Пресс-конференция как средство взаимодействия со СМИ

СОДЕРЖАНИЕ: Курсовая работа По дисциплине: ... На тему: «Пресс-конференция как средство взаимодействия со СМИ» Выполнила: ...

Курсовая работа

По дисциплине: ...................................

На тему: «Пресс-конференция как средство взаимодействия со СМИ»

Выполнила: ...................

Проверила: ...................

Дзержинск, 2010г.

Содержание

Введение.........................................................................................................3

Глава 1. Сущность и значение пресс-конференции.............................................5

1.1. Понятие пресс-конференции, ее смысла и назначения......................5

1.2. Методика организации пресс-конференции........................................9

Глава 2. Практическая часть. КПРФ и СМИ: проблемы взаимодействия.......15

2.1. Общая оценка коммунистической партией деятельности российских СМИ...................................................................................................15

2.2. Работа пресс-службы КПРФ: механизм взаимодействия со СМИ..18

2.3. Манипулятивные приемы, используемые СМИ по отношению к КПРФ......................................................................................................................21

Глава 3. Как провести успешную пресс-конференцию.....................................27

Заключение..................................................................................................35

Список литературы.....................................................................................37

Введение

Встреча журналистов с представителями государственных учреждений, общественно-политических организаций, традиционно называется пресс-конференцией. Этим термином обходятся и в тех случаях, когда журналистский корпус представляет исключительно телевидение и радио.

Назначение пресс-конференций - способствовать адресному распространению информации (новостей, документов, фотографий) среди редакций СМИ. Они ускоряют поступление информации в редакции, отличаясь авторитетностью источников новостей, достоверностью сведений; при этом всегда возможна многократная проверка и уточнение версий, получение дополнительного пакета новостей (в развитии, в связи с другими событиями).

Комментированность предлагаемой информации достигается, во-первых, приглашением признанных авторитетов в своей области, лично заинтересованных в сообщении максимально полных сведений, а во-вторых, самим регламентом пресс-конференции, предусматривающим уточняющие вопросы журналистов, снабжение их пресс-релизами, фотографиями, текстами речей и выступлений.

Хотелось бы отметить, что пресс-конференции представляют собой весьма эффективный метод передачи информации прессе и другим СМИ. Следует сказать и о том, что получив огромное распространение пресс-конференции как метод общения со средствами массовой информации (если пользоваться им разумно) дают весьма положительные результаты.

Целью работы является оптимизация подготовки и сценария пресс-конференции, а так же ее взаимодействие со СМИ.

Задачи работы:

- Дать определение пресс-конференциям, раскрыть их смысл, назначение.

- Изучить методические основы подготовки и проведения пресс-конференций.

- Предложить вариант сценария проведения и подготовки пресс-конференций.

Глава 1. Сущность и значение пресс-конференции

1.1. Понятие пресс-конференции, ее смысла и назначения

Пресс-конференция - это встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т. п.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам. Это общепринятое и эффективное средство предоставления прессе такой информации, которая работает на паблисити фирмы, организации, личности и на поддержание необходимого уровня паблик рилейшнз. Пресс-конференцию никогда не следует собирать только для того, чтобы обнародовать документ или информацию, которую с таким же успехом можно передать с помощью пресс-релиза. Она является также эффективным средством выдачи информации, не для протокола, когда ее не стоит распространять в печати и когда предпочтительнее личные информационные контакты журналистов с официальными лицами. Инициаторами пресс-конференций обычно выступают органы власти, организации, важные персоны, но они могут проводиться и по инициативе самих журналистов, заинтересованных в профессиональных комментариях тех или иных событий. Таким образом, цель пресс-конференции - это информационно-управленческая направленность, то есть представление точки зрения фирмы (организации) на некоторую общественно значимую проблему в контексте стратегической коммуникативной политики, а также для поддержки имиджевых и рекламных целей.[1]
Для того чтобы чувствовать себя увереннее на пресс-конференции, нужно не только проинформировать прессу о готовящейся конференции, но и самим вступить в контакт с журналистами, постараться познакомиться с ними поближе, стать ценным для репортера источником сведений. Как бы вы ни были заняты, для представителей прессы всегда держите дверь открытой, будьте доступны, дайте им знать, что вы готовы для контакта по их просьбе, старайтесь знакомиться с ними в неформальной обстановке, если такая возможность представляется; поощряйте их задавать вам вопросы, выражать любые жалобы, которые у них есть или о которых они слышали, а также высказывать их мнения по важным для вас вопросам; многие вопросы журналистов могут показаться вам примитивными, ибо только некоторые из них разбираются в вопросах бизнеса, постарайтесь это не демонстрировать, не отмахивайтесь от таких вопросов, чтобы не оказаться в неприятной ситуации; используйте благоприятный случай познакомить журналиста с вашей компанией, производимыми ею товарами и услугами; но не забывайте- никакой конфиденциальности.
Ответы готовьте разные, как можно откровеннее и полнее. Они могут носить предварительный характер, гипотетический, подготовьте объяснение, с чем это связано; ответ Не для записи используйте как можно реже, в тех случаях, когда вы хотите обсудить ситуацию, не высказываясь по существу дела публично; когда речь идет о конфиденциальной информации, то еще одним вариантом ответа может быть заявление, что в настоящее время у вас нет данных, чтобы ответить на вопрос, но что вы в самое ближайшее время свяжетесь с репортером, задавшим этот вопрос, и ответите на него; такие ситуации нужно предвидеть и заранее к ним готовиться и, если обещаете ответить позже, - это нужно потом обязательно выполнить; нежелательно при ответах на вопросы использовать фразы типа без комментариев, постарайтесь иметь ответ на любой случай; продумайте все термины и их адекватную интерпретацию, не используйте в ответах жаргонные, арготические слова и выражения, так как на пресс-конференции это недопустимо; и, наконец, разыграйте потенциальную пресс-конференцию в ролях, с участием в ней ваших юридических и технических экспертов, которым поручите отследить ваше сообщение и ответы на вопросы с профессиональной и коммуникативной точек зрения. Такие репетиции придадут вам уверенность.
Пресс-конференцию рекомендуется проводить в специальном помещении: в комнате для встреч, заседаний, совещаний, но не в чьем-либо офисе или в большом актовом зале, где все будут смотреть в спину друг другу либо разбредутся по всему огромному помещению, что создаст неудобства для коммуникации. Для выступающих должны быть подготовлены карточки с их именами и фамилиями, написанными так, чтобы можно было прочесть с самого дальнего ряда в зале. Все члены ПР-команды, если такая есть, должны иметь значки со своими именами для более эффективной коммуникации с ними. Специалисты рекомендуют проводить пресс-конференцию в течение не более 60 мин. Ее длительность должна быть объявлена заранее, чтобы журналисты знали, сколько у них будет времени для вопросов и как долго они будут заняты. Незадолго до завершения конференции следует дать знать аудитории об этом, например объявив, что следующий вопрос будет последним.[2]

Структура пресс-конференции:

· вводная часть (продолжительность - 3-4 мин.);

· приветствие;

· объяснение причин проведения;

· программа;

· представление выступающих;

· информация о материалах, представляемых прессе (пресс-кит).

