Позаказный метод учета затрат и калькулирование себестоимости продукции

СОДЕРЖАНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТА Студентки 5 курса заочного отделения Факультета Экономики и управления Болотовой Любови Витальевны

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентки 5 курса заочного отделения

Факультета Экономики и управления

Болотовой Любови Витальевны

Тема : Позаказный метод учета затрат и калькулирование

себестоимости продукции

Руководитель-консультант

_____________

Защищена

«____» _________________2009 г.

Оценка

«____________________»

Москва 2009


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы позаказного метода учета затрат……………....5

1.1. Нормативная база учета затрат… ………………………………………...…5

1.2. Особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции…………….……………………………………..6

Глава 2. Действующая практика организации позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции………………………………………9

2.1. Организация аналитического учета при позаказном методе учета затрат..9

2.2. Учет прямых затрат при позаказном калькулировании……………..……10

2.3. Учет косвенных расходов при позаказном калькулировании……………13

2.4. Учет накладных расходов при позаказном методе учета затрат…………17

2.5. Отражение выпуска продукции и ее реализация при позаказном калькулировании…………………………………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………….........30

Список используемых источников и литературы……………………………......32


Введение

В связи с усилением роли управленческого учета в принятии стратегических и тактических решений и необходимостью формировать экономически обоснованную себестоимость.

Определение себестоимости производства единицы продукции является одной из основных задач управленческого учета. Именно себестоимость единицы продукции лежит в основе принятия большинства управленческих решений. В финансовом учете для составления отчетности важно иметь информацию об общей величине себестоимости всей реализованной продукции и общей стоимости остатков готовой продукции на складе, тогда как в управленческом учете основной акцент делается на себестоимость производства единицы продукции. Успех фирмы зависит от информации о формировании себестоимости по нескольким причинам: затраты на производство продукции являются базой для установления цены продажи; информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством и используется при решении огромного количества текущих оперативных задач управления. [1]

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) ресурсов. Этот показатель отражает эффективность производственно-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях, чем ниже себестоимость продукции, тем более конкурентоспособной становится продукция предприятия, тем выше величина прибыли и, следовательно, больше источников для реализации инвестиционных, социальных и иных программ.

Калькулирование является инструментом, обеспечивающим реальность оценки отдельных активов организации для целей бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Калькулирование представляет процесс исчисления фактической себестоимости объекта калькулирования.

Под объектом калькулирования понимают вид вырабатываемых изделий, продукции, работ, услуг, себестоимость которых рассчитывается в процессе калькулирования.

Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений руководителям предприятий необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выявить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. Эффективность работы организации во многом зависит от информации о формировании себестоимости. Тому есть причины:

- затраты на производство продукции являются базой для установления продажной цены

- информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством

Ключевая концепция классификации затрат заключается в том, что разные затраты соответствуют разным целям. Система калькулирования затрат - совокупность методов и процедур, которые обеспечивают определение себестоимости объектов затрат.

Целью данной работы является рассмотреть позаказный метод калькулирования себестоимости продукции.

Задачами работы является рассмотреть такие вопросы как:

· особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

· нормативная база учета затрат;

· организация учета прямых, косвенных и накладных затрат при позаказном метода учета затрат;

· калькулирование затрат при позаказном методе учета затрат.

Объект исследования является позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Глава 1. Теоретические основы позаказного метода учета затрат.

1.1. Нормативная база учета затрат

К документам, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) относятся: кодексы, законы, положения, приказы, методические рекомендации, постановления, инструкции, письма. Основными из них являются:

· Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-Ф3. В нем дается определение расходов, группировка и состав расходов;

· Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (в ред. от 27.11.2006 N 156н)

Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

· Положение о составе затрат отменено Постановлением Правительства РФ от 20.02.2002 N 121 Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам налогообложения прибыли организации.

При этом в настоящий момент не отменены отраслевые типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) по соответствующим отраслям народного хозяйства (сельское хозяйство, наука), разработанные министерствами и ведомствами на основании Положения о составе затрат.

Кроме того, в Письме Минфина России от 29.04.2002 N 16-00-13/03 О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) указано, что до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в целях бухгалтерского учета организациям надлежит, как и ранее, руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Следовательно, для целей бухгалтерского учета налогоплательщики могут применять отраслевые инструкции, изданные на основании отмененного Положения о составе затрат.

1.2. Особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости (job order cost accounting system) — метод, используемый на предприятиях, производящих единичные, уникальные или выполняемые по специальному заказу изделия. При этом методе все затраты собираются по каждому заказу или партии продукции, а не по отдельным подразделениям или отчетным периодам. На предприятии ведется один счет Незавершенное Производство (Work in Process), детализация аналитической информации по которому ведется на карточках заказов (job order cards). Именно в этих карточках собираются затраты по всем подразделениям на выполнение конкретного заказа.

Прямые затраты, как трудовые, так и материальные, могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид продукции или услуг. Общепроизводственные расходы могут быть распределены по видам продукции только с помощью специальных искусственных методов. При их списании часто прибегают к использованию нормативных коэффициентов распределения общепроизводственных расходов (predetermined overhead rate), устанавливаемых для каждого подразделения или функционирующего объекта обычно на год. [2]

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости — метод, используемый на предприятиях, производящих единичные, уникальные или выполняемые по специальному заказу изделия. При данном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие законченные конструкции. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа.

Позаказный учет производственных затрат аккумулирует затраты по отдельным работам, подрядам и заказам, используется при изготовлении уникальных либо выполняемых по специальному заказу изделий. Такой метод калькуляции применяется тогда, когда продукция производится отдельными партиями или сериями или, когда она изготовляется в соответствии с техническими условиями заказчиками. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения, создающие блюминги, прокатные станы, экскаваторы больших мощностей, а так же военно-промышленного комплекса, где преобладают механические процессы обработки, и производится неповторяющаяся или редко повторяющаяся продукция.

