Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательства

СОДЕРЖАНИЕ: Сущность предпринимательства, его типы и виды. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Условия формирования предпринимательства: экономические, социальные и правовые. Особенности деятельности на рынке финансовых услуг.

Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательства

Содержание

Введение

1. Понятие и сущность предпринимательства

2. Типы и виды предпринимательства

3. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

География устойчивого развития предпринимательства постоянно расширяется, хотя и сохраняется неравномерность его распространения: более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах России, около четверти - в Москве. Предприниматели за годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация рынков, появилось больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с тем, по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряются новые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых предприятий.

Цель данной работы заключается в изучении предпринимательства, форм и методов организации предпринимательства.

1. Понятие и сущность предпринимательства

В экономической, философской и других видах литературы можно найти различные точки зрения на сущность этого понятия.

В западных странах в настоящее время предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. Такой подход имеет важное значение и для развития предпринимательства в нашей стране. Последует подчеркнуть, что для создания и развития своего предприятия предприниматель должен искать источники ресурсов на основе действующего законодательства.

Предпринимательство как процесс включает поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращающем идею в конкретный результат.

Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей, общества в товарах (работах, услугах), для получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами - кредиторами [7, с.18].

Предпринимательство - это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Предпринимательство - это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может, в конце концов, добиться успеха [8, с.21].

Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, доводить до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др. Экономические условия - это: предложения товаров и спрос на них; вилы товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки: избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего - это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

В процессе исторического развития в способы ведения предпринимательской деятельности включались все новые формы хозяйственного взаимодействия, усложнялись отношения собственности и механизмы объединения и перелива капитала, появлялись все более развитые способы распределения доходов и рисков, меры по обращению ответственности, формы управления капиталом.

Предпринимательская деятельность - по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.

Для создания и развития своего предприятия предприниматель должен искать источники ресурсов на основе действующего законодательства.

Предпринимательство как процесс включает поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращающем идею в конкретный результат.

Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, доводить до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

2. Типы и виды предпринимательства

С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта капитала и получения конкретных результатов выделяются следующие виды предпринимательства.

Во-первых, производственное предпринимательство. Это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ и оказания услуг для их реализации потребителям. Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в сфере материального производства, оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др. Соответственно выделяют предпринимательство по подотраслям.

Производственное предпринимательство с народнохозяйственной точки зрения является определяющим, так как в этих организациях осуществляется производство продуктов производственно-технического назначения и товаров массового потребления, необходимых для домохозяйств, фирм, государства в целом. Все виды товаров, работ и услуг для конкретных потребителей производятся субъектами производственного предпринимательства. Разумеется, производственное предпринимательство не является абсолютно самостоятельным, но от его развития зависят экономический рост и уровень социального развития общества. Естественно, не обязательно производить все виды товаров в одной стране. На основе международного разделения труда происходит международная специализация производственных предприятий по выпуску важных видов товаров и их экспорт (импорт) в другие страны. Но этот процесс не так прост, как может показаться на первый взгляд. Специализация и рост объемов производства какого-то вида товаров на основе новейших технологий приводят к увеличению объема производства, сокращению издержек производства, повышению уровня качества товаров. Поэтому продукции отечественных предпринимателей-производственников трудно конкурировать с зарубежными товарами, так как те дешевле отечественных, и предприниматели, занимающиеся торговлей, отдают предпочтение импортным товарам.

Структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства, поэтому производственное предпринимательство в России является наиболее рисковым занятием. Риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере, хотя относительно высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство как второй вид предпринимательской деятельности. Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.

Третьим видом предпринимательства является финансово-кредитное. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги (российский рубль). Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке цепных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ также выступает в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг. В этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги. Участниками рынка ценных бумаг являются коммерческие организации, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.

Рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям [4, с.158].

Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет совокупность этой деятельности (с учетом специфики и особенностей) на следующих рынках:

на рынке ценных бумаг;

на рынке страховых услуг;

на рынке банковских услуг;

на рынке иных финансовых услуг.

В хозяйственной практике виды предпринимательства - индивидуальное, партнерское и корпоративное - облекаются во множество конкретных организационно-правовых форм. В процессе исторического развития в способы ведения предпринимательской деятельности включались все новые формы хозяйственного взаимодействия, усложнялись отношения собственности и механизмы объединения и перелива капитала, появлялись все более развитые способы распределения доходов и рисков, меры по обращению ответственности, формы управления капиталом. Складывалось предпринимательское право как важнейший элемент гражданского и хозяйственного права. Происходила определенная дифференциация норм предпринимательства по регионам мира - континентальное (европейское) право, англосаксонские правовые нормы, американская правовая модель предпринимательства и др.

Важно понимать в связи с этим, что процесс становления современных организационно-правовых форм предпринимательства по-разному происходит в странах с развитой рыночной и с переходной экономикой. Если в рыночной экономике этот процесс был исторически эволюционным и сопровождал естественный прогресс экономического и общественного уклада, то странам с переходной экономикой приходится переживать все трудности ломки общественных, экономических и организационных отношений. Правовые предпринимательские нормы, поэтому менее стабильны, нередко внутренне противоречивы, страдают приверженностью интересам тех или иных общественных групп. Однако большинству постсоциалистических стран удалось относительно быстро создать основы организационно-правовых форм предпринимательства, в целом приближенных к рыночным.

