Правовые основы таможенного оформления

СОДЕРЖАНИЕ: Роль таможенной службы в системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью. Основные понятия таможенного оформления, его содержание и процедура. Правовая база и ее соответстветствие современным тенденциям мировой экономики.

Государственное общеобразовательное учреждение высшего

Профессионального образования

РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра административного и таможенного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Таможенное право

на тему: Правовые основы таможенного оформления

Выполнил: студент 3-ого курса очной

формы обучения факультета таможенного

дела, группа Т062 И.А. Гунько

Подпись_________________________

Научный руководитель:

М.Ю. Карпеченко

Подпись_________________________

Москва

2008

Оглавление

Введение

1. Правовые основы таможенного оформления

1.1 Процедура таможенного оформления

1.2 Нормативно-правовые акты в области таможенного оформления

2. Пути совершенствования правовых основ таможенного оформления

2.1 Пути совершенствования нормативно-правовых актов в области таможенного оформления

2.2 Сравнительный анализ норм действующего законодательства и Конценпции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ

Заключение

Список использованных источников


Введение

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в единый межхозяйственный комплекс, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Начинает формироваться финансовый рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот, как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определенной мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию.

Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится.

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Должностные лица таможенных органов для обеспечения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ осуществляют ряд действий по проверке документов и сведений, необходимых для таможенных целей, взиманию таможенных платежей, досмотру товаров и транспортных средств, а также действия по принятию решения о допустимости применения заявленного таможенного режима, включая документальное отражение принятого решения. Эта совокупность последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в рамках таможенной процедуры таможенного оформления.

Целями курсовой работы являются комплексное, системное изучение законодательных основ, регулирующих процедуру таможенного оформления, и выработка предложений по их совершенствованию.

Основные задачи курсовой работы сводятся к следующему:

1. Изучить основные понятия, раскрыть содержание и особенности таможенного оформления;

2. Проанализировать основные нормативно-правовые акты в области таможенного оформления;

3. Выявить современные пути развития таможенного законодательства в аспекте таможенного оформления;

Выбор данной темы курсовой работы актуален, так как таможенное оформление является важнейшей процедурой, выполняемой таможенными органами, следовательно, необходимо проследить, чтобы правовая база в области таможенного оформления соответствовала современным тенденциям и изменениям, происходящим в мировой экономике, чтобы была детально проработана и согласована с международными стандартами и правилами в таможенной сфере. Тема тесно связана с внедрением новой Концепции таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ.

1. Правовые основы таможенного оформления

1.1 Процедура таможенного оформления

Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых лицами (участниками ВЭД, физическими лицами) и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

В основном, все таможенные операции по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов и сведений разделены на самостоятельные группы, обозначенные таможенными процедурами.

В зависимости от решаемых задач Таможенный Кодекс РФ выделяет следующие таможенные операции и процедуры[1] .

1. Таможенные операции и процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации:

- прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, то есть до места предоставления таможенному органу необходимых документов и сведений, а также ввезенных на таможенную территорию товаров);

- внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);

- помещение товаров на временное хранение[2] .

2. Таможенное декларирование товаров[3] .

3. Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования товаров:

- при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит - пункт 2 ст. 79 ТК РФ);

- при условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей - пункт 4 ст. 151 ТК РФ).

4. Оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза - ст. 214 ТК РФ, таможенного склада - ст. 223 ТК РФ).

Существует ряд таможенных операций и иных действий, которые также имеют непосредственное отношение к таможенному оформлению либо способствуют его осуществлению. Данные операции могут проводиться до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К числу таких операций можно отнести:

- предварительное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ);

- получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (пункт 2 ст. 68 ТК РФ);

- получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями (пункт 4 ст. 84 ТК РФ);

- получение разрешений на применение отдельных таможенных режимов (режимы переработки на таможенной территории - пункт 6 ст. 179 ТК РФ и переработки для внутреннего потребления - пункт 4 ст. 192 ТК РФ).

Таможенное оформление как самостоятельная таможенная процедура имеет свои особенности. Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут зависеть[4] от:

- видов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары, подлежащие экспортному контролю (товары двойного применения), драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);

- вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу[5] (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);

- категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей - глава 23 ТК РФ, отдельных категорий иностранных лиц - глава 25 ТК РФ).

Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24 ТК РФ).

Страна происхождения товаров, страна отправления и назначения товаров не могут служить основанием для разработок специальных таможенных операций (пункт 4 ст. 59 ТК РФ).

Таможенное оформление как самостоятельная процедура имеет свои временные характеристики: начало и завершение таможенного оформления, сроки совершения входящих в ее состав таможенных операций и процедур. При ввозе товаров, таможенное оформление может начинаться:

- до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование - пункт 1 ст. 130 ТК РФ);

- после прибытия товаров и транспортных средств на таможеннуютерриторию РФ (в момент представления таможенному органу товаротранспортных документов - ст. 72 ТК РФ).

Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, может начинаться:

- с подачи таможенной декларации (пункт 1 ст. 286 ТК РФ);

- с устного заявления (не покидая транспортного средства - пункт 2 ст. 285, абзац 1 пункта 3 ст. 286 ТК РФ);

- совершением иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров в конклюдентной форме - вход в «зеленый коридор» - пункт 4 ст. 286 ТК РФ).

При вывозе товаров таможенное оформление начинается с:- представления таможенной декларации[6] ;

- устного заявления;

- совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (вход физического лица в «зеленый коридор», сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации).

Завершается таможенное оформление после того, как будут выполнены все формальности, обусловленные требованиями таможенного законодательства: - для применения к товарам таможенных процедур (выпуск товаров, в соответствии со специальной таможенной процедурой, например, процедурой перемещения товаров физическими лицами);

- для помещения товаров под таможенный режим (выпуск товаров, в соответствии с заявленным таможенным режимом);

- для завершения действия таможенного режима, если такой таможенный

режим действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов);

- для исчисления и взимания таможенных платежей (например, в случае условного выпуска товаров, под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены - пункт 6 ст. 323 ТК РФ);

- для применения упрощенных процедур таможенного оформления (выпуск товаров до подачи таможенной декларации ст. 150 ТК РФ).

Таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов и во время работы этих органов. Местами нахождения таможенных органов являются:

- пункты пропуска через Государственную границу РФ (такие таможенные органы имеют неофициальное название «пограничных»[7] );

- иные места, не находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через Государственную границу РФ (такие таможенные органы имеют название «внутренних» и создаются исходя из объема пассажиропотоков и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности).

Как пограничные, так и внутренние таможенные органы (в частности, таможенные посты), а также структурные подразделения таможенных органов могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также в помещениях участников ВЭД, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров

Время работы таможенного органа определяется начальником таможенного органа. Возможен либо обычный, то есть нормированный рабочий день (например, с девяти до восемнадцати часов) либо круглосуточная работа, путем введения посменного графика работы оформительских и досмотровых групп. Время работы пограничных таможенных органов:

- устанавливается с учетом времени работы иных контролирующих органов и служб (например, органов санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), осуществляющих свои функции в пунктах пропуска через Государственную границу РФ);

- должно совпадать со временем работы таможенных органов сопредельных государств, которые по месту нахождения совмещены с пограничными таможенными органами РФ.

Время работы внутренних таможенных органов устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников ВЭД

Исключения из общих правил мест нахождения таможенных органов и времени их работы составляют случаи совершения отдельных таможенных операций вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов. Такие исключения возможны по письменному запросу заинтересованного лица (пункт 2 ст. 62, ст. 406, пункт 2 ст. 407 ТК РФ).

Для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например, на территории предприятия экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа, либо лица, им уполномоченного и при условии, что это не будет снижать эффективность таможенного контроля. Для этих целей могут создаваться временные зоны таможенного контроля

Таможенные операции вне времени работы таможенного органа совершаются только при наличии соответствующей возможности у таможенного органа.

Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления устанавливаются ФТС РФ, но только в случаях, если иное не установлено Таможенным Кодексом РФ. Например[8] , всоответствии с п. 1 ст. 129 ТК РФ таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня совершения внутреннего таможенного транзита. В соответствии с абз. 4 п. 2 ст.279 ТК РФ въездная или выездная декларация на транспортные средства представляется перевозчиком в таможенный орган соответственно при въезде транспортного средства на таможенную территорию РФ или его выезде за пределы этой территории.

Документы, необходимые для таможенных целей, заполняются на русском языке. Вместе с тем Таможенный Кодекс РФ предусматривает возможность использования при таможенном оформлении документов, составленных на иностранных языках (п. 5 ст.63, ст.65 ТК РФ). Документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенные нотариально.

Таможенное оформление содержит отдельные исключения, предоставляющие определенные преимущества или льготы. Упрощенный (льготный) порядок таможенного оформления может выражаться:

- в сокращении времени прохождения всех таможенных формальностей (например, таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в кратчайшие сроки, которые не могут превышать три дня - пункт 2 ст. 293 ТК РФ);

- в сокращении требований, предъявляемых к документам, необходимым для таможенных целей (например, если все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, представления отдельной таможенной декларации не требуется (за некоторым исключением) - пункт 4ст. 293 ТК РФ);

- в проведении таможенных операций на территории получателя товаров (пункт 3 ст. 68 ТК РФ).

Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления - льготы в области таможенного оформления, предоставляемые отдельным лицам. Специальные упрощенные процедуры могут устанавливаться для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию РФ, на которых возложена обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров (получатели товаров).

