Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора. Особенности полномочий прокурора и организация работы по надзору за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы, соблюдением исполнения приговоров, действиями администраций мест содержания.Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет»
Дальневосточный юридический институт
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Прокурорский надзор»
на тему: Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов
Хабаровск 2009
Оглавление
1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. 3
2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законности в стадии исполнения приговоров. 14
3. Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. 16
4. Особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы.. 20
5. Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. 23
6. Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. 28
Задача 35
Список использованных источников. 39
1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных подстражу выделен в ст. 1 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.
Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу.
Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности.
Администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выполнять постановления и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иными законодательными актами. Нарушения законности устраняются сразу после их обнаружения.
Средствами прокурорского надзора обеспечивается исполнение не только прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в международных актах.
Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003 г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых в следственных изоляторах». Прокурорам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.
Требуется организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры.
Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание задержанных и арестованных лиц в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.
Ст. 32 Закона о прокуратуре определяет предмет надзора. К нему относятся: во-первых, законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом; во-вторых, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; в-третьих, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Под законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных, иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, в более широком смысле следует понимать: законность помещения в эти места, учреждения и органы; законность содержания в них; соблюдение сроков содержания; законность освобождения.
В указанные места, учреждения и органы могут помещаться лишь те лица, в отношении которых имеется соответствующий документ (протокол, постановление, приговор), причем каждая категория лиц должна помещаться лишь в определенные именно для ее содержания место, учреждение либо орган.
В Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 1 ст. 5) предусмотрен в качестве основания содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, протокол задержания, составленный в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Из этого же Закона (ч. 2 ст. 5) следует, что основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, является судебное решение. В соответствии со ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Основанием отбывания уголовного наказания является приговор суда, вступивший в законную силу.
Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, применяются по определению суда.
Федеральным законом от 15 декабря 1996 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации» в УПК РСФСР внесено дополнение, предусматривающее освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с направлением в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, не будучи уголовным наказанием, является самостоятельной принудительной мерой воспитательного воздействия, допускаемой только при освобождении несовершеннолетнего от наказания при совершении им преступления средней тяжести[1] .
При проверке сроков содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых прокурор руководствуется положением УПК РФ, определяющим эти сроки, а также требованием ст. 13 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», строго регламентирующим срок нахождения подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания в случаях их перевода туда из следственных изоляторов.
Проверяя соблюдение сроков нахождения лиц в исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, прокурор учитывает сроки, указанные в приговорах и определениях судов.
При решении вопроса о законности освобождения от отбывания наказания прокурор проверяет наличие предусмотренных законом оснований для освобождения (ст. 172 УИК РФ). К таким основаниям, кроме отбытия срока наказания, назначенного судом, относятся: отмена приговора суда с прекращением дела производством; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; помилование или амнистия; тяжелая болезнь или инвалидность; иные основания, предусмотренные законом.
Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюдения прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, свидетельствует об усилении в современных условиях правозащитной функции прокуратуры. Эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ, с отдельными ограничениями, строго регламентированными законодательством.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами, подписанными Российской Федерацией, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
В настоящее время в РФ при реформировании уголовно-исполнительного законодательства большое внимание уделяется его приведению в соответствие с общепризнанными международными нормами. Российское государство как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров. Оно признает ряд резолюций и решений международных организаций по вопросам обращения с лицами, содержащимися под стражей или в заключении. В числе таких важных международных документов следует назвать: Всеобщую декларацию прав человека (1948); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), непосредственно регламентирующие права и обязанности осужденных; Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979); Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989) и др.
В принятой 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации провозглашен приоритет международных норм, относящихся к правам человека, перед законами России. Это положение закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 17), согласно которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это положение нашло отражение и в новом Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ч. 2 ст. 5), принятом 25 декабря 1996 г.
Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определен в ст. 6 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; правовое положение осужденных предусмотрено в гл. 2 УИК РФ (ст. 10—15); права лиц, помещенных в психиатрический стационар по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера, записаны в ст. 37 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Составной частью предмета прокурорского надзора является соблюдение обязанностей задержанными, заключенными подстражу, осужденными и лицами, подвергнутыми мерам принудительного характера.
