Правовые основы проживания и передвижения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства
СОДЕРЖАНИЕ: Характеристика административно-правового режима проживания и передвижения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Полномочия Федеральной миграционной службы РФ в обеспечении выполнения прав иностранных граждан и лиц без гражданства в этой сфере.Оглавление
Введение
Глава 1. Административно-правовой режим проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
1.1 Характерные особенности административно-правового режима проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
1.2 Правовое регулирование административно-правовой режима проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
Глава 2. Полномочия Федеральной миграционной службы Российской Федерации в области Административно-правового режима проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
2.1 Нормативно-правовое регулирование Федеральной миграционной службы Российской Федерации в области административно-правового режима проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
2.2 Полномочия Федеральной миграционной службы Российской Федерации в обеспечении административно-правового режима проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы
Введение
Актуальность курсовой работы в настоящее время увеличивается экономический рост Российской Федерации, укрепление её позиций на мировой арене, увеличение объема производства, тем самым это предопределило увеличение потока мигрантов на территорию нашей страны. Однако, наряду с законопослушными гражданами, специалистами, учеными, в страну хлынули и не совсем благонадежные лица. Для того чтобы избежать пагубных последствий данного явления, в государстве существует орган исполнительной власти – Федеральная миграционная служба Российской Федерации, деятельность которой основывается на контроле за миграционными потоками в Российской Федерации. Однако, как показывает практика, не все ладно в деятельности данного органа, также он (ФМС России) тесно взаимодействует как с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, так и с Пограничной службой ФСБ России. Поэтому для определения полномочий деятельности ФМС России и более детальной ориентации в данной сфере и была выбрана эта тема.
Ввиду того, что вопросы миграции очень животрепещущи, большое количество ученых занимаются данной проблематикой. Среди ученых особо хотел бы отметить труды: Ю.М.Козлов, Л.Л.Попов, А.П.Коронев, В.Ф.Ломакин.
Целью работы стоит в рассмотрении административно-правового режима проживания и передвижения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а так же полномочия Федеральной миграционной службы в области административно-правового режима проживания и передвижения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Выделим следующие задачи:
· Рассмотреть нормативно-правовое регулирование Федеральной миграционной службы в области административно-правового режима проживания и передвижения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
· Проанализировать правовое регулирование административно-правовой режима проживания и передвижения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
· Дать понятия полномочиям Федеральной миграционной службы в обеспечении административно-правового режима проживания и передвижения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере полномочия Федеральной миграционной службы в области административно-правового режима проживания и передвижения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Предмет работы - являютсянормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты уполномоченных органов.
Правовой основой исследования явились: Конституция Российской Федерации 2008 года; федеральные конституционные законы; федеральные законы и другие.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка нормативных правовых актов и литературы.
Положения, выносимые на защиту:
- законодательство закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами России.
- Федеральная миграционная служба Российской Федерации обладает широкими полномочиями в области административно – режима проживания и передвижении в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Глава 1. Административно-правовой режим проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
1.1 Характерные особенности административно-правового режима проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
Наряду с гражданами Российской Федерации (далее - РФ) на территории нашей страны проживают иностранные граждане и лица без гражданства. Они также могут быть субъектами административно-правовых отношений. Их административно-правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановлениями Правительства РФ и др. документами.
Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства[2] ;
Кроме иностранных граждан, лиц без гражданства существуют и лица с двойным гражданством. Эта категория характеризуется следующим понятием: лицо, по праву обладающее гражданством более чем одного государства[3] .
Все вышеупомянутые категории лиц могут временно пребывать, передвигаться и проживать на территории России.
Цель их приезда может быть разной. Выделим несколько направлений:
- частные интересы;
- бизнес;
- дипломатические миссии
- и другие.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут находиться на территории Российской Федерации в связи с миграционными процессами, проходящими во всем мире. К мигрантам можно отнести следующие категории:
- беженцы;
- вынужденные переселенцы;
- политические мигранты
- и другие.
