Правовое регулирование экономической деятельности современной библиотеки
СОДЕРЖАНИЕ: Правовое регулирование деятельности библиотек на федеральном и региональном уровне. Правовые основы хозяйственной деятельности библиотек. Техническое совершенствование производственных процессов в библиотечном деле. Правовое поле библиотечного дела.Орловский государственный институт искусств и культуры
Библиотечно-информационный факультет
Реферат
по дисциплине
«Экономика библиотечно-информационной деятельности»
на тему
«Правовое регулирование экономической деятельности современной библиотеки»
Выполнил: студент IV курса з/о
Зуев Руслан
Проверила: ______________
Орел – 2007
Содержание
1. Правовое регулирование деятельности библиотек на федеральном уровне……………………………………………………………………………...3
2. Правовое регулирование библиотечной деятельности на региональном уровне……………………………………………...……………………..………14
3. Правовые основы хозяйственной деятельности библиотек..…….…….19
Список использованной литературы……..…………………….……...……….25
1. Правовое регулирование деятельности библиотек на федеральном уровне
Правовое поле библиотечного дела принципиально изменилось за последние годы. Это связано с изменениями системы управления государством, экономикой, наукой, культурой, всей социальной сферой, а также принятием новой Конституции Российской Федерации, целого ряда новых законов.
В настоящее время правовые основы управления библиотечным делом составляют: Конституция Российской Федерации, законы российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания, конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные акты: Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ.
Важнейшими документами, определяющими правовую основу управления библиотечным делом, являются законы: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов», а также «Об информации, информатизации и защите информации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Большое значение для управления библиотечным делом имеет такой подзаконный акт, как «Положение о Министерстве культуры Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 года, и другие подзаконные акты, подписанные Председателем Правительства Российской Федерации и министром культуры РФ и определяющие организационно-правовой статус федеральных объектов культуры, в частности «Положение о Российской государственной библиотеке».
В компетенции органов управления субъектов Российской Федерации находится обеспечение выполнения государственных социальных нормативов на территории региона, а также принятие собственных законодательных и подзаконных актов, не противоречащих федеральному законодательству и не нарушающих права органов местного самоуправления.
В то же время библиотечные учреждения городов, районов, городских и сельских населенных пунктов находятся в ведении органов местного самоуправления, которые осуществляют государственную политику в области библиотечного дела на своей территории и могут принимать постановления, распоряжения, иные правовые акты, регулирующие различные вопросы деятельности муниципальных библиотек и соответствующие законам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основополагающим законом, определяющим правовое поле библиотечного дела, стал Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Данный закон регулирует культурную деятельность во всех ее формах, включая и библиотечное дело. В законе развито и конкретизировано положение о правах человека в области культуры. В их числе - право приобщения к культурным ценностям путем открытого доступа к государственным библиотечным фондам, право на создание общественных объединений в сфере культуры. Огромное влияние на последующие правовые акты о библиотечном деле оказали статьи закона, в которых говорится об обязанностях государства в области культуры, в частности о бюджетном финансировании государственных организаций культуры, в том числе и библиотек, стимулировании их деятельности посредством льгот, кредитов, помощи в развитии материально-технической базы, а также положения о запрете приватизации культурных ценностей, хранящихся в фондах государственных и муниципальных библиотек и принадлежащих им зданий.
В законе дано четкое разделение компетенции в области культуры между федеральными органами государственной власти и управления Российской Федерации, органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления. Здесь же всесторонне обоснованы принципы государственной поддержки культуры, обеспечения и защиты, конституционных прав граждан нашей страны на культурную деятельность.
Главными среди принятых в последнее время правовых актов в области библиотечного дела являются федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов». Закон «О библиотечном деле» - первый в истории страны правовой акт такой юридической силы. Он содержит многие новые положения, отвечающие требованиям демократизации общества и обеспечивающие конституционные права граждан на свободное получение информации, доступ к культурным ценностям. Закон определяет новый подход к организации библиотечного дела как составной части социально-культурной инфраструктуры общества. Он заключается в последовательности проведения демократических принципов в библиотечном деле, в гражданско-правовом урегулировании деятельности библиотек по удовлетворению информационных и культурных запросов населения в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике. Закон обеспечивает права граждан на бесплатность основных видов библиотечного обслуживания, свободный доступ к информации и культурным ценностям, находящимся в библиотеках.