1.2 Нормативно-правовые акты в области таможенного оформления

Как и все таможенные процедуры, таможенное оформление имеет свою правовую основу, регулирующую порядок совершения отдельных таможенных операций и таможенных процедур в области таможенного оформления. Под правовой основой таможенного оформления согласно ст. 59 ТК РФ понимается Таможенный Кодекс РФ и принимаемыми в соответствии с ним иные правовые акты РФ, нормативно-правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и правовые актами Федеральной Таможенной Службы. Данная статья определяет верховенство Таможенного Кодекса над иными таможенно-правовыми нормами, регулирующими отношения в области таможенного оформления. Таможенно-правовая норма - это юридически обязательное правило, установленное и санкционированное государством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный блок (либо его часть) в сфере таможенного дела и неисполнение (нарушение) которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Все нормативно-правовые акты в области таможенного дела условно можно разделить по юридической силе на:

- законы (нормативно-правовые акты, издаваемые законодательным органом). Например, Таможенный Кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ;

- международные договоры (международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме, регулирующие тот или иной вид международных отношений). Например, Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур;

- подзаконные акты (принимаются на основании законов федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела). Например, приказ ФТС России от 08.08.2006 № 743 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей».

Данная классификация является основополагающей и имеет важное значение, потому что позволяет рассматривать все нормативно-правовые акты в 3-х аспектах, а это в свою очередь способствует более всестороннему их анализу.

Ключевое место в списке рассматриваемых нормативно-правовых актов в области таможенного оформления занимает Таможенный кодекс Российской Федерации. Действующий Таможенный кодекс не дает определение понятию таможенное оформление. В Таможенном Кодексе 1993 года таможенное оформление определялось как процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями настоящего Кодекса. Используя имеющиеся подходы, с учетом положения статьи 60 действующего Таможенного кодекса РФ, под таможенным оформлением следует понимать процедуру, начинающуюся с момента представления таможенному органу предварительной таможенной декларации, либо документов и сведений, обязательных к представлению при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в некоторых случаях - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление и завершающуюся совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Исходя из приведенной формулировки, представляется возможным сделать вывод, что таможенное оформление товара начинается уже с момента, когда перевозчик представил документы в пункте пропуска, а заканчивается выполнением каких-то операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или для исчисления и взимания таможенных платежей. То есть, получается, что уже непосредственно сам процесс выпуска товара в соответствии с выбранным таможенным режимом - с проверкой ГТД, списанием денежных средств и т.д. не является процессом таможенного оформления.

На многочисленных обсуждениях (в рамках конференций, семинаров) правоприменения действующего Таможенного Кодекса РФ представители деловых кругов отметили, что по многим направлениям новые, позитивные положения Таможенного Кодекса РФ еще не начали работать. Среди конкретных направлений, по которым необходима доработка правой базы таможенного оформления, важнейшее место занимает проблема документов и сведений, необходимых для таможенного оформления. Статья 63 ТК РФ устанавливает четкую норму, говорящую о том, что таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления только те документы, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства РФ и представление которыхпредусмотрено Таможенным Кодексом РФ. При этом Таможенный Кодекс РФ рекомендует сокращать число документов и сведений, необходимых для таможенного оформления. Однако названные рекомендации руководством к действию пока еще не стали. Одно из важных новшеств Таможенного Кодекса РФ - возможность применения упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц. Статья 68 ТК РФ предоставляет право устанавливать упрощенные процедуры. Однако Таможенный Кодекс РФ не установил какого-либо регламента допуска к упрощенным процедурам. В результате это важное направление по снятию излишних административных процедур и упрощению таможенного оформления не работает.

Не реализовано и другое важное новшество Таможенного Кодекса РФ - использование электронного декларирования товаров (статья 63 ТК РФ). Таможенный Кодекс РФ разрешает представление документов в электронной форме. Однако до настоящего времени полный перечень документов, которые могут быть поданы в электронном виде и формы электронных документов не установлены. Отсутствует необходимый объем программных и аппаратных средств, имеющихся у таможенных органов.

Определенную тревогу вызывает то, что в российской таможенной практике стала складываться система, при которой таможенные власти требуют документ на бумажном носителе и одновременно – представление его электронной копии. Такая практика не упрощает и не удешевляет, а усложняет и удорожает документооборот.

Названные выше проблемы в применении отдельных статей Таможенного Кодекса РФ, регулирующих таможенное оформление, свидетельствуют о том, что развитие правовой базы в этом направлении еще не завершено.

Разрешить вышеназванные проблемы действующего Таможенного Кодекса РФ можно путем дальнейшего развития таможенного законодательства России. Считается, что этот узел можно распутать только

при унификации российского таможенного законодательства в соответствии с международными стандартами и правилами в таможенной сфере. Действующий Таможенный Кодекс РФ создавался с прицелом на действующие международные документы, на международную практику. Однако он не мог все в себя вобрать, поэтому развивать его надо по мере необходимости решения насущных вопросов. В случае с таможенным оформлением, необходимо совершенствовать положения Таможенного Кодекса РФ, регулирующие эту процедуру. В этом направлении важное значение имеет законопроект о присоединении России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции).

