Приоритетные направления деятельности молодежной политики г. Сургута
СОДЕРЖАНИЕ: Специфическая роль и статус молодежи в политической, экономической, социально-культурной деятельности. Сущность и структура организации деятельности молодёжной политики. Приоритетные направления деятельности комитета по молодёжной политике в г. Сургуте.МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Институт заочного обучения
Курсовая работа
по курсу Технологические основы СКД
Приоритетные направления деятельности молодежной политики г. Сургута
Выполнила студентка:
СКД 302/Ср-08 гр.,3 курса
Садагян Ануш Рафиковна
Сургут, 2011
Оглавление
Введение
Глава I Сущность и структура организации деятельности молодёжной политики
1.1 Сущность понятия молодёжная политика
Глава II Приоритетные направления деятельности комитета по молодёжной политике в г. Сургуте
2.1 Деятельность комитета молодёжной политики г. Сургута
2.2 Приоритетные направления деятельности комитета по молодёжной политике в г. Сургуте
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Особой чертой современности является осознание обществом и государством специфической роли и статуса молодежи в политической, экономической, социокультурной деятельности. Эффективная государственная политика в сфере решения молодежных проблем является сегодня не только фактором социальной стабильности, но и безопасностью государства в целом. Российское общество в последние 10-15 лет находится в стадии глубоких экономических и политических изменений, которые главным образом изменяют уклад жизни и менталитет российского населения.
Опыт последних лет показывает, что значительная часть российской молодежи оказалась способна быстро усваивать идеи, взгляды, ценности рыночной экономики, сумела адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим реалиям, активно участвует в процессе построения нового общества.
Вместе с тем, велика доля социально неблагополучных молодых людей, все более заметно распространение протестных настроений, экстремизма и радикализма, многообразнее становятся межпоколенческие отношения.
Проведение реформ может быть эффективным и успешным лишь при активном участии молодежи в этом процессе. Необходимо расширение социальной базы преобразований, раскрытие созидательного творческого потенциала молодежи, а её социальный ресурс должен считаться одной из важнейших основ модернизации российского общества.
Актуальность.
Актуальность научного исследования характеристики приоритетных направлений деятельности молодёжной политики города Сургута обуславливается тем, что молодежная политика в России является относительно молодым отраслевым направлением социальной политики государства и требуют неотложного научного рассмотрения ряда прикладных проблем связанных с ее реализацией. Во-первых, недостаточно разработана нормативно-правовая база в сфере государственной молодежной политики. Во-вторых, отсутствует четкая координация государственной молодежной политики с другими сферами государственной активности, что приводит к определенной замкнутости молодежной проблематики, относительно других направлений деятельности государства. В-третьих, ограничена инфраструктура учреждений и органов по делам молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы. В-четвёртых, недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики. И, наконец, в-пятых, отсутствует универсальная система диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной среды.
Новизна: новизна данной работы заключается в определении приоритетных направлений деятельности молодёжной политики города Сургута.
Объект: Молодёжная политика в г. Сургуте.
Предмет: Приоритетные направления молодёжной политики в г. Сургуте.
Цель: Охарактеризовать приоритетные направления деятельности молодёжной политики г. Сургута.
Задачи:
1. Определить сущность понятия молодёжная политика;
2. Охарактеризовать направления деятельности молодёжной политики;
3. Охарактеризовать деятельность комитета по молодёжной политике г. Сургута.
4. Определить приоритетные направления деятельности молодёжной политики в г. Сургуте.
молодежная политика комитет сургут
Практическая значимость: заключается в возможности использования её специалистами в области молодёжной политики для оптимизации деятельности.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, которые содержат в себе по два параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
Методы исследования: в данной работе были использованы метод сравнения, методы анализа, метод обобщения, метод синтезирования.
Источники исследования: для написания данной работы были использованы положения, постановления, приказы, законы, сайты, учебные пособия.
Глава I Сущность и структура организации деятельности молодёжной политики
1.1 Сущность понятия молодёжная политика
Чтобы определить сущность понятия молодёжная политика, для начала следует выяснить, что же такое молодёжь, и кем она является в современной политике. Определений и точек зрения на такую тему достаточно много и все они звучат по-разному, однако содержание их несёт совершенно одинаковый смысл. Это характеризуется многочисленными взглядами и определениями различных учёных, политических деятелей и исследователей. [8, С.2]
И так, прежде всего, следует заметить, что молодежь играет значительную роль в социально-демографической, экономической, политической и культурной жизни общества. Роль и значение молодежи в российском обществе возрастает по мере усложнения и развития его структур. Опираясь на политологические и социологические исследования, определим сущность понятия молодежь.
Следует понимать, что дать четкое определение молодежи достаточно сложно, все зависит от научного подхода к данной категории.
