Правовые основы деятельности Правительства России
СОДЕРЖАНИЕ: Новосибирский государственный технический университет Юридический факультет Кафедра государственно-правовых дисциплин КУРСОВАЯ РАБОТА по конституционному праву Российской ФедерацииНовосибирский государственный технический университет
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по конституционному праву Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
Выполнил студент 1 курса:
(Ф.И.О. студента)
группа ЮФ-93 ______________
Проверил:
________________
(Ф.И.О. преподавателя)
Новосибирск - 2010
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Правовые основы деятельности правительства Российской Федерации …………………………………………………………………...……………5
1.1. Понятие и основные принципы работы Правительства РФ………………...……..5
1.2. Правовое регулирование деятельности Правительства РФ………………….……9
Глава 2. Структура Правительства РФ ……………………………………...……...13
2.1. Порядок назначения Председателя Правительства РФ…………………..……...13
2.2. Состав Правительства РФ…………………………………………….……………15
2.3. Организация деятельности Правительства РФ………………………………....…16
Глава 3. Задачи Правительства РФ ……………………………………………..…...26
3.1. Компетенция Правительства РФ……………………………………………...……26
3.2. Полномочия Правительства РФ………………………………...……………...…..27
3.3. Задачи Правительства РФ на современном этапе…………….………….…...…..29
Глава 4. Порядок прекращения полномочий и отрешения от должности Правительства РФ ...........................................................................................................31
Заключение …………………………………………………………….…………....…..33
Перечень источников права и литературы
…………………………………..……..35
Введение.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что Правительство Российской Федерации, как высший исполнительный орган государственной власти, является фактором развития российского государства и общества в целом, а конкретно структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития государства и для функционирования общества.
Объектом исследования выступили общественные отношения в сфере образования и функционирования государственной власти.
Предмет исследования – Правительство Российской Федерации.
Цель курсовой работы – изучение структуры и задач Правительства Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) дать понятие Правительства РФ и раскрыть основные принципы его работ, кратко рассмотреть основную нормативно-правовую базу организации деятельности Правительства РФ
2) определить правовой статус Правительства Российской Федерации. Здесь следует сделать акцент на том, что Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти и является коллегиальным органом.
3) дать характеристику Правительства Российской Федерации по Конституции Российской Федерации как основному закону страны, обладающему высшей юридической силой.
4) охарактеризовать порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации. Это необходимо, так как Председатель Правительства является ключевой фигурой в данном исполнительном органе: он организует деятельность Правительства, распределяет обязанности между его членами, утверждает принятые Правительством решения.
5) рассмотрение состава Правительства Российской Федерации.
6) изучение организации деятельности Правительства Российской Федерации. Для реализации данной задачи нам необходимо опираться на Регламент Правительства Российской Федерации, который детально регулирует данный вопрос.
7) изучение задач Правительства Российской Федерации. Для начала – рассмотреть компетенцию и круг полномочий Правительства Российской Федерации, определённых Конституцией РФ. И самое главное - необходимо определить задачи Правительства Российской Федерации на современном этапе.
8) рассмотреть порядок прекращения Правительством РФ полномочий и случаи отрешения его от должности.
В курсовой работе обосновываются важнейшие направления осуществления реформ в направлении Правительства Российской Федерации, рационального распределения статусных ролей и полномочий между Председателем Правительства Российской Федерации, его заместителями и иными членами Правительства Российской Федерации.
В данной курсовой работе я постараюсь проанализировать деятельность Правительства Российской Федерации на макро политическом уровне, выделить основные структурные звенья и задачи, поставленные обществом и государством перед Правительством Российской Федерации. Курсовая работа состоит из введения, 4 глав, заключения, перечня источников права и литературы.
Глава 1. Правовые основы деятельности правительства Российской Федерации
1.1. Понятие и основные принципы работы Правительства РФ.
Правительство в любом государстве осуществляет широкую деятельность, охватывающую государственным управлением практически все сферы жизни. Профессор М.В. Мархгейм определяет, что «Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами[1] ». «Правительство Российской Федерации - коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране[2] » так определяет профессор С.А. Авакьян. С принятием Конституции 1993г. качественно по новому встал вопрос о соотношении исполнительной власти и Правительства. Конституция РФ гласит: исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации[3] . Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации[4] . Такое определение официально указано в законе. Прежде чем подробно переходить к рассмотрению Правительства РФ, нужно остановиться на принципах, в соответствии с которыми оно осуществляет свою деятельность. Ведь принцип-это исходное положение, основа устройства, главное правило. Принцип как бы является центральным стержнем, отправным пунктом, на котором базируется все остальное строение и деятельность какого-либо органа государства, всей системы в целом.
