Правовой статус личности
СОДЕРЖАНИЕ: Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве РФ. Анализ условий Понятие правового статуса личности. Сущность и принцип коллективности.Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1: Понятие основ правового статуса личности
1.1. Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности
Глава 2: Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России
2.1- Принцип коллективности
2.2 Общие положения
Глава3: Анализ условий Понятие правового статуса личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Выбор темы для настоящей курсовой работы обусловлен тем, что закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются нам самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. На наш взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.
В данной работе я поставила перед собой две цели: рассмотреть непосредственно конституционную защиту прав и свобод личности по конституции РФ, используя доступные мне средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового анализа, во-вторых, что кажется мне наиболее существенной и значимой частью моей работы, выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.
Для этих целей я использую такие источники как, прежде всего, Конституция РФ 1993, Конституция Франции 1958 года(включая Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1783 года и Преамбулу Конституции 1946 года), и отчасти Конституция США. Что же касается вторичных источников, то есть комментаторов данных правовых документов, то, на мой взгляд, они не так важны. Это книга Француа Люшера Конституционная защита прав и свобод личности, а также Основы Конституционного права Российской Федерации А.И. Коваленко. Для определения некоторых понятий, таких как демократия, либерализм, я использую компилятивный источник Что такое демократия
Информационного агентства США. Общей теоретической базой для меня явились такие источники как Теория государства и права (МЮИ, 1993 год) и Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики Также я цитирую А.П.[1] Герасимова и его работу 53 вопроса о Конституции РФ.
Почему я выбрала именно эту тему для курсовой работы? Дело в том, что Российская Федерация - демократическое правовое государство(ст.1 Конституции РФ) и Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Мне нравятся принципы, заложенные в этих двух статьях. И я искренне надеюсь, что они получат дальнейшее развитие. Именно по этой причине я решила выбрать эту тему для курсовой работы. На мой взгляд, пока еще не все так хорошо и замечательно, как провозглашено в Конституции РФ. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.
Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минимальную степень научности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский историк Тацит. Но дело в том, что я убеждена, что полная объективность невозможна по определению. Над нашими суждениями довлеет груз моральных ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными суждениями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится на содержании данной работы. Для меня приоритетными являются принципы либерализма и демократии, и из двух последних либерализм, как вы можете заметить, я поставил на первое место. Это вовсе не означает однобокого подхода к данной теме, но критика моя в основном направлена на несоответствие Конституции РФ 1993 года этим двум принципам, которых я нашел достаточное количество.
Глава 1. «Понятие основ правового статуса личности»
Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 действующей Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в ст. 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Нормы данного института содержатся также в широкой системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся: законы Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» и «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (1993 г.); федеральные конституционные законы «О референдуме Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и многие другие.[2]
1.1-Конституционно–Правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности
Конституционно правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве.
Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права Рассмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных, а правоотношений при реализации им своей правоспособности.
Иначе говоря, правовое положение (статус) человека и Гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Констиционное право выполняет особую роль в установлении жого положения человека и гражданина.
Каждая из других отраслей права закрепляет совокупность прав в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т. д.
Предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в ст. 64 — заключитительной статье гл. 2 Конституции. В ней отмечается, что «поло1я настоящей главы составляют основы правового статуса личности Российской Федерации».
Понятие «основы» отражает, прежде всего, систему коренных начал правого статуса личности, провозглашаемых в Конституции и защищаемых государством.
- лучше понять функциональное значение данного правового института, основания единства и дифференциации его норм, необходимо выявить его внутреннее строение, совокупности тех относительно специфических групп норм, которые входят в его систему. В обоснование подобной классификации норм могут быть положены различные критерии, что и находит свое выражение, как в теоретической литературе, так и в учебниках. Логически обоснованной и допустимой является следующая классификация норм рассматриваемого института.
В первой группе объединяются нормы, которые закрепляют общие принципы правового статуса личности. Они проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод и др.
Установление таких общих, универсальных для всех отраслей права является важнейшей функцией данного института конституционного права.
Во вторую группу входят нормы, определяющие такой важнейший статуса лица, как принадлежность его к гражданству Российской Федерации, основания приобретения и прекращения гражданства. Нормы данной группы определяют и особенности статуса иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, лиц, получивших политическое убежище, и др.