Одно из первых определений понятия молодежь было дано в 1968 г. социологом В.Т. Лисовским: Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет. Сегодня возрастные границы молодости определяются не столько количеством лет, сколько знаковыми событиями: созданием семьи, рождением ребенка, освоением профессии. Например, в Российской Империи молодежный возраст определялся между 16 и 20 годами, это было связано с малой продолжительностью жизни и высокой смертностью населения, когда уже после 20 лет молодой человек брал на себя ролевые функции взрослого человека. Действительно, чаще всего, молодежь определяют именно по возрастным характеристикам. Однако существенными показателями являются также стиль потребления, стиль и образ жизни, принадлежность к одному поколению. [1, С.1] Исследователи молодежной политики полагают, что молодежь - возрастная группа, поколенческая категория, некая когорта, социальная страта, объединенная общими социально-экономическими, социально-культурными и общественно-политическими условиями формирования на ранних этапах жизненного развития. Современную российскую молодежь сложно назвать целостной социальной группой. Исследователи объясняют это быстротой изменения условий социально-политического и иного плана. В последние годы изменения в стране происходили с такой скоростью, что у молодых людей с разницей в 5-6 лет совершенно разное мировоззрение и мотивация. Можно сказать, что каждое новое поколение начинает жить в новом обществе. Поколение детей, рожденных в 1970-х, например, совершенно различаются с теми, кто родился в 1980-х, в 1990-х.
Исследуя сущность молодежной политики, вернее всего воспользоваться правовым определением молодежи, которое закреплено в нормативно-правовых документах РФ, посвященных изучаемой проблеме. Так, Концепция молодежной политики РФ определяет понятие молодежь достаточно четко: Молодежь (молодые граждане) - лица в возрасте от 14 до 30 лет. [8, С.2]
Далее, молодежь, как социально-возрастная группа, обладает рядом особенностей, которые позволяют ее идентифицировать от других.
Во-первых, в силу объективных причин, молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров, недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений, а во-вторых, молодежи присуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения. При этом именно молодежь в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы. Таким образом, политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.
Целевая аудитория. Государственная молодёжная политика проводится в отношении как граждан Российском Федерации, включая лиц с двойным гражданством в возрасте от 14 до 30 лет, так и иностранных граждан, лиц без гражданств в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов. А также в отношении молодёжных объединений и молодых семей - семей, в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.
Государственная молодёжная политика - это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Основным средством развития потенциала молодежи является ее вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества. Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности. [2, С.34]
Вместе с тем, последующим шагом, при определении сущности государственной молодёжной политики необходимо определить, чем занимается молодёжная политика. Во-первых, государственная молодежная политика призвана обеспечить стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Во-вторых, обеспечить становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы. В-третьих, обеспечить формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии. В-четвёртых, обеспечить разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений. В-пятых, обеспечить формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений. В-шестых, обеспечить становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда. И наконец, в-седьмых, государственная молодёжная политика обязана обеспечить освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений. [1, С.1]
Так же, стоит заметить, что в сфере эффективности государственной молодежной политики основным противоречием предстает замедленность позитивных изменений положения большинства молодых россиян по отношению к активизации мер, предпринимаемых обществом и государством. В условиях системного социально-экономического, социально-политического, духовно-нравственного кризиса, переживаемого российским обществом (невыплата заработной платы, социальных пособий, невыполнения предусмотренных законом гарантий охраны здоровья, безопасности, гарантий прав и свобод личности, ее образования, трудоустройства, социальной защиты) молодые люди более уверены в том, что могут следовать своим убеждениям и свободно высказывать свои взгляды, и практически не уверены в возможности влияния на принятие социально значимых научных решений, получение качественного образования, трудоустройства по специальности, получения судебной защиты, реализации творческих способностей.
Для укрепления позитивных тенденций в молодежной среде государственная молодежная политика должна быть сориентирована на поддержку и содействие реализации гражданских инициатив, участие в общественно значимой и социально полезной деятельности в сочетании с необходимыми мерами социальной защиты, содействия адаптации и современным социально-экономическим условиям, корректным взаимодействием в случае проявления отклоняющегося поведения.
Сущность государственной молодёжной политики заключается, в определении важнейших целей, задач, приоритетов и мер государственной политики, направленных на обеспечение стратегии государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. А так же в сущность государственной молодёжной политики входит создание унифицированного подхода к осуществлению молодежной политики в целом в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и формулированию основных перспектив развития, признанных на общегосударственном уровне.
