Правовые основы землеустройства по специальности 120303

СОДЕРЖАНИЕ: Список законов и нормативно правовых актов, регулирующих отношения при проведении землеустройства 8

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д. Н. Прянишникова

Факультет землеустройства и кадастра

Кафедра земельного права

РЕФЕРАТ

на тему:

Правовые основы землеустройства

по специальности 120303

«Городской кадастр»

Выполнил студент гр.42а

Исимбаев И. С. ____________

« »________________2008

Проверил преподаватель:

Пшеничников А.А.___________ « »___________________2008

Пермь 2008

Содержание

Содержание. 2

Список законами и нормативно правовых актов, регулирующих отношения при проведении землеустройства. 8

Структура государственного управления земельными ресурсами. 13

Основное направление землеустройства и его организация. 18

Список нормативно – технических источников и литературы.. 29

Общие сведенья о землеустройстве

В целом землеустройство - это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель.

Землеустройство включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.

Территориальное землеустройство - система мероприятий (действий) по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования и охраны земель, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности.

Территориальное землеустройство распространяется на все земли независимо от целевого назначения, форм собственности и использования.

Внутрихозяйственное землеустройство - система мероприятий (действий) по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, приравненными к ним, в целях обеспечения их традиционного образа жизни.

Внутрихозяйственное землеустройство затрагивает сельскохозяйственные земли (в том числе земли, предоставленные для охоты и рыболовства).

В соответствии с положениями ст. 1 субъектами землеустройства являются:

а) Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти;

б) субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти;

в) органы местного самоуправления (муниципальные и иные административно-территориальные образования);

г) юридические лица (предприятия, учреждения, организации);

д) граждане.

Также выделяются и специальные субъекты землеустройства:

а) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

б) лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Это связано с тем, что ранее принятым Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (Собрание законодательства РФ (далее - СЗ РФ). 2001. N 20. Ст. 1972) устанавливаются правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов указанных территорий для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и образа жизни. При этом преследуются только гуманные цели, а именно:

· защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;

· сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов;

· сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.

В Федеральном законе от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122) определяется, что коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ - это народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Общинами малочисленных народов Закон называет формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединениям по кровно-родственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Объекты землеустройства. К ним относятся:

а) территории всех 89 субъектов Российской Федерации (значит, в целом вся территория Российской Федерации);

б) территории всех муниципальных образований Российской Федерации, т.е. территории местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон о местном самоуправлении в РФ) местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на иных территориях (т.е. в городах, поселках, станицах, районах (уездах), сельских округах (волостях) и других муниципальных образованиях).

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения;

в) территории иных административно-территориальных образований. К ним относятся прежде всего закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).

В соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 (в ред. от 2 апреля 1999 г., с изм. от 30 декабря 2001 г.) О закрытом административно-территориальном образовании (далее - Закон о ЗАТО) (Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915) таковым признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. В целях комментируемого Закона следует отметить, что ЗАТО является административно-территориальной единицей. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав.

Режим землепользования в ЗАТО определяется положением, утверждаемым Правительством РФ.

Земли ЗАТО в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли. В ЗАТО в соответствии с законодательством РФ по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель;

г) территориальные зоны.

Территориальная зона - это часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ О государственном земельном кадастре. СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149 (далее - Закон о земельном кадастре));

д) земельные участки.

Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами (ст. 1 Закона о земельном кадастре);

е) части вышеуказанных территорий, зон и участков.

Землеустроительная документация - это документы, полученные в результате проведения мероприятий, направленных на организацию использования земли, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов. Перечень видов землеустроительной документации приводится в ст. 19 комментируемого Закона (см. коммент. к ст. 19).

Карта (план) объекта землеустройства - обязательный и необходимый элемент землеустройства, важнейший документ, имеющий графическую форму. В этом документе отображаются местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей (см. коммент. к ст. 20). Карта (план) объекта землеустройства является составной частью землеустроительной документации.

Список законов и нормативно правовых актов, регулирующих отношения при проведении землеустройства

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами.

I. Федеральные законы, законы Российской Федерации, законы РСФСР:

- Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.) (гл. XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр. Ст. 68, 69);

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.);

- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.) Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (ст. 4, 17);

- Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ Об охране окружающей среды (далее - Закон об охране окружающей среды);

- Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ О крестьянском (фермерском) хозяйстве (глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности);

- Закон о земельном кадастре;

- Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (предусматривает реализацию землеустроительных мероприятий при осуществлении историко-культурной экспертизы);

- комментируемый Закон.