Основные обязанности лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, предусмотрены ст. 36 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Основные обязанности осужденных определены в ст. 11 УИК РФ. На них возлагается исполнять установленные законодательством России обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны также неуклонно соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Порядок исполнения обязанностей этих лиц, вытекающих из требований законов, регламентированы в ведомственных нормативных актах, основными из которых являются Правила внутреннего распорядка соответствующих учреждений. В них, например, предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в учреждении, бережно относиться к имуществу и т.д. Следует иметь в виду и такой нормативный акт, как Положение об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ от 25 марта 2003 г. № 69.
К предмету прокурорского надзора закон относит также соблюдение порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.
Порядок и условия содержания лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, регламентируются указанным Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии со ст. 15 этого Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. В ст. 16 Закона определен внутренний распорядок в местах содержания под стражей. В гл. 2 Закона имеются нормы, определяющие порядок обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых. Глава 3 (ст. 32—48) определяет порядок обеспечения изоляции и предотвращения правонарушений в местах содержания под стражей.
При осуществлении надзора прокурор определяет не только законность действий задержанных и арестованных относительно соблюдения правил, определяющих порядок и условия их содержания, но и законность действий администрации, обеспечивающей соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания.
Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы определяется основными средствами исправления осужденных, к которым закон (ст. 9 УИК РФ) относит: режим отбываниянаказания, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
К условиям содержания осужденных в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, относятся правила материально-бытового и медико-санитарного обеспечения.
Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы зависят от вида исправительного учреждения (исправительные колонии общего режима; исправительные колонии строгого режима; исправительные колонии особого режима; исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы; колонии-поселения; тюрьмы с общим и строгим режимом; воспитательные колонии).
При осуществлении надзора за законностью условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прокурор не должен вмешиваться в хозяйственную деятельность учреждений. Однако в тех случаях, когда для решения вопросов о соблюдении условий содержания осужденных требуется характеристика хозяйственной деятельности, прокурор может привлечь для этой цели соответствующих специалистов.
Особый порядок и условия предусмотрены законодательством (гл. 17, ст. 132—142 УИК РФ) для исполнения наказания осужденных к лишению свободы несовершеннолетних в воспитательных колониях. В этих колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания. Основания и порядок перевода из одних условий отбывания наказания в другие детально регламентированы в кодексе.
УИК РФ (ст. 184—186 гл. 2, 3 разд. VII) предусмотрен особый порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни. Осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию. Детально описан порядок исполнения приговора суда. В частности, осужденные к смертной казни, в отношении которых ходатайство о помиловании отклонено, до направления в соответствующие учреждения для исполнения приговора содержатся в условиях, предусматривающих отбывание лишения свободы в тюрьмах на строгом режиме.
Федеральный закон от 18 декабря 1996 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» хотя и предусмотрел его введение в действие с 1 июля 1997 г., однако положение о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие Федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. (ст. 5). Это же положение нашло отражение и в ст. 4 Федерального закона от 24 мая 1996 г.[2]
№ 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации».
Однако Федеральный закон от 10 января 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации и О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» срок введения этих видов наказания изменен. Введение наказания в виде обязательных работ предусмотрено не позднее 2004 г., в виде ограничения свободы — не позднее 2005 г., в виде ареста — не позднее 2006 г.
УИК РФ (разд. III, гл. 10, ст. 68—72) регламентирует порядок и условия исполнения нового вида наказания — ареста, который заключается в содержании осужденных в строгой изоляции, предусматривающей правила отбывания наказания в тюрьмах на общем режиме, а несовершеннолетних осужденных — в воспитательных колониях.
Прокурор не должен упускать из виду и вопросы соблюдения законности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.
Одним из таких новых видов наказаний уголовно-исполнительное законодательство (разд. II, гл. 8, ст. 47—60 УИК РФ) предусматривает ограничение свободы. Местами отбывания ограничения свободы являются исправительные центры, администрация которых обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания. В предмет прокурорского надзора входит также законность действий администрации организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы (ст. 55—56).
Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ предусмотрен в разд. И, гл. 7, ст. 39—46 УИК РФ. Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Исполнение приговора осужденных к исправительным работам обеспечивается уголовно-исполнительными инспекциями. Прокурор осуществляет также надзор за законностью действий администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам.
Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает еще один новый вид исполнения наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества: обязательные работы (разд. II, гл. 4, ст. 25—30 УИК РФ). Этот вид наказания исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы; добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний, к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении,исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Если это наказание назначено в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного наказания — уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ст. 33).