Принятие международных стандартов таможенных процедур для Российской Федерации имеет двоякое значение. С одной стороны решаются формальные задачи юридического соответствия уже действующих положений Таможенного Кодекса РФ. С другой стороны, российский законодатель получает ориентиры таможенного нормотворчества на ближайшие три года для развития и совершенствования отдельных таможенных операций и процедур. При этом будущие изменения в таможенном законодательстве не затронут основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также самой структуры Таможенного Кодекса РФ, что обеспечит стабильность втаможенных правоотношениях.

Обязательным условием присоединения к Киотской Конвенции выступает принятие ее основного текста и Генерального приложения. Принятие одного или более Специальных приложений Конвенции, а также одной или более их глав осуществляется по усмотрению заинтересованной стороны. Основные цели Киотской конвенции – гармонизация и упрощение таможенных процедур, содействие развитию международной торговли, внедрение таможенных принципов, сформулированных в ГАТТ (1994 год) и в соглашениях Всемирной торговой организации, относящихся к таможенномуделу.

Чтобы показать, как соотносятся положения Киотской конвенции и Таможенного Кодекса РФ, регулирующие таможенное оформление, ниже будет приведен краткий сравнительный анализ Генерального приложения и Специальных приложений Киотской конвенции с положениями Таможенного Кодекса РФ.

Процедура таможенного оформления закреплена в главе 3 Генерального соглашения Киотской конвенции. В этой главе описывается процедура подачи и проверки декларации на товары, включая такие составляющие ее элементы, как место, время, формы (бумажная, электронная) и особенности декларирования (предварительное, неполное), льготы, а также возможность применения упрощенных процедур для отдельной категории лиц. Все положения таможенного оформления Генерального приложения соответствуют содержанию одноименного института ТК РФ.

Следующие важное положение, касающееся таможенного оформления, глава 7 Генерального приложения Киотской конвенции, устанавливающая применение информационных технологий. На данный момент такое положение отсутствует в Таможенном Кодексе РФ в качестве самостоятельной главы или параграфа применительно к институту таможенного оформления товаров. Тем не менее, отдельные статьи Таможенного Кодекса РФ[9] и ряд подзаконных нормативных правовых актов[10] уже сейчас позволяют таможенной службе применять информационные технологии при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля. Например, по состоянию на середину марта 2006 г. более 90 таможенных постов подключено к системе электронного декларирования. Таким образом, уже сейчас, частично выполняются стандартные правила Главы 7 Генерального приложения.

Из Специальных приложений Киотской конвенции, регулирующих таможенное оформление, хотелось бы рассмотреть Специальные приложения «А» и «В». Специальное приложение «А» регламентирует прибытие товаров на таможенную территорию. Оно состоит из двух глав. Данные главы не содержат каких-либо дополнений для российского таможенного законодательства. Более того, условия и порядок ввоза товаров на территорию РФ, во-первых, детализируются Таможенным Кодексом РФ (пересечение товарами таможенной границы, транспортировка товаров в место прибытия, внутренний таможенный транзит до места подачи таможенной декларации на товары), а во-вторых, не предусматривают уплаты каких-либо таможенных сборов за совершение таможенных формальностей, предшествующих подаче таможенной декларации на товары.

Специальное приложение «В» Киотской конвенции регламентирует ввоз товаров. Оно состоит из трех глав. Порядок ввоза товаров в РФ отвечает требованиям данных глав, при соблюдении основного правила об оставлении ввезенных в РФ товаров без обязательств обратного вывоза. Российским законодательством предусмотрены также возможности условного выпуска товаров с предоставлением освобождений от уплаты таможенных пошлин, налогов (гуманитарная помощь, ввоз в уставный капитал) и применения различных форм таможенного декларирования (подача письменной, электронной таможенной декларации).

Кроме того на основании Киотской конвенции в Таможенный Кодекс РФ будет внесена поправка, которая позволит Правительству РФ вводить обязательное предварительное информирование в отношении определенных видов товаров. Предварительное информирование необходимо не в целях контроля, а в целях ускорения таможенного оформления, для того чтобы быстрее пропустить товар через границу. Предварительное информирование заключается в том, что таможенный инспектор сможет заранее получить информацию, практически аналогичную той, которая содержится в декларации, по крайней мере, по основным параметрам. Например, машину можно будет оформить всего за несколько минут, потому что к моменту поступления груза инспектор уже изучит всю необходимую информацию. А если у него появятся сомнения, будет произведен досмотр. Таким образом, это позволит снизить очереди на границах, увеличить пропускную способность пунктов пропуска.

Процедура таможенного оформления наряду с Таможенным Кодексом РФ и международными договорами регулируется также нормативно-правовыми актами федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, которые расширяют и дополняют основные положения действующего кодекса.

Основным нормативно-правовым актом, определяющим порядок производства таможенного оформления, является инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, установленная приказом ГТК РФ № 1356 от 28.11.2003 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенного органа, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».

