Правила хорошего текста

СОДЕРЖАНИЕ: На основе статистического анализа публикаций выявлено 12 основных приемов привлечения и переключения внимания читателя, косвенного внушения и побуждения его к действию.

ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТЕКСТА

ФРАГМЕНТ МЕТОДИКИ ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ И PUBLIC RELATIONS

Обучаясь в ВУЗах, филологи и журналисты узнают об отличиях риторики Древней Греции от риторики Древнего Рима, о произношении безударных гласных в словах иностранного происхождения, о вариативности ударений, о законе исключенного третьего, о позволительных и непозволительных уловках в логическом споре и многом другом - полезном и бесполезном...

Затем, уже работая в газете, рекламном агентстве, пресс-службе, они узнают и о реальных требованиях к работе журналиста, PR-профи, копирайтера, референта:

- постоянной готовности к работе, независимо от погоды, настроения и прихода-неприхода Музы;

- умении сделать материал на заказ быстро, но не ниже профессионального уровня;

Добавим к этому извечную проблему: материал не идет, уже ночь, а сдать его надо завтра... Как быть?

На основе статистического анализа публикаций выявлено 12 основных приемов привлечения и переключения внимания читателя, косвенного внушения и побуждения его к действию.

Методика написано многослойно:

1. ПРИЕМ.

2. ПОДПРИЕМ. Каждый прием разложен на конкретные подприемы (общее число которых более 50).

3. ЗАПОМИНАЮЩИЕСЯ ПРИМЕРЫ (несколько сотен).

Сегодня мы знакомим коллег с фрагментами нескольких приемов и будем рады Вашим пожеланиям, дополнениям, вопросам.

ПРИЕМ Л О В У Ш К А

Назначение приема:

сфокусировать внимание Читателя на фрагменте текста и способствовать его запоминанию;

ненавязчиво показать ошибочность стереотипов Читателя;

создать предпосылки к изменению психологической позиции Читателя.

ОТТЯЖКА (УДИВЛЕНИЕ ИЗВЕСТНЫМ)

Если Автору нужно удивить известным (коллеги согласятся, что чаще всего рекламистам приходится работать именно с известными Т/У), отстроить Читателя от стереотипов, применяется подприем оттяжка: внимание Читателя намеренно уводится в противоположную сторону, после чего - на контрасте и внезапно(!) - дается тезис.

Более сложный случай: Автор выстраивает некую улавливаемую Читателем закономерность и ... неожиданно ломает ее.

Примечание. Если предварительно не оттянуть внимание Читателя, не дать ему эталон для сравнения, этот эталон будет выбран Читателем среди его любимых стереотипов и тезис не запомнится...

ПРИМЕР 1

Президент Линкольн сказал: Так это Вы - маленькая женщина, начавшая войну?

А она ничего не начинала. Она действительно была маленькая, очень религиозная, у нее было несколько детей, жестокие головные боли и совсем немного денег на жизнь.

Она не начинала эту войну. Она только написала Хижину дяди Тома.

Линькова И.Я. Час книги, М.: Книга, 1988, с. 117.

ПРИМЕР 2

Земля русская богата не только аферистами, но и меценатами. Президент компании Оптика - оптикал Лимитед Александр Калинин помог бывшему бомжу, десять лет скитавшейся по гостиницам, углам и друзьям, приобрести квартиру на Мытной улице, отдав за нее 84 тысячи долларов. Этого бомжа зовут Лариса Долина.

Журнал Супермен, 1993, № 17, с. 13.

ПРИМЕР 3

Двойник Виктора Цоя появился на днях в Москве. Он как две капли воды похож на певца - точно такая же фигура и лицо. Сходство дополняет черная рубашка типа джинсовой, черные брюки, заправленные в сапоги с железными клепками. Кроме этого, на нем надет традиционный атрибут одежды Цоя - двойной пояс с пряжкой и незаменимый черный плащ.

Двойник изготовлен из воска и установлен в центре Преодоление. Деньги на изготовление восковой фигуры Цоя были пожертвованы поклонниками.

