Предпринимательство история и современность
СОДЕРЖАНИЕ: МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА Кафедра « Экономика и управление» «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ». (реферат) Выполнил: студентка Уворотова Е.В.МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
Кафедра « Экономика и управление»
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ».
(реферат)
Выполнил: студентка Уворотова Е.В.
Группа: ЭЗс 21/0-09
Проверил: Фадлалла А.Р.
Москва
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. История развития предпринимательства.
2.Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности.
3.Предпринимательство в современном мире в условиях кризиса: проблемы и перспективы.
Заключение.
Литература.
Введение.
Предпринимательство – неотъемлемый атрибут рыночной экономики.
Проблема предпринимательства молода. Происходящий в последнее время рост интереса к этой проблеме обусловлен развитием предпринимательства в России. Роль предпринимательства в экономике трудно переоценить. Развитие малого предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики.
Данная работа ставит перед собой цель – познакомить с тем, что написано о предпринимательстве и разбросано по всевозможным учебникам, книгам, статьям, дать информацию о сущности предпринимательства, дать обзор предпринимательства в современном мире.
Методами работы являются подбор и изучение специальной литературы и статей для получения и закрепления знаний по данному разделу история экономики.
1.История развития предпринимательства
Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства.
Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики.
С XIV века предпринимательская деятельность попадает в почти полную зависимость от правительства, начинает складываться поощрительная и покрови тельственная системы, приведшие к созданию монополий и деформации экономического развития.
В послепетровское время арсенал правительственных мер поддержки предпринимательства пополнился новыми видами льгот. Использованием новых методов и средств государственной поддержки предпринимательства характеризуется первая четверть XIX века - реформы Александра 1 . Это появление перв ых профессиональных журналов для предпринимателей (Северная почта и Журнал мануфакт ур и торговли), способствовавших распространению полезного опыта предпринимательства и и здававшихся за счет казны, а также открытие специальных школ, готовивших специалистов в области предпринимательства. С конца XI X века в России начинается восстановление значения государственного предпринимательства; усиливается с его стороны вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные, прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защиты национального предпринимательства (в первую очередь, используя политику протекционизма в отношении ведущих предприятий).
2.Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности.
Следует признать, что непременным условием развития предпринимательства является частная собственность.
Для развития предпринимательства нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей.
Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов . В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.
В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности . Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные.
Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя.
3. Предпринимательство в современном мире в условиях кризиса: проблемы и перспективы.
Динамика развития малого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем современного общества требует постоянного контроля за состоянием малого предпринимательства, анализа экономических и социальных аспектов его развития в современной России. Предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами малого бизнеса является важным фактором повышения гибкости, мобильности рыночной экономики, поскольку обеспечивает быстрое перемещение трудовых, финансовых, материальных ресурсов в соответствии со спросом. В конечном счете, это способствует оптимизации структуры экономики, увеличению доходной части бюджета, повышению уровня занятости, снижению социальной напряженности, формированию среднего класса. Все указанные и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших задач государства. Современная ситуация в секторе малого предпринимательства российской экономики развивается под воздействием как объективных, так и субъективных факторов, обусловленных кризисными явлениями как в мировой, так и в российской экономике.
К объективным факторам необходимо отнести общую макроэкономическую ситуацию, характеризующуюся усилением процессов глобализации, сильнейшим влиянием общемировых тенденций на экономику России. Большинство экономистов сходятся во мнении, что мир стоит на пороге глобальных экономических изменений, связанных с завершением так называемой «эпохи потребления», где лидирующая роль отводилась США – крупнейшему потребителю в мире. Так, например, в Китае в первой половине 2008 г. (еще до того, как кризис окончательно проявился) согласно официальным данным, разорились около 67 тысяч фабрик. С января по февраль 2009 года объем поставок в США из-за рубежа уменьшился на 10%. Малый бизнес в России также будет ощущать влияние процесса глобализации, связанного с уменьшением объемов потребления США российских природных ресурсов, что отразится на покупательной способности россиян в целом, включая спрос на товаров и услуги малого бизнеса.
Можно предположить, что кризис может вызвать значительное количественное сокращение субъектов малого предпринимательства, то есть уход с рынка части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою хозяйственную деятельность, что в свою очередь приведет к сокращению занятых в малом бизнесе, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал, снижению рентабельности, уменьшению заработной платы и доходов и т.п.