Основные принципы деятельности Правительства совпадают с принципами всей нашей правовой системы в целом и закреплены в ст. 3. Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина[5] .
Верховенство Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, Данный принцип означает признание Конституции Российской Федерации как главнейшего акта в организации деятельности Правительства, его взаимоотношении с другими органами государственной власти, строение иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Правительства на нормах Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законов[6] .
Принцип народовластия или демократии. Согласно Конституции 1993г носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Вся система государственной власти строится на данном принципе. Иными словами ничто не должно препятствовать, народу осуществить свою власть и Правительство России в нашем случае служит (косвенно) удовлетворению этого принципа и ни в каком случае не должно ему препятствовать.
Принцип федерализма обусловлен территориальным устройством Российской Федерации. Согласно Конституции - Россия федеральное государство, то есть применительно к власти, она строится на двух уровнях: федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.
Исходя из этого, государственная власть должна четко разграничивать полномочия на собственные, на полномочия субъектов и на совместные полномочия. Правительство в своей деятельности должно быть стабильно ориентировано как на удовлетворение интересов Федерации, так и интересов ей субъектов, обеспечение реализации их прав и свобод.
Принцип разделения властей в деятельности федерального Правительства означает его построение и деятельность как одной из ветвей государственной власти, наряду с другими ветвями власти, взаимодействие с ними. Оно защищено от вмешательства других органов власти в свою компетенцию, но в тоже время не должно само вмешиваться в работу данных органов. К сожалению, данный принцип не всегда реализуется на практике, вызывая разногласия ветвей власти. Нередко Президент и Федеральное Собрание решают вопросы, отнесенные Конституцией к компетенции Правительства РФ, однако есть и обратные случаи, когда Правительство вторгается в сферу деятельности других органов власти.
Принцип ответственности федерального Правительства Российской Федерации означает его «правовую связанность» и организационную и правовую подотчетность. Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, которая выражается в сложении полномочий перед вновь избранным Президентом, в принятии решения об отставки Правительства, освобождения от должности Председателя Правительства, его председателей и министров. Правительство информирует Президента о своей текущей деятельности, выполнении указов и законов. Имеет рычаги давления и законодательная власть, например выражение недоверия Правительству. Правительство также социально ответственно перед гражданами[7] .
Гласность означает обеспечение открытости и доступа к информации о решениях и действиях Правительства. Систематическое информирование населения является обязанностью Правительства ввиду значимости его актов для страны, граждан. Принцип гласности реализуется посредством ряда гарантий: а) Конституция РФ устанавливает, что любой нормативно - правовой акт, затрагивающий права и свободы человека подлежит обязательному опубликованию[8] ; б) Правительство регулярно и оперативно проводит встречи и дает информацию для прессы о своих заседаниях и принятых решениях; в) работники СМИ при планировании программной политики должны обеспечивать всестороннее и объективное информирование телезрителей (радиослушателей) о работе федеральных органов государственной власти, деятельности Правительства[9] .
Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина произволен от Конституционных положений о человеке как высшей ценности[10] , о праве граждан участвовать в управлении делами государства[11] , о правах и свободах человека и гражданина[12] . Это означает ориентацию Правительства на обеспечение прав и свобод граждан во всех сферах своей деятельности.
Можно конечно добавить многие другие, такие как профессионализм, компетентность, коллегиальность и т.д., однако основополагающими являются именно эти семь, прямо указанные в законе.
1.2. Правовое регулирование деятельности Правительства РФ.
Деятельность Правительства Российской Федерации имеет четкую законодательную регламентацию Основными нормативно - правовыми актами, осуществляющими такое регулирование, являются:
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Конституционным положениям о Правительстве Российской Федерации посвящена глава 6 Конституции РФ. Устанавливается, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров. Определяются полномочия, статус Председателя Правительства, его взаимоотношения с другими органами государственной власти. Данные положения являются определяющими, основополагающими. Именно на них, в соответствии с принципом Верховенства Конституции, и будут строиться остальные нормативно - правовые акты.
