Правовой статус судьи в современном мире
СОДЕРЖАНИЕ: Введение В настоящей работе речь пойдет о статусе судьи – правовом положении его как носителя судебной, должностного лица высокого ранга, его правах и обязанностях, гарантиях и иммунитетах, его месте в судебной системе.Введение
В настоящей работе речь пойдет о статусе судьи – правовом положении его как носителя судебной, должностного лица высокого ранга, его правах и обязанностях, гарантиях и иммунитетах, его месте в судебной системе.
Со становлением России как правового государства роль и значение судебной власти будет все более возрастать, а следовательно и значение статуса судей в учебном процессе при изучении дисциплин неизбежно будет повышаться. Уже в ближайшем будущем совокупное количество профессиональных судей в нашей стране должно возрасти с 18 тыс. человек до 40 тыс., а это означает, что многие из нынешних студентов – юристов станут судьями, и наверняка, почти все остальные своей практической деятельности будут самым непосредственным образом сталкиваться с деятельностью судебных органов.
Профессиональный судья является главным действующим лицом в работе судебных органов, единственным носителем судебной власти и центральным – без преувеличения – звеном судебной системы.
Зная правомочия судьи и его место в судебной системе, студент – юрист (как и юрист – практик) легко сможет определить, чего от того или иного судьи можно ожидать в плане выполнения им общей функции правосудия; с чем, с какими требованиями, ходатайствами к нему можно обратиться, принимая во внимание его компетенцию; что зависит от конкретного судьи и судебного органа, где работает этот судья, а что – прерогатива иного судебного органа, иной судебной инстанции или иного должностного лица в судебно – должностной иерархии.
Целью данной работы является показать правовое положение судей в современном обществе. Таким образом, будет рассмотрен статус судей не только в Российской Федерации отдельно, которую автор также относит к современному миру, по причине следования ей многим передовым стандартам функционирования судебной системы и провозглашению большинства самых прогрессивных принципов, касающихся судей, но и в сравнении со статусом судьи по Европейской Хартии о статусе судей. В соответствии с ней определяется статус судей в тех европейских государствах, где она ратифицирована. В России же правовое положение судей определяет Конституция Российской Федерации, а также Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
В работе будет рассмотрен статус федеральных судей, а также особенности статуса мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Понятие правового статуса судьи.
Термин статус происходит от латинского status– состояние, положение.
Статус судьи – это совокупность присущих только судьям прав и обязанностей, гарантий, обусловленных их особым, по отношению к другим публичным субъектам, положением, а также выполняемыми ими функциями по отправлению правосудия.
Судьи – это должностные лица государства, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе Российской Федерации», выполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Судья в профессиональном смысле понимается как лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями по осуществлению функций судебной власти, исполняющие обязанности на профессиональной основе и действующие посредством конституционного и уголовного судопроизводства. В общей теории права функция определяется как исправление воздействия права на общественные отношения, либо направление правового регулирования.
Всех носителей судебной власти призывают действовать в относящемся к их юрисдикции правовом пространстве в качестве потенциальных защитников Конституции, хранителей законности и гражданского мира. В этом признании и заключена суть «носительства» судьями судебной власти.
Содержание правового статуса судьи можно сгруппировать в несколько блоков:
- Формирование судейского корпуса
- Гарантии судей
- Права судей
- Обязанности судей
- Ответственность судей
Каждая страна должна выработать такой порядок отбора и назначения судей, который не вызывал бы сомнений в его приверженности только интересам правосудия. В большинстве современных государств, в процессе формирования судейского корпуса, как отмечает И.Л. Петрухин, участвуют все три ветви государственной власти, причем не только на стадии предварительного отбора, но и на стадии, собственно, формирования. Жесткий контроль обусловлен тем, что он в дальнейшем будет обеспечивать объективную беспристрастность судьи и подчинение судьи только закону.
Гарантиями судей являются предоставленные им государством иммунитеты в связи с особым назначением и исполняемыми им функциями. Гарантии принято разделять на материальные, процессуальные и социальные. Корректно построенная система судейских гарантий позволяет обеспечить их объективность и полную независимость.
Судья обладает широким кругом прав, характеризующих его как публичного субъекта. Но в связи со спецификой должности можно выделить и другие права, составляющие особенности правового статуса судьи, как то: право на отставку или право на социальное обеспечение, которое у судей переходит в разряд гарантий, то есть становится институтом государственных гарантий социального статуса судей. Кроме того, к правам судьи относят его компетенцию, то есть право на рассмотрение судебных дел разных категорий. Компетенция составляет ядро правового статуса любого публичного субъекта.
Обязанности судьи – это предъявляемые к нему требования. По мнению председателя Пензенского областного суда А.Б. Терехина, это правила поведения служителей Фемиды, судейская дисциплина. Но, как верно отмечают Кулапов и Сенякин, дисциплина, в отличие от законности содержит требования не только правовых, но и морально - этических норм.
Ответственность судей служит надежным средством защиты прав и свобод граждан, укрепления законности, правового и нравственного порядка, а также преодоления произвола и бюрократизма. Причем, введение все более строгой ответственности судей носит превентивный дисциплинирующий характер, нежели, стремится привлекать большее количество судей к ответственности.
Статус является единым для всех судей. Закон устанавливает общий правовой статус всех без исключения судей, независимо от их принадлежности к конкретным судам.
