Правовые аспекты борьбы с пропагандой терроризма в Республике Казахстан на современном этапе
СОДЕРЖАНИЕ: Тема диссертационного исследования: «Правовые аспекты борьбы с пропагандой терроризма в Республике Казахстан на современном этапе» Структура диссертации
Тема диссертационного исследования: «Правовые аспекты борьбы с пропагандой терроризма в Республике Казахстан на современном этапе»
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении мы рассматриваем актуальность проблемы, цели и задачи исследования, историографию вопроса и ставим хронологические рамки исследования.
1 глава посвящена пропаганде терроризма как угрозе национальной безопасности в Республике Казахстан. Также в данной главе рассматриваются понятие, виды и методы пропаганды террризма и судебные процессы по обвинению в пропаганде терроризма.
Во 2 главе рассматриваются правовые аспекты борьбы с пропагандой терроризма в Республике Казахстан. В этой связи следует указать, что нами будут рассмотрены следующие аспекты борьбы с пропагандой терроризма в РК:
- Уголовно – правовой аспект, включающий в себя уголовно – правовую квалификацию данного вида преступления согласно законодательству РК и зарубежных стран.
- Социально-правовой аспект, включающий в себя рассмотрение на правовом уровне влияния пропаганды терроризма на общество в целом.
- Международно-правовой аспект пропаганды терроризма, включающий в себя определение пропаганды терроризма и противодействие пропаганде терроризма на международно-правовом уровне.
Глава 3 посвящена рассмотрению опыта борьбы с пропагандой терроризма в Республике Казахстан и в зарубежных странах.
В основном при подготовке к написанию данного диссертационного исследования были использованы в качестве литературных источников, прежде всего законодательные акты Республики Казахстан, США, Российской Федерации, стран Европы (Великобритания, Франция, Германия). Также в качестве литературных источников были использованы различные энциклопедические источники. Кроме того, в качестве источников были использованы различные Интернет-ресурсы, так как нередко, к примеру, интересующая нас информация размещалась на сайтах в интернете.
Республика Казахстан на современном этапе своего развития признает себя активным членом мирового сообщества. В последние годы Казахстан перешел к устойчивому развитию, как в экономической, так и в политической сфере. Тем не менее, существует ряд национальных угроз, которые способны помешать успешному развитию и интеграции Республики Казахстан в мировом сообществе, одной из которых является пропаганда терроризма. Пропаганда терроризма прежде всего в общем смысле является явлением, которому в Республике Казахстан дана правовая оценка. При этом, исходя из той степени общественной опасности, которую может нанести пропаганда терроризма, данное явление признается преступлением, посягающим на общественный порядок и безопасность.
Согласно статьи 233-1 УК РК, пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма, а равно распространение материалов указанного содержания наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, либо руководителем общественного объединения, либо с использованием средств массовой информации, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Общественная опасность указанного преступления заключается в том, что в результате пропаганды терроризма и публичных призывов к совершению акта терроризма дестабилизируется обстановка в обществе, что сопряжено с созданием социально-психологической атмосферы общественного беспокойства, созданием благоприятной почвы для совершения террористических актов, взращиванием насилия и агрессивности в обществе.
Объектом рассматриваемого преступления является общественная безопасность.
Объективная сторона характеризуется действиями, заключающимися в пропаганде терроризма или публичных призывах к совершению акта терроризма, а также в распространении материалов указанного содержания.
Акт терроризма — это совершение или угроза совершения взрыва, поджога или иных и действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранными государствами или международными организациями.
Пропаганда означает активное воздействие на сознание и волю людей с целью возбудить в них стремление к совершению неправомерных действий, в частности, осуществлению террористического акта. Пропаганда может носить характер устных выступлений, либо распространения письменных или печатных материалов.
Призывы - это устные или письменные обращения к достаточно большому числу слушателей с целью убедить их в необходимости агрессии. Призывы обязательно должны носить публичный характер, то есть осуществляться в присутствии нескольких лиц и для них. И отличие от пропаганды воздействие здесь непосредственное. Кроме того, публичные призывы должны быть подчинены строго определенной цели, а именно направлены на совершение акта терроризма.