Этот приказ определяет порядок выполнения различных действий таможенными органами при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, заявленных декларантами под тот или иной режим. Например, в соответствии с этим приказом должностные лица таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления осуществляют фиксирование факта подачи таможенной декларации и документов, контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации, проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), со сведениями, содержащимися в документах, представленных в таможенный орган при декларировании товаров, а также в электронных копиях таможенных документов, контроль правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России и т.д.

Этим приказом также регламентируется время проведения отдельных операций должностными лицами таможенного органа. Например, на подготовку и принятие решения о приостановлении выпуска товаров должностным лицам таможенного органа отведено всего 1,5 часа[11] .

Зачастую нормативно-правовые акты федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, дополняя основные положения Таможенного кодекса РФ, противоречат или не согласуются с ними. Если рассматривать правовую базу таможенного оформления, то в качестве примера можно привести приказ ГТК РФ от 16.09.2003 №1022 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров».

Пункт 1 Приказа говорит о том, что помимо 18 обобщенных пунктов, содержащих требования о документах, таможенные власти могут потребовать иные документы и сведения, не вошедшие в настоящий перечень, представление которых таможенным органам требуется в соответствии с иными нормативными правовыми актами ФТС РФ. Это не только противоречит таможенному законодательству России, но и превращает перечень требуемых документов в труднопреодолимый нетарифный барьер.

В нормативных актах ФТС (ГТК) РФ, в нарушение таможенного законодательства, содержится перечень новых документов, которые не обозначены в таможенном кодексе. В частности, в приказе ГТК РФ от21.10.1999 № 714 «О контроле таможенной стоимости отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» содержится форма документа под названием «Пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки». Этот документ требует ответа на 154 пункта. Его общий объем свыше 15 страниц. Есть аналогичные требования такого же характера о представлении других новых документов и в других актах ГТК РФ.

Вопрос о документах помимо бюрократической стороны имеет еще и экономическое содержание[12] . Подготовка одного документа обходится в 10-15 долларов США. Таможенное оформление одной внешнеторговой сделки может потребовать как минимум 15-20 документов, стоимость которых составит 250-300 долларов США. Таким образом, стоимость подготовки таможенных документов для малых и средних предприятий сопоставима с размерами таможенных пошлин.

Очевидно, что положение пункта 1 статьи 63 ТК РФ о том, что таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим кодексом должно неукоснительно соблюдаться.

Таким образом, правовая база таможенного оформления требует доработки и совершенствования. Необходимо добиться ясности, четкости и однозначности понимания основных нормативно-правовых актов в области таможенного оформления, а также согласования основных их положений с международными правилами и стандартами в таможенной сфере.


2. Пути совершенствования правовых основ таможенного оформления

2.1 Пути совершенствования нормативно-правовых актов в области таможенного оформления

В современных условиях развития рыночных отношений, в возрастающих объемах внешней торговли в России возникла ситуация, в которой проблемы совершенствования таможенного администрирования и развития нормативно-правовых актов в области таможенного дела привели к торможению развития объективных экономических процессов. Для того чтобы разрешить назревшие очевидные проблемы коллегия ФТС РФ подготовила проект Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, который был одобрен и принят Правительством РФ и получил поддержку председателя Правительства РФ В.В. Путина.

Предпосылки для реформ компетентные органы выстраивают в ряд. В России источники сырья, центры производства и потребления удалены друг от друга и от внешних границ на значительные расстояния. Система таможенного оформления товаров ориентирована на таможенные органы, расположенные, как правило, в крупных городах, являющихся транспортными узлами. Это соответствует общемировой тенденции.

Так, например, Московский регионвследствие исторически сформировавшейся в европейской части России радиальной сети автодорог является «перекрестком» автомобильных, железнодорожных, авиационных и водных транспортных потоков с севера на юг и с запада на восток. Через московский транспортный узел проходят международные транспортные коридоры: № 2 «Запад-Восток» и № 9 «Север-Юг», а также российский транспортный коридор «Север-Юг». Ежемесячно в Московский регионприбывает около 70 тысяч транспортных средств с товарами, подлежащими таможенному оформлению. В Москве функционируют[13] 4 таможни, которым подчинено 45 таможенных постов. В Московской области – 4 таможни, которым подчинено 49 таможенных постов. Всего в Московском регионесосредоточено более 110 мест таможенного оформления (с учетом отделов таможенного оформления с кодом).

В то же время сложившаяся в Московском регионе околотаможенная складская инфраструктура и ее местонахождение сегодня уже перестали соответствовать современным требованиям перевозок и хранения грузов. Существующее нерациональное размещение транспортно-логистических и складских центров приводит к транспортным заторам, перевозкам товаров через Москву, разрушает городские дороги, не приспособленные для тяжелых автопоездов, ухудшает экологическую обстановку и повышает уровень аварийности на городских автомагистралях. При этом постоянно растут объемы таможенного оформления импортируемых товаров, увеличивается связанная с этим нагрузка на должностных лиц таможенных органов. Так что вопрос о необходимости укрупнения расположенных на территории Московского региона таможенных постов и изменения их местонахождения требует немедленного разрешения.