Глава II Приоритетные направления деятельности комитета по молодёжной политике в г. Сургуте
2.1 Деятельность комитета молодёжной политики г. Сургута
Молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития автономного округа и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути. Сургут - это молодежный город, в котором проживает более 80 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет. В городе создана сеть учреждений, занимающаяся молодежно-подростковыми проблемами. Муниципальное учреждение Наше время. МУ Наше время занимается организацией трудовой занятости подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, трудоустраивая на постоянные рабочие места в цеха и подразделения учреждения. Кроме того учреждение заключает договоры с организациями города о предоставлении временных рабочих мест. На сегодняшний день МУ Наше время - это: Молодежно-подростковая биржа труда. Специалисты молодежно-подростковой биржи труд ведут прием молодежи, желающей трудоустроится в МУ Наше время, проводят индивидуальные консультации, а так же предоставляют информацию о наличии постоянных и временных рабочих мест в учреждении. [13] Бригады по благоустройству города. Подросткам, которые трудоустраиваются на временные рабочие места, учреждение предлагает работу в детских дошкольных учреждениях и структурных подразделениях жилищно-коммунальных служб города. Бригады по благоустройству города выполняют работы по уходу за зелеными насаждениями, покраске мелких ограждений, очистке территорий парков и дворов от мусора, а в зимний период - от снега. [13] Цех шелкографии и полиграфии. Цех шелкографии и полиграфии предоставляет постоянные рабочие места для молодежи от 14 до 18 лет. Специалисты цеха обучают ребят следующим видам работ:
нанесение методом шелкографии логотипов, знаков и рисунков на текстильную продукцию (футболки, бейсболки, флаги, транспаранты);
сублимация (нанесение на спец. бумагу. обработка клеем и термоперенос);
трансфер (перенос изображения типа фотографии на изделия светлых тонов). [13] Мини - прачечная. Мини - прачечная принимает на постоянные рабочие места молодежь от 14 лет на должности операторов сушильных машин и гладильщиков. Мини-прачечная производит стирку и глажение прямого белья (постельное белье, пледы, синтепоновые и шерстяные одеяла), а так же принимает в стирку фасонное белье. [13]
Клуб-кафе Собеседник. Клуб-кафе Собеседник предлагает работу для молодежи 16-30 лет в качестве бармена-официанта. Ребята изучают правила обслуживания банкетов и применяют свои знания на практике. Кафе Собеседник принимает участие в обслуживании городских мероприятий, выполняет заказы на проведение вечеров для школьников, детей из дошкольных детских учреждений. Участвует в благотворительных акциях и выездной торговле. [13]
Швейно-вязальное отделение. В швейных цехах девушки приобретают навыки швеи - мотористки, на работу принимается молодежь от 14 лет. [13] Отдел по воспитательной работе (клуб Дружба). Отдел по воспитательной работе занимается организацией культурно - досуговой деятельности подростков и молодежи МУ Наше время в свободное от учебы и работы время (проведение конкурсов, развлекательных и спортивных программ, участие в фестивалях). [12]
Центр молодежного дизайна. Цель деятельности Центра молодежного дизайна - создание условий для выявления, развития и поддержки молодых дизайнеров посредством интеграции различных направлений в дизайне, а так же создание среды для творческого общения молодежи и предоставление возможности реализации смелых экспериментов. Деятельность Центра молодежного дизайна ведется по следующим направлениям: презентационное (проведение музыкальных модельных шоу с демонстрацией коллекций одежды различных стилей и направлений, презентации, фестивали изготовителей одежды и т.д.); коммуникационно - культурное (выпуск рекламной продукции, производство художественно-графических и фоторабот, работа с партнерами, спонсорами и т.д.); культурно - развлекательное (проведение тематических, театрально-концертных, информационно-выставочных, видеокомпьютерных, литературно-художественных и других досуговых программ). [12]
Молодежные трудовые отряды. Еще одно направление работы учреждения по организации временной занятости - выездные молодежно-трудовые отряды (МТО). В МТО ребята не только работают, но и весело проводят время - спортивные состязания, туристические походы, вечера отдыха, это не полный перечень мероприятий предусмотренных для проведения досуга в отряде. Команда МУ Наше время ежегодно принимает участие в окружном Фестивале молодежных трудовых отрядов, где традиционно занимает лидирующие места. Организованная таким образом структура и деятельность учреждения позволяет молодым людям получить навыки трудовых отношений и первый трудовой стаж. У ребят, которые в этом возрасте не имеют никакой квалификации, существует реальная возможность не только профессионального самоопределения и выбора, но и последующего профессионального роста. [12]
Достижения МУ Наше время за последние 3 года. За 2007 год:
грант главы города Сургута в сфере образования конкурс молодежных объединений проект школа руководителей молодежных трудовых отрядов.
За 2008 год: победитель конкурса детских и молодежных общественных объединений в номинации Молодежные общественные объединения проект Информационная студия Актив трудовой молодежи; окружной фестиваль молодежных трудовых отрядов Трудовое лето 2008 - диплом за 2 место; в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование в городе Сургуте награждены 16 сотрудников учреждения (из них 12 подростков). За 2009 год: открытие нового подразделения Центр молодежного дизайна. [12]
Муниципальное учреждение Центр специальной подготовки Сибирский легион.