Рассмотрим административно-правовой режим проживания и передвижения иностранцев :
В РФ, являясь составной частью режима иностранцев и представляет собой совокупность правовых норм и организационных мер, определяющих поведение иностранцев в связи с реализацией ими права на проживание и передвижение по территории Российской Федерации, а также определенный порядок деятельности органов государственной власти, общественных организаций, должностных лиц и граждан Российской Федерации.
Целевое назначение данного режима:
- контроль за пребыванием иностранцев в РФ;
- создается возможность фиксировать фактическое прибытие этих лиц в пункты, указанные в соответствующих документах, контролировать их выезд из первоначальных пунктов пребывания;
- контроль за перемещением по территории РФ;
- контроль за осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Административно-правовой режим проживания и передвижения иностранцев на территории РФ призван затруднить, ограничить или вовсе исключить подготовку или совершение враждебных акций со стороны отдельных иностранцев.
В непосредственном осуществлении режима проживания и передвижения в РФ иностранных граждан принимают участие многие государственные органы, должностные лица предприятий, учреждений и организаций, а также граждане, пригласившие в РФ иностранцев или предоставляющие им разные услуги.
Иностранные граждане, находящиеся в РФ, обязаны иметь при себе заграничные паспорта илизаменяющие их документы, зарегистрированные в установленном порядке, и предъявлять их по требованию представителей компетентных органов.
Согласно приказу Минобороны РФ от 2 апреля 2004 г. N101,срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего вРоссийскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.[4]
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленного настоящим Федеральным законом, еслина момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается Министерства иностранных дел или Федеральной миграционной службы Российской Федерации (далее – ФМС России).
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается органами ФМС России, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте[5] .
В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе увеличить до ста восьмидесяти суток или сократить установленный законом срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ - в отношении отдельных категорий временно пребывающих в РФ иностранных граждан.
Приказом Минобороны РФ от 2 апреля 2004 г. N 101, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан[6] .
Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину[7] :
1)родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
2)признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в сфере миграции, по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в РФ иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
В случае если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.
Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.
Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:[8]
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации.
2) финансирует, планирует террористические акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их.
3)в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
4)представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5)осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ
7) и другие.
В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган ФМС, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.[9]
До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.[10]
Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.
Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5)осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) и другие.
Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина[11] .
Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение [12] :
1. Территории закрытых административно-территориальных образований.
2. Территории с регламентированным посещением для иностранных граждан.
3. Территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение.
4. Территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания.
5. Территории закрытых военных городков.
6. Зоны проведения контртеррористических операций.
7. Зоны экологического бедствия.
8. Пограничная зона.
9. Объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
10. Объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
11. Другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из РФ иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации. [13]
Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации. В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.
В случае если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней, либо подлежит депортации. О депортации Министерство иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.
1.2 Правовое регулирование административно-правовой режима проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
В настоящее время, правовое регулирование административно-правового режима проживая и передвижения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
В Конституции РФ в статье 62 закрепляет основополагающий принцип отношения российского государства к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Суть этого принципа заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за определенными изъятиями, установленными федеральным законодательством или международными договорами.[14]
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Данный нормативно-правовой акт определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.[15]
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2007 N 655 Об утверждении Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства утвержден регламент на основании, которого осуществляется порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.[16]
Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 N 794Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. В котором настоящее положение определяет порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, порядок приема и рассмотрения заявлений, подача заявлений иностранными гражданами, оформление и выдача вида на жительство. Так же порядок подачи заявления, документов нуждающиеся для оформления вида на жительство.[17]
Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 N 789 Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание установлен порядок выдачи разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. Так же порядок приема и рассмотрения заявлений, подача заявлений иностранными гражданами.[18]
Постановление Правительства РФ от 04.07.1992 N 470 Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан. В данном нормативно-правовом акте определен порядок въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации с регламентированным посещением согласовывается принимающими организациями, с Федеральной службой безопасности Российской Федерации или его органами в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт - Петербурге по месту нахождения принимающих организаций.[19]
Федеральной службой безопасности Российской Федерации или его органы на местах принимают решение о допуске иностранных граждан для посещения этих территорий по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами или их территориальными органами. В случае возникновения разногласий между заинтересованными организациями решение о въезде иностранных граждан на территории с регламентированным посещением принимается Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
В завершении параграфа следует сказать, что административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации включает в себя совокупность правил регламентирующих оформление документов на право жительства в РФ иностранным гражданам, временно пребывающим в РФ, выдачу иностранным гражданам разрешений на постоянное проживание и видов на жительство в РФ, порядок передвижения иностранных граждан по территории РФ и выбора ими места жительства в РФ, основания и порядок привлечения к ответственности за нарушение правил, сокращения сроков пребывания и выдворения из РФ иностранных граждан.