Рост внешнеторгового оборота Российской Федерации с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезённых и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.

Решение проблем найдено путем развития транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах за пределами крупных городов, с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах РФ.

Реализация положений концепции затронет импортируемые товары, перемещаемые автомобильным, железнодорожным (частично) и морским транспортом (с развитием логистических технологий «сухого порта»). И не коснется:

• товаров, перемещаемых воздушным транспортом, так как таможенные органы уже расположены в аэропортах;

• отдельных категорий товаров (т.к. при таможенном оформлении ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, необходимо учитывать невозможность или нецелесообразность изменения установленного порядка в отношении отдельных категорий товаров);

• импорта сырья (т.к. особенностью таможенного оформления сырья, ввозимого российскими промышленными предприятиями, является необходимость обеспечения бесперебойного их функционирования с учетом непрерывного технологического цикла);

• товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования (изменение существующего порядка таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, нецелесообразно);

• товаров, требующих особых условий хранения и (или) для таможенного оформления которых необходимы специальные знания (такими товарами являются: энергоносители, лекарственные средства, скоропортящиеся продукты питания, живые животные, подакцизные товары, объекты экспортного контроля, продукция военно-технического сотрудничества, экспресс-грузы и др.), так как в этом случае в приграничных субъектах РФ требуется развитие специализированной таможенно-логистической инфраструктуры, создание соответствующего экспертно-аналитического потенциала, а также укомплектование таможенных органов специалистами, обладающими необходимой квалификацией;

• товаров, перемещаемых в рамках важных инвестиционных проектов (т.к. в отношении таких товаров применяются специальные процедуры таможенного оформления);

• а также в отношении перемещаемых драгоценных металлов и драгоценных камней, делящихся и радиоактивных материалов.

Для организации таможенного оформления в приграничных субъектах РФ планируется проведение целого комплекса мер. В частности, согласование положений концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями (концепциями, программами, планами) федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, в частности:

– Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

– Концепцией внешней политики РФ;

– Концепцией государственной политики в сфере обустройства государственной границы РФ;

– Внешнеэкономической стратегией России до 2020 года;

– Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года;

– Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года;

– Концепцией формирования в РФ «электронного правительства» до 2010 года;

– Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.

Вся реализация концепции предполагает два периода. Первый период (2008-2010 годы) – организация таможенного оформления в приграничных субъектах РФ. В этих временных рамках планируется совершенствование нормативной-правовой основы процесса, согласование концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями (концепциями, программами, планами) федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, создание объективных предпосылок для развития необходимой таможенно-логистической инфраструктуры. Первоочередная реализация положений концепции будет осуществлена в Московском, Северо-Западном и Дальневосточном регионах, а также в отношении товаров, перемещаемых воздушным и морским транспортом.

Второй период (2011-2020 годы) – осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации. В этот период ставится задача на базе таможенно-логистической и транспортной инфраструктуры оптимизировать системы таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным транспортом (к 2014 году) и железнодорожным (к 2020 году).

Экономический эффект от реализации основных положений Концепции заключается в том, что перенос таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе РФ, повлечет за собой существенные изменения в географии брокерской деятельности, сокращение количества СВХ в крупных городах. А значит, расширение объемов этого вида услуг на границе.

Однако успех реформ будет зависеть от решения целого комплекса взаимосвязанных проблем. Во-первых, задача актуальная как для участников ВЭД, так и для государственных контрольных органов: отсутствие в приграничных субъектах Российской Федерации квалифицированных кадров. Привлечение же в нужные места нужных специалистов, а также их подготовка и переподготовка сопряжены с необходимостью решения многих вопросов социального обеспечения.

Во-вторых, осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах РФ в условиях отсутствия эффективного таможенного контроля до и после выпуска товаров создает предпосылки к криминогенности ВЭД. Возможен рост числа нарушений таможенного законодательства РФ, в том числе «фирмами-однодневками», в области определения таможенной стоимости, страны происхождения товаров, классификации товаров, с использованием подложных документов, с применением скрытых расчетов за товары и др.

Упрощение таможенных формальностей и сокращение времени таможенного оформления должны сопровождаться комплексом мер по повышению эффективности антикоррупционной и правоохранительной деятельности таможенной службы Российской Федерации.

Кроме того, к социально-бытовым проблемам, таким как низкий уровень оплаты труда, строительство жилья для должностных лиц и членов их семей, а значит, школ, детских садов, больниц и т.д., придется прибавить и отсутствие объектов транспортной инфраструктуры, и необходимый уровень информационных технологий.

Однако, как известно, за теорией, без разрыва, должна следовать практика. В настоящее время построены и функционируют современные пункты пропуска Нехотеевка в Белгородской области и Троебортное в Брянской области. Завершается строительство пунктов пропуска Крупец в Курской области и Бугаевка в Воронежской области. До конца этого года пункт пропуска Бугаевка будет обеспечен высокоскоростным каналом связи. Планируется вблизи пунктов пропуска и в приграничных районах создать современную высокоразвитую инфраструктуру, что подразумевает дорожное, гостиничное, офисное строительство, строительство складских и торговых комплексов, объектов питания, сети автостоянок, автозаправочных станций и многих других объектов различной функциональной направленности.