В 2005-2006 годах деятельность МУ ЦСП Сибирский легион осуществлялась в направлениях: организационно-методическая работа; патриотические акции российского, регионального и городского уровня; обязательная подготовка молодёжи к службе в вооружённых силах; добровольная подготовка молодёжи к службе в вооружённых силах. [14]
Из числа сотрудников и воспитанников учреждения на базе МУ ЦСП Сибирский легион сформированы спортивные команды:
Команда Сургут (Сибирский легион) по парашютной купольной акробатике. (1-й и 2-й состав). Команда по парашютной купольной акробатике (1-й и 2-й состав) приняла участие в 4 соревнованиях регионального, Российского и мирового уровня. Спортсмены-парашютисты заняли 2 призовых места в командных зачетах, 1 призовое место в личном первенстве.
Команда Сибирский легион - Олимпиец по мотокроссу. Спортсмены-мотоциклисты приняли участие в 16 соревнованиях окружного, регионального и Российского уровня. Заняли 15 призовых мест в личном первенстве. [2, С.34]
Команда Сибирский легион по картингу. Команда по картингу участвовала в 16 соревнованиях окружного, регионального и Российского уровня. Спортсмены-картингисты завоевали призовых 6 мест в командном зачете, призовых 30 мест в личном первенстве.
Команда Сибирский легион по военно-прикладным видам спорта. Команда по военно-прикладным видам спорта участвовала в 5соревнованиях городского и окружного уровня. Спортсмены завоевали 2 призовых места в командном зачете, 5 призовых мест в личном первенстве.
Команда Сибирский легион по туризму. Команда по туризму участвовала в 5 соревнованиях городского и окружного уровня. Спортсмены завоевали 2 призовых места в командном зачете, 4 призовых места в личном первенстве. [14] Муниципальное учреждение Вариант.
Муниципальное учреждение по работе с подростками и молодежью по месту жительства Вариант было создано в феврале 1999 года по распоряжению Мэра города Сургута. Учреждение является подразделением Департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации города.
Целью деятельности Учреждения является организация досуга детей, подростков и молодежи города по месту жительства, развитие сети молодежно-подростковых клубов и центров. [14]
На сегодняшний день муниципальное учреждение Вариант:
· Это - 19 молодежно-подростковых клубов по месту жительства и 1 молодежный центр технического моделирования, в которых организуют активный досуг дети, подростки и молодежь в возрасте от 7 до 30 лет.
· Это - новые молодежные программы: Школа КВН, АРТ +, КРУТО, Театр костюма Эксклюзив, Перекресток, Пожарное братство, Северный Лев направленные на развитие инициативы и активности молодежи города, а также поддержку молодежных объединений.
· Это - 56 творческих мастерских, секций, кружков декоративно - прикладного и технического направлений, среди которых клуб исторического конструирования и моделирования Северный лев, молодежное объединение, изучающее традиции японской культуры Фуриоку, молодежно-подростковый пресс-центр, Школа диджеев, студия Боди - Арт, студия аудио и видео записи Арт +, клуб молодая семья ПЛИМ, авиамодельный клуб, творческая мастерская по деревообработке, центр развития компьютерных технологий Мульти Центр.
· Это - физкультурно-оздоровительные секции, в которых занимаются более 250 человек. Подростки учреждения являются активными участниками городских соревнований.