Кроме того, позаказный метод учета себестоимости применяется в производствах выпускающих опытные образцы продукции; во вспомогательных производствах – при изготовлении специальных инструментов, проведении ремонтных работ; на мелкосерийных промышленных предприятиях - для выпуска продукции, требующейся потребителю в незначительных количествах; на предприятии с физико-химическими процессами - при выпуске отдельных видов продукции; в строительстве; научно-исследовательских институтах; учреждениях здравоохранения; в сфере услуг – при изготовлении индивидуальных заказов.

Сущность данного метода заключается в том, что все прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам, остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствие с установленной базой распределения.

Учет расходов по отдельным заказам начинается с открытия заказа. Заказ открывается соответствующим бланком заказа или наряда на выполнение заказа, который содержит следующую базовую информацию: тип заказа (для собственного потребления или со стороны, разовый или сводный), номер заказа, характеристика заказа, исполнитель, срок исполнения заказа, период в котором учитываются издержки по заказу. В бухгалтерии предприятия на основании первичных документов производится учет материалов, заработной платы, потерей от брака, износа приспособлений и инструментов, связанных с выполнением заказа - т.е. прямых издержек. В первичных документах проставляется номер заказа. В целях регистрации различных производственных затрат для учета незавершенного производства используют ведомость калькуляции затрат по заказу и видам работ. Для каждого заказа заводится отдельная ведомость, в которой аккумулируются затраты по прямым материалам, прямому труду и заводским накладным расходам, относимым на этот заказ по мере его прохождения через процесс производства. В зависимости от потребностей компании форма ведомости может быть различной. Ведомость (карточка) заказа является основным учетным регистром.

Глава 2. Действующая практика организации позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

2.1. Организация аналитического учета при позаказном методе учета затрат

Поскольку при позаказном методе калькулирования ставится цель исчислить себестоимость конкретного вида продукции, работ, услуг, выполняемых на заказ, аналитический учет к счету 20 Основное производство целесообразнее всего организовать по видам выпускаемой продукции, т.е. открыть субсчета по однородным типам продукции (работ, услуг), и в дальнейшем открывать аналитические счета по конкретным заказам (партиям) продукции.

Пример 1. Предприятие ЮГОКОМ оказывает услуги по тиражированию бланков, изготовлению визитных карточек, изготовлению плакатов, печати книг. Бухгалтер предприятия открывает следующие субсчета к счету 20 Основное производство:

- 20-1 Ксерокопирование;

- 20-2 Изготовление визитных карточек;

- 20-3 Изготовление плакатов;

- 20-4 Печать книг.

По мере поступления конкретных заказов бухгалтер кодирует их, открывая аналитические счета к соответствующему субсчету. Например, при поступлении первого заказа на изготовление визитных карточек для ООО АСТ он может открыть аналитический счет 20-2-001 Изготовление визитных карточек для ООО АСТ по заказу N 001.

Таким образом, сбор затрат по каждому заказу осуществляется в карточках аналитического учета, открываемых на каждый заказ. Карточки нумеруются исходя из кодировки заказов, и в дальнейшем код, присвоенный данному заказу, проставляется на всех первичных документах по операциям, связанным с исполнением данного заказа (например, на лимитно-заборных картах, в нарядах на сдельную работу и т.д.). Это позволяет относить расходы, зафиксированные в первичных документах, непосредственно на выполнение того или иного заказа.

Поскольку зачастую для каждого вида продукции требуются специфические виды материалов, аналитический учет к счету 10-1 Сырье и материалы также можно организовать, выделив подгруппы материалов для выполнения каждого типа заказов.

Пример 2. Бухгалтер предприятия ЮГОКОМ (см. пример 1) решил открыть следующие аналитические счета к счету 10-1 Сырье и материалы:

- 10-11 Бумага для ксерокопирования;

- 10-12 Бумага для изготовления визитных карточек:

- 10-13 Материал для ламинирования визитных карточек и т.д.

2.2. Учет прямых затрат при позаказном калькулировании

Прямые затраты (к которым относятся прежде всего затраты основных материалов и заработная плата рабочих, непосредственно занимающихся изготовлением продукции, а также амортизация производственного оборудования, если на данном оборудовании изготавливается только один вид продукции, т.е. всю сумму амортизации можно непосредственно отнести на конкретную продукцию) при позаказном калькулировании собираются прямо в карточках заказов на основе первичных документов, в которых указывается ссылка на номер заказа. При этом расходы относятся на дебет соответствующего аналитического счета к счету 20, а кредитуются счета 10, 16, 70, 69, 02.

Пример 3. Предприятие ЮГОКОМ (см. примеры 1 и 2) получило в течение месяца следующие заказы:

· 2 заказа на изготовление визитных карточек (в обоих случаях с разработкой макета визитки силами ЮГОКОМ):

- заказ N 2/001 на 300 единиц ламинированных карточек на имя генерального директора для ООО АСТ;

- заказ N 2/002 на 200 единиц неламинированных карточек на имя коммерческого директора ЗАО Сити;

· 3 заказа на размножение бланков:

- заказ N 1/001 на 1 000 копий для ЗАО ЮГОКАМА;

- заказ N 1/002 на 5 000 копий для ОАО Арго;

- заказ N 1/003 на 10 000 копий для ООО ИВС.

Стоимость бумаги на 1000 копий составляет 100 руб., оплата труда за изготовление 1 000 копий составляет 30 рублей, стоимость бумаги для изготовления 100 визиток составляет 40 руб., материал для ламинирования 100 визиток - 60 руб., оплата труда за печать и резку 100 визиток - 25 руб., за ламинирование 100 визиток - 30 руб., оплата труда дизайнера за разработку макета визитки - 100 руб., ЕСН по ставке 26%.

Бухгалтер ЮГОКОМ составит следующие бухгалтерские проводки:

· Дт 20-2-001 Изготовление визитных карточек для ООО АСТ,

Кт 10-12 Бумага для изготовления визитных карточек - 120 руб.

Израсходован материал на изготовление визитных карточек для ООО АСТ;

· Дт 20-2-001 Изготовление визитных карточек для ООО АСТ,

Кт 10-13 Материал для ламинирования визитных карточек - 180 руб.