Развитие приграничных районов позволит создать условия для привлечения здесь к работе высокопрофессиональных специалистов, создать дополнительные рабочие места, как на время строительства объектов, так и для дальнейшего их обслуживания.

Следовательно, можно сделать вывод, что основной целью Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, является снятие неравномерного инфраструктурного развития между центральными и пограничными субъектами РФ. Однако для реализации Концепции необходимо создать определенные стартовые условия, в частности развить социальную сферу и транспортно-логистическую инфраструктуру в приграничных субъектах РФ.

2.2 Сравнительный анализ норм действующего законодательства и Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ

Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, в отличие от действующего Таможенного Кодекса РФ, вводит понятие процедуры таможенного оформления. Согласно Концепции, таможенное оформление- совокупность таможенных операций и таможенных процедур, совершаемых таможенными органами в установленном порядке и определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела.

Концепция следует основным положениям Киотской конвенции 1973 года (в редакции Брюссельского протокола 1999 года), предусматривающим использование предварительной информации, её передачи в электронной форме, а также введение института уполномоченного грузополучателя и в последующем - института экономического оператора в соответствии с Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли.

Концепция определяет приоритетные задачи, которые необходимо провести для перевода таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации. Одной из таких задач в нормативно-правовой сфере является внесение изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации в части введения института предварительного (в ряде случаев - обязательного) информирования, совершенствования института предварительного декларирования, временного хранения товаров и ряда других положений.

Действующий Таможенный Кодекс РФ содержит положение, регламентирующее порядок использования предварительной оперативной информации, основная цель которого ускорение таможенного оформления и предупреждение нанесения ущерба государству и гражданам. Однако это положение недостаточно проработано и не всегда реализуется. В отличие от ТК РФ в Концепции четко установлена необходимость разделения в соответствии с международной практикой документооборота и товаропотока. Для этого будет использовано предварительное декларирование в электронном безбумажном виде.

Кроме внесения изменений в действующее законодательство, Концепция предусматривает издание новых нормативно-правовых актов федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела. В частности:

· издание нормативно-правовых актов ФТС РФ, устанавливающих компетенцию таможенных органов по совершению определенных таможенных операций;

· издание нормативно-правовых актов ФТС РФ, устанавливающих специализацию таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении отдельных видов товаров;

· издание нормативно-правовых актов ФТС РФо перераспределении штатной численности, ликвидации и создании новых таможенных органов и их подразделений (по необходимости).

Важным моментом при реализации концепции является установление четких критериев того, что будет оформляться вблизи границы, а что – по месту нахождения получателя (отправителя). Несомненно, что в этом случае возрастет роль системы управления рисками. Основные принципы этой системы заложены еще в Таможенном Кодексе, который определяет выборочность таможенного контроля на основе анализа и управления рисками. Концепция нацелена на снижение числа нарушений таможенного законодательства РФ, поэтому ее положения устанавливают необходимость совершенствования системы управления рисками и более детального ее правового закрепления в действующем законодательстве.

Концепция вообще ориентирована на использование современных информационных технологий, применение которых ведёт к сокращению временных затрат на прохождение таможенных формальностей, устранению человеческого фактора при таможенном оформлении товаров и, как следствие, к существенному облегчению ведения внешнеэкономической деятельности. При этом на первый план выходит вопрос повышения эффективности предварительного таможенного контроля и таможенного контроля после выпуска товаров (последующего). А это в свою очередь также требует закрепления и оформления в действующем законодательстве.

Совершенствование действующего законодательства необходимо для реализации всех задач, выдвинутых Концепцией, и достижения ее общей цели – обеспечение экономической безопасности РФ за счет совершенствования таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов РФ и снижения транспортной нагрузки на крупные города, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом.


Заключение

Структура таможенного оформления определяет систему правовых, организационных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов Российской Федерации, в целях динамичного осуществления политических и социально- экономических преобразований, в условиях формирования рыночных отношений, пополнения доходной части Бюджета Российской Федерации, выявления правонарушений и их профилактику, недопущения ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, запрещенных исходя из соображений государственной безопасности и международных договоров.

В курсовой работе были рассмотрены основные нормативно-правовые акты в области таможенного оформления. На основе их анализа были сделаны следующие выводы.

Во-первых, в условиях разрастания интеграционных процессов в экономической жизни нормативно-правовые акты в области таможенного дела требуют более детальной проработки и согласования с международными стандартами и правилами в таможенной сфере.