Как мы видим, правовой статус судьи объемен по содержанию элементов. Все они будут рассмотрены подробнее ниже.
Формирование судейского корпуса в РФ.
Высокое предназначение судьи обуславливает и повышенные требования к кандидатам на судебные должности. Данное положении устанавливается в ст. 119 Конституции РФ и получает дальнейшую регламентацию в п. 1 ст. 4 Закона. Так, судьей Конституционного суда РФ может быть гражданин РФ, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ может быть гражданин РФ, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж по юридической профессии не менее 10 лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, кружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин РФ, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не мене 7 лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Кроме того, российский законодатель включил в число требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи и медицинское освидетельствование, подтверждение отсутствие у претендента на должность судьи заболеваний препятствующих его назначению (избранию).
Согласно п. 5 ст. 13 Закона «О судебной системе Российской Федерации», отбор кандидатов на должность судей осуществления на конкурсной основе.
Конкурсная система отбора кандидатов на должность судей носит главный характер. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, обязан в течение 10 дней сообщить об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей, а последняя не позднее, чем через 10 дней после получения такого сообщения объявляет в СМИ об открытии вакансии.
Процесс формирования судейского корпуса включает две основные стадии. Первая – отбор кандидата на должность судьи, вторая – собственно назначение или избрание. Применительно к Российской Федерации необходимо обозначить еще одну стадию – вступление в должность.
Первая стадия процесса формирования корпуса судей в свою очередь реализуется в несколько этапов:
1) подача кандидатом заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена с приложением необходимых документов, подтверждающих соответствие кандидата требованиям, предъявляемым Законом;
2) формальная проверка на предмет соответствия этим требованиям;
3) рекомендация одного из претендентов квалификационной коллегией судей на конкретную судейскую должность;
4) рекомендации одного из претендентов квалификационной коллегией судей на конкретную судейскую должность;
5) рекомендации (или отказ в таковой) квалификационной коллегии (в форме заключения) и ее представление председателю соответствующего суда;
6) рассмотрение председателем соответствующего суда материалов;
7) обращение председателя суда к законодательному (представительному) органу субъекта Федерации для получения его мнения о кандидатуре на должность судьи, за исключением судей военных судов;
8) представление Президенту РФ председателей Верховного или Высшего Арбитражного судов РФ в отношении кандидатов на судейские должности соответствующих подсистем судебной системы;
9) рассмотрение кандидатур на судейские должности Комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, и, наконец, еще два этапа, осуществляемых в отношении судей отдельных категорий;
10) в процессе отбора кандидатов на должности судей Верховного, Высшего Арбитражного и Конституционного судов РФ осуществляется также представление Президентом РФ соответствующих кандидатур Совету Федерации Федерального Собрания РФ;
11) утверждение указанных в п. 10 кандидатур в комитетах Совета Федерации РФ.
Завершающими этапами первой стадии процесса формирования судейского корпуса выступают обсуждение и оценка имеющихся кандидатур субъектом, наделенным правом назначать (избирать) кандидатов на должности. Здесь отметим, что заключение Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам о кандидатуре на соответствующие должности, наряду с представлением Президента РФ, выступает основной для осуществления второй стадии процесса формирования судейского корпуса – собственно назначения.
В Российской Федерации, так же как и в ряде зарубежных стран назначенный (избранный) судья должен пройти еще одну стадию, прежде чем получит возможность реализовать полномочия по осуществлению правосудия, а именно стадию вступления в должность. Это требование о принесении вновь назначенным (избранным) на должность судьей присяги. Присяга является одним из важнейших атрибутов вступления в должность высших должностных лиц государства, она символизирует их особый статус, ответственность перед обществом. Присяга, приносимая публично и скрепленная подписью лица, ее приносящего, помимо того, является юридическим актом. Юридическая значимость этого акта заключается в фиксации момента вступления судьи в должность, момента фактического приобретения им права осуществлять от имени государства полномочия правосудия.
Гарантии судей в РФ.
Ст. 120 Конституции гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Независимость судей, помимо того, что они подчиняются только Конституции и федеральному закону, обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в Конституции РФ: несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления полномочий (ст. 121), неприкосновенность и возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом Федеральным законом (ст. 122). Более подробно эти и другие гарантии будут рассмотрены в работе ниже.
Независимость судей обеспечивается также порядком формирования судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями.
Гарантией независимости судей является их безопасность. Положения о том, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства и органы МВД обязаны принять необходимые меры к обеспечению их безопасности, если к ним поступает соответствующее заявление, получили дальнейшее развитие в Федеральном законе РФ «О государственной защите судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В целях обеспечения безопасности судей и их близких принимаются меры по защите их жизни и здоровья, сохранности имущества; принимаются меры правовой защиты, предусматривающие, в том числе и повышенную уголовную ответственность за посягательства на их жизнь, здоровье, имущество (ст. 3).
Кроме того, Федеральным законом РФ « О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов в Российской Федерации» установлены материальное и социальное обеспечение судей – важная составляющая их независимости. За последние годы увеличен размер оплаты труда судей и усовершенствована ее структура. Размер должностного оклада устанавливается в процентном соотношении к должностным окладам Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ «Об оружии».
Независимость судьи обеспечивается также системой органов судейского сообщества (съезд, конференции, советы и общие собрания судей, квалификационные коллегии, которые специально созданы для выражения интересов судей), закрепленной в Федеральном законе РФ «Об органах судейского сообщества в РФ».