Израсходован материал на ламинирование визитных карточек для ООО АСТ;

· Дт 20-2-002 Изготовление визитных карточек для ЗАО Сити,

Кт 10-12 Бумага для изготовления визитных карточек - 80 руб.

Израсходован материал на изготовление визитных карточек для ЗАО Сити;

· Дт 20-1-001 Ксерокопирование для ЗАО ЮГОКАМА,

Кт 10-11 Бумага для ксерокопирования - 100 руб.

Израсходован материал на ксерокопирование бланков для ЗАО ЮГОКАМА;

· Дт 20-1-002 Ксерокопирование для ОАО Арго,

Кт 10-11 Бумага для ксерокопирования - 500 руб.

Израсходован материал на ксерокопирование бланков для ОАО Арго;

· Дт 20-1-003 Ксерокопирование для ООО ИВС,

Кт 10-1212 Бумага для ксерокопирования - 1 000 руб.

Израсходован материал на ксерокопирование бланков для ООО ИВС;

· Дт 20-2-001 Изготовление визитных карточек для ООО АСТ,

Кт 70 - 100 руб. - начислена оплата труда дизайнера за разработку макета визитных карточек для ООО АСТ;

· Дт 20-2-001 Изготовление визитных карточек для ООО АСТ,

Кт 70 - 75 руб. - начислена оплата труда за печать и резку визитных карточек для ООО АСТ;

· Дт 20-2-001 Изготовление визитных карточек для ООО АСТ,

Кт 70 - 90 руб. - начислена оплата труда за ламинирование визитных карточек для ООО АСТ;

· Дт 20-2-002 Изготовление визитных карточек для ЗАО Сити,

Кт 70 - 100 руб. - начислена оплата труда дизайнера за разработку макета визитных карточек для ЗАО Сити;

· Дт 20-2-002 Изготовление визитных карточек для ЗАО Сити,

Кт 70 - 50 руб. - начислена оплата труда за печать и резку визитных карточек для ЗАО Сити;

· Дт 20-1-001 Ксерокопирование для ЗАО ЮГОКАМА,

Кт 70 - 30 руб. - начислена оплата труда за ксерокопирование бланков для ЗАО ЮГОКАМА;

· Дт 20-1-002 Ксерокопирование для ОАО Арго,

Кт 70 - 150 руб. - начислена оплата труда за ксерокопирование бланков для ОАО Арго;

· Дт 20-1-003 Ксерокопирование бланков для ООО ИВС,

Кт 70 - 300 руб. - начислена оплата труда за ксерокопирование бланков для ООО ИВС.

· Дт 20-2-001 Изготовление визитных карточек для ООО АСТ,

Кт 69 – 68,9 руб. - начислен ЕСН от оплаты труда, связанной с изготовлением визитных карточек для ООО АСТ;

· Дт 20-2-002 Изготовление визитных карточек для ЗАО Сити,

Кт 69 - 39,00 руб. - начислен ЕСН от оплаты труда, связанной с изготовлением визитных карточек для ЗАО Сити;

· Дт 20-1-001 Ксерокопирование бланков для ЗАО ЮГОКАМА,

Кт 70 - 7,8 руб. - начислен ЕСН с оплаты труда за ксерокопирование бланков для ЗАО ЮГОКАМА;

· Дт 20-1-002 Ксерокопирование бланков для ОАО Арго,

Кт 70 - 39,00 руб. - начислен ЕСН с оплаты труда за ксерокопирование бланков для ОАО Арго;

· Дт 20-1-003 Ксерокопирование бланков для ООО ИВС,

Кт 70 - 78,00 руб. - начислен ЕСН с оплаты труда за ксерокопирование бланков для ООО ИВС.

В результате получаем следующие суммы прямых расходов по каждому заказу:

- заказ 2/001 для ООО АСТ - 633,90 руб.;

- заказ 2/002 для ЗАО Сити - 269,00 руб.;

- заказ 1/001 для ЗАО ЮГОКАМА – 137,80 руб.;

- заказ 1/002 для ОАО Арго - 689,00 руб.;

- заказ 1/003 для ООО ИВС - 1 378,00 руб.

2.3. Учет косвенных расходов при позаказном калькулировании

Помимо прямых расходов, которые можно прямо, непосредственно и экономично относить на конкретные виды продукции (например, расход основных материалов, оплата труда рабочих, занятых производством продукции, ЕСН и прочие обязательные отчисления от оплаты труда вышеуказанных рабочих), существует множество других видов расходов, которые предприятию необходимо включать для своей деятельности, но которые невозможно напрямую включить в себестоимость конкретного вида продукции. Такие расходы получили название косвенных.

В отечественном учете наиболее близким эквивалентом производственных косвенных расходов являются общепроизводственные расходы, традиционно собираемые на дебете счета 25. Конкретно к ним относятся: амортизация производственного оборудования, зданий цехов, расходы на их содержание, оплата труда вспомогательных рабочих (например, наладчиков) и управленческого персонала цеха (начальник цеха, мастера, контролер, бухгалтер и т.д.) с ЕСН по ним, расходы по страхованию цехового оборудования и помещений и т.д.

Распределение производится пропорционально избранной предприятием базе, которой может быть:

- расход основных материалов на каждый вид изделия (по количеству или по стоимости);

- человеко-часы работы производственных рабочих по изготовлению изделий;

- машино-часы работы оборудования в связи с изготовлением изделий;

- оплата труда производственных рабочих за изготовление изделий;

- сумма прямых затрат по каждому изделию и т.д.

Для расчета сумм общепроизводственных расходов, относимых на конкретный вид продукции, необходимо сделать следующее:

1) исчислить базу распределения - отдельные суммы, отражающие величину показателя, избранного в качестве базы, по каждому виду изделий, а также общую сумму по всем изделиям;

2)исчислить сумму общепроизводственных расходов, подлежащих распределению, путем суммирования всех затрат, собранных по дебету счета 25;

3) произвести расчет коэффициента распределения общепроизводственных расходов путем деления соответствующей суммы общепроизводственных расходов на суммарную базу распределения;

4) исчислить суммы общепроизводственных расходов, относимые на каждый вид продукции, путем умножения соответствующего коэффициента на сумму базы распределения, исчисленную отдельно для каждого из видов продукции.

