Правовые режимы информации

СОДЕРЖАНИЕ: Рассмотрение особенностей режимов свободного и ограниченного доступа, документированной информации как основных разновидностей законодательного регулирования интеллектуальной продукции. Понятие коммерческой, банковской, служебной и государственной тайны.

ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ИНФОРМАЦИИ

План

Понятие правового режима информации и его разновидности

Режим свободного доступа

Режим ограниченного доступа

Режим документированной информации

Понятие правового режима информации и его разновидности

Правовой режим информации – это порядок регулирования информацией, выраженный в комплексе правовых средств и основанный на взаимодействии дозволений и запретов.

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой возрастания дозволений, что равнозначно мере убывания запретов, мы можем говорить о льготном информационном режиме.

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой убывания дозволений, что равнозначно мере возрастания запретов, мы может говорить об ограниченном информационном режиме.

Таким образом, все вышеназванное позволяет осуществить классификацию правовых режимов информации по основанию их принадлежности к режиму свободного или ограниченного доступа.

Режимсвободного доступа содержит:

1) режим исключительных прав;

2) режим информации, отнесенной к общественному достоянию;

3) режим массовой информации.

Режим ограниченного доступа составляют:

1) режим конфиденциальной информации;

2) режим информации, отнесенной к государственной тайне.

Выделяют также правовой режим документированной информации. Но этот режим не подпадает под классификационное основание, так как это мера доступности сведений, а она отражает лишь форму представления информации и характеризует ее связь с материальным носителем. Режим документированной информации не отвергает возможность отнесения ее к режиму свободного или ограниченного доступа.

Режим свободного доступа

Режим свободного доступа к информации можно разделить на несколько режимов:

1) режим исключительных прав .

Главнейшей функцией института исключительных прав является наделение их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем или иным результатом интеллектуальной деятельности. Кому исключительные права принадлежат, тот их и регулирует путем дозволений или запретов.

Посредством института исключительных прав третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции.

2) режим общественного достояния .

В таком режиме может находиться информация, которая незаменима и по своей природе уникальна. Например, сведения, содержащие данные об установленных, но не известных ранее объективно существовавших закономерностях, свойствах и явлениях материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания (сведения о научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор), и т.п.

Принципы, на которых основывается режим общественного достояния:

а) общедоступность. Реализуется посредством создания условий для беспрепятственного ознакомления и (или) использования соответствующих сведений;

б) равенство возможностей на доступ. Всем членам общества при наличии оправданного к тому интереса предоставляются единообразные условия для ознакомления с информацией, отнесенной к общественному достоянию, и ее получения;

в) обеспеченность информации особой охраной государства. Реализует через комплекс организационно-обеспечительных мер, направленных на сохранность наиболее ценных и необходимых обществу информационных ресурсов.

3) режим массовой информации .

Роль института массовой информации характеризуется необходимостью поддержания в обществе естественного состояния свободы массовой информации, гарантируемой Конституцией Республики Беларусь.

Потребитель массовой информации не ограничен какими-либо запретами помимо социальных ограничений возможности выбора или языковых барьеров, которые не относятся к сфере правовой регламентации. Действующие нормативные запреты в основном касаются лиц, продуцирующих для неограниченного круга потребителей печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Наиболее общим запретом, введенным Конституцией Республики Беларусь в отношении массовой информации, является недопущение пропаганды или агитации, разжигающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, установлены также иные запреты.

Режим ограниченного доступа

Законодательство ссылается на множество видов информации с ограниченным доступом. Наиболее часто встречаемые понятия: конфиденциальная информация, нераскрытая информация, деловой (производственный) секрет, тайна исповеди, тайна нотариальных действий, врачебная тайна, коммерческая тайна, государственная тайна, служебная тайна, тайна личной жизни, тайна голосования, тайна телефонных переговоров, тайна почтовых отправлений и т.д. В то же время нормативные акты не дают четкой классификации указанных видов, зачастую идентичные понятия в них наполняются разным содержанием.