Судейское сообщество рассматривает актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного обеспечения, а также правового и социального положения судей. Органы судейского сообщества дают возможность судьям решать ряд вопросов, которые ранее входили в компетенцию Министерства юстиции РФ, и тем самым становятся более независимыми от органов управления, каковым является Министерство юстиции РФ.
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов.
Приведем по пунктам гарантии независимости судей, выполнение которых будет обеспечивать объективное и беспристрастное правосудие:
установленный законом порядок отбора кандидатов на судебные должности и наделение судей полномочиями;
обязательная процедура осуществления правосудия в форме гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства;
несменяемость судей;
тайна совещания судей;
запрет на вмешательство в той или иной форме в деятельность по осуществлению правосудия;
установление уголовной и административной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия.
Можно сказать, что принцип независимости судей имеет две стороны: а) судья независим при осуществлении правосудия; б) судья одновременно зависим от необходимости при осуществлении правосудия соблюдать действующее законодательство. Наглядным примером такой трактовки принципа независимости российского судьи может служить постановление Президиума Совета судей РФ «О компетенции Совета судей субъекта Федерации». Суть вопроса: Совет судей Ульяновской области в своем постановлении обратил внимание судьи А. на необходимость устранения фактов волокиты при рассмотрении гражданских дел. Судья А. обратилась в федеральный Совет судей с вопросом о правомерности названного обсуждения. Рассмотрев это обращение в своем постановлении, Совет судей РФ отмечает, что, поскольку сроки рассмотрения дел регламентируются процессуальными законами, волокита, допускаемая судами, ущемляет интересы граждан и подрывает авторитет судебной власти, поэтому Совет судей субъекта Федерации вправе обсуждать проблемы соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним и Кодексом чести судьи РФ, и это не является нарушением гарантий независимости судей.
В этой связи хотелось бы привести мнение судьи Конституционного суда РФ Тамары Моршаковой. Она считает, что независимость судей более всего ущемляется внутри самой судебной системы. Прежде всего, при помощи Судебного департамента при Верховном суде РФ, так как именно им обеспечиваются организационно – финансовые основы деятельности судей. Этот судебный департамент обеспечивает материально все нижестоящие суды и лично судей. На нем лежит обязанность предоставлять им жилье, обеспечивать судебную деятельность финансовыми, материальными и иными ресурсами. То есть этот департамент, находящийся при высшей судебной инстанции, вполне может использоваться как орудие влияния на судей, решения которых не устраивают вышестоящие суды. Получилось, что вышестоящие судебные инстанции и Верховный суд РФ, в частности, решают все вопросы судьи: классы, жилье, ремонт судов, отмена решений, продвижение по карьерной лестнице, перевод в другой суд. Но здесь же автор привела правильную, по её мнению, схему финансирования судов. Выглядит она примерно так: председатель суда и вся судебная система должны напрямую получать средства из федерального бюджета, тогда суд не будет зависеть от высшей процессуальной инстанции, которая проверяет его решения.
Таким образом говорить, что принцип независимости судей повсеместно соблюдается и даже, что он гарантированно обеспечен всеми законами, априори преждевременно.
Другой важнейшей составляющей самостоятельности и независимости судебной власти и судей, ее носителей, является закрепленный в Конституции РФ и в Законе принцип неприкосновенности судей. Ст. 122 Конституции РФ прямо провозглашает: «1. Судьи неприкосновенны. 2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом». В Федеральном законе «О статусе судей в РФ» сказано, что личность судьи неприкосновенна, эта неприкосновенность распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы; далее установлено, что судья не может быть привлечен к какой – либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. В законе установлено правило, по которому уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Нужно отметить, что принцип неприкосновенности судьи, закрепленный в федеральном законе, приветствуется не всеми. При этом сторонники одной точки зрения, отвергают его по недомыслию, не понимаю его сути и руководствуясь лишь мнением, что судьи должны быть как все, иначе нарушается принцип равенства людей; другие же отвергают его осознанно, понимая последствия лишения судей неприкосновенности. Так, профессор Бойков считает, что «гипертрофированный иммунитет судьи, поощряющий безнаказанность и безответственность его носителя, явление социально вредное, порожденное только в России периода «демократических» преобразований». И.Алешина заявила о том, что закон «О статусе судей в РФ» вообще не соответствует времени. Но точку зрения, что «судейская неприкосновенность – одно из достижений российской демократии, позволяющее судам безбоязненно противостоять обвинительному уклону в работе следственных органов и прокуратуры» разделяют куда больше ученых. Это И.Л. Петрухин, который и выдвинул данную концепцию, А.С. Кобликов, М.И. Клеандров, В.И. Радченко, В.И. Руднев и др.
Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельно и независимостью судебной власти (ст. 10 и ст. 120 Конституции РФ). Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.
Неприкосновенность судьи, впрочем, не означает его безнаказанности. Судью можно преследовать за поступки, не совместимые с авторитетом судейской должности, с законом. Но вина судьи подлежит доказыванию в особом порядке. Неприкосновенность судьи означает только одно, что судья в случае нарушения законодательства должен преследоваться в соответствии с особой процедурой привлечения к ответственности.
Другой составляющей, обеспечивающей независимое и самостоятельное правосудие, является принцип несменяемости судей. Ст. 121 Конституции РФ провозглашает: « 1. Судьи несменяемы. 2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом». Ст. 12 Федерального закона «О статусе судей в РФ» гласит, что «судья несменяем; он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия не могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом».
