Правовое регулирование сохранности пенсионных активов в Накопительных пенсионных фондах
СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования и науки Республики Казахстан Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова Кафедра гражданского права и процессаМинистерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова
Кафедра гражданского права и процесса
РЕФЕРАТ
На тему: «Правовое регулирование сохранности пенсионных активов в Накопительных пенсионных фондах ».
Дисциплина:Трудовое право Республики Казахстан
Специальность: 050301 - Юриспруденция
Выполнил:Тастемирова З.А., студентка 1 курса
заочной формы обучения
Научный руководитель: Симинин Юрий Григорович
_____________________
Костанай, 2011
План:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………………….3
1.Сущность пенсионного обеспечения Республики Казахстан …………….5
2 Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов
2.1 Пенсионные активы…………………………………………………….10
2.2 Хранение и учет пенсионных активов в банке-кастодиане……….11
2. 3 Права и обязанности вкладчиков обязательных пенсионных взносов,
получателей пенсионных выплат из накопительных пенсионных
фондов и агентов………………………………………………………...12
3 Накопительные пенсионные фонды
3.1 Пенсионные правила накопительных пенсионных
фондов……………………………………………………………………..13
3.2 Пенсионный договор вкладчика с накопительным пенсионным
фондом……………………………………………………………………..14
3.3 Учет и отчетность в накопительных пенсионных фондах………..15
3.4 Аудит накопительных пенсионных фондов………………………..16
3.5 Тайна пенсионных накоплений………………………………………..16
3.6 Управление пенсионными активами негосударственного
накопительного пенсионного фонда...........................................................17
4 Правовое регулирование сохранности пенсионных активов в
Накопительных пенсионных фондах
4.1 Государственные гарантии по пенсионному обеспечению …...…21
4.2 Гарантия сохранности пенсионных накоплений…………...………..22
4.3 Механизм защиты пенсионных накоплений………..…24
4.4 Защита средств, накапливаемых в пенсионных фондах,
от инфляционных процессов в экономике страны……………..25
4.5 Почему лучше копить себе пенсию в пенсионном
фонде, а не простом банковском счете?…………………..….…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………..28
ВВЕДЕНИЕ
Становление в Республике Казахстан государственной системы социального обеспечения, сочетающей в себе накопительную пенсионную систему, а также непосредственное участие работодателя в предоставлении некоторых видов пособий, требует новых подходов к правовому регулированию отношений по социальному обеспечению, в изучении сущности и значения правоотношений в этой области. Реализация социально-обеспечительных правоотношений является неотъемлемой частью утверждения Республики Казахстан в качестве социального государства.
Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества. Структура и функционирование пенсионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального развития страны. Эффективная система пенсионного обеспечения, гарантии достаточных размеров пенсий, обеспечивающих достойный уровень жизни пенсионеров, своевременная их выплата поддерживают благоприятный социальный климат общества. Неслучайно Правительство Республики Казахстан выдвигает задачу усиления социальной направленности проводимых реформ путем активизации своей деятельности по сокращению безработицы и борьбе с бедностью, созданию условий для реализации трудового потенциала, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и адресной социальной помощи бедным. Эти меры направлены на улучшение социального климата в стране.
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» от 1 марта 2006 года Н. Назарбаев отметил, что «…мы строим социально ориентированное общество…».
Трансформация общественно – политического строя, переход к рыночной экономике потребовали кардинального изменения государственной политики в области социального обеспечения, и, начиная с 1997 года, в Казахстане идет реформа системы пенсионного обеспечения, так как существовавшая система, основанная на принципе солидарности поколений, практически исчерпала свои возможности.
И первым шагом на пути решения данной проблемы стал Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», который был принят 20 июня 1997 года. «Настоящий закон определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение».
Согласно данному Закону современная пенсионная система формируется в двух уровнях: распределительная и накопительная, в связи с этим появились новые финансово – экономические институты: накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами, банки – кастодианы, ранее не существовавшие в Казахстане. Основные функции данных организаций закреплены в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Не останавливаясь на достигнутых результатах, наше государство постоянно развивает систему обеспечения пенсионеров и прилагает все усилия, чтобы каждый гражданин был уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня стоит задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов для роста экономики и повышения доходов вкладчиков. Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительной пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными.
Отсюда следует, что пенсионное обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально – экономических проблем независимо от экономической стабильности и благосостояния государства.
Становление, формирование и управление накопительными пенсионными фондами в условиях переходной экономики представляет одну из актуальных и недостаточно – изученных проблем.
Необходимость повышения эффективности управления пенсионными активами возросла, что послужит фактором не только ростов объемов накоплений населения, но и послужит стимулирующим фактором экономического роста. Тема особенно актуальна в условиях проблем связанных с существующим дефицитом эффективных финансовых инструментов и ограничений в структуре инвестиционного портфеля пенсионных фондов.
1 Сущность пенсионного обеспечения Республики Казахстан
Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем.
Функционирующая многоуровневая модель пенсионного обеспечения рассчитана на все население Казахстана. Сегментация населения по категориям, определяющим источник пенсионных выплат (государственный бюджет и/или пенсионные накопления), была основана на возрастных особенностях казахстанцев, вовлеченных в пенсионную систему.
Первый уровень - это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем.
Отчисление обязательных пенсионных взносов в период трудовой деятельности отвечает условиям второго уровня пенсионной системы и уже обязывает молодое поколение нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления.
Третий уровень - накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. Каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности.
Накопительная пенсионная система является одним из важнейших компонентов социального обеспечения Республики, с одной стороны, и инструментом инвестирования средств в экономику Казахстана, с другой.
Суть накопительной пенсионной системы - это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное создание. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, разные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные скопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов.