Признавая важную роль библиотек в развитии личности, гуманизации общества, сохранении национальных культурных ценностей, приобщении к ним всех граждан, закон определяет основы государственной политики в области библиотечного дела. В частности, в нем заложены принципы приоритетности прав граждан, добровольности объединения библиотек, невмешательства властных структур в профессиональную деятельность библиотекарей. Он регулирует вопросы организации библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права. Большое значение имеет положение о том, что все граждане имеют право свободного выбора библиотек для удовлетворения своих потребностей и интересов, бесплатного получения полной информации о составе библиотечных фондов, бесплатного получения консультационной помощи в поиске и выборе источников информации и бесплатного получения во временное пользование любого документа из фондов библиотек. Читатели могут также пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых утверждает библиотека,
Впервые в законе определены права особых групп пользователей библиотек: детей и юношества, национальных меньшинств, инвалидов, лиц преклонного возраста. В то же время подчеркивается, что в библиотеках не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей на свободный доступ к фондам. В документе говорится о том, что любой гражданин имеет право на создание библиотеки, на участие в деятельности попечительских, читательских советов или других объединений пользователей библиотек. Одновременно подчеркивается ответственность пользователей, нарушающих правила пользования библиотеками.
В законе дано новое определение основных видов библиотек:
1. Государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти. К ним относятся:
- федеральные библиотеки;
- библиотеки субъектов Российской Федерации;
- библиотеки министерств и других федеральных органов исполнительной власти.
2. Муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления.
з Библиотеки Российской Академии наук и других научных и образовательных учреждений.
4. Библиотеки предприятий, учреждений, организаций.
5 Библиотеки общественных объединений.
6 Частные библиотеки.
7. Библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями.
При управлении библиотечным делом важно знать и строго соблюдать права и обязанности библиотечных учреждений.
Большое место в законе отведено данным проблемам. В частности, подчеркивается, что библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание, несут ответственность за сохранность фондов и своевременный их учет в сводных каталогах, а по требованию пользователей предоставляют им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.
В условиях демократизации общества библиотекам предоставлено право самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями, а также вести хозяйственную деятельность в целях расширения услуг, предоставляемых пользователям, при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности.
Расширены права библиотек в области создания библиотечных объединений, осуществления сотрудничества с библиотеками и другими учреждениями иностранных государств, в том числе разрешено вести книгообмен, участвовать в реализации международных библиотечных программ.
Впервые за последние годы определены обязанности государства в области библиотечного дела. В частности, говорится о том, что государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики.
Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные программы развития библиотечного дела, стимулирует путем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, если они организуют бесплатное общедоступное обслуживание населения. Федеральные органы государственной власти обеспечивают создание и финансирование образовательных учреждений федерального подчинения в области библиотечного дела, содействуют научным исследованиям и методическому обеспечению деятельности библиотек, финансируют данные работы. Устанавливают также государственные стандарты в области библиотечного дела и организуют государственный статистический учет.
Особое внимание в законе уделено сохранению и использованию культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела: «Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием народов Российской Федерации и могут объявляться памятниками истории и культуры»... Данные фонды должны находиться на особом режиме охраны, хранения и использования.
В Законе «О библиотечном деле» определена степень участия государства в обеспечении координации и кооперации библиотечного обслуживания. В частности, говорится о том, что для более полного удовлетворения потребностей пользователей, рационально использования фондов библиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. Определен также порядок взаимодействия библиотек с органами научно-технической информации, архивами, другими учреждениями, имеющими информационные банки данных,
Большое место в законе занимают вопросы экономического регулирования в области библиотечного дела. Здесь определен порядок создания библиотек, их реорганизации и ликвидации. Запрещены разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая их помещения и здания. Подчеркнуто, что государственные, муниципальные и другие общедоступные библиотеки имеют право на выделение им в безвозмездное пользование земельных участков и производственных помещений для улучшения библиотечного обслуживания населения.