2. Федеральный Закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712. По основополагающим отраслям общественной жизни предусмотрено принятие федеральных конституционных законов. Принят такой закон и по Правительству, как основе исполнительной власти страны. Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Глава первая закона устанавливает следующие основополагающие положения:
· Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
· Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
· Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
· Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
· Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
· Остальные главы закона устанавливают полномочия и структуру Правительства, обеспечение его деятельности, его взаимоотношения с Президентом РФ, с Федеральным Собранием и судебной властью, с органами власти субъектов Российской Федерации.
3. Постановление Правительства от 1 июля 2004г № 260 « О регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации»
Настоящий Регламент в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской Федерации, иными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации устанавливает правила организации деятельности Правительства Российской Федерации по реализации его полномочий. Правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий, а также правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами устанавливаются регламентами федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с типовым регламентом, утверждаемым Правительством Постановление Правительства от 1 июля 2004г № 260 « О регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации».
Таким образом данный нормативно правовой акт определяет лишь конкретно порядок и организацию работы Правительства, планирование подготовку и проведение его заседаний, порядок внесения на рассмотрение проектов и их рассмотрение, законодательную деятельность Правительства РФ, его координационные и другие органы.
4.Указ Президента от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
5.Указ Президента от 12 мая 2008г. № 724 « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Данным указом определяется конкретно структура всей системы исполнительной власти страны, причем определяется она вновь с вступлением в должность нового Президента, соответствующим указом. Президент определяет, какие структуры образовать, а какие упразднить, определяет иерархическое отношение конкретных органов между собой, в целях совершенствования эффективности всей системы. Под структурой понимается министерство, служба, агентство, комитет либо иной орган исполнительной власти.
6. Указ Президента от 10.06.1995 № 1185 « Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Собрание законодательства РФ, 13.06.1994, N 7, ст. 697». Данный нормативно-правовой акт был принят в целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации до принятия законов о Правительстве Российской Федерации и о федеральных органах исполнительной власти, а также согласованной деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Итак, была рассмотрена основная нормативно - правовая база организации Правительства Российской Федерации, Конечно, она не ограничивается только данными актами, существуют многие другие, но все же основными являются вышеуказанные.
Глава 2. Структура Правительства РФ.
2.1. Порядок назначения Председателя Правительства РФ.
Порядок назначения, Председателя Правительства Российской Федерации, определён в ст. 111 Конституции РФ и ст.7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о процедуре назначения главы российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность – одна из ключевых и ведущих в государстве.
Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом[13] – это одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ. Полномочие Государственной Думы – «дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ[14] », данная статья предусматривает, что Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определённые сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. Установлен определённый срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства – в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре[15] .
В Регламенте Государственной Думы (глава 17) подробно определён порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определённого Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Согласно Конституции РФ после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства[16] . Это объясняется тем, что государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы.
В юридической литературе статья 112 часть1 Конституции иногда рассматривается как право Президента определять структуру федеральных органов исполнительной власти. Это, однако, не бесспорно ввиду неурегулированного в законодательстве (в том числе и в самой Конституции) данного вопроса, который призван быть регламентирован в законе о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти регулируется рядом указов Президента России.
2.2. Состав Правительства РФ.
В соответствии Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства[17] .
Состав Правительства Российской Федерации - предусмотренный федеральной Конституцией исчерпывающий перечень лиц, в число которых входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Состав Правительства РФ определён следующим образом: Председатель, Первый заместитель Председателя, семь заместителей Председателя (как правило, именуемых вице-премьерами) и 23 федеральных министра. Председатель Правительства возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Заместители Председателя в соответствии с распределением обязанностей рассматривают конкретные вопросы по основным направлениям деятельности Правительства, координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов, а также в работе межрегиональных ассоциаций. Федеральные министры, возглавляя федеральные министерства и являясь членами Правительства, участвуют в подготовке его решений, обеспечивают их исполнение. В соответствии с Регламентом Правительства РФ федеральные министры не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства[18] .
2.3. Организация деятельности Правительства РФ.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективной деятельности Правительства, решения вопросов, входящих в его компетенцию, является правильная, оптимальная организация его работы. Конституции установлено, что Председатель Правительства организует его работу[19] . Правовую основу организации деятельности Правительства составляют Конституция, Федеральный конституционный закон «О Правительстве», Регламент Правительства и другие нормативные акты. Председатель Правительства распределяет обязанности между собой и заместителями, в том числе первыми, назначает на время своего отсутствия исполняющего обязанности Председателя Правительства, осуществляет общее руководство Аппаратом Правительства.