Пенсионные взносы направляются в накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер - социальный индивидуальный код.
Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк-кастодиан компании по инвестиционному управлению пенсионными активами, которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.
Казахстанская модель пенсионной системы основополагается на следующих принципах:
- предоставление вкладчикам и получателям права выбора накопительного пенсионного фонда;
- обязательное участие в системе всего работающего населения;
- разграничение пенсий и других форм социального обеспечения;
- персонифицированный учет пенсионных накоплений вкладчиков;
- присвоение социального индивидуального кода каждому, кто имеет право на пенсионное обеспечение, и дальнейшее перечисление пенсионных взносов согласно присвоенному социальному индивидуальному коду вкладчика;
- начисление пенсионных взносов и хранение формируемых накоплений на индивидуальных пенсионных счетах;
- гарантии государством сохранности пенсионных накоплений в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент выхода вкладчика на пенсию;
- обязательного предоставления накопительным пенсионным фондом своему вкладчику либо получателю информации о состоянии его пенсионных накоплений;
- государственного регулирования деятельности участников накопительной пенсионной системы (накопительных пенсионных фондов (НПФ), банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА)), включающего: лицензирование и пруденциальное регулирование НПФ, ООИУПА, банков — кастодианов, мониторинг их деятельности на основе финансовой и статистической отчетности, а также ежегодного аудита годовых финансовых отчетов; введение обязательных для исполнения требований по управлению и диверсификации пенсионных активов;
- хранение денег и ценных бумаг в банке-кастодиане, который не может быть аффилированным с НПФ либо ООУИПА;
- контролирование банком-кастодианом целевого размещения пенсионных активов;
- дифференцированный учет собственных и пенсионных активов в накопительном пенсионом фонде;
- невозможность обращения взысканий на пенсионные активы по долгам вкладчика, НПФ, банка-кастодиана и ООУИПА, включая случаи ликвидации или банкротства.
Кроме того, в течение всего переходного этапа к накопительной пенсионной системе государство несёт обязательства перед гражданами, имевшими трудовой стаж до начала пенсионной реформы, а также гарантирует состоявшимся пенсионерам право на получение пенсий и сохранение их получаемого размера из Государственного центра по выплатам пенсий с учетом уровня инфляции.
Накопительная пенсионная система обязывает задействованное в ней население нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления. Кроме того, каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности.
В казахстанской структуре накопительной пенсионной системы действуют три основных элемента: пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА), и банки-кастодианы.
Накопительные пенсионные фонды входят в число важных социально-экономических институтов, распоряжающихся долгосрочными финансовыми ресурсами и являются наиболее активными институциональными инвесторами в экономике.
Казахстанские накопительные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, которой гарантируется то, что пенсионный фонд специализируется исключительно на негосударственном пенсионном обеспечении.
Накопительные пенсионные фонды работают над тем, чтобы ваши отчисления работали на экономику страны и приносили вам так называемый инвестиционный доход. При этом деятельность пенсионных фондов строго регулируется государством, что позволяет свести к минимуму инвестиционные риски. Если пенсионный фонд несет определенные потери, то он обязан возместить вам ущерб. Пенсионными фондами управляют управляющие компании, которые вырабатывают стратегию вложений средств. В результате такой системы вы, не прилагая усилий, не только копите на свою старость, но и имеете возможность получать инвестиционный доход со своих отчислений, ваши деньги работают на экономику страны, и бюджет несет минимальные потери на социальное обеспечение пенсионеров. В то же время если вас не устраивают результаты работы фонда, к примеру, уровень дохода, то вы вправе поменять фонд и перенести свой пенсионный капитал в другой фонд, где, на ваш взгляд, более оптимальные возможности для роста инвестиционного дохода капитала.
На 1 января 2009 года функционировало 14 накопительных пенсионных фондов, а на 1 ноября 2010 года их количество на пенсионном рынке уменьшилось до 13.
НПФ в процессе осуществления своей деятельности могут производить сбор пенсионных взносов, получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность и осуществлять иные права согласно условиям пенсионного договора, заключать договора с организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. В то же время, накопительные пенсионные фонды обязаны:
- производить пенсионные выплаты получателям;
- проводить индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат;
- предоставлять вкладчику и получателю информацию о состоянии его пенсионных накоплений не реже одного раза в год, а также по его запросу;
- обеспечивать конфиденциальность информации о состоянии пенсионных накоплений получателя;
- нести ответственность за нарушение пенсионного законодательства и условий пенсионного договора;
- по заявлению получателя переводить его пенсионные накопления из одного фонда в другой;
- публиковать статистическую и иную информацию о своей деятельности за стандартные периоды времени в один, три, пять, десять календарных лет, при этом не допускается публикация информации, содержащей гарантии или обещания доходов по вкладам в накопительные пенсионные фонды;
- обеспечивать равные условия гражданам, заключившим пенсионный договор;
- выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством РК.
Они законодательно обязаны ежегодно проводить аудит и определять соответствие размеров пенсионных резервов текущей стоимости обязательств.
Инвестиционное управление пенсионными активами пенсионных фондов осуществляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами или пенсионным фондом самостоятельно при наличии у него соответствующей лицензии. Организация, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов, является юридическим лицом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и создается в форме акционерного общества в установленном законодательством Республики Казахстан порядке. В своей деятельности накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банк-кастодиан по отношению друг к другу руководствуются положением трехстороннего кастодиального договора, в котором подробно оговариваются права и обязанности каждой из сторон и все возникающие правоотношения. Взаимодействие между этими тремя юридическими участниками пенсионного обслуживания происходит по следующей схеме: в соответствии с договором о пенсионном обеспечении между пенсионным фондом и вкладчиком взносы вкладчика-получателя поступают в банк-кастодиан, с которым у фонда заключен кастодиальный договор, на специально открытый для этого инвестиционный пенсионный счет фонда.