В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности разрешено создавать государственные и негосударственные фонды развития библиотек.
Как видим, закон отражает практически все проблемы, связанные с развитием библиотечного дела, формирует новую систему отношений библиотечных учреждений с социально-экономической, информационной, правовой сферами жизни общества и государства.
Вторым важным документом, определяющим правовое поле библиотек, является федеральный Закон «Об обязательном экземпляре документов», принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 года. Данный закон определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как регулярной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии. Он предусматривает меры по обеспечению сохранности обязательного экземпляра документов и его общественного использования. Устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательных экземпляров, ответственность за их нарушение.
Под обязательным экземпляром понимаются различные виды тиражированных документов, подлежащие передаче производителем в библиотеки, другие организации в порядке и количестве, установленном законом. Наряду с печатной продукцией в обязательный экземпляр документов включены официальные документы, аудиовизуальная продукция, электронные издания.
В основу распределения обязательных экземпляров положено два признака: стоимостной (бесплатный и платный) и территориальный (Федеральный, субъекта федерации, местный).
Закон определяет цели формирования системы обязательного бесплатного и платного экземпляров. К ним относятся:
комплектование полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации как части мирового культурного наследия;
- осуществление государственного библиографического учета;
- организация постоянного хранения в национальных фондо-хранилищах документов Российской Федерации;
- использование его в информационно-библиографическом и библиотечном обслуживании потребителей;
- государственная регистрация отечественных документов, подготовка государственной библиографической и статистической информации;
- информирование общества о документах всех видов;
- формирование комплекта местных документов и краеведческих фондов.
Цели формирования обязательного платного экземпляра:
- комплектование фондов библиотек и органов научно-технической информации отечественными документами;
- равномерное распространение обязательного экземпляра между получателями отечественных документов на территории России
В законе также определены обязанности и права производителей документов, способы доставки обязательного экземпляра изданий, обязанности получателя обязательного экземпляра.
Для библиотечных работников важно знать положение закона, в котором говорится о том, что оперативное и полное предоставление обязательного экземпляра документов библиотекам дает право производителям на бесплатное опубликование информации в библиографических изданиях, хранение информации в международных автоматизированных банках данных и бесплатное предоставление по запросам производителей фактографических и статистических данных, касающихся их продукции.
Наряду с указанными законами в практической деятельности по управлению библиотечным делом необходимо использовать и подзаконные акты (Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Министерства культуры РФ).
Важное значение в этом плане имеет Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 года, № 679. В нем четко определены задачи министерства, его права и обязанности по управлению культурой и искусством, в том числе и библиотечным делом. В Положении говорится о том, что Министерство культуры является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, в случаях, установленных федеральными законами,
Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Важным является положение о том, что Министерство культуры осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, творческими союзами и другими общественными объединениями. На министерство возложены задачи по осуществлению государственной политики в сфере культуры, по определению целей и приоритетов в развитии отдельных видов культуры, в том числе библиотечного дела, управления деятельностью подведомственных организаций, в том числе федеральных библиотек, учебных заведений. В соответствии с положением, в его обязанности входит обеспечение государственного учета, сохранение, реставрация, пополнение и использование библиотечных фондов, создание и внедрение современных систем безопасности и информатизации государственных библиотек. Министерству поручено осуществлять межведомственную координацию в области библиотечного дела, создание кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей, а также осуществлять международное культурное сотрудничество, в том числе и в области библиотечного дела.
Кроме того, оно должно регулировать порядок использования и осуществлять государственный контроль за обеспечением сохранности и использованием фондов подведомственных библиотек и обеспечить управление фондами рукописей, рукописных материалов и памятников печати государственных библиотек.
На Министерство культуры возложены также обязанности определять направление подготовки кадров в сфере культуры, в том числе библиотечных работников, координировать деятельность образовательных учреждений федерального подчинения по определению объемов и структуры подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществлять аттестацию и государственную аккредитацию подведомственных образовательных учреждений.
Министерству культуры поручено определять направление экономических преобразований, разрабатывать предложения по совершенствованию системы финансирования, налогообложения, организации и оплаты труда, пенсионного обеспечения и проводить их на практике.
