Права ребёнка в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ: Закон Республики Беларусь о правах ребёнка. Миссия детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и перспективы развития его деятельности по защите прав ребенка в Республике Беларусь. Улучшение реального положения детей в Республике Беларусь.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П.М.МАШЕРОВА»

РЕФЕРАТ

Права ребёнка в РБ

Выполнила студентка группы 105

Горалевич Ольга

Проверила: Трусова Е.Г.

Витебск 2006

Закон Республики Беларусь о правах ребёнка

Статья 1

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«О правах ребенка»

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознании на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируется детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Глава 1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа регулирования прав ребенка

Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, касающиеся прав и интересов ребенка.

Для целей настоящего Закона под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

Правовое регулирование прав и обязанностей ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его правовой статус, обязанности юридических и физических лиц, по защите детство.

Статья 3. Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона

Права ребенка и их защита обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей.

Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов ребенка.

Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 4. Право на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.

Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается.

Статья 5. Право на охрану и укрепление здоровья

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.

Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую помощь, реабилитацию и санаторно-курортное лечение. Дети обеспечиваются лекарствами и медикамен­тозными средствами по рецептам лечащих врачей бесплатно в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Статья 6. Равноправие детей

Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

Статья 7. Право на гражданство

Каждый ребенок имеет право на гражданство. Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются актами законодательства Республики Беларусь, регулирующими вопросы гражданства.

Статья 8. Право на достойный уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.

Статья 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.

Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или ­совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера.

Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.

Статья 10. Право на определение отношения к религии

Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права.

В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 11. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли

Каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребёнка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Статья 12. Право на бесплатный проезд

Дети в возрасте до семи лет имеют право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения.

Статья 13. Защита ребенком своих прав и интересов

Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право но получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, юридическая помощь оказывается ребенку коллегиями адвокатов бесплатно.

В случае нарушения прав ребенка, которые определены Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года и иными актами законодательства Республики Беларусь, ребенок имеет право обращаться с заявлениями в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – в суд с заявлением о защите своих прав и интересов, а также осуществлять защиту прав и интересов через своих законных представителей.

Статья 14. Обязанности ребенка

Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

Глава 2 . РЕБЕНОК И СЕМЬЯ

Статья 15. Право на проживание в семье

Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Право выбора одного из родителей для совместного проживания даетсяребенку по достижении им десяти лет.

Статья 16. Права ребенка, проживающего отдельно от родителей

Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое, общение не отвечает интересам ребенка.

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка

Родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления, здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.

Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством, Республики Беларусь.

В случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, родители или лица, их заменяющие, несут ответственность за нарушение детьмизаконодательства Республики Беларусь.

Статья 18. Право на жилище

Каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном, жилищным законодательством Республики Беларусь.

Статья 19. Право на имущество

Каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь.

Ребенок независимо от места проживания в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.

В случае признания родителей или одного из них решением суда безвестно отсутствующими ребенок имеет право на содержание за счет их имущества в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 20. Право на имя

Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям. Изменение собственного имени осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 21. Социальная защита семьи государством

С целью полноценного содержания и воспитания ребенка в семье государство устанавливает необходимый уровень материальной поддержки в виде государственных пособий, гарантирует право на пользование детскими дошкольными учреждениями и предоставляет льготы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Глава 3 . РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО

Статья 22. Приобщение к национальной и мировой культуре. Право на защиту от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка

Государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание государственных и общественных организаций для развития способностей детей к науке и творчеству, осуществляются выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов и книг, обеспечивается их доступность.

Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Порядок реализации этого права определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 23. Право на образование

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

Статья 24. Право на труд

Ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Государство поощряет организации, выделяющие рабочие места для лиц моложе восемнадцати лет.

Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости образовательной школы. Перечень таких работ определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 25. Право на отдых

Каждый ребенок имеет право но отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организации, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и крепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями.

Действия, направленные на ухудшение или сокращение материальной базы, обеспечивающей организацию отдыха детей, подлежат согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 26. Право на свободу объединений

Дети имеют право объединяться в самостоятельные детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не противоречит Конституции и законодательству Республики Беларусь, не нарушает общественный порядок и безопасность государства, не наносит вреда здоровью инравственности населения, не ущемляет прав и интересов других лиц.

Государство оказывает детским и молодежным общественным объединениям материальную и иную помощь.

Статья 27. Право на защиту чести и достоинства

Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь.

Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживается методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения справедливости и исключают унижение.

Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Статья 28. Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции

Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции телефонных и иных сообщений.

Глава 4. РЕБЕНОК В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Статья 29. Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на особую заботу со стороны государства. Органы опеки и попечительства должны принимать все необходимые меры по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, не воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку, попечительство, в приемную семью). Государство оказывает материальную поддержку таким семьям в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При невозможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на усыновление (удочерение) гражданам, Республики Беларусь либо на усыновление (удочерение) его родственникам допускается его усыновление (удочерение), установление опеки (попечительства) в интересах ребенка гражданами другого государства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В этом случае за ребенком сохраняются права на граж­данство, имущество, жилье в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Не допускается получение неоправданных финансовых выгод вследствие усыновления (удочерения) или опекунства (попечительства).

В интересах ребенка оценка его здоровья, условий проживания в семье усыновителя, опекуна (попечителя) осуществляется органами опеки и попечительства строго конфиденциально.

Ребенок, достигший четырнадцати лет, имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки государства и осуществления контроля со стороны органов опеки и попечительства.

Статья 30. Содержание и воспитание детей в детских интернатных учреждениях

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, при невозможности передать его на воспитание в семью, определяется в государственные и негосударственные детские интернатные учреждения на патронатное воспитание.

В целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки к самостоятельной жизни детям - воспитанникам интернатного учреждения любого типа создаются все необходимые условия, приближенные к семейным, обеспечивается сохранение их родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций.

Пенсии, пособия, другие социальные выплаты и иные текущие поступления перечисляются на личный счет ребенка - воспитанника интернатного учреждения. Порядок распоряжения ими, а также имуществом подопечного определяется законодательством Республики Беларусь.

Работники детских интернатных учреждений, совершившие антипедагогические или аморальные действия в отношении воспитанников, подлежат увольнению из этих учреждений в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

Защита прав и интересов выпускников детских интернатных учреждений, находившихся на полном государственном обеспечении, предоставление им во внеочередном порядке жилья, выдача установленного материального обеспечения, страхование, трудоустройство возлагаются на администрацию этих учреждений и местные исполнительные и распорядительные органы.

Статья 31. Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития

Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с особенностями психофизического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и их родителями учебного заведения, поручение базового и профессионального образования, трудоустройства в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.

Статья 32. Право детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф

Детям, оказавшимся в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, аварии, катастрофы, загрязнения окружающей среды как следствие аварий на атомных электростанциях, промышленных предприятиях и др.), государство оказывает срочную безвозмездную помощь, принимает неотложные меры по отселению их из зоны опасности, заботится о воссоединении с семьей, оказывает необходимую медицинскую помощь, в том числе и в других государствах.

Статья 33. Запрещение участия детей в военных действиях

Привлечение детей к участию в военных действиях, вооруженных конфликтах, пропаганда среди детей войны и насилия, создание детских военизированных формирований запрещаются.

Призыв лиц на срочную военную службу в Вооруженные Силы и иные воинские формирования Республики Беларусь производится по достижении ими восемнадцати лет. Принятие лиц, не достигших восемнадцати лет, на военную службу в качестве курсантов военно-учебных заведений, на учебу в качестве суворовцев, воспитанников военных оркестров регулируется законодательством Республики Беларусь.

Статья 34. Права детей-беженцев

Дети-беженцы, лишившиеся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов на национальной или иной почве, имеют праве на защиту своих интересов.

Местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения ребенка принимают меры для розыска родителей или родственников, оказывают материальную, медицинскую и иную помощь, при необходимости определяют его в лечебно-профилактическое, детское интернатное, другое учебно-воспитательное учреждение.

Статья 35. Защита прав ребенка при привлечении его к ответственности

Право на личную свободу ребенка охраняется законом. Гарантии защиты прав несовершеннолетних при привлечении их к ответственности, задержании аресте устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Статья 36. Соблюдение прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях

Направление ребенка в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение производится только судом на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Ребенок, находящийся в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении, имеет право на гуманное обращение, охрану здоровья, получение базового образования и профессиональной подготовки, свидания с родителями, родственниками и другими лицами, отпуск, переписку.

Обязательной целью содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях является перевоспитание и возвращение их к нормальным условиям жизни и труда.

Статья 37. Защита ребенка от насильственного перемещения

Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях и форме в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормами международного права.