Можно также выделить ряд иных федеральных законов, в которых затрагиваются вопросы землеустройства, например:

а) по вопросам финансирования землеустройства:

- Закон РФ О плате за землю (в ред. от 20 августа 2004 г.) (ст. 24);

- Закон РСФСР О социальном развитии села (в ред. от 28 апреля 1993 г.) (ст. 13);

- Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ О федеральном бюджете на 2004 год (в ред. от 28 июля 2004 г.);

б) по вопросам организации проведения работ по землеустройству:

- Закон о местном самоуправлении в РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) (п. 12, 13 ст. 60);

- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) О геодезии и картографии.

II. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

- земельное законодательство субъектов РФ (в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

III. Подзаконные нормативные правовые акты. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты имеют определенное значение в регулировании земельных отношений. Они восполняют пробелы, которые остаются в земельном законодательстве, конкретизируют или развивают нормы законодательных актов:

- Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833 О государственном земельном контроле;

- Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514 Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

- Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства;

- Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 273 Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства;

- Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537 (в ред. от 1 августа 2001 г.) Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России;

- Постановление Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659 (в ред. от 27 декабря 1994 г.) О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам;

- Приказ Роскомзема от 2 августа 1993 г. N 38 О проведении инвентаризации земель;

- Приказ Госкомзема РФ от 3 марта 1998 г. N 28 Об организации конкурсов (торгов) на проведение проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель;

- Приказ Роскомзема от 26 апреля 1994 г. N 32 Об организации комплексных проверок использования земли;

- Приказ Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N 160 Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России;

- Приказ Госстроя РФ от 2 августа 1999 г. N 18 Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях;

- Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 (в ред. от 29 июля 2002 г. N П/301) Об утверждении документов государственного земельного кадастра (вместе с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел Земельные участки) (зарег. в Минюсте РФ 20 июня 2001 г. N 2753);

- Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/117 Об утверждении документов государственного земельного кадастра (вместе с Требованиями к кадастровому делению) (зарег. в Минюсте РФ 2 июля 2001 г. N 2776);

- Приказ Росземкадастра от 13 июня 2001 г. N П/115 Об утверждении документов государственного земельного кадастра (вместе с Требованиями к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет. ГЗК-1-Т.О-06-02-01) (зарег. в Минюсте РФ 20 июня 2001 г. N 2757);

- Приказ Росземкадастра от 3 июля 2001 г. N П/129 Об упорядочении нормативных правовых актов Росземкадастра по вопросу ведения Государственного земельного кадастра;

- Приказ Росземкадастра от 23 октября 2000 г. N 38-1 Об отмене Инструкции о порядке формирования и учета кадастровых номеров земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости;

- Приказ Росземкадастра от 14 сентября 2000 г. N 20 Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта (зарег. в Минюсте РФ 24 октября 2000 г. N 2426);

- Приказ Росземкадастра от 17 августа 2000 г. N 10 О территориальных органах и подведомственных организациях Федеральной службы земельного кадастра России.

Правовые подзаконные акты:

- письмо Роскомзема от 14 июня 1996 г. N 1-16/1240 О методических рекомендациях по кадастровой оценке земли;

- письмо Роскомзема от 14 мая 1996 г. N 5-16/1004 О порядке выкупа земельной доли;

- письмо Роскомзема от 16 января 1995 г. N 2-12/77 О структуре кадастровых карт и планов земель;

- письмо Роскомзема от 9 ноября 1994 г. N 2-12/1749 Пояснения к Техническим требованиям к плану участка;

- Технические требования к плану участка (утв. Роскомземом от 11 июня 1993 г., с изм. от 9 ноября 1994 г.). В дополнение к данному документу установлено, что Технические требования к плану участка следует применять только при купле-продаже гражданами Российской Федерации земельных участков или их частей для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства другим гражданам Российской Федерации;

- письмо Роскомзема от 28 декабря 1994 г. N 1-16/2096 О порядке определения нормативной цены земли;

- письмо Роскомзема от 10 января 1992 г. N 3-15/51 О среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан;

- письмо Роскомзема от 27 марта 1995 г. N 3-15/582 О Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель;

- письмо Роскомзема от 29 июля 1994 г. N 3-14-2/1139 О Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель;

- Инструкция по межеванию земель (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.).