· Это реализация ведомственной программ: Организация мероприятий по работе с молодежью и Организация отдыха детей и молодежи в каникулярное время, в основу которых входит комплексный подход к организации досуга по месту жительства: КЛУБ - ДВОР - МИКРОРАЙОН - ГОРОД. [14]
Далее рассмотрим организации комитета молодёжной политики города Сургута. Работающая молодёжь. В её состав входят: молодёжное объединение ОАО Сургутнефтегаз; молодёжное объединение ООО Газпром трансгаз Сургут; молодёжное объединение Газпром переработка; молодёжное объединение работников образования Сургута (МОРОС); молодёжное объединение ОГК-4; ООО Работающая молодёжь Сургута; Совет молодых специалистов Сургутского отделения Свердловской железной дороги. [14] Студенческое самоуправление. Его составляют: Интеллектуальный Клуб СурГУ; Сургутский нефтяной техникум; Филиал Тюменского государственного университета в Сургуте; Сургутский государственный университет; Сургутский государственный педагогический университет; Сургутский институт нефти и газа; Сургутский институт мировой экономики и бизнеса Планета; Сургутское медицинское училище; Сургутский профессиональный колледж; Филиал Российского государственного социального университета в Сургуте. [6, С.53] Общественно-политические организации. Такие как: Молодёжные объединения политических партий; Сургутское отделение Всероссийской общественной организации Молодая гвардия Единой России; Молодёжный общественный совет; Организации социального и общественно-политического направления. [6, С.53] Спортивные организации. Спортивные организации: Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва Ермак; Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта Кедр; Муниципальное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа Виктория; Региональная молодёжная общественная организация Федерация экстремальных видов спорта ХМАО. Детские общественные организации и объединения. В их состав входят: Городское общественное детское движение Вместе; Городское общественное детское движение Юные инспекторы движения; Городская общественная организация Юные жуковцы; Школьный актив города. [8, С.2] А так же в состав комитета молодёжной политики города Сургута входят творческие организации и военно-патриотические объединения и ветеранские организации. [8, С.2] На современном этапе окончательно сформирована и обрела зримые очертания система мер и механизмов реализации государственной молодежной политики. На сегодняшний день комитет по молодежной политике четко определил для себя стратегические цели, на решение которых будут направляться концентрированные усилия, а также тактические меры для достижения поставленных задач. Для достижения поставленных целей комитетом по молодёжной политике было определено семь направлений.1. Содействие профессиональному образованию, трудовой занятости подростков и молодёжи. Характеризуется следующими его составляющими: содействием программ получения профессионального образования и интеграции в трудовой коллектив; реализацией программ, дающих гарантии первого места работы, возможности совмещения учёбы и работы, особенно подростковой и студенческой занятости; создание возможности для организации добровольных молодёжных служб, содействующих созданию рабочих мест и трудоустройству; вовлечение молодёжи в производственные сферы, где происходит внедрение наиболее передовых технологий, поддерживается высокая культура производства и организации труда. [13] 2. Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи. Районные военно-спортивные игры, конкурсы направлены на формирование гражданского сознания, воспитание патриотизма и гражданственности, уважительного отношения к истории своего края и страны в целом, организацию начальной военной подготовки к службе в Вооруженных Силах РФ. [13] 3. Содействие реализации творческих способностей молодёжи. В состав данного направления входят: поддержка программ организации досуга, реализующих доступны, развивающие, самовоспроизводящиеся формы проведения свободного времени, особенно по месту жительства; сохранение и развитие индустрии загородного отдыха и оздоровления молодёжи, ориентированной на организацию производящих культуру форм досуга (тематические смены, походы и т.д.); целенаправленное создание совместно со средствами массовой информации познавательных, развивающих, обучающих воспитательных программ, обеспечивающих процесс социализации молодёжи. [13] 4. Поддержка детских и молодёжных общественных организаций и объединений район. Для осуществления данного направленияпри непосредственном участии районного молодёжного движения Кода молодая уже не первый год проводился слёт лидеров детских и молодёжных организаций и конкурс Лидер XXI века, победители которого представляют район на окружном слёте. Активисты молодёжных объединений принимают участие в Окружной молодёжной школе актива Импульс Югры. Проводится международный фестиваль современного искусства в г. Ханты-Мансийске; I региональный фестиваль молодёжных субкультур Звезда в г. Урае; окружной конкурс детского и юношеского творчества Юнтагор в г. Когалыме; I конкурс-фестиваль альтернативного творчества и VII открытый фестиваль детского и юношеского творчества в г. Нягани. А так же представители детских и молодёжных организаций, актив молодёжи районов принимают участие в окружном молодёжном форуме, проходящее в Ханты-Мансийске. [13] 5. Организация досуга молодежи, профилактика асоциального поведения. Проведение различных соревнований. В целях организации работы детских дворовых площадок определяются денежные средства на приобретение инвентаря Центрам культуры и искусства. Комитетом по молодёжной политике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры организован традиционный ежегодный агитпробег. Стало традиционным проведение районных конкурсов КВН. В феврале-марте были проведены конкурсы КВН среди школьных команд и трудящейся молодёжи. [13] 6. Поддержка молодых семей. Одним из приоритетных направлений деятельности отдела по делам молодёжи является поддержка молодой семьи. Традиционным стало проведение районного конкурса молодых семей, целью которого является повышение социального статуса семьи и престижа семейной жизни, пропаганда культуры семейных отношений. [13] 7. Улучшение жилищных условий молодых семей, молодых специалистов. Отдел по делам молодёжи принимает непосредственное участие в реализации национального проекта Доступное и комфортное жильё гражданам России. [13]
2.2 Приоритетные направления деятельности комитета по молодёжной политике в г. Сургуте
Государственная молодежная политика (ГМП) является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в модернизации российского государства и общества. И так, мы подошли к цели нашей работы - охарактеризовать приоритетные направления деятельности комитета молодёжной политики г. Сургута.
1. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития.
В рамках модернизации системы образования принять меры, направленные на воспроизводство молодых ученых и преподавателей.