Статья 38. Международные договоры

Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, предусматривающие более полную защиту прав и интересов ребенка, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 5 . МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 39. Международное сотрудничество

Государство содействует развитию международного сотрудничества государственных и негосударственных организаций, обеспечивает выполнение Международных договоров Республики Беларусь в сфере охраны прав ребенка.

Глава 6 . ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, нарушающие настоящий Закон или препятствующие его исполнению, несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь

МИССИЯ ДЕТСКОГО ФОНДА ООН (ЮНИСЕФ) И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Со времени создания Организации Объединенных Наций (1945) объектом ее особой заботы и помощи всегда были дети, их благополучие и права. Одним из первых результатов деятельности ООН было решение, принятое Генеральной Ассамблеей в 1946 г. об образовании Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) как одного из органов Объединенных Наций для оказания помощи детям в Европе после Второй мировой войны. Когда в 1950 г. срок полномочий фонда фактически закончился, по просьбе развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о включении ЮНИСЕФ в систему Организации Объединенных Наций в качестве постоянно действующей структуры, целью которой является удовлетворение долгосрочных потребностей детей в развивающихся странах. Из названия были исключены слова международный и чрезвычайный, однако ставшее известным к тому времени сокращение ЮНИСЕФ было сохранено.

По истечении времени, несмотря на определенные достижения отдельных стран в обеспечении более благополучного положения детей, миссия ЮНИСЕФ не претерпела изменений: действовать в интересах детей в зависимости от их потребностей и без какой бы то ни было дискриминации. При этом важно отметить, что до настоящего времени ЮНИСЕФ является главным механизмом международной помощи детям, находящимся в трудных условиях. Значимость роли ЮНИСЕФ как проводника интересов международного сообщества по осуществлению во всех странах мира положений Конвенции о правах ребенка заключается прежде всего в широкой пропаганде необходимости защиты прав и охраны законных интересов несовершеннолетних детей и мобилизации ресурсов на улучшение их положения.

Права человека являются естественной принадлежностью, неотъемлемым свойством каждого члена общества с самого момента его рождения. Именно благодаря осуществлению прав и свобод проявляется уникальность личности, раскрываются творческие способности и возможности каждого человека, что решающим образом сказывается на развитии общества в целом.

Не случайно Всеобщая декларация прав человека начинается со слов о том, что основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание равного достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав.

Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита безусловно являются основной задачей современности, в решении которой должно быть заинтересовано все мировое сообщество.

Представляется, что в свете сказанного нет необходимости приводить дополнительные аргументы в качестве свидетельства того, что одним из самых важных достижений и весомым результатом действия международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом факта, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами прав.

Этот основополагающий принцип международного права, провозглашенный в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., получил свое развитие в день 30-летия Декларации, когда 20 ноября 1989 г. на сессии Генеральной Ассамблеи была принята Конвенция о правах ребенка, ставшая первым наиболее полным международным документом, в котором закрепление прав ребенка приобрело силу норм договорного права. Конвенция не только развила дальше положения Декларации прав ребенка, но и возложила на присоединившиеся к ней государства правовую ответственность за любые действия в отношении детей.

Несколько слов по истории вопроса и существу подхода ЮНИСЕФ к странам региона.

Региональное отделение ЮНИСЕФ по странам Центральной и Восточной Европы, Содружества Независимых Государств и Балтийским государствам осуществляет свою программную деятельность в регионе с 1990 г., когда Исполнительный совет Детского фонда впервые утвердил ассигнования на поддержку программ для стран, входящих в указанный блок.

Мандат ЮНИСЕФ и его деятельность в этих странах были обусловлены теми проблемами, которые явились следствием резкого снижения уровня жизни в результате политических, социальных и экономических изменений так называемого переходного периода, начало которого относится к концу 80-х—90-м гг.

Основными факторами, которые с точки зрения ЮНИСЕФ определили главное направление его политики в данном регионе, были признаны следующие фактически сложившиеся обстоятельства:

сокращение либо полное упразднение системы социального обслуживания семей, включая систему детских дошкольных учреждений;

ограниченное финансирование государством системы здравоохранения, и лечебных учреждений в частности;

сокращение занятости женщин и молодежи во всех сферах производства;

утрата в обществе морально-нравственных и правовых ориентиров и, как следствие, рост подростковой преступности, распространение алкоголизма, наркомании и проституции.