Пример 4. Предприятие ЮГОКОМ (см. пример 3) приняло в качестве базы распределения общую сумму прямых производственных затрат. В течение рассматриваемого месяца были понесены следующие общепроизводственные расходы:

- амортизация производственного оборудования (компьютеры, принтер, ксерокс и т.д.) - 2 000 руб.;

- арендная плата за производственное помещение - 3 000 руб.;

- оплата труда старшего мастера - 1000 руб.; -ЕСН с оплаты труда - 260руб.

Бухгалтер предприятия ЮГОКОМ составит следующие проводки и расчеты по отражению общепроизводственных расходов:

- Дт 25 Кт 02 - 2 000 руб.- начислена амортизация производственного оборудования;

- Дт 25 Кт 76 - 3 000 руб.- начислена арендная плата за производственное помещение;

- Дт 25 Кт 70 - 1 000 руб.- начислена оплата труда старшего мастера;

- Дт 25 Кт 69 - 260 руб.- начислен ЕСН с оплаты труда.

Итоговая сумма общепроизводственных расходов, подлежащая распределению между заказами, представляет собой дебетовый оборот счета 25 за месяц и в нашем случае составляет 6 260 руб.

Базой распределения являются суммы дебетового оборота соответствующих аналитических счетов к счету 20, сформированные к настоящему моменту (пока там собраны только прямые затраты) - мы рассчитали их в примере 3. Итоговая база распределения - 3 107,70 руб.

Коэффициент распределения общепроизводственных расходов исчисляем делением общей суммы общепроизводственных расходов на суммарную базу, т.е. 6 260 : 3 107,70 = 2,02

Таким образом, на каждый заказ необходимо отнести следующую сумму общепроизводственных расходов:

- заказ 2/001 для ООО АСТ - 633,90 руб. х 2,02 = 1 280 руб.;

- заказ 2/002 для ЗАО Сити - 269,00 руб. х 2,02 =543 руб.;

- заказ 1/001 для ЗАО ЮГОКАМА – 137,80 руб. х 2,02 =278 руб.;

- заказ 1/002 для ОАО Арго - 689,00 руб. х 2,02 =1 392 руб.;

- заказ 1/003 для ООО ИВС - 1 378,00 руб. х 2,02 =2 784 руб.

При распределении расходов бухгалтер записывает соответствующие суммы в соответствующие карточки аналитического учета затрат по заказам и составляет проводки:

- Дт 20-2-001 Изготовление визитных карточек для ООО АСТ Кт 25 - 1 280 руб.- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на изготовление визитных карточек для ООО АСТ;

- Дт 20-2-002 Изготовление визитных карточек для ЗАО Сити Кт 25 - 543 руб.- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на изготовление визитных карточек для ЗАО Сити;

- Дт 20-1-001 Ксерокопирование бланков для ЗАО ЮГОКАМА Кт 25 - 278 руб.- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на ксерокопирование бланков для ЗАО ЮГОКАМА;

- Дт 20-1-002 Ксерокопирование бланков для ОАО Арго Кт 25 - 1 392 руб. - включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на ксерокопирование бланков для ОАО Арго;

- Дт 20-1-003 Ксерокопирование бланков для ООО ИВС Кт 25 - 2 784 руб. - включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на ксерокопирование бланков для ООО ИВС.

В итоге производственная себестоимость каждого заказа, собранная в соответствующих карточках, составляет:

- заказ 2/001 для ООО АСТ (633,90 руб. + 1 280 руб.) = 1 913,90 руб.;

- заказ 2/002 для ЗАО Сити (269,00 руб. + 543 руб.) = 812 руб.;

- заказ 1/001 для ЗАО ЮГОКАМА (137,80 руб. +278 руб.)= 415,80 руб.;

- заказ 1/002 для ОАО Арго (689,00 руб. +1 392 руб.) = 2 081,00 руб.;

- заказ 1/003 для ООО ИВС (1 378,00 руб.+2 784 руб.) = 4 162,00 руб.

2.4. Учет накладных расходов при позаказном методе учета затрат

В российской практике в себестоимость единицы продукции помимо общепроизводственных могут также включаться общехозяйственные расходы, собираемые на счете 26 и распределяемые по аналитическим счетам счета 20 аналогично общепроизводственным. В настоящее время альтернативным вариантом является списание общехозяйственных расходов непосредственно на счет 90 Продажи - т.е. каждая организация имеет право выбрать один из способов списания общехозяйственных расходов, зафиксировав его в учетной политике.

В международной же практике общехозяйственные расходы (обычно их называют общие и административные) всегда списываются на уменьшение финансового результата отчетного периода, т.е. на счет Продажи.

Пример 5. Ожидаемая сумма косвенных общепроизводственных расходов фирмы Конкорд на предстоящий месяц составляет 62 500 руб., в том числе:

- амортизация оборудования 2 500 руб.,

- арендная плата за производственные помещения 20 000 руб.,

- потребление электроэнергии и коммунальные платежи 10 000 руб.,

- заработная плата цехового персонала с отчислениями 30000 руб.

В качестве базы распределения косвенных расходов на предприятии выбрана заработная плата основных производственных рабочих. В настоящее время в производстве занято 20 чел. Часовая ставка оплаты труда рабочего составляет 10 руб. В течение месяца в среднем будет отработано 167 ч. Следовательно, суммарная база распределения составляет:

20 чел. х 167 ч х 10 руб. = 3 340 чел. ч х 10 руб. = 33 400 руб.

Таким образом, бюджетная ставка распределения косвенных расходов составляет:

62 500 руб. : 33 400 руб. = 1,87.

Используется данная ставка не только для планирования, но и для текущего учета затрат: включая в себестоимость заказа (внося в карточку) соответствующий прямой расход, бухгалтер вписывает и косвенные расходы исходя их суммы прямого расхода, умноженной на исчисленный ранее коэффициент.

Пример 6. В течение месяца фирма Конкорд (см. пример 5) получила 30 заказов, на выполнение которых у рабочих ушло по 110 чел.ч. и, следовательно, начислена заработная плата в размере 1 100 руб. (110 чел. ч х 10 руб.) на каждый заказ, или 33 000 руб. по всем заказам.

