Правовые и организационные основы аудиторской деятельности
СОДЕРЖАНИЕ: Московский Энергетический Институт (Технический Университет) Реферат Дисциплина: Аудит Тема: “ Правовые и организационные основы аудиторской деятельности
Московский Энергетический Институт
(Технический Университет)
Реферат
Дисциплина: Аудит
Тема: “Правовые и организационные основы аудиторской деятельности ”.
.
г. Москва, 2007 год
Содержание:
1. Правовые основы аудиторской деятельности…………………… 3
2. ФЗ «об аудиторской деятельности» №183 от 3.11.2006г……….. 7
3. Рынок аудиторских услуг в РФ…………………………………… 9
1. Правовые основы аудиторской деятельности
Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов. За этот период принят ряд нормативных документов по правовому регулированию аудиторской деятельности.
К основным нормативным документам относятся:
1. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 Об аудиторской деятельности в Российской Федерации.
2. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263.
3. Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-РП.
Президенте Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6мая 1994 г. № 482 Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации.
6. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482,
7. Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерацииот 6 мая 1994 г. № 482.
8. Порядок проведения квалификационных экзаменовна право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России 5 июня 1994 г.
9. О создании Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Центрального банка Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 1994 г. №02—102.
10. Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. No 1355 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04,95 г. № 408).
11. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.)
12. О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 15)
Из приведенных нормативных документов видно, что в них сосредоточены нормативные положения как по организации аудиторской деятельности и России (см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и по проверке квалификации аудиторов (п. 4. 6, 8, 9) и лицензировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).
Предпринимались в нашей стране и попытки принять Закон об аудите. Первая из таких попыток сопровождалась противостоянием двух проектов - от Государственной Думы РФ и от Администрации Президента РФ. В результате такого противостояния закон принят не был, но были изданы «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г, № 2263, которые являются базовым нормативным документом.
В развитие этого документа в последующие два года было издано несколько постановлений, регламентирующих различные аспекты аудиторской деятельности в России.
Временные правила аудиторской деятельности в РФ определяют правовые основы осуществления в РФ аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Определена сфера аудита — проверка деятельности экономических субъектов, а также его цели.
Временные правила вводят, помимо добровольной (инициативной) аудиторской проверки, понятие проверки обязательной.
В соответствии с этими правилами аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы.
Временными правилами определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторские фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения,
Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедуру лицензирования — на право аудиторской деятельности. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности в РФ определены в (п. 6).
Квалификационные аттестаты и лицензии предусмотрены по следующим направлениям аудиторской деятельности:
• банковский аудит;
• аудит страховых организаций;
• аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных Институтов;
• общий аудит (аудит других экономических объектов).
Организация проведения аттестации возлагается на Министерство финансов России (аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общин аудит, аудит страховых организаций), Центральный банк России (банковский аудит) и для чего этими органами созданы соответствующие центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии.
Во Временных правилах определен порядок выдачи лицензий, а также порядок их аннулирования. Предусмотрены серьезные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчеты, небрежность в работе.
Временные правила сыграли свою положительную роль в становлении аудита и позволили определить все основные положения, которые будут отражены в законе об аудите.
На основе вышерассмотренных нормативных документов можно сделать вывод, что в России система аудиторской деятельности включает три основных уровня.
Первый (верхний) уровень — Закон об аудиторской деятельности. До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот закон будет определять место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволит считать, что становление аудита в России состоялось.
Второй уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами (правилами). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.
Стандарты аудита, разрабатываемые в России, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические стандарты для отдельных видов аудита (банковского, страхового).
Часть стандартов разработана, другие находятся в стадии разработки.
Третий уровень — документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности. Отношения аудиторских служб (фирм или индивидуальных аудиторов), с одной стороны, и клиентов (аудируемых организаций) с другой стороны, строятся на договорной основе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание аудиторских услуг включает предмет, место оказания услуг, размер и порядок оплаты, ответственность сторон. Условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Указа Президента Российской Федерации Об аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.
2. ФЗ «об аудиторской деятельности» №183 от 3.11.2006г.
Закон имеет 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности.
Статья 1. Понятие аудиторской деятельности . Рассматривает понятие аудиторской деятельности, ее цели, аудиторские услуги (12 видов).
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности . Регулирование отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности.
Статья 3. Аудитор . Понятие, право осуществления аудиторской деятельности.
Статья 4. Аудиторская организация . Понятие, осуществление деятельности.
Статья 5. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов .
Статья 6. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг .
Статья 7. Обязательный аудит . Понятие, случаи проведения обязательного аудита.
Статья 8. Аудиторская тайна . Даны обязанности аудиторов по сохранению конфиденциальности информации.