Для построения системы информации с ограниченным доступом необходимо исходить из сути ее охраны, т.е. интереса, который преследуется путем охраны информации. Логичной видится следующая градация интересов:

1) публичный интерес— охрана информационных ресурсов, имеющих государственное значение (в т.ч. государственных секретов);

2) коммерческий интерес — интерес хозяйствующих субъектов по ограничению доступа к информации для получения преимуществ в конкуренции;

3) защита личных прав— неприкосновенность личной жизни и связанные с этим профессиональные тайны, а также неимущественные права, не связанные с имуществом.

Виды режима ограниченного доступа:

1) режимы конфиденциальной информации:

а) коммерческая тайна.

Коммерческая тайна — это информация, которая обладает тремя следующими признаками:

. имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

. к ней нет свободного доступа;

. обладатель этой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Информация должна иметь коммерческую ценность (действительную или потенциальную) по причине неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обладают такой ценностью, так как являются общедоступными.

Второй признак заключается в том, что к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. К примеру, не будет коммерческой тайной информация, которую в соответствии с законом продавец обязан предоставить покупателю о товаре. Третий признак коммерческой тайны — организация должна принимать меры к ее защите. Для этого необходимо создать режим охраны конфиденциальных сведений. А начать нужно с четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну, так как впоследствии бывает достаточно сложно доказать, что определенная информация была отнесена к коммерческой тайне.

б) банковская тайна.

Банковская тайна это сведения о счетах и вкладах, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке, которые не подлежат разглашению.

в) персональные данные.

Персональные данные — это сведения, позволяющие идентифицировать личность гражданина. Указанная категория является составляющей информации о гражданах.

Информационные ресурсы, где содержатся персональные данные, определяются в основном для служебного пользования, доступ к ним граждан ограничен (например, адресное бюро). В свободном обороте находятся неполные данные, не позволяющие идентифицировать лицо (например, телефонная книга, где не указаны номера квартир).

Правовой режим персональных данных должен основываться на разрешении объективно существующего противоречия между неприкосновенностью частной жизни и вынужденной необходимостью сбора, хранения, использования и передачи определенных сведений об этой жизни. Правовое регулирование отношений на каждой из стадий работы с персональными данными имеет свою специфику.

На стадии сбора персональные данные должны быть получены от лица, к которому они относятся (за исключение случаев, предусмотренных законодательством).

Хранение информации должно обеспечивать исключение возможности несанкционированного доступа к ней. Это достигается выбором соответствующей формы хранения, которая позволяет безошибочно идентифицировать конкретного субъекта в течение определенного периода его жизнедеятельности.

Использование персональных данных должно осуществляться в пределах и целях их сбора и объема потребностей применения.

Передача сведений персонального характера может допускаться лишь в случаях и порядке, установленных законодательством.

2) режим информации, отнесенной к государственным секретам.

Государственные секреты подразделяются на две категории:

. государственная тайна;

. служебная тайна.

Государственная тайна государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Служебная тайна государственные секреты, разглашение или утрата которых может причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан.

Принципами отнесения сведений к государственным секретам являются:

1) законность;

2) безопасность личности, общества и государства;

3) обоснованность;

4) соотнесенность с мерами защиты государственных секретов иностранных государств.

Под обеспечением безопасности личности, общества и государства при отнесении сведений к государственным секретам понимается отнесение этих сведений к государственным секретам без причинения вреда личности, обществу и государству.

Обоснованность отнесения сведений к государственным секретам заключается в принятии решения об их включении в перечень сведений, подлежащих засекречиванию, на основании экспертной оценки этих сведений. Под соотнесенностью с мерами защиты государственных секретов иностранных государств при отнесении сведений к государственным секретам понимается согласованность подходов к определению категорий сведений, относимых к государственным секретам, степени их секретности и мер по их защите с законодательством государств, с которыми Республика Беларусь имеет договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственные секреты.