2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законности в стадии исполнения приговоров
Действующее законодательство предоставляет прокурору весьма широкие полномочия по осуществлению надзора в стадии исполнения приговоров, значительно более широкие, чем в других отраслях прокурорской деятельности. Это объясняется спецификой предмета надзора, характером нарушений и необходимостью принимать быстрые волевые решения для восстановления нарушенных прав граждан.
Осуществляя надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в местах лишениях свободы, а также при исполнении иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции имеет право:
1. посещать в любое время органы и учреждения предварительного задержания, заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы и учреждения, исполняющие иные меры принудительного характера, назначаемые судом;
2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера;
3. знакомиться с оперативными материалами;
4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять приказы, распоряжения, инструкции, постановления администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, другие меры принудительного характера;
5. требовать объяснения от должностных лиц; опротестовывать незаконные правовые акты, вносить представления, причем действие опротестованного акта приостанавливается до рассмотрения протеста;
6. прокурор вправе своим постановлением отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;
7. прокурор вправе и обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Закон устанавливает, что постановления прокурора подлежат незамедлительному обязательному исполнению администрацией учреждений, исполняющих наказание, администрацией мест содержания задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.
В случае выявления нарушений закона со стороны сотрудников, должностных лиц названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления - возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.
Таким образом, прокурор наделен достаточно широкими полномочиями для выполнения возложенных на него обязанностей и решения задач, направленных на соблюдение законности и охрану прав и свобод граждан, защиту их законных интересов.
3. Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
В 1985—1986 гг. образованы специализированные прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы (их точное название: прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях). В состав этих прокуратур входят: прокурор, заместитель прокурора, старшие помощники, помощники прокурора, следователи и работники канцелярии. Распределение обязанностей между ними производится распоряжением прокурора (распределяются конкретные объекты; обязанности за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, проведение анализов и обобщений по определенному предмету надзора). Планирование работы прокуратуры осуществляется на основе анализа состояния законности и правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной системы с использованием материалов прокурорского надзора, ведомственного контроля, статистических и других учетных данных, материалов уголовных и гражданских дел, имеющейся информации о причинах и условиях, способствующих нарушениям законности[3] .
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях координирует деятельность администрации этих учреждений, военных прокуроров по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями в указанных учреждениях, а также принимает участие в координационных мероприятиях, проводимых территориальными органами прокуратуры.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях взаимодействуют с территориальными и военными прокуратурами путем планирования и совместного проведения с ними мероприятий по укреплению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.
Основными направлениями деятельности указанных прокуратур являются:
• надзор за исполнением уголовно-исполнительного и иного законодательства в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территориях, где такие прокуратуры созданы;
• надзор за исполнением требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в указанных учреждениях, своевременном возбуждении уголовных дел и принятия мер по каждому случаю нарушения законности;
• выезды на чрезвычайные происшествия в учреждения уголовно-исполнительной системы для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и привлечения виновных к ответственности;
производство предварительного следствия по отнесенным законом к подследственности следователей прокуратуры делам о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденными, сотрудниками этих учреждений;
• руководство и надзор за исполнением законов при расследовании данной категории дел;
• надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия следователями других органов по делам о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
• участие при рассмотрении в судах первой инстанции направленных прокуратурой уголовных и гражданских дел, а также при рассмотрении в судах дел об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и при разрешении судом других вопросов, связанных с исполнением приговоров;
• надзор за законностью судебных постановлений по делам и материалам, направленным ими в суд;
• изучение причин рецидивной преступности с использованием проводимых администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы и иной информации о лицах, совершивших новые преступления в течение года после освобождения от отбывания наказания из указанных учреждений и принятие мер к их устранению;
• надзор за точным применением в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, актов амнистии;
• надзор за законностью издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, приказов, распоряжений, постановлений.
Прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в пределах своих полномочий систематически проводят комплексные проверки в этих учреждениях; с учетом состояния законности в них обеспечивают их посещение, как правило, не реже одного раза в месяц для проведения приема осужденных по личным вопросам, проверки законности водворения осужденных в штрафные помещения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством, и выполнения других неотложных мероприятий.