В Москве появился двойник Виктора Цоя, Московский комсомолец от 18.02.1993 г.

ПРИМЕР 4

...Борис Полевой (за то, что он был не слишком грамотен, слово чушь писал без мягкого знака)... Действительно, сотрудники Юности шутили, что слово парад их главный пишет через т (что, конечно, для журналиста не очень хорошо). Но я и сегодня знаю литераторов с европейской известностью, которые пишут неграмотно. И ничуть этим не смущаются, а говорят: Знаешь, старик, я другим беру... Так вот, Повесть о настоящем человеке Полевого брала другим...

Яхонтов А. Сэр! Хватит бездельничать!, газета Московский Комсомолец от 27.10.1992 г.

ПРИМЕР 5

Летом 1985 года на одном из предприятий штата Мичиган было совершено убийство. Прибывшим на место преступления медицинским экспертам и полицейским не оставалось ничего, как констатировать свершившийся факт и приступить к розыску убийцы. Впрочем, преступник не пытался бежать. Он стоял на месте злодеяния. Без тени раскаяния, чуть теплый и безмолвный.

Это был электронный робот. Пострадавший механик неосторожно зашел в его рабочий отсек. Робот попытался вывести человека из опасной зоны, но при этом не рассчитал мощи своих стальных бицепсов-манипуляторов и совершил непоправимое.

Севастьянов В.И., Пряхин В.Ф. РЕСЕ - аварийный выход: космонавтика и новое политическое мышление в ядерно-космическую эру,

М.: Международные отношения, 1989, с. 71.

ПРИМЕР 6

Женщина привлекательная говорит себе: Он умный, он ученый, он славный, он богатый, он великий, он нравственный, святой; а он мне - глупой, невежественной, бедной, ничтожной, безнравственной - покоряется; стало быть, и ум, и ученость... и все - пустяки. То, что их губит и делает их дурными.

Это слова одного из величайших писателей всех времен и народов, слава которого не ведала границ еще при жизни его. Он был популярен, богат, в доме его звенели детские голоса. Он любил жену, и любовь эта была взаимной; ничто, казалось, не должно было помешать их счастью.

Но прошло время и он начал меняться. Жена перестала понимать его. Ей нужны были слава, деньги, блеск, а он вдруг решил отказаться от авторских прав на свои книги. Она устраивала ему истерики со слезами и обещала свести счеты с жизнью.

Он всю жизнь вел дневник и в последние годы, зная, что дневник тщательно изучается супругой, вопреки правде, вписывал туда фразы о добром отношении к ней.

В восемьдесят два года Лев Толстой внезапно ушел из дома - в никуда и умер на маленькой железнодорожной станции, даже перед смертью не пожелав увидеть свою жену.

Рагозин Ю.П. Фехтование на нервах, М.: Молодая гвардия, 1990, с. 139 - 140.

ИСПУГ И ИСПУГ КАК БЫ...

Автор пугает, связывая содержание текста с эмоционально-значимыми для Читателя мотивами, вечными стереотипами. Если ничем реальным не испугать, Автор пишет о будто бы уже случившемся страшном...

Если же Автор намерен дать оценку, но сделать это по каким-либо причинам нельзя, применяется подприем оговорка...

ПРИМЕР 7

Для солдата-афганца эта война была не просто тяжелой физически, но и тягостной душевно. Прочитайте вот такую запись: Странно, но это становится безразличным. Подрыв, второй, оторванные ноги, правда, не твои пока...

Штепо В. Дальше Кушки не пошлют?, журнал Журналист, 1990, № 6, с. 35.

ПРИМЕР 8

Статья была напечатана в преддверье партийного съезда, - и гроза разразилась. Сначала в виде телефонных звонков с верхов разного уровня, вплоть до поднебесного, а затем прозвучал приказ: ДРАТЬ! Нет, не подумайте, не нас, - до этого дело не дошло. Велено было выдрать злополучную картинку из готового почти полумиллионного тиража.

Редакционная статья, журнал Химия и жизнь, 1989, № 12, с. 3.