Особая проблема - государственное предпринимательство, которое осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении). Распространенный тезис о преимуществах смешанной экономики, то есть такой, где государство осуществляет хозяйственную деятельность наряду с частными предпринимателями, требует уточнения. Популярное положение о равноправии всех форм собственности справедливо только в одном - в выборе частной или государственной формы предпринимательской деятельности. Когда же такая деятельность уже осуществляется на практике, государство как предприниматель обязано неукоснительно следовать общим нормам гражданско-правовых и хозяйственных отношений. В рыночной экономике эти отношения строятся при безусловном примате частной собственности и ее правопорядка. Есть некоторые особенности функционирования публичных (общественных) предприятий. Но принцип один - в сфере предпринимательских отношений государственные предприятия должны следовать нормам частного правопорядка, то есть действительно пользоваться равными правами (и ответственностью) с частными предпринимателями, о случаях, когда государство преследует определенные специфические цели, отличные от предпринимательских, должны существовать и специфические правовые нормы, в том числе и организационные. Однако в сфере общих норм хозяйственных отношений такие организации действовать не могут.

Рассмотрим теперь более подробно, определяющие тот или иной статус фирм.

3. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Хозяйственное товарищество - это форма предпринимательства, осуществляемого совместными усилиями двух или более лиц (физических или юридических), каждое из которых имеет права и несет ответственность в зависимости от вложенной доли в уставный фонд, а также места, занимаемого в структуре управления [3, с.67]. Хозяйственное товарищество обладает на правах собственности уставным капиталом, разделенным на доли (вклады). В соответствии с Гражданским кодексом РФ [2] действуют два вида товариществ.

Полное товарищество создается полными товарищами, которые несут полную ответственность своим имуществом по всем обязательствам фирмы. Солидарная ответственность существует в полном товариществе в особой форме - субсидиарной ответственности. Это значит, что в случае наступления имущественной ответственности, превышающей размер уставного капитала, кредитор вправе предъявить требование сначала к основному должнику, а при недостаточности его имущества или невозможности полностью удовлетворить требования кредитор предъявляет требования и к другим товарищам. Полное товарищество создается на основе договора. Оно не является юридическим лицом, то есть все его члены сохраняют полную самостоятельность, но при условии субсидиарной ответственности.

Смысл создания полного товарищества - объединение средств и усилий для реализации какого-либо проекта. С этой целью чаще всего создаются довольно крупные товарищества, называемые консорциумами. Консорциум - это временное соглашение двух или нескольких юридических лиц в целях реализации крупномасштабного проекта. Членство в нем добровольное. Консорциум прекращает свое существование после завершения проекта. В отдельных случаях возможно также образование юридического лица.

Товарищество на вере также является объединением нескольких физических и юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основе договора. Уставный капитал формируется из долей и вкладов участников. Участники, внесшие доли уставного капитала, являются полными товарищами и несут полную имущественную ответственность. Члены товарищества, внесшие вклады, не принимают участия в предпринимательской деятельности и несут ответственность в пределах суммы своего вклада. Необходимость в создании товарищества на вере может возникнуть при реализации крупного проекта подобно тому, как это имеет место при образовании консорциума.

В зарубежной практике аналогом товарищества на вере являются коммандитные товарищества, также включающие в свой состав полных товарищей (комплементарии) и вкладчиков (коммандитисты). В России правовое регулирование деятельности товариществ имеет много нерешенных проблем, поэтому пока они не очень популярны как форма предпринимательской деятельности.

Уязвимой стороной предпринимательства в форме товариществ является полная ответственность всех или части их членов. Используется эта организационно-правовая форма в основном в мелком бизнесе.

Хозяйственные общества - это коммерческие организации, учреждаемые одним или несколькими физическими или юридическими лицами с внесением долей (или полной величины) уставного капитала [6, с.132]. Российским законодательством предусмотрены четыре основные формы хозяйственных обществ.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) учреждается одним или несколькими физическими или юридическими лицами (но не более, чем пятьюдесятью), несущими ответственность по обязательствам и риск убытков только в пределах внесенных вкладов. Важно, что в рамках уставного капитала вклады от одного собственника к другому могут переходить только с согласия всех других членов общества. Общество имеет право юридического лица. Учредительный договор определяет наименование, местонахождение, предмет, задачи и цели деятельности, размер уставного капитала и доли в нем всех членов общества. Общество имеет свои органы управления - общее собрание участников (высший орган) и исполнительный орган (единоличный или коллегиальный) для текущего руководства деятельностью общества.

Общество с дополнительной ответственностью, как и ООО, учреждается одним или несколькими лицами и имеет уставный капитал, разделенный на доли, определяемые в учредительных документах. Особенность общества с дополнительной ответственностью заключается в распространении ответственности по обязательствам общества не только на вклады, но и на остальное имущество членов. При наличии двух или более учредителей вступает в силу солидарное несение ответственности в форме субсидиарной ответственности всех членов общества. Ответственность обанкротившегося члена общества распределяется между остальными участниками пропорционально вкладам.