В прокуратурах субъектов – РФ имеются отделы либо группы прокуроров, возглавляемые начальниками отделов или старшими помощниками прокуроров субъектов РФ, по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. В пределах своей компетенции эти подразделения либо группы прокуроров:
– организуют и осуществляют надзор за исполнением уголовно-исполнительного законодательства (о режиме отбывания наказания и борьбе с преступностью, о трудовом использовании осужденных и т.д.);
– непосредственно осуществляют надзор за исполнением законов в деятельности органов управления уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
– контролируют работу прокуратур по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, проводят проверки в прокуратурах по организации работы на данном направлении, оказывают практическую и методическую помощь;
– осуществляют надзор за законностью издаваемых нормативных актов по вопросам исполнения уголовных наказаний;
– рассматривают и разрешают жалобы и заявления, проводят в установленном порядке прием граждан;
– анализируют состояние законности и прокурорского надзора, разрабатывают и реализуют меры по предупреждению нарушений законности при исполнении уголовных наказаний и повышению эффективности прокурорского надзора;
– выявляют и распространяют положительный опыт работы;
– организуют и проводят учебно-методические мероприятия, стажирование работников нижестоящих прокуратур;
– разрабатывают методические рекомендации по проверке исполнения законов в соответствующих учреждениях;
– участвуют в пропаганде и разъяснении законодательства.
В Генеральной прокуратуре РФ надзор за исполнением законов в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний, назначаемых судом, организует и осуществляет управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Кроме вышеуказанных направлений деятельности это управление исполняет международные договоры о передаче (приеме) осужденных для отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются.
4. Особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы
Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров. Перед выездом для проведения проверки в этих местах прокурору целесообразно определить конкретные цели проверки, продолжительность проверки, круг участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (справки по предыдущим проверкам и принятых мерах по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки.
При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить:
– законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;
– соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях;
– законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;
– соответствие режима содержания осужденных видам исправительных учреждений;
– соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);
– соблюдение требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;
– соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;
– законность оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;
– обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;
– законность и обоснованность применения администрацией в отношении осужденных при оказании ими сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения и в других случаях физической силы, специальных средств и оружия;
– состояние борьбы с преступлениями и иными нарушениями в исправительных учреждениях, арестных домах; соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о производстве неотложных следственных действий;
– соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене им неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;
– соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;
– законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений;
– выполнение администрацией исправительных учреждений обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
Проверку прокурор, как правило, начинает с предварительной беседы с начальником учреждения и поручения ему подготовить необходимые документы и сведения (журнал учета и информации для оперативных дежурных; книгу замечаний и предложений по недостаткам в деятельности администраций; журнал рапортов приема-сдачи дежурств; журнал учета рапортов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания; приказы, распоряжения, постановления администрации и др.), с которыми в последующем знакомится. Исходя из целей проверки, прокурор может ознакомиться также с делами оперативного учета, с возбужденными уголовными делами и производстве по ним неотложных следственных действий и другими документами.
Прокурор производит, как правило, в присутствии начальника учреждения и начальника медсанчасти (а в необходимых случаях и других должностных лиц) обход всех жилых, коммунально-бытовых, служебных и производственных объектов. Обход объектов и территорий, который может производиться как в присутствии представителей администрации, так и прокурором наедине, сопровождается опросом осужденных об их жалобах и заявлениях.
Круг вопросов, выясняемых прокурором при обходе, зависит от конкретного объекта. Так, например, в процессе обхода жилых помещений прокурор обращает внимание на обеспеченность осужденных нормой жилой площади, вещевым довольствием, индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями; при посещении столовой и кухни прокурор выясняет, как обеспечиваются осужденные питанием, выдается ли осужденным положенное по норме довольствие и т.д.
При опросе осужденных прокурор выясняет: соблюдаются ли их права и законные интересы и выполняются ли ими обязанности; предоставляются ли им, как часто, с кем свидания; предоставляется ли им право на телефонные разговоры, с кем и как часто; предоставляются ли им прогулки, когда и сколько времени отводится на них; предоставляются ли им другие предусмотренные законом права и выясняются другие вопросы, относящиеся к предмету прокурорского надзора. Во время обхода прокурор записывает данные о личности тех, кто желает прийти к нему на личный прием.
