработного службе занятости не удается решить вопрос его трудоустройства из-за отсутствия необходимых вакансий, то на 11 день принимается решение о признании безработным с первого дня обращения в службу занятости и с этого же дня назначается пособие по безработице.

Государство гарантирует безработным гражданам выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности. В связи с принятием Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 10 января 2003 г. были установлены порядок, срок и размер начисления пособия по безработице и стипендии для безработных граждан, являющиеся новой редакцией этих положений в прежнем изложении Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 30.04.1999 г. Данный закон вступил в силу 14 февраля 2003 года и распространяется на граждан, уволенных после этой даты.

Безработным гражданам (уволенным из организаций после 14 февраля 2003г.), утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления может оказываться материальная помощь. Материальная помощь и увеличение пособия по безработице безработным гражданам (уволенным после 14 февраля 2003г.) по причине нахождения на их содержании лиц, не имеющих самостоятельного дохода, не производится.


ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс РФ. Части I-II.

2. Закон РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» от 30.12.03.

3. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 10.01.03.

4. Закон РФ от 19.04.91 «О занятости населения в РФ» в ред. от 20.11.99.

5. Закон РФ от 24.11.95. «О социальной защите инвалидов в РФ».

6. Постановление Правительства РФ № 458 от 22.04.97 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».

7. Постановление Совета Министров СССР «Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» от 13 апреля 1973 года.

8. Трудовой кодекс РФ. Ст. 77-84.

9. Указ Президента РФ № 554 от 05.07.92 «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятий, учреждений, организаций». П. 24. Ст. 1329.

10. Указ Президента РФ № 1335 от 05.11.92 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих беременных детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций». Ст. 2609, ст. 3292.

11. Гаринов И.С. Пособия по временной нетрудоспособности. ПСО. Учебник. М.: 2005. Стр. 158-169.

12. Мачульская Е.Е. ПСО учебное пособие. М.: 2006. Стр. 130-138.

13. Капелюшников Р.И. Общая и регистрируемая безработица: в чем причины разрыва?– М.: ГУ ВШЭ, 2002.

14. Орлов А.И. Пособия по временной нетрудоспособности. Учебник. М.: 2004. Стр. 95-154.

15. Сулейманова С.А. Социальное обеспечение и социальное страхование. Стр. 169-182.

16. Тучкова Т.Т. Практикум по ПСО. М.: 2006.

17. Тучкова Т.Т. ПСО. Учебно-методическое пособие. М.: 2005. Стр. 102-119.

18. Михайлов И. Расчет больничных по-новому.//Экономика и жизнь–20.02.2004.


[1] Постановление Совета Министров СССР «Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» от 13 апреля 1973 года.

[2] Закон РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год». Ст. 113.

[3] Закон РФ «О занятости населения в РФ» в ред. от 20.11.99 Ст. 1.

[4] Там же, ст. 3.

[5] Закон РФ «О занятости населения в РФ» в ред. от 20.11.99. Ст. 15.

[6] Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95. Ст. 25.

[7] Закон РФ «О занятости населения в РФ» в ред. от 20.11.99. Ст.3.

[8] Закон РФ от 19.04.91 «О занятости населения в РФ» в ред. от 20.11.99. Ст. 28.

[9] Там же. Ст. 22.

[10] Там же. Ст. 22.

[11] Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 10.01.03.

[12] Закон РФ «О занятости населения в РФ» в ред. от 20.11.99.

[13] Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 10.01.03.

[14] Закон РФ «О занятости населения в РФ» в ред. от 20.11.99. Ст. 35.

Скачать архив с текстом документа