Полномочия судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований, перечисленных в ст. 13, а именно:
1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
Возникновение этого института связано с существованием серьезных ограничений свободы выражения мнений и убеждений, выбора рода деятельности и места работы, продиктованных необходимостью обеспечить независимость судебной власти и ее носителей. В период, в течение которого полномочия судьи приостановлены, он не вправе осуществлять правосудие как в узком (непосредственное рассмотрение дел и вынесение решений), так и в широком смыслах этого слова (деятельность судьи по подготовке дела к рассмотрению, направление запросов и поручений, истребование документов и т.п.) Приостановление полномочий не влечет за собой прекращение выплат заработной платы (денежного содержания для судей военных судов) или уменьшения их размера и не лишает судью гарантий независимости и неприкосновенности, установленных законом.
Что касается прекращения полномочий судьи, то закон (ст. 14) назвал основания для этого:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
6) прекращение гражданства Российской Федерации;
7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
Установлено, что полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения; в свою очередь, решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок. А в случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
У судьи также есть право отставки. По смыслу закона, ей признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Предоставить отставку – обязанность государства. Право судьи сохраняет звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу, гарантию личной неприкосновенности.
В законе перечислены строго определенные случаи как основания, когда судья считается ушедшим в отставку. Это следующие основания:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
4) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижению им предельного возраста пребывания на военной службе;
5) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;
6) отказ судьи от перехода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
7) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.
Судье, пребывающему в отставке, выплачивается государственная пенсия на общих основаниях, а судье военного суда, пребывающему в отставке, по его выбору может вы плачиваться или военная пенсия, или пенсия на общих основаниях.
Особенности правового положения судьи, пребывающего в отставке, заключается в том, что за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Кроме того, установленные ст.19 и ст.20 меры материального и социального обеспечения судей также распространяются на судей этой категории. Иными словами, положение «судьи, пребывающего в отставке, по сравнению с его прежним положением отличается лишь тем, что он утрачивает функцию отправления правосудия, а также несколько меньшим денежным содержанием. В остальном же, он остается равным действующему судье…», как справедливо отмечает М.С. Палеев.
Институт отставки судей Конституционного Суда РФ практически не отличается от установленного Федеральным законом РФ «О статусе судей в РФ», за исключением стажа работы в должности судьи. Ч. 5 ст. 15 упомянутого закона предусматривает необходимость наличия такого стажа в объеме не менее 20 лет, ч. 2 ст. 19 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» - не менее 15 лет. Сокращение этого срока вызвано спецификой формирования Конституционного Суда РФ, предполагающей, как раньше уже говорилось, привлечение к его работе не только и не столько практикующих судей, сколько специалистов в области конституционного права и теории государства и права.
Но закрепленные в законодательстве независимость и неприкосновенность судей были бы «пустой декларацией», если бы не существовало определенной системы мер, обеспечивающих их в реальности.
Здесь, в первую очередь, следует назвать уголовно – правовые меры такого обеспечения, сконцентрированные в гл. 31 «Преступления против правосудия» Уголовного Кодекса РФ. В частности, речь идет об установленной законом уголовной ответственности: по ст. 294 – за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия; по ст. 295 – за посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц, либо из мести за такую деятельность; по ст. 296 – за угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия , а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде; по ст. 297 – за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия; по ст. 298 – за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде.
Далее следует сказать о специальном законодательстве – Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Этот закон принят в целях обеспечения государственной защиты судей и других должностных лиц, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями и устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.
Применительно к судьям данный закон установил, что обеспечение их государственной защиты состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных законом мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. При этом меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей либо принудить их к применению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.
Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица является:
· заявление указанного лица;
· обращение председателя суда;
· получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.
Несомненно, важной составляющей независимости судебной власти и ее носителей является установленное законом материальное обеспечение судей.
Заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и пятидесяти процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены. Размеры доплат за квалификационные классы и выслугу лет судей устанавливаются федеральным законом. Размеры же должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должность. В процентном соотношении к определяемому федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть менее пятидесяти процентов их оклада, при этом должностной оклад судьи не может быть менее восьмидесяти процентов должностного оклада председателя соответствующего суда.
Гарантии судей – основа справедливого правосудия, особое значение принимает принцип независимости судей потому, что именно в нем концентрируется идея разделения властей в правовом государстве. Осуществление независимой судебной власти как центрального механизма, обеспечивающего реализацию прав и основных свобод человека, существование реальной конституции и проведение в жизнь идея верховенства права выступает, по мнению большинства зарубежных исследователей, одним из «краеугольных камней огромной важности», лежащих в фундаменте любого демократического государства.
В настоящее время принцип независимости в его сущностном аспекте или аспекте беспристрастности получил серьезное развитие в решениях Европейского суда по правам человека применительно к статусу судьи. Не останавливаясь подробно на анализе решений Европейского суда, обратим внимание только на один факт. Международные стандарты в сфере судебной власти понимают под судом только «справедливый суд», воспринимая справедливость как неотъемлемое качество должной организации суда в государстве. Однако справедливость немыслима без самостоятельности, беспристрастности и обеспечивающих их гарантий.
Права судей в РФ.