Статья 9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности . Характеристика правил (стандартов) аудиторской деятельности
Статья 10. Аудиторское заключение . Понятие, форма, содержание.
Статья 11. Заведомо ложное аудиторское заключение . Степень ответственности за выдачу заведомо ложного заключения.
Статья 12. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов . Указаны случаи, которые запрещают аудиторам аудиторскую деятельность в аудиторских организациях, где независимость запрещена.
Статья 13. Страхование при проведении обязательного аудита . при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.
Статья 14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов . Установка и соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых проверок, последствия при уклонении от проведения внешней проверки качества работы, выявление фактов систематического нарушения.
Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности . Понятие, обязательные требования на получение аттестата.
Статья 16. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора . Случаи аннулирования.
Статья 17. Лицензирование аудиторской деятельности . Лицензирование, порядок и дата выдачи.
Статья 18. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности . Функции уполномоченного федерального органа.
Статья 19. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе . Действия совета по аудиторской деятельности.
Статья 20. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения . Статус аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, их права.
Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите .
Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона .
3. Рынок аудиторских услуг в РФ.
Аудит – это сфера деятельности, которая опирается на использование большого опыта ввиду необходимости интуиции, которая нарабатывается годами. Однако отечественный аудит отличается относительной молодостью, поскольку пришел в Россию менее двадцати лет назад, что не могло не отразиться на состоянии российского рынка аудиторских услуг.
Рынок аудиторских услуг в РФ складывался постепенно, начиная с 1987 г. «Интераудит» была первой аудиторской фирмой в России. Затем на рынке появились иностранные аудиторские фирмы, на долю которых сегодня приходится рынка мирового аудита.
Основными организационно-правовыми формами являются закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
В настоящее время на российском рынке аудиторских услуг функционирует несколько основных групп компаний: основной объем работ по показателю выручки по аудиту приходится на крупнейшие международные компании «большой четверки» и различные зарубежные аудиторские фирмы. Далее следуют крупнейшие российские аудиторские организации, а затем средние российские фирмы и небольшие. Ясно, чтобы исправить положение и повысить авторитет и представительство российских аудиторских организаций в этом виде деятельности, необходима серьезная работа самих российских аудиторов, поддержка законодательной и исполнительной власти РФ, Федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, крупных аудируемых организаций.
Развитие рынка аудиторских услуг в России является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. По мере усиливающейся интеграции российских компаний в мировую экономику требования, предъявляемые компаниями к уровню и качеству аудиторских услуг, растут. Одновременно увеличивается и претерпевает значительные изменения рынок аудиторских услуг в России.
Российский аудит развивается по особым федеральным законам. Поэтому главной положительной тенденцией явилось появление и развитие законодательной базы аудиторской деятельности, принятие новых аудиторских стандартов. Вторая положительная тенденция - это устойчивый рост рынка аудиторских услуг. Значительно выросло доверие к советам аудиторов со стороны крупного, среднего и малого бизнеса. Рынок потребовал укрупнения и универсальности аудиторских организаций. Сейчас значительная часть юридических лиц проходит ежегодную аудиторскую проверку, а потому формируется устойчивая тенденция к расширению клиентской базы. Вместе с тем в законодательстве остались и белые пятна. Перечень отрицательных тенденций возглавляет замечание по недостаточно четко «прописанным» в законодательстве процедурам проведения конкурсов. Второй отрицательной тенденцией аудиторы назвали желание заказчика во чтобы то ни стало получить подпись аудитора с минимальными для себя финансовыми потерями. По прежнему аудиторов волнует недобросовестная конкуренция, бурная деятельность «карманных» аудиторов, демпинг, но главное – «черный аудит». Недавно появилась тенденция к переделу рынка профессиональными аудиторскими объединениями. Но, несмотря на это спрос на аудиторские услуги неуклонно растет. Однако хозяевами российского рынка аудиторских услуг являются те организации, которые имеют опыт в данной сфере деятельности. Это иностранные фирмы и компании «большой четверки».
Развитие рынка аудиторских услуг в России идет очень быстрыми темпами. С каждым годом число компаний, которые нуждаются в действительно качественных услугах аудитора, растет и растет значительно, российские аудиторы набирают опыт, нарабатывают так необходимую интуицию, а, соответственно, растет и доля прогрессивных российских аудиторских фирм на рынке.
Список использованной литературы:
1. Демьяненко Э.Ю. Аудит. Экспресс справочник для студентов вузов. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002 – 208с.
2. ФЗ «об аудиторской деятельности» №183 от 3 ноября 2006 года
3. www.interfax.ru, www.gaap.ru, www.raexpert.ru, www.yandex.ru