После обхода территории и объектов прокурор принимает осужденных, записавшихся к нему на личный прием, рассматривает и по возможности разрешает жалобы, принятые им от осужденных как во время обхода, так и в процессе личного приема. При необходимости прокурор истребует от администрации объяснения. В последующем прокурор анализирует полученную информацию и принимает необходимые меры.
5. Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
При проведении проверок законности исполнения наказания в виде ограничения свободы подлежат выяснению:
– законность нахождения осужденных в исправительных центрах;
– законность приказов, распоряжений, постановлений, администраций исправительного центра и администраций организаций, в которых работают осужденные;
– выполнение администрацией исправительного центра обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
– соблюдение требований закона о порядке отбывания ограничения свободы (привлечение к работам по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; раздельное содержание осужденных, ранее отбывших лишение свободы и имеющих судимость, от иных осужденных; раздельное содержание осужденных за преступления, совершенные в соучастии; предоставление осужденным возможности проживания с семьей и др.);
– соблюдение требований закона о материально-бытовом обеспечении осужденных (обеспечение нормой жилой площади, индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями и др.);
– соблюдение требований закона о медико-санитарном обеспечении осужденных;
– обеспечение условий труда осужденных;
– обеспечение администрацией организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, привлечения их к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, получения ими начального профессионального образования или профессиональной подготовки;
– законность увольнения осужденных администрацией организаций, в которых они работают;
– соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;
– законность применения мер поощрения, применяемых к осужденным, и привлечения к ответственности за нарушение порядка и условий отбывания ограничения свободы и за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы;
– соблюдение администрацией исправительного центра требований закона о порядке предоставления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;
– соблюдение администрацией исправительного центра, администрацией организаций, в которых работают осужденные, требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;
Выяснение указанных вопросов проводится путем проверок, проводимых в исправительных центрах и в организациях, в которых работают осужденные к ограничению свободы[4] .
В начале проверки прокурор, как правило, беседует с начальником исправительного центра, выясняет общие вопросы, истребует сведения о количестве и наименовании организаций, где работают осужденные; числе осужденных, состоящих на учете в исправительном центре; взятых на учет, снятых с учета за соответствующий период времени. Прокурор знакомится с документами — картотекой, журналом учета, личными делами осужденных, данными о проведении розыска осужденных, скрывшихся от отбывания наказания, приказами, распоряжениями и постановлениями администрации и другими документами, исходя из конкретных данных о состоянии законности в исправительном центре.
При посещении организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, прокурор беседует с представителями организации, с осужденными, которые там работают; знакомится с актами проведенных в этих организациях проверок, приказами администрации организаций и другими необходимыми документами.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде ограничения свободы во многом зависит от систематичности проведения проверок и реального принятия прокурором мер, необходимых для устранения выявленных им нарушений закона, а также предупреждения их в будущем.
Подробно не касаясь далее вопросов, общих для осуществления надзора за законностью исполнения других видов наказания, следует отметить лишь специфику, свойственную проверкам исполнения законов этих видов наказаний.
При проведении проверок законности исполнения исправительных работ следует иметь в виду, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Установлением 15-дневного срока приведения приговора (определения, постановления) в исполнение уголовно-исполнительной инспекцией преследуется цель обеспечения своевременного привлечения осужденного к отбыванию наказания, что является одним из условий его эффективности.
Проверяя соблюдение законности в уголовно-исполнительных инспекциях, прокурор выясняет, все ли распоряжения суда обращены к исполнению.
К числу выясняемых вопросов относится и отбытие осужденным полностью срока назначенного судом наказания. Началом срока отбывания исправительных работ является день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, из уголовно-исполнительной инспекции копии приговора (определения, постановления) суда и других документов. В срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал (за исключением случаев, когда он не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата, а также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным); время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому уголовному делу в период отбывания наказания.
Проверяя соблюдение условий отбывания исправительных работ, прокурор исходит из требований ст. 40 УИК РФ. Согласно этим требованиям из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Указанные требования закона прокурор должен проверять как в уголовно-исполнительных инспекциях, так и в организациях, в которых работают осужденные к исправительным работам.
Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации.
Удержания из заработной платы осужденного производятся по основному месту его работы за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице.
Прокурору следует обращать внимание и на исполнение требования закона о возвращении осужденному излишне удержанных сумм из его заработной платы в случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела.