Приобретенные с начала деятельности в регионе опыт и знания о проблемах, трудностях и необходимых приоритетах позволили ЮНИСЕФ выработать единые правила подхода и общую платформу действий, концептуальную основу которой составили следующие выводы:

а) Конвенция о правах ребенка, которую ратифицировали все страны региона, является легитимной основой и должна определять рамки сотрудничества ЮНИСЕФ с правительствами, неправительственными организациями и другими потенциальными партнерами;

б) основное внимание следует уделять оказанию помощи странам в деле развития гражданского общества с целью придания устойчивого характера деятельности в интересах детей и содействия созданию обществ, в которых потребности и права детей рассматриваются как приоритетные;

в) ЮНИСЕФ следует сосредоточить свои усилия на реформе законодательства и использовать процесс сбора и анализа данных о положении детей как наиболее важный инструмент взаимодействия с правительствами стран пребывания для установления объективных критериев оценки действия законодательства, затрагивающего права и интересы женщин, детей и молодежи, и реально предпринимаемых мер с целью изменения подходов в той мере, в какой это будет признано необходимым во имя того, чтобы интересы и проблемы этих групп занимали приоритетное место в социальной политике государства и всего общества;

г) ЮНИСЕФ надлежит играть роль своего рода катализатора, добиваясь от правительств, общественных институтов и возможных доноров мобилизации ресурсов и действий, направляемых на обеспечение такого положения, чтобы права детей находились в центре внимания и занимали ведущее место в программах стран, продолжающих процесс преобразований с целью построения правовых демократических государств.

Таким образом, можно констатировать, что задача ЮНИСЕФ в странах региона, к которому относится Беларусь, заключается в следующем: ЮНИСЕФ уполномочен выполнять особую миссию по оказанию помощи правительствам в выполнении обязательств по реализации положений Конвенции и в обеспечении осуществления необходимых действий с той целью, чтобы основополагающим принципам Конвенции — наилучшие интересы ребенка, отсутствие дискриминации, участие, выживание и развитие — уделялось столько внимания, сколько это необходимо для защиты интересов детей.

В год 50-летия Всеобщей декларации прав человека, в преддверии такого важного для международного сообщества события, как 10-летие со дня принятия Конвенции о правах ребенка, и принимая во внимание, что Беларусь в течение восьми лет является участником Конвенции, имеется, на наш взгляд, достаточно оснований попытаться осмыслить первые итоги сотрудничества и участия ЮНИСЕФ в осуществлении национальных программ действий в интересах детей с целью оценки перспектив реализации в стране мандата Детского фонда ООН.

Республика Беларусь, признавая приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и важность международного сотрудничества для улучшения положения детей, подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка в 1990 г. Став участником Конвенции, Беларусь заявила международному сообществу о своем обязательстве привести национальное законодательство в соответствие с положениями Конвенции, обеспечив тем самым правовую базу для создания в стране достойных условий жизни и реального осуществления каждым ребенком как полноправным субъектом всего комплекса конституционных прав человека без какой бы то ни было дискриминации. Принятые обязательства естественным образом обусловили необходимость разработки на национальном уровне комплексной системы мер и осуществления программ, направленных на воплощение в жизнь положений Конвенции.

Представляется, что эти меры в Беларуси, так же как и в любой другой стране, должны не только гарантировать возможность для каждого ребенка реально пользоваться своими правами, но и обеспечивать надлежащую правовую защиту в случае нарушения прав, т. е. создать систему, учитывающую интересы ребенка как субъекта основных прав и свобод и признающую необходимость во всех действиях в отношении детей руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка (статья 3 Конвенции).

Применительно к рассматриваемой теме нельзя не отметить, что с начала 90-х гг. в Республике Беларусь был начат активный законотворческий процесс, в том числе в целях регламентации в национальном законодательстве правового механизма, направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей. В 1991—1992 гг. были приняты законы Об образовании в Республике Беларусь, Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь, О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, О свободе вероисповеданий и религиозных организациях, О гражданстве Республики Беларусь, О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь. В 1993 г. в Беларуси — первой среди республик бывшего Союза ССР — был принят закон О правах ребенка, который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка. На законодательном уровне был закреплен правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта права, установлены принципы государственной политики, а также регламентированы обязанности государственных органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение надлежащих условий реализации прав детей. Помимо мер правового регулирования деятельности государственных структур по проведению в жизнь политики государства в отношении детей за последние два-три года в республике на уровне исполнительной власти были приняты некоторые меры в области социальной защиты семей с детьми и, в частности, утверждены Основные направления государственной семейной политики.