Одновременно с начислением заработной платы по каждому заказу бухгалтер включает в его себестоимость косвенные расходы из расчета 1,87 руб. на каждый рубль заработной платы, т.е. 1 100 x l,87 = 2057 руб.

В конце месяца бухгалтер получил 2 057 руб. х 30 заказов = 61 710 руб. распределенных (включенных в себестоимость заказов) косвенных общепроизводственных расходов.

Очевидно, что фактическая сумма косвенных общепроизводственных расходов при подведении итогов за отчетный период может не совпасть (и чаще всего не совпадает) с суммой косвенных расходов, включенных в себестоимость заказов согласно расчетной ставке. В этом случае возникающая разница списывается следующим образом:

- если наблюдается небольшое недовключение расходов (фактические расходы немного выше распределенных), разница списывается с кредита счета Общепроизводственные расходы на уменьшение финансового результата (в дебет счета Продажи , т.е. была бы составлена проводка Дт 90 Кт 25);

- если наблюдается небольшое перевключение (излишнее включение) расходов, т.е. фактические расходы несколько меньше распределенных, разница должна увеличить финансовый результат (была бы сделана сторнировочная запись на сумму разницы проводкой Дт 90 Кт 25, однако в западных системах учета, где метод красного сторно применяется далеко не всегда, может быть составлена обратная проводка типа Дт 25 Кт 90 обычной записью - это можно назвать метод черного сторно);

- если разница существенна, в некоторых странах для получения наиболее точных и достоверных результатов необходимо осуществить перераспределение общепроизводственных расходов исходя из их фактической суммы и фактической базы распределения (т.е. включенные ранее расходы сторнируются, и составляется новая проводка Дт 20 Кт 25 по аналитическим счетам на счете 20).

В целом идея списания разницы на уменьшение финансового результата с экономической точки зрения подкрепляется тем, что ее возникновение связано с изменением (уменьшением или увеличением) объема производства (а, следовательно, и базы распределения, за которую в любом случае берутся какие-то прямые расходы), т.е. вызвано объективными причинами, а потому ее следует рассматривать не как негативный фактор перерасход или благоприятный фактор экономия, а как объективное следствие изменения уровня деловой активности предприятия.

Пример 7. В примере 6 бухгалтер в течение месяца включил в себестоимость заказов в соответствии с рассчитанной заранее бюджетной ставкой распределения косвенных расходов общепроизводственные расходы на сумму 61 710 руб. Предположим, что фактическая сумма общепроизводственных расходов совпала с плановой и составила 62 500 руб. (см. пример 5).

В этом случае налицо недораспределение расходов в сумме 62 500 руб. - 61 710 руб. = 790 руб. Поскольку данная сумма является несущественной (всего лишь 1,26% от фактической суммы общепроизводственных расходов), ее можно списать на уменьшение финансового результата отчетного месяца.

За критерий существенности для распределения расходов по заказам в Российской Федерации можно взять 5%, т.е. если отклонение составило более 5% от фактической суммы расходов, оно признается существенным и должно быть перераспределено по заказам - этот норматив вытекает из п. 18.1. ПБУ 9/99 Доходы организации и п. 21.1 ПБУ 10/99 Расходы организации.

Пример 8. Воспользуемся условиями примера 7, изменив фактический размер общепроизводственных расходов. Допустим, из-за роста цен на электроэнергию и повышения арендной платы фактическая сумма общепроизводственных расходов составила 66 000 руб.

В этом случае налицо недораспределение расходов в сумме 66 000 руб. - 61 710 руб. = 4 290 руб. Поскольку данная сумма является существенной (6,5% от фактической суммы общепроизводственных расходов), ее следует распределить между заказами, т.е. довключить в себестоимость каждого заказа.

Поскольку заказов было 30 и затраты на оплату труда по ним одинаковы, в нашем случае можно разделить сумму отклонения на 30, т.е. необходимо увеличить себестоимость каждого заказа на 4 290 руб. : 30 = 143 руб.

Если же база по отдельным заказам различна, можно сделать следующее: разделить сумму разницы на общую фактическую базу, т.е. 42 90 руб. : 33 000 руб. = 0,13(см. пример 6); умножить базу по каждому из заказов на полученный фактический коэффициент распределения разницы, т.е. 1 100 х 0,13 = 143руб.

Отметим, что использование подобного метода на практике (в частности, составление проводки Дт 90 Кт 25) не предусмотрено, хотя в аналитическом учете применение данного метода вполне возможно - например, путем выделения на счете 25 следующих субсчетов:

- 25-1 Фактически понесенные общепроизводственные расходы - для сбора расходов по дебету счета;

- 25-2 Распределенные по видам продукции общепроизводственные расходы - для отражения по кредиту данного субсчета расходов, включенных в себестоимость конкретных заказов исходя из бюджетной ставки распределения;

- 25-3 Разница между фактическими и распределенными общепроизводственными расходами - для списания (довключения по кредиту данного субсчета или изъятия со счета 20 путем сторнирования по кредиту данного субсчета) недовключенных или излишне включенных общепроизводственных расходов.

В итоге сальдо синтетический счет 25 иметь не будет, а бухгалтер получит подробную информацию о распределенных расходах и отклонениях, а также систему учета, приближенную к используемой в международной практике, и тем не менее построенную на основе российского Плана счетов.

2.5. Отражение выпуска продукции и ее реализация при позаказном калькулировании

Как правило, выпускаемая предприятием продукция приходуется на склады.

Для учета готовой продукции предназначен счет 43 Готовая продукция, к которому в случае позаказной калькуляции открываются субсчета и аналитические счета в том же порядке, что и к счету 20.

Пример 9. Предприятие ЮГОКОМ (см. пример 1) оказывает услуги по тиражированию бланков, изготовлению визитных карточек, изготовлению плакатов, печати книг. Бухгалтер предприятия открывает следующие субсчета к счету 43 Готовая продукция:

- 43-1 Ксерокопии;

- 43-2 Визитные карточки;

- 43-3 Плакаты;

- 43-4 Книги.