ООИУПА, как следует из их названия, управляют пенсионными активами, инвестируя их в различные инструменты, разрешенные законодательством. Пенсионный фонд заключает договор с управляющей компанией, и та, исходя из собственного опыта и собственной стратегии, заставляет пенсионные накопления работать за счет покупки и продажи финансовых инструментов.
Третий элемент системы – банк-кастодиан, который не может быть аффинированным с НПФ либо ООУИПА, хранит пенсионные деньги и контролирует их целевое размещение. Ежемесячно он информирует НПФ о состоянии его счетов и о деятельности ООИУПА. У накопительного пенсионного фонда должен быть только один банк-кастодиан. Но банк может обслуживать одновременно несколько фондов. Банк-кастодиан – банк, осуществляющий деятельность по фиксации и учету прав по ценным бумагам, хранению документарных ценных бумаг и учету денег клиента. Банк-кастодиан контролирует целевое размещение пенсионных активов НПФ и обязан блокировать (не исполнять) поручения ООИУПА или НПФ в случае их несоответствия законодательству РК. Более того, закон предусматривает, что кастодиан в таком случае должен незамедлительно уведомить об этом уполномоченный орган и НПФ.
Эта система независимых элементов позволяет поддерживать высокий уровень надежности работы пенсионного капитала.
Помимо трех основных элементов рынка большую роль в работе пенсионной системы играют Агентство Республики Казахстан по финансовому надзору (АФН) и Казахстанская фондовая биржа (KФБ) .
Роль государственного регулятора осуществляет Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. АФН регулирует и контролирует деятельность банков, пенсионных фондов и ООИУПА, профессиональных участников фондового рынка, страховых компаний и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. АФН ежемесячно на своем сайте предоставляет сведения о собственном капитале, обязательствах и активах НПФ, о коэффициенте номинального дохода НПФ, по пенсионным накоплениям и количеству пенсионных счетов вкладчиков в НПФ, по процентному, кредитному, фондовому и валютному рискам, инвестиционную структуру портфелей НПФ, а также текущее состояние фондов. Также в его работу входит составление сводных отчетов по балансу и отчету о прибылях и убытках НПФ.
В целом деятельность АФН направлена на повышение уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка.
Биржа работает как специализированный торговый центр, где продают и покупают различные финансовые инструменты, а также валюту. Это та площадка, где НПФ осуществляют операции с пенсионными накоплениями. При вложении денег в различные инвестиционные инструменты, в основном это ценные бумаги, пенсионные накопления превращаются в пенсионный актив. Биржа является ведущим региональным финансовым рынком, на котором инвесторы со всего мира имеют возможность торговать финансовыми инструментами широкого спектра с минимальными расчетными рисками и в соответствии с наилучшей международной практикой, а также пользоваться многообразными и качественными сопутствующими услугами биржи.
Накопительные пенсионные фонды являются крупными институциональными инвесторами на отечественном фондовом рынке.
Наибольшая доля пенсионных активов (43%) вложена в негосударственные ценные бумаги эмитентов РК. 26% активов вложены в государственные ценные бумаги. По 14% – в бумаги иностранных эмитентов и вклады в банках второго уровня.
Введение накопительной пенсионной системы стало первым шагом государства по сокращению обязательств государства в социальной сфере и созданию особого класса институциональных инвесторов.
2 Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов
2.1 Пенсионные активы
Пенсионные активы - деньги, ценные бумаги, иные финансовые инструменты, предназначенные для обеспечения и осуществления пенсионных выплат и переводов, а также изъятий из накопительных пенсионных фондов в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.
Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов формируются за счет:
1) пенсионных взносов и инвестиционного дохода, образуемого за счет инвестиционной деятельности, за минусом комиссионных вознаграждений накопительным пенсионным фондам и компаниям по управлению пенсионными активами негосударственных накопительных фондов;
2) других источников, предусмотренных законодательством.
Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов могут быть использованы исключительно на следующие цели:
Пенсионные активы накопительного пенсионного фонда могут быть использованы исключительно на следующие цели:
1) размещение в финансовые инструменты, перечень которых определяется уполномоченным органом;
2) осуществление пенсионных выплат в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) перевод пенсионных накоплений в другой накопительный пенсионный фонд либо в страховую организацию, по договору пенсионного аннуитета, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;
4) возврат ошибочно зачисленных пенсионных взносов и иных ошибочно зачисленных денег;
5) возмещение расходов, связанных с осуществлением пенсионных выплат и переводов пенсионных накоплений в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В случае смерти получателя его семье либо лицу, осуществившему погребение получателя, накопительными пенсионными фондами выплачивается единовременная выплата на погребение в пределах пятнадцатикратного месячного расчетного показателя, но не более имеющихся на индивидуальном пенсионном счете средств.
2.2 Хранение и учет пенсионных активов в банке-
кастодиане
Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов хранятся и учитываются на счетах в банках-кастодианах в соответствии с кастодиальным договором.
Кастодиальный договор заключается между банком-кастодианом, накопительным пенсионным фондом и организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. В случае, если инвестиционное управление пенсионными активами осуществляется накопительным пенсионным фондом самостоятельно, то кастодиальный договор заключается между банком-кастодианом и накопительным пенсионным фондом.
Форма типового кастодиального договора разрабатывается и утверждается уполномоченным органом.
Банк-кастодиан осуществляет контроль за целевым размещением пенсионных активов накопительного пенсионного фонда и обязан блокировать (не исполнять) поручения организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, или накопительного пенсионного фонда (если инвестиционное управление пенсионными активами осуществляется накопительным пенсионным фондом самостоятельно) в случае их несоответствия законодательству Республики Казахстан с незамедлительным уведомлением об этом уполномоченного органа и накопительного пенсионного фонда.