Однако, несмотря на законодательно обеспеченные основы правового механизма, утвержденный в апреле 1995 г. Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995—2000 гг., созданную в 1996 г. Национальную комиссию по правам ребенка, утвержденные указами Президента Республики Беларусь Основные направления государственной семейной политики и программу Дети Беларуси, реальное положение дел свидетельствует о том, что в Беларуси еще не сформирован механизм реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов детей, обеспечения их выживания и развития. Ведь сам по себе факт наличия правовых актов, регламентирующих права детей и защиту их интересов, еще не является гарантией их юридической и социальной защищенности.

Конвенция о правах ребенка является тем документом, который не только обеспечивает легитимную основу для сотрудничества с правительствами и неправительственными организациями стран-участниц. Как международный договор, имеющий обязательную силу для присоединившихся государств, Конвенция в соответствии с принципами и нормами международного права обязывает государства нести правовую ответственность за свои действия в отношении детей перед международным сообществом.

Представительство регионального бюро ЮНИСЕФ официально заявило о начале своей деятельности в Республике Беларусь в марте 1997 г. Однако фактически деятельность Детского фонда ООН в стране осуществляется с конца 1994 г., когда по совместной инициативе фонда и Правительства Республики Беларусь был проведен анализ положения женщин и детей в республике, результатом чего явился опубликованный Национальный доклад Дети и женщины Беларуси: сегодня и завтра.

В течение 1995—1997 гг. Детский фонд ООН тесно сотрудничал с министерствами образования, здравоохранения и социальной защиты, а также такими известными в республике общественными организациями, как Белорусский детский фонд, Христианский детский фонд, Белорусский комитет Дети Чернобыля, Белорусский детский хоспис, Белорусская ассоциация родителей детей-инвалидов.

При содействии и непосредственном участии этих организаций ЮНИСЕФ оказывал гуманитарную помощь в виде поставок медицинского оборудования, вакцин и медикаментов в родильные дома и детские больницы, специального оборудования для детей-инвалидов, одежды, обучающих материалов и спортивного инвентаря, учебных принадлежностей и других необходимых средств материального обеспечения для школ-интернатов, расположенных в Чернобыльской зоне.

Юридическим основанием для официальной деятельности ЮНИСЕФ в Беларуси является подписанное в мае 1992 г. Соглашение относительно создания в Минске Временного отделения ООН, положения которого распространяются на Представительство Детского фонда. Фактически согласованный сторонами проект Соглашения о сотрудничестве между Детским фондом ООН и Правительством республики скорее всего будет подписан только в начале будущего года.

С октября 1997 г. деятельность Представительства в Беларуси была сконцентрирована на реализации проектов, разработанных совместно с государственными и неправительственными структурами в рамках трех основных программ: Дети Чернобыля, Распространение знаний о правах ребенка и Здоровье и развитие молодежи.

Программа Дети Чернобыля реализуется при деятельном участии республиканской общественной организации Белорусский комитет Дети Чернобыля и предусматривает комплекс мероприятий по оздоровлению детей, проживающих в зоне радиационного загрязнения, социально-психологическую и педагогическую реабилитацию этих детей и их семей, а также выращивание экологически чистой продукции на зараженных территориях.

В рамках программы Распространение знаний о правах ребенка поддерживается профессиональная инициативная деятельность сотрудников Национального института образования по совершенствованию методик преподавания спецкурса по правам ребенка в учебных учреждениях разного уровня и оказанию консультативной педагогической, психологической и иной методической помощи.

Третья программа Здоровье и развитие молодежи направлена на защиту детей и подростков от многочисленных факторов риска, которым они подвергаются как в семье, так и в обществе переходного периода. Программа включает в себя такие проекты, как Здоровый образ жизни и профилактика СПИД, Защита репродуктивного здоровья молодежи, Работа с детьми и подростками в молодежных клубах и объединениях, создание информационно-координационных центров и Интернет-кафе. Особый акцент в рамках указанной программы был сделан на осуществление проекта Дети в приемной семье. Основная деятельность в проекте сосредоточена на совершенствовании методик поведенческой адаптации приемных родителей и детей, находящихся в детских домах семейного типа, на развитии деятельности педагогов и других специалистов, работающих в детских домах, и подготовке детей и подростков к самостоятельной жизни в обществе.