Выступления (выступающих должно быть не более двух, с максимальной продолжительностью доклада или сообщения 10 мин. для каждого выступающего).

Правила проведения пресс-конференции.

Для любой пресс-конференции существуют определенные правила проведения. Вот некоторые из них:

· докладчик обычно зачитывает текст краткого заявления, в котором говорится о причинах проведения такого мероприятия;

· репортеров приглашают задавать вопросы докладчику (рядом находятся один или два эксперта, которые могут понадобиться ему для ответа на специальные вопросы);

· вопросы задаются по очереди;

· профессиональные стандарты предполагают, что репортеры будут придерживаться объявленной темы.

Ведущий пресс-конференции должен:

1. Не допускать преувеличений, называя вещи своими именами.

2. Проявлять уважение к своим конкурентам, политическим противникам, недоброжелателям.

3. Не стремиться убедить других в том, что успех - ваше личное достижение, помнить о своей команде и всех тех, кто работал на успех.

4. Избегать вступать в споры, а также давать односложные ответы типа ДА, НЕТ.

5. Не касаться тем, освещение которых в прессе для вас нежелательно.

6. Не проявлять пристрастия или неприязни к кому-либо из ваших гостей.

7. Стараться замедлять темп задаваемых вопросов, давая более обстоятельные ответы на некоторые из них.

8. Отказаться от втягивания в спор или дебаты.

1.2. Методика организации пресс-конференции

Пресс-конференции представляют собой весьма эффективный метод передачи информации прессе и другим СМИ.

Пресс-конференции — это встреча журналистов с представителями государственных учреждений, общественно-политических организаций, коммерческих структур традиционно называется пресс-конференциями. Этим термином обходятся и в тех случаях, когда журналистский корпус представляет телевидение и радио.

Таким образом, основное назначение пресс-конференций состоит в адресном распространении информации (новостей, документации, фотографий) среди редакций СМИ. А потому, чтобы созвать пресс-конференцию необходим повод, важная тема, по которой у журналистов могут возникнуть вопросы. Подобного рода общения ускоряют поступление информации в редакции, отличаются авторитетностью источников новостей, достоверностью сведений.

Преимущества пресс-конференций:

- всегда возможна проверка и уточнение версий,

- получение дополнительного пакета новостей, помимо предусмотренных (пресс-релизы, фотографии, тексты речей и выступлений),

- возможность для комментирования предлагаемой информации, с помощью приглашения признанных авторитетов в своей области, лично заинтересованных в сообщении максимально полных сведений.

Подготовка пресс-конференции:

1. Прежде всего, необходимо определить день и точное время проведения встречи с журналистами с учетом существующего графика выпуска в свет большинства газет.

2. Приглашение на пресс-конференцию рассылаются по редакциям, как правило, за неделю. Чаще всего приглашения высылаются по факсу. Если необходимо срочно оповестить представителей печати о пресс-конференции, можно обзвонить редакторов отделов новостей персонально.

Если в приглашении будет обозначена просьба сразу подтвердить участие, то организаторы будут заранее знать, сколько журналистов будут присутствовать в зале, на сколько “персон” готовить фуршет или коктейль. Кстати, если фуршет или коктейль намечается, в приглашении принято упоминать об этом.

В приглашении также необходимо четко указать тему и, по возможности, имена основных докладчиков. Желательно также сообщить некоторые подробности, которые могли бы убедить редактора в целесообразности освещения события.

Если пресс-конференция представляет общий интерес, необходимо подобрать день и время, которые бы устроили все органы печати. Если речь идет о какой-то технической теме, то возможно, будет лучше провести пресс-конференцию в утренние часы, чтобы дать время ежедневным изданиям подготовить развернутое сообщение.

Очень важно выбрать также подходящий день. В некоторых случаях выбора нет, поскольку заявление должно быть сделано в определенный день. Там же, где есть возможность выбора, нужно позаботиться о том, чтобы не произошла накладка и пресс-конференция не совпала с каким-нибудь другим важным событием, которое может отвлечь внимание журналистов и затмить сообщения о пресс-конференции в печати.

3. Каждая пресс-конференция имеет свой план, свою структуру, включающую последовательность ряда событий. Сценарий пресс-конференции содержит перечисление всех событий будущей встречи с указанием исполнителей и времени (вплоть до минут), отводимого на каждую из частей единого мероприятия: открытие, представление хозяев (устроителей) пресс-конференции; вступительное слово ведущего; выступления (информационные сообщения); вопросы и ответы; закрытие; неофициальная часть, включающая просмотр слайдов, видеороликов и т.п. Общая продолжительность пресс-конференции недолжна превышать 30-50 минут.

4. Важно также на подготовительном этапе пресс-конференции проверить готовность всех подразделений, для этого необходимо провести репетицию всех участников. Особенную важность репетиция представляет в случае, если участники пресс-конференции новички, впервые выходящие навстречу с журналистами. Однако и для искушенных в этом деле асов пресс-конференций репетиция необходима, если намечается телевизионная трансляция. Во время репетиции проверяется готовность средств связи, выбирается режим освещения площадки, интерьер (со столом президиума), ракурсы съемок, микрофоны в зале и прочее. Очень важно также прорепетировать вопросы и ответы, что можно осуществить с помощью привлечения статистов.

5. Выступления на пресс-конференции готовятся заранее. Они могут быть просто зачитаны, выучены наизусть или произнесены в импровизированной форме. Характер этих выступлений, их структура зависят от целей пресс-конференции.

6. Информационный пакет документов (пресс-кит), подбор их в папки. В пакет документов входят пресс-релизы, тематические обзоры печати по теме пресс-конференций, справочные материалы, официальные документы, относящиеся к теме встречи, комментарии экспертов. Тексты выступлений (заранее отпечатанные) размещают на специальном столике, или на информационном стенде. Их также включают в информационный пакет документов. Для пресс-кита чаще всего используется фирменная папка. Пакет документов (пресс-кит) ручается журналистам в зале пресс-конференции, а также рассылается по редакциям аккредитованных журналистов, не сумевших прийти на встречу с устроителями пресс-конференцию.