С учетом данных о состоянии законности прокурору необходимо решить, проводить ли проверки во всех организациях, в которых работают осужденные к исправительным работам, либо ограничиться проверкой отдельных организаций; проводить проверку всех вопросов, входящих в предмет прокурорского надзора, или проверить лишь некоторые из них. Например, получить информацию о состоянии законности в порядке производства удержаний из заработной платы осужденного можно, ознакомившись с материалами проверок, проводимых по месту работы осужденных уголовно-исполнительной инспекцией, на которую возложена обязанность осуществления контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет.
Так же, как и при проверках законности исполнения наказания в виде исправительных работ, при проведении проверок законности исполнения наказания в виде обязательных работ прокурор проводит как в уголовно-исполнительных инспекциях, так и в организациях, в которых осужденные отбывают этот вид наказания. При этом должно учитываться, что наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Прокурору нужно обращать внимание на то, привлечен ли осужденный к обязательным работам к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). Проверке подлежат и такие вопросы, как условия исполнения и отбывания наказания, исчисление срока обязательных работ, соблюдение уголовно-исполнительной инспекцией и администрацией организации, в которых осужденные отбывают обязательные работы, требований закона о их обязанностях.
Специфика прокурорского надзора за исполнением других наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, определяется, во-первых, тем, какой орган или учреждение исполняет этот вид наказания (ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса); во-вторых, какие требования о порядке и условиях отбывания каждого из этих видов наказания предусмотрены в законе.
При проведении проверок законности исполнения наказаний прокурорам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса к осужденным могут быть применены меры медицинского характера. Прокурору следует обращать внимание на соблюдение установленного законом порядка исполнения этих принудительных мер.
6. Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые могут содержаться:
– в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;
– следственных изоляторах органов Федеральной службы безопасности;
– изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
– изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск РФ;
– учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы (задержанные по подозрению в совершении другого преступления; подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу);
– помещениях, которые определены капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных средств с зимовками и приспособленных для этих целей (в случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством указанными должностными лицами);
– на гауптвахтах (подозреваемые и обвиняемые военнослужащие).
В зависимости от места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых проверка законности их содержания проводится соответствующим прокурором, работниками отделов (групп) по надзору за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе прокуратур субъектов РФ, работниками подразделений по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратур субъектов РФ, территориальными прокурорами, транспортными прокурорами, прокурорами войсковых частей, военными прокурорами.
Например, законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел проверяют, как правило, территориальные прокуроры; в изоляторах временного содержания транспортных органов внутренних дел — транспортные прокуроры; в изоляторах временного содержания органов внутренних дел на особо режимных объектах– прокуроры войсковых частей; в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск и на гауптвахтах– военные прокуроры.
При проведении проверок в изоляторах временного содержания прокурору следует обращать внимание на исполнение требований законодательства о нахождении там не более 10 суток в течение месяца переведенных из следственных изоляторов подозреваемых и обвиняемых для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневно доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса.
Закон разрешает использовать учреждения, исполняющие наказания (исполнительные колонии, воспитательные колонии и тюрьмы) для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Однако при этом должны быть соблюдены следующие положения: во-первых, для этих целей могут быть использованы не все указанные учреждения, а лишь те, перечень которых утвержден; во-вторых, задержанные по подозрению в совершении другого преступления должны быть изолированы от осужденных, отбывающих наказание; и, в-третьих, помещения, в которых находятся подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, должны быть специально оборудованы для этих целей и функционировать в режиме следственных изоляторов. В случаях назначения в отношении этих лиц экспертизы по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством, или оказания им медицинской помощи они помещаются в медицинские учреждения.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, который должен обеспечивать не только соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, но и выполнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка. Правила внутреннего распорядка необходимо знать прокурору, осуществляющему надзор на данном направлении, поскольку в них находят отражение такие важные вопросы, как порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых и другие. Правила внутреннего распорядка, хотя и не устанавливают каких-либо дополнительных обязанностей и прав подозреваемых и обвиняемых, однако регулируют механизм применения материальных норм, предусмотренных в законе. Особого внимания заслуживают при проведении прокурорами проверок исполнения закрепленных в законе прав подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение (гл. II Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»)[5] .