В вышеназванном Федеральном конституционном законе урегулированы вопросы о порядке деятельности Правительства РФ, в том числе организации его деятельности. Можно выделить некоторые важнейшие положения и нормы, касающиеся организации работы данного органа. Прежде всего, к ним относятся вопросы, решения по которым принимаются на заседаниях Правительства, то есть коллегиально.
Это находящиеся в рамках конституционно закреплённой компетенции Правительства вопросы, в частности, подготовки и исполнения федерального бюджета, финансовой и кредитной политики, о программах экономического и социального развития; решения о внесении предложений об изменениях в налоговом и таможенном законодательстве, в сфере заключения международных договоров и другие[20] .
Весьма значимым элементом статуса Правительства является полномочие координировать, объединять и направлять (в пределах своей компетенции) деятельность преобладающей части министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В этих целях Правительство утверждает положения о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, определяет порядок создания и деятельности территориальных органов, названных федеральных органов, назначает и освобождает от должности заместителей: министров и руководителей преобладающей части иных федеральных органов исполнительной власти, утверждает членов коллегий названных органов.
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрел такой важный орган, как Президиум Правительства Российской Федерации.
Заседания Президиума Правительства Российской Федерации проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства Российской Федерации и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации. Первостепенное значение для эффективной организации деятельности Правительства РФ имеет его Регламент, согласно которому Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации. Принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Рассмотрение в Правительстве вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится на заседаниях Правительства, Президиума Правительства Председателем Правительства и его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей), на заседаниях образуемых Правительством координационных и совещательных органов с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.
Планирование и организация работы Правительства .
Деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Правительство планирует проведение своих заседаний, законопроектную деятельность и осуществление контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований федерального законодательства. Перспективное планирование осуществляется путём принятия программы действий Правительства на определённый период, комплексного плана по её реализации, федеральных целевых программ и иных актов Правительства.
Работа Правительства, а также членов Правительства организуется в соответствии с планами на определённый период. Плановые мероприятия проводятся, как правило, поквартально.
Члены Правительства планируют свою деятельность по согласованию с Председателем Правительства, его заместителями с учётом участия в мероприятиях, проводимых Президентом РФ, в заседаниях Правительства, образуемых Правительством координационных и совещательных органов, Палат Федерального Собрания РФ межправительственных комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также в других мероприятиях[21] .
Планирование заседаний Правительства .
Вопросы для рассмотрения на заседаниях Правительства определяются исходя из полномочий Правительства в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства[22] .
План заседаний Правительства на очередной квартал включает в себя:
· календарь рассмотрения вопросов на заседаниях Правительства;
· перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Правительства в очередном квартале;
· перечень вопросов и законопроектов, намечаемых для рассмотрения в следующем квартале.
По каждому вопросу и законопроекту указываются федеральные органы исполнительной власти, ответственные за его подготовку.
Федеральные органы исполнительной власти не позднее, чем за месяц до начала очередного квартала представляют в Правительство разработанные на основе посланий Президента РФ, программ и планов Правительства предложения, содержащие:
· наименование вопроса и основание необходимости его рассмотрения на заседании Правительства;
· общую характеристику и основные положения предлагаемого к рассмотрению вопроса;
· форму решения Правительства;
· перечень соисполнителей для подготовки вопроса к рассмотрению на заседании Правительства.
Организация работы членов Правительства .
Председатель Правительства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и актами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства систематически проводит совещания с заместителями Председателя Правительства, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов, принимает решения по оперативным вопросам и согласовывает проведение членами Правительства мероприятий на текущий период. Заместители Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) рассматривают конкретные вопросы деятельности Правительства, координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов. Председатель Правительства и его заместители рассматривают разногласия, возникающие при подготовке решений Правительства. В случае необходимости Председатель выносит рассмотрение таких разногласий на заседание Правительства[23] .
Порядок подготовки и проведения заседаний Правительства .
Очередные заседания Правительства проводятся по утверждённому плану в определённый день недели, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Заседание Правительства считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов Правительства. Вопросы на заседаниях рассматриваются с обязательным участием федерального министра, иного руководителя федерального органа исполнительной власти, к ведению которого относится данный вопрос, а при невозможности его участия – лица, его замещающего.