При выпуске продукции по заказам (см. пример 3) будут открыты следующие аналитические счета:

- 43-2-001 Визитные карточки по заказу N 2/001 для ООО АСТ;

- 43-2-002 Визитные карточки по заказу N 2/002 для ЗАО Сити;

- 43-1-001 Копии по заказу N 1/001 для ЗАО ЮГОКАМА;

- 43-1-002 Копии по заказу N 1/002 для ОАО Арго;

- 43-1-003 Копии по заказу N 1/003 для ООО ИВС.

При позаказном методе калькулирования продукция приходуется на счет 43 по мере ее готовности исходя из фактической себестоимости, определенной в карточке заказа (на аналитическом счете к счету 20).

Пример 10. В соответствии с условиями примера 4 бухгалтер ЮГОКОМ должен оприходовать выпущенную готовую продукцию, фактическая производственная себестоимость которой составляет:

- заказ 2/001 для ООО АСТ -1 913,90 руб.;

- заказ 2/002 для ЗАО Сити - 812 руб.;

- заказ 1/001 для ЗАО ЮГОКАМА - 415,80 руб.;

- заказ 1/002 для ОАО Арго - 2 081,00 руб.;

- заказ 1/003 для ООО ИВС - 4 162,00 руб.

При этом бухгалтер составит следующие проводки:

· Дт 43-2-001 Визитные карточки по заказу N 2/001 для ООО АСТ,

Кт 20-2-001 Изготовление визитных карточек для ООО АСТ-1 913,90 руб. - оприходованы визитные карточки, изготовленные для ООО АСТ;

· Дт 43-2-002 Визитные карточки по заказу N 2/002 для ЗАО Сити,

Кт 20-2-002 Изготовление визитных карточек для ЗАО Сити – 812,00 руб. - оприходованы визитные карточки, изготовленные для ЗАО Сити;

· Дт 43-1-001 Копии по заказу N 1/001 для ЗАО ЮГОКАМА,

Кт 20-1-001 Ксерокопирование бланков для ЗАО ЮГОКАМА -415,80 руб.

- оприходованы копии, сделанные для ЗАО ЮГОКАМА;

· - Дт 43-1-002 Копии по заказу N 1/002 для ОАО Арго,

Кт 20-1-002 Ксерокопирование бланков для ОАО Арго - 2 081,00 руб.

- оприходованы копии, сделанные для ОАО Арго;

· Дт 43-1-003 Копии по заказу N 1/003 для ООО ИВС,

Кт 20-1-003 Ксерокопирование бланков для ООО ИВС - 4 162,00 руб.

- оприходованы копии, сделанные для ООО ИВС.

Расчет себестоимости единицы продукции при позаказном методе производят по мере выпуска продукции (сдачи работ, услуг) по данному заказу при закрытии карточки заказа (т.е. при списании продукции со счета 20 на счет 43) путем деления суммы затрат, собранных при выполнении данного заказа, на количество продукции, выпущенной по данному заказу.

Пример 11. По данным примеров 3 и 10 исчислим себестоимость единицы продукции по каждому из заказов:

- заказ 2/001 на изготовление ламинированных визитных карточек для ООО АСТ - сумма расходов 1 913,90 руб., количество визитных карточек 300 шт., следовательно, себестоимость одной карточки:

1 913,90 руб. : 300 = 6,38 руб.;

- заказ 2/002 на изготовление визитных карточек для ЗАО Сити - сумма расходов 812,40 руб., количество визитных карточек 200 шт., следовательно, себестоимость одной карточки:

812,40 руб. : 200 = 4,07 руб.;

- заказ 1/001 на ксерокопирование бланков для ЗАО ЮГОКАМА - 415,80 руб., количество копий 1 000 шт., следовательно, себестоимость одной копии:

415,80 руб. : 1 000 = 0,42 руб.;

- заказ 1/002 на ксерокопирование бланков для ОАО Арго - 2 081,00 руб. количество копий 5000 шт., следовательно, себестоимость одной копии :

2 081,00 руб. : 5 000 = 0,42 руб.;

- заказ 1/003 на ксерокопирование бланков для ООО ИВС-4 162,00 руб. количество копий 10 000 шт., следовательно, себестоимость одной копии:

составит 4 162,00 руб. : 10 000 = 0,42 руб.

Реализация продукции (работ, услуг) при позаказном методе отражается в общем порядке с использованием счета 90 Продажи , при этом целесообразно открыть к счету 90 субсчета и аналитические счета, аналогичные субсчетам и аналитическим счетам счета 43, поскольку это позволит выявлять прибыль от выполнения каждого из заказов. Планом счетов предусмотрено выделение таких субсчетов счета 90, как 90-1 Выручка , 90-2 Себестоимость продаж и т.д., что вполне оправданно при составлении формы N 2 бухгалтерской отчетности (Отчета о прибылях и убытках). Поэтому возможно построение системы комбинированного аналитического учета, удовлетворяющего и требованиям составления финансовой отчетности, и потребностям внутреннего управления организации.

Пример 12. В предприятии ЮГОКОМ (см. примеры 1 - 4, 10 - 11) рекомендуется за субсчета первого порядка взять те, которые рекомендованы в Плане счетов (Выручка, Себестоимость продаж и т.д.) и открыть следующие субсчета второго порядка к счету 90 Продажи:

- 90-1,2,3,... -1 Продажа изготовленных ксерокопий;

- 90-1,2,3,... -2 Продажа изготовленных визитных карточек;

- 90-1,2,3,... -3 Продажа изготовленных плакатов;

- 90-1,2,3,... -4 Продажа отпечатанных книг.

При выпуске продукции по заказам (см. пример 3) будут открыты следующие аналитические счета:

- 90-1,2,3,... -2-001 Продажа визитных карточек по заказу N 2/001 для ООО АСТ;

- 90-1,2,3,... -2-002 Продажа визитных карточек по заказу N 2/002 для ЗАО Сити;

- 90-1,2,3,... -1-001 Продажа копий, изготовленных по заказу N 1/001 для ЗАО ЮГОКАМА;

- 90-1,2,3,... -1-002 Продажа копий, изготовленных по заказу N 1/002 для ОАО Арго;

- 90-1,2,3,... -1-003 Продажа копий, изготовленных по заказу N 1/003 для ООО ИВС.