Для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых условий для эффективного функционирования малого предпринимательства, в устранении возникающих проблем. В настоящее время актуальным является выявление основных проблем субъектов малого бизнеса с учетом кризисных явлений в российской экономике с целью максимальной адаптации и расширения основных форм государственной поддержки малого предпринимательства при реализации антикризисных программ.На наш взгляд, анализ специфики малого предпринимательства позволяет обозначить проблемы субъектов малого предпринимательства, степень остроты которых во время экономического кризиса обостряется:
- высокая степень неустойчивости положения на рынке и связанный с этим возрастающий риск неплатежей в условиях снижения спроса на товары и услуги как со стороны потребителей, так и со стороны контрагентов;
- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов в результате удорожания и сокращения размеров кредитования реального сектора со стороны банков;
- сокращение прироста инвестиций и, как следствие, невозможность приобретения необходимого оборудования, увеличение степени износа основного капитала;
- отсутствие оборотных средств на приобретение сырья, материалов, выплату заработной платы и т.п.;
- уплата налогов становится проблематичной, что требует поддержки, связанной с облегчением налогообложения, в том числе налоговые льготы, снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения;
- уплата процентов по кредитам и возврат самих кредитов становится невозможным из-за снижения спроса на продукцию, снижения прибыли и рентабельности деятельности субъектов малого предпринимательства;
- усиление административного давления на бизнес, увеличение числа проверок со стороны пожарного надзора, санитарно-эпидемиологической службы, лицензионной палаты, налоговой инспекции, отделов внутренних дел и др.;
- отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов.
Существующие и потенциальные проблемы субъектов малого предпринимательства в основной своей массе носят финансовый характер. Как представляется, для решения указанных проблем и ослабления негативного влияния экономического кризиса на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные, прежде всего, на укрепление финансовой базы малого бизнеса и повышение эффективности его деятельности.
По нашему мнению, роль государства должна заключаться в формировании антикризисной программы и определении направлений, методов и инструментов ее реализации с учетом реальных проблем малого предпринимательства в современной России.
Следует отметить, что правительство предложило широкий набор мер по оказанию помощи субъектам хозяйственной деятельности, в том числе по поддержке малого предпринимательства.
Во-первых, оказание помощи субъектам малого предпринимательства путем сокращения налогов. Сокращение с 1 января 2009 года в России налога на прибыль с 24 % до 20 % является сильной стимулирующей мерой, которая положительно скажется на деятельности малых предприятий. Кроме того, для малого бизнеса втрое сокращены с 15 % до 5 % налоговые отчисления по упрощенной схеме. Дискутируется вопрос о сокращении НДС, в России величина НДС составляет 18 %, тогда как, например, во многих странах Европы принято решение о сокращении НДС до 15 %. Более того, предлагается уменьшить базу для расчета налога на прибыль за счет исключения средств, предоставляемых предприятиям в рамках региональных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса. На пленарном заседании Форума по малому и среднему предпринимательству обозначено, что предприниматели, уплачивающие налог на вмененный доход, должны быть освобождены от необходимости использования контрольно-кассовой техники.
Во-вторых, в условиях кризиса необходима финансовая поддержка малого предпринимательства, которая осуществляется в России по трем ключевым направлениям:
- кредитование субъектов малого предпринимательства коммерческими банками;
- кредитование субъектов малого предпринимательства по линии кредитной программы «Российского банка развития» (РосБР) через банки партнеры и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (лизинговые, микрофинансовые, факторинговые компании, бизнес-инкубаторы, деловые центры и т.п.);
- финансирование программ поддержки малого предпринимательства через развитие гарантийных фондов в регионах, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства.
Прежде всего, необходимо решить проблему доступности кредитных ресурсов для малого бизнеса в коммерческих банках. «Известно, что потребность малого предпринимательства в банковском финансировании удовлетворяется не в полной мере, об этом свидетельствует место, занимаемое Россией по уровню кредитования малого бизнеса – 148-е в мире. Анализируя причины, ограничивающие развитие рынка кредитных услуг, в качестве основной банки отмечают высокий уровень риска. По данным исследования, проведенного Ассоциацией российских банков, почти 40 % кредитных организаций считали основным препятствием кредитования малого бизнеса отсутствие надежных заемщиков. В первую очередь это вызвано недостаточностью, либо отсутствием залогового обеспечения и поручителей у потенциальных ссудозаемщиков. Не способствует расширению кредитованию и размер процентной ставки, прелагаемой банками малому бизнесу. По данным мониторинга предприятий, проводимого Банком России, малые предприятия считали бы приемлемым для себя уровень процентной ставки, не превышающий 17 % годовых».
Можно сделать вывод, что коммерческие банки не способны оказать необходимую финансовую поддержку малому предпринимательству в условиях сложившегося кризиса. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что необходимы новые адекватные государственные меры воздействия на сложившуюся ситуацию с целью стабилизации взаимоотношений банковского сектора и субъектов малого предпринимательства.
Усиление государственной поддержки субъектов малого предпринимательства может осуществляться через формирование и использование региональных гарантийных фондов, призванных обеспечить упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых инвестиционных проектов.