7. Неплохо было бы посадить выступающих на возвышении (хотя и необязательно). Однако важно, чтобы перед выступающими стояли таблички с их именами, причем буквы должны быть достаточно большими, чтобы можно было прочитать с задних рядов. Все сотрудники, задействованные на пресс-конференции, должны иметь значки со своими именами (об этой немаловажной детали часто забывают).

8. Пресс-конференцию ведет пресс-секретарь или ответственный за это мероприятие сотрудник. Пресс-секретарь или ответственный за проведение пресс-конференции обычно призывает присутствующих соблюдать тишину и начинает выступление. Во вступительном слове пресс-секретаря объявляется тема пресс-конференции и представление каждого из тех, кто устраивает данную встречу с журналистами (поименное знакомство, с указанием должности, титула, звания и пр.). Довольно часто выступления сопровождаются показом слайдов.[3]

В зависимости от событий, предопределяющих место проведения пресс-конференций, встречи журналистов с главными лицами подразделяют на несколько видов:

Оперативные пресс-конференции проводят в спешном порядке, на месте событий или происшествий, вслед за подведением итогов голосования, окончания переговоров и т.д. “Летучие пресс-конференции возникают по инициативе самих журналистов при согласии их “визави”. Специально оговаривается неофициальный характер подобных пресс-конференций, т.к. последующие заявления, разъяснения властей уточняют трактовку события, дополняют ее новыми фактами, подробностями, включают анализ ситуации.

Регулярные пресс-конференции организуются в предварительно объявленное время в специально приспособленных для встречи помещениях (пресс-клубы, конференц-залы, дома и клубы журналистов, пресс-центры и т.д.). Подобные помещения имеют стационарное оборудование, способствующее оптимальному режиму диалога журналистов с устроителями пресс-конференций:

- микрофоны на столе и в зале;

- ТВ камеры, осветительные приборы, ТВ приемники в зале и фойе;

- телефонную связь;

- технические службы (машбюро, фотолаборатории, ремонт оргтехники)

- система синхронного перевода;

- службы аккредитации;

- служба безопасности, пожарная охрана, медпункт, буфет, киоск.

У входа ставятся один-два стола, у которых регистрируются прибывающие журналисты.

Вопросы журналистов, касаясь существа дела, не должны повторяться. Они не могут принимать форму собственных заявлений и деклараций. Ведущий может отвести такие вопросы, т.е. оставить их без ответа, ссылаясь на отклонение от объявленной темы пресс-конференции, на попытки навязать собранию необъявленный порядок работы. Последний вопрос специально объявляется и после ответа на него пресс-конференция закрывается.

Ответы выступающих на вопросы журналистов согласуются с их компетенций. По ходу встречи ведется определение кому из ораторов более всего “подходит” вопрос.

Продолжая тему вопросов-ответов, следует сказать и том, что на пресс-конференциях не принято не отвечать на вопросы со стороны журналистов. Здесь нужно избегать таких фраз, как: “Без комментариев!”, “Не для печати” и т.д. Если затронут вопрос не подлежаций пока освещению, лучше сказать, что информация по нему будет сообщена познее.

Если организаторами встречи с журналистами предусматривается демонстрация видеоматериалов, то лучше всего провести просмотр после закрытия пресс-конференции. Объясняется это тем, что видеоматериалы несут дополнительную, детализированную информации.[4]

По окончании официальной части принято угощать журналистов. И хотя на первый взгляд фуршет представляется не столь важной частью встречи, это далеко не так. Подобного рода неформальные встречи имеют большой содержательный смысл и играют важную роль. Объясняется это, прежде всего тем, что именно здесь открываются огромные возможности для установления основанных на взаимном доверии деловых контактов, открываются новые источники обмена информации и услуг как со стороны журналистов, так и со стороны представителей деловых кругов, отдельных общественных, коммерческих и государственных структур.

Глава 2. Практическая часть.

КПРФ и СМИ: проблемы взаимодействия

Практическая часть работы посвящена анализу политики, проводимой СМИ в отношении Коммунистической партии РФ и ее лидера Зюганова Г.А., а также рассмотрению конкретных манипулятивных приемов и техник, используемых электронными и печатными СМИ для формирования у населения определенного мнения о данном субъекте политических отношений. Анализ подготовлен на основе материала, предоставленного пресс-службой Коммунистической партии, и включает в себя следующие разделы:

1) общую оценку Коммунистической партией деятельности российских СМИ;

2) работу пресс-службы КПРФ;

3) манипулятивные приемы, используемые СМИ по отношению к КПРФ.

2.1. Общая оценка коммунистической партией деятельности российских СМИ

Позиция, занимаемая КПРФ по отношению к СМИ, достаточно категорична и однозначна: средства массовой информации (в особенности государственные медиахолдинги) слабо отражают политическую ситуацию в стране, им в большей степени интересны такие формы предоставления информации, как слив компромата и громкие сенсационные заявления, часто носящие негативный характер. Полное отсутствие позитивного, созидательного начала в информационных сообщениях и тотальная ангажированность СМИ, дополняемая периодическим обострением конкурентной борьбы между ведущими медиаимпериями, в целом создают довольно пессимистичную картину российского медиа-рынка.

Говорить о независимости СМИ, по мнению представителей КПРФ, также не приходится: независимых СМИ сегодня нет да и не может быть по определению. Причина тому - финансовый кризис, который в последние годы стал одним из ключевых факторов, определяющих деятельность СМИ и свидетельствующих об их прямой или косвенной финансовой зависимости. О прямой финансовой зависимости СМИ можно говорить применительно к статье 18 Закона О средствах массовой информации, в которой говориться, что учредитель органа массовой информации не имеет права вмешиваться в редакционную политику. Сегодня можно наблюдать прямое нарушение данной нормы закона, поскольку направленность информационной политики тех или иных СМИ полностью зависит от пристрастий их владельцев. О косвенной финансовой зависимости СМИ сегодня говорят меньше, но в журналистской среде это довольно распространенный способ получения денег.

Особенно это касается медиакомпаний, официально никому не принадлежащих и якобы имеющих возможность самостоятельно определять свою информационную политику. В данном случае уместно говорить о таком способе получения денег, как неявный шантаж. Журналист, нашедший действительно сенсационный материал и желающий его опубликовать, часто не может этого сделать, поскольку находится некто, кому опубликование этого материала невыгодно и кто согласен заплатить большие деньги за то, чтобы статья не вышла в ближайшем номере. В результате статья не публикуется до тех пор, пока у заинтересованного лица есть возможность и необходимость платить.