Активизировать реализацию программ, направленных на поддержку и поощрение талантливых молодых граждан в области образования, науки, техники, культуры. Развивать систему фестивалей студенческого творчества Российская студенческая весна, программу поддержки художественного творчества работающей молодежи Юность.
Продолжить работу по реализации концепций, программ, методик воспитательной деятельности в рамках молодежных и детских общественных объединений.
В рамках реализации программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в целях воспитания гражданственности и патриотизма совершенствовать систему взаимодействия органов по делам молодежи с государственными органами, ветеранскими и молодежными патриотическими объединениями и другими организациями, расширить сеть образовательных учреждений (в том числе кадетских школ, классов, школ-интернатов), общественных военно-патриотических клубов и объединений.
Организовать работу опорно-экспериментальных площадок для внедрения и апробации новых технологий работы с молодежью, вариативных программ по развитию творческих способностей подростков и молодых граждан в системе учреждений социального обслуживания, подростково-молодежных клубов и центров, оздоровительно-образовательных учреждений. [13]
2. Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.
Согласовать и утвердить Примерное положение об учреждениях социального обслуживания молодежи.
Способствовать реализации программ детских, молодежных и студенческих общественных объединений по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Сформировать банк данных по учреждениям социального обслуживания молодежи и профилактическим программам.
Развивать сеть детских и молодежных оздоровительных учреждений различных форм собственности, стимулировать практику деятельности лагерей по вариативным программам; создавать условия для расширения в каникулярный период молодежного туризма, предоставлять возможности для занятий физической культурой и спортом на льготных условиях.
Способствовать развитию сети учреждений социального обслуживания молодежи, системы клубов по месту жительства, осуществляющих профилактические программы в молодежной среде.
Совершенствовать механизм деятельности рабочих групп экспертного совета по социальным программам государственной молодежной политики в соответствии с основными направлениями социальной работы с молодежью, в том числе по предупреждению и распространению беспризорности, безнадзорности; профилактике социально значимых болезней у детей: алкоголизма, наркомании и токсикомании, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем.
Реализовывать государственные гарантии по обеспечению детей и подростков бесплатной медицинской помощью.
Совершенствовать нормативную правовую базу, способствовать реализации программ по пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде.
Осуществить разработку и внедрение современных технологий и методик по укреплению здоровья детей и подростков с использованием бальнеоклиматотерапии, средств массовой физической культуры, нетрадиционных методов оздоровления.
Продолжить поддержку и распространение опыта деятельности ВДЦ Орленок и Океан в сфере отдыха, оздоровления, досуга и творчества молодежи. [12]
3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей.
Продолжить формирование системы государственных и негосударственных предприятий и организаций по поддержке и развитию молодежного предпринимательства, а также общероссийской системы молодежных бирж труда в целях содействия трудоустройству молодежи на временную работу и обеспечения вторичной занятости молодежи.
Развивать организационные, финансовые и другие технологии, направленные на решение проблем занятости молодежи, способствовать распространению опыта их применения.
Разработать методические рекомендации по формированию механизмов правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда.
Оказывать информационно-методическое содействие в развитии движения студенческих отрядов и организовывать координацию их деятельности.
Сформировать межведомственный совет по координации деятельности студенческих отрядов в Российской Федерации.
Сформировать в системе профессионального образования сеть региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования. [12] 4. Государственная поддержка молодых семей.
Поддерживать проекты общественных объединений и организаций, направленные на научно-методическое консультирование молодых людей по вопросам семейной жизни.
Сформировать механизмы специального медицинского обслуживания малолетних детей и беременных женщин в возрасте до 30 лет, оказания бесплатной психологической помощи членам молодых семей.
Подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в жилищное законодательство в части определения дополнительных гарантий по выделению целевых субсидий молодым гражданам для строительства или приобретения жилья.
Координировать проведение конкурса по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей ФЦП Жилище 2002-2010 годы.
Сформировать координационный совет по вопросам реализации подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей, входящей в состав Федеральной целевой программы Жилище 2002-2010 годы.
Направить методические рекомендации в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке региональных программ обеспечения жильем молодых семей. [12]
5. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Расширить сеть социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и молодых граждан.
Оказывать всестороннюю поддержку действующим молодежным, студенческим объединениям по развитию волонтерского движения и реализации программ социальной реабилитации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Создать сеть здоровых школ, включить занятия по профилактике асоциальных явлений в школьные учебные программы.
Осуществлять тесное взаимодействие с общественными, религиозными, негосударственными учреждениями, фондами, ассоциациями с целью создания единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Подготовить нормативную правовую базу защиты прав несовершеннолетних и молодежи, принять участие в разработке проекта Федерального закона о ювенальной юстиции в России.
Разработать методические материалы по вопросам профилактики насилия и экстремизма в молодежной среде.