ПРИМЕР 9

Тем временем, чуть не сбив золотые кресты Василия Блаженного, на Красную площадь преспокойненько уселся нахальный заграничный аэрокуренок, весьма довольный тем, что наши идеогенералы вдохновенно посвятили себя полностью литературно-критической деятельности.

Евтушенко Е.А., Литературная газета, от 27.12.1989 г.

ПРИМЕР 10

В каждом произведении литературы, даже, на первый взгляд, нелепом (я хотел сказать нелепом, как у футуристов, но воздержался, поскольку футуристы - это уже далекое прошлое), есть своя система, композиция, служащие определенной цели и подчиненные определенной логике.

Парандовский Я. Алхимия слова, М.: Правда, 1990, с. 228.

НАЕДИНЕ С ПРОБЛЕМОЙ

Автор подводит и оставляет Читателя наедине с... проблемой либо предостерегает его от готовящегося обмана.

Усиление подприема: Автор впоследствии красиво и убедительно решает проблему с помощью приема, товара, услуги или критерия, правила которые и надо запомнить Читателю.

ПРИМЕР 11

Вспомните, как часто нам необходимо договориться с ребенком, не произнося ни слова, только жестом, выражением лица. Вот вы задали вопрос, - класс еще думает, и думает хорошо, а Петя уже сообразил и сейчас... выкрикнет - собьет возникшее в классе напряжение мысли, лишит детей радости додуматься, открыть самостоятельно. Как удержать его, не обидеть, не выключить, не погасить радость? Говорить ничего нельзя: класс думает. Нужен жест, и точный, который скажет Пете: Умница, только подожди чуть-чуть!

- У вас есть такой жест?

Учительская газета от 12.03.1990 г.

ПРИМЕР 12

Мысль - великая материальная сила! Если Вы будете думать о том, что на Вас упадет кирпич - он на Вас упадет. Если вообразите, что Ваш дом горит - он загорится. Если представите, что разверзлась земная твердь, Ваш город действительно проломит земную кору. Пусть эти мысли будут не у Вас. Отдайте их!

Пусть они мучают профессионалов.

Реклама страховых услуг. Упражнение, выполненное на семинаре, Новосибирск, 1994 г.

ПРИМЕР 13

Взгляните, - насмешливо-иронически предлагает американский профессор Нозик, - на философа Людвига Витгенштейна, актрису Элизабет Тейлор, художника Пабло Пикассо, предпринимателя Генри Форда, изобретателя Томаса Эдисона, писателя Аллена Гинсберга, психолога Зигмунда Фрейда. Взгляните, наконец, на себя и своих родителей. Представьте, что все они живут в некой утопии, какую вам когда-либо приходилось видеть описанной во всех деталях.

Попытайтесь изобразить общество, в котором все эти люди будут чувствовать себя наилучшим образом. Каким оно должно быть - сельским или городским? Воплощением материальной роскоши или скромности, при которой удовлетворяются лишь основные потребности? Каковы должны быть отношения между полами? Должны ли в нем существовать институты, подобные браку? Должна ли существовать частная собственность? Должна ли существовать религия, много религий, вообще какая-либо религия?..

Баталов Э.Я. В мире утопии, М.: Политиздат, 1989, с. 128.

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ОШИБКУ

Автор намеренно делает ошибку сам и вовлекает в нее Читателя, после чего позволяет Читателю поразмышлять об истоках ошибки самостоятельно или дает свои комментарии.

ПРИМЕР 14

Два разных эпизода, но суть одна: виноват внешний враг! В его роли может выступить что угодно и кто угодно: иной образ мышления, чужой стиль жизни, другая социально-экономическая система, целый народ - русские, американцы, евреи, арабы, негры и, конечно же, коллекционеры минералов.

- Но почему коллекционеры минералов?! - застучит кулаками по столу какой-нибудь специалист по обнаружению врагов. - Почему они?!

- А почему американцы? Почему русские?

Боровик А. Как я был солдатом армии США, журнал Огонек, 1988, № 47, с. 17.

ПРИМЕР 15

В одном случае основной экономический закон состоит в обеспечении максимальной... прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства.