В связи с повышением криминогенности содержащихся под стражей лиц, особенно усилением агрессии со стороны лиц, объединенных в организованные преступные сообщества, впервые закреплено право подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность во время содержания под стражей. При наличии оснований для принятия мер по обеспечению личной безопасности (заявление подозреваемого или обвиняемого, сообщение лица, в производстве которого находится уголовное дело, устные или письменные угрозы в адрес конкретного подозреваемого или обвиняемого со стороны других лиц, сведения оперативно-розыскного характера и иные данные) прокурору нужно проверить, все ли необходимые меры профилактического характера приняты администрацией мест содержания. К этим мерам, предусмотренным законом, Правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами, относятся, в частности, отдельное содержание подозреваемых и обвиняемых, жизни и здоровью которых угрожает опасность, обыск помещений и личный обыск подозреваемых и обвиняемых, досмотр их вещей, передач и посылок, проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий. В случаях, когда угроза перерастает в насильственные действия, сотрудники мест содержания под стражей обязаны принять меры безопасности, включающие применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия.
Такие права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания, как: право на свидания с родственниками и иными лицами, право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, право получать посылки, передачи; права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, как: право на создание бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены и санитарии, обеспечение индивидуальным спальным местом, обеспечение нормой санитарной площади на одного человека в размере четырех квадратных метров, должны предоставляться по мере создания соответствующих условий.
Предложения, заявления и жалобы, как и другие виды информации, исходящей от подозреваемого и обвиняемого, подлежат цензуре. Однако из этого правила есть исключение. Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей, цензуре не подлежат и принимаются от подозреваемых и обвиняемых в запечатанных конвертах, вскрывать которые запрещено. Они не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату.
При проведении проверок в местах содержания под стражей тщательного выяснения требуют вопросы: условий содержания беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, и несовершеннолетних, поскольку для этих подозреваемых и обвиняемых создаются улучшенные материально-бытовые условия, устанавливаются повышенные нормы питания и предусматриваются другие улучшенные условия (ежедневные прогулки беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, не ограничиваются продолжительностью, ежедневные прогулки несовершеннолетних устанавливаются продолжительностью не менее 2 часов; к беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, не может быть применено в качестве мер взыскания водворение в карцер и др.). Несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые должны содержаться под стражей отдельно от взрослых. Как правило, они размещаются в тех же учреждениях, что и взрослые подозреваемые и обвиняемые. Для них отводятся изолированные корпуса, секции или этажи. Однако в интересах поддержания порядка в камеру, где содержатся несовершеннолетние, могут помещаться с согласия прокурора и совершеннолетние подозреваемые и обвиняемые, которые положительно характеризуются во время пребывания в местах предварительного содержания под стражей, впервые привлекаются к уголовной ответственности, вменяемое им преступление не является тяжким.
В соответствии с требованиями закона администрация места содержания под стражей обязана в случае тяжкого заболевания либо смерти подозреваемого или обвиняемого незамедлительно сообщить об этом его близким родственникам и прокурору. Прокурор вправе по своей инициативе или заявлению родственников заболевшего или умершего проводить проверку по данному факту.
Значительную часть времени отводит прокурор при проведении проверки исполнения законов в местах содержания под стражей вопросам обеспечения изоляции и предотвращения правонарушений в местах содержания под стражей. К основным из них относятся: соблюдение требований закона о раздельном размещении в камерах различных категорий подозреваемых и обвиняемых (мужчин и женщин; лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, ранее содержавшихся в местах лишения свободы; подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу; осужденных к смертной казни и других); обеспечение охраны подозреваемых и обвиняемых и надзора за ними (круглосуточная охрана в корпусных отделениях, внутренних и наружных постах; фотографирование, дактилоскопирование подозреваемых и обвиняемых, личный обыск и досмотр вещей; проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и др.); выполнение подозреваемыми и обвиняемыми возложенных на них обязанностей (соблюдать установленный порядок ведения переговоров, передачи каких-либо предметов и переписки с лицами, находящимися на свободе или отбывающими наказания в местах лишения свободы, соблюдать правила пожарной безопасности и др.); соблюдение порядка применения мер поощрения и мер взыскания (особого внимания заслуживают основания водворения подозреваемых и обвиняемых в одиночную камеру или карцер и соблюдение условий содержания в них); привлечение подозреваемых и обвиняемых к материальной ответственности за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб; применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей либо иными сотрудниками органов внутренних дел, привлекавшихся для обеспечения правопорядка (например, физическая сила может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого для пресечения совершаемого им правонарушения или преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей, если ненасильственные способы не обеспечивают прекращения правонарушения либо выполнения законных требований).
