Правовые системы современности 5
СОДЕРЖАНИЕ: РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра государственно-правовых дисциплинРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу: ПРАВОВЕДЕНИЕ
На тему: Правовые системы современности
Выполнил:
Студент заочного обучения
Курс 3
Группа ВГ-209
Специальность ГМУ
Преподаватель:
Владимир, 2010
Содержание
стр.
.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимает иджма . Она складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами. Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом.
После смерти пророка мусульманское право создавалось ближайшими сподвижниками Мухаммеда — «праведными» халифами: Абу-Бакром, Омаром, Османом и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и судьи. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период в связи с различным толкованием Корана зародились главные ветви (толки) ислама. Они создали множество новых правовых предписаний, восполнив пробелы Корана и сунны.
Новым этапом в развитии мусульманского права стал XIX век. Резкое усиление роли законов в правовом регулировании привело к постепенному снижению роли толков, хотя в содержательном плане они продолжали оказывать определенное воздействие на правовую систему. Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных странах, например в Турции, практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах — Алжире, Египте, Сирии — мусульманское право сохранилось в качестве основного регулятора общественных отношений, в частности, в сфере личных отношений мусульман.
Иными словами нормативистский подход к мусульманскому праву, изучению его как совокупности норм, порождающих конкретные права и обязанности, в действительности оказываются недостаточным для понимания того места, которое мусульманское право занимает в современных правовых системах и во всей правовой надстройке рассмотренных стран.
Не случайно, в ряде стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве. Так в Иране, Пакистане, Ливии, Судане сфера его действия охватывает не только личный статус, но и уголовное право и процесс, отдельные виды финансово экономических отношений и даже институты государственного права.
Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике.
В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.
Индусское право относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре, и т.д. исповедует индуизм. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль.
Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием решает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.
Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его по всей строгости. Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примерить справедливость и власть.
Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может претендовать здесь судебная практика. Итак, в период, предшествовавший в британской колонизации, классическое индусское право не основывалось не на формальных нормативах не на судебных решениях.
В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязательного права традиционные нормы были заменены нормами общего права. Семейное наследственное право и другие обычаи не претерпели изменений. К 1864 году накопились судебные прецеденты. Однако правило прецедента осталось далеко от традиций индусского права. Многие его институты и нормы подвергались модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права не произошло. Сложилось нечто вроде англо-индусского права, то есть индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда с определенными ограничениями.
Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии.
Верность традициям прослеживается сквозь все трансформации, вековые корни, связанные с религией, дает о себе знать.
Совершенно иная картина открывается при взгляде на Китай. Правовая система современного Китая является упорядочивающим и в то же время стимулирующим преобразования страны фактором. В КНР осуществляется система реформ народного хозяйства, направленных на развитие производительных сил, преодоление экономической отсталости и существенное повышение жизненного уровня населения.
Становление правовой системы Китая — длительный исторический процесс. В древнекитайском обществе под влиянием конфуцианства сложилась атмосфера недоверия к праву, даже негативного отношения к закону. Конфуций призывал строить отношения людей на основе морали, началах добродетели, учил, что управлять должны люди, а не законы.
В ходе буржуазной революции 1911 года, свергнувшей монархическую власть в Китае, были осуществлены крупные преобразования в правовой системе общества.
Под сильным влиянием западной политической и правовой мысли были разработаны законодательные акты, проведена кодификация законодательства. Это повысило роль и авторитет права в Китае. Однако в КНР взгляды Конфуция не утратили до конца роли духовного императива как в сознании интеллигенции, так и в умонастроениях людей физического труда, прежде всего крестьян.
В КНР была создана социалистическая правовая система, развитие которой было весьма противоречивым, вплоть до волюнтаристского отказа от принципа законности в период «культурной революции». Осуществление социально-экономических преобразований в современный период проходит на основе признания разных форм собственности, предоставления определенных гарантий иностранным инвесторам, укрепления законодательной базы экономических реформ, принципа законности, правопорядка. С конца 70-х годов в Китае активизировалась законодательная деятельность. С 1979 года изданы Органический закон о судах, Закон о браке, Общие положения гражданского права, Гражданско-процессуальный кодекс, Закон о предприятиях, основанных на капитале иностранных фирм, Закон о хозяйственном договоре, обновлено уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Жизненные факты свидетельствуют о том, что в Китае закончилась «эпоха бедного социализма», но перед государством стоят задачи дальнейшего совершенствования правовой системы, повышения эффективности действия всех ее составных частей. В стране развернулась борьба с коррупцией, другими преступлениями, проводятся меры по совершенствованию работы судов, повышению правовой культуры общества.
Российская правовая система своими корнями уходит в глубокие пласты национальной культуры и государственности.
Древнейшие источники русского права - обычаи славянских племен. При возникновении княжеств обычаи превращались в обычное право. Дальнейшее развитие русской правовой идеи выразилось в движении к созданию единой государственности. На смену вечевым собраниям приходит земские соборы. Основным источником права делаются законодательства. XVIII век завершил самостоятельные этапы развития русского права. При Петре I идет активный экспорт европейской правовой культуры, который насаждается сверху самим государством. После эпохи Петра и далее продолжается массированное проникновение различных европейских институтов в русскую жизнь - от бытовых до государственно-правовых.