В Республике Беларусь более четверти всего населения составляют дети. Социально-экономические и политические последствия проводимых в стране после приобретения суверенитета преобразований самым негативным образом отразились на положении детей и их благополучии. Такие последствия, как ухудшающаяся общая экономическая ситуация в стране, характеризуемая ростом темпов инфляции, падением объемов производства, повышением уровня безработицы, снижением уровня реальных доходов населения, существенно ослабили в первую очередь положение семей с детьми. Большинство из них оказались в ситуации, когда уровень доходов опустился значительно ниже прожиточного минимума. Складывающаяся в таких семьях сложная психологическая обстановка нередко приводит к разводам, в результате чего растет число детей, находящихся в неблагоприятных или даже опасных для них условиях жизни. Материально не обеспеченные семьи, а тем более неполные, не в состоянии выполнять свою естественную социальную роль в обществе — заботиться о детях и воспитывать их полноценными членами общества. Более того, в последнее время, согласно данным официальной статистики, наметилась тревожная тенденция, когда малообеспеченные и многодетные семьи из-за невозможности материально обеспечить семью стремятся устроить своих детей в детские дома, в установленном порядке оформляя отказ от них. Характерным признаком неблагополучного положения детей в Беларуси, как и в других странах СНГ, стал рост социального сиротства, когда дети при живых родителях оказываются предоставленными самим себе. Статистика социального сиротства впечатляет. Если в 1990 г. число детей, оставшихся без попечения родителей составляло 11 200, то в 1997 г. их количество, по разным оценкам, приблизилось к 25 000.

Поддерживая социальную политику государства по предотвращению и профилактике семейных проблем, проблем брошенных детей и детей-сирот, Представительство ЮНИСЕФ в 1998 г. предприняло определенные меры по осуществлению программы Дети, нуждающиеся в специальной защите. В рамках программы планируется поддержать инициативу Министерства образования Республики Беларусь по разработке концепции реорганизации интернатных учреждений и по созданию моделей новых, альтернативных действующим, форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

Изложенные выше факты свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что при проведении социально-экономических реформ органы государственной власти не обеспечили осуществление необходимых мер защиты детей от последствий проводимой социально-экономической политики. Неблагополучная семья фактически превратилась в один из наиболее опасных факторов риска, оказывающих влияние на противоправное поведение подростков.

Согласно аналитическим данным за 1997 г., подготовленным научными сотрудниками отдела криминологии Республиканского НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных групп населения. Подростковая преступность занимает особое место в структуре общей преступности. В 1997 г. несовершеннолетними и с их участием было совершено 9990 преступлений, что на 18,8 % больше, чем в 1992 г. Вырос удельный вес тяжких преступлений. Так, в 1992 г. тяжкие преступления в общей преступности несовершеннолетних составили 19,7 %, в то время как в 1997 г. доля таких преступлений составила 46,7 %. Как свидетельствуют результаты проверок, проводимых органами прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства о несовершеннолетних, проблема преступности несовершеннолетних усугубляется реальным положением дел в системе образования. Учебные заведения не в состоянии компенсировать недостатки семейного воспитания, что фактически обусловливает отклоняющееся или преступное поведение детей. Ситуация такова, что, оказавшись в сложных для них условиях и не получая необходимой защиты от государственных институтов и должностных лиц, дети из неблагополучных семей проводят большую часть времени на улице и становятся либо жертвами преступлений, либо совершают преступления сами. До настоящего времени в Республике Беларусь не создана специальная социальная служба — кризисные центры или приюты для временного пребывания, где могла бы оказываться необходимая социальная и психологическая помощь детям, нуждающимся в специальной защите.

В числе факторов, отрицательно влияющих на состояние преступности, особое место занимает судебная система. В последние годы в качестве меры наказания несовершеннолетним преобладает лишение свободы. Согласно данным уже упоминавшегося исследования в 1997 г. этот вид наказания был назначен 90,3 % от общего числа осужденных несовершеннолетних. В их числе 28,8 % осуждены к реальному лишению свободы, 13,9 % — условно, 47,7 % — с отсрочкой исполнения наказания. В три раза уменьшилось назначение судами такого наказания, как исправительные работы, и в два раза сократилось число осужденных несовершеннолетних, переданных для перевоспитания трудовым коллективам.