К перечню сведений, не подлежащих отнесению к государственным секретам и засекречиванию, относятся сведения о (об):

. прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях;

. радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной опасности;

. состоянии окружающей среды, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;

. состоянии преступности;

. льготах и компенсациях, предоставляемых государством организациям и физическим лицам;

. фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

. размерах золотого запаса;

. обобщенных показателях по внешней задолженности;

. состоянии здоровья должностных лиц государства;

. фактах нарушения законности государственными органами, иными организациями и их должностными лицами.

Юридические и физические лица могут пользоваться или распоряжаться сведениями, составляющими государственные секреты, переданными им государственными органами — владельцами государственных секретов, в пределах предоставленных им полномочий.

Руководители юридических лиц, запрашивающих сведения, составляющие государственные секреты, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Юридические лица, использующие в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты, в случаях реорганизации, ликвидации этих лиц или прекращения использования ими в своей деятельности сведений, составляющих государственные секреты, обязаны принять меры по обеспечению защиты государственных секретов. Решение о передаче другим государствам сведений, составляющих государственную тайну, принимается Президентом Республики Беларусь с учетом заключения о возможности передачи этих сведений, вынесенного экспертной комиссией, сформированной уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов. Решение о передаче другим государствам сведений, составляющих служебную тайну, принимается государственными органами владельцами этих сведений при наличии международного договора о совместном использовании и защите государственных секретов. Допуск физического лица к государственным секретам осуществляется после заключения с ним договора о допуске к государственным секретам. Типовая форма договора о допуске к государственным секретам и порядок его заключения определяются Советом Министров Республики Беларусь.Для того чтобы получить допуск к государственным секретам, необходимо пройти определенную процедуру. Доступ к государственным секретам без оформления допуска имеют право:

1) Президент Республики Беларусь - с момента вступления его в должность;

2) Премьер-министр Республики Беларусь — с момента назначения его на должность;

3) депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь — с момента признания их полномочий;

4) судьи — с момента назначения их на должность.

По истечении полномочий указанных лиц их доступ к государственным секретам прекращается.

Участники уголовного, гражданского и (или) административного процессов, кроме судей, получают без оформления допуска доступ к материалам дел, содержащим государственные секреты, на период участия в этих делах в порядке и объеме, предусмотренных процессуальным законодательством Республики Беларусь. Допуск юридического лица к государственным секретам осуществляется на основании разрешения на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты, выдаваемого органами государственной безопасности Республики Беларусь. Разрешение юридическому лицу на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты, выдается на основании результатов проверочных мероприятий в отношении этого юридического лица, проведенных органами государственной безопасности Республики Беларусь, и аттестации его руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов.

Режим документированной информации

Документированная информация выступает одной из форм представления свободной информации.

Документированная информация (документ) – это закрепленная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Признаки документированной информации:

1) наличие материального носителя информации. В качестве таковых могут рассматриваться любые объекты материального мира, включая вещи и физические поля, в которых находят свое отражение определенные сведения;

2) идентифицируемость зафиксированных на носителе сведений. Это достигается путем присовокупления к содержательной стороне сведений реквизитов, которые позволяют установить источник и назначение информации, время ее документирования, а в ряде случаев и обеспечить защиту того или иного документа (электронная цифровая подпись). Реквизиты должны быть зафиксированы на том же материальном носителе, что и идентифицируемые сведения;

3) возможность изменения форм ее закрепления. То есть информация, закрепленная на материальном носителе одного вида, может быть одновременно представлена и на других видах носителей без угрозы утраты своего содержания и реквизитов.

Информация обретает режим документированной информации в результате прохождения процедуры документирования, которая является обязательным условием включения информации в систему информационных ресурсов. Эта процедура осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность государства и преследует ряд конкретных целей:

. установить владельца информации;

. обеспечить условия защиты информации в процессе ее хранения, обработки и передачи.

Скачать архив с текстом документа