Правовое регулирование паевых инвестиционных фондов

СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение. 3 Зарубежный опыт. 4 История появления. 5 Правовые основы паевых инвестиционных фондов. 6 Классификация НПА о паевых инвестиционных фондах. 7

Оглавление

[1] .

Данные тенденции развития зарубежного права отнюдь не случайны. В наиболее экономически развитых странах управление взаимными фондами (mutual funds) и паевыми фондами (unit trusts, UTICs) (близкими по своей правовой природе отечественным паевым инвестиционным фондам) давно является самостоятельной сферой рынка финансовых услуг, самостоятельным институтом экономики. Его роль огромна: управление такими фондами позволяет аккумулировать свободные денежные средства инвесторов, обеспечить принесение стабильного дохода среднему классу, гарантировать устойчивость рынка финансовых услуг. Масштабы данной сферы экономики поражают. По официальным данным Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам США (Federal Securities and Exchange Commission - далее - SEC) на 2000 год только в США были зарегистрированы около 7300 взаимных фондов[2] . В период с 1990 по 2000 год стоимость активов взаимных фондов в США возросла с 1.1 до 6.1 триллиона долларов США. Показателем значимости института управления фондами является интернационализация и унификация входящих в него правовых норм. Так, в Странах Европейского союза с 1985 года действует Директива Совета министров от 20 декабря 1985 года О приведении в соответствие законов, правил и административных норм, касающихся фондов коллективного инвестирования в переводимые ценные бумаги (UCITS) 85/611/ЕЕС (далее - Директива № 611)[3] .

История появления.

Следует подчеркнуть, что в Россию институт доверительного управления ПИФами пришел достаточно поздно - дореволюционному гражданскому праву и дореволюционной цивилистике он был неизвестен (распространение в мире института управления фондами - имущественными комплексами произошло значительно позже), а в гражданском обороте советского периода, основанного на плановой экономике, потребности в нем не было в силу отсутствия потенциальных инвесторов - частных собственников. Даже с началом экономических реформ институт доверительного управления ПИФами появился в отечественном законодательстве только в середине 1990-х годов.

Однако и во второй половине 1990-х годов развитие института доверительного управления ПИФами в РФ происходило замедленными темпами: особенности доверительного управления ПИФами, регламентировались, по сути, только Указом Президента РФ от 26 июля 1995 года № 765 О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политике РФ[4] (далее - Указ Президента № 765) и отдельными постановлениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ), положения которых нередко не выдерживали никакой критики.

Только со вступлением в силу Федерального закона Об инвестиционных фондах от 29 ноября 2001 года[5] (далее - Закон) открылись реальные возможности для формирования стабильной четкой правовой базы для регламентации доверительного управления ПИФами в целом.

Правовые основы паевых инвестиционных фондов.

В РФ в настоящее время существует и достаточно динамично развивается особая правовая форма инвестирования, напоминающая зарубежные паевые и трастовые фонды - паевой инвестиционный фонд как имущественный комплекс, сформированный за счет объединения имущества учредителей управления, принадлежащий им на праве общей долевой собственности, переданный в доверительное управление управляющей компании (далее - ПИФ). Быстрыми темпами происходит формирование нормативно - правовой базы, регламентирующей доверительное управление ПИФами. Становление и развитие института доверительного управления ПИФами приобретает особую значимость для развития отечественной экономики в целом по тем же причинам, которые указаны и для зарубежных стран, что невозможно без его надлежащей правовой регламентации и полного всестороннего изучения со стороны права.

Следует особо подчеркнуть, что в период становления новых институтов гражданского права актуальность их исследования в цивилистике резко возрастает, поскольку науке гражданского права предоставляется возможность влиять на развитие нового института изначально, т.е. обеспечить «ah initio» его максимально полную и четкую правовую регламентацию, соответствующую потребностям гражданского оборота, направить правоприменительную практику в нужное русло. Все это позволяет избежать тех ошибок и недочетов, которые приходится решать много лет спустя после принятия нормативного акта по причине некачественно проведенной законотворческой работы или неправильной трактовки положений вновь изданного нормативного акта в правоприменительной деятельности.