В части, не противоречащей действующему российскому законодательству, остается в силе и ряд актов СССР по вопросам землеустройства. К ним относятся:

- Постановление Совмина РСФСР от 10 апреля 1975 г. N 225 Об улучшении организации выполнения и повышении качества проектно-изыскательских работ по землеустройству;

- Постановление Совмина РСФСР от 23 марта 1966 г. N 286 О мерах по улучшению землеустройства, введения и освоения правильных севооборотов в колхозах и совхозах;

- Постановление ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. Об утверждении общих начал землепользования и землеустройства;

- Общие начала землепользования и землеустройства (утв. Постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г.).

В завершение комментария данной статьи необходимо отметить, что многие указы Президента РФ, регулировавшие земельные отношения, утратили свою силу в связи с принятием Земельного кодекса РФ и других федеральных законов, тем самым завершив столь нужную миссию по латанию пробелов на этапе формирования нового земельного законодательства.

Другой немаловажный момент, на который следует обратить внимание: в случае коллизий норм комментируемого Закона и норм иных законов (включая Земельный кодекс РФ), регулирующих землеустроительные отношения, следует применять нормы ФЗ О землеустройстве как Закона специального. Остальные законы будут являться общими по отношению к комментируемому Закону в сфере землеустройства.

Структура государственного управления земельными ресурсами

Государственное управление земельными ресурсами обеспечивает соблюдение земельного законодательства с помощью государственного контроля за использованием и охраной земель, проведения землеустройства и мониторинга земель, ведение государственного земельного кадастра, осуществление мероприятий по рациональному использованию земель и их охране.

Государственное управление землей подразделяется на общее и отраслевое.

Общее государственное управление землями осуществляется государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления.

К компетенции Федеральных органов законодательной власти можно отнести:

- принятие Земельного кодекса и иных Федеральных законов, в соответствии с которыми органы законодательной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения;

- утверждение единых принципов платы за землю и единых принципов регистрации прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимости в порядке ведения государственного земельного кадастра;

- определение специального правового режима для отдельных категорий земель;

- установление порядка отнесения земель к Федеральным и определение порядка распоряжения и управления этими землями.

К компетенции органов законодательной власти субъектов Федерации относятся:

- принятие законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, земельным законодательством, другими законами Российской Федерации;

- определение территорий с особым правовым режимом использования земель, установление и изменение их границ;

- отмена противоречащих земельному законодательству решений соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;

- установление предельных размеров земельных участков;

- установление размеров и порядка взимания платы за землю, а также установление порядка ее централизации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

- утверждение порядка распоряжения землями, находящимися в государственной собственности субъектов Федерации, а также порядка изменения целевого назначения земельного участка;

- утверждение и изменение границ административных районов;

- утверждение городской и поселковой черты, генеральных планов городов и поселков республиканского, краевого, областного, окружного подчинения, городов Федерального значения;

- утверждение в соответствии с законами Российской Федерации, с учетом местных условий, порядка осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, ведения землеустройства и земельного кадастра;

- утверждение региональных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

- установление порядка перевода земель из одной категории и целевого назначения в другую;

- установление платежей за землю, льгот по взиманию платы за землю.

К компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации относятся:

- принятие правовых актов в соответствии с законами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- управление земельными ресурсами, территориальное планирование земель и зонирование;

- отмена противоречащих законодательству решений органов местного самоуправления (администрации);

- разработка и выполнение региональных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, утверждаемыми соответствующими органами законодательной власти;

- организация землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

- организация государственного контроля за использованием и охраной земель;

- перевод земель из одной категории в другую;

- выкуп земель для государственных нужд;

- утверждение генеральных планов городов, поселков и сел.

К компетенции Правительства Российской Федерации можно отнести:

- принятие правовых актов в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, регулирующими земельные отношения;

- территориальное планирование использования земель;

- установление границ особо охраняемых территорий, входящих в состав нескольких субъектов Российской Федерации, а также в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими администрациями и органами местного самоуправления;

- разработку и выполнение совместно с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга федеральных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

- защиту прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

- изъятие и предоставление земельных участков, находящихся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации в порядке, установленном органом законодательной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

- изменение целевого назначения земель;

- выкуп земель для государственных нужд Российской Федерации.

