Приемы изображения героев в романе Александра Пушкина Капитанская дочка
СОДЕРЖАНИЕ: А.С. Пушкин известен не только как талантливый поэт, но и как великолепный прозаик. Его проза может быть небольшого объема, но при этом глубока и наполнена уникальностью автора. Такова Капитанская дочка.А.С. Пушкин известен не только как талантливый поэт, но и как великолепный прозаик. Его проза может быть небольшого объема, но при этом глубока и наполнена уникальностью автора. Такова Капитанская дочка.
Это произведение действительно очень своеобразно. На первый взгляд, оно напоминает исторический роман. Ведь довольно много места здесь занимает образ Пугачева, показаны некоторые исторические события, связанные с ним, а также реально существовавшие в прошлом люди. Однако Капитанская дочка больше, чем просто исторический роман. Здесь мы можем увидеть и элементы воспитательного (или нравоучительного) романа, произведение включает в себя и историю целого семейства Гриневых, и становление личности Петруши.
Таким образом, можно сказать, что Капитанская дочка – очень разноплановое произведение. Это отразилось и на приемах изображения его героев. Исходя из тематики, а также для более глубокого понимания характеров, Пушкин дает разнообразную характеристику героев.
В первую очередь, автор четко разграничивает значимость каждого героя в повествовании; иначе говоря, мы легко можем определить главные и эпизодические лица. Например, Петруша Гринев, Маша Миронова, Пугачев и Швабрин – это, безусловно, центральные персонажи романа. Их образы раскрыты достаточно полно, каждый из них представляет свою собственную неповторимую идеологию. Остальные же (родители Маши, сподвижники Пугачева и даже императрица Екатерина) способствуют пониманию их характеров, а также составляют общий фон, столь необходимый автору для выражения своей идеи.
Несомненно, характеристика Гринева дана в романе наиболее обширно. Форма произведения (мемуары Петра Гринева) сама по себе многое проясняет в его образе. Ведь пишет он, собственно, о себе, о событиях своей жизни и приводит причины, побудившие его поступить так, а не иначе. То есть, проще говоря, мы буквально глядим в его открытую душу. Мы понимаем, почему Гринев ругает своего дядьку Савельича, хотя тот зачастую бывает прав; мы понимаем, почему он вызвал на дуэль Швабрина; мы чувствуем его смятенное состояние перед казнью и еще больше проникаемся уважением к его смелости и непоколебимости перед Пугачевым.
При этом сам герой рассказывает о своем детстве, а именно в детстве закладываются все важнейшие нравственные ориентиры.
Гринев говорит не только о себе; все остальные герои показаны нам как бы через призму его сознания, они предстают перед нами со значительным налетом его личной оценки (как уже было сказано, это связано со спецификой построения романа – повествование от первого лица). Так изображен, например, Пугачев: вначале Гринев видит его бородатым бродягой, еще не зная, кто он на самом деле; затем беспощадным и жестоким злодеем, самозванцем; позже мы, благодаря известным ситуациям, узнаем о своеобразной нравственной этике Пугачева.
И тем не менее, персонажи показаны достаточно объективно. То есть взгляд Гринева существует как бы отдельно, он не мешает читателю создавать собственное мнение о них. Таким образом, кроме довольно оригинального метода изображения героев (повествование в форме мемуаров с неизбежной оценкой автором этих мемуаров) Пушкин использовал и очень популярный способ: когда читатель понимает характер героя через его поступки, оценивая их самостоятельно, то есть отвлекаясь от характеристики, данной Гриневым. Так, например, когда мы читаем калмыцкую сказку, рассказанную Пугачевым, мы, конечно, вначале воспринимаем то, что ответил на это Гринев. Но все же мы вольны в своем собственном понимании образа Пугачева по прочтении этой сказки, не опираясь на восприятие Гринева. Получается, что читатель находится, так сказать, выше всех персонажей, включая Гринева. Автор мемуаров взирает на остальных героев как бы сверху, на основании возраста и прошедших лет, а читатель получает возможность видеть все события и всех героев как сторонний наблюдатель, не принимавший в них участия, то есть абсолютно объективно.
И, думается, основной характеристикой для всех персонажей является то, как они решают проблему нравственного выбора, которая встает перед каждым без исключения. Здесь, как стоит заметить, примешивается авторская позиция. Пушкин ставит всех перед выбором: долг чести или жизнь, и они решают, что же им страшнее: умереть или быть опозоренным. Герои изображены в основном не в бытовых сценах (хотя таковые тоже имеются), а в сложный критический момент своей жизни, как бы на пике напряжения. И здесь-то как раз и проявляются истинные нравственные ориентиры человека, он действует инстинктивно. Гринев даже под угрозой казни не отрекается от присяги, данной императрице; при личном разговоре с Пугачевым он также не скрывает того, что будет продолжать бороться против него. Пугачев же в схожей ситуации (когда становится понятно, что его скоро наверняка поймают, и Гринев предлагает ему отдаться на милость императрицы) поступает точно так же: он не отступается от своих действий, до конца считая себя правым, и предпочитает смерть.
Многое из романа Капитанская дочка является художественным вымыслом автора, многое – историческая правда. Ясно одно: такие типажи, такие характеры, безусловно, были, и Пушкин использовал самые разнообразные способы, чтобы сделать их понятнее читателю. Читатель видит, как поступает сам герой в той или иной ситуации, видит оценку Гринева данным действиям, далее следует авторское мнение (выраженное в дальнейшей судьбе героев) и затем уже сам читатель, основываясь на вышеприведенных точках зрения, а также обладая собственной, делает свои выводы.