Во-вторых, рост масштабов внешнеэкономической деятельности обусловил рост осуществления таможенных операций таможенного оформления. Однако в Российской Федерации система таможенного оформления ориентирована на осуществления большинства операций таможенного оформления в крупных городах, в результате чего возникли неравномерность инфраструктурного развития центральных и приграничных субъектов РФ и чрезмерная транспортная нагрузка на крупные города. Разрешить вышеназванные проблемы Правительство РФ стремится путем реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ. О результатах в этой области пока говорить еще трудно. На сегодняшний день Концепция реализуется только в Москве и Санкт-Петербурге. Считается, что уже к середине 2009 года таможенное оформление будет выведено из Москвы и Санкт-Петербурга в Московскую и Ленинградскую область. Реализация Концепции обеспечит минимизацию рисков дальнейшей интеграции Российской Федерации в мировую экономику с учетом обеспечения её экономической безопасности.

Анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих таможенное оформление, позволил сформулировать следующие предложения по их совершенствованию:

- приблизить положения Таможенного Кодекса РФ к нормам, закрепленным в Генеральном приложении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а именно в части применения информационных технологий, так как это позволит использовать электронное декларирование товаров, что в свою очередь упростит и удешевит процедуру таможенного оформления;

- внести изменения в Таможенный Кодекс РФ, которые позволят использовать обязательное предварительное информирование, так как это позволит ускорению таможенного оформления и увеличению пропускной способности пунктов пропуска;

- закрепить в нормативно-правовых актах ФТС РФ рекомендации Таможенного Кодекса РФ по сокращению числа документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, так как это необходимо для того, чтобы данные рекомендации послужили руководством к действию для должностных лиц таможенных органов.


Список использованных источников

1. Таможенный Кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 300 с.;

2. Халипов С. В. «Таможенное право» - М.: ЮРАЙТ, 2007 г.;

3. Комментарий к Таможенному Кодексу РФ - М.: Проспект, 2007г.;

4. Таможенное право России: учебное пособие под редакцией К.А. Бякешева, Е.Г. Моисеева. - М.: Издательство Проспект, 2005 г.;

5. Международная конвенция гармонизации и упрощения таможенных процедур в редакции от 26 июня 1999 года (официальный текст);

6. Приказ ГТК РФ от 16.09.2003 №1022 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров» // Российская Газета, 23 октября 2003 года;

7. Приказ ГТК РФ от 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенного органа, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» // Таможенные Ведомости, 2003. №21;

8. Приказ ГТК РФ от 21.10.1999 № 714 «О контроле таможенной стоимости отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» // Таможенные Ведомости, 1999. №16;

9. Конвенция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ (официальный текст);

10. Приказ ФТС РФ от 08.08.2006 № 743 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» // Российская Газета, 12 сентября 2003 года;

11. Официальный сайт: www.customs.ru.

12. Приказ ФТС РФ от 25 апреля 2007 г. N 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» // Российская газета, 12 июня 2007 года;

13. Приказ ФТС РФ от 23 января 2007 г. N 79 «О таможенном оформлении и таможенном контроле продукции военного назначения» // Таможенные Ведомости, 2007. №3;

14. Приказ ФТС РФ от 12 января 2007 г. N 22 «Об утверждении Инструкции об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта в виде отдельных компонентов» // Таможенные Ведомости, 2007. №2;

15. Приказ Федеральной таможенной службы от 22 ноября 2006 г. N 1213 «Об утверждении Порядка таможенного оформления отдельных видов товаров, в отношении которых осуществляется условный выпуск» // Таможенные Ведомости, 2006. №4.


[1] Халипов С. В. Таможенное право: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 442с. – (Основы наук) – с.98

[2] Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1070 «Об утверждении правил хранения товаров на СВХ» // РГ. 2003.18 ноября

[3] Приказ Федеральной таможенной службы от 24 августа 2006 г. N 800 О местах декларирования отдельных видов товаров // РГ. 2006. 12 сентября.

[4] Халипов С. В. Таможенное право: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 442с. – (Основы наук) – с.99

[5] Приказ Федеральной таможенной службы от 8 сентября 2006 г. N 868 О внесении изменений в Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом, при их прибытии (убытии), перевозке в соответствии с процедурой внутреннего и международного таможенного транзита, а также временном хранении // РГ. 2006. 24 сентября.

[6] Приказ ФТС РФ от 03.08.2006 № 724 «Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации» // РГ. 2006. 19 сентября.

[7] Халипов С. В. Таможенное право: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 442с. – (Основы наук) – с.103

5 Халипов С. В. Таможенное право: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 442с. – (Основы наук) – с. 105

[9] Например, пункт 8 статьи 63 «Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления», статья 124, глава 40 «Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле» ТК РФ.

[10] Например, приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».

[11] приказ ГТК РФ от 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенного органа, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» // Таможенные ведомости. 2003. № 21.

[12] Таможенное право России: учебное пособие под редакцией К.А. Бякешева, Е.Г. Моисеева. - М.: Издательство Проспект, 2005 г. – с. 84

[13] По материалам информационно-консультационной системы «Виртуальная таможня».

Скачать архив с текстом документа