Компетенция органов местного самоуправления в области земельных отношений определяется Конституцией Российской Федерации, земельным законодательством, законодательными актами по местному самоуправлению, законами и иными нормативными правовыми актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим основные функции управления земельным фондом России, является структура Росземкадастра и его органы на местах, которые в соответствии с возложенными на них задачами:

- разрабатывают по согласованию с субъектами Российской Федерации, заинтересованными министерствами и ведомствами предложения по управлению земельными ресурсами;

- ведут землеустройство, мониторинг земель, земельный кадастр, государственный контроль за использованием и охраной земель;

- разрабатывают и представляют на утверждение в установленном порядке нормативы и размеры платежей за земли, штрафов за нарушение земельного законодательства, устанавливают нормативную цену земельных участков;

- обращаются беспошлинно в суд, арбитражный суд по вопросам отмены актов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, не соответствующих законодательству;

- дают обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений земельного законодательства, приостанавливают исполнение решений по изъятию и предоставлению земельных участков до рассмотрения в соответствующих органах (суде, арбитражном суде, государственном органе исполнительной власти, органе местного самоуправления) вопроса об их отмене или признании недействительными:

Росземкадастр - приостанавливает решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

комитеты по земельным ресурсам и землеустройству республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов в составе Российской Федерации - приостанавливают решения районных и городских органов местного самоуправления;

комитеты по земельным ресурсам и землеустройству городов Москвы и Санкт-Петербурга - приостанавливают решения органов административных округов и префектур;

районные, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству - приостанавливают решения городских (районного значения), сельских и поселковых органов местного самоуправления;

- выдают планы (чертежи) границ земельных участков, выписки из государственного земельного кадастра;

- приостанавливают промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение;

- выдают лицензии на право проведения землеустроительных работ и работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;

- привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

Помимо Росземкадастра вопросы регулирования земельных отношений осуществляет Министерство имущественных отношений, имеющие в краях, областях территориальные органы.

Основное направление землеустройства и его организация

Землеустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию использования земли, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов.

Основные направления землеустроительной деятельности включают:

- разработку федеральных и региональных программ использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства с учетом градостроительных, экологических, экономических и иных особенностей территории;

- межевание земель с установлением (восстановлением) на местности границ административно-территориальных образований, границ земельных участков владельцев земли по единой государственной системе и их техническое оформление;

- составление новых проектов и упорядочение существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель;

- определение границ земельных участков, установление границ и отвод земельных участков в натуре (на местности), оформление планов (чертежей) границ земельных участков, подготовку документов для удостоверения прав на земельные участки;

- разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;

- разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохранению и повышению плодородия почв;

- обоснование размещения и установления границ особо охраняемых территорий;

- закрепление и изменение на местности городской черты, поселковой черты и черты сельских поселений;

- проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других обследовательских и изыскательских работ;

- разработку землеустроительной документации, связанной с ресурсной оценкой, использованием и охраной земель, сохранением и развитием исторически сложившейся хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;

- составление кадастровых и тематических карт и атласов о состоянии и использовании земельных ресурсов;

- проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению земель;

- проведение земельно-оценочных работ.

Землеустройство проводится государственными проектными организациями, другими предприятиями и физическими лицами, получившимися лицензию на проведение этих работ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и заказчиков.

Основными направлениями землеустроительной деятельности являются:

- научное обоснование и прогнозирование последствий предлагаемых земельных преобразований и перераспределения земель;

- обоснование и реализация единой государственной политики в планировании и организации рационального использования и охраны всех категорий земель независимо от форм собственности на землю;

- обеспечение целевого использования земель и сохранение ценных земель в сельскохозяйственном производстве;

- формирование и размещение экологически и экономически обоснованных компактных и оптимальных по площади землепользований;

- создание территориальных условий для рационального функционирования сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производства;

- обеспечение реализации земельной реформы в части перераспределения земель, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле;

- разработка комплекса мер по улучшению сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв, поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель;

- межевание земель с установлением (восстановлением) и закреплением (обозначением) в натуре (на месте) административно-территориальных и территориально-производственных границ в единой государственной системе;

- изготовление и выдача документов, удостоверяющих право на землю.

Землеустроительная деятельность осуществляется на всех землях независимо от их целевого назначения и форм собственности через научно обоснованную, гласно обсужденную и в установленном порядке утвержденную землеустроительную документацию - прогнозы, программы, схемы и проекты, материалы обследований изысканий.