Разработать методические рекомендации по проведению общероссийских и межрегиональных семинаров по вопросам защиты прав и интересов молодежи, социальной адаптации молодежи из групп риска. [12]
6. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.
Обеспечить реализацию в полном объеме Федерального закона О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений.
Продолжить формирование Федерального реестра детских и молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Развивать взаимодействие органов государственной власти и молодежных общественных объединений через сотрудничество с координационными структурами молодежных и детских общественных организаций на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.
Подготовить предложения по совершенствованию условий оплаты труда и социального обеспечения кадров молодежных и детских общественных объединений.
Поддерживать содержательные проекты общественных движений, организаций, ставящих своей задачей совершенствование системы социального обслуживания, оздоровления, отдыха, занятости подростков и молодежи в каникулярное время.
Организовать проведение всероссийских слетов педагогических отрядов, студенческих отрядов правопорядка, Всероссийского конкурса Лидер XXI века.
Усилить общественную составляющую молодежной политики через проведение регулярных встреч с лидерами молодежных, в том числе студенческих, общественных объединений.
Развивать и поддерживать студенческие социальные инициативы, деятельность органов студенческого самоуправления, сформировать и распространить рекомендации по развитию студенческого самоуправления в Российской Федерации.
Продолжить работу по разработке и согласованию межведомственной программы Студенчество России.
Развивать опыт привлечения студентов вузов и ССУЗов для прохождения профессиональной практики и стажировки в органах по делам молодежи субъектов Российской Федерации, учреждениях, организациях, подведомственных органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации, молодежных, детских и студенческих общественных объединениях. [12] 7. Совершенствование управления деятельностью органов государственной власти по реализации государственной молодежной политики.
Подготовить для утверждения Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации Концепцию государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Подготовить проект базового закона о государственной поддержке молодежи в Российской Федерации, устанавливающего приоритетные направления и основные механизмы государственной поддержки молодых граждан на этапе социального становления и вхождения в самостоятельную жизнь.
Разработать и утвердить государственные требования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов сферы молодежной политики.
Организовать проведение эксперимента по контрактной подготовке специалистов для реализации государственной молодежной политики на селе.
Организовать процесс профессиональной подготовки специалистов в сфере детского и молодежного отдыха и оздоровления.
Ввести для студентов педагогических вузов обязательную практику на базе детских оздоровительных учреждений.
Провести на федеральном и региональном уровнях оценку соответствия имеющихся государственных учреждений, работающих с молодежью, поставленным задачам.
Оказывать практическую организационную и методическую помощь созданию и дальнейшему функционированию межрегиональных координационных структур по молодежной политике в рамках федеральных округов.
Разработать новые принципы и программы подготовки кадров специалистов по социальной и социально-культурной работе с молодежью; провести анализ и оценку существующего кадрового потенциала, выработать механизмы профессиональной диагностики и подбора специалистов.
Осуществлять координацию деятельности опорно-экспериментальных центров по кадровому обеспечению государственной молодежной политики.
Разработать проект положения об аттестации специалистов сферы государственной молодежной политики.
Продолжить работу по реализации системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в работе с молодежью, разработать единые принципы и стандартные программы обучения для региональных кадровых центров.
Организовать обеспечение переподготовки и повышения квалификации работников сферы государственной молодежной политики на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, региональных кадровых центров.
Привлечь необходимые организационные и финансовые ресурсы для продолжения формирования инфраструктуры федеральной системы информационного обеспечения молодежи (ФСИОМ).
Развивать сеть региональных и местных молодежных информационно-аналитических центров.
Утвердить концепцию информационного обеспечения молодежи и формирования единого молодежного информационного пространства Российской Федерации.
Обобщить материалы регионов и сформировать банк данных по основным направлениям государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Продолжить практику подготовки ежегодных государственных докладов о положении молодежи Правительству Российской Федерации.
Организовать регулярный сбор информации по проблемам различных категорий молодежи; подготовить программу проведения выборочных исследований по вопросам, характеризующим качество жизни и процессы социальной интеграции молодежи.
Упорядочить издательскую деятельность по вопросам молодежной политики.
Организовать в средствах массовой информации освещение вопросов, связанных с реализацией государственной молодежной политики. [12] Все вышеперечисленные направления являются приоритетными направлениями деятельности комитета молодёжной политики города Сургута. Молодежная политика занимает существенное место в деятельности органов власти города и муниципалитетов. Успешно реализуются программы, направленные на поддержку молодых семей, охрану здоровья, воспитания подрастающего поколения и т.д. В рамках бюджетного процесса значительные средства выделяются на развитие образования, искусства, спорта, туризма, значительную долю в которых занимает именно молодежь.