Жизнь выдвигает требование постоянного технического совершенствования производственных процессов в библиотечном деле. Вот почему на министерство возложены обязанности по формированию направления модернизации и содействия удовлетворению потребностей в технической оснащенности организаций сферы культуры, в том числе библиотечных и образовательных учреждений. Ему поручено также осуществлять методическую и консультативную помощь, обеспечить развитие информационной системы в сфере культуры, организовывать и проводить симпозиумы, а также вносить на рассмотрение Правительства проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.
На министерство возложены обязанности издавать нормативные правовые акты межведомственного характера. В условиях демократизации общества министерству дано право создавать на общественных началах советы, совещательные органы по различным вопросам культуры, в том числе и библиотечного дела.
Принципиальное значение для библиотечного дела имеют такие подзаконные акты, как Указ Президента РФ от 27 мая 1995 года № 539 «Об установлении общероссийского дня библиотек» и Указ от 30 ноября 1992 года № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ». Первый из них является признанием большого вклада библиотек в развитие образования, науки и культуры и нацеливает библиотеки на дальнейшее повышение их роли в жизни общества.
По второму Указу Президента Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека отнесены к числу особо ценных объектов культурного наследия. Они являются федеральной собственностью, ликвидация и перепрофилирование которых не допускаются, а целостность и неотчужденность фондов гарантируются. Они пользуются особыми формами государственной поддержки и охраны как учреждения культуры, представляющие материальную, интеллектуальную и художественную ценность уникального характера.
Большое значение для управления библиотечным делом имеют такие подзаконные акты, как «Временное положение о Российской национальной библиотеке», «Положение о Российской государственной библиотеке», утвержденные Правительством РФ (соответственно 5 августа 1992 г. № 554 и 2 августа 1997 г. № 740), которые определили их особую роль и задачи.
2. Правовое регулирование библиотечной деятельности на региональном уровне
Широко развернулась законотворческая работа в области библиотечного дела в регионах - субъектах Российской Федерации. В настоящее время здесь действует более 70 законов. Принимаемые в регионах законодательные акты или нормативные правовые документы,- как правило, намечают меры по реализации федеральных законов «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов», отражают специфические, наиболее важные для регионов проблемы развития библиотечного дела, вводят новые положения, не получившие отражения в указанных законах.
Органы государственной власти регионов в принятых документах по библиотечному делу подтверждают требования федерального закона об обязательном соблюдении прав граждан на библиотечное обслуживание, намечают меры, обеспечивающие развитие сети государственных и муниципальных общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания. Например, в законодательных актах Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия) записано положение о том, что минимальные нормативы сети общедоступных библиотек утверждаются Правительством республики. Это позволяет защитить права жителей сел и городов на библиотечное обслуживание.
В законе Республики Тыва отражен норматив бюджетного финансирования на библиотечное дело. В частности, говорится о том, что органы управления культурой государственной власти местного самоуправления выделяют на развитие библиотечного дела от 15 до 25 процентов средств, утвержденных на культуру.
В законах Республики Саха (Якутия) и Псковской области говорится о том, что библиотеки, находящиеся на бюджетном финансировании, должны отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие, в то же время они должны в своей деятельности соблюдать нейтралитет в отношении политических партий и общественных движений, руководствоваться принципами гуманизма, политического и идеологического плюрализма.
В Псковской области в законе есть специальная статья «Централизованная библиотечная система» (ст. 7), в которой подчеркивается, что это есть основная форма существования библиотеки в настоящее время, и разъединение ЦБС не является целесообразным.
В законе «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов» Псковской области заложены конкретные нормативы развития библиотечной сети. В городах Пскове и Великих Луках на 100- 300 тысяч жителей должно функционировать не менее одной центральной библиотеки с филиалами, рационально размещенными в микрорайонах из расчета один филиал на 10-15 тысяч жителей. В районах на 5-30 тысяч жителей должно функционировать не менее одной центральной библиотеки с филиалами.
В волости предусмотрено несколько стационарных филиалов с зоной обслуживания от 200 до 600 жителей.