Порядок осуществления банком-кастодианом контроля за целевым размещением пенсионных активов накопительного пенсионного фонда определяется уполномоченным органом.
Банк-кастодиан ведет учет всех операций по аккумулированию пенсионных активов, их размещению, по получению инвестиционного дохода и ежемесячно информирует накопительный пенсионный фонд о состоянии его счетов и деятельности организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. У накопительного пенсионного фонда должен быть один банк-кастодиан.
Кастодиальный договор может быть расторгнут на основании соответствующего решения исполнительного органа накопительного пенсионного фонда в одностороннем порядке по требованию накопительного пенсионного фонда с уведомлением банка-кастодиана и организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, и завершением процедуры передачи пенсионных активов новым банку-кастодиану и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, в двадцатидневный срок до намеченной даты расторжения.
В тридцатидневный срок с момента заключения кастодиального договора с новым банком-кастодианом и (или) договора на инвестиционное управление с новой организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, накопительный пенсионный фонд уведомляет об этом своих вкладчиков и агентов путем соответствующих публикаций в двух печатных изданиях на государственном и русском языках.
На срок до шести месяцев с момента расторжения кастодиального договора между накопительным пенсионным фондом, прежним и новым банками-кастодианами заключается соответствующий договор о перечислении прежним банком-кастодианом поступающих к нему пенсионных взносов новому банку-кастодиану.
2. 3 Права и обязанности вкладчиков обязательных
пенсионных взносов, получателей пенсионных
выплат из накопительных пенсионных фондов и агентов
Вкладчики обязательных пенсионных взносов и получатели пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов имеют право:
1) выбирать накопительный пенсионный фонд для заключения с ним договора о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов;
2) получать информацию об акционерах накопительного пенсионного фонда, организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, и банка-кастодиана в объеме, определяемом уполномоченным органом;
3) получать информацию о состоянии пенсионных накоплений;
4) обжаловать в судебном порядке действия накопительного пенсионного фонда;
5) получать пенсионные выплаты из накопительного пенсионного фонда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан на момент осуществления выплат;
6) переводить в порядке, установленном нормативными правовыми актами уполномоченного органа, свои пенсионные накопления из одного накопительного пенсионного фонда в другой, но не чаще чем два раза в году;
7) завещать свои пенсионные накопления в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
8) изымать пенсионные накопления при выезде на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
9) переводить пенсионные накопления из накопительного пенсионного фонда в страховую организацию;
10) осуществлять иные права согласно договору о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов и законодательству Республики Казахстан.
Агенты имеют право получать из Центра подтверждение о наличии у работника договора о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Вкладчики обязательных пенсионных взносов и получатели пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов обязаны:
1) одновременно являться стороной не более чем одного договора о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и иметь пенсионные накопления за счет обязательных пенсионных взносов только в одном накопительном пенсионном фонде;
2) сообщать в накопительные пенсионные фонды обо всех изменениях, влияющих на выполнение обязательств накопительным пенсионным фондом, в течение десяти календарных дней с даты таких изменений;
3) (исключен - N 58 от 16.06.2005 г. (прим.РЦПИ. внесены изменения в порядок введения в действие Закона N 58 - от 4 июля 2006 года N 148);
4) заключать договор пенсионного аннуитета в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
5) выполнять иные обязательства в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и условиями договора о пенсионном обеспечении.
4. Агенты обязаны своевременно исчислять, удерживать (начислять) и уплачивать обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в сроки и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан.
3 Накопительные пенсионные фонды
3.1 Пенсионные правила накопительных пенсионных
фондов
Накопительные пенсионные фонды устанавливают пенсионные правила, включающие:
1) порядок изменения или прекращения пенсионных договоров;
2) порядок и условия осуществления пенсионных взносов и выплат;
3) ответственность по обязательствам накопительных пенсионных фондов перед получателями и вкладчиками;
4) порядок информирования о состоянии пенсионных накоплений;
5) условия перевода пенсионных накоплений из одного накопительного пенсионного фонда в другой;
5-1) предоставление сведений вкладчикам об акционерах накопительного пенсионного фонда, организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами и банка-кастодиана;
6) иные особенности правоотношений между накопительными пенсионными фондами, вкладчиками и получателями.
Пенсионные правила утверждаются органом накопительного пенсионного фонда, уполномоченным общим собранием акционеров, и согласовываются с уполномоченным органом.
Пенсионные правила не должны ущемлять и ухудшать интересы вкладчиков (получателей) накопительных пенсионных фондов.
3.2 Пенсионный договор вкладчика с
накопительным пенсионным фондом.
Договор о пенсионном обеспечении заключается между накопительным пенсионным фондом и вкладчиком в письменной форме в соответствии с типовыми договорами о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов.
Типовые договоры о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом, и содержат следующие сведения и условия:
1) наименование, место нахождения и банковские реквизиты накопительного пенсионного фонда;
2) фамилию, имя, отчество (при его наличии), индивидуальный идентификационный номер, адрес вкладчика (если им является физическое лицо) или его наименование, местонахождение, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты (если им является юридическое лицо);
3) предмет договора;
4) права и обязанности сторон;
5) порядок и условия внесения пенсионных взносов;
6) номер индивидуального пенсионного счета;
7) порядок отчетности накопительного пенсионного фонда по состоянию пенсионных накоплений;
8) ответственность сторон в случаях невыполнения обязательств;
9) срок действия договора;
10) порядок и условия изменения и расторжения договора;
11) сведения о получателе добровольных пенсионных взносов или добровольных профессиональных пенсионных взносов;
12) иные сведения и условия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3.3 Учет и отчетность в накопительных пенсионных
фондах
Накопительные пенсионные фонды ведут бухгалтерский учет и представляют финансовую и статистическую отчетность раздельно по собственным средствам и пенсионным активам в уполномоченный орган и (или) Национальный Банк Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Учет пенсионных накоплений за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов и добровольных профессиональных пенсионных взносов на индивидуальных пенсионных счетах вкладчиков (получателей) ведется раздельно в порядке, определяемом уполномоченным органом. Контроль за правильностью ведения учета пенсионных взносов и начислением инвестиционного дохода на индивидуальных пенсионных счетах вкладчиков (получателей) осуществляется уполномоченным органом.