Под распространением материалов следует признать действия, направленные на передачу материалов с пропагандой или призывами к совершению акта терроризма третьим лицам.
Преступление следует считать оконченным с момента осуществления пропаганды публичных призывов и распространения материалов с пропагандой или призывами к совершению акта терроризма, независимо от того, был совершен или нет террористический акт.
Уголовная ответственность по данной норме возможна лишь в случаях, если призывы к совершению акта терроризма имели место в присутствии публики, открыто, так как речь идет о «публичных призывах», а не о единичном факте призыва.
Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Лицо сознает, что совершает пропаганду терроризма или публично призывает к совершению акта терроризма, а равно распространяет материалы указанного содержания, и желает совершить такие действия.
Субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее 16 – летнего возраста.
Часть 2 ст. 233 – 1 УК РК предусматривает следующие квалифицирующие признаки: деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, либо руководителем общественного объединения, либо с использованием средств массовой информации.
Совершение должностным лицом либо руководителем общественного объединения действий, направленных на пропаганду терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма, а равно распространение материалов указанного содержания предполагает использование им для этого своего служебного либо общественного положения.
Использование средств массовой информации — это пропаганда и призывы к совершению террористического акта, опубликованные в печати, а также распространенные по радио или телевидению, или с помощью глобальной сети «Интернет».
Субъект преступления по ч. 2 ст. 233-1 УК РК — специальный. Им является лицо, использующее свое служебное положение или руководитель общественного объединения. [Комментарий к УК РК 2 изд. 2007 г. стр. 582.]
Таким образом, «пропаганда терроризма» - это общественно опасное деяние, в форме действия (призывы к совершению террористического акта), нарушающее общественные отношения, складывающиеся по поводу общественного порядка и безопасности, и за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность по законодательству Республики Казахстан.
Актуальность исследования проведенного в данной диссертации обуславливается следующим: Во-первых, пропаганда терроризма в целом является, пожалуй, одним из мощнейших средств в арсенале борьбы террористических организаций, деятельность которых в Республике Казахстан из года в год растет. Пропаганда терроризма, как уже говорилось выше, способна нарушить стабильность в обществе и государстве, поэтому она представляет интерес для исследования для выработки успешных методов противодействия. Во-вторых, на сегодняшний день пропаганда терроризма является не только средством заявить о себе, но также при её помощи происходит вербовка новых членов и поиск так называемых «сочувствующих» для террористических организаций. Все мы помним насколько опасной для общества стала, например, деятельность такого одиозного представителя мусульманского экстремизма, как Саид Бурятский, и в результате его деятельности десятки молодых людей в Республики Казахстан восприняли его проповеди и встали на сторону террористов, а некоторые даже выехали «в Чечню на джихад», якобы оказать «помощь» братьям-мусульманам в их борьбе.
Кроме того, пропаганда терроризма осуждается и запрещается на международном уровне. Так, к примеру, Совет Европы создал два межправительственных комитета экспертов для координации его правовой деятельности против терроризма. Междисциплинарная группа по международным действиям в борьбе с терроризмом (GMT) была создана в 2001 году для пересмотра Европейской Конвенции о пресечении терроризма (1977) и определения приоритетов для дальнейшей деятельности Совета Европы в данной области. В 2003 году вышеуказанная группа была заменена Комитетом экспертов по вопросам терроризма (CODEXTER), созданного для координирования деятельности в приоритетных направлениях определенных GMT, в частности исследование понятий «апология терроризма» и «призывы к терроризму». На сегодняшний день ряд международных договоров, конвенций и соглашений напрямую запрещает пропаганду, подстрекательство и поддержку терроризма. Обращаясь к этим документам, отметим следующее: «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, утвержденная резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года провозглашает воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней и принимать надлежащие практические меры к обеспечению того, чтобы их соответствующие территории не использовались для создания террористических баз или учебных лагерей или для подготовки или организации террористических актов, направленных против других государств или их граждан».