Заседания Правительства проводятся под руководством Председателя Правительства. В его отсутствие заседания проводит один из заместителе Председателя. Заседания Правительства и его Президиума могут проходить под председательством Президента Российской Федерации. На заседаниях Правительства решения принимаются, как правило, общим согласием. По решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Правительства. На заседании Правительства время для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов – до 10 минут, для выступлений в прениях - до 5 минут[24] .
Порядок оформления решений, принятых на заседаниях Правительства.
Решения Правительства, принятые на заседаниях Правительства, оформляются протоколом. В случае необходимости доработки проектов постановлений и распоряжений Правительства, иных рассмотренных на заседании актов, по которым высказаны предложения и замечания,
Правительство даёт распоряжения соответствующим федеральным органам исполнительной власти и при необходимости образует в установленном порядке рабочие группы. Руководители федеральных органов исполнительной власти или лица, возглавляющие указанные рабочие группы, организуют и обеспечивают доработку проектов и их внесение в Правительство в установленные сроки. Если эти сроки официально не оговариваются, то доработка проектов осуществляется в срок до 10 дней.[25]
Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов. Внесение проектов актов.
Правительство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издаёт постановления и распоряжения.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства. Правительство принимает также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. Правительство рассматривает проекты актов Президента РФ и проекты федеральных законов, которые вносятся Правительством Президенту РФ или в Государственную Думу. Правительство в срок не более 1 месяца рассматривает внесённые в установленном порядке законодательными или исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по предметам ведения Российской Федерации и субъектов РФ и информирует указанные органы о результатах рассмотрения. Проекты распоряжений и постановлений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, вносятся членами Правительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти.
В письме о внесении проекта указывается основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Оно подписывается членом Правительства, руководителем государственного органа или его заместителем.
Проекты постановлений Правительства и иных актов, имеющих нормативный характер, подготавливаемые по поручениям, содержащимся в актах Правительства, поручениям Председателя Правительства и его заместителей разрабатываются, как правило, с участием Министерства юстиции Российской Федерации. Проекты распоряжений и постановлений Правительства, предусматривающие расходы за счёт средств федерального бюджета, подлежат согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок подготовки и рассмотрения проектов актов в Правительстве . Подготовка и рассмотрение внесённых в Правительство проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, осуществляется Аппаратом Правительства. При подготовке указанных проектов к рассмотрению в Правительстве Аппарат Правительства руководствуется федеральным законодательством, Регламентом, Положением об Аппарате Правительства РФ, а также инструкцией по делопроизводству в Аппарате Правительства РФ. Проекты постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, внесённые в установленном порядке без разногласий, докладываются Председателю Правительства или его заместителям. Аппарат Правительства производит экспертизу проекта и его оснований, а также необходимую проработку и редактирование текста. Подготовка проекта к рассмотрению осуществляется, как правило, в срок до 15 календарных дней, в том числе в течение 3 рабочих дней – предварительная экспертиза для решения вопроса о дальнейшей работе над проектом[26] .
Координационные и совещательные органы, образуемые Правительством . Координационные органы, образуемые Правительством для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определённого круга задач, именуются комиссиями. Совещательные органы, образуемые Правительством для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера, именуются советами. Образование, реорганизация и ликвидация советов и комиссий, утверждение их руководителей, состава и определение задач осуществляется Правительством.
В состав комиссий и советов в зависимости от возложенных на них задач по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или в их совместном ведении, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти.
В состав комиссий и советов могут включаться также (по согласованию) представители иных органов государственной власти, предпринимательских структур, общественных объединений, учёные, специалисты и общественные деятели. Сфера деятельности и полномочия комиссий и советов определяются решениями об их образовании или положениями о них. Указанные решения и положения могут предусматривать обязанность рассмотрения комиссией или советом проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, по вопросам сферы их деятельности до внесения этих проектов на рассмотрение Правительства или до издания ведомственных актов органами исполнительной власти, представленными в комиссии или совете. Решения комиссий и советов оформляются протоколами, а при необходимости реализуются в виде проектов постановлений и распоряжений Правительства, которые вносятся в Правительство в установленном порядке.[27]
Законопроектная деятельность Правительства .
Законопроектная деятельность Правительства осуществляется в соответствии с утверждаемыми им планами законопроектных работ. Программами деятельности Правительства, иными актами Правительства, предусматривающими разработку законопроектов.
Планы законопроектной деятельности формируются Правительством на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных и иных организаций.