В любом случае, сегодня можно говорить о появлении новых форм контроля за деятельностью средств массовой информации. На смену идеологическому контролю, существовавшему в советский период, пришел некий симбиоз государственного и финансового регулирования, позволивший олигархическим структурам встать у руля информационной политики и создать безотказно действующий и по сей день механизм перекачки государственных денег в карманы предприимчивых российских чиновников и представителей крупного бизнеса. КПРФ по причине своей принципиальной оппозиционности, как всегда, оказалась по ту сторону баррикады, не получив доступа к общей кормушке и предпочтя занять привычную для себя выжидательную позицию, ограничившись конструктивной критикой и угрозами в адрес существующего режима.

Однако нельзя сказать, что попыток предпринять конкретные действия по усовершенствованию структуры информационного рынка не было вовсе. В стенах Государственной Думы еще в начале 90-х гг. родилась инициированная левыми (в частности, тогда еще разделяющим взгляды коммунистов С. Говорухиным) идея о введении новой формы контроля власти за государственными СМИ - Наблюдательного Совета. Цель создания этого контрольного органа -лишить исполнительную власть (и, в первую очередь, президента) права проводить монопольную политику в отношении государственных СМИ, диктовать свои условия, произвольно назначать на руководящие посты в ведущие СМИ своих людей и снимать с должности неугодных. В Наблюдательном Совете, по замыслу разработчиков, должны быть в равной степени представлены 3 ветви власти (президентская администрация, обе палаты парламента и судебные органы), творческая интеллигенция и журналистская элита. К основным функциям Совета предполагалось отнести осуществление контроля над государственными телерадиокомпаниями и определение их программной политики. Однако замысел не удался. Это и понятно: исполнительная власть, занимающая в вопросе информационного контроля очень жесткую позицию, не пожелала делить свои абсолютные властные полномочия с кем бы то ни было. С другой стороны, неизвестно, насколько эффективно действовал бы созданный Наблюдательный Совет, и не было бы это чревато появлением в системе государственной власти очередной бюрократизированной структуры.

Таким образом, ситуация, создавшаяся на российском медиа-рынке еще в начале 90-х гг., сегодня практически не изменилась, и это, естественно, вызывает недовольство левой оппозиции, не имеющей практически никакой возможности использовать государственный информационный ресурс для объективного освещения своей деятельности и доведения нужной информации до массовой аудитории.[5]

2.2. Работа пресс-службы КПРФ: механизм взаимодействия со СМИ

В данном разделе будет представлена краткая характеристика основных направлений деятельности пресс-службы фракции КПРФ в Государственной Думе.

Прежде всего, необходимо отметить, что в любой организационной структуре (государственной, коммерческой или общественной) основной функцией пресс-службы является создание оптимальной технологии коммуникационного обеспечения деятельности организации, что включает, прежде всего, работу со СМИ. Организация эффективного взаимодействия со СМИ особенно важна, поскольку СМИ являются тем самым элементом коммуникационной технологии, без которого практически невозможно создать положительный имидж организации в глазах общественности.

Для политической партии и ее лидера вопрос имиджа имеет первостепенное значение. Следовательно, перед пресс-службой стоит двойная задача: не только информировать СМИ о деятельности партии/лидера, но и следить за тем, чтобы вся поступающая о партии/лидере информация надлежащим образом освещалась в СМИ и доводилась до аудитории с минимальными искажениями. Для КПРФ, партии, изначально находящейся в оппозиции государственной власти, построить традиционную трехуровневую схему коммуникативного взаимодействия и обеспечить ее эффективное функционирование представляется вдвойне сложной задачей по причинам, указанным в предыдущей главе.

Для коммунистов общение с прессой (в особенности, с государственными СМИ) часто бывает экономически невыгодным: издержки в большинстве случаев превышают ожидаемые выгоды. Это означает, что конечная информация, потребляемая аудиторией, часто не соответствует своему исходному варианту и, более того, имеет в ряде случаев, скорее, отрицательный, нежели положительный (или хотя бы нулевой) эффект. Как правило, основным источником искажения информации является среднее звено цепи - коммуникант, т.е. СМИ.

Однако СМИ сегодня реально претендуют на право называться четвертой властью, и с этим приходиться мириться, искать точки соприкосновения. И, что удивительно, коммунисты занимают в отношениях со СМИ достаточно демократичную и толерантную позицию. Это, прежде всего, проявляется в том, что сознательно не нарушается принцип свободы слова: каких-либо ограничений, связанных с присутствием журналистов на пресс-конференциях, не существует. При этом информационный мероприятия проводятся не только в стенах Государственной Думы, где априори ограничены как тематика пресс-конференции (можно говорить только на парламентские темы), так и количество приходящих журналистов. Компартией широко используются и другие информационные площадки, на которых можно выступить с заявлением, отличным от депутатской тематики, и привлечь внимание большего числа журналистов.

Наиболее часто используемыми КПРФ площадками являются Интерфакс, АиФ, Международный пресс-клуб, Мир Новостей, Центральный дом журналиста. Однако все это преимущественно частные структуры, не имеющие государственной доли в уставном капитале. Что же касается информационных площадок, контролируемых государством, то дело здесь обстоит не лучшим образом: ИТАР-ТАСС и РИА-Новости заняли принципиальную позицию по отношению к КПРФ, отказавшись приглашать к себе представителей партии в качестве ньюсмейкеров.

Еще одним направлением деятельности пресс-службы КПРФ, помимо установления контактов со СМИ, создания информационных поводов и организации пресс-конференций, является отслеживание выхода информации, или мониторинг СМИ. Причем мониторинг проводится в обязательном порядке после каждой пресс-конференции или любого другого информационного события, связанного с выступлением представителей партии. Это делается для того, чтобы не упустить из внимания возможные искажения выходящей на экранах или страницах газет информации. А искажений, как известно, бывает немало. Вся полученная в ходе мониторинга информация предоставляется Г. Зюганову, который из вариантов, предложенных пресс-службой, выбирает форму реагирования на прошедшие в СМИ сообщения. Если информация не соответствует действительности, то, как правило, выбирается такая форма ее опровержения, как официальное заявление пресс-службы, распространяемое по всем информационным агентствам и ведущим СМИ. Следует также отметить и тот факт, что заявлением-предупреждением дело обычно не заканчивается: оно плавно переходит на стадию судебного разбирательства, которое, если учесть особенности российской судебной практики, может длиться до бесконечности. В таком подвешенном состоянии находится, например, судебное дело в отношении г-на Пархоменко, главного редактора журнала Итоги, поместившего еще в 1998г. на обложке журнала омерзительный фотоколлаж, являющийся чудовищным оскорблением не только Г. Зюганова, но и более 500 000 членов Коммунистической партии Российской Федерации, ее парламентской фракции, миллионов людей, поддерживающих партию на выборах.

Однако нельзя утверждать, что обращение в суд - вещь абсолютно безнадежная. Коммунистам, например, удалось выиграть дело (правда, судебное разбирательство длилось более 2-х лет) в отношении газеты Московский комсомолец, которая опубликовала статью, прямо обвиняющую представителей партии в антисемитизме, фашизме и нацизме.