Второй основной закон, наоборот, состоит в обеспечении максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования... производства, на базе высшей техники.

Сознаюсь, цитируя, я в местах многоточий пропустил по слову, в одном случае, капиталистической, в другом - социалистического. Нарочно. Чтобы Вы попробовали угадать, в каком случае какое слово больше подходит. Попробовали?

Вот то-то и оно.

Нуйкин А. Где здравствует социализм!.., журнал Огонек, 1990, № 31, с. 26.

ПРИМЕР 16

Вы когда-нибудь охотились на эозинофила? Ну, да это не важно. Представьте, что вам надо поймать одного эозинофила. Не какого-нибудь экзотического, с красными полосками по бокам, гребнями на спине и гигантским хвостом. Нет, нужна особь самая обычная, средней полосы России. Голыми руками эозинофила не взять - это каждому ясно. Вопрос: какое оружие пригодится для охоты? Палка не подойдет - что ему палка! И винтовка, и даже пушка. Живьем надо брать. Обычная логика говорит:

Прежде, чем охотиться, хорошо бы узнать, что это за зверь такой.. А узнав, что зверь - самая обычная кровяная клетка, каждый, в первую очередь, прихватит микроскоп.

Верткин И.М. Бороться и искать, в Сб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск: Карелия, 1988, с. 56.

ПРИМЕР 17

Наконец-то я понял, что напоминает настроение, уровень, стилистика записанных Симоновым сталинских рассуждений, то есть попросту даже то, какие слова отобраны и как расставлены в фразе.

Ну конечно! Это тот язык, которым изъясняются персонажи Зощенко. Как ни трудно, может быть, в это сразу поверить.

Почитаем- ка немного из Зощенко. Например, вот это. Вот тут нам говорят, что в романе неверные отношения между Иваном Ивановичем и его женой. Но ведь что получается там у нее в романе? Получается так, как бывает в жизни. Он большой человек, у него своя большая работа. Он ей говорит: Мне некогда. Он относится к ней не как к человеку и товарищу, а только как к украшению жизни. А ей встречается другой человек, который задевает эту слабую струнку, это слабое место, и она идет туда, к нему, к этому человеку. Так бывает и в жизни, так и у нас, больших людей, бывает. И это верно изображено в романе... Все говорят о треугольниках, что тут в романе много треугольников. Ну и что же? Так бывает. Простите, я немного перепутал подготовленные заранее выписки всяких прекрасных литературных примеров. И этот отрывок пока не из Зощенко. Это, простите, еще из Сталина.

Или: Муж был ответственный советский работник. Он был нестарый человек, крепкий и вообще, знаете ли, энергичный, преданный делу социализма и так далее. И хотя он был человек простой, из деревни, и никакого такого в свое время высшего образования не получил, но за годы пребывания в городе он поднаторел во всем и много чего знал, и мог в любой аудитории речи произносить. И даже вполне мог вступить в споры с учеными разных специальностей - от физиологов до электриков включительно.

А это уже впрямь из Зощенко (рассказ Письмо, 1928 год). Но словно бы о Сталине.

Баткин Л. Сон разума, Знание - сила, 1989, № 3, с. 87.

ПРИЕМ ФИКСАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Назначение приема: сфокусировать внимание на фрагменте текста (например, факте, оценке, критерии, правиле) и способствовать его запоминанию Читателем.

Как же конкретно пользоваться приемом? Желательно так:

Спрогнозируйте вероятное отношение Читателя к объекту Вашего описания: + - скорее положительное; 0 - спокойно-нейтральное; - - скорее отрицательное (это самый сложный случай!).

В соответствии с этим выберите из Таблицы 1 конкретные подприемы приема ФИКСАЦИЯ ВНИМАНИЯ.

Ознакомьтесь с ПРИМЕРАМИ.

Составьте - по аналогии с ПОДПРИЕМАМИ и иллюстрирующими их ПРИМЕРАМИ - свой текст.