Требования к автоматизированным информационным системам для учета пенсионных активов и накоплений на индивидуальных пенсионных счетах устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа.
Накопительные пенсионные фонды обязаны обеспечить учет и хранение документов, используемых в бухгалтерском учете и при составлении отчетности. Перечень основных документов, подлежащих хранению, и сроки их хранения устанавливаются уполномоченным органом.
3.4 Аудит накопительных пенсионных фондов
Аудит накопительных пенсионных фондов производится аудиторской организацией, правомочной на проведение аудита в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности.
Аудиторский отчет финансовой отчетности и прочей информации накопительного пенсионного фонда не составляет коммерческой тайны.
Аудит прочей информации включает в себя проверку выполнения накопительным пенсионным фондом пруденциальных нормативов и требований по индивидуальному учету пенсионных накоплений и выплат, установленных уполномоченным органом. В случае осуществления накопительным пенсионным фондом самостоятельного инвестиционного управления пенсионными активами аудит прочей информации также включает проверку выполнения требований по инвестированию и оценке пенсионных активов и пруденциальных нормативов.
Договор на проведение сопутствующих услуг должен соответствовать требованиям, установленным уполномоченным органом.
3.5 Тайна пенсионных накоплений.
Тайна пенсионных накоплений включает в себя сведения о вкладчиках (получателях), об остатках и движении денег на индивидуальных пенсионных счетах вкладчиков (получателей).
Накопительные пенсионные фонды и Центр гарантируют тайну пенсионных накоплений.
Должностные лица, работники накопительных пенсионных фондов, Центра и иные лица, которые в силу осуществления своих служебных обязанностей получили доступ к сведениям, составляющим тайну пенсионных накоплений, не вправе разглашать сведения, составляющие тайну пенсионных накоплений, и несут за их разглашение ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3-5 настоящей статьи.
Тайна пенсионных накоплений может быть раскрыта вкладчику, осуществляющему пенсионные взносы, получателю, любому третьему лицу на основании письменного согласия получателя, оформленного в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.
Справки об остатках и движении денег на индивидуальных пенсионных счетах могут выдаваться:
1) органам дознания и предварительного следствия - по находящимся в их производстве уголовным делам;
2) судам - по находящимся в их производстве делам на основании определения суда;
3) налоговым органам - по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого лица.
4) уполномоченному органу - по вопросу, возникшему в связи с заявлением получателя, либо в связи с осуществлением им проверки деятельности накопительного пенсионного фонда;
5) прокурору - на основании постановления о производстве проверки в пределах его компетенции по находящемуся у него на рассмотрении материалу;
6) представителям вкладчика (получателя) - на основании нотариально удостоверенной доверенности;
6-1) Центру - для формирования базы данных вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам;
7) аудиторским организациям, проводящим ежегодный обязательный аудит накопительного пенсионного фонда.
Справки о наличии индивидуального пенсионного счета получателя, об остатках и движении денег на нем в случае смерти получателя выдаются по письменному запросу лицам, указанным в завещании, судам на основании определения по находящимся в их производстве наследственным делам.
Справки о наличии индивидуального пенсионного счета и денег на нем выдаются в случае смерти получателя нотариальным конторам, частным нотариусам и иностранным консульским учреждениям по находящимся в их производстве наследственным делам.
3.6 Управление пенсионными активами
негосударственного накопительного пенсионного фонда
Инвестиционное управление пенсионными активами накопительного пенсионного фонда осуществляется организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, либо накопительным пенсионным фондом самостоятельно при наличии у него соответствующей лицензии на право занятия таким видом деятельности в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом.
Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов является юридическим лицом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и создается в форме акционерного общества в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Учредителями или акционерами организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, могут быть юридические и физические лица-резиденты и нерезиденты Республики Казахстан, с учетом требований, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами уполномоченного органа.
Учредителем или акционером организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, являющейся нерезидентом Республики Казахстан, может быть только юридическое лицо-финансовая организация, имеющая определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств. Перечень рейтинговых агентств и минимальный рейтинг устанавливаются уполномоченным органом.
Инвестиционное управление пенсионными активами накопительного пенсионного фонда осуществляется на основании договора с одной и более организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, по его выбору и (или) накопительным пенсионным фондом самостоятельно при наличии соответствующей лицензии на право занятия таким видом деятельности, выдаваемой уполномоченным органом.
Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами вправе заключать договоры на управление пенсионными активами одновременно с двумя и более накопительными пенсионными фондами.
Договор на управление пенсионными активами заключается в письменной форме, несоблюдение письменной формы договора влечет за собой его недействительность.
К договору на управление пенсионными активами применяются правила договора о доверительном управлении имуществом.
Накопительные пенсионные фонды, самостоятельно осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами, не вправе заключать договоры с другими накопительными пенсионными фондами на инвестиционное управление пенсионными активами последних.
Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами обязана:
1) осуществлять инвестирование пенсионных активов в порядке, установленном уполномоченным органом;
2) регулярно производить оценку пенсионных активов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
3) отчитываться о своей деятельности в сроки и порядке, установленных уполномоченным органом;
4) регулярно отчитываться о своей деятельности перед накопительным пенсионным фондом и уполномоченным органом;
5) публиковать информацию о своей деятельности в порядке, определяемом уполномоченным органом;
6) выполнять другие обязанности, установленные уполномоченным органом и договором об управлении пенсионными активами.
В целях защиты прав и интересов вкладчиков накопительных пенсионных фондов организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами запрещается:
1) выпускать иные виды ценных бумаг, кроме акций;
2) привлекать заемные средства от банков на срок, превышающий три месяца, в размере не более размера собственного капитала;
3) совершать за счет пенсионных активов сделки с аффилиированными лицами, за исключением сделок на организованных рынках и договоров на управление пенсионными активами, а также случаев, установленных нормативным правовым актом уполномоченного органа;
4) предоставлять займы любыми способами;
5) продавать ценные бумаги, входящие в состав пенсионных активов, на условиях обязательства их обратной покупки;
6) приобретать любые ценные бумаги по марже;
7) заключать договоры о продаже ценных бумаг, которые не принадлежат накопительному пенсионному фонду (короткие продажи);
8) выдавать поручительства и гарантии любого рода, совершать залоговые сделки с пенсионными активами;
9) публиковать информацию, содержащую гарантии или обещания доходов по инвестициям пенсионных активов;
10) осуществлять иную предпринимательскую деятельность, за исключением видов деятельности, предусмотренных статьей 58 настоящего Закона, а также купли-продажи и сдачи в аренду имущества, приобретенного для собственных нужд.
Для обеспечения гарантии платежеспособности и финансовой устойчивости организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, устанавливаются обязательные для соблюдения пруденциальные нормативы.
Перечень пруденциальных нормативов, их нормативные значения и
методика расчетов, а также формы соответствующей отчетности и сроки ее представления устанавливаются уполномоченным органом.
При неисполнении организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами или накопительным пенсионным фондом, самостоятельно осуществляющим инвестиционное управление пенсионными активами, требований уполномоченного органа, указанных в письменном предписании, по корректировке данных в финансовой и (или) иной отчетности расчет пруденциальных нормативов и других обязательных норм и лимитов осуществляется уполномоченным органом на основании откорректированной им отчетности.
Деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами накопительных пенсионных фондов лицензируется уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
При наличии соответствующих лицензий организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами, вправе осуществлять деятельность по управлению портфелем ценных бумаг и иные виды деятельности на рынке ценных бумаг в порядке, установленном нормативными правовыми актами уполномоченного органа.
Накопительный пенсионный фонд вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, уведомив ее за двадцать дней до намеченной даты расторжения, равно как и потребовать возмещения убытков, вызванных ненадлежащим управлением пенсионными активами.
Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами несет ответственность по своим обязательствам перед накопительным пенсионным фондом всем принадлежащим ей имуществом.
Каким образом инвестируются пенсионные взносы?
Национальной комиссией по ценным бумагам приняты инструкции о том, каким образом могут быть инвестированы активы пенсионного фонда. Эти инструменты различны для Государственного пенсионного фонда и частных фондов.
Активы Государственного пенсионного фонда могут инвестироваться в следующие финансовые инструменты:
1) Государственные ценные бумаги Республики Казахстан, в том числе выпущенные в соответствии с законодательством других государств;
2) Ценные бумаги следующих международных организаций (не более 10% активов).
-Международный банк реконструкции и развития;
-Европейский банк реконструкции и развития;
-Межамериканский банк развития;
-Банк международных расчетов;
-Азиатский банк развития;
-Африканский банк развития;
-Международная финансовая корпорация;
-Исламский банк развития.
3) Банковские депозитные сертификаты Республики Казахстан и депозиты в банках второго уровня (не более 40% активов пенсионных фондов).
Правила инвестирования для частных пенсионных фондов несколько отличаются. Кроме вышеперечисленных финансовых инструментов, разрешенных для инвестирования активов Государственного накопительного фонда, не более 30% активов частных фондов могут инвестироваться в негосударственные (корпоративные) ценные бумаги организаций Республики Казахстан, т.е в акции так называемых предприятий – «голубых фишек» или крупных промышленных предприятий, ценные бумаги которых включены в официальный список Казахстанской фондовой биржи по категории «А».
Акция или облигация категории «А» соответствует международным бухгалтерским стандартам, подвергается регулярным аудиторским проверкам, проводимым общепризнанной фирмой по бухгалтерскому учету,
и соответствует определенным требованиям по минимальному капиталу.
Таким образом, пенсионным фондам не разрешается инвестировать средства в акции или облигации небольших компаний или тех, чьи финансовые отчеты не подготовлены должным образом.
4 Правовое регулирование сохранности пенсионных
активов в Накопительных пенсионных фондах
4.1 Государственные гарантии по пенсионному
обеспечению
Государство гарантирует пенсионное обеспечение гражданам, вышедшим на пенсию до 1 января 1998 года, с сохранением установленного размера пенсионных выплат до 1 апреля 1999 года, в последующие периоды пенсионные выплаты будут осуществляться в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-I О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан, а именно: максимальный размер пенсионных выплат, назначенных до 1 января 1998 года, за исключением размеров пенсионных выплат участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, прокуратуры, бывшего Государственного следственного комитета Республики Казахстан и лицам, пенсия которым назначена до 1 января 1998 года на льготных условиях по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и по результатам аттестации рабочих мест, не может превышать 75 процентов от 25-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
Государственная базовая пенсионная выплата осуществляется гражданам Республики Казахстан:
1) получающим пенсию до 1 января 1998 года;
2) достигшим пенсионного возраста в соответствии со статьей 9 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;
3) военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, органов финансовой полиции и противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел, имеющим право на получение пенсионных выплат по выслуге лет.