В целом же, взаимодействие Компартии со СМИ носит довольно неоднозначный характер. Существуют как дружественные СМИ (к ним, как правило, относятся патриотические издания: газеты Правда, Советская Россия, Завтра, а также часть региональной прессы. Кроме того, у КПРФ имеются собственные печатные издания в каждом региональном отделении партии), так и явно враждебно настроенные (о них говорилось выше). Отношения с центральными телеканалами также оставляют желать лучшего. Иногда по некоторым вопросам мнения Компартии и руководства того или иного телеканала могут совпадать (чаще всего это происходит с НТВ, реже - с РТР и практически никогда - с ОРТ). Следует также отметить, что в последнее время отношения КПРФ с ВГТРК несколько изменились в лучшую сторону. Причина этому - переход к более объективному освещению событий, связанный с приходом на ВГТРК О. Добродеева и некоторых журналистов из команды НТВ. Тем не менее, многочисленные манипулятивные приемы, используемые СМИ в отношении КПРФ и ее лидеров, имеют место быть, и о некоторых из них речь пойдет в следующем разделе.

2.3. Манипулятивные приемы, используемые СМИ по отношению к КПРФ

Наиболее распространенным приемом, применяемым СМИ в отношении КПРФ, является обращение к стереотипам и негативным ассоциациям. Этот прием действует безотказно и используется практически всегда, когда необходимо представить информацию о коммунистах в невыгодном свете. Стереотипы обычно связаны с образом советского прошлого, а точнее, с теми действиями партийного руководства, которые сегодня являются объектом критики и осуждения: репрессиями, голодом, дефицитом продуктов, диктаторской политикой, проводимой в отношении масс и т.п. Благодаря СМИ в определенный момент (обычно в период выборов или обострения политической ситуации в стране) сложившийся в сознании населения отрицательный стереотип активизируется. Это происходит за счет определенной формы подачи информации и журналистских комментариев, ее сопровождающих.

Причем пресса и телевидение, в силу отличающихся технических возможностей, используют разные способы активизации в массовом сознании нужного стереотипа.

- Применительно к КПРФ телевидение, например, часто использует технические особенности съемки: на митингах, устраиваемых коммунистами, или же на встречах Г. Зюганова с избирателями часто в кадр попадают либо небольшая горстка людей, либо исключительно лица стариков и пенсионеров. Эта картина подкрепляется соответствующим комментарием журналиста, дающим зрителю понять, что коммунисты - это отжившее прошлое.

- Пресса же использует преимущественно словесную форму построения ассоциаций.

Ярким примером является статья в МК, в которой проводится параллель между историческим прошлым и настоящим, звучат обвинения антисемитского характера в адрес коммунистов, причем все ошибки прошлого представлены так, будто бы их совершило нынешнее руководство партии и они являются программными установками партии. Если же газета или журнал представляют собой иллюстрированные издания, то здесь возможностей для создания негативных ассоциаций значительно больше. Вновь можно сослаться на обложку журнала Итоги, выполненную в красно-коричневой цветовой гамме с далеко не привлекательным изображением Г. Зюганова. и О фотографиях можно говорить как о самостоятельном манипулятивном приеме, используемом СМИ в отношении Компартии. Довольно часто в СМИ публикуются неудачные фотоснимки политика. Это делается для того, чтобы через визуально воспринимаемый образ повлиять на отношение общественности к политическому лидеру. Причем, как заметил пресс-секретарь Г. Зюганова, неудачные фото не являются случайными: обычно фотографа просят (естественно, заказ исходит не от доброжелателей) снять политика в невыгодном для него ракурсе. Как правило, фотографии получаются неудачными, когда съемка производится снизу, что неестественным образом вытягивает лицо и уродует внешность, или же, наоборот, сверху, когда внимание акцентируется на лысине лидера коммунистов. Кроме того, хороший момент сделать неудачный кадр - это заснять политика в движении. Примером является фотография, опубликованная перед выборами в газете Коммерсант, на которой изображен Г. Зюганов, идущий по коридору и с кем-то разговаривающий. Ситуация, казалось бы, совершенно естественная, однако у Зюганова настолько искажено лицо, что никаких положительных эмоций этот снимок не вызывает. Таким же образом дело обстоит с фотографией, помещаемой на ОРТ в момент оглашения политических рейтингов. Фото Г. Зюганова явно оставляет желать лучшего. Однако все обращения пресс-службы КПРФ к руководству телеканала с просьбой заменить снимок и готовностью предоставить лучший остались проигнорированными. А ведь ОРТ ежедневно смотрит 78% населения страны.[6]

Особо следует сказать о тех возможностях телевидения, которые позволяют косвенно влиять на формирование общественного мнения. Речь в данном случае идет не столько о форме подачи информации и ее содержании, сколько о более тонких нюансах технического характера, которые часто остаются за кадром или же на которые зритель просто не обращает внимания. Применительно к КПРФ примером может служить телевизионный проект РТР, имеющий непосредственное отношение к выборам 2000 года. Идея проекта состояла в том, чтобы снять 2 документальных фильма о фаворитах президентской гонки - В. Путине и его наиболее явном сопернике Г. Зюганове. Цель - дать населению возможность больше узнать о людях, претендующих на высший государственный пост страны. В итоге на канале РТР в конце марта вышло 2 похожих по названию фильма - Неизвестный Путин и Геннадий Зюганов: неполитический портрет. Форма подачи информации была одна и та же (в виде документального фильма), даже хронометраж совпадал (52 мин.); в содержании тоже были сходства, поскольку в фильмах рассказывалось о мало известных сторонах жизни политиков. Однако внешне замечательная идея, естественно, имела свои подводные камни, и результат, как и следовало ожидать, оказался не в пользу Зюганова. Во-первых, период времени, в течение которого снимался каждый из фильмов, был не одинаковым, что, естественно, не могло не сказаться на качестве съемки (фильм о Путине снимался в течение 3-х месяцев, фильм о Зюганове был отснят за 2 недели). Во-вторых, следует обратить внимание на дату и время показа. Фильм о Путине был показан 17 марта, о Зюганове - 20 марта. Казалось бы, Зюганов находится в более выгодном положении, поскольку фильм о нем вышел в эфир ближе к дате выборов. Однако решающую роль в донесении информации до населения сыграло время трансляции. Фильм о Путине вышел в пятницу в 21.55, что с психологической точки зрения очень удобно: вечер, конец рабочей недели, можно расслабиться и посмотреть телевизор. Фильм о Зюганове был показан в понедельник в 18.25, время явно неудачное по двум причинам:

а) многие телевизор не смотрят, поскольку возвращаются с работы;

б) вещание на регионы перекрыто, т.к. с 18.00 до 21.00 на частотах РТР работают местные телеканалы.