Историческими, религиозными и юридическими источниками российской правовой системы, выступают два таких разных, на первый взгляд, законодательных массива, как право Российской Империи и советского права. В результате столь сложного переплетения нормативного материала различной идеологической природы, в том числе включающего многих западных правовых ценностей, российское право пришло в сложное состояние начала новой этапной революции.
Ценность российского права - есть его способность к выражению духовности общества, от чего правопорядок приобретает завершенность и целостность с культурой.
Россия провозгласила движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы на новом, качественном уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также восприятия некоторых достоинств прецедентного права, присущих системе общего права.
Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и личности. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т.е. существенно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.
Современная российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью, вновь возвратившись в нее после более чем семи десятилетий господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х годов вместе с развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход от прежних жестких принципов.
Уже в 1986 году разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 году рядом советских ученых обосновывается идея «социалистического правового государства», в 1990 году признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность, разделение властей. С началом деятельности Верховного Совета РСФСР созыва 1990 года начинается развитие собственное российской правовой системы. В 1990-1991 годах российскими законодателями были провозглашены равенство форм собственности, свобода предпринимательства, примат международно-признанных прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деление права на публичное и частное. Таким образом, современная российская правовая система продолжает традиции романо-германской правовой семьи, заложенные еще в дореволюционный период и сохраненные отчасти и в советский период.
Правовая система России продолжает оставаться образцом для некоторых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии). Предпринимаются попытки сохранения элементов единого правового пространства.
Основным источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств, российское законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования установлено в Конституции РФ.
В исключительном ведении Российской Федерации находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика, международные и внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательства; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ в числе прочего отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Во главе иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит Конституция РФ, далее следуют другие федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти. Особое место занимают регламенты и другие нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ. В отличие от многих зарубежных стран в России отсутствует институт делегированного и чрезвычайного законодательства. Указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Иерархию нормативных правовых актов субъектов РФ образуют конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ, регламенты и другие акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.
Низший уровень иерархии нормативных правовых актов образуют нормативные акты органов местного самоуправления. Виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Судебный прецедент, как и в других странах Романо-германской семьи, в РФ источником права не признается. Однако, судебная практика, официально обобщаемая в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, играет исключительно важную роль в применении законодательства, представляя собой де-факто особую нормативную систему. Близкое к судебным прецедентам место в системе права занимают заключения Конституционного Суда РФ. В субъектах РФ аналогичную роль играют решения местных конституционных и уставных судов.
Достаточно ограниченное применение в качестве источника права в России имеет правовой обычай. Так, в ГК РФ содержатся ссылки на обычаи делового оборота, национальный обычай и местный обычай. Согласно ФЗ «О гарантиях прав малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам субъектов РФ.
Важным источником права являются международно-правовые акты и доктрина. Согласно Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
В данной работе были рассмотрены главные черты основных правовых систем современного мира.
Много плюсов можно отметить у романо-германской правовой системы. Правовые нормы четко кодифицированы. Правоприменителю не составляет труда найти ту или иную норму. Но с другой стороны, доктрина, выражающая тождество права и закона, может сыграть и отрицательную роль.
У прецедентного права преимущество в том, что оно ближе к практике, но с другой стороны очень затруднен поиск прецедентов при реализации норм права.
В последнее время, в результате развития международного права, торговых и экономических связей между странами наблюдается тенденция к сближению правовых систем различных стран. Так в странах общего права все большее значение приобретает кодификация, а в странах континентального права наоборот судебный прецедент.
Также не трудно увидеть, что даже принадлежность стран к одной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран, что хорошо видно на примере мусульманской правовой системы.
Следует отметить, что в России на первый план выходит проблема повышения правовой культуры общества, так как реформирование, повышение эффективности правовой системы России должно проходить в условиях осознания повышения социальной ценности цивилизованно развивающейся правовой системы.
В заключение хотелось бы сказать, что на правовую систему той или иной страны огромное влияние оказываетдостигнутый ею уровень социально-экономического и культурного развития, и не существует идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права /Под ред. В.И.Даниленко/, 2000г.
4. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы. Современности /пер. с фр. В.А. Туманова/, 1999 г.
5. А.Я. Сухарев. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник, 2000 г.
6. Максимова А.А. Прецедент как первый их источников английского права, 1995 г.
7. Сорокин В.В. Право и время: правовая система и переходное время, 2002 г.
8. www.oprave.ru/statii/Tgp-texts10.html.
9. petrsu.karelia.ru/Faculties/Law/law.html.
10. CityRef.ru/prosmotr/18107-0.htm.
11. http://www.portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfullid=1139468359archive=start_from=ucat=17.
-Сунна — собрание рассказов (хадисов) о суждениях и поступках пророка Мухаммеда.
-Иджма — это единодушное мнение богословов по отдельным вопросам реализации и применения мусульманского права.