Приобретение гражданства Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ: Сущность и общие понятия гражданства в России. Приобретение гражданства Российской Федерации: по рождению, в результате восстановления в гражданстве и по иным основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом или международным договором России.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный университетимени

Чернышевского Н.Г.

Исторический факультет

Кафедра теории и истории

государства и права

Реферат

ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ

Тема : Приобретение гражданства Российской Федерации


План работы

Введение

1. Приобретение гражданства Российской Федерации

2. Приобретение гражданства РФ по рождению

3. Приобретение гражданства Российской Федерации в результате восстановления в гражданстве

4. Приобретение гражданства Российской Федерации по иным основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом или международным договором РФ

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Институт гражданства является одним из наиболее значимых государственно-правовых институтов, так как определяет правовой статус гражданина, подчеркивает правовую связь между гражданином и государством.

Эволюция законодательства о гражданстве в России происходила на протяжении почти 10 лет.

Первый Закон «О гражданстве РСФСР» был принят 28 ноября 1991 года, через непродолжительное время после провозглашения суверенитета РСФСР. Он действовал в течение 11 лет, но его нормы не в полном объеме регулировали вопросы приобретения российского гражданства.

С 1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», достаточно подробно регламентирующий положения этого правового института.

11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ был принят Федеральный закон

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации». По сравнению с ранее действовавшим законодательстве о гражданстве значительные изменения претерпели положения гл. II Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» («Приобретение гражданства Российской Федерации»)1 .

С 1992 года до вступления в силу закона 2002 года гражданство РФ получили порядка 5 миллионов человек. Абсолютное большинство (98,2%) получило гражданство России в упрощенном порядке.

Для того чтобы наиболее полно рассмотреть данную тему необходимо дать определение понятию «гражданство» и определить его содержание.

Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей2 .

Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства.

Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указания на гражданство.

Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

Гражданами РФ признаются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального

закона от 31 мая 2002 года № 62-Ф3 «О гражданстве РФ»;

б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом.

Гражданство РФ является равным независимо от оснований его приобретений, граждане РФ имеют равные гражданские права и несут равные гражданские обязанности. Кроме того, граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики.

Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ. Исключения составляют случаи, предусмотренные международным договором РФ или федеральным законом. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ.

Проживание гражданина РФ за пределами России не прекращает его гражданства РФ. За пределами России граждане РФ пользуются защитой и покровительством РФ. Государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан России, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства, а также изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных супругами детей. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.


1. Приобретение гражданства Российской Федерации

Статьей 11 Федерального закона установлено, что гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Приобретение гражданства РФ по рождению

Вопросы приобретения гражданства Российской Федерации по рождению регламентированы ст. 12 указанного Закона. Частью 1 данной нормы установлено, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

При этом необходимо отметить, что в отличие то ранее действовавшего законодательства о гражданстве в данной норме Федерального закона отражены все возможные случаи приобретения детьми гражданства Российской Федерации, как по «праву крови», так и по «праву почвы».

Важным в данной норме является положение о том, что ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 12). Основным при этом является соблюдение права ребенка на гражданство.

Принципиально новым является введение Федеральным законом понятий «общий порядок» (ст.3) и «упрощенный порядок» (ч.1 ст. 14) рассмотрения вопросов гражданства.

При этом общим порядком приобретения или прекращения гражданства РФ является рассмотрение вопросов гражданства и принятия по ним решений Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные указанным Федеральным законом. Упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства РФ – это порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия по ним решений в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные данным Федеральным законом.

Введение упомянутых понятий значительно упрощает изложение последующих статей, их понимание и применение.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства3 .

«Одной из главных причин неправильного толкования нового Федерального закона, якобы регулирующего вопросы иммиграции, является непонимание его сути как института, устанавливающего нормы и правила получения российского гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства (натурализации), постоянно проживающими в России и имеющими с ней реально устойчивые правовые связи, предполагающие верность и лояльность государству»4 .

В связи с этим с учетом интересов государства и общепринятой практики условия приобретения гражданства дополнены обязательствами: соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации (п. «б» ст. 13), иметь законный источник средств к существованию (п. «в» ст. 13), соблюдать порядок отказа от имеющегося иного гражданства (п. «г» ст. 13). Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Отказ от иного гражданства отвечает принципу устойчивой правовой в связи с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретение гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства согласно ст. 62 Конституции РФ.

Требование о владении русским языком, установленное Федеральным законом (п. «д» ст.13) прежде всего, необходимо для будущего гражданина в целях адаптации и интеграции в общество.

Частью 2 ст. 13 определено, что срок проживания на территории РФ, установленный п. «а» ч. 1 данной статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства бывшего СССР (ранее данная категория лиц приобретала гражданство РФ в порядке регистрации); б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (ранее действовавший закон этого требования не содержал, что в отдельных случаях явилось почвой для злоупотреблений в форме заключения фиктивных браков в целях приобретения российского гражданства без всяких условий); в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ (новая норма, не имевшая аналогов); г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры (в соответствии с ч. 2 ст.13 п. «г» данное лицо может быть принято в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 этой статьи); обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

В статье 14 Федерального закона, устанавливающей порядок приема в гражданство РФ в упрощенном порядке, излагаются льготные условия, основанные на практике применения ранее действующего Закона в специфическом постсоветском правовом поле.