Режим и целевое использование земель, организация территории, комплекс мер по поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель являются обязательными для собственников и пользователей земли, а также органов государственной власти и управления. Внесение изменений в землеустроительную документацию допускается лишь с разрешения утвердившего ее органа.

Землеустройство проводится по решениям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, по инициативе Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации, административных районов и городов или по ходатайству заинтересованных собственников и пользователей земли, а также граждан и юридических лиц, претендующих на получение земельного участка.

Землеустроительная деятельность регулируется Конституцией Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, законодательными и правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами, определяющими содержание, порядок разработки, утверждения и реализации землеустроительной документации.

Землеустройство проводится при участии заинтересованных сторон или полномочных представителей. При этом в процессе землеустройства могут участвовать:

- граждане, предприятия, учреждения, организации, иные юридические лица, являющиеся заказчиками землеустроительной документации;

- разработчики землеустроительной документации;

- собственники и пользователи земли, на территории которых проводится землеустройство;

- органы государственной власти и управления, соответствующие комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, а также органы местного самоуправления, участвующие в землеустроительной деятельности в соответствии со своей компетенцией;

- собственники и пользователи земли, земельные участки которых примыкают к землеустраиваемой территории или находятся внутри нее;

- граждане, общественные и другие предприятия, учреждения, организации, иные юридические лица, не имеющие земли, но чьи интересы затрагиваются землеустройством.

При проведении землеустройства должны быть обеспечены соблюдение интересов всех участников землеустроительной деятельности и гласность проводимых работ. Граждане и юридические лица, интересы которых затрагиваются землеустройством, должны быть осведомлены о предусмотренных к проведению видах землеустроительных работ и их результатах. При затрагивании интересов значительной части жителей землеустраиваемой территории решение о проведении землеустройства доводится до общественности через средства массовой информации. Мнение общественности учитывается при разработке, согласовании и утверждении землеустроительной документации.

В процессе проведения землеустройства проводится комплекс взаимоувязанных проектных, обследовательских и изыскательских работ с изготовлением следующих основных видов землеустроительной документации:

- федеральные, республиканские и региональные прогнозы, программы использования и охраны земельных ресурсов, предназначаемые для взаимосвязанного решения проблем планирования и организации рационального использования и охраны земель всех категорий в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

- республиканские, региональные, краевые (областные, автономных образований), районные схемы использования и охраны земельных ресурсов; районные схемы землеустройства, которые составляются для подготовки обоснованных предложений по организации рационального использования и охраны земель, перераспределению земель с целью обеспечения земельными участками для возможного переселения граждан в районы с низкой обеспеченностью трудовыми ресурсами, выделения земельных участков гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, садоводства, огородничества, установления границ рекреационных зон, территорий природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, историко-культурного назначения, строительства крупных мелиоративных систем, освоения новых земель для сельскохозяйственного производства и др.;

- проекты, связанные с образованием новых и упорядочением существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель; с отводами земельных участков в натуре гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективного садоводства, огородничества, животноводства и других сельскохозяйственных надобностей, а также с предоставлением земель для несельскохозяйственных нужд, подготовкой документов, удостоверяющих право на землю;

- проекты внутрихозяйственного землеустройства (организации территории), составляемые для оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям, кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам в организации рационального использования и охраны земель с учетом удовлетворения их экономических интересов при соблюдении режима и условий пользования землей, обеспечивающих воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение природных ландшафтов;

- проекты организации территории оленеводческо-промысловых хозяйств, обеспечивающих на основе природоохранной деятельности сохранение и развитие исторически сложившейся хозяйственной деятельности малочисленных народов в районах Крайнего Севера;

- рабочие проекты, составляемые в порядке детализации и реализации мероприятий, предусмотренных проектами внутрихозяйственного землеустройства, связанных с рекультивацией нарушенных земель, защитой почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и затопления, улучшением сельскохозяйственных угодий и освоением новых земель;

- проекты организации территории коллективных садов, обеспечивающие рациональное размещение индивидуальных садовых участков и территорий общего пользования, охрану земель и сохранение природных ландшафтов;