Предложения по планам законопроектной деятельности, а также сопроводительные материалы к проектам иных актов, предусматривающих разработку законопроектов, должны содержать по каждому из них:
· основания необходимости принятия закона;
· концепцию законопроекта, включающую в себя его общую характеристику и основные положения;
· этапы подготовки законопроекта и перечень соисполнителей - разработчиков законопроекта.
Чрезвычайно важен Аппарат Правительства Российской Федерации .
Он действует на основании Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства РФ является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений.
Аппарат Правительства работает под руководством Председателя Правительства и возглавляется Руководителем Аппарата Правительства - заместителем Председателя Правительства или федеральным министром[28] .
Глава 3. Задачи Правительства РФ.
3.1.Компетенция Правительства РФ.
Компетенция Правительства Российской Федерации – важнейший компонент его конституционно-правового статуса. Компетенция данного органа – это круг вопросов его ведения, основных направлений деятельности (функций) и конкретных полномочий в различных сферах жизни общества.
Правительство существенно отличается от других органов исполнительной власти не только специфическим порядком образования, но и местом, занимаемым им в системе федеральных органов исполнительной власти, особым характером и объёмом компетенций, взаимоотношениями с Президентом и Федеральным Собранием.
Характеризуя самостоятельную роль Правительства как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, одновременно следует учитывать особенности взаимоотношений Президента с Правительством. По Конституции РФ Президент активно участвует в осуществлении исполнительной власти, поскольку, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов исполнительной власти[29] . Поэтому вне конституционной модели взаимоотношений Президента с Правительством трудно представить компетенцию Правительства. Эта компетенция находит своё юридическое закрепление в соответствующих нормах Конституции, так и в предписаниях текущего законодательства – в федеральных законах, нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В Конституции установлено, что Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации[30] .
3.2.Полномочия Правительства РФ.
Полномочия Правительства РФ охватывают по существу все сферы жизни и деятельности общества. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач. Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Правительству РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти. Руководителей органов и организаций при федеральном правительстве, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти. В случае необходимости Правительство РФ вправе учреждать организации. Образовывать координационные, совещательные или иные органы при правительстве. Задачи и полномочия таких организаций и органов определяются Правительством РФ при их создании.
Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (руководство работой, создание своих территориальных органов). Согласно Федеральному конституционному закону от 30 января 2007 г. №1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 января 2010) :
Полномочия в сфере экономики (регулирование экономических процессов, обеспечение единства экономического пространства, прогнозирование социально-экономического развития, управление федеральной собственностью).
Полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (проведение единой политики, разработка и отчет об исполнении федерального бюджета, разработка и реализация налоговой политики, совершенствование бюджетной системы, регулирование рынка ценных бумаг, управление государственным внутренним и внешним долгом, валютное регулирование и валютный контроль).
Полномочия в социальной сфере (проведение единой государственной социальной политики, меры по реализации трудовых прав граждан, прав граждан на охрану здоровья, сокращение безработицы, единая государственная миграционная политика).
Полномочия в сфере науки, культуры, образования (меры государственной поддержки развития науки, проведение единой государственной политики в области образования, государственная поддержка культуры).
Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды (проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды, деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов).
Полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (реализация государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства).
Полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ (оснащение вооружением и техникой Вооруженных Сил РФ, обеспечение социальных гарантий для военнослужащих).
Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений (реализация внешней политики РФ, представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, защита граждан РФ за пределами ее территории, регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности).
Иные полномочия (обеспечение режимов военного и чрезвычайного положений).
3.3. Задачи Правительства РФ на современном этапе.
Задачи Правительства РФ на современном этапе – ведущие направления в деятельности Правительства; в них выражается целевая нагрузка данного органа исполнительной власти и с ними напрямую связан предоставляемый Правительству объём государственных полномочий. Говоря по-другому, под современными задачами понимают и цели, которые ставит государство перед Правительством Российской Федерации, и основные направления его деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая задача Правительства имеет свою сферу действия и осуществляется, как правило, соответствующими методами. Задачи отражают содержание деятельности Правительства и в известной степени характеризуют его сущность. Первая задача – это руководство и направление деятельности в основных жизненно важных сферах и областях государственной жизни: экономической, социально-культурной, правоохранительной, внешнеполитической. С данной задачей тесно взаимосвязана и обусловлена ею вторая важная задача – объединение, координация и практическое направление деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Взятые в совокупности указанные задачи характеризуют в целом Правительство как орган, имеющий общую компетенцию; т.е. это такой исполнительный орган, который осуществляет руководство всеми остальными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, относящимися к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, а также межотраслевую сферу.