Без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» ч.1 ст. 13 (о соблюдении необходимого срока проживания на территории Российской Федерации), с заявлениями о приеме в гражданство РФ в праве обратиться иностранные граждане иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, если они: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Содержание ст.13 (ч. 2, п. «а», «б» и «в» ч. 3) и ст. 14 Федерального закона отвечает интересам россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами России, и в рамках международного договора отражает положения ст. 11 Закона РФ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

3. Приобретение гражданства Российской Федерации в результате восстановления в гражданстве

С учетом практики реализации ранее действующего Закона и международного опыта процедура восстановления в гражданстве приравнена в законопроекте к приобретению гражданства (ст. 15). При этом соблюдаются все условия, предусмотренные ч.1 ст.13 Федерального закона, кроме срока их проживания на территории Российской Федерации, который сокращен до трех лет.

Статьей 16 Федерального закона конкретизирован и значительно расширен перечень оснований для отклонения заявлений о приобретении гражданства.

В первую очередь это связано с недопущением приобретения российского гражданства нежелательными элементами, в том числе и криминальными, защитой государственных интересов Российской Федерации.

Данной нормой Федерального закона установлено, что отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ и в восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).


4. Приобретение гражданства Российской Федерации по иным основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом или международным договором РФ

К иным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации, установленным Федеральным законом, можно отнести выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

«Закон РФ, хотя и не предусматривает автоматического приобретения гражданства лицами, состоявшими в гражданстве бывшего СССР, не содержит строгих ограничений для его приобретения в порядке приема. По закону 1991 года приобретения гражданства такими лицами допускалось в порядке регистрации, поскольку оптация подразумевает изменение территории государства, а при распаде СССР произошло формирование 15 новых независимых государств»5 .

Основания приобретения гражданства Российской Федерации также закреплены в главе V Федерального закона «Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц».

Частью 1 ст. 24 этого Закона установлено, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.

При этом установлен следующий порядок приобретения гражданства РФ ребенком при приобретении гражданства РФ одним из его родителей.

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации (ч. 1 ст. 25).

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей (ч. 2 ст. 25).

Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации (ч. 3 ст. 25).

Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей (ч. 4 ст. 25).

Такое полное и четкое разграничение оснований приобретения гражданства Российской Федерации ребенком при приобретении российского гражданства одним из родителей напрямую связано с гражданством его обоих родителей (наличием или отсутствием такового), согласием родителей на изменение гражданства ребенка, местом проживания ребенка.

Статьей 26 указанного Федерального закона установлены основания приобретения гражданства Российской Федерации детьми при усыновлении (удочерении).

Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации (ч.2 ст. 26).

Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка (ч.3 ст. 26). В данном случае при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации (ч.4 ст.26).

В связи с несовершенством ранее действовавшего законодательства о гражданстве большую проблему вызывало определение порядка приобретения гражданства Российской Федерации детьми и недееспособными лицами, над которыми установлены опека или попечительство. Данный пробел устранен ст. 27 указанного выше Федерального закона. В нем установлены следующие положения.

Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя (ч.1 ст.27).

Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо (ч.2 ст.27).

Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению (ч.3 ст.27).

Заключение

Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и, прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещение групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения характерны и для Российской Федерации. Постоянно порождают проблемы и браки, заключаемые между гражданами различных государств.

Во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации в различных сферах.

Наиболее острой проблемой института гражданства в нашей стране является приобретение статуса граждан России лицами, родившимися и проживавшими на территории бывшего СССР. Далеко не все нормы законов о гражданстве 1991 и 2002 годов просты в применении по отношению к данному кругу лиц. Эта проблема породила огромное количество судебных дел, по которым люди вынуждены доказывать факты, свидетельствующие о возможности их приема в российское гражданство.

В связи со всем вышесказанным важно знать, что представляет собой институт гражданства, как можно приобрести гражданство России. Также необходимо уточнить, что приведенный в данной работе перечень оснований приобретения гражданства Российской Федерации, установленных Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации, является исчерпывающим.


Список использованных источников и литературы

1. Конституция РФ. М., 1993 г.

2. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. С. 2031.

4. Баглай М.В. Конституционное Право Российской Федерации. М., 2000, с. 276.

5. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право. М., 1999, с. 57.

6. Калачева С.А. Вопросы гражданства, въезда, выезда, регистрации в России и странах СНГ. М., 2003, с. 3, 33 – 43.

7. Коряковцев В.В. Гражданство РФ: приобретение и оформление. С.-П., 2005, с. 7 – 10, 40 – 80.

8. Смородин Н.М. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации // Закон и право. 2003, № 5, с. 59 - 61.

Скачать архив с текстом документа