- проекты размещения и установления границ территорий с особым правовым режимом земель в местах проживания малочисленных народов и этнических групп, обеспечивающие становление границ территорий, необходимых для сохранения среды обитания, духовной культуры и исторически сложившейся хозяйственной деятельности проживающих на этих территориях малочисленных народов и этнических групп;

- проекты обоснования размещения и установления границ особо охраняемых природных территорий, обеспечивающих выделение земель природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и установление необходимых ограничений и других условий использования этих земель;

- проекты установления и изменения городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;

- проекты земельно-хозяйственного устройства в районах крупного гидротехнического строительства, устанавливающие объемы потерь сельскохозяйственного производства, вызываемых строительством, и определяющие состав мероприятий и объемы капиталовложений, необходимых для восстановления нарушаемого сельскохозяйственного производства;

- планы земельно-хозяйственного устройства городов и поселков, определяющие основные направления использования не подлежащих застройке и временно не застраиваемых земель в черте города и поселка, а также земель, переданных в их ведение для развития личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса скота граждан, проживающих на их территориях;

- материалы кадастровых съемок, почвенных, агрохимических, геоботанических, других обследовательских и изыскательских работ, данные которых являются исходной информацией для разработки прогнозов, программ, схем, проектов по использованию и охране земель;

- материалы инвентаризации всех земель, обеспечивающие получение необходимой информации о фактическом состоянии и целевом использовании земель гражданами и юридическими лицами;

- материалы по систематическому выявлению неиспользуемых, не рационально используемых земель, служащие основой для подготовки решений о зачислении этих земель в специальный фонд для последующего перераспределения;

- материалы по установлению в натуре (на местности) границ административно-территориальных образований и земельных участков, предоставленных в собственность или пользование, являющиеся основой для изготовления документов, удостоверяющих право на землю граждан и юридических лиц;

- материалы земельно-оценочных работ, обеспечивающие получение показателей оценки каждого земельного участка и исчисления (уточнения) на этой основе ставок земельного налога и платежей за землю;

- материалы по выявлению и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, обеспечивающие получение данных для разработки мероприятий с цепью сохранения и восстановления плодородия почв и улучшения природной среды.

При необходимости могут выполняться и другие виды землеустроительных работ.

Порядок и технические условия разработки землеустроительной документации, ее оформление и выдача определяются основными положениями землеустройства и другими нормативными актами по регулированию землеустроительной деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, инструкциями, указаниями, другими нормативно-техническими документами Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, а также нормативно-техническими документами государственных органов исполнительной власти и управления, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации, если они не противоречат действующему земельному законодательству Российской Федерации.

Землеустроительная документация согласовывается с заинтересованными государственными и общественными организациями и учреждениями и утверждается, в зависимости от уровня разрабатываемой документации, соответствующим органом государственной исполнительной власти и управления и местного самоуправления. Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается основными положениями землеустройства, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Государственное управление землеустройством осуществляется Комитетом Российской Федерации по земельной политике и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации, административных районов и городов в соответствии с утвержденными в установленном порядке положениями.

Для подготовки предложений по проведению, осуществлению и финансированию работ по землеустройству, оказанию помощи в разрешении ситуаций, возникающих при проведении землеустроительных действий, органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления могут создавать на время проведения работ по землеустройству республиканские, краевые, областные, районные, городские, сельские общественные землеустроительные комиссии, возглавляемые работниками комитетов по земельным ресурсам и землеустройству с включением в их состав ответственных представителей заинтересованных государственных и общественных организаций, предприятий и учреждений республики, края, области, автономного образования, района, города, села, основных заказчиков и разработчиков землеустроительной документации.

Общественные землеустроительные комиссии контролируют ход разработки и осуществления, установленных утвержденным проектом землеустройства мероприятий по рациональному использованию и охране земель, оказывают необходимую консультативную, методическую и техническую помощь по осуществлению различных мероприятий, выявляют необходимость и вносят предложения по корректировке утвержденной землеустроительной документации. Свои полномочия комиссия осуществляет до полной реализации землеустроительного проекта.

Заказчиками землеустроительной документации могут быть органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, граждане, государственные и общественные предприятия, организации, учреждения и другие юридические лица.

Заказчик имеет право заключать и расторгать договор на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству, осуществлять контроль за ходом и качеством их проведения, проводить экспертизу, а также участвовать в согласовании и реализации землеустроительной документации.

