Правовая охрана окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
СОДЕРЖАНИЕ: Контрольная работа по экологическому праву Правовая охрана окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления В условиях научно-технической революции количественные и качественные изменения в общественном производстве негативно сказываются на природе. В структуре экономики возрастает удельный вес промышленности, некоторые отрасли, например химия, черная и цветная металлургия, наиболее вредны для состояния окружающей среды.Контрольная работа
по экологическому праву
Правовая охрана окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
В условиях научно-технической революции количественные и качественные изменения в общественном производстве негативно сказываются на природе. В структуре экономики возрастает удельный вес промышленности, некоторые отрасли, например химия, черная и цветная металлургия, наиболее вредны для состояния окружающей среды. Увеличиваются размеры и мощность предприятий, все более разрушительными для природы становятся технологии производства.
В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качеств дополнительных источников сырья в России приняты нормативные положения, регулирующие обращение с отходами производства. Прежде всего, надо отметить Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2000) «Об отходах производства и потребления», который устанавливает правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот. В целях реализации вышеуказанного закона было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 (ред. От 29.08.2007) N 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», который определяет порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В экологии под отходами понимаются:
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства в результате физического или морального износа;
- твердые бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей;
- вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения;
- породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные и попутные продукты.
Опасными считаются отходы, в которых содержатся вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрыво- и пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Все отходы, в зависимости от их опасности, делятся на четыре класса токсичности: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные и малоопасные. От категории отходов зависит размер платы за их размещение и сам порядок размещения.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
Нетоксичные отходы от добывающей или перерабатывающей промышленности складируются на общих площадках, отведенных под городские свалки решением местной администрации.
Токсичные отходы подвергаются захоронению по разрешению территориальных органов охраны окружающей среды на специально отведенных для этих целей полигонах. В составе полигона предусматриваются завод по переработке и обезвреживанию отходов, земельные участки для захоронения отходов и хозяйственная зона. Вокруг полигонов устанавливается санитарно-зищитная зона, которая отделяет места захоронения от населенных пунктов, открытых водоемов, культурно-оздоровительных объектов.
Под радиоактивными отходами понимаются не подлежащие дальнейшему использованию вещества (в любом агрегатном состоянии), материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровень, установленных нормативными актами.
Перечень ядерных материалов, технологий и установок, услуг в области применения и использования ядерной энергии и радиоактивных отходов содержится в приложении 1 Постановления Правительства РФ от 21.12.1992 N 1005 (с изм. от 16.03.1996) О порядке экспорта и импорта ядерных материалов, технологии, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, радиоактивных источников ионизирующего излучения и изотопной продукции.
Радиоактивные отходы образуются:
- при добыче и переработке радиоактивных руд, производстве ядерного топлива; в процессе производства энергии на атомных электростанциях;
- при переработке отработавшего ядерного топлива;
- при производстве оружейных ядерных материалов;
- в процессе эксплуатации и утилизации корабле и судов с транспортными ядерными энергетическими установками;
- при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов;
- при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике;
- при подземных ядерных взрывах.
В настоящее время на территории Росси накопилось большое количество отходов. При этом имеющиеся производственные мощности не обеспечивают переработку и надежную изоляцию накопленных и вновь образующихся радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов. Ни на одной российской атомной электростанции нет полного комплекта установок для их кондиционирования. На всех атомных электростанциях производится упаривание жидких радиоактивных отходов. Полученный в результате этого концентрат хранится в металлических емкостях или утверждается методом битумирования. Твердые радиоактивные отходы помещаются специальные хранилища без предварительной подготовки. В связи с таким положением дел существует риск возникновения радиационных аварий и создается реальная угроза радиоактивного загрязнения окружающей среды, переоблучения населения и персонала предприятий атомной промышленности[1] .
Все природопользователи обязаны очищать, использовать, обезвреживать, утилизировать или размещать отходы производства.
Под обезвреживанием понимается обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Использование – вовлечение отходов в хозяйственных оборот (переработка отходов в целях получения новых видов продукции). Утилизация – обезвреживание с одновременным извлечением полезных свойств, необходимых для дальнейшего производства. Размещение – любая операция по хранению и захоронению (удалению) отходов. Хранение – изоляция с учетом временной нейтрализации (складирование) отходов, направления на снижение их опасности для окружающей среды. Для хранения устанавливается срок его нахождения в местах складирования. Так, временное накопление отходов на территории предприятия (промплощадке) допускается в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов. Захоронение – изоляция отходов, направленная на исключении попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и возможности дальнейшего использования этих отходов (как правило, в специальных контейнерах в недрах земли). Объекты для размещения отходов – полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами; санкционированные свалки, то есть разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов.
Трансграничная перевозка отходов подразделяется на внешнюю и внутреннюю[2] :
- внешней считается любое перемещение (перевозка) отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение затрагивает интересы не менее двух государств;
- внутренней признается любое перемещение отходов по территории России из одних субъектов Федерации в другие.
Действуют специальные условия при трансграничном перемещении отходов. Так, их ввоз на территорию России в целях захоронения и обезвреживания запрещается, однако осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном Правительством РФ порядке.
Согласно законодательству Российской Федерации отходы являются объектом права собственности, которые принадлежат собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, и иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых они образовались[3] .
Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник I - IV класса опасности отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Осуществлять деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, могут индивидуальные предприниматели и юридические лица на основании методических указаний. Основными требованиями, предъявляемые к ним при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами:
- лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами согласно постановлению Правительства РФ от 20.05.1999 N 556 «Об утверждении положения лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами»;
- внедрение малоотходных технологий;
- учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения;
- проведение мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
- предоставление в установленном порядке необходимой информации;
- соблюдение требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принятие неотложных мер по из ликвидации.
При размещении отходов применяются следующие меры по обеспечению безопасности населения и окружающей среды:
- разрешение на размещение отходов устанавливает объем (массу) отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровье человека, с учетом утвержденных лимитов размещения отходов и характеристики объектов для их размещения. Запрещается производить захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях возникновения угрозы загрязнения мест залегании полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов;
- порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений предусматривает их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и др.). Такой порядок определяется органами местного самоуправления;
- нормирование , то есть установление нормативов образования отходов и лимиты на их размещение с учетом нормативов предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
- государственный кадастр отходов учитывает федеральный классификационных каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов;
- экономическое регулирование (стимулирование) – платность размещения отходов (дифференцированные ставки устанавливают с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях на основании базовых нормативов платы за размещение отходов). Экономическое стимулирование осуществляется посредством:
o понижения размера платы при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
o применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
Также разрабатываются правовые меры по обращению с радиоактивными отходами. Для решения проблемы снижения уровня радиационной опасности Правительством РФ принято постановление от 11 октября 1997 г. N 1298 «Об утверждении правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных отходов» (в ред. от 22.04.2009) и Федеральные программы[4] : «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы», «Переработки и утилизация металлических радиоактивных отходов», «Отходы».
За деятельностью в области обращения с отходами осуществляется контроль как государственный, так и производственный и общественный.
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает:
- контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований;
- контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
- контроль за соблюдением требований пожарной безопасности;
- контроль за соблюдением условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;
- контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
- контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;
- контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
- контроль за достоверностью предоставляемой информации и отчетности об отходах;
- выявление нарушений законодательства и контроль за принятием мер по их устранению
- привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства.
За нарушение законодательства в области размещения отходов предусмотрена ответственность административная (ст. 8.19 КоАП РФ) и уголовная (ст. 247 УК РФ).
Задача
Житель села Немчиновка Саратовской области гражданин Серегин, рядом со своим земельным участком самостоятельно затеял строительство гаража и бани на земле, которая давно ни кем не использовалась, что привело к возникновению конфликта с местной администрацией, которая потребовала прекратить строительство и привести земельный участок в исходное состояние, ликвидировав следы хозяйственной деятельности. Серегин игнорировал решение местной администрации и продолжил строительство.
1. Имеются ли в действиях гр. Серегина нарушения? Если да, то, какие?
2. Кто может быть собственником земли, на которой осуществляется строительство?
3. В случае, если нормы законодательства нарушены, определите меру возможной ответственности за совершенные деяния
4. Что изменится в квалификации действий, если данное строительство было бы затеяно, при неизменных прочих условиях, на участке, принадлежащем гражданину Серёгину на праве собственности?
1. Действия гр. Серегина: строительство гаража и бани на земле, которая давно никем не использовалась – являются самовольным занятием земельного участка (п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ), так как согласно условию задачи, данный гражданин не является его правообладателем. Поэтому права собственника этой земли были нарушены. Согласно ст. 60 ЗК РФ «Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения» гр. Серегин обязан прекратить строительство по требованию собственника (в данном случае местной администрации), или его действия могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (п. 4 ч. 2. ст. 60 ЗК РФ).
2. По условию задачи конфликт у гр. Серегина произошел с местной администрация, которая, по-видимому, является собственником данной земли. Гр. Серегин проживает в селе в Саратовской области, поэтому собственником данного участка может быть согласно ст. 18 ЗК РФ «Собственность на землю субъектов Российской Федерации», т.е. государственные органы Саратовской области или, согласно ст. 19 ЗК РФ «Муниципальная собственность на землю», может находиться в собственности муниципального образования или сельского поселения.
3. В случае, если нарушены нормы законодательства, то, согласно ч. 2 ст. 62 ЗК РФ «Возмещение убытков», на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
4. Если бы строительство было затеяно на участке гр. Серегина, то согласно ч. 1 ст. 62 ЗК РФ, возмещение убытков, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В гражданском кодексе это прописано в ст. 16 «Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления». Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2000) «Об отходах производства и потребления».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 (ред. От 29.08.2007) N 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
3. Постановление Правительства РФ от 21.12.1992 N 1005 (с изм. от 16.03.1996) О порядке экспорта и импорта ядерных материалов, технологии, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, радиоактивных источников ионизирующего излучения и изотопной продукции.
4. Постановление Правительства РФ от 20.05.1999 N 556 «Об утверждении положения лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами».
5. Постановление Правительства РФ от 11 октября 1997 г. N 1298 (в ред. от 22.04.2009) «Об утверждении правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных отходов».
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изм. от 08.05.2010).
7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (с изм. 01.04.2010).
Литература:
1. Экологическое право: Учебник для вузов. / Под ред. В.В. Курочкиной, В.В. Гучкова. М., 2004. – 367 с.
2. Ерофеев Б.В. Экологическое право. – М., 2008. – 688 с.
[1] Экологическое право: Учебник для вузов. / Под ред. В.В. Курочкиной, В.В. Гучкова. М., 2004. – с. 253.
[2] Ерофеев Б.В. Экологическое право. – М., 2008. – с. 289.
[3] Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2000) «Об отходах производства и потребления».
[4] Ерофеев Б.В. Экологическое право. – М., 2008. – с. 327.