Вопрос о задачах Правительства является ключевым в теории Правительства и на переходном этапе современной России приобретает научную и практически-политическую значимость в организации деятельности Правительства.
Порядок прекращения полномочий и отрешения от должности Правительства РФ.
Весьма существенными элементами конституционно-правового статуса Правительства являются вопросы о сложении Правительством своих полномочий; об отставке Правительства; о выражении Государственной Думой недоверия Правительству. Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации[31] . В случае сложения своих полномочий Правительство продолжает по поручению Президента РФ действовать до сформирования нового Правительства[32] . Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации[33] . Правительства возможна в двух случаях: Правительство по своей инициативе может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом; Президент РФ может принять решение об отставке Правительства[34] . В том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации[35] .
Процедура принятия решения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации установлена в ч.3 ст.117 Конституции РФ. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
Отставка Правительства может последовать и в случае, если Председатель Правительства поставит вопрос перед Государственной Думой о доверии Правительству Российской Федерации. Если в таком случае Государственная Дума в доверии Правительству отказывает. Президент в течение семи дней со дня принятия Государственной Думой решения о недоверии правительству принимает решение об отставке Правительства либо роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Так же считаю необходимым отметить, что в случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. Смысл данного положения вполне понятен, ведь не может же функционировать вся система при отсутствии одного из её элементов, коим в нашем случае является Правительство РФ в системе государственной власти.
Заключение.
Используемые в курсовой работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы. Правительство – высший орган исполнительной власти..
Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган. Его постановления принимаются на заседаниях Правительства, коллегиях и ответственность Правительства – коллегиальная (с Председателем уходит весь состав Правительства). В состав Правительства входят заместители Председателя – первые и курирующие отдельные сферы общественной жизнедеятельности (финансы, экономику, безопасность, оборону, внутренние дела), а также федеральные министры. Правительство имеет аппарат.
Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Прежде всего в сфере формирования государственного аппарата и руководства его деятельностью. Правительство направляет и координирует деятельность госаппарата через министерства, департаменты и другие ведомства.
Участие в законодательной деятельности, исполнение законов, нормотворческая деятельность, составление и исполнение бюджета, осуществление внешней политики – основные направления деятельности Правительства Российской Федерации.
Конституция РФ предусматривает осуществление Государственной Думой парламентского контроля за деятельностью Правительства в следующих формах.
· Рассмотрение вопроса о доверии Правительству по инициативе самой Государственной Думы или по инициативе Правительства.
· Парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти.
· Образование Счётной палаты для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (при участии и Совета Федерации).
· Отчёт Правительства об исполнении федерального бюджета.
· Назначение уполномоченного по правам человека, деятельность которого связана с контролем за Правительством и другими органами администрации в области соблюдения прав человека.
Подводя итог, следует отметить, что оптимальное сочетание структуры и задач Правительства является залогом успешного функционирования не только Правительства Российской Федерации, но и исполнительной власти в целом. Последнее в свою очередь предопределяет нормальное развитие государства и общества.
Перечень источников права и литературы
Список источников права
1. Конституция РФ 1993 г., глава 6.// РГ. - № 237. - 1993.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997. № 2-ФКЗ (ред. от 29.01.2010) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997)//СЗ РФ. - 1997. - №51. – ст.1-48.
3. Федеральный Закон. От 13 января 1995 г. №7 - ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // СЗ РФ - 1995г. - №3.- Ст.170.
4. Указ Президента РФ от 20.05.2004. №649 (ред. 03.10.2005) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»//СЗ РФ. – 2004. - №21. - Ст. 2023.
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»//СЗ РФ. – 2004. - №11. - Ст. 945.
6. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации (с изменениями от 27 мая, 7 июля 2006 г., 31 июля 2007 г., 28 марта, 19 мая, 26 ноября 2008 г., 10, 17 марта, 30 апреля, 2 сентября, 30 ноября, 24 декабря 2009 г., 20 февраля 2010 г.) »// СЗ РФ. 07.06.2004. -№23 - Ст. 2313.
Список использованной литературы
- Авакьян С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь. - М.: НОРМА, 2005. – С.215.
- Баглай Н.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2002. – С.800.
- Большая российская юридическая энциклопедия [Электронный ресурс] : электрон. правовой справочник. – Электрон. дан. – СПб. : Информ. компания Кодекс, сop. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Кутафин О.Е. Источники конституционного права: Учебник. – М.:Просвещение, 2001. - С.458.