Нормативные - правовые акты, регламентирующие административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации является весьма обширной.
Глава 2. Полномочия Федеральной миграционной службы Российской Федерации в области Административно-правового режима проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
2.1 Нормативно-правовое регулирование Федеральной миграционной службы Российской Федерации в области административно-правового режима проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
Основными аспектами в сфере государственного управления является нормативное правовое регулирование существующих отношений. Это определенный круг правил поведения. Применительно к деятельности ФМС России, нормативные правовые акты играют довольно важную роль. Посредством них законодатель определяет полномочия, права, обязанности, ответственность должностных лиц и порядок деятельности ФМС России. Рассмотрим, какие же акты регулируют деятельность данной службы:
Основной документ, относящийся к ФМС России который устанавливает общие положения, задачи, положения, организационную деятельность органов, является Указ Президента РФ от 19.07.2004 N 928 Вопросы Федеральной миграционной службы.[20]
Приказ ФМС РФ от 06.07.2009 N 159 Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, в данном нормативном – правовом акте отражена государственная программа по вопросам места жительства иностранных граждан и прибывшие с ним члены его семьи, которые подлежат постановке на учет по месту пребывания в месте его временного фактического нахождения на территории субъекта Российской Федерации, выбранного им для постоянного проживания и указанного в свидетельстве участника Государственной программы.[21]
Приказ ФМС РФ от 29.02.2008 N 40 Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в котором определены сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.[22]
Приказ ФМС РФ от 21.05.2009 N 119 Об организации в системе Федеральной миграционной службы деятельности по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, который определяет порядок подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной миграционной службы материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.[23]
Нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность ФМС России имеет множество источников и включает в себя практический все известные в российском законодательстве нормативно - правовые акты, регламентирующие данную сферу деятельности.
2.2 Полномочия Федеральной миграционной службы Российской Федерации в обеспечении административно-правового режима проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Основными задачами ФМС России являются:
1) реализация общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
3) осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
3.1) осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
4) исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.[24]
ФМС России осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
1.1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор:
· за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства;
· за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда;
2) выдает в установленном порядке разрешения на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства;
3) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:
· выдачу виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию;
· регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания;
· реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
· проставление отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
· миграционный учет и контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета;
4) организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке:
· выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
· выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации;
· проведение идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании их беженцами и находящихся в Российской Федерации;
5) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения:
· продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;
· выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, а также об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство;
· выдаче, приостановлении срока действия или аннулировании разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений иностранным гражданам или лицам без гражданства на работу, лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
· депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также осуществляет меры по их депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации;
· нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также об установлении запрета на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства;
6) принимает участие в подготовке предложений по установлению квоты на выдачу приглашений на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
7) создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;
8) формирует и ведет федеральные базы данных, а также обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;
9) участвует в разработке федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;
10) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
11) участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
12) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.[25]
Таким образом, в конце параграфа следует отметить, что полномочия Федеральной миграционной службы Российской Федерации в обеспечении административно-правового режима проживания и передвижения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства весьма велико. К ним относятся полномочия в осуществление выдаче и замене паспортов, оформление приглашений, выдача разрешения на временное проживание, производит дактилоскопическую регистрацию и многие другие.