ПРИМЕЧАНИЕ. Здесь важно избежать типовой ошибки! Необходимо точно оценить отношение Читателя именно к описываемому объекту. Скажем, Читатель может быть ЗА демократию и резко ПРОТИВ очередных демократических выборов. Поэтому, в зависимости от того, КАКОВ объект нашего описания: ДЕМОКРАТИЯ или ВЫБОРЫ, полезно применять РАЗЛИЧНЫЕ подприемы.

Можно ли не использовать приемы? Можно. Но помните - они получены на значительной статистике публикаций с 1989 по 1996 годы. И лучше начать с них...

ТАБЛИЦА 1 Отношение Читателей
Предполагаемые ПОДПРИЕМЫ + 0 -

1. Описание (а не призывы!) уважительных действий третьих лиц, самого Автора или Читателя по отношению к описываемому Герою, объекту.

х

2. Повтор, подчеркивание Автором своей мысли.

х

3. Прямое обращение Автора к Читателю с предложением:

3.1. Вернуться и перечитать текст; запомнить утверждение Автора;

х

3.2. Вспомнить и осознать свои предубеждения, стереотипы

х х

4. Неожиданное называние Автором предубеждений, стереотипов Читателя в том месте текста, где Читатель уже был готов высказать свою оценку.

х

5. Аналогично п. 4, но Автор присваивает эти предубеждения не самому Читателю (что, скорее всего, так и есть), а некому немного наивному, неискушенному человеку, которого Читатель будет ... оценивать.

х

СКОРЕЕ ВСЕГО, У ЧИТАТЕЛЯ ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ ОПИСАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ (+)

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОДПРИЕМЫ

1. Описание (а не призывы!) уважительных действий третьих лиц, самого Автора или Читателя по отношению к описываемому Герою, объекту.

ПРИМЕР 1

Всякий раз, когда историк научной фантастики доходит до этого великого писателя, возникает естественное желание остановиться и перевести дух. Я даже не говорю о старомодном снять шляпу, - уместна хотя бы просто уважительная пауза.

Период после Уэллса в научной фантастике уже не может быть описан теми же словами, что и предыдущий. Тут водораздел, поворотный пункт. В главном и в частностях.

Гаков В. Ультиматум: ядерная война и безъядерный мир в фантазиях и реальности, М.: Политиздат, 1989, с. 49.

ПРИМЕР 2

ЖЕНЩИНЫ В ЕГО ЖИЗНИ

Со своей первой женой, Региной Реншон, Сименон познакомился в новогоднюю ночь 1920 г. в Льеже, где работал журналистом в местной газете.

Ему сразу понравилась молодая художница и, как говорил он сам позднее, я стал искать ее общества. Три года спустя они поженились, но вот беда: Тиги (так прозвал свою подругу Жорж) оказалась страшно ревнивой.

Это обстоятельство несколько угнетало жизнелюба и донжуана, каким был в молодости уважаемый писатель. (Говорят, что под конец жизни Сименон поведал в частной беседе, что всего у него было... десять тысяч женщин. Фантазии выжившего из ума старика, скажете вы и будете совершенно правы, но, черт побери, хочется встать и снять шляпу.)

Маденов Д., журнал Мир звезд, 1990 ,№ 1, с. 25.

СКОРЕЕ ВСЕГО, У ЧИТАТЕЛЯ ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ ОПИСАНИЯ НЕЙТРАЛЬНО-СПОКОЙНОЕ (0)

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОДПРИЕМЫ

2. Повтор, подчеркивание Автором своей мысли.

ПРИМЕР 3

... в прежней Третьяковской галерее огромное значение имеют стены, та исторически сформировавшаяся геометрическая среда, где живут (я настаиваю на этом слове), - живут величайшие творения нашего искусства.

Захаров М.А. Контакты на разных уровнях, М.: Искусство, 1987, с. 157.

ПРИМЕР 4

Андрей Андреевич внимательно выслушал наши неуверенные суждения и кисло усмехнулся. Андрей Андреевич был прав в своей улыбке. (Это лучшая фраза, сочиненная мною, и я на ней настаиваю.)