К третьей группе относятся нормы, которые устанавливают конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. То те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права Основные права, свободы и обязанности[3] составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права.
Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в системе конституционного права Российской Федерации, непосредственно следуя за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя. Такая последовательность закономерна. Именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина. Этим обусловлено и соотношение первой и второй глав Конституции РФ.
Нормы, закрепляющие основы правового статуса личности, тесно связаны с нормами других конституционно-правовых институтов, причем эта связь взаимная.
Формирование, принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления базируются на основах правового статуса человека и гражданина и, в свою очередь, содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.
Прежде чем перейти к анализу принципов правового статуса человека и гражданина, необходимо рассмотреть вопрос о развитии концепции прав человека и гражданина в конституционном законодательстве России. Без этого нельзя уяснить глубинную суть, новое содержание конституционных установлений, закрепляющих основы статуса человека и гражданина.
Глава 2. Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Последняя повлекла за собой полное обновление разд. II Конституции РФ 1978 года «Государство и личность». С этого началось приведение конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Последовал отказ в этой сфере от принципов, присущих тоталитарному государству
Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина.
1. В действующей Конституции РФ впервые получил закрепление принята норм международного права в области прав человека.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам нормам международного права и в соответствия с настоящей Конституцией (ст. 17).
Таких основополагающих международных документов ООН назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный акт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный акт об экономических, социальных и культурных правах(1966 г); документы, Совета Европы — в частности, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и многие другие.
По советской концепции сфера прав человека считалась сугубо государственным делом. Не допускалось вмешательство международных[4] [5] организаций в положение дел с правами человека в СССР. Не решались какие-либо действия, связанные с проверкой применения на территории Союза норм международного права, с реализацией права обращения граждан в международные организации за защитой прав чека, запрещалось создание каких-либо общественных формирования, ставящих целью защиту этих прав.
Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства новой защиты (ч.З ст. 46). Признание роли общепризнанных принципов и норм международного права означает необходимость изменения всех прежних основ статуса человека, закрепляемых в ранее действующих конституциях
2.Для современной российской концепции прав человека характерен отказ от классового подхода при закреплении прав и свобод.
Классовый принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве. Особенно яркое отражение он получил в первой Конституции 1918 года. Все провозглашаемые в ней и свободы закреплялись только за трудящимися, т. е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых эксплуататорским классам, декларировалось беспощадное подавление. Отдельные лица и отдельные группы лиц лишались прав, которые ими использовались в ущерб интересам социалистической революции.
Это норма воспроизводилась ин Конституции РСФСР 1925 года.
В последующих конституциях, как Союза ССР, так и РСФСР формы классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его оставалась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», а затем «в соответствии с целями коммунистического строительства».
Эти положения конституций свидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализовать свои права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством.
Классово-идеологический подход к правам человека приводит к подавлению личности, к нарушению ее свободы, означал, принуди тельное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это вылилось в физическое уничтожение огромного числа граждан, объявленных «врагами народа».
Классово-идеологический критерий неприменим в демократическом, правовом государстве. Поэтому и в Конституции 1993 года одной из основ конституционного строя признано идеологическое и политическое многообразие. Права и свободы человека и гражданина не увязываются с его социальным статусом, принадлежностью к какому-либо классу, с приверженностью тем или иным идеологическим ценностям, политическим взглядам. Конституция признает и защищает право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями
3.В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это получило свое выражение, прежде всего в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория права человека.
В социалистической доктрине человек, его права в правовом, политическом аспектах не признавались как самозначимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящийся», «эксплуататор», затем понятием «гражданин». Сама постановка вопроса о правах человека считалась искусственной.
Определенный шаг к выходу за рамки этих понятий сделали Конституция СССР 1977 года и соответственно Конституция РСФСР 1978 года, включившие разделы «Государство и личность». Однако в них по-прежнему использовалось только понятие «права и свободы граждан». Лишь после принятия 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина понятие «права человека» получило и конституционное признание.
Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по содержанию. Они отражают различные аспекты статуса личности. Вот почему Конституция, характеризуя этот статус, применяет оба понятия, фиксируя права и свободы и человека, и гражданина.