К сожалению, приходится констатировать факт, что вопросы доверительного управления ПИФами в отечественной правовой литературе не только не соответствуют критериям более или менее полной разработанности, но и вообще поднимаются и дискутируются по сравнению с другими проблемами, лежащими в сфере финансового права, крайне редко. Количество публикаций на темы правового регулирования деятельности ПИФов, вышедших до настоящего момента, является крайне незначительным. Подавляющее большинство статьей, так или иные затрагивавших тематику доверительного управления ПИФами, выходят либо из-под пера экономистов, либо касаются вопросов налогообложения операций управляющих компаний и владельцев инвестиционных паев. Те же публикации, в которых упоминались более подробно правовые проблемы, возникающие в области управления ПИФами, чаще всего посвящались проблемам доверительного управления в целом или доверительного управления ценными бумагами, а вопросы управления ПИФами рассматривались постольку, поскольку частично входили в сферу иных предметов исследования.

Классификация НПА о паевых инвестиционных фондах.

По источнику принятия нормативного акта и по юридической силе их можно подразделить на:

- Федеральные законы РФ;

- Постановления Правительства РФ;

- Приказы и Постановления ФСФР (ФКЦБ) РФ;

- Письма ФСФР РФ;

- Письма Министерства Финансов РФ и МНС РФ, касающиеся вопросов налогообложения операций ПИФ;

- Законопроекты и законодательные инициативы.

Федеральные законы РФ.

В правовой системе Российской Федерации основополагающим нормативным актом для всех видов деятельности, требующих специального разрешения (лицензии), является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ. Деятельность инвестиционных фондов и деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами до декабря 2007 года была включена в перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. После вступления в силу поправок к Закону № 156-ФЗ в конце 2007 года, были внесены и соответствующие поправки в Закон № 128-ФЗ: действие данного закона в настоящее время не распространяется на вышеуказанные виды деятельности. Порядок лицензирования вышеуказанных видов деятельности устанавливается Постановлением Правительства[6] .

Но все же ядром нормативного регулирования деятельности Паевых инвестиционных фондов является Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ Об инвестиционных фондах (далее - Закон № 156-ФЗ).

Данный федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом.

Кроме того, положения указанного законодательного акта регламентируют основные «вехи жизни» паевого инвестиционного фонда, как то: регистрация правил доверительного управления ПИФ, формирование фонда, взаимодействие с пайщиками, порядок прекращения фонда, а также раскрывают полномочия ФСФР по отношению к ПИФам и др.

Инвестиционный фонд представлен как находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

При этом Закон № 156-ФЗ различает акционерный инвестиционный фонд и паевой инвестиционный фонд. Часто задаваемый вопрос, чем отличается один от другого, разрешается непосредственным обращением к определениям, данным этим двум понятиям в ст. 10 Закона № 156-ФЗ.

Акционерный инвестиционный фонд является открытым акционерным обществом, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты при отсутствии прав на иные виды предпринимательской деятельности.

Паевой инвестиционный фонд (далее - ПИФ) представлен как обособленный имущественный комплекс, не являющийся юридическим лицом. В составе данного комплекса находится как имущество, переданное в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, так и имущество, полученное в процессе такого управления. Доля в праве собственности на данное имущество удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией – инвестиционным паем.

Таким образом, основное различие в том, что акционерный инвестиционный фонд является юридическим лицом, а ПИФ - нет.

Для обеспечения надежности работы ПИФа в управлении фондом участвуют еще три независимых организации:

- аудиторская компания для ежегодного проведения аудита деятельности фонда[7] ;

- специализированный регистратор для осуществления регистрации всех сделок с паями фонда и ведения лицевых счетов его участников[8] ;

- специализированный депозитарий для осуществления контроля за распоряжением имуществом, принадлежащим акционерному инвестиционному фонду, и имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд[9] .

Если фонд является закрытым, то управляющая компания также обязана взаимодействовать с оценщиком[10] .

Для приобретения паев необходимо обратиться в управляющую компанию или к агенту, подать заявку на покупку и перечислить деньги на счет фонда. После этого лицо, вложившее средства, становится участником ПИФа и владельцем инвестиционного пая - именной ценной бумаги, удостоверяющей право собственности в паевом фонде и существующей в бездокументарном виде. При этом инвестор получает выписку из реестра участников фонда с перечислением количества приобретенных паев. Выписка дает вкладчику право на продажу паев управляющей компании, а также на обмен их на паи другого фонда той же управляющей компании при наличии данного условия в правилах фонда.

При удачном выборе фонда его эффективная деятельность, учитывающая конъюнктуру рынка, приводит к увеличению стоимости пая, повышению его доходности от возможности его продажи по более высокой цене.

Но и обратная ситуация тоже не исключена. При неблагоприятных условиях рынка и отсутствии должного реагирования на эти изменения со стороны управляющей компании неминуемо снижение стоимости пая, а значит, и получение убытка.