- Кудрявцев С.В. Комментарий Конституции РФ. // База данных справочно- правовой системы «Гарант» .
- Консультант плюс, справочная система / http://www.consultant.ru/
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов. – 2-е издание., изм. И доп. - М.:Юристъ,2006. – С.588.
8. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.:Феникс, 2007. – С.365.
[1] Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.:Феникс, 2007. – С.365.
[2] Авакьян С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь. - М.: НОРМА, 2005. – С.215.
[3] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.110.
[4] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 января 2010 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 3. - Ст. 1.
[5] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 января 2010 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 3. - Ст. 5.
[6] Кудрявцев С.В. Комментарий Конституции РФ. // База данных справочно- правовой системы «Гарант» .
[7] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов - М.: Норма, 2003. - С.202.
[8] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.15.
[9] Федеральный Закон. От 13 января 1995 г. №7 «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // СЗ РФ - 1995г. - №3.- Ст.170.[10] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.2.
[11] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.32.
[12] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.17-64.
[13] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.111.
[14] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.103.
[15] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.111.
[16] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.111.
[17] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.110.
[18] Большая российская юридическая энциклопедия [Электронный ресурс] : электрон. правовой справочник. – Электрон. дан. – СПб. : Информ. компания Кодекс, сop. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
[19] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.113.
[20] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 января 2010 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 3. - Ст. 10.
[21] Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации (с изменениями от 27 мая, 7 июля 2006 г., 31 июля 2007 г., 28 марта, 19 мая, 26 ноября 2008 г., 10, 17 марта, 30 апреля, 2 сентября, 30 ноября, 24 декабря 2009 г., 20 февраля 2010 г.) »// СЗ РФ. 07.06.2004. -№23 - Ст. 25.
[22] Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации (с изменениями от 27 мая, 7 июля 2006 г., 31 июля 2007 г., 28 марта, 19 мая, 26 ноября 2008 г., 10, 17 марта, 30 апреля, 2 сентября, 30 ноября, 24 декабря 2009 г., 20 февраля 2010 г.) »// СЗ РФ. 07.06.2004. -№23 - Ст. 28
[23] Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации (с изменениями от 27 мая, 7 июля 2006 г., 31 июля 2007 г., 28 марта, 19 мая, 26 ноября 2008 г., 10, 17 марта, 30 апреля, 2 сентября, 30 ноября, 24 декабря 2009 г., 20 февраля 2010 г.) »// СЗ РФ. 07.06.2004. -№23 - Ст. 37.
[24] Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации (с изменениями от 27 мая, 7 июля 2006 г., 31 июля 2007 г., 28 марта, 19 мая, 26 ноября 2008 г., 10, 17 марта, 30 апреля, 2 сентября, 30 ноября, 24 декабря 2009 г., 20 февраля 2010 г.) »// СЗ РФ. 07.06.2004. -№23 - Ст. 66.
[25] Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации (с изменениями от 27 мая, 7 июля 2006 г., 31 июля 2007 г., 28 марта, 19 мая, 26 ноября 2008 г., 10, 17 марта, 30 апреля, 2 сентября, 30 ноября, 24 декабря 2009 г., 20 февраля 2010 г.) »// СЗ РФ. 07.06.2004. -№23 - Ст. 36.
[26] Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации (с изменениями от 27 мая, 7 июля 2006 г., 31 июля 2007 г., 28 марта, 19 мая, 26 ноября 2008 г., 10, 17 марта, 30 апреля, 2 сентября, 30 ноября, 24 декабря 2009 г., 20 февраля 2010 г.) »// СЗ РФ. 07.06.2004. -№23 - Ст. 62.
[27] Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации (с изменениями от 27 мая, 7 июля 2006 г., 31 июля 2007 г., 28 марта, 19 мая, 26 ноября 2008 г., 10, 17 марта, 30 апреля, 2 сентября, 30 ноября, 24 декабря 2009 г., 20 февраля 2010 г.) »// СЗ РФ. 07.06.2004. -№23 - Ст. 58.
[28] Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право.: Учебник для вузов. – М.:Просвещение, 2003. – С.178.
[29] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.80.
[30] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.113.
[31] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.116.
[32] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.117.
[33] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 января 2010 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 3. - Ст. 45.
[34] Конституция Российской Федерации. – М.,1993. – Ст.117.
[35] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 января 2010 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 3. - Ст. 46.