Понятие «права человека» подчеркивает неотъемлемость прав личности как таковой, невмешательство государства во внутреннюю жизни’ человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы.
Понятие «Права гражданина» исходит из незыблемых прав личности как гражданина государства, определяет права и свободы человёка. Именно в данном качестве.
В конкретном перечне прав и свобод в Конституции эти понятия в значительной части совпадают. В большинстве статей Конституции права и свободы адресуются каждому, в некоторых — гражданину.
Последнее относится к тем правам, которые вытекают из принадлежности лица к гражданству данного государства, важной чертой современной конституционно закрепленной концепции прав человека является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.
В социалистической, концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя как основанного на принципах коллективизма перед буржуазным строем с его «индивидуализированным» человеком, взаимным отчуждением людей.
Характерно, что в отличие от предшествующих революций в мире, в ходе которых провозглашались декларации прав человека и гражданина, революция 1917 года становление социалистического» государства в России ознаменовала декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
2.1. Принцип коллективности
Коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность.
В социалистической теории и практике такое соотношение не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как безусловное признание всеми социалистических ценностей, полное единство взглядов, неправомерность политических позиций, отступающих от господствующей идеологии. Так, в конституциях этапа развитою социалистического общества, в которых впервые было применено понятие «народ», это обосновывалось тем, что в социалистическом государстве Сложилась новая историческая общность людей — советский народ В результате утверждения полного морально-политического единства всех классов и слоев общества.
По новой концепции прав человека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии, на приверженности одной идеологии, уже не подразумевается полное морально-политическое единство всех граждан, фактически не достижимое ни в одном демократическом государстве. Люди всегда были, есть и будут разными, в обществе всегда имеются противоречивые интересы.
Основа коллективности в современных условиях — объединение Усилий всех государственных и общественных структур для создания Условий, в возможно более полной мере удовлетворяющих интересы различных’ социальных слоев общества, для утверждения общественного согласия.
Согласованные государственные решения должны достигаться не путем принудительного подавления политических Оппонентов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выработки общего подхода к той или иной проблемы.
Еще одной чертой новой концепции прав человека является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности.
Этот принцип обосновывался тем, что государство само всеобщем выражает и общественные, и личные интересы. Вследствие этого считалось, что у личности, как и у общества в целом, не может быть по— лирических интересов, противоречащих государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии — это воля народа». Если же такие интересы имелись, то в зависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства. Одним из условий, обеспечивающих приоритет государственных интересов, являлось глобальное огосударствление общества, всех его формирований, которыми оно было поголовно охвачено. Это приводило к отсутствию у нас гражданского общества, к трактовке полного единства государства и общества, понятий, не различаемых по определению.
Исходное начало действующего конституционного и текущего законодательства — признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государство уже не рассматривается как ассоциация,[6] охватывающая все общество, как «самая массовая организация трудящихся». Оно трактуется как представитель общества, который несет перед ним, перед гражданами, перед отдельным человеком определенные обязанности и ответственность, прежде всего обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Признание взаимных прав и обязанностей получило законодательное закрепление в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации.
Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).
Советская теория исходила из постулата о том, что права пре доставляются гражданам социалистическим государством.
Теория же о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная на идеалистических, а не на материалистических представлениях, хотя эта исходная в области прав человека позиция школы естественного права общепризнанна. Она отражена во всех международных документах о правах человека.
Конституционное закрепление прав и свобод граждан на разных этапах развития государства имело свои особенности.
В Конституции 1918 года нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в качестве особого раздела. Наряду с иными нормами они получили отражение как в Декларации прав трудящегося эксплуатируемого народа, являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе [7]
2.2 Общие положения
Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 года (в Конституции РСФ(Р 1937 года). Однако эта глава была одной из последних глав в ее структуре (гл. Х Конституции СССР).
В Конституции РСФСР 1978 года (вслед за Конституцией СССР 1977 года) был выделен раздел «Государство и личность», состоящий из двух глав «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» и «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». Причем раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах общественного строя и политики, т. е. в начале Конституции.
Значительно расширился перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государством и многие другие. Конституция расширила содержание прав, закреплявшихся и в прежнем Основном Законе, а также их гарантии, более полно определила основные обязанности граждан. Были включены нормы об основах правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Несмотря на все эти нововведения, основные сущностные черты социалистической концепции прав личности сохранились и в этой Конституции «развитого социализма».