Многие права судьи непосредственно связаны с реализацией гарантий, предоставляемых ему Конституцией РФ и законами. Это такие права, как право на хранение и ношение огнестрельного оружия, право на отставку, право на достойное материальное обеспечение и другие. Все они достаточно полно описаны в предыдущем разделе.
Законом обеспечивается право судей на отдых. Им предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней, а судьям, работающим в районах Крайнего Севера, а также в местностях к ним приравненным – 51 рабочий день. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате.
Законом предусмотрено и предоставление судьям жилья. Власть на местах обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями предоставить ему во внеочередном порядке по местонахождению суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилье предоставляется за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального.
Также судья и члены его семьи имеют право на медицинское облуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санитарно – курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета.
В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившемся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без вычета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно и иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.
Важнейшей составляющей прав судьи является его компетенция. Одной из особенностей правового статуса судей в РФ является чрезвычайная краткость определения компетенции судьи судоустройственным законодательством (ст. 1 и ст. 2 Закона) и одновременно высокий уровень ее детализации в процессуальном законодательстве.
Действительно, компетенция судьи определена Законом чрезвычайно кратко и в то же время емко: судья – лицо, наделенное полномочиями осуществлять правосудие на профессиональной основе (ч. 3 ст. 1). Норма ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержит дополнительный признак компетенции: осуществление судебной власти посредством конституционного судопроизводства. Несомненно, содержание этого признака имеет универсальный характер и конкретизируется в данном случае применительно именно к целям и задачам, стоящим перед этими видом суда. Таким образом, под компетенцией судьи принято понимать совокупность предметов ведения и полномочий по осуществлению им судебной власти посредством соответственно конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ)
Необходимо также обратить внимание, что все судьи судов одного вида или уровня обладают одинаковыми предметами ведения и полномочиями. Столь же естественным образом различается в зависимости от принадлежности судьи к той или иной подсистеме судебной власти.
Под способами реализации судьей своей компетенции принято понимать совокупность конкретных приемов, которыми закон наделяет судью в том или ином виде судебного процесса. Так, к числу таких способов может быть отнесено (по нисходящей): принятие итогового судебного решения, принятие промежуточного судебного решения, судебные поручения, права и обязанности по ведению судебного заседания или подготовке к нему и т.п.
В заключение этого небольшого параграфа хотелось бы сказать, что более детальное исследование компетенции судьи не представляется необходимым в данной работе. Сущность этого элемента правового статуса судьи, на мой взгляд, очевидна.
Но иммунитет судей и их права не бесконечны. Они не исключают, а наоборот, предполагают повышенные к судьям требования, а также ответственность за выполнение функций, соблюдение законом, Кодекса судейской этики.
Обязанности судей в РФ.
Конституционное положение о том, что граждане РФ несут равные обязанности, не является исключением для судей. Это такие обязанности, как платить налоги, обязанности защищать Отечество и, конечно, обязанность соблюдать Конституцию РФ и ее законы.
Именно эта, последняя, обязанность является для судьи основной. Она записана в ст. 3 Закона, как и другие обязанности. В силу своего положения судья не только в своей служебной деятельности, но и вне ее обязан строго соблюдать требования закона и морально – этические норма ( Кодекс судейской этики).
Кодекс судейской этики РФ не содержит правовых норм, но в нем есть общие этические требования, предъявляемые к судье, правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи вне зависимости от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке.
Данное положение ориентирует судью на поддержание доверия и уважения е судебной власти, что является необходимым условием нормального функционирования государства в целом.
В п. 2 ст.3 Закона сказано, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях обязан избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Закон обращает внимание на то, что авторитет судебной власти должен проявляться в одинаково уважительном отношении ко всем без исключения участникам судопроизводства (иначе возможен отвод судьи).
Судья не в праве совершать проступки, порочащие его честь и достоинство. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда. Судья должен с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, но не вправе делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда.
Проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается такое действие или бездействие, которое хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи.
П. 3 ст. 3 Закона устанавливает, что судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также обязанность воздержаться от совмещения работы в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Политическая и экономическая активность судьи в указанном выше смысле может не соответствовать интересам правосудия и поставить под сомнение его объективность и беспристрастность. Закон для судьи – высшая и единственная ценность.
Таким образом, большинство требований, предъявляемых к судье носят нравственный, морально – этический характер, что и предполагает понятие судейской дисциплины, упомянутое в первом параграфе. Судейская дисциплина – это неотъемлемое условие обеспечения законности и правопорядка в стране. Именно поэтому Всероссийский съезд судей установил дополнительные требования внеправового характера для членов своей «корпорации».
Ответственность судей в РФ.
Вопросы ответственности судей решаются с учетом того, что Конституцией РФ судьи наделены особым статусом.
Так, согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Заключение судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления принимается в 10 – дневный срок после получения в суд соответствующего представления Генерального прокурора Российской Федерации с участием уполномоченного им прокурора, а также судьи и (или) его адвоката на основании представленных в суд материалов.
Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда.
Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.
По поводу уголовной ответственности судьи существенных споров и разногласий никогда не существовало, чего нельзя сказать об административной и дисциплинарной ответственности.
Конечно, при реформировании статуса судей в части их ответственности законодателями была учтена правовая специфика правового положения судьи. Но, тем не менее, по мнению ученых Ю.С Адушкина и В.С Жидкова существует ряд обстоятельств, препятствующих введению административной ответственности.