Землеустройство выполняется:

- по проектно-изыскательским работам, включенным в федеральные и региональные программы, а также проводимым на землях, отнесенных к федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета;

- по проектно-изыскательским работам, выполняемым по решениям органов государственной исполнительной власти и управления и органов местного самоуправления - за счет средств, поступающих в соответствующие бюджеты от платы за землю, а также средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства;

- по проектно-изыскательским работам, связанным с установлением границ земельных участков в натуре (на местности), с устройством территории, улучшением сельскохозяйственных угодий и охраной земельных участков от селей, оползней, подтоплений и засоления, а также по другим землеустроительным работам, проводимым по инициативе заказчиков, - за счет их средств.

Граждане и юридические лица могут получить платные услуги, связанные с изготовлением, оформлением и выдачей документов, удостоверяющих право на землю, за оказание консультативной помощи по реализации утвержденной землеустроительной документации. Размер платы устанавливается государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разработчиками землеустроительной документации являются:

- землеустроительные предприятия и организации Комитета Российской Федерации по земельной политике;

- другие землеустроительные предприятия, а также частные лица, выполняющие проектно-изыскательские работы, которым выданы в установленном порядке лицензии на выполнение этих работ.

Проектно-изыскательские работы, выполненные землеустроительными предприятиями и частными лицами без лицензии, признаются недействительными.

Разработчик землеустроительной документации имеет право на основании договора с заказчиком осуществлять авторский надзор за реализацией землеустроительной документации, ставить вопрос в органах государственной власти и управления о приостановлении мероприятий, выполняемых с отступлениями от утвержденной землеустроительной документации и приводящих к порче земель, ухудшению их качества и нарушению природного ландшафта, а также вносить предложения о необходимости совершенствования или переработки устаревшей землеустроительной документации.

Разработчики землеустроительной документации несут ответственность за качество ее разработки и экологическую безопасность мероприятий, предусмотренных в проектах землеустройства.

Основным правовым документом, регулирующим отношения участников землеустроительной деятельности, является договор между ними.

Заключение договора, выбор партнеров, определение обязательств либо других взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации, правовым и нормативным актам субъектов Российской Федерации, являются исключительной компетенцией участников землеустроительной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов исполнительной власти и управления и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.

Участники землеустроительной деятельности при осуществлении своих прав и обязанностей должны исходить из необходимости соблюдения интересов всех участников. Договор может быть изменен или расторгнут только по их взаимному соглашению.

Участники землеустроительной деятельности обязаны:

- соблюдать земельное законодательство Российской Федерации, правовые и нормативные акты субъектов Российской Федерации по земельным отношениям и землеустройству;

- выполнять требования государственных органов контроля за использованием и охраной земель, предъявляемые в пределах их компетенции;

- обеспечивать соблюдение решений государственных органов исполнительной власти и управления по реализации утвержденной землеустроительной документации;

- обеспечивать для проведения землеустройства доступ ко всем земельным участкам, затрагиваемым землеустроительными действиями.

В соответствии с законодательством Российской Федерации государство гарантирует всем участникам (партнерам) землеустроительной деятельности, независимо от форм собственности на землю и гражданства, обеспечение равных прав и охраняемых законом интересов при осуществлении землеустроительной документации, а также право обжалования в судебном порядке любых неправомерных действий.

Главным в содержании и основным принципом при организации землеустроительных и кадастровых работ любого вида должен быть положен государственный интерес с разумным сочетанием личных, частнособственнических интересов землепользователя, землевладельца, арендатора.

Государство должно определять приоритеты и при необходимости волевыми методами подавлять любые попытки способствующие центростремительным тенденциям, приводящим к разбазариванию и растаскиванию земель, их порче и превращению в бесплодную пустыню.

Список нормативно – технических источников и литературы

1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.)

3. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001

4. Федеральный Закон “О землеустройстве” от 18.06.2001

5. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ Об охране окружающей среды (далее - Закон об охране окружающей среды);

6. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ О крестьянском (фермерском) хозяйстве

7. Закон РФ О плате за землю (в ред. от 20 августа 2004 г.)

8. Волков С.Н. Землеустроительное проектирование. М., Колос, 1998 г.

9. Волков С.Н. Землеустройство в условиях земельный реформы (экономика, экология, право). М., «Былина», 1998 г

10. Волков С.Н., Коссинский В.В. Научные основы землеустройства. Учебное пособие. ГУЗ, 1995 г.

Скачать архив с текстом документа