Поэтому при выборе ПИФа необходимо уметь ориентироваться в его важнейших показателях и формах организации.

В зависимости от типа организации ПИФы подразделяются на закрытые, интервальные и открытые.

Закрытый ПИФ предопределяет участие в нем с начала его формирования до самого окончания работы фонда. При этом договор доверительного управления должен быть заключен не менее чем на год, а в доверительное управление может передаваться также иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией. В состав активов закрытых ПИФов, относящихся к категории фондов недвижимости, могут входить, например, недвижимое имущество, права на недвижимое имущество, строящиеся и реконструируемые объекты недвижимого имущества, проектно-сметная документация[11] .

Одним из преимуществ закрытых паевых фондов является то, что инвесторы, приобретая пай фонда недвижимости, получают некие гарантии, обусловленные тем, что недвижимость является длительное время существующим активом, способным приносить прибыль в перспективе. Рассматривая недвижимость как надежный объект вложения капитала, инвестор заинтересован в этом активе, а значит, и в выборе организации фонда.

Стать участником интервальных фондов, так же как и выйти из них, можно только в определенный период, установленный самим фондом. Большинство подобных фондов на покупку-продажу паев отводят две недели в квартал. Они не имеют права совершать подобные операции реже одного раза в год. Открытый же ПИФ по желанию участника выкупает и продает паи в любой день.

К преимуществу интервальных фондов перед открытыми относится их большая доходность. Это объясняется различными правилами в отношении возможности выкупа паев.

Принципами формирования интервального ПИФа не предусмотрен внезапный выкуп паев. Это предопределяет долгосрочность инвестиций, приносящих больший доход. В то время как открытые ПИФы вынуждены резервировать значительную сумму на случай подобного выкупа.

Однако, несмотря на видимое преимущество интервальных фондов, у них имеются и недостатки: например, нельзя в любой момент реализовать их паи, что обусловливает их меньшую ликвидность по сравнению с паями открытых фондов.

При выборе паевого фонда важно ориентироваться на такие показатели качества и стабильности работы ПИФов, как динамика стоимости чистых активов и динамика стоимости пая за определенный период (как правило, за месяц, квартал, полгода или год). Информацию об этих изменениях можно почерпнуть из публикуемых рейтингов, а также на Интернет сайтах фондов. Тем более что отчеты о работе фондов регулярно представляются пайщикам.

При рассмотрении динамики стоимости пая стабильное увеличение его стоимости свидетельствует об эффективном и качественном управлении средствами фонда.

Рост или уменьшение стоимости чистых активов могут быть вызваны не только снижением или повышением оценочной стоимости ценных бумаг или иного имущества в активах фонда, но и возможным изменением количества участников (пайщиков) фонда. Увеличение их числа говорит о доверии к ПИФу. Тогда как отток пайщиков сигнализирует об отсутствии должной стабильности в управлении.

Определяясь с выбором фонда для вложения средств, следует также обратить внимание на величину минимального размера вклада и платы за услуги ПИФа.

У большинства ПИФов сумма минимального вклада незначительна. В некоторых же принимаются вклады не менее 10 тыс. долларов США.

Плата за услуги фонда взимается при покупке и продаже паев. Определяется она в зависимости от суммы взноса и периода, в течение которого длится участие пайщика. Так, при покупке паев на сумму меньше определенного размера вы заплатите фонду так называемую надбавку в размере до 1,5% от суммы покупки. При продаже паев через непродолжительный срок фонд также возьмет с вас до 3% от их общей стоимости (так называемая скидка). Использование такой системы позволяет ПИФам, с одной стороны, возмещать свои расходы, а с другой, стимулирует вкладчиков держать средства в фонде в течение продолжительного времени. Кроме того, ПИФ берет со всех участников плату за доверительное управление в размере от 1 до 7% от суммы вклада в год.

Особенно следует оценить стратегию фонда в выборе объектов инвестирования, поскольку непосредственное влияние на рискованность и доходность вложений оказывает вид ценных бумаг, преобладающих в активах фонда.

Для минимизации инвестиционных рисков специалисты рекомендуют вкладывать не всю сумму сразу, а по частям, с интервалами в несколько месяцев. К тому же, чтобы не рисковать всеми средствами сразу, значительные вложения лучше разместить в нескольких фондах, отличающихся объектами инвестирования и типами организации деятельности. Необходимость же востребовать свои средства в любой момент позволяет остановиться на открытом ПИФе.

