Природа философии

СОДЕРЖАНИЕ: Общественно-истрический характер философской мысли. Роль и значение философии в жизни общества и человека. Теория и метод философии как науки. Диалектика и метафизика, их исторические типы и виды. Структура, предмет, специфика и функции философии.

Реферат

Тема: Природа философии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

2 ТЕОРИЯ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА, ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ВИДЫ

3 СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ

4 ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос—«что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия»[1] .

Философская система представляет собой некоторый индивидуальный смысловой контекст, в глубинном центре которого лежат сокровенные личные убеждения и представления философа. Именно эти личные убеждения и вкусы пронизывают все мировоззрение философа, включаются в качестве субъективных оценок и характеристик во все понятия и принципы его системы, влияют на ту онтологию, которую он создает, и в конечном итоге придают философской системе тот личный, неповторимый оттенок, который отличает ее от всякой другой системы. Налагая этот контекст на свое окружение, философ создает мир своей индивидуальной жизни - тот мир, в котором он живет и действует. Вещи и события этого мира ему понятны - они наполнены определенным смыслом, поставлены в определенные отношения к личности философа. И хотя далеко не каждый философ живет в соответствии со своими внутренними убеждениями, тем не менее общественное поведение философа в существенной мере определяется его миропониманием.Таким образом, философия есть разновидность мировоззрения[2] .

М.К. Мамардашвили замечает: «Существуют предметы и существует еще бытие существующего. На первый взгляд, очень странная вещь, указывающая на то, что есть, видимо, еще нечто в мире, что требует своего особого языка для того, чтобы это «нечто» выразить. И этот особый язык... есть метафизика. Или философия, что в данном случае одно и то же»[3] .

«Философия всегда играла важную роль — говорит академик В.А. Садовничий. Она не только осмысляла свою эпоху, но и указывала пути дальнейшего развития человечества. В конце 20 – начале 21 века влияние философии еще более возросло. В Европе и Америке начался философский бум. Философия стала действительно публичным феноменом, одним их важнейших факторов общественной жизни. Философы уже не замкнуты в своем профессиональном сообществе: к их аргументам прислушиваются политики и широкие общественные круги[4] .

Цель и задачи работы: определить предназначение философии, выделить ее общественно-исторический характер, рассмотреть теорию и методы философии, а также ее структуру и функции.


1 ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины»[5] . Итак, согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 — ок. 483 до н.э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа — научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных, доводах и посылках, на подмене понятий.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются[6] .

По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания»[7] .

Понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341—270 до н.э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют»[8] .

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Во второй половине XIX — XXвв. возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Открывающаяся нашему мысленному взору общая картина философских раздумий говорит о напряженном поиске ответов на принципиальные, волнующие людей вопросы о мире и о себе, и она же свидетельствует о многообразии точек зрения, подходов к решению одних и тех же проблем.

Постепенно зрело понимание того, что самые серьезные философские вопросы в принципе невозможно решить раз и навсегда, дать на них исчерпывающие ответы. Недаром великие умы приходили к выводу, что философствование есть вопрошание.

Итак, поиск ясного понимания и решения философских проблем не завершен. Он будет продолжаться, пока живут люди. Существенно продвинуться в понимании природы философской мысли (расширить рамки ее рассмотрения, взять крупным планом, притом в развитии, динамике) позволили успехи в изучении общества, формирование исторического взгляда на общественную жизнь и концепции культуры. Возможности нового видения философии открыл исторический взгляд на общество и его духовную культуру, сформированный Гегелем. Суть изменения состояла в рассмотрении философии как особой формы общественно-исторического знания. Такой подход принципиально отличался от ранее сложившейся традиции поиска вечных истин, хотя и не порывал с наследием прошлого.