Приведенные данные, на наш взгляд, свидетельствует о том, что в Беларуси не выполняются положения Конвенции в части обеспечения права детей на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного и нравственного развития ребенка, и до настоящего времени не приняты действенные меры по созданию комплексной государственной системы, способной обеспечить координацию политики и правоприменительной деятельности государственных и общественных структур для решения проблем профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и социальной реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом.

При этом важно отметить, что направление уголовной политики в отношении несовершеннолетних в плане ужесточения мер наказания не только не соответствует положениям Конвенции и других международных документов, предусматривающих стандарты и правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, но и не согласуется с закрепленными в Конституции страны принципами правового демократического государства.

Выше было отмечено, что присутствие и деятельность ЮНИСЕФ в странах региона были обусловлены теми проблемами, которые явились следствием изменений переходного периода, а основными факторами, определившими направление политики Фонда, признаны рост подростковой преступности, распространение алкоголизма, наркомании и проституции среди молодежи.

Свидетельством того, какое огромное значение международное сообщество придает проблеме правосудия в отношении несовершеннолетних, является количество и обстоятельность принятых Генеральной Ассамблеей ООН по этому вопросу документов. Такими документами, которые, как признал Комитет по правам ребенка, призваны соответствующим образом обеспечить осуществление странами положений Конвенции, являются:

Минимальные стандартные правила ООН по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г.;

Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.;

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), 1990 г.

Пекинские правила, принципиально важное значение которых состоит в регламентации основных правил судебного процесса по делам о несовершеннолетних, призывают государства-члены к созданию условий, позволяющих обеспечить такую жизнь подростков в обществе, которая в тот период жизни, когда они наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности, в максимальной степени исключая возможность совершения правонарушений и преступлений.

В то же время Правила констатируют, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних. Понятна поэтому озабоченность Комитета по правам ребенка, отраженная в итоговом докладе в рамках Общей дискуссии по вопросам отправления правосудия по делам несовершеннолетних (1995), в связи с тем обстоятельством, что во многих государствах система правосудия не соответствует принципам и положениям Конвенции о правах ребенка.

Отметим, что государственная политика Республики Беларусь в отношении несовершеннолетних, попадающих в сферу деятельности правоохранительных органов или системы правосудия, не претерпела существенных изменений после обретения суверенитета. Как и все бывшие республики, входившие в состав Советского Союза, Беларусь относится к государствам, где не создавалась специальная система правосудия по делам несовершеннолетних. Реализация концепции судебно-правовой реформы, которая была одобрена высшим органом законодательной власти республики в 1992 г., предусматривала кардинальное обновление действующего законодательства с целью приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, и в частности возможность создания специализированных судов по делам несовершеннолетних. Реальность такова, что приходится констатировать: до настоящего времени в республике не приняты необходимые решения и не принимаются соответствующие меры по разработке теоретической и практической базы для создания судов по делам несовершеннолетних. В области нормативной базы, призванной обеспечивать гарантии соблюдения прав несовершеннолетних в процессуальной деятельности правоохранительных органов и органов системы правосудия, положение дел также фактически не изменилось. Разработанные несколько лет назад проекты новых уголовного и уголовно-процессуального кодексов находятся без движения в действующем в настоящее время парламенте. При этом следует отметить, что не проводилась международно-правовая экспертиза проектов на предмет оценки соответствия положений этих актов требованиям международно-правовых стандартов. Более того, в рамках национальной правовой системы такое понятие, как правосудие для несовершеннолетних (согласно международной терминологии ювенальная юстиция), не является официально принятой правовой конструкцией или понятием, которому бы придавалось особое значение в законодательной политике или правоприменительной практике.

Очевидно, что такая государственная политика плохо согласуется с принятыми международно-правовыми обязательствами Республики Беларусь. Именно поэтому вопросы прав ребенка, нуждающегося в мерах специальной защиты, и создание комплексной системы профилактики и предупреждения преступности среди несовершеннолетних государственные структуры, институты гражданского общества должны признать важнейшей социальной проблемой, требующей принятия неотложных мер.

Поскольку ЮНИСЕФ надлежит играть особую роль в оказании помощи правительствам в реализации положений Конвенции и принимая во внимание состояние дел в Республике Беларусь по соблюдению международно-правовых норм и принципов, нельзя не признать очевидную необходимость оказания республике помощи для осуществления первоочередных мер по формированию основных элементов системы для приведения политики и практики правосудия в отношении несовершеннолетних в соответствие с международно-правовыми стандартами. Для достижения конкретного результата необходимы серьезные институциональные преобразования, кардинальная реформа в законодательной политике и принципиальное изменение подходов в правоприменительной практике.