Выручка, получаемая от реализации выполненных заказов, отражается по кредиту счета 90 на субсчете 1 и соответствующем аналитическом счете, производственная себестоимость заказа - по дебету счета 90 на субсчете 2, налоги, связанные с реализацией, - также по дебету счета 90 на соответствующих субсчетах. Кроме того, по дебету счета 90 могут быть отражены общехозяйственные расходы (если организация приняла решение не включать их в производственную себестоимость, а списывать как периодические на уменьшение финансового результата), расходы на продажу и иные расходы. Финансовый результат (прибыль или убыток) списывается с субсчета 90-9 на счет 99.

Пример 13. Продолжим рассмотрение сквозного примера (см. примеры 3 - 4, 10 - 11), дополнив его следующими условиями:

- цена изготовления 1 ламинированной визитной карточки (с разработкой макета дизайнером ЮГОКОМ) составляет 10 руб.;

- цена изготовления 1 неламинированной визитной карточки (с разработкой макета дизайнером ЮГОКОМ) составляет 5 руб.;

- стоимость тиражирования бланков составляет 50 коп. за одну копию.

Для упрощения предположим, что никакие налоги уплачивать не нужно и общепроизводственных расходов, как и расходов на продажу, предприятие в отчетном периоде не понесло, а оплата за выполнение заказов была внесена наличными в кассу ЮГОКОМ.

В этом случае при отражении реализации выполненных заказов клиентам бухгалтер ЮГОКОМ составит следующие бухгалтерские проводки:

· Дт 62 Кт 90-1-2-001 Выручка от продажи изготовленных по заказу N2/001 для ООО АСТ визитных карточек - 3 000 руб. (10 руб. х 300)

- отражена выручка от исполнения заказа на изготовление визитных карточек для ООО АСТ при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

· Дт 90-2-2-001 Себестоимость изготовленных по заказу N 2/001 для ООО АСТ визитных карточек,

Кт 43-2-001 Визитные карточки по заказу N 2/001 - 1 913,90 руб.

- списана производственная себестоимость визитных карточек, изготовленных для ООО АСТ, при их передаче заказчику;

· Дт 62 Кт 90-1-2-002 Выручка от продажи изготовленных по заказу N2/002 для ЗАО Сити визитных карточек - 1 000 руб. (5 руб. х 200)

- отражена выручка от исполнения заказа на изготовление визитных карточек ЗАО Сити при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

· Дт 90-2-2-001 Себестоимость изготовленных по заказу N 2/001 для ЗАО Сити визитных карточек,

Кт 43-2-002 Визитные карточки по заказу N 2/002 – 812,00 руб.

- списана производственная себестоимость визитных карточек, изготовленных для ЗАО Сити , при их передаче заказчику;

· Дт 62 Кт 90-1-1-001 Выручка от продажи изготовленных по заказу N1/001 для ЗАО ЮГОКАМА копий - 500 руб. (0,50 руб. х 1 000)

- отражена выручка от исполнения заказа на ксерокопирование материалов для ЗАО ЮГОКАМА при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

· Дт 90-2-1-001 Себестоимость изготовленных по заказу N 1/001 для ЗАО ЮГОКАМА копий,

Кт 43-1-001 Копии по заказу N 1/001 для ЗАО ЮГОКАМА – 415,80 руб.

- списана производственная себестоимость копий, сделанных для ЗАО ЮГОКАМА;

· Дт 62 Кт 90-1-1-002 Выручка от продажи изготовленных по заказу N1/002 для ОАО Арго копий - 2 500 руб. (0,50 руб. х 5 000)

- отражена выручка от исполнения заказа на ксерокопирование материалов для ОАО Арго при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

· Дт 90-2-1-002 Себестоимость изготовленных по заказу N 1/002 для ОАО Арго копий ,

Кт 43-1-002 Копии по заказу N 1/002 для ОАО Арго - 2 081,00 руб.

- списана производственная себестоимость копий, сделанных для ОАО Арго;

· Дт 62 Кт 90-1-1-003 Выручка от продажи изготовленных по заказу N1/003 для ООО ИВС копий - 5 000 руб. (0,50 руб. х 10 000)

- отражена выручка от исполнения заказа на ксерокопирование материалов для ООО ИВС при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

· Дт 90-2-1-003 Себестоимость изготовленных по заказу N 1/003 для ООО ИВС копий ,

Кт 43-1-003 Копии по заказу N 1/003 для ООО ИВС - 4 162,00 руб.

- списана производственная себестоимость копий, сделанных для ООО ИВС;

· Дт 50 Кт 62 - 12 000 руб.

- получена в кассу наличная выручка от заказчиков (в общей сумме);

· Дт 90-9-2-001 Прибыль по заказу N 2/001 на изготовление визитных карточек для ООО АСТ Кт 99 - 1 086,10 руб. (исчисляется как разница между кредитовыми оборотами по аналитическим счетам к счету 90, оканчивающимся на 2-001 и дебетовыми оборотами по аналитическим счетам к счету 90, также оканчивающимся на 2-001)

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 2/001 на изготовление ламинированных визитных карточек для ООО АСТ;

· Дт 90-9-2-002 Прибыль по заказу N 2/002 на изготовление визитных карточек для ЗАО Сити Кт 99 – 188,00 руб.

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 2/002 на изготовление неламинированых визитных карточек для ЗАО Сити;

· Дт 90-9-1-001 Прибыль по заказу N 1/001 на изготовление копий для ЗАО ЮГОКАМА Кт 99 – 84,20 руб.

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 1/001 на изготовление копий для ЗАО ЮГОКАМА;

· Дт 90-9-1-002 Прибыль по заказу N 1/002 на изготовление визитных карточек для ОАО Арго Кт 99 - 419,00 руб.

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 1/002 на изготовление копий для ОАО Арго;

· Дт 90-9-1-003 Прибыль по заказу N 1/003 на изготовление визитных карточек для ООО ИВС Кт 99 - 838,00 руб.