По их мнению, введение административной ответственности судей противоречит Европейской Хартии о законе «О статусе судей», в которой указано, что менять достигнутый в стране уровень защиты судей не представляется возможным.
Кроме того, судьям гарантирована неприкосновенность. А таковая, как признал Конституционный Суд РФ, представляет собой «определенное исключение из принципа равенства всех перед законом» и «является не публичной привилегией граждан, занимающих должность судьи, а средством защиты публичных интересов и прав суда».
Логику разработчиков закона, устанавливающего административную ответственность судей можно усмотреть в формулируемом ими механизме административной ответственности, который не умаляет неприкосновенность судьи, но превентивное дисциплинирующее действие оказывает уже самим фактом своего введения.
Реальность такова, что административная ответственность применяется далеко не в единичных случаях. И новый механизм ответственности порождает новый круг проблем, которые нетрудно спрогнозировать:
· Усложненная процедура административной ответственности снижает гарантии независимости судей, так как не исключает соответствующего процессуального участия должностных лиц различных государственных органов на предварительной и исполнительной стадиях производства по делу об административном правонарушении и, следовательно, не создает препятствий для провокаций и оказания давления на провинившегося судью;
· Неадекватный содеянному сложный механизм делает применение административной ответственности во всех без исключения случаях малореальным и не препятствует необоснованному освобождению судьи – правонарушителя от административной ответственности с объявлением устного замечания и ставит его в положение «должника» перед сговорчивым инспектором или контроллером, способным «решить вопрос».
Изложенное свидетельствует против существующего института административной ответственности судей.
Но тем не менее, данный вид ответственности следует рассмотреть подробно, так в п. 4 ст. 16 Закона перечислены случаи решения вопросов о привлечении судьи к административной ответственности. Такие решения принимаются:
· в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Сура Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ;
· в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10 – дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.
Согласно ст. 12.1 Закона, судья подлежит также и дисциплинарной ответственности.
Исходя из смысла п. 1 данной статьи Закона понятие «дисциплинарный проступок» имеет расширенное значение: дисциплинарный проступок – это нарушение норм не только данного Закона, но и Кодекса судейской этики. Таким образом, любой аморальный проступок судьи должен расцениваться как дисциплинарное нарушение, сюда же относится и нарушение судьей неписаных правил морали, этикета и нравственности.
Закон ограничивает меры наложения дисциплинарного взыскания на судью: это только предупреждение или досрочное прекращение его полномочий. Только соответствующая квалификационная коллегия судей правомочна решить вопрос о наложении дисциплинарного взыскания на судью.
К судьям Конституционного суда РФ применяется особый порядок привлечения их к дисциплинарной ответственности согласно Федеральному закону « О Конституционном Суда Российской Федерации».
П. 2 ст. 12.1 Закона, конечно же, соответствует норме трудового права об автоматическом снятии дисциплинарного взыскания с судьи, если он не совершил нового дисциплинарного проступка.
Проблема, связанная с введением дисциплинарной ответственности судей, состоит, по мнению Ю.С. Адушкина и В.С. Жидкова, в том, что норма ее регулирующие рассредоточены в актах различного уровня, кроме того, не определены сроки давности. Регулирование дисциплинарной ответственности судей должно учитывать баланс публичных интересов, предполагающих строгую и неотвратимую ответственность по широким основаниям, так и обеспечение гарантий независимости и неприкосновенности судьи. Должна быть полно и детально урегулирована недопустимая аналогия с трудовым правом.
Судья не может быть привлечен к какой - либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнения и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
По мнению профессора В.А Терехина, в настоящий момент в нашей стране найден баланс между гарантиями неприкосновенности судей и институтом их ответственности, что нельзя не назвать достижением российской демократии.
Особенности статуса судей субъектов РФ
Согласно организации судебной системы в РФ судьями субъектов РФ являются мировые судьи и судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Мировым судьей, согласно Федеральному закону «О мировых судьях в РФ», может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации. При этом от сдачи квалификационного экзамены и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации освобождаются лица, имеющие стаж в должности судьи федерального суда не менее 5 лет.
На мирового судью распространяются все гарантии, характерные для федеральных судей, а также все требования и налагаемая в случае их нарушения ответственность. Особенности правового статуса мирового судьи состоят в порядке назначения его на должность, а также в сроке действия его полномочий.
Федеральный законодатель предложил субъекту Федерации самому выбрать вариант наделения полномочиями мирового судьи. То есть мировой судья может быть назначен на должность или избран непосредственно населением или законодательным (представительным) органом субъекта РФ. На усмотрение субъекта Федерации отнесено и определение срока наделения полномочиями мирового судьи, но не более 5 лет, причем по истечении этого срока судья вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру на эту должность.
То есть, успешно пройдя первые пять этапов стадии назначения федеральных судей, кандидат на должность мирового судьи предстает перед законодательным (представительным) органом субъекта РФ, который, согласно ст. 6 Федерального закона «О мировых судьях РФ», либо назначает (избирает) его на должность непосредственно, либо выносит вопрос на рассмотрение населения. Любопытно заметить, что в настоящее время только один субъект РФ реализовал демократическую альтернативу данной диспозитивной нормы – Ненецкий автономный округ.
Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».
Вероятно, в законах субъектов Федерации следует решить еще некоторые вопросы, которые, казалось бы, являются второстепенными. Это вопросы о замещении временно отсутствующего мирового судьи, вопрос о взаимодействии с районным (городским) судом и ряд других вопросов.