Что же пришлось переосмыслить в складывающемся веками образе философии? В предшествующей традиции прочно закрепилось представление о философском разуме как носителе высшей мудрости, как верховной интеллектуальной инстанции, позволяющей глубинно постигать вечные принципы мироздания и человеческой жизни. В свете исторического подхода к обществу в значительной мере утрачивало силу и представление об особом, сверхисторическом, надвременном характере философского разума. Всякое сознание, включая и философское, представало в новом свете. Оно осмысливалось как выражение исторически изменяющегося бытия, само вплетенное в исторический процесс и подверженное различным его воздействиям. Отсюда следовало, что мыслителям, живущим (и формирующимся) в определенных исторических условиях, крайне трудно вырваться из них, преодолеть их влияние и возвыситься до безусловного и вечного чистого разума[9] (Кант). В перспективе истории философия толкуется как духовная квинтэссенция эпохи (Гегель)[10] . Но здесь возникает одно принципиальное затруднение. Поскольку эпохи заметно отличаются одна от другой, то и философская мысль (как выражение изменяющегося бытия) сама оказывается подверженной историческим трансформациям. Но тогда ставится под вопрос сама возможность мудрости, возвышающейся над всем тленным, преходящим. Выходом из такой ситуации все же представлялся поиск особой - чистой, абсолютной позиции, не затронутой ветрами перемен, такой культуры мышления, которая - при всех исторических перипетиях - позволяет возвыситься до философского Абсолюта.

Между тем включение философии в комплекс общественно-исторических дисциплин, то есть дисциплин, относящихся к общественной жизни, рассматриваемой как история, позволяет глубже и полнее пояснить ее специфику.

В свете постижения философии как общественно-исторического явления предложенную ранее схему отношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом: человек не вынесен за рамки мира, он - внутри него; ближайшим бытием для людей выступает общественно-историческое бытие (труд, знания, духовный опыт), которое опосредует, преломляет отношение людей к природе, поэтому границы в системе человек - общество - природа подвижны. Философия раскрывается как обобщенная концепция жизни общества в целом и различных его подсистем - практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, включая и естествознание, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы.

Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве, взаимодействии, развитии всех ее составляющих осуществляется сегодня в рамках культурно-исторического подхода. Такой подход позволил выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироосмысления.

Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира, которая всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

2 ТЕОРИЯ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА, ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ВИДЫ

Философия представляет собой теоретическую форму сознания, развивающуюся с опорой на науку. Это означает, что философские проблемы имеют статус, соответствующий теоретическому уровню познания, который связан с действительностью опосредствованно — через пласт эмпирического (опытного) знания. Теоретическое исследование развивается относительно самостоятельно, имеет мощный внутренний источник развития, кроющийся в предшествующем знании, обладает свойством критичности, направлено в основном на совершенствование своих методов и приемов.

Создание любой теории, в том числе и философской, — это процесс, развертывающийся согласно канонам теоретического познания, с выдвижением гипотезы, прогнозов, определением следствий, использованием фактов науки и практики для их подтверждения. Исходная гипотеза философской теории состоит в решении вопроса о субстанции, что только и может создать предпосылки мышления “единства мира”[11] .

Основными методами философии являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики).

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Готт В. С. и др.)

В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез».

Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Метафизический метод в философии возникает в эпоху Нового времени, когда под воздействием бурно развивающегося экспериментального естествознания изменяется не только картина мира, но сущность и направленность философской рефлексии.

Философия с точки зрения мыслителей этой эпохи призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы научного, экспериментального ее исследования в целях развития техники и цивилизации на благо человека. Переоценка роли философии в связи с потребностями научного познания, а также критика средневековой диалектики как схоластического метода ведения диспута привели к становлению наукоцентричного метафизического метода философствования.

Благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.


3 СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ

Онтология: философское учение о бытии как таковом. В философии со времен Античности различают бытие и сущее.

Благодаря древнегреческому философу Пармениду происходит формирование онтологии как философского знания о реальности, не сводимой к материально-чувственным вещам. «Философия, - писал испанский философ ХХ в. Х.Ортега-и-Гассет, - возникает не по причине полезности и не из беспричинного каприза. Она есть охота за единым. Почему мы не довольствуемся тем, что нам открывается в мире без всякой философии, тем, что уже есть и находится перед нами? Да просто потому, что все существующее и данное нам – это в сущности только осколки и фрагменты. Глядя на них, нельзя не заметить, не почувствовать изъяна. В любой данной нам вещи можно обнаружить, что это только часть, увидеть глубокий след излома, рубец его онтологического увечья. Вглядываясь в любой предмет, можно увидеть, что это только фрагмент, к которому необходимо домысливать дополняющую его реальность. Даже если брать не определенную вещь, а материю, которая, кажется служит основой всего, то и тут возникает подозрение, что она не является самодостаточной, она не может сама положить начало своему существованию. Этим она обязана какой-то другой силе. Так же как, видя летящую стрелу, я не могу не вспомнить о пославшей ее руке. То же касается реальности внутри нас: в каждый момент мы видим лишь ничтожную часть нашего внутреннего бытия. Мы не видим своего полного настоящего Я, которое скрыто от нас»[12] . Даже мир в целом является лишь огромным, колоссальным фрагментом. Все это вынуждает нас философствовать. Философствовать – значит искать целостность мира, нечто, не являющееся тем, что нам дано.