Таким образом, отдавая предпочтение тому или иному фонду, целесообразно всесторонне оценить деятельность выбранного, сравнить стоимость чистых активов пая, а также баланс продаж/выкупов не только в динамике за различные периоды, но и с аналогичными показателями других ПИФов того же типа. Помимо этого, необходимо соотнести темпы роста стоимости пая с темпами роста инфляции, курса доллара США и индекса РТС. И, конечно же, как для покупки, так и для продажи паев немаловажно состояние экономики, влияющее на большую отдачу инвестиций в периоде общего экономического подъема.

Возвращаясь к Закону № 156-ФЗ, следует отметить, что он устанавливает особенности распоряжения и пользования имуществом, переданным в ПИФ, отличающиеся от норм, установленных Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), в отношении как общей долевой собственности, так и доверительного управления.

Создание обособленного имущественного комплекса влечет изменение режима собственности. Так, объектом доверительного управления в данном случае выступает единый комплекс, включающий в себя имущество разных лиц. Поскольку управление денежными средствами или иным движимым имуществом вкладчиков осуществляется путем их инвестирования (то есть отчуждения), следовательно, право собственности отдельного лица на передаваемое имущество прекращается. Соответственно, вклад каждого лица представляет собой имущество, которое принадлежало ему на праве собственности, но для осуществления управления передано в общую собственность. Это позволяет вкладчику быть владельцем пая, подтверждающего его долю в имуществе фонда, как переданном при его формировании, так и созданном в процессе управления ПИФом.

Напомним, что передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности к доверительному управляющему и не изменяет режима права собственности на имущество, являющееся объектом управления.

Тогда как при осуществлении доверительного управления обособленным имущественным комплексом имущество, входящее в состав такого комплекса, принадлежит учредителям доверительного управления на праве общей долевой собственности, что требует применения иной методики налогообложения.

Действительно, использование ст. 276 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), регулирующей особенности налогообложения операций доверительного управления, не требуется. Так, в п. 6 ст. 276 НК РФ особо подчеркивается, что порядок, установленный данной статьей, не применяется управляющей компанией и участниками (учредителями) договора доверительного управления имуществом, составляющим обособленный имущественный комплекс - паевой инвестиционный фонд.

При этом управляющая компания сохраняет за собой право учесть доходы и расходы по правилам абз. 1 п. 2 ст. 276 НК РФ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

Исходя из этого, управляющая компания вправе не учитывать в составе доходов имущество, внесенное учредителями для включения его в состав ПИФа. В то время как вознаграждение, причитающееся управляющей компании в течение срока действия договора доверительного управления паевым фондом, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами управляющей компании, если в договоре доверительного управления имуществом не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителями доверительного управления.

Таким образом, управляющая компания формирует налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с вышеуказанными положениями.

В связи с тем, что пай является ценной бумагой, основания для уплаты налога на прибыль у пайщика - юридического лица возникают лишь при погашении, реализации или обмене паев в соответствии со ст. 280 НК РФ. Доходы пайщика - физического лица возникают при погашении или реализации паев и облагаются с учетом положений ст. 214.1 НК РФ. Доход у пайщиков возникает также в случае промежуточной выплаты им дохода от доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд.

Учитывая, что ПИФ представляет собой обособленный имущественный комплекс, не являющийся юридическим лицом, с суммы дивидендов, выплачиваемых по акциям, составляющим имущество паевых инвестиционных фондов, организация налог на прибыль не исчисляет и не удерживает[12] .

Таким образом, при наличии документального подтверждения того, что акции приобретались управляющей компанией ПИФа, налог с доходов в виде дивидендов по данным акциям не удерживается.

С целью избежания удержания у источника выплаты налога на доходы в виде дивидендов управляющая компания обязана представить документы, подтверждающие, что собственником акций является ПИФ. Полномочия управляющей компании обычно подтверждаются при условии выполнения основного требования осуществления операций доверительного управления, а именно: при совершении сделок с имуществом ПИФа в письменных документах после наименования доверительного управляющего ставится пометка Д. У. с указанием наименования ПИФа[13] .

Для учета прав на ценные бумаги, составляющие ПИФ, открываются отдельные счета депо. Такие счета (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации) открываются на имя управляющей компании ПИФа с указанием названия фонда и того, что она действует в качестве доверительного управляющего. Имена (наименования) владельцев инвестиционных паев при этом не указываются[14] .