Государственная базовая пенсионная выплата осуществляется независимо от получения пенсионных выплат из Центра и (или) из накопительных пенсионных фондов, а также государственного социального пособия по инвалидности.
Размер государственной базовой пенсионной выплаты ежегодно устанавливается законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год с поэтапным приближением к прожиточному минимуму.
Выплата государственной базовой пенсионной выплаты осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
При достижении пенсионного возраста в соответствии с пунктами 1-3 статьи 9 Закона, государственные социальные пособия по случаю потери кормильца и по возрасту по желанию граждан могут быть заменены государственной базовой пенсионной выплатой в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Повышение размеров пенсионных выплат из Центра производится ежегодно в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
4. Государство гарантирует пенсионное обеспечение гражданам, имеющим право на пенсию по выслуге лет и зарегистрировавшим это право до 1 января 1998 года в органах, назначающих и/или осуществляющих пенсионные выплаты, в этом случае им устанавливается пенсия, выплата которой начинается по оставлении должности.
4.2 Гарантия сохранности пенсионных накоплений
Государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты в порядке, определенном Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
Гарантия сохранности пенсионных накоплений также обеспечивается посредством:
1) лицензирования деятельности накопительных пенсионных фондов по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат;
2) лицензирования деятельности организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами по инвестиционному управлению пенсионными активами;
2-1) лицензирования кастодиальной деятельности банков второго уровня;
3) установления пруденциальных нормативов для организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, и накопительных пенсионных фондов;
3-1) регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов путем установления соответствующих норм и лимитов, обеспечивающих их финансовую устойчивость;
4) установления требований к учредителям, руководящим работникам и специалистам накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, а также к размеру и составу их уставного капитала;
5) установления требования хранения накопительными пенсионными фондами денег и ценных бумаг исключительно в банке-кастодиане, не аффинированном с накопительным пенсионным фондом и организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;
6) Исключен
7) ведения раздельного учета собственных средств и пенсионных активов накопительных пенсионных фондов, а также установления контроля за их целевым размещением;
8) Исключен
9) установления требований по диверсификации и снижению рисков при размещении пенсионных активов;
10) введения ограничений на размеры комиссионных вознаграждений, получаемых накопительными пенсионными фондами;
11) обязательности ежегодного проведения аудита годовых финансовых отчетов накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами;
12) регулярной финансовой и статистической отчетности накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами перед соответствующими государственными органами в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
12-1) предоставления вкладчику и получателю информации о состоянии его пенсионных накоплений;
13) предоставления получателю возможности переводить свои пенсионные накопления из одного накопительного пенсионного фонда в другой, но не чаще двух раз в год;
14) добровольного страхования пенсионных накоплений в полном объеме или частично по выбору получателя;
15) создания системы страхования пенсионных активов.
4.3 Механизм защиты пенсионных накоплений
В накопительную пенсионную систему встроен механизм, защищающий накопления, гарантирующий надежность системы и подведены под законодательную базу.
Первой ступенью механизма защиты накопительной пенсионной системы является строгий надзор государства за ее работой.
Правительством Республики Казахстан был определен ряд институтов, осуществляющих надзор за накопительной системой.
Комитет регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов (КРДНПФ) осуществляет выдачу лицензий и надзор за пенсионными фондами. В случаях неправомерных действий, совершаемых пенсионным фондом, КРДНПФ может приостановить или отозвать лицензию фонда.
Национальная комиссия по ценным бумагам (НКЦБ) осуществляет выдачу лицензий и контроль за работой компаний по управлению пенсионными активами, а также банков-кастодианов. Кроме НКЦБ, работа банков-кастодианов контролируется Национальным банком РК.
Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВН) несет ответственность за сбор взносов и перераспределение их в соответствующие пенсионные фонды, а также за присвоение социального индивидуального кода каждому работнику. ГЦВП также начисляет и выплачивает пенсии сегодняшним и будущим пенсионерам.
Для получения лицензий существуют достаточно жесткие условия. Необходимо отметить, что в случаях банкротства фонда или его ликвидации, пенсионные активы (то есть ваши накопление) не идут на покрытие долгов фонда, а присоединяются к другому фонду, откуда вкладчики могут перевести их по желанию в любой фонд по своему выбору.
Второй ступенью механизма защиты накопительной пенсионной системы служит узаконенная юридическая независимость пенсионного фонда, компании по управлению пенсионными активами (КУПА) и банка-кастодиана , которая введена специально для обеспечения сохранности ваших пенсионных накоплений до тех пор, пока вы не достигнете пенсионного возраста. Для обеспечения защиты пенсионных накоплений вкладчиков законодательством предусмотрены меры на случай банкротства накопительного пенсионного фонда, КУПА и банка-кастодиана. В соответствии с законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», пенсионный фонд ведет раздельный учет собственных средств и пенсионных активов вкладчиков. Таким образом, банкротство накопительного пенсионного фонда не отразится на ваших пенсионных накоплениях: по закону на пенсионные накопления не может быть обращено взыскание кредиторов фонда, и ваши деньги ни при каких условиях не могут быть использованы для уплаты по долгам фонда. В соответствии с законодательством, реорганизация фонда проводится только с разрешения Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов после того, как решится вопрос о судьбе пенсионных активов.
В случае реорганизации накопительного пенсионного фонда в форме присоединения его к другому накопительному пенсионному фонду, вкладчикам предоставляется возможность перевести свои пенсионные накопления в любой фонд по их выбору. Если же вкладчик не определится с выбором фонда в установленные сроки, его накопления переводятся в присоединяющий фонд.