Онтология как раздел философского знания дает совокупность всеобщих определений бытия, характеризующих его безотносительно к деятельности людей, их познанию и мышлению.

Гносеология: философское учение о познании. Эта часть философии изучает общие характеристики процесса познания и его результат – знание. Большое значение для становления гносеологии имело введенное Парменидом различение знания об истинах бытия, источником которого является разум, и мнения об иллюзорных «единичных вещах», источником которого являются чувственные восприятия. Собственно основная гносеологическая проблема сформулирована старшим софистом Горгием, который обратил внимание на различие онтологических статусов предмета мысли и мысли о предмете. Поэтому уже в античной греческой философии прослеживается тесная связь между гносеологией и онтологией как разделами философии.

В философии Нового времени анализ знания и познания обычно осуществляется в рамках общего учения о «человеческом разуме». При этом, во многом благодаря работам Ф.Бэкона, на первый план выходит проблема метода получения истинного знания. С середины XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина. Во второй половине ХХ в. для обозначения гносеологической проблематики часто стали использовать англоязычный термин «эпистемология» («эпистема» – знание).

Аксиология: философское учение о ценностях.

Ценность – это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношении. Здравый смысл подсказывает нам, что разные эпохи, разные народы, разные люди имеют свои, часто несовместимые, ценности. Отсюда распространено мнение об относительном характере ценностей. Так ли это? Существуют ли общечеловеческие (общезначимые) ценности? На эти и им подобные вопросы и должна давать ответы аксиология.

Философско-логические основания учение о ценностях впервые разрабатывает Платон. Разграничив два типа бытия, – «мир вещей» (чувственная реальность) и «мир идей» (сверхчувственная, умопостигаемая реальность), – он создает учение о Едином. Едионе (у Платона) – это первооснова, объединяющее первоначало, задающее целостность (единство) многообразным проявлениям Бытия. Функциональным аспектом Единого у Платона выступает Благо. Едионе в аспекте Блага является одновременно и первоначалом Бытия (онтология), и основанием истинности (гносеология), и условием ценности, т.е. того, к чему следует стремиться человеку с позиции добра и красоты (аксиология). То, что представляет действительную (а не мнимую) ценность, соответствует Благу – единству истины, добра, красоты.

Представление о единстве Бытия и Блага, введенное Платоном, является господствующим в последующей античной и средневековой европейской философии. Понятие «ценность» как собственно философское понятие начинает разрабатываться с конца XVIII в., так как к этому моменту возникает сомнение в правомерности отождествления Бытия и Блага. Так, И.Кант утверждал, что ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Однако Канту не удалось создать основоположения аксиологии как самостоятельной философской дисциплины, поскольку он не смог предложить единое основание для системы ценностей. Основанием для нравственных ценностей у него является вера, для эстетических ценностей – чувство удовольствия, «свободное от всякого интереса».

Основания аксиологии впервые создал Р.Г. Лотце в середине XIX в. Лотце поставил задачу обосновать истинность познания с помощью понятия «объективной значимости» логических и математических истин. В рамках гносеологической проблематики он обосновывает понятие «значимости», придавая ей объективный характер, осуществляя аргументированную критику субъективизма и релятивизма в понимании значимости. В общем становление аксиологии происходит в рамках неокантианства, утверждающего, что ценности существуют не в виде неких «вещей» (т.е. не обладают собственным существованием), а в виде «значимостей» – значений, которые управляют человеческой деятельностью, воплощаются в деятельности человека.

Можно указать несколько основных сфер значимостей: ценности истины (логика, наука), ценности морали (этика), ценности красоты (эстетика, искусство), ценности права (юриспруденция), ценности религии (вера).