Постановления Правительства РФ.

Основным документом, регламентирующим деятельность того или иного ПИФа, являются Правила доверительного управления этим фондом (далее ПДУ). ПДУ ПИФа любого типа должны соответствовать Типовым правилам доверительного управления паевым инвестиционным фондом, утверждаемым Постановлением Правительства РФ[15] . В них, в отличие от Закона № 156-ФЗ, детально описываются взаимоотношения с пайщиками по вопросам приобретения, обмена и погашения инвестиционных паев, выплаты вознаграждения, как пайщикам, так и специализированному депозитарию, регистратору, аудитору и т.д.

Поскольку паевой инвестиционный фонд, как уже упоминалось, не является юридическим лицом и соответственно управлять своими активами самостоятельно не может, то управлением активами фонда занимается компания, имеющая специальное разрешение (лицензию) на управление активами инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Порядок получения лицензии и требования к юридическому лицу, к его персоналу, внутренним документам, определяющим порядок деятельности компании, регламентируется постановлением Правительства РФ[16] .

НПА Федеральной службы по финансовым рынкам.

Основной массив среди правовых актов, регламентирующих деятельность ПИФов, приходится на нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФКЦБ, ныне ФСФР) такие как Постановления ФКЦБ и Приказы ФСФР. Роль названных актов весьма велика, поскольку они закрепляют основные критерии, которым должен соответствовать ПИФ:

1. Минимальная стоимость имущества каждого типа фонда, составляющего паевой инвестиционный фонд, по достижении которой фонд считается сформированным[17] ;

2. Объем, сроки, форму и порядок представления в ФСФР отчетности акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда [18] ;

3. Порядок и сроки раскрытия информации о деятельности управляющей компании и операциям паевого инвестиционного фонда[19] ;

4. Требования к осуществлению управляющими компаниями управления акционерными инвестиционными фондами, доверительного управления инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов, а также доверительного управления ПИФами. Эти требования касаются:

- выдачи, обмена и погашения инвестиционных паев ПИФа, а также определения расчетной стоимости его инвестиционного пая;

- управления акционерным инвестиционным фондом (доверительного управления инвестиционными резервами акционерного инвестиционного фонда) и доверительного управления ПИФом;

- учета имущества, составляющего инвестиционные резервы акционерного инвестиционного фонда, имущества, составляющего ПИФ, и хранения документов;

- внутреннего контроля управляющей компании[20] .

Одним из основополагающих правовых источников деятельности ПИФ является Приказ ФСФР, утверждающий Положение о составе и структуре активов[21] . Данные акт устанавливает, что в зависимости от состава и структуры активов ПИФы могут быть нескольких категорий: акций, облигаций, недвижимости, смешанных инвестиций и т.д. Благодаря четким критериям разделения ПИФов на категории, частные и квалифицированные инвесторы без особых затруднений могут подобрать наиболее доходный и перспективный проект на рынке.

Что касается представления отчетности в ФСФР управляющей компанией ПИФа, то она предоставляется в следующем объеме:

ежемесячно:

- баланс имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд;

- отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества, составляющего ПИФ;

- справку о стоимости активов ПИФа и приложения к ней, составленные на последний рабочий день календарного месяца;

- отчет о владельцах инвестиционных паев открытого ПИФа;

- справку о стоимости чистых активов ПИФа, составленную на последний рабочий день календарного месяца;

ежеквартально:

- ежеквартальную бухгалтерскую отчетность управляющей компании ПИФа;

- отчет о владельцах инвестиционных паев интервального и закрытого ПИФов;

ежегодно:

- годовую бухгалтерскую отчетность управляющей компании ПИФа;

- заключение аудитора по результатам ежегодной аудиторской проверки бухгалтерского учета, ведения учета и составления отчетности в отношении имущества, составляющего ПИФ, и операций с этим имуществом;

- отчет о вознаграждении управляющей компании ПИФа и расходах, связанных с доверительным управлением ПИФом.

Сроки представления отчетности в ФСФР установлены следующие:

- ежемесячная отчетность - не позднее 15 дней после окончания отчетного месяца;

- ежеквартальная отчетность - не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала;

- ежегодная отчетность - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

В приложениях к вышеуказанному документу приведены формы отчетности[22] .

Порядок расчета чистых активов ПИФа регулируется Положением о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных, паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости паев ПИФов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию. Данное Положение утверждено Приказом ФСФР России от 15.06.2005 № 05-21/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию».