В данном законе конкретное раскрытие получили обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию библиотечного дела. В частности, органы власти должны обеспечивать реализацию прав граждан на бесплатное библиотечное обслуживание, гарантированное финансирование комплектования фондов, систематическое индексирование средств, выделяемых на эти цели: финансовое обеспечение деятельности центральных библиотек по осуществлению методической и координационной функций, развитие новых информационных технологий, сохранности фондов, подготовку и переподготовку библиотечных кадров, поддержку льготных форм библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения, предоставление библиотекам, организациям и частным лицам, финансирующим программы б области библиотечного дела, льгот по налогам и другим платежам.
Как правило, минимальные нормативы сети общедоступных библиотек в регионах учитывают формы расселения, их специфику.
Ряд законодательных актов о библиотечном деле, в том числе Закон Республики Саха (Якутия), имеют самостоятельные статьи об инвестиционной политике в библиотечном деле. В них говорится об обеспечении приоритетного выделения государственных капитальных вложений в укрепление и развитие материально-технической базы библиотечного дела, о недопустимости проектирования и строительства населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками с учетом нормативов, потребностей населения. Подчеркивается, что земельные участки под строительство библиотек выделяются на приоритетной основе. (См. «Библиотеки России в новой правовой среде», с. 36).
Закон закрепляет также ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, финансирующих деятельность библиотек, за обеспечение льгот библиотечным работникам сельской местности, надбавки к должностным окладам работникам библиотек за работу с инвалидами по зрению и инвалидами по другим заболеваниям, за непрерывный трудовой стаж.
В законе нашли отражение вопросы взаимоотношений между администрацией библиотеки и ее коллективом. Подчеркнуто, что трудовой коллектив вправе принимать Устав библиотеки, заключать коллективный договор с руководителем, создавать коллегиальные совещательные органы по основным направлениям деятельности библиотеки, создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.
Представляет интерес, принятый в декабре 1995 года закон Тульской области «О библиотечном деле». В нем развиваются базовые основы федерального закона, конкретизируется ряд его положений с учетом особенностей региона. Расширяются и конкретизируются права граждан в области библиотечного обслуживания с учетом местных условий. Создается механизм реализации прав слепых и слабовидящих граждан, других категорий инвалидов на библиотечное обслуживание, привлечены к этому органы социальной защиты и определен порядок возложения функций специализированных библиотек в районах и городах области.
В законе определена правовая база сохранения в библиотеках краеведческих документов вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности учреждения, владеющего ими. Определены пути сохранения страховых библиотечных фондов путем микрографии.
Законом определены дополнительные гарантии государственного финансирования библиотечной деятельности, в частности стимулирования местными органами власти и самоуправления программно-целевого финансирования деятельности библиотек. Определены формы материальной поддержки частным лицам, имеющим особо ценные книжные собрания, представляющие интерес в масштабах области.
Имеется раздел, гарантирующий обеспечение библиотечных учебных заведений учебными пособиями, выходящими на территории области, а также предусматривающий целевое финансирование приобретения учебников, издающихся в России.
В законе определены социальные гарантии работникам библиотек Тульской области: надбавки за стаж работы, надбавки работникам библиотек рабочих поселков, ежегодные пособия всем работникам библиотек.
Большое внимание социальной защите библиотечных работников уделено в законодательных актах Республики Мордовия, Мурманской области.
В Республике Мордовия утверждены надбавки работникам Национальной, центральных, городских и районных библиотек за непрерывный стаж работы в размере 20 процентов оклада через каждые последующие пять лет. В Мурманской области введены надбавки работникам библиотек методических центров в размере 25 процентов оклада.
Активная законотворческая деятельность в области библиотечного дела в регионах свидетельствует о том, что субъекты Российской Федерации пытаются самостоятельно с учетом местных условий решать задачи, связанные с развитием и совершенствованием библиотечного дела.
3. Правовые основы хозяйственной деятельности библиотек
В законе «О библиотечном деле» библиотекам дано право осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения предоставляемых услуг и социально-творческого развития коллектива при условии, что это не наносит ущерба основной деятельности. Определены и направления хозяйственной деятельности библиотек. Основными из них являются:
- использование библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;
- участие на конкурсной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;
- осуществление в установленном порядке сотрудничества с библиотечными учреждениями и другими организациями иностранных государств, в том числе ведение международного книгообмена, участие в реализации международных библиотечных и иных программ;
- реализация документов из своих фондов, не пользующихся спросом в данной библиотеке.