После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность» был существенно изменен — дан в новой редакции. В нем были выделены две главы: «Права и свободы человека и гражданина» (гл. 5) и «Обязанности граждан Российской Федерации (гл. 6Л)
В Конституции РФ 1993 года нормы рассматриваемого института содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 17—б4).
Сохраняя в качестве исходных принципы, провозглашенные в декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция вместе с тем по сравнению[8] с прежней юридически более точно раскрывает содержание многих прав и свобод. Прежде всего, следует подчеркнуть, что определяющая для данного института норма-принцип о человеке, его правах. И свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в гл. 1 Конституции.
Введена статья о допускаемых пределах ограничений прав и свобод Условиях чрезвычайного положения и определен перечень тех прав. И свобод, которые не подлежат такому отграничению.
Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения гл. 2 к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто них и в названии главы (как это было в последней редакции прежнего Основного Закона) хотя нормы такого рода в ней содержатся данный подход можно объяснить тем, что конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией Конституции. Однако нет оснований для вывода о том, что обязанностям граждан Конституция не уделяет внимания. В ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей.
Глава 3 - Анализ условий Понятие правового статуса личности
Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.
Над нашими суждениями довлеет груз моральных ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными суждениями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится на содержании данной работы. Для меня приоритетными являются принципы либерализма и демократии, и из двух последних либерализм, как вы можете заметить, я поставила на первое место. Это вовсе не означает однобокого подхода к данной теме, но критика моя в основном направлена на несоответствие Конституции РФ 1993г.
При выполнении этой работы я пришла к определенным выводам, которые сейчас попытаюсь изложить.
Конституция РФ 1993 года действительно является Конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, включая новейшие, которые отсутствуют даже в таких классических документах как
Декларация 1789 года и Конституция США.
По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ превосходит аналоги более детальным рассмотрением многих принципов, что конечно же защищает права и свободы личности более четко, ибо против Конституции открыто не будет действовать даже Президент. Защита личных прав и свобод соответствует всем международным соглашениям(то есть минимальному стандарту) и даже превосходит их.
Что особенно важно, Конституция РФ более четко регламентирует сферу вмешательства законодателей с целью ограничения публичных свобод.
Защита права на равенство соответствует международным нормам.
Защита права на частную собственность по Конституции РФ гораздо более четко охраняет интересы собственника, практически не оставляет возможностей для злоупотребления, в ней заложен скорее либеральный, чем социальный принцип, хотя элементы последнего также присутствуют.
Защита права на достоинство соответствует международным нормам.
Практически по всем вопросам, рассмотренным в рамках защиты права личности на неприкосновенность, Конституция РФ отличается от классических документов конституционного значения более четкими и подробными формулировками. Некоторые недостатки Конституции РФ выглядят незначительной мелочью на фоне пробелов в Конституции Франции.
В области права на демократию нет прямого закрепления контроля народом действий государственной власти.
Одним из достоинств Конституции является экологическое право и право на сохранение исторических ценностей.
Таким образом, Конституция Российской Федерации является потенциально мощной защитой прав и свобод личности, документом своего времени, документом, достойным (в области прав и свобод) международного признания.При четкой практической реализации всех этих конституционных принципов.
Российская Федерация сможет претендовать на самое свободное и социально защищенное положение личности в мире.
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема Понятие правового статуса личности изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики Понятие правового статуса личности.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы Понятие правового статуса личности.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы Понятие правового статуса личности определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме Понятие правового статуса личности необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме Понятие правового статуса личности в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение[9] вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа Понятие правового статуса личности.
Теоретическое значение изучения проблемы Понятие правового статуса личности заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий Понятие правового статуса личности.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы Понятие правового статуса личности с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу Понятие правового статуса личности;
2. Сказать об актуальности проблемы Понятие правового статуса личности в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики Понятие правового статуса личности;
4. Обозначить тенденции развития тематики Понятие правового статуса личности;
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение.
Во введении обоснована актуальность выбора темы,
поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы Понятие правового статуса личности.
Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов Понятие правового статуса личности.