Механизм действия ПИФа заключен в объединении денежных средств множества вкладчиков для проведения крупных операций на фондовом рынке. Такой принцип позволяет уравнять доходность вложений частных инвесторов и профессиональных участников торгов. Распоряжение средствами пайщиков, которые составляют фонд, отдается во власть управляющей компании ПИФа - юридического лица, имеющего лицензию ФСФР России на доверительное управление, - которая и использует их в качестве капитала для операций на фондовом рынке. Управляющая компания не ограничена в количестве паевых фондов, взятых ею в управление, и может поручить проводить сделки от своего имени агентам (в основном инвестиционным компаниям), которые также покупают и продают паи фонда.

Необходимо обратить внимание, что результаты, полученные от доверительного управления имуществом, объединенным в целях управления в обособленный имущественный комплекс, учитываются в целях налогообложения прибыли с учетом особенностей, присущих данному объекту доверительного управления.

Письма Министерства Финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ.

Относительно таких источников регулирования деятельности ПИФов как Письма Министерства Финансов и Министерства по налогам и сборам РФ, то в большинстве своем они разъясняют положения Налогового Кодекса РФ[23] , касающиеся вопросов налогообложения операций с имуществом и паями пайщиков, а также операций с имуществом ПИФа управляющей компании. Данные документы имеют существенное значение, поскольку разъясняют порядок уплаты налогов (НДФЛ, НП и др.) при внесении имущества в качестве оплаты паев, при продаже паев самими пайщиками и управляющей компанией, при реализации управляющей компанией имущества в случае прекращения ПИФа, при обмене паев одного фонда на паи другого[24] . Показателен случай уплаты налога на прибыль при оплате паев ЗПИФа: «… при передаче налогоплательщиком ценных бумаг в качестве оплаты первично размещаемых паев ЗПИФа у налогоплательщика не возникает прибыли (убытка) для целей налогообложения. Стоимость паев ЗПИФа для целей налогообложения признается равной стоимости вносимых ценных бумаг, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанные ценные бумаги»[25] .

Законопроекты и перспективы развития ПИФов.

Кульминацией деятельности законодателя на российском финансовом рынке в прошедшем году стало принятие Федерального закона № 334-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». И, несмотря на то, что основной массив сопутствующих реализации закона нормативных актов находится в разработке регулятора и в полном объеме закон заработает не раньше лета, уже сейчас можно говорить об уверенных тенденциях развития рынка коллективных инвестиций в целом и раскрытии перед ПИФами новых горизонтов деятельности в частности. Изменения в законодательстве позволят российскому финансовому рынку продолжить движение в направлении международной практики инвестирования.

Арсенал российского рынка коллективных инвестиций пополнится новыми категориями фондов:

• фондами товарного рынка (т.н. Commodity Funds), создаваемыми для инвестирования в деривативы товарного и сырьевого рынка;

• кредитными фондами, в состав активов которых будут приобретаться требования из кредитных договоров, обеспеченных залогом имущества (например, автокредиты).

Кроме того, управляющим открывается возможность создания хедж-фондов с практически свободной структурой активов, широко распространенных на Западе и давно ожидаемых национальным рынком. Прямого определения понятия «хедж-фонд» в законе нет, однако организовать подобную структуру станет возможным благодаря тому, что регулятор существенно расширит перечень финансовых инструментов, операции с которыми разрешено будет совершать этим видам фондам.

Управляющим компаниям предоставляется возможность осуществлять инвестирование, передавать имущество в пользование и консультировать по вопросам инвестиций (при соблюдении требований регулятора по предупреждению конфликта интересов). Основанная цель данной новации – получение доступа к зарубежным активам, в том числе при агентировании иностранных фондов.

Регулятор изменяет также систему мотивации управляющих, предоставляя вариативность в поощрении их деятельности. Порядок определения вознаграждения управляющей компании теперь основывается на двух подходах:

• «менеджерское» вознаграждение управляющего (т.н. «management fee» –управленческий гонорар: вознаграждение в виде фиксированной суммы, либо от доли СЧА)

• и премия за успех (т.н. «success fee»: вознаграждение в виде доли дохода от управления фондом).

Таким образом формировать вознаграждение управляющего возможно одним из следующих способов:

• в виде фиксированной суммы;

• в зависимости от доли СЧА;

• в виде доли дохода от управления фондом;

• в виде фиксированной суммы + доли дохода от управления фондом;

• в зависимости от доли СЧА + доли дохода от управления фондом.