З адача
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что в период с 1 по 15 августа 2006 г. в Тихом океане с северо-восточной стороны российских островов экипаж рыболовецкой шхуны « Schooner », состоящий из 7 граждан Малайзии, 14 китайцев, 6 тайванцев и 2 тайцев под руководством капитана Клонг Кхунг Прао, без соответствующего разрешения осуществлял разработку естественных богатств исключительной экономической зоны, а именно — промысел тихоокеанских лососей дрифтерными (плавающими) сетями. Шхуна принадлежала малазийской компании « Hat Kai Вае». Всего было выловлено около 85 тонн лосося разных видов. Сумма ущерба, причиненного морским биоресурсам России, составила 35 млн. руб.
Обоснуйте исчерпывающий состав мер прокурорского реагирования, подлежащих применению в связи с описанными правонарушениями. Составьте соответствующие документы.
РЕШЕНИЕ
Ст.1 п.2 закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ» определяет:
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
После выявления обстоятельств правонарушения и установления виновных лиц прокурор должен принять меры к устранению правонарушения и недопущению подобных преступлений в дальнейшем. С этой целью законодательство наделяет прокурора рядом специфических полномочий, речь идет о так называемых средствах прокурорского реагирования на нарушение законов. Средства реагирования реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Посредством актов прокурорского надзора прокурор обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц. Так как в данном случае в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов были обнаружены признаки преступления, предусмотренного УК РФ, а именно ст. 256, в соответствии со ст. 25 закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ» прокурор исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о возбуждении уголовного дела
г. Владивосток 25 августа 2009 г.
Прокурор Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры Сидоров И.Д., рассмотрев сообщение о преступлении о незаконном промысле тихоокеанским лососей дрифтерными сетями, поступившее 15 августа 2009 г. от гражданина Иванова И.И.
УСТАНОВИЛ:
Что в период с 1 по 15 августа 2006 г. в Тихом океане с северо-восточной стороны российских островов экипаж рыболовецкой шхуны «Schooner», состоящий из 7 граждан Малайзии, 14 китайцев, 6 тайванцев и 2 тайцев под руководством капитана Клонг Кхунг Прао, без соответствующего разрешения осуществлял разработку естественных богатств исключительной экономической зоны, а именно — промысел тихоокеанских лососей дрифтерными (плавающими) сетями. Шхуна принадлежала малазийской компании «HatKai Вае». Всего было выловлено около 85 тонн лосося разных видов. Сумма ущерба, причиненного морским биоресурсам России, составила 35 млн. руб.
Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренные ст. 256 УК РФ, и руководствуясь ст.37, 140, 145 и 146(147) УПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Возбудить уголовное дело в отношении Клонг Кхунг Прао, в деяниях которого усматриваются признаки преступления предусмотренные частями 1 и 3 ст. 256 УК РФ.
2. Производство предварительного следствия поручить Следственному управлению Следственного комитета при прокуратуре РФ по Приморскому краю.
Прокурор Сидоров И.Д.
О принятом решении сообщено заявителю Иванову И.И. и лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело Клонг Кхунг Прао.
Следователь Петров.А.Д.
Список использованных источников
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 2. - Ст. 198.
2. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2759.
3. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1//ВСНД и ВС РФ. - 1993. -№ 33. - Ст. 1316.
4. Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и
учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2007 года № 19 // www.genproc.gov.ru.
5. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 47.
6. Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Минюста РФ от 23 июня 2005 г. № 95 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. -№ 30.
7. Винокуров А.Ю. Природоохранная деятельность российской прокуратуры и основные пути ее совершенствования. М.: 2001.
8. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: Учеб. пособ., М.: 2006.
9. Рохлин В.И., Пинчук В.И., Сердюк В.М. Расследование и прокурорский надзор по фактам нарушения природоохранительного законодательства: Учеб. пособ. М., 2006.
10. Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Курс лекций СПб, 2003.
[1] Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: Учеб. пособ., М.: 2006., С. 185.
[2] Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: Учеб. пособ., М.: 2006., С. 193.
[3] Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Курс лекций СПб, 2003, С. 108.
[4] Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: Учеб. пособ., М.: 2006., С. 205
[5] Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: Учеб. пособ., М.: 2006., С. 218.