В результате зрители большинства регионов не только не видели фильм, но даже не подозревали о его существовании.

Данный пример лишний раз подтверждает, что КПРФ и государственные СМИ - понятия абсолютно несовместимые. На ум приходит один из законов Мэрфи: Если Вам кажется, что ситуация улучшается, значит Вы чего-то не заметили, - который, на мой взгляд, довольно точно отражает характер взаимоотношений этих двух субъектов политического рынка.

Следует сказать также и о таком способе манипулирования общественным мнением, как распускание слухов. Этот прием довольно часто используется СМИ в отношении КПРФ. Можно привести следующий пример. Как только в стране обостряется политическая ситуация, государственные СМИ пускают слух о намечающемся расколе в рядах Компартии и якобы произошедшем конфликте между Зюгановым и Купцовым, Зюгановым и Селезневым, Зюгановым и руководством партии в целом. Причем основанием для подобного заключения является, как правило, выступление Г. Зюганова (это может быть пресс-конференция, брифинг, встреча с избирателями или любое другое мероприятие), проходящее без присутствия на нем соратников по партии.

Еще одним известным приемом, используемом СМИ, является искажение информации. Эффективность этого способа воздействия на общественное мнение заключается в том, что проверить оригинал (исходный вариант сообщения) практически невозможно, поскольку население является потребителем именно конечной информации, уже переработанной и интерпретированной СМИ. А интерпретировать исходные данные можно как угодно.[7]

Применительно к данному виду манипуляции уместно рассмотреть следующий пример. Накануне президентских выборов в МК было опубликовано интервью с заместителем председателя ЦК КПРФ И. Мельниковым, в котором представитель КПРФ якобы сообщал, что на 30-40% избирательных участков наблюдатели от Компартии присутствовать не будут. Исходная же информация была совершенно другой: Мельников имел ввиду, что 30-40% наблюдателей могут на избирательные участки просто не допустить.

Еще один пример. 24 марта 2000 г. на пресс-конференции в Интерфаксе Г. Зюганов, отвечая на вопрос о его шансах остаться лидером КПРФ в случае проигрыша на президентских выборах, сказал: Партия лидером не бросается… Но мы рассмотрим объективно ситуацию, сложившуюся после выборов. Последняя фраза Зюганова была некоторыми журналистами интерпретирована так, будто бы лидер коммунистов готов подать в отставку и уйти с поста Председателя ЦК КПРФ. Перечисленные приемы - лишь часть того арсенала манипулятивных средств, который находится в руках СМИ, но они позволяют говорить об определенной тенденции во взаимоотношениях СМИ и КПРФ.

Глава 3. Как провести успешную пресс-конференцию

Практически любая организация время от времени проводит пресс-конференции.

Фирма может созывать пресс-конференцию, чтобы оправдаться или объясниться в невыгодной для нее ситуации, например, при предъявлении ей обвинения в загрязнении окружающей среды после происшедшей на производстве аварии, после выпуска оказавшейся вредной для покупателя продукции и т.д.

Представители власти также организуют пресс-конференции. Городские власти могут провести пресс-конференцию, чтобы предоставить мэру возможность ответить на вопросы прессы и поведать народу правду о чем-нибудь животрепещущем на данный момент. Он может разъяснить политику найма на работу, пригласить представителей прессы посетить вновь открывшуюся библиотеку и т.д.

Знаменитости — такие, как актеры, спортсмены, писатели, будучи втянутыми в тяжбу, устраивают свои собственные пресс-конференции, чтобы высказать публично свои аргументы, стараясь при этом склонить прессу на свою сторону.

Вы можете быть приглашены на одну из пресс-конференций, которые проводятся очень часто в наше время быстро распространяющихся новостей. На ней вы можете объявить о выставлении своей кандидатуры на общественную должность, поведать о новом прорыве в какой-то науке или поспорить с прессой о последствиях какого-либо события.

Общаясь с корреспондентами, не забывайте, что они аккредитованы своими редакторами с одной только целью — с целью добычи нужной информации. Телевизионщикам просто необходимо записать хотя бы краткое высказывание, чтобы как можно быстрее запустить его в эфир. Пишущим журналистам нужна информация для размышлений, выудив из которой нужные факты, они смогли бы написать статью.

Однако всем журналистам нужны «горячие» новости, нужны шокирующие подробности, нужны сенсации и актуальные высказывания.

Готовьтесь к пресс-конференции как можно тщательнее. Нужно иметь в наличии уже готовое заявление, которое вы сможете распространить или просто прочитать в микрофон перед представителями прессы. В заявлении, в первую очередь, касайтесь наиболее важных пунктов. После того, как прочтете или распространите заявление, отвечайте на вопросы корреспондентов.

Постарайтесь предугадать вопросы, которые вам зададут, и отрепетируйте свои ответы. Заранее подумайте, какую информацию вы хотите увидеть опубликованной в прессе на следующий день. Соответствуйте роли лидера: отвечайте на вопросы точно, авторитетно и доверительно. Сразу определите, о чем говорить вы не собираетесь, и стойко придерживайтесь принятого решения.

Постарайтесь, чтобы ваш костюм соответствовал ситуации и той аудитории, перед которой вы будете выступать. Используйте при этом стиль, наиболее уместный для данного случая, с учетом того, что вам предстоит — официальное собеседование или доверительная беседа. Какой бы стиль ни был вами выбран, он должен повлиять на ваши ответы.

Относитесь к пресс-конференции, как к удобному случаю сказать людям правду. Правдивая информация иногда воспринимается болезненно, но помните: правда всегда выходит наружу, поэтому лучше с самого начала не лгать представителям прессы. Помните — доверие трудно заслужить, но сохранить его еще труднее. Упорное замалчивание фактов подрывает вашу репутацию и веру в ваши слова, вынуждает журналистов выискивать другие источники информации и глубоко копать в поисках деталей и фактов. Кто знает, что они откопают и понравится ли вам их интерпретация событий?

Обман общественности или средств массовой информации не пройдет без последствий. Если вы захотите скрыть или исказить факты, вам потребуются множество заявлений и поддержка других лидеров, чтобы сделать свою ложь правдоподобной. Вы просто не сможете удержать в голове массу лживых утверждений и рано или поздно проговоритесь.

Общество должно вам доверять, должно верить вашим словам. Этой верой нельзя злоупотреблять, нельзя предавать ее. Драгоценное равновесие доверия и веры весьма хрупко и нуждается в постоянной заботе и защите. Если однажды утратить доверие, вернуть его будет очень нелегко.