Все перечисленные ингредиенты усовершенствовали рецептуру финансового рынка, составив десерт из новых возможностей и дополнительных преимуществ при работе с паевыми фондами. Что же подается в качестве основного блюда?

Принятые в Закон «Об инвестиционных фондах» и Закон «О рынке ценных бумаг» поправки ознаменовали «12» марта 2008 г. появлением на отечественном рынке коллективных инвестиций нового института – «квалифицированный инвестор», воспринятого регулятором из Директив Совета ЕС и призванного «повысить эффективность функционирования рынков капитала». Статус квалифицированного инвестора подразумевает способность адекватно анализировать уровни риска, связанные с инвестициями в финансовые инструменты, как следствие, получать доступ и оперировать активами повышенной рискованности. Инвесторы могут являться квалифицированными в силу закона или быть признаны таковыми при условии соответствия установленным регулятором критериям.

Так закон № 156-ФЗ к квалифицированным инвесторам относит:

1) брокеры, дилеры и управляющие;

2) кредитные организации;

3) акционерные инвестиционные фонды;

4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) страховые организации;

6) негосударственные пенсионные фонды;

7) Банк России;

8) государственная корпорация Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

9) Агентство по страхованию вкладов;

10) международные финансовые организации, в том числе Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития;

11) иные лица, отнесенные к квалифицированным инвесторам федеральными законами.

В настоящее время специалистами ФСФР совместно с представителями управляющих компаний, специализированных депозитариев, Министерства Финансов и Правительства ведет активную работу по подготовке и введению в действие новым подзаконных нормативных актов, раскрывающих порядок деятельности и взаимодействия всех участников рынка коллективных инвестиций в соответствии с поправками к закону № 156-ФЗ.

Заключение.

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Рынок коллективных инвестиций – динамично развивающийся сектор финансового рынка России, требующий четкой правовой регламентации. Так сложилось в законодательной системе нашей страны, что сначала принимаются законодательные акты, а потом начинается их введение в отрасль и приспособление к ним субъектов. Что же касается финансового рынка в целом и ранка коллективных инвестиций в частности, то здесь ситуация немного иная. Зачастую сами участники рынка диктуют свои условия либо в процессе деятельности управляющих компаний и компаний, непосредственно с ними связанных (спец. депозитарий, спец. регистратор и проч.), возникают объективные предпосылки к смене законодательства. Следует отметить также активное взаимодействие с участниками рынка государственного регулятора – Федеральной службы по финансовым рынкам России (ФСФР). Так ФСФР совместно с АНО «Учебным, консультационным и кадровым центром МФЦ» проводит семинары для участников рынка коллективных инвестиций по вопросам введения и разъяснения новых актов федеральной службы.

Государственные служащие ФСФР участвуют в различного рода конференциях, круглых столах, таким образом, теснее общаются с Управляющими компаниями ПИФ, узнавая практику деятельности по управлению активами фондов и применяя ее при написании новых нормативных актов.

Но часто ФСФР и другие государственные органы, издающие нормативные акты, регулирующие деятельность инвестиционных фондов и управляющих компаний – Министерство Финансов РФ, Правительство РФ – не успевают разрабатывать и вводить в действие вышеуказанные акты. Как и происходит в настоящее время, когда федеральная служба в течение 90 дней после вступления в силу поправок к ФЗ «Об инвестиционных фондах» (12.03.2008 г.) должна была подготовить около 40 нормативных актов, но подготовлено и вступило в силу лишь 5 - 7 приказов ФСФР.

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 г. « 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2. Федеральный закон РФ от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.

4. Постановление Правительства РФ от 14.07.2006 года № 432 «О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках».

5. Постановление Правительства РФ от 25.07.2002 г. № 564 «О типовых правилах доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом».

6. Постановление Правительства РФ от 27.08.2002 г. № 633 «О типовых правилах доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом».

7. Постановление Правительства РФ от 18.09.2002 г. № 684 «О типовых правилах доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом».

8. Приказ ФСФР РФ 08.02.2007 г. № 07-13/пз-н «Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов».

9. Письмо Министерства Финансов от 01.08.2005 № 03-03-04/1/119.

10. Приказ ФСФР РФ от 02.11.2006 г. № 06-125/пз-н «О минимальной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, по достижении которой паевой инвестиционный фонд считается сформированным».

11. Постановление ФКЦБ РФ от 22.10.2003 г. № 03-41/пс «Об отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда».