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 1/003 на изготовление копий для ООО ИВС.

Таким образом, получаем следующую информацию:

1. Суммарная выручка от реализации за период может быть исчислена как сумма по субсчетам 90-1, в нашем случае она составляет 12 000 руб.

2. Суммарная производственная себестоимость по всем заказам, выполненным и реализованным за отчетный период, исчисляется как сумма по субсчетам 90-2, в нашем случае получаем 9 384,70 руб.

3. Общий финансовый результат от реализации за отчетный период может быть получен суммированием оборотов по субсчету 90-9. Получаем 2615,30 руб. Аналогичная сумма должна быть получена при вычитании из выручки производственной себестоимости.

Проверим: 12 000 руб. - 9 384,70 руб. = 2 615,30 руб.;

4. Информация о финансовом результате от реализации продукции по каждому заказу может быть получена при рассмотрении оборотов по аналитическим счетам к субсчету 90-9. В частности, можно сделать вывод, что наибольшая прибыль в нашем примере была получена от выполнения заказа на изготовление ламинированных визитных карточек.

Кроме того, Планом счетов предусмотрена возможность применения счета 40 для учета выпуска продукции. При этом в течение отчетного периода продукция приходуется на счет 43 по нормативной (плановой) себестоимости проводкой Дт 43 Кт 40, ее реализация отражается также по нормативной (плановой) себестоимости проводкой Дт 90 Кт 43 с одновременным признанием выручки на кредите счета 90. В конце отчетного периода, после распределения косвенных расходов, производится списание фактической себестоимости продукции с кредита счета 20 в дебет счета 40, после чего возникающая на счете 40 разница списывается непосредственно в дебет счета 90 дополнительной или сторнировочной записью.

Применение счета 40 целесообразно в том случае, если организация наряду с применением позаказного метода учета затрат желает использовать нормативный метод учета (такая комбинация вполне возможна и способствует еще большему повышению контроля за затратами). Субсчета и аналитические счета к счету 40 в таком случае открываются аналогично субсчетам и аналитическим счетам к счету 43.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управленческий учет — это система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия.

Главная задача при использовании позаказного метода – повышение оперативности контроля за прямыми затратами, что возможно при внедрении основных элементов нормативного метода учета затрат по всем операциям и работам осуществляемым при выполнении заказов.

В ходе выполнения данной курсовой работы были изучены вопросы, касающиеся позаказного метода учета затрат и калькуляции себестоимости продукции. В курсовой работе приведены понятие позаказного метода учета затрат, их подробная классификация организация учета накладных и прямых расходов при позаказном методе учета затрат.

Позаказный учет производственных затрат аккумулирует затраты по отдельным работам, подрядам и заказам, используется при изготовлении уникальных либо выполняемых по специальному заказу изделий. Такой метод калькуляции применяется тогда, когда продукция производится отдельными партиями или сериями или, когда она изготовляется в соответствии с техническими условиями заказчиками. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости дает представление об информации о себестоимости индивидуального продукта, которая может базироваться как на фактических, так и плановых данных (нормативный подход к учету затрат). Кроме того, она может сочетать в себе оба подхода в зависимости от степени использования данных. Однако основная характеристика этого метода заключается в том, что вся информация относится к конкретному заказу, а не к отчетному периоду и не является полученной в результате усреднения, кроме случаев, когда необходимо установить стоимость единицы продукции для заказа, состоящего из нескольких идентичных единиц.

Учетные записи при позаказном методе показывают материальные, трудовые и косвенные затраты, а также распределение косвенных затрат, производимое на требуемом уровне детализации, но этот процесс всегда будет ограничиваться конкретным заказом.

Принципиальные преимущества метода позаказного калькулирования заключаются в том, что этот метод делает возможным сопоставление затрат между заказами, показывает наиболее и наименее рентабельные заказы, а также какие операции в аналогичных заказах более дорогостоящие, а какие более эффективные. Позаказный метод обеспечивает базу для планирования затрат и продажных цен по будущим заказам. Метод предоставляет данные для контроля затрат по заказам путем расчета отклонений между плановыми и фактическими данными. Следовательно, такой метод при применении счета 40 Выпуск продукции (работ, услуг) дает возможность формировать в рамках системного бухгалтерского учета информацию о плановой и фактической себестоимости выпускаемой продукции.

К основным недостаткам использования данного метода учета следует отнести:

- отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат - на определенную дату выполнения заказа рассчитать сумму произведенных затрат и оценить их размер и значимость не представляется возможным;

- нечеткое распределение отдельных видов затрат между заказами - существуют такие затраты, которые трудно точно распределить между заказами в связи с отсутствием учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности;

- невозможность проведения инвентаризации незавершенного производства - сложность и громоздкость производства приводит к тому, что те заказы, которые не закрылись в отчетном периоде, переходят на следующий период без учета их фактической степени готовности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. (с изменениями от 30 марта 2001 г.) № 33 н.;

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г.;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации;

4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИФК ОМЕГА-Л , 2002.;

    Егорова Л.И. Бухгалтерский управленческий учет / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003;

6. Глушков И.Е. Управленческий учет на современном предприятии. М.-издательство «Кнорус-Экор-книга» 2002 г.;

  1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.;
  2. Мишин Ю.А. Управленческий учет: Управление затратами и результатами производственной деятельности: Монография. – М.: дело и сервис, 2002;
  3. Николаева О.Е., Шишкова Т.В.Управленческий учет. — М.: УРСС, 2000;

10. Шеремет А.Д. Управленческий учет. М.- издательство «ИД ФБК Пресс» 2000 г.;

11. Акулич О.В. Управленческий учет (Пособие для преподавателей);

12. Агеева О.А. « Как распределить расходы и рассчитать себестоимость услуг». // Главбух, 2003 - №22;

13. Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии, 2004. - N 2 .


[1] Николаева О.Е., Шишкова Т.В.Управленческий учет. — М.: УРСС, 2000. С.76

[2] Николаева О.Е., Шишкова Т.В.Управленческий учет. — М.: УРСС, 2000. С.78

Скачать архив с текстом документа