С правовым статусом судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ дело обстоит сложнее, по той причине, что Федерального закона, регулирующего их положение, не существует. И положение судей этой категории определяется субъектом самостоятельно.
Судьи ряда конституционных судов субъектов Российской Федерацииназначаются или избираются на неограниченный срок (Республика Бурятия,Кабардино-Балкарская Республика, республики Карелия, Коми, Саха (Якутия),Татарстан). В других же республиках полномочия судей ограничиваются срокомот 10 (республики Башкортостан, Дагестан, Тыва) до 12 лет (РеспубликаАдыгея). Судьи Уставного суда Свердловской области избираются на 12 лет.Советники Уставной палаты Иркутской области назначаются на должность срокомна 5 лет. При этом определяется предельный возраст занятия должности судьи(республики Бурятия и Тыва — 60 лет; республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, республики Коми, Саха (Якутия), Свердловская область— 65 лет; республики Башкортостан, Карелия — 70 лет В республиках, где определен срок полномочий судьи, он может бытьизбран или назначен либо только на один срок (республики Башкортостан,Дагестан), либо не устанавливается вообще какого-либо ограничения длязанятия должности на последующие сроки (Республика Тыва). Назначение надолжность советника Уставной палаты Иркутской области допускается не болеедвух сроков подряд. В конституциях, уставах и главным образом в законах субъектовРоссийской Федерации устанавливаются определенные к кандидатам в судьиконституционных (уставных) судов, касающиеся их гражданства, возраста,правоспособности, образования, профессиональной квалификации и опыта,моральных качеств. Судье может быть избран или назначен, как правило,гражданин соответствующей республики (в Республике Коми и Свердловскойобласти — гражданин Российской Федерации), достигший 35 лет (в республикахДагестан, Татарстан, Тыва и Свердловской области — 30 лет) и не старше 60лет (в Республике Татарстан — 65 лет). В законодательстве республик Адыгеи,Бурятии, Коми и Свердловской области предельный возраст кандидата в судьине назван. В республиках Бурятия, Татарстан и Свердловской области прямотребуется, чтобы кандидат обладал избирательным правом, в Свердловскойобласти, кроме того, чтобы постоянно проживал на ее территории. Почти вовсех субъектах Российской Федерации, предусмотревших конституционные(уставные) суды, от кандидата в судьи требуется иметь обширные познания вобласти права либо высокий уровень профессиональных знаний, а такжеобладать моральными качествами, необходимыми для исполнения судейскихобязанностей. Обязательным условием является и наличие высшего юридическогообразования (в Республике Саха (Якутия) — юридического образования). Вкачестве альтернативы для кандидата в судьи Уставного суда Свердловскойобласти предусмотрена ученая степень по праву и стаж работы по юридическойспециальности не менее 10 лет. В Республике Татарстан для кандидата ученаястепень эквивалента названному стажу работы. Такой же стаж требуется позаконодательству республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми,Тыва, Кабардино-Балкарской Республики. При этом в законах ряда республиксодержится и требование от кандидата «высокой квалификации». В республиках, учредивших конституционные суды, законодательствомустанавливается, что должность судьи несовместима с депутатским мандатом, сзанятием или сохранением другой оплачиваемой должности, предпринимательскойдеятельностью, принадлежностью к политической партии или движению. Такие жетребования предъявляются к судье Уставного суда Свердловской области иСоветнику Уставной палаты Иркутской области. Вместе с тем в РеспубликеАдыгея, где члены Конституционной Палаты работают на непостоянной основе,если иное решение в форме закона не будет принято парламентом республики,не содержится запрета для судьи быть депутатом, заниматься или сохранять засобой другие должности. В законодательстве субъектов Российской Федерации уделяетсязначительное внимание гарантиям независимости судей конституционных судов.Им гарантируется несменяемость в течение срока полномочий, за исключениемопределенных в законах оснований. В большинстве республик полномочия судьи прекращаются по решениюконституционного суда, которое направляется президенту (главе республики) ипарламенту, а в Республике Адыгея также судейскому корпусу, и являетсяофициальным уведомлением об открытии вакансии. В случаях нарушения порядкаизбрания судьи и совершения проступка, порочащего его честь и достоинство,прекращение полномочий производит парламент по представлениюконституционного суда. Несколько упрощен порядок прекращения полномочий судей конституционныхсудов в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Карелия. В Кабардино-Балкарской Республике полномочия судьи во всех случаях прекращаются Парламентом по представлению Конституционного Суда, а в Республике Карелия — законодательным Собранием в порядке, установленном его Регламентом. Прекращения полномочий советника Уставной палаты иркутской области производителя ее ЗаконодательнымСобранием по представлению губернатора области. Важнейшей гарантией статуса судей конституционных судов являетсяобеспечение их неприкосновенности. Это достигается закреплением в законахособого порядка привлечения судей к ответственности. Поэтому статус судейвесьма сходен со статусом депутатов регионального парламента: судьи, какправило, не могут быть привлечены к ответственности и ограничены в личнойсвободе без согласия конституционного суда (исключение составляетРеспублика Коми). Иммунитетом пользуются также их жилище, служебноепомещение, транспорт, имущество и документы. Какие-либо процессуальныедействия в отношении судьи (возбуждение уголовного дела, обыск, досмотр,выемка) производится лишь с санкции прокурора республики (в РеспубликеКарелия о возбуждении уголовного дела немедленно ставится в