Разрешено также совершать иные действия, не противоречащие законодательству.
Законодательной базой хозяйственной деятельности библиотечных учреждений являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «О некоммерческих организациях», Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (от 29 декабря 1995 г.), Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.), Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» (1995 г.), а также ряд нормативных документов, прежде всего, «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г.
Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет право некоммерческим организациям (к ним относятся и библиотеки) осуществлять предпринимательскую деятельность, если она не наносит ущерба в выполнении основных функций. Кодекс упорядочивает оформление договорных отношений библиотечных учреждений с юридическими и физическими лицами, определяет юридические положения в связи с нанесением имуществу библиотеки вреда. Кодекс определяет правовую поддержку и защиту со стороны государства качества выполняемых работ. По отношению к библиотекам это требование означает оказание пользователям услуг высокого качества и оперативности.
В связи с пристальным вниманием налоговых органов к средствам, зарабатываемым библиотеками, библиотечным работникам необходимо знать и использовать в своей практике Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (декабрь 1995 г.), где четко записано, что прибыль государственных и муниципальных библиотек, полученная от их основной деятельности, не подлежит налогообложению.
В практической работе библиотек следует учитывать и Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (1993г.), который к объектам авторского права относит производные произведения (рефераты, обзорные материалы и т. д.). Данным законом библиотекам предоставлено право безвозмездно использовать произведения печати путем репродуцирования для замены утраченных, предоставления аналогичных материалов по запросам физических лиц в исследовательских целях. Библиотекам предоставлено также право использовать фонды аудиовизуальных носителей информации в деятельности фонотек, видеотек, действующих в структуре библиотечных учреждений.
Действие авторского права распространяется практически на большую часть продуктов информационной деятельности библиотек.
При этом авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения, а исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях,
В феврале 1995 г. вступил в действие Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В данном законе библиотека трактуется как одна из основных информационных систем, в которых реализуются информационные процессы, в том числе и автоматизированные. В нем подчеркивается, что деятельность библиотек и других информсистем по формированию государственных информационных ресурсов финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информационное обеспечение». Говорится о том, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными.
В нем также определены пути реализации прав пользователей на доступ к информации из информационных ресурсов. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Большие возможности перед библиотеками открывает положение Закона, в котором говорится, что информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации.
Серьезным источником дополнительного финансирования библиотек может стать информационное обеспечение бизнеса. Федеральный Закон О государственной поддержке малого предпринимательства в России от 12 мая 1995 г. предусматривает внедрение системы информационного обеспечения малого бизнеса в России.
В этой связи библиотекам важно включиться в создаваемый в России рынок бизнес-информации. Для этого должен быть использован информационный потенциал фондов научных и публичных библиотек, их материально-технические и кадровые ресурсы.
Наряду с законами инициативную хозяйственную деятельность библиотечных учреждений регулируют и подзаконные акты, нормативные документы. Одним из таких документов является Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года. Положением определено, что в качестве основной деятельности организации культуры может быть деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ в различных формах и видах, возможна и другая, предусмотренная уставом деятельность, в том числе и предпринимательская. В то же время любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью используется на развитие и совершенствование организаций культуры.
Положение четко определяет источники финансирования организаций культуры: бюджетные ассигнования и другие поступления от учреждений; доходы от платных форм культурной деятельности;
платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольные пожертвования, субсидии, завещанные средства, кредиты банков и иных кредитных учреждений, другие доходы и поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Среди приоритетных целей бюджетного финансирования предусмотрены: оплата труда штатных и привлекаемых по договорам работников; содержание зданий, оборудования, транспорта или затраты на их аренду; комплектование библиотечных фондов, научно-методическая деятельность, оснащение современными техническими средствами и оборудованием; проведение капитального ремонта. В то же время запрещается не целевое использование бюджетных средств, например, приобретение ценных бумаг и так далее.