Акционерные общества (корпорации) появились в истории мирового бизнеса из стремления жестко отделить ответственность всего объединения предпринимателей от полной имущественной ответственности физического или юридического лица, являющегося членом общества. Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций. Участники общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут ответственность за деятельность общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Совокупность акций, принадлежащих одному акционеру, называется пакетом. Поскольку каждая акция определенной номинальной стоимости дает владельцу право одного голоса в процессе принятия управленческих решений, то чем больший пакет сосредоточен в руках акционера, тем больший контроль над обществом он имеет. Возможно формирование контрольного пакета, составляющего 51% всех акций и дающего возможность провести решение его владельца и реализовать его интересы при принятии управленческих решений в обществе. Существует два вида акционерных обществ (АО).

Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и осуществлять их продажу на условиях, предусмотренных законодательством. Владельцы акций вправе отчуждать (продавать) их без согласия других акционеров.

Закрытое акционерное общество. В этом типе АО акции распределяются только среди учредителей, и общество не имеет права проводить открытую подписку на свои акции. Акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, которые желают продать другие акционеры общества.

Акционерные общества выпускают и размещают ценные бумаги, свидетельствующие о праве собственности на соответствующую часть капитала общества, праве на участие в управлении и праве на получение дохода. Средства от выпуска и размещения акций образуют собственный капитал АО, причем этот капитал может увеличиваться за счет дополнительных выпусков (эмиссии) акций. АО может в целях привлечения дополнительных ресурсов выпустить облигации, средства, от размещения которых составляют заемный капитал АО. Мобилизованные таким образом средства должны быть на оговоренных условиях и в определенные сроки возвращены владельцам облигаций. Собственники облигаций имеют право на получение дохода, однако не участвуют в управлении АО.

Акционерная форма организации бизнеса имеет ряд существенных преимуществ. Главными из них являются возможности мобилизации крупных финансовых ресурсов, а также быстрого перелива капитала из одной сферы в другую (путем операций на фондовом рынке). АО не зависят напрямую от состава своих акционеров, так как существует в основном свободный порядок обращения, отчуждения и приобретения акций. Однако, разделение в АО функций собственности и контроля может создавать условия для злоупотреблений и конфликтов интересов.

Холдинговые компании (холдинги) являются разновидностью акционерных обществ с более сложной организационной структурой. Холдинговая компания держит крупные, часто контрольные, пакеты акций дочерних акционерных обществ [5, с.94]. Такая организация преследует цель осуществления контрольных, управленческих, финансовых и иных функций холдинговой компании по отношению к тем АО, акциями которых она располагает. В составе холдинга дочерние АО сохраняют свою юридическую и оперативно-хозяйственную самостоятельность. При создании холдингов используется возможность предпринимательского взаимодействия капиталов без их непосредственного слияния в единую компанию. По мере развития внутренней интеграции в холдингах возможно также более тесное переплетение капиталов головной и дочерних компаний на основе так называемого перехода на единую акцию. При этом акции дочерних компаний обмениваются в оговоренном соотношении на единые акции холдинга. Переход на единую акцию осуществляют или намереваются осуществить ряд российских крупных нефтяных компаний.

Производственные кооперативы (артели) являются добровольными объединениями граждан для совместной производственной и хозяйственной деятельности путем создания коммерческой организации с правом юридического лица [8, с.59]. Членство в производственном кооперативе основывается на личном трудовом или ином участии, а также на объединении имущественных паевых взносов. Число членов не может быть менее пяти. Решения принимаются по принципу один член - один голос независимо от величины индивидуального пая. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Производственные кооперативы получили распространение в торговле, сфере услуг, в мелком промышленном производстве, в строительстве.

Заключение

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.

Для создания и развития своего предприятия предприниматель должен искать источники ресурсов на основе действующего законодательства.

Предпринимательство как процесс включает поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращающем идею в конкретный результат.

Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, доводить до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

В хозяйственной практике виды предпринимательства - индивидуальное, партнерское и корпоративное - облекаются во множество конкретных организационно-правовых форм.

Организационно-правовые формы предпринимательства разнообразны, специфика отдельных предприятий определяется способом предпринимательства (индивидуальное или коллективное), статусом предпринимателя (физическое или юридическое лицо), конкретным характером и сферой коммерческой деятельности и многим другим. В современном бизнесе действуют хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной, с дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа).

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 17 июля 2009 г.)

3. Пелих А.С., Чумаков А.А. и др. Организация предпринимательской деятельности. - М.: ИКЦ МарТ, 2008. - 336 с.

4. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2006. - 580 с.

5. Управление производством: Учебник / Под ред. Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 348 с.

6. Хизрич Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып.1. - М.: Прогресс-Универс, 2009. - 412 с.

7. Экономика предприятия / под ред. И.С. Терентьева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 478 с.

8. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 718 с.

Скачать архив с текстом документа