В условиях финансового кризиса резко снижаются финансовые показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности, что негативно сказывается на оценке кредитоспособности субъектов малого предпринимательства, что неизбежно влечет за собой ужесточение требований банков к обеспечению кредитов и повышение процентных ставок с целью покрытия возрастающего риска неплатежей по процентам и основной сумме долга по кредитам. В целях решения указанных аспектов взаимодействия банков с субъектами малого бизнеса предприняты следующие меры:
- РосБР совместно с банками-партнерами использует субсидирование процентных ставок и ограничение маржи банков;
- РосБР предоставляет в качестве обеспечения по кредитам гарантии и поручительства региональных гарантийных фондов.
Председатель Правительства РФ В.В. Путин в своем выступлении 22.04.09 г. на пленарном заседании Форума по малому и среднему предпринимательству заявил, что в 2009 году выделено 3,5 млрд.руб. на пополнение региональных гарантийных фондов, а также было принято решение дополнительно направить на эти цели 15 млрд. руб. Также в выступлении были обозначены следующие направления поддержки субъектов малого предпринимательства:
- гранты начинающим предпринимателям;
- безвозмездные субсидии на открытие своего дела (предположительно планируется выделить в 2009 году 15 тысячам предпринимателям гранты по 300 тыс.руб.);
- развитие микрофинансирования (в 2009 году при поддержке региональных и федеральных властей должно быть выдано не менее 20 тысяч займов в размере до 1 млн.руб.);
- субсидирование процентных ставок по кредитам малых предприятий (в 2009 году более 1,5 млрд.руб.).
В третьих, важным инструментом государственной поддержки малого предпринимательства является система государственных заказов, позволяющая обеспечить субъектам малого бизнеса гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, а следовательно, расширить производственные мощности, модернизировать оборудование, укрепить их конкурентоспособность. По расчетам МЭР РФ, в 2009 г. малые и средние предприятия могут продать государству продукции на 1 трлн.руб., основными заказчиками выступят естественные монополии и армия.
Вместе с тем, перспективность сектора малого предпринимательства в современной российской экономике не следует рассматривать лишь как очередную кампанию в системе антикризисной политики Правительства РФ. Именно малые предприятия могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в высокотехнологичные производства, тем самым, обеспечить структурную перестройку российской экономики.
Для стимулирования спроса на товары и услуги малых предприятий и замещения импорта на государственном уровне принято следующее:
- государственный заказчик на федеральном, региональном и муниципальном уровне обязан размещать 10-20% государственного заказа исключительно на торгах, проводимых для субъектов малого предпринимательства по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной Постановлением Правительства РФ;
- стоимость государственного заказа не должна превышать 3 млн. руб. на работы и товары и 2 млн. руб. на услуги.
Указанные меры и направления поддержки малого предпринимательства, обозначенные федеральными органами власти требуют соответствующего развития на региональном и местном уровнях с учетом реальных возможностей на местах. По расчетам МЭР РФ все перечисленные меры позволят создать и сохранить от 350 до 500 тыс. рабочих мест.
Несмотря на заинтересованность государства и предпринимателей в том, чтобы российский бизнес пережил кризис, обе стороны указывают на противоречивость указанного процесса. Противоречивость со стороны государства проявляется в опасности профинансировать неперспективные предприятия с высокой степенью риска банкротства, поэтому к соискателям приходится собирать большой пакет документов. Бизнес, в свою очередь, указывает на отсутствие информации о способах поддержки и условиях конкурсов.
Заключение.
Учитывая современные проблемы развития малого предпринимательства, можно прийти к выводу, что дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится ключевым фактором его успешного развития. Важность развития малого предпринимательства предполагает комплексное решение следующих проблем:
- координацию деятельности всех структур государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе на региональном и муниципальном уровнях;
- обеспечение малого предпринимательства финансовой поддержкой адекватной его потребностям и по доступности, и по объему, и по срокам, что представляется возможным при объединении усилий как государства, банковского сектора, так и представителей малого бизнеса;
- реализацию селективного подхода в применении мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в соответствии со сферой его функционирования, а именно, только обрабатывающая промышленность, включая сферу НИОКР и высокотехнологичные производства, требуют применения налоговых, финансовых мер и системы государственного заказа в первоочередном порядке.
Литература:
1. Абчук В.А. Курс предпринимательства. СПб.: Издательство «Альфа». 2001.-544с
2. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л,Г. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М. 2003-534с
3. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. — 220 с.
4. Проект Предпринимательский потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес (итоговый аналитический отчет)Российский независимый институт социальных и национальных проблем Директор проекта – д.э.н. Чепуренко А.Ю. Участники проекта: к.э.н. Алимова Т.А., д.соц. н. Тихонова Н.Е., Обыдённова Т.Б. Москва, сентябрь 2002 г. – 56с
5. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004 – 92с