Заключение
В ходе исследования были сделаны выводы, что административно-правовой режим проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства являются Конституция РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002г, «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию».
Иностранный гражданин является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
В свою очередь лицо без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства
Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности на равнее с гражданами России, кроме случав установленным ФЗ и международными договорами. При этом они должны соблюдать независимо от того проживают они в России постоянно или временно. Иностранные граждане могут постоянно проживать на территории РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство или же являться временно прибивающимися в стране.
Иностранные граждане и лица без гражданства проживают на территории РФ на основании следующих документов:
· разрешение на временное пребывание.
· вид на жительство.
· приглашение на въезд в РФ.
Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.
Так, ФМС России принимает решения о выдаче иностранным гражданам разрешении на временное проживание в РФ или вид на жительство, а также об аннулировании этих разрешений или вида на жительства; о выдаче, приостановлении срока действия или аннулирования разрешений на привлечение и использовании иностранных работников, разрешений иностранным гражданам на работу; о депортации иностранных граждан, а также осуществляет меры по их депортации и административному выдворению за пределы РФ; о нежелательности пребывания иностранных граждан в РФ, а также на установлении запрета на их въезд в РФ.
Список нормативных правовых актов и литературы
Законодательство Российской Федерации
1. Конституцией Российской Федерации
2. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях
4. Указ Президента РФ от 19.07.2004 N 928 Вопросы Федеральной миграционной службы
5. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2007 N 655 Об утверждении Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства
6. Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 N 789 Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание
7. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794 Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство.
8. Постановление Правительства РФ от 04.07.1992 N 470 Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан
9. Приказ ФМС РФ от 06.07.2009 N 159 Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации,
10. Приказ ФМС РФ от 29.02.2008 N 40 Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации
11. Приказ ФМС РФ от 21.05.2009 N 119 Об организации в системе Федеральной миграционной службы деятельности по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации
Учебная и научная литература
Попов Л.Л.: Административное права Российской Федерации: Учебник. - М: «ЮРИСТЪ», 2006.
Ломакин В.Ф.: Административное право Российской Федерации: Учебник. - М: «Эксмо»,2006.
Корнев А.П.: Административное право России: Учебник. - М: «ЩИТ»,2006
[2] ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 года
[3] Конвенция «О сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 6.05.63 г., глава 1
[4] Приказом Минобороны РФ от 2 апреля 2004 г. N 101
[5] Корнев А.П.: Административное право России: Учебник. - М: «ЩИТ»,2006.
[6] Ломакин В.Ф.: Административное право Российской Федерации: Учебник. - М: «Эксмо»,2006.
[7] Правительством Российской Федерации от 1 ноября 2002г. N 789 Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание
[8] Приказом Минобороны РФ от 2 апреля 2004 г. N 101
[9] Приказом Минобороны РФ от 2 апреля 2004 г. N 101
[10] Правительством Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794 Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство.
[11]Попов Л.Л.: Административное права Российской Федерации: Учебник. - М:
[12] Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754.
[13] ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
[14] Конституции РФ
[15] Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
[16] Постановлением Правительства РФ от 08.10.2007 N 655 Об утверждении Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства
[17] Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 N 794 Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство
[18] Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 N 789 Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание
[19] Постановление Правительства РФ от 04.07.1992 N 470 Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан
[20] Указ Президента РФ от 19.07.2004 N 928 Вопросы Федеральной миграционной службы
[21] Приказ ФМС РФ от 06.07.2009 N 159 Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации,
[22] Приказ ФМС РФ от 29.02.2008 N 40 Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации
[23] Приказ ФМС РФ от 21.05.2009 N 119 Об организации в системе Федеральной миграционной службы деятельности по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации
[24] Указ Президента РФ от 19.07.2004 N 928 Вопросы Федеральной миграционной службы
[25] Указ Президента РФ от 19.07.2004 N 928 Вопросы Федеральной миграционной службы