В случае ликвидации накопительного пенсионного фонда каждому вкладчику также предоставляется возможность перевести свои накопления в любой фонд по выбору. Если же вкладчик не сделает выбор в установленные сроки, все его накопления будут переведены в Государственный накопительный пенсионный фонд.
Однако дальнейшее право выбора накопительного пенсионного фонда по-прежнему остается за вкладчиком.
Третьей ступенью механизма защиты накопительной системы является строгое определение государством списка финансовых инструментов (то есть ценных бумаг, акций, облигаций), в которые могут вкладываться пенсионные отчисления. Среди них только самые надежные и те, риск по которым минимален.
4.4 Защита средств, накапливаемых в пенсионных фондах,
от инфляционных процессов в экономике страны
Так как перечисляемые в пенсионный фонд средства, не просто хранятся на вашем счете, а инвестируются для того, чтобы заработать проценты (инвестиционный доход). Эти проценты и являются защитой вкладов от инфляционных процессов: чем выше инвестиционный доход, тем быстрее будут расти пенсионные накопления, обгоняя инфляцию. По законодательству Республики Казахстан инвестирование вкладов может осуществляться только в наименее надежные финансовые инструменты; список таких финансовых инструментов строго регламентирован.
4.5 Почему лучше копить себе пенсию в пенсионном
фонде, а не простом банковском счете?
Накопительная пенсионная система разработана таким образом, чтобы сбережения вкладчиков не подвергались риску, и за этим строго следят государственные органы. Средства же с банковских счетов могут инвестироваться более свободно, возможно, даже прибыльно, но с большим риском. Кроме того, банковский счет можно аннулировать по собственному желанию, а средства с вашего индивидуального пенсионного счета, в соответствии с законодательством, могут быть использованы исключительно на следующие цели:
-размещение в финансовые инструменты;
-осуществление пенсионных выплат по достижении пенсионного возраста в соответствии с законодательством;
-перевод пенсионных накоплений в другой накопительный пенсионный фонд по вашему желанию;
-возврат ошибочно зачисленных пенсионных взносов и иных ошибочно зачисленных денег.
Это дает гарантию невозможности истратить накопленные на вашем пенсионном счете средства раньше установленного срока и не останетесь без средств к существованию в преклонном возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структурные реформы в пенсионной системе необходимы. И хотя в целом пенсионная реформа выдерживается в том виде, в каком планировалась, очевидно, что свои деньги будущие пенсионеры увидят только в том случае, если условия существования НПФ будут совершенствоваться – таковы реалии.
Несмотря на постепенное устранение, наиболее существенных недостатков в процессе развития накопительной пенсионной системы до настоящего момента не разработаны эффективные методы управления накопительными пенсионными фондами. Это выражается в отсутствии стратегического плана развития накопительной пенсионной системы, в постоянном изменении количества регулирующих органов и их компетенции, в отсутствии законодательно установленных пенсионных схем для осуществления пенсионных выплат. Таким образом, имеются объективные потенциальные возможности для существующего совершенствования управления пенсионными накопительными фондами в Республике Казахстан.
Одна из важнейших задач социально-экономического развития связана с расширением использования современных рыночных механизмов мобилизации частных инвестиционных ресурсов для ускоренного обновления основных средств отечественных предприятий. Одним из способов ее решения может стать использование пенсионных накоплений, которые представляют собой долгосрочный, масштабный источник инвестиций. Анализ современного размещения пенсионных накоплений показал, что в настоящее время их привлечение для целей развития производства сдерживается рядом экономических факторов, прежде всего, необходимостью соблюдения баланса между надежностью и доходностью инвестиций, что определено спецификой источника (средства будущих пенсионеров). Отметим, что существующее государственное регулирование в сфере инвестирования пенсионных накоплений практически не стимулирует вложение пенсионных накоплений в реальный сектор экономики. И для расширения инструментария вложений пенсионных накоплений предлагается, в частности, использовать различные варианты современного инвестиционного финансирования.
В заключении нужно отметить, что совместная работа представителей законодательной и исполнительной власти, накопительных пенсионных фондов и страховых компаний, а также всех остальных заинтересованных участников рынка негосударственного пенсионного обеспечения должна привести к тому, что в Казахстане наконец-то будет построена эффективная пенсионная система, способная обеспечить нашим гражданам достойный уровень жизни в пенсионном возрасте.
Список использованной литературы
1 Трудовое право Республики Казахстан. Уваров В.Н. - Алматы: Изд. КазГЮА, 2000г. – 455 с.
2 Трудовое право. Хамзин А.Ш., Хамзина Ж.А., Хамзина А.А.: Учебник. -Астана, 2004г. – 594 с.
3 Трудовое право Республики Казахстан. Ахметов А., Ахметова Г. Учебник. – Алматы: «Юридическая литература», 2005г. – 455 с.
4 . Право социального обеспечения. Жумагулов Г.М., Ахметов А., Ахметова Г. Учебник
5 Социально-обеспечительное правоотношения в Республике Казахстан. Хамзина Ж-. Алматы: Жеті жары, 2002г. - 144 с.
6 Пенсионное обеспечения и социальное защита граждан Республики Казахстан. Алматы, 2004. -164 с.
7. Накопительная пенсионная система Казахстана. Аманбаев М.Н.- Алматы: Экономика, 2005г.
8 Пенсионные активы и минорные мотивы. Абсалямова Н.
9 Все о накопительной пенсионной системе Казахстана, 1999г.
10Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года
11 Комментарии к Трудовому кодексу РК. Под ред. Сапарбаев Б.М. Астана 2008. с.809.
12 Закон РК «О пенсионном обеспечении граждан в РК» от 20 июня 1997 // СПС «Юрист».