ЮНИСЕФ видит свою задачу, в частности, в оказании содействия созданию системы, ориентированной не на борьбу с преступностью несовершеннолетних, а на установление в Республике Беларусь системы ювенальной юстиции, включающей в себя в первую очередь комплексную систему мер профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних, а также меры, обеспечивающие достижение главной цели — социальной реинтеграции несовершеннолетних правонарушителей.

Эффективная политика в интересах детей в каждой стране должна основываться на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов наилучшего удовлетворения этих потребностей. В то же время очевидно, что выполнение государством принятых международно-правовых обязательств не может быть обеспечено без создания постоянно действующих независимых механизмов защиты прав детей. Это более чем актуально для Республики Беларусь, поскольку происходящие в обществе процессы социально-экономических и политических преобразований самым негативным образом отразились на положении социально незащищенных групп населения республики. Задача состоит в том, чтобы создать такой орган, который мог бы выступать в защиту интересов детей, проводя при этом критический анализ государственной политики и являясь своего рода рупором детей. Кроме того, такой орган должен быть источником достоверной информации о положении детей.

Концепция создания независимых органов для мониторинга деятельности правительства в области защиты прав личности впервые была разработана в Швеции, где в 1809 г. был назначен первый в истории омбудсмен — уполномоченный по правам человека. Традиционно омбудсмены — это уполномоченные по всему спектру прав человека. Однако опыт стран, которые имеют многолетнюю историю деятельности института уполномоченных по правам человека, привел к осознанию того факта, что, поскольку проблемы детей в основной своей сути отличаются от проблем взрослых, необходимы отдельные механизмы, способные обеспечивать соблюдение прав и защиту их законных интересов.

Комитет по правам ребенка, рассматривая доклады стран о выполнении положений Конвенции, также пришел к выводу о том, что создание независимых ведомств уполномоченных по правам ребенка должно быть неотъемлемым компонентом мониторинга, необходимого для проверки выполнения страной своего обязательства соблюдать права ребенка.

2 июля 1998 г. в Минске по инициативе Представительства ЮНИСЕФ совместно с Национальной комиссией по правам ребенка и с участием представителей органов государственной власти и управления, прокуратуры, суда, общественных организаций, средств массовой информации был организован круглый стол по обсуждению вопроса о возможности введения в республике поста уполномоченного по правам ребенка. С международной практикой организации и деятельности института уполномоченного участников познакомил Питер Ньюэлл (Лондон) — консультант ЮНИСЕФ, Председатель Совета Международной организации развития прав детей, созданной в 1992 г. для содействия выполнению странами Конвенции о правах ребенка. В ходе развернувшейся дискуссии большинство участников круглого стола высказались за введение такого института в республике, как необходимого механизма обеспечения реального соблюдения прав детей и защиты их законных интересов. Итогом заседания явилось принятое на основе консенсуса решение инициировать создание под эгидой Национальной комиссии по правам ребенка рабочей группы по разработке общей стратегии развития и концепции института уполномоченного по правам ребенка, включая предложения по приемлемой для Беларуси модели и механизму учреждения такого института.

Продолжая свою деятельность в республике, ЮНИСЕФ будет по-прежнему оказывать необходимую помощь правительству производить и обновлять анализ складывающегося положения в качестве одного из средств обеспечения соблюдения прав детей. В соответствии со статьей 45 Конвенции о правах ребенка Представительство в Беларуси также намерено оказывать необходимое содействие в подготовке докладов по выполнению положений Конвенции для представления Комитету по правам ребенка. Первый за пятилетний период осуществления мер по выполнению Конвенции доклад должен быть представлен до конца 1998 г. Нам представляется, что, поддерживая процесс подготовки докладов, ЮНИСЕФ будет способствовать обеспечению большего уважения к правам детей, принятию необходимых решений по выполнению финансовых обязательств и мобилизации других возможных ресурсов, что позволит обеспечить взаимодействие между Правительством и институтами гражданского общества для достижения главной цели — улучшения реального положения детей.

Источник

Реферат составлен по материалам сайта http://oz.by/books/more.

Скачать архив с текстом документа