Заключение
Особой чертой современности является осознание обществом и государством специфической роли и статуса молодежи в политической, экономической, социокультурной действительности. Эффективная государственная политика в сфере решения молодежных проблем является сегодня не только фактором социальной стабильности, но и гарантом безопасности государства в целом.
Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. “Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека”.
Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности.
В работе нами было проведено исследование, с целью характеристики приоритетных направлений деятельности молодёжной политики города Сургута. Ставились следующие задачи: определить сущность понятия молодёжная политика, затем охарактеризовать направления деятельности молодёжной политики. При решении этих задач была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру молодёжной политики и раскрыть её основные функции. В результате чего мы выяснили, что деятельность государственной молодёжной политики - это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. А сущность деятельности государственной молодёжной политики заключается, в определении важнейших целей, задач, приоритетов и мер государственной политики, направленных на обеспечение стратегии государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения.
Также мы выяснили, что наше государство ставит цель перед проводимой молодёжной политикой. Для достижения поставленной цели сформированы четыре задачи. Первая задача основана на том, чтобы обеспечить доступность молодёжи необходимого минимума социальных услуг и товаров, необходимых для социализации и развития. Вторая задача заключается в формировании духовного мира молодёжи, позитивной идеологии и образа жизни - Воспитание патриотизма, морали и нравственности. Третья задача характеризуется противодействием источникам экстремизма, агрессии, насилия и асоциального поведения - Возвращение в общество. И последней, четвёртой задачей является включение социально-значимой активности молодёжи в процессы государственного и общественного строительства - Национальный кадровый резерв. Все вышеперечисленные задачи содержат в себе по несколько направлений основанных на том, чтобы обеспечить преемственность поколений, стабильного развития общества и глобальной конкурентоспособности страны через активную социализацию молодёжи, что, собственно, и является целью государства перед проводимой молодёжной политикой.
Во второй главе работы мы охарактеризовали деятельность комитета по молодёжной политике и определили приоритетные направления деятельности комитета по молодёжной политике города Сургута. Мы более глубоко ознакомились с направлениями молодёжной политики в Сургуте и узнали об их реализации на современном этапе, после чего сделали вывод, что главной целью в реализации государственной молодежной политики в Сургуте на современном этапе, является ее качественное наполнение путем дифференциации, научно-аналитического, адресного подхода, с учетом современных инновационных методов и решений.
Подводя итог работы, нужно сказать, что политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. “Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика в Сургуте выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека”.
Молодежная политика занимает существенное место в деятельности органов власти города и муниципалитетов. Успешно реализуются программы, направленные на поддержку молодых семей, охрану здоровья, воспитания подрастающего поколения и т.д. В рамках бюджетного процесса значительные средства выделяются на развитие образования, искусства, спорта, туризма, значительную долю в которых занимает именно молодежь.
А так же, направления молодёжной политики способствуют активному вступлению в самостоятельную жизнь, включённости в новые социальные отношения, формированию мировоззрения, духовного облика и становлению характера у молодёжи.
Молодежная политика занимает существенное место в деятельности органов власти города и муниципалитетов. Успешно реализуются программы, направленные на поддержку молодых семей, охрану здоровья, воспитания подрастающего поколения и т.д. В рамках бюджетного процесса значительные средства выделяются на развитие образования, искусства, спорта, туризма, значительную долю в которых занимает именно молодежь.
Список использованной литературы
1. Анализ положения молодежи России и состояния разработки и реализации ГМП - С.1;
2. Алещенок, С.В. К проблеме новой концептуализации молодежи / СВ. Алещенок // Методологические проблемы исследования молодежи НИЦ при Институте молодежи. - М.: Институт молодежи, 1998. - С.34;
3. Верховный Совет Российской Федерации // Постановление от 3 июня 1993 г. N 5090-1; Об основных Направления Государственной Молодежной Политики в Российской Федерации. - С.5;
4. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика / И. М Ильинский Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - С.16;
5. Концепция государственной молодежной политики. - М.: Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ, 2002. - С.8;
6. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России // Лисовский, В.Т. Уч. пособие. - СПб, 2000. - С.53;
7. Намлинская О.О. // Научно-практическая конференция Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3. - С.233-234;
8. “Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации”/ Постановление ВС РФ, 1993 г. - С.2;
9. Образование, наука, производство: Концепция государственной молодёжной политики РФ: проект/ Департамент по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации, научно-исследовательский институт Московской гуманитарно-социальной академии - С.11;
10. Рожнов О.А., Луков В.А. // Государственная молодёжная политика и национальная безопасность; Безопасность Евразии. 2006. №3. С.60-69;
11. Стратегия государственной молодёжной политики в РФ до 2012г. // Доктрина молодёжи России // Москва 2002г - С.8;
12. http://ru. adminsurgut;
13. http://www.molod.eduhmao.ru/info/4/6240/
14. depmolpol.ru.