12. Приказ ФСФР РФ от 22.06.2005 г. № 05-23/пз-н «Об утверждении положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации».

13. Постановление ФКЦБ РФ от 18.02.2004 № 04-5/ПС «О регулировании деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов».

14. Приказ ФСФР РФ от 08.02.2007 г. № 07-13/пз-н «Об утверждении положения о составе и структуре активов ».

15. Постановление ФКЦБ РФ от 22.10.2003 г. № 03-41/пс «Об отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда».

16. Письмо Министерства Финансов РФ от 29.03.2007 г. № 03-04-06-01/93.

17. Письмо Министерства Финансов РФ от 30.03.2006 г. № 03-03-02/74.

18. Зайцев О. Р. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом.// М. 2007.

19. Чулюков Ю. В. Развитие законодательства в области налогообложения паевых инвестиционных фондов. //Финансовое право. 2007. № 9

20. Василенков С. А. Организация размещения активов ПИФов.// Инвестиционный банкинг. 2007. № 2.

21. Селюжицкая Т. И. Паевые инвестиционные фонды: правовые основы, отчетность, налогообложение.// Налогообложение, учет и отчетность в инвестиционной и управляющей компаниях. 2006. № 2.

22. Яценко О. Паевые инвестиционные фонды.//Аудит и налогообложение. 2006.№ 6.

23. Богл Джон Взаимные фонды с точки зрения здравого смысла (Новые императивы для разумного инвестора). М. 2002.

24. Гинатулин А.Р. Развитие института коллективного инвестора // Журнал российского права. 2002. № 1.

25. Игнатьева Д. А. Паевые инвестиционные фонды на рынке трастовых услуг // Финансы и кредит. — 2003. — №21 (135).

26. Липавский В. «Правовые проблемы статуса паевых инвестиционных фондов» // Хозяйство и Право, 2004, № 5.

27. Миловидов В.Д. Паевые инвестиционные фонды. М, 1996.


[1] 3rd report on the readiness of the US securities industry and public companies to meet the information processing challenges of the year 2000. // №-Y. 2000. См также официальный сайт SEC www. Sec. gov.

[2] SEC Annual performance report. 2003//NY. 2003. См также официальный сайт SEC www, sec, soy.

[3] Council Directive of 20 December 1985 o№ the coordination of laws, regulations and administrative provisions relating to undertakings for collective investments in transferable securities (UCITS), 85/61 I/EEC (OJ L 375, 31.12.1985, p.3).

[4] СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 3097.

[5] СЗ РФ. 2001.№ 49. Ст. 4562.

[6] Постановление Правительства РФ от 14.07.2006 года № 432 «О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках».

[7] Глава XI Федерального закона от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

[8] Глава X Федерального закона от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

[9] Глава IX Федерального закона от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

[10] Глава VII Федерального закона от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

[11] Приказ ФСФР РФ 08.02.2007 г. № 07-13/пз-н «Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов».

[12] Письмо Министерства Финансов от 01.08.2005 № 03-03-04/1/119.

[13] п. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

[14] п. 2 ст. 15 Федерального закона от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

[15] Постановление Правительства РФ от 25.07.2002 г. № 564 «О типовых правилах доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом»; Постановление Правительства РФ от 27.08.2002 г. № 633 «О типовых правилах доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом»; Постановление Правительства РФ от 18.09.2002 г. № 684 «О типовых правилах доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом».

[16] Постановление Правительства РФ от 14.07.2006 г. № 432 «О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках».

[17] Приказ ФСФР РФ от 02.11.2006 г. № 06-125/пз-н «О минимальной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, по достижении которой паевой инвестиционный фонд считается сформированным».

[18] Постановление ФКЦБ РФ от 22.10.2003 г. № 03-41/пс «Об отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда».

[19] Приказ ФСФР РФ от 22.06.2005 г. № 05-23/пз-н «Об утверждении положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации».

[20] Постановление ФКЦБ РФ от 18.02.2004 № 04-5/ПС «О регулировании деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов».

[21] Приказ ФСФР РФ от 08.02.2007 г. № 07-13/пз-н «Об утверждении положения о составе и структуре активов ».

[22] Постановление ФКЦБ РФ от 22.10.2003 г. № 03-41/пс «Об отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда».

[23] Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.

[24] Письмо Министерства Финансов РФ от 29.03.2007 г. № 03-04-06-01/93.

[25] Письмо Министерства Финансов РФ от 30.03.2006 г. № 03-03-02/74.

Скачать архив с текстом документа