Захаров М.А. Контакты на разных уровнях, М.: Искусство, 1987,с. 236.

ПРИМЕР 5

Люди рождаются равными. Фраза громкая - и вряд ли точная. Кажется, она в основе американской конституции; повод для размышлений.

Люди рождаются разными. Разница лишь в букве, но, вероятно, фраза более точная. За долгую жизнь не знал ни одного человека, похожего на другого; сходство - встречалось, подобие - никогда.

Трауберг Л.З. Избранные произведения в 2-х томах, том I, М.: Искусство, 1988, с. 318.

3. Прямое обращение Автора к Читателю с предложением.

3.1. Вернуться и перечитать текст; запомнить утверждение Автора.

ПРИМЕР 6

Граффит был умнее. Он не ссылался на чистоту рас. В спешно написанной брошюре Подъем и упадок свободного слова в Америке он настаивал на своем праве толковать историю. Протесты и критику он объяснял нетерпимостью демагогов, ненавидящих свободу пропаганды и кино. Запомним это слово нетерпимость.

Трауберг Л.З. Избранные произведения в 2-х томах, М.: Искусство, 1988, с. 124.

ПРИМЕР 7

Но даже у одиночек есть друзья - такие же одиночки. Личности, которые любят общаться с другими личностями, чтобы поговорить о том, какие они личности и что такое сугубо индивидуальное и НИ НА ЧТО НЕ ПОХОЖЕЕ, И ЧТО ОНИ СОБИРАЮТСЯ СОТВОРИТЬ СЕГОДНЯ (рекомендую перечитать эту фразу, в ней есть смысл).

Снайдер Д. Курс выживания для подростков, журнал Ровесник, 1989, № 9. с. 24.

ПРИМЕР 8

Все, что нажито и построено сверх положенного по закону, должно быть изъято (Известия 1987 г., N 9). Поучительно, что и Е. Лосото, и П. Жураховский, и почти все сторонники экспроприации имущественных и денежных излишков в общих рассуждениях ополчаются против неправедных доходов, а в конкретных предложениях почему-то с редким единодушием требуют раскулачивания только тех, кто чересчур наживается за счет приусадебного участка, ремесла, таланта. Вернитесь к приведенной выше фразе: Все, что нажито сверх положенного по закону... Не о незаконных доходах вовсе идет речь, а о том, что закон должен определить количественный предел состояния. Какими же способами состояние обретено, - об этом ни звука! И изобретатель, давший стране миллиарды рублей экономии, и строитель, десятилетия проработавший в Заполярье, и поэт, стотысячные тиражи которого расхватываются читателями за считанные часы, - все уравниваются в правах, ставятся в один ряд со взяточником, казнокрадом, чиновником от литературы, навязывающим зависящим от него издательствам и журналам свои бездарные, малограмотные, зато очень пухлые романы.

Нуйкин А.А. Идеалы или интересы?, М.: Книга,1990, с. 80.

ПРИМЕР 9

Употребляйте ординарные слова и простые конструкции. Пишите короткими предложениями, но не все из них должны быть так коротки, чтобы вызывать эффект стаккато. Устраняйте стаккато связыванием двух предложений (как я здесь это сделал словом но), но делайте это не часто, так, чтобы придерживаться, за редким исключением, правила: Одна идея на предложение.

Вы можете помочь себе выработать хороший фирменный стиль, если будете тренироваться говорить хорошо. При беседах говорите медленно, выбирайте слова осмысленно, заканчивайте фразу. Вы должны быть в состоянии передать больше информации в единицу времени, чем тот, кто говорит быстро, но вставляет Вы знаете? - и облекает свои фразы в бесконечно длинные предложения, заполненные пустыми словами.

Будз В. Как писать научную статью, журнал Техника и наука, 1978, № 3, с. 35.

3.2. Вспомнить и осознать свои предубеждения, стереотипы

ПРИМЕР 10

Сади Карно... О чем мы подумали, услышав это имя? Ручаюсь: А-а, цикл Карно! Тот самый идеальный круговой процесс, с которым сопоставляются все теоретические циклы, совершающиеся при одних и тех же температурах теплодатчиков и теплоприемников...