Не относитесь к журналистам с презрением, думая, что вы легко сможете обвести их вокруг пальца, что они поверят всему, что вы говорите. Не пытайтесь подкинуть «утку» ради привлечения к себе внимания. Выбросьте из головы иллюзии о том, что публика доверчива и набросится на сомнительную информацию, — люди хотят знать правду, и они так или иначе узнают ее.

Еще до начала пресс-конференции вы должны знать, как она будет проходить. Пройдитесь по основным пунктам своего выступления, сформулировав их коротко или более развернуто. Вы можете отрепетировать свою речь с секундомером и магнитофоном, чтобы определить, что вам удастся сообщить за десять, двадцать и тридцать секунд. Заранее выпишите цитаты — сокращенно, как в телеграмме, чтобы при необходимости готовый ответ без труда всплыл в вашей памяти. Отвечайте на вопросы прямо и без замешательства. Определите свою стратегию и придерживайтесь ее до конца выступления.

Журналистам по роду их деятельности необходимо искать новости, но природа их занятия такова, что они не могут ограничиться одними голыми фактами, так как это будет выглядеть неинтересно.

Когда редактор «напускает» корреспондента на вас как на источник новостей, тот должен вернуться в редакцию с чем-то уникальным — такими новостями, которые должны быть конкурентоспособными в газетном мире, ради которых человек купит эту газету.

Корреспондентам приходится трудиться крайне напряженно, чтобы увидеть свой материал в газете или на телевидении. А потому они задают жесткие и хитроумные вопросы. Журналисты крайне настойчивы в своих требованиях, многие из них никогда не примут в качестве ответа «может» или «поживем — увидим». Некоторые журналисты упорно работают над тем, чтобы добиться репутации жесткого репортера, а затем стараются поддержать свой имидж. Обычно журналисты имеют доступ к материалам о вас и вашей семье, обо всем том, что, казалось бы, касается только вас. Поэтому вы должны очень хорошо подготовиться, заранее планируя, какую информацию о себе вам бы хотелось видеть опубликованной, а также как та или иная ваша реплика будет звучать в новостях. Вы должны предвидеть основные и самые каверзные вопросы, которые корреспонденты могут вам задать, ведь на них в любом случае придется отвечать, причем практически не задумываясь, не раздражаясь и не суетясь.[8]

Каждый из нас имел возможность наблюдать, как кандидаты в депутаты, актеры или другие общественные деятели теряли самообладание, когда их напрямую спрашивали о членах семьи, об их личной жизни, о неблаговидных поступках в юности, о финансовых скандалах или ошибках прошлого. Неважно, считаете вы такие вопросы беспардонными или нет, репортеры задают и будут задавать эти вопросы, а тот, кого спрашивают, должен быть готовым отвечать или парировать вопрос, не «потеряв лицо».

Если вам задали неприятный или провокационный вопрос, прежде чем отвечать, сделайте небольшую паузу, чтобы подобрать слова. Если необходимо, вы можете выиграть несколько секунд, повторив вопрос и прокомментировав его, сказав, к примеру: «О, это серьезная проблема», или что-то в этом роде. Затем должен последовать хорошо обдуманный ответ, который вы хотели бы увидеть в заголовках завтрашних газет.

Старайтесь обратить общение с прессой себе на пользу. Избавьтесь от убеждения, что от журналистов можно ожидать одних только неприятностей. Если вы должны дать на вопрос мгновенный ответ, нужно посмотреть тому, кто его задал, в глаза и сказать какую-нибудь простую вещь — это может быть даже сожаление по поводу того, что сейчас вы не можете ответить на этот вопрос, так как не обладаете необходимой информацией, или он вообще должен быть адресован не вам.

Если вы освоили искусство общения с журналистами, правильно оценивая себя и зная, что принесет вам пользу, а что нет, можно попробовать извлечь выгоду из выступлений на публике, создать себе рекламу. Однако избегайте перебора, не стоит раздражать людей постоянным мельтешением на экране. Постарайтесь познакомиться с лучшими журналистами. Представители лобби, служб общественных связей, пресс-секретари и им подобные предпринимают значительные усилия, чтобы понять подоплеку публичных выступлений и стиль репортажей в печати и на телевидении, стараются узнать о всевозможных пристрастиях ведущих репортеров, издательств и студий. Каждый журналист имеет свое собственное мнение, пристрастия, позицию, свои симпатии и антипатии. Но как профессионал он должен избавляться от эмоций и быть беспристрастным. Тем не менее, очевидно, что журналисты к некоторым общественным деятелям относятся лучше, чем к другим.

Некоторые известные люди встречают журналистов, как личных друзей, приглашая их домой, в общении не проявляют высокомерия. Такие люди, без сомнения, пользуются расположением прессы. Но чаще всего общественные деятели относятся по отношению к прессе враждебно и недоверчиво, их дискомфортное состояние при общении с корреспондентами очевидно.

Нет необходимости добиваться близкой дружбы с репортером, но нет ничего предосудительного и в приятном «кулуарном» знакомстве с журналистом, с которым вы сталкиваетесь как бы случайно или для обсуждения профессиональных вопросов.

В ходе различных интервью представители прессы часто задают деликатные или каверзные вопросы.

Подумайте, возможно, вам стоит завести записную книжку с отрывными страницами, чтобы записывать вопросы, которые вам задают наиболее часто. В нее можно было бы записать удачные и точные ответы, продуманные заранее. В эту книжку вы также можете заносить факты, цифры и даты, которые могут понадобиться в беседе.

На первую страницу вынесите наиболее опасные вопросы, которые могут задать репортеры. Попробуйте предугадать сложные, важные и скользкие вопросы, те, которых вы боитесь, неправильный ответ на которые может иметь нежелательные последствия. Также включите вопросы, ответы на которые требуют знания конкретных технических данных или знакомства с обширным фактическим материалом. Попробуйте, как в игре КВН, набросать несколько заготовок, которые пригодятся при ответе на любой вопрос. В интервью вы можете так и сказать: «Я предвидел, что вы зададите этот вопрос, а потому подготовился заранее...», а затем прибегнуть к помощи «волшебной книжечки». Если это необходимо, составьте алфавитный указатель книжки.

После каждого вопроса напишите обстоятельный и точный ответ. Даже если вы являетесь признанным профессионалом в своей области и вполне компетентны для того, чтобы грамотно ответить на поставленный вопрос, вы можете в какой-то момент просто растеряться и не суметь четко сформулировать ответ. Чтобы избежать таких неловких ситуаций, нужно перед поединком с репортером просмотреть заготовленные заранее ответы. Без наличия такой книжки вы можете сделать неправильное заявление или будете выглядеть неуверенно. Хуже всего, если такой казус произойдет на встрече с телерепортером.