В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы Понятие правового статуса личности.
Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития Понятие правового статуса личности.
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения улучшения состояния вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы Понятие правового статуса личности, круг вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме Понятие правового статуса личности послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике Понятие правового статуса личности, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Заключение
Завершая анализ прав и свобод человека в Конституции РФ 1993 года можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамоочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу. Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика “достроила” тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.
Задачей этой работы было рассмотрение конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина.
При выполнении её я пришла к определенным выводам, которые сейчас попытаюсь изложить.
Конституция РФ 1993 года действительно является Конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно[10] изложены все основные права и свободы человека и гражданина, включая новейшие, которые отсутствуют даже в таких классических документах как Декларация 1789 года.
По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ превосходит аналоги более детальным рассмотрением многих принципов, что конечно же защищает права и свободы личности более четко, ибо против Конституции открыто не будет действовать даже Президент. Защита личных прав и свобод соответствует всем международным соглашениям(то есть минимальному стандарту) и даже превосходит их.
Что особенно важно, Конституция РФ более четко регламентирует сферу вмешательства законодателей с целью ограничения публичных свобод. Свобода информации рассмотрена в ней очень глубоко и подробно, кроме того, свобода информации гарантирована любому, а не только гражданину.
Защита права на равенство соответствует международным нормам.
Защита права на частную собственность по Конституции РФ гораздо более четко охраняет интересы собственника, практически не оставляет возможностей для злоупотребления, в ней заложен скорее либеральный, чем социальный принцип, хотя элементы последнего также присутствуют.
Защита права на достоинство соответствует международным нормам.
Практически по всем вопросам, рассмотренным в рамках защиты права личности на неприкосновенность, Конституция РФ отличается от классических документов конституционного значения более четкими и подробными формулировками. Некоторые недостатки Конституции РФ выглядят незначительной мелочью на фоне пробелов в Конституции Франции.
В области права на демократию нет прямого закрепления контроля народом действий государственной власти.
Одним из достоинств Конституции является экологическое право и право на сохранение исторических ценностей.
Таким образом, Конституция Российской Федерации является потенциально мощной защитой прав и свобод личности, документом своего времени, документом, достойным (в области прав и свобод) международного признания.
При четкой практической реализации всех этих конституционных принципов, Российская Федерация сможет претендовать на самое свободное и социально защищенное положение личности в мире.
Использованная литература
1. Конституция РФ 1993г.
2. Декларация прав человека и гражданина от 22.11.1991. // Сов. Государство и право. 1992. №2.
3. Байтин М.И.// Вестник СГАП. 1995. №2.
4. Бойцова В.И.// Правоведение. 1991. №3.
5. Власенко Н.А.// Сов. Государство и право. 1990. №12.
6. Воротилин Е.А.// Политология: курс лекций. М. – 1993.
7. Демидов А.И. // Правоведение. 1995. №3.
8. Кистяковский Б.А.// Вопросы философии. 1996. №6.
9. Козулин А.И. // Государство и право. 1994. №2.
10. Малько А.В. // Теория политики. Саратов. 1994.
11. Малько А.В. // Правоведение. 1997. №3.
12. Мартышкин О.В. //Государство и право. 1996. №5.
13. Матузов Н.И. Право и мораль в их взаимодействии. Саратов. 1969.
14. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. №2.
15. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. СПб. 1997.
16. Нормы советского права. / Под редакцией М.И. Байтина, В.К. Бабаева. Саратов, 1987.
17. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М. 1985.
18. Сенякин И.Н. Специальные нормы советского права. Саратов. 1987.
[1] Конституция РФ 1993, Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1783 года№6 стр:71.
[2] Конституция РФ 1993 года ст:59
[3] Конституционное право «Правовой статус личности» стр:159
[4] Декларация прав человека и гражданина от 22.11.1991.//Сов.Государство и право.1992.№2 стр:83
[5] Конституции РФ 1978 года «Государство и личность». №2 стр: 96
[6] Конституционное право «Правовой статус личности» стр:145
[7] (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).
[8] .Мартышкин О.В. //Государство и право. 1996. №5.
[9] Воротилин Е.А.// Политология: курс лекций. М. – 1993.
[10] . Конституция РФ 1993