известностьзаконодательное собрание, которое вправе приостановить полномочия судьи довынесения судом решения по уголовному делу). Уголовное дело по обвинениюсудьи по его требованию, заявленному до предания суду, должно бытьрассмотрено по первой инстанции Верховным Судом Республики (в РеспубликеБашкортостан оно рассматривается этим судом во всех случаях, независимо отволи обвиняемого судьи). Здесь следует сказать, что в основном, многие законодательные, организационные, правоприменительные и иные важные вопросы создания конституционно – уставных судебных органов субъектов РФ решены, учрежден даже Научно – консультативный Совет конституционных судов России. Но некоторые, в том числе принципиальной важности вопросы, например, в какой организационной форме уставное правосудие должно быть сложноустроенных субъектах Федерации, еще предстоит решать. Европейская Хартия о законе «О статусе судей» и статус судей в РФ. Деятельность Совета Европы по организации правосудия в демократическом правовом государстве, проводимая на протяжении многих лет, дала основание для разработки темы о статусе судей. Необходимость разработки Европейской хартии о законе «О статусе судей» была подтверждена в июле 1997 г. По окончании работы первой многосторонней встречи, состоявшейся в Страсбурге, посвященной статусу судей в Европе. На основании данных выводов Департамент по правовым делам поручил трем экспертам, приехавшим из Франции, Польши и Великобритании (страны с абсолютно разными правовыми системами), составить предварительный проект Хартии. Этот же проект, улучшенный рядом поправок, был принят на второй многосторонней встрече в Страсбурге 10 июля 1998 г. Положения Хартии касаются статуса судей, составляющих все судебные органы, которым граждане представляют на рассмотрение свои дела или которые должны выносить приговор по делам, будь то гражданские, уголовные, административные или иные судебные органы. В отношении каждого решения, связанного с подбором, отбором, назначением, продвижением по службе или окончанием пребывания в должности судьи, Хартия предусматривает вмешательство органа, независимого от исполнительной или законодательной власти, в котором не менее половины принимающих участие в заседании являются судьями, избранными такими же судьями в порядке, гарантирующем самое широкое представительство судей. В России таким органом являются квалификационные коллегии судей, состоящие более, чем на половину из судей. Так, Высшая квалификационная коллегия судей РФ состоит из 28 членов, 18 из которых – судьи, 10 – представители общественности, 1 – представитель Президента РФ. А квалификационные коллегии судей, действующих в субъектах РФ, состоят, как правило, из 21 члена, 18 из которых – судьи. Но их независимость от исполнительной и законодательной властей представляется сомнительной, тем более в законодательстве об этом не сказано. Хартия освещает «право на обжалование» судьи, который считает, что его уставные права или, в более широком плане, его независимость или независимость правосудия подвергается опасности или недооценивается каким – либо образом, в независимую инстанцию, подобную той, которая была рассмотрена выше. Поэтому судья не безоружен перед попыткой покушения на его независимость. Право на обжалование служит необходимой гарантией, так как утверждение защитных принципов является всего лишь благим пожеланием, если в любых обстоятельствах не существует механизмов, позволяющих гарантировать из эффективное применение. В Российской Федерации это право у судьи косвенно есть. Косвенно, так как в законодательстве оно не определено, как «право на обжалование». Но этим занимаются органы судейского сообщества, в прямые обязанности которых входит защита прав и законных интересов судей, а также поддержание авторитета судебной власти. Судья, в свою очередь, может обратиться в один из данных органов с вопросом о нарушении его прав. Судьи при исполнении своих обязанностей должны быть доступными и уважительными по отношению к обращающимся к ним лицам, они должны заботиться о поддержании высокого уровня компетенции, необходимого для решения дел в каждом конкретном случае, ибо от решений судьи зависит гарантия прав личности, и о сохранении в тайне сведений, становящихся известными им в ходе судебного разбирательства. В отечественном законодательстве данные вопросы регулирует Кодекс судейской этики. Таким образом, большое значение предается морально – этическим аспектам деятельности судей. Норма Хартии, регулирующие подбор и отбор судей независимым органом или коллегией, за основу выбора кандидатов берут их способность свободно и беспристрастно оценивать правовые вопросы, которые будут передаваться им на рассмотрение, и применять закон по ним, не умаляя чувства собственного достоинства личности. Хартия не допускает дискриминации кандидатов по полу, национальной принадлежности или социальному положению, а также по философским и политическим взглядам или религиозным убеждениям. Чтобы гарантировать возможность исполнения судейских функций, носящих специфический характер, Хартия требует от кандидатов наличия диплома о высшем юридическом образовании, а также предшествующего опыта работы. Хартия устанавливает обстоятельства, при которых предшествующая деятельность кандидата или же деятельность его близких родственников могут, по причине законных объективных сомнений, порождаемых такой деятельностью в отношении беспристрастности и независимости данного кандидата, является препятствием для назначения его в суд. Например, адвокат, ранее практиковавший в городе, не может быть направлен туда же в качестве судьи. Данные положения поддерживаются во всем современном обществе, в том числе и Россией. Но до сих пор в России не уделяется достаточно внимания нравственным аспектам формирования судейского корпуса, несмотря на то, что на эту тему написано большое количество трудов, многие из которых достойны внимания.