Кроме того, Резолюция 1624 (2005), принятая Советом Безопасности на его 5261-м заседании 14 сентября 2005 года призывает все государства принять такие меры, которые могут быть необходимы и уместны и будут соответствовать их обязательствам по международному праву, чтобы:
а) законодательно запретить подстрекательство к совершению террористического акта или актов;
b) предотвращать такое поведение;
с) отказывать в убежище любым лицам, в отношении которых имеется достоверная и соответствующая информация, дающая серьезные основания считать их виновными в таком поведении;
Помимо этого Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма СДСE N° 196 предусматривает в ст. 5 следующее: «Публичное подстрекательство к совершению террористического преступления»
1. Для целей настоящей Конвенции публичное подстрекательство к совершению террористического преступления означает распространение или иное представление какого-либо обращения к общественности в целях побуждения к совершению террористического преступления, когда такое поведение, независимо от того, пропагандирует оно или нет непосредственно террористические преступления, создает опасность совершения одного или нескольких таких преступлений.
2. Каждая Сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для признания публичного подстрекательства к совершению террористического преступления, как оно определено в пункте 1 настоящей статьи, когда оно совершается незаконно и умышленно, в качестве уголовного преступления в рамках своего внутреннего законодательства
Целями исследования являются:
- определение понятия «пропаганда терроризма» согласно законодательству РК и зарубежных стран;
- определение уголовно – правовой квалификации пропаганды терроризма согласно законодательству РК и зарубежных стран;
- рассмотрение методов противодействия пропаганде терроризма.
Объект исследования:
Объектом исследования в первую очередь стало антитеррористическое законодотельство и правоприменительный опыт Республики Казахстан и зарубежных стран, таких как Великобритания, Франция, Германия, Турция. Кроме того объектом для изучения нам представилась некоторая судебная практика по делам связанным с пропагандой терроризма. Помимо этого при написании данной магистерской диссертации нам необходимо было изучить международные соглашения и конвенции, которые были приняты для противодействия пропаганде терроризма. При подготовке мы также неоднократно обращались к резличным интернет-ресурсам, так как в нашем исследовании нас также интересовал вопрос распространения пропаганды терроризма через «интернет».
Методы исследования:
В качестве основных методов исследования применялись общенаучные методы – анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, мысленный эксперимент, моделирование, использование статистических данных, анализ документов и т.д.
Для обоснования выводов исследования использовались также оценочные суждения, содержащиеся в материалах периодической печати, интервью и выступлениях представителей политического руководства двух стран по вопросам организации политической системы общества, обеспечения национальной безопасности, терроризма, а также мер по противодействию ему.
Полученные результаты, их новизна, научная и практическая значимость:
На сегодня с уверенностью можно сказать, что распространение пропаганды терроризма в современном мире растет. Это в равной степени относится ко всем видам пропаганды терроризма. В данном случае крайне опасным на сегодняшний момент становиться тот факт, что для распространения пропаганды терроризма «интернет», как средство передачи информации предоставляет для террористических организаций практически неограниченные возможности, в силу того что информация в интернете может быть доступна практически неограниченному кругу лиц и из любой точки мира, кроме того выявить первоначальный источник информации или лицо разместившее такую информацию зачастую бывает довольно сложно. В основном в данном исследовании мы рассматривали законодательство зарубежных стран и их правоприменительный опыт относительно противодействия пропаганде терроризма на современном этапе. Учитывая опыт Российской Федерации и стран Европы, в частности Великобритании, Франции и Германии, для успешного противодействия пропаганде терроризма в современных условиях следует основываться на следующем:
· Необходимо осуществлять социально – экономическую политику государства с таким учетом, что в первую очередь оказывать помощь и поддержку социально незащищенных слоев населения.
· Внести изменения в действующее законодательство Республики Казахстан, в частности в УК РК, и представить следующую редакцию ст. 233-1 УК РК:
«Ст. 233-1 «Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма».
1. Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма, а равно распространение материалов указанного содержания, либо оправдание терроризма и призывы к осуществлению террористической деятельности - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно разработчиком или владельцем интернет ресурса, либо руководителем общественного объединения, либо с использованием средств массовой информации, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
· Поскольку пропаганда терроризма это определенное воздействие на человека с целью заставить его совершить какое – либо действие террористического характера, то необходимо в целом минимизировать эффект этого воздействия. А для этого необходимо чтобы люди, на которых воздействует пропаганда терроризма, были грамотны и ориентировались в этом вопросе. Мы уже попытались определить так называемую «группу риска», которая наиболее уязвима перед пропагандой терроризма, поэтому необходимо вести целенаправленную контрпропаганду терроризма ориентируясь, прежде всего именно на эту «группу риска». В целом, считаем, важным предпринять следующее: 1. Проводить семинары и конференции по проблеме пропаганды терроризма среди студенческой молодежи для более глубокого изучения данного вопроса, с участием студенческой молодежи, представителей правоохранительных органов, органов власти, общественных объединений и неправительственных организаций. 2. Размещать на телевидении так называемые «социальные ролики», в которых будет разъясняться, что такое пропаганда терроризма, для каких целей она осуществляется и кто становится жертвой террористических организаций. 3. Публиковать в печатных изданиях статьи, посвященные данной проблеме. Также для этих целей необходимо задействовать и интернет – ресурсы. В общем, нужно чтобы население знало о проблеме пропаганды терроризма и в этом вопросе занимало активную гражданскую позицию.
· Судебные процессы по делам связанным с пропагандой терроризма должны проходить в открытом режиме, с обязательным освещением в СМИ. Это необходимо для профилактики, как новых преступлений, так и для формирования общественного мнения по данному вопросу.
· Необходима организация четкого взаимодействия правоохранительных органов, органов власти и представителей СМИ в данном вопросе. И такое взаимодействие должно строиться не в форме вертикали власти, а на принципах равноправных партнерских взаимоотношений. Это обусловлено тем, что формирование общественного мнения на сегодняшний день во многом зависит от СМИ, а, следовательно, грамотное и конструктивное взаимодействие между правоохранительными органами и органами власти с одной стороны и СМИ с другой стороны, принесет более успешные результаты в противодействии пропаганде терроризма.
· Необходимо проводить в дальнейшем грамотную молодежную политику, с обязательной поддержкой молодежных и студенческих организаций. И хотя стоит отметить, что в этом направлении в Республике Казахстан проделано немало и достигнуты определенные результаты, это еще не предел. Возможно, на этом уровне следует создать несколько молодежных организаций с государственной поддержкой, целью деятельности которых была бы разъяснительная и профилактическая работа, связанная с профилактикой не только пропаганды терроризма, но и распространения экстремистских учений и взглядов и т.п.
В общем, для успешного противодействия распространению пропаганде терроризма следует делать упор на профилактические меры, особенно уделяя повышенное внимание профилактике среди студенческой молодежи.
Основные положения, выносимые на защиту.
- авторский подход к определению «пропаганда терроризма».
- авторский подход к классификации видов пропаганды терроризма
- предложения по внесению изменения в законодательные акты РК, на основе изучения международного опыта.
- меры по противодействию пропаганде терроризма в РК.
Сведения о публикациях.
Статьи по теме исследования были опубликованы в материалах следующих международных научных конференциях:
· Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота Украины, Одесский национальный морской университет, Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2009» 5 – 17 октября 2009 г., том 13, юридические и политические науки криминальное право и криминалистика, г. Одесса 2009 год, «К вопросу об анализе составов преступления «пропаганда терроризма» по законодательству РК и РФ» стр. 65 – 68.
· Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота Украины, Одесский национальный морской университет, Морской учебно-консультационный центр «MarinECC», Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2009» 16 – 27 марта 2009 г., том 22, юридические и политические науки криминальное право и криминалистика, г. Одесса 2009 год, «К вопросу о пропаганде терроризма в РК» стр. 68 – 69.
· Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» Костанайский филиал, «Парадигма современной науки глазами молодых», материалы международной научной конференции, посвященной памяти Т.Ж. Айтжанова и А.М. Роднова 24 апреля 2009 г., Часть 1, г. Костанай 2009 г., «К вопросу о составе преступления «пропаганда терроризма» в РК» стр. 171 – 174.