Доходы организации культуры, поступающие из различных источников, в том числе от предусмотренной уставом деятельности, за исключением средств, полученных от предпринимательства, а также целевых добровольных пожертвований, включаются в общий доход организации и образуют ее единый фонд финансовых средств. Из него осуществляются расчеты по обязательствам, выплачиваются проценты за кредит, другие текущие расходы. Оставшиеся средства направляются в фонд творческо-производственного и социального развития. Средства из данного фонда не должны использоваться для оплаты труда и денежных вознаграждений.
Планирование предпринимательской деятельности, учет полученных от нее средств ведутся обособленно. Отсюда видно, что Положение способствует установлению в организациях культуры эффективного хозяйственного механизма и в полной мере распространяется на библиотечные учреждения.
Отдельные виды платного обслуживания, осуществляемые библиотеками, требуют лицензирования, т. е. получения официального документа, разрешающего осуществление указанного вида деятельное и определяющего условия его осуществления. К числу таких видов деятельности библиотек можно отнести образовательную деятельность (организация различных курсов: изучение иностранного языка, повышение компьютерной грамотности, показ кино и видеофильмов и т. д.). Порядок лицензирования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации О лицензировании отдельных видов деятельности /1994 г./. Библиотеки могут получить лицензию на ту или иную деятельность косвенным путем - за счет привлечения партнера по кооперации, т. е. в рамках договора о совместной деятельности с хозяйствующими субъектами, имеющими данную лицензию.
Список использованной литературы
1. Гриханов Ю. А. Законы о библиотечном деле в действии: Проблемы реализации и развития // Библиотека и закон. - Вып. 1. — М.: Либерея, 1996. - С 99-106.
2. Дворюша М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность. Лекции. — М.: МГУКИ,2000.-48с.
3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. - СПб., 1994. - 448 с.
4. Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческие организации. — М.: Изд-во МГУ, 1995. - 189 с.
5. Инициативная деятельность библиотеки: Платные услуги и обслуживание: Науч.-практ. пособие. - М.: РГБ. - 1996. - С. 6-13.
6. Иомш В. Я. Экономическая теория: Введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 512 с.
7. Истошна В. В. Финансовые нормативы для определения расходов учреждений социальной сферы в крупном городе // Финансы. — 1999. — № 2. — С. 13—14.
8. История экономических учений/ Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 784 с.
9. Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотековедение: Учебник. В 2 ч. — М., 1997.
10. Клюев В. К. Библиотечная микроэкономика: Методология, менеджмент, маркетинг, дидактика// Библиотековедение. — 2000. — № 1. — С. 28—35.
11. Клюев В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки. — М.: МГУКИ, 1998. -136 с.
12. Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: Учебное пособие. - М.: МГУКИ. - 1999. - 144 с.
13. Колегаева С. Д. Экономико-правовые аспекты функционирования библиотек: Научно-практ. пособие / Рос. гос. б-ка. — М., 1994. — 184 с.
14. Концепция государственной информационной политики. — М., 1999. — 47 с.
15. Кузьмин Е. И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: Смена парадигмы. — М.: Либерея. — 1999. — 223 с.
16. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Под ред. проф. А. В. Сидорович. - М.: МГУ. Изд-во «ДИС», 1997. - 736 с.
17. Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках, 1994.//Библиотеки за рубежом: Сб. Вып. 2/3. - М.: Рудомино, 1995.
18. Научная организация труда в библиотеках: Практическое пособие. — М.: Книга 1980.-87 с.
19. О библиотечном деле: Федеральный закон РФ//Библиотека и закон Вып. 1. - М., 1996. - С. 42-52.
20. 0 некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ // Собрание законов РФ. -1996.-№3.
21. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон РФ от 20.02.95. № 24-ФЗ// Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 8.
22. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации. Принят Гос. думой 28 авг. 1995 г. // Собрание законодательства РФ. -1995. - № 35. - Ст. 3506.
23. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон РФ//Библиотека и закон. Вып. 1. - М.: Либерея, 1996. - С. 53-63.
24. Пашин А. И. Управление библиотечным делом Российской Федерации: современная концепция: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1998. - 96 с.