Помните, что написанные в вашей записной книжке ответы должны быть ориентированы скорее на слушателей или телезрителей, чем на корреспондентов. Поэтому вам необходимо определить ключевые моменты своей позиции и неоднократно возвращаться к ним в вашем выступлении. В зависимости от ситуации вы можете варьировать ответы, но основная линия должна быть все той же.

Общественным деятелям, работающим в одной команде, часто задают одни и те же вопросы. В этом случае необходимо давать идентичные по смыслу ответы, но по возможности излагать информацию в разном стиле.

Постоянно обновляйте записи, занося в записную книжку информацию из относящихся к делу телепередач и текущих статей. Ваши подчиненные могут оказать вам большую помощь, внося дополнения в ваши записи. Включите в них статистические данные, цитаты и результаты соответствующих исследований или опросов, укрепляющие вашу позицию.

Весь вспомогательный материал поместится в миниатюрную книжку, которую вы будете носить в кармане. С таким помощником вы будете чувствовать себя комфортно и легко.

Если вы готовите заявление, чтобы опубликовать его в вечерних новостях, назначайте время конференции таким образом, чтобы журналисты имели возможность присутствовать на пресс-конференции, затем вернуться на свои рабочие места и отредактировать материал для эфира. Правильный выбор времени очень важен.

Традиционно после официальной части пресс-конференции журналисты собираются вокруг ее устроителей. Они задают уточняющие вопросы, отыскивают материал для специальных заметок, охотятся за высказываниями для вечерних новостей.

Будьте осторожны, когда критикуете какую-то организацию или конкретного человека во время пресс-конференции или просто на людях. Если эти высказывания — ваше субъективное мнение, не исключено, что ваши слова ударят по вам же. Ваши собеседники могут и не вспомнить, что вы конкретно сказали, но зато прекрасно запомнят, как «мерзко» вы вели себя по отношению к какой-то персоне или к какой-то организации.

Когда вы публично критикуете или пытаетесь смутить своих противников, вы показываете свои слабости, и не более того. Точно так же и ваш противник, который, работая на публику, намеренно приводит вас в замешательство, выглядит в ее глазах не лучшим образом. Следует избегать копания в «грязном белье» и не бросать ложные обвинения — это может иметь неблагоприятные последствия для обеих сторон. Многие политики «прогорают» на том, что неверно ведут себя перед телекамерами. Люди жаждут скандалов, но зачастую человек, который устроил скандал, становится в глазах публики клоуном, его уже не воспринимают всерьез. А потому, задумывая кого-то облить грязью, чтобы избавиться от конкурентов, позаботьтесь о том, чтобы самому выйти сухим из воды, привлеките третьих лиц, чтобы можно было выступить с позиции не обвинителя, а наблюдателя. Если вас облили грязью, постарайтесь скрыть свой гнев, сохраняйте спокойствие, призовите на помощь чувство юмора. Таким образом вы сможете не только избежать гнева публики, но и завоевать ее симпатию, а если сделаете изящный ход и предложите своему сопернику обсудить возникшую проблему, встретившись лицом к лицу, да еще и проведете поединок достойно.

Заключение

После выполнения данной творческой работы были выполнены все поставленные задачи:

1. Выявлена сущность и значение пресс-конференции, а так же определена методика пресс-конференции

Таким образом, основное назначение пресс-конференций состоит в адресном распространении информации (новостей, документации, фотографий) среди редакций СМИ. А потому, чтобы созвать пресс-конференцию необходим повод, важная тема, по которой у журналистов могут возникнуть вопросы.

2. Рассмотрена пресс-конференция на примере КПРФ и выявлены проблемы взаимодействия со СМИ.

Позиция СМИ в отношении КПРФ, определяющая направленность взаимодействия этих двух субъектов политического рынка, равно как и характер информационной политики, проводимой партией, полностью подтверждают мою точку зрения, представленную в настоящей работе: СМИ на сегодняшний день являются самостоятельным (но не независимым) субъектом политического процесса и обладают достаточным манипулятивным потенциалом, чтобы конструировать объективную реальность по своему усмотрению и создавать некую иллюзорную действительность в целях воздействия на массовое сознание и формирования субъективного общественного мнения в отношении того или иного субъекта политики. За всем многообразием информации, часто противоречивой, которая поступает сегодня из СМИ и безоговорочно потребляется населением, стоит узкогрупповой интерес олигархических структур, порождающий непримиримую борьбу за информационный ресурс. А интересы общества в данном случае никого не волнуют, что лишний раз подтверждает горькую правду российской действительности: борьба за власть (государственную, информационную или любую другую) имеет сегодня большую значимость, чем человеческий фактор, принципы этики и закона.

3. Разработан план успешного проведения пресс-конференции.

Сделан вывод о том, что организатор пресс-конференции должен знать закономерности пресс-конференции и правильно использовать ее для передачи информации СМИ.

Таким образом, цель выполнения данной работы можно считать достигнутой.

Список литературы

1. Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения: Практическое руководство. - 2008;

2. Поль Смит, Крис Берри, Алан Пулфорд. Коммуникации стратегического маркетинга. - 2007;

3. Правиков Ю.В., Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике - 2006;

4. Урсул А.Д. Информация и мышление. - 2005;

5. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - 2007;

6. Шибутани Т. Социальная психология. - 2006;

7. Шумович А. Великолепные мероприятия. Технологии и практика Event Management. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008;

8. Митрохин В.И. Россия: власть, президент, выборы. - 2003;

9. Связи с общественностью в политике и государственном управлении/ Российская академия Российской Федерации; под общ. Ред. В.С. Комаровского.- 2007;

10. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. - 2008;

11. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - 2006;

12. Герасимов В.М. Формирование и функционирование общественного мнения в политической сфере. - 2007;

13. Гумбатов Ф.Д. Роль СМИ в реализации государственной и социальной политики. - 2006;

14. Коренной А.А. Информация и коммуникация. - 2008;

15. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - 2007;

16. Санаев А. Русский PR в бизнесе и политике. - 2008.


[1] Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения: Практическое руководство. - 2008

[2] Шумович А. Великолепные мероприятия. Технологии и практика Event Management. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008

[3] Чумиков А. Н. Связи с общественностью. - 2008

[4] Гумбатов Ф.Д. Роль СМИ в реализации государственной и социальной политики. - 2006

[5] Митрохин В.И. Россия: власть, президент, выборы. - 2003

[6] Митрохин В.И. Россия: власть, президент, выборы. - 2003

[7] Урсул А.Д. Информация и мышление. - 2005

[8] Связи с общественностью в политике и государственном управлении/ Российская академия Российской Федерации; под общ. Ред. В.С. Комаровского.- 2007

Скачать архив с текстом документа