Хочу добавить к вашему представлению о Карно кое-что чисто человеческое. Сади исполнилось всего восемнадцать лет, когда он закончил Парижскую политехническую школу и был принят на службу военных инженеров...

Маркуша А.М. Чудеса на колесах, М.: Детская литература, 1970, с. 72 - 73.

ПРИМЕР 11

Будьте только внимательны, читатель, и вы скажете, что первый прием применен в предыдущей строке; это - прямое требование внимания от слушателей. Вы также скажете, что второй прием, столь же простой и естественный, это, конечно... пауза.

Третий прием заключается в употреблении - и надо сказать, что это единственный случай, когда вообще может быть допустимо употребление, - вставных предложений.

Четвертый прием, как вы уже догадались (не правда ли, проницательный читатель?) - это риторическая фигура - обращение к слушателям с неожиданным вопросом.

Перейдем к пятому приему, после которого останутся только два; из них последний, седьмой, - самый интересный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту, мне кажется, удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании: шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостей; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его. Я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание.

Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимательные слушатели получают толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.

Седьмой прием, как видели читатели, заключается в том, чтобы заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии.

Сергеич П. Искусство речи на суде, М.: Госюриздат, 1960, с. 317 - 318.

СКОРЕЕ ВСЕГО, У ЧИТАТЕЛЯ ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ ОПИСАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ (-)

ПРИМЕЧАНИЕ. Известно: переубедить Читателя - самое трудное... Поэтому к нижеперечисленным приемам следует относиться как к повышающим вероятность такого переубеждения, но не гарантирующим ее. Поскольку известно: восприятие текста скорее определяется жизнью Читателя, чем самим текстом.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОДПРИЕМЫ

4. Неожиданное называние Автором предубеждений, стереотипов Читателя в том месте текста, где Читатель уже был готов высказать свою оценку.

5. Аналогично п. 4, но Автор присваивает эти предубеждения не самому Читателю (что, скорее всего, так и есть), а некому немного наивному, неискушенному человеку, которого Читатель будет ... оценивать.

ПРИМЕР 12

Основополагающей реальностью переговоров, которая легко забывается в процессе осуществления международных и деловых контактов, является тот факт, что мы имеем дело не с абстрактными представителями другой стороны, а с людьми. Ваши партнеры за столом обладают эмоциями, глубокой приверженностью к определенным ценностям, различными жизненными основами и взглядами, более того, они непредсказуемы. Кстати, как и Вы.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения, М.: Наука, 1990, с. 34.

ПРИМЕР 13

А по белому офису фирмы Kami ходят девушки. Это компьютерные девушки. Необычные девушки. Они тонки, они шелковисты и невесомы. Шпильки плюс ноги. (Нет, если женщины так красивы, просто не может быть, чтобы они были так умны, ну не может, говорят себе обычные мужчины.) Когда компьютерные девушки думают, в зале нарастает легкое напряжение, запах духов усиливается и электрический ток бьет с экранов, девушки думают, девушки пишут программы, и развившиеся их кудри колышутся в теплом воздухе кондиционеров.

Поспелова Ю. Подвиг программиста, журнал Домовой, 1994, № 3,с. 54.

ПРИМЕР 14

Был хороший праздник в школе.

Ты о нем не позабудь!

Октябрятам прикололи

Звезды красные на грудь.

Задание: С каким настроением ты прочтешь эти стихи? Насчет настроения не знаю, но могу сказать, что читала эти строки с чувством некоторого содрогания. Строки, не стихи, хотя эти называют стихами в учебнике. В том и фокус: вроде и рифма какая никакая есть, и ритм вроде присутствует, и написано в столбик (для неискушенного читателя - главный признак), а не стихи. Но детям-то внушают, что это и есть поэзия! И они верят! И разочаровываются на всю жизнь. Потом никакая сила не заставит обратиться к поэзии.

Список литературы

И.Л. Викентьев. Правила хорошего текста.

Скачать архив с текстом документа