Философия природы (натурфилософия). Философия природы – область философии, исследующая структуры и уровни организации материального мира (природы). Бытие природы – это часть объективной реальности, которая включает единство природы и человека как природного существа. Природа (в широком смысле) – это весь материальный мир в многообразии его форм. Природу рассматривают также как совокупность разнокачественных материальных систем – физических (не живых), биологических (живых) и социальных. В широком смысле природа включает в себя и общество, и человека. Природа (в узком смысле) – это та предметно-вещная среда, которая противостоит обществу (человеку). Предметом философии природы является природа как совокупность материальных систем, качественно отличных от систем социокультурных.

Философия общества (социальная философия). Реальность, которая возникает в связи с человеком и его деятельностью, характеризуется особенностями, которые позволяют рассматривать эту реальность как особый предмет познания. Чаще всего эту реальность обозначают как «социальное», или «общество», в противоположность «биологическому» и «физическому», или «природному» (в узком смысле). Социальное (в широком смысле) – система, обеспечивающая жизнедеятельность человека как особого надприродного существа, системная совокупность явлений и процессов, выделяющих «мир человека» из «мира природы».

«Социальное» в данном случае является синонимом таких философских понятий, как «общество», «социальная форма движения материи». Поскольку общество изменяется (развивается) во времени и пространстве, история человечества стала предметом философского рассмотрения. Философия истории – это философская дисциплина, исследующая онтологию исторического процесса, последовательность исторических эпох, проблему исторического прогресса, «смысла истории», а также гносеологические и логико-методологические проблемы исторической науки.

Философия культуры. Философия культуры – философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и развития и во всем многообразии ее структурных спецификаций. Формирование философии культуры относят к концу XVIII – началу XIX вв.

В широком смысле к культуре относят все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой (без участия человека). Однако такое противопоставление «культура-природа» не позволяет различить культуру и общество. Выделение проблематики культуры из проблематики социального связано с уточнением того, что такое культура в отличие от общества? П.А.Сорокин, сформулировав понятие простейшего социокультурного явления, рассматривал социальное как прямую противоположность культуры. Общество представляет собой социокультурную систему, единство социального и культурного. К социальной подсистеме он отнес взаимодействующих людей, к подсистеме культуры – нормы, ценности и значения, руководствуясь которыми люди совершают действия и которыми они обмениваются в процессе совместной деятельности (взаимодействия)[13] .

Формирование философии культуры инициировало появление ряда новых философских дисциплин – философии языка, философии мифа, философии религии и др.

Философия науки. Философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, специфику научного знания, науку как социальный институт. Как особое направление философия науки возникает в середине XIX в., когда научно-познавательная деятельность становится самостоятельным предметом философских исследований. Философия науки сложилась во второй половине ХХ в., когда актуализировались исследования социокультурных функций науки в контексте научно-технического прогресса и обнаружения его негативных последствий.

4 ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.

1. Мировоззренческая функция философии связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, — это указать на двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.

2) Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. –

3) Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

4) Наконец, нельзя не упомянуть функцию философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.

5) Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

6) С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

7) Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты, реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

8) С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В.Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos — смысл, и therapeia — лечение) — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью»[14] . Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Надо отметить, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы:

Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. Это и определяет основные проблемы, находящиеся в центре философского осмысления.

Философия играет важную роль в жизни общества и человека.Эта роль определяется, прежде всего, тем, что философия выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции - мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая. Это основа функционального назначения философии.

Познавательная функция преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.

Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта.

Критическая функция философии выполняет задачи преодоления устаревших догм и взглядов.

Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

Рассматривая роль философии в обществе, можно видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.

Таким образом, философия – это социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней. В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972.

2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. М., 2002.

3. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994.

4. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. Т. 3.М., 1990.

5. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию М., 1990.

6. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001.

7. Новая философская энциклопедия: В 4т. М., 2001.

8. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

9. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующем мире. // Вопросы философии. 2006. №2.

10. Селиванов А.И. Метафизика в культурологическом измерении. // Вопросы философии. 2006. №3.

11. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992.

12. Философия в современной культуре: новые перспективы. // Вопросы философии. 2004. №4.

13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

15. Фролов И. Т. Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

16. Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. М., 2004.


[1] Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993. С. 5.

[2] Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001.

[3] Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию М., 1990.

[4] Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующем мире. // Вопросы фи­лософии. 2006. №2.

[5] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фило­софов. М., 1986. С. 309.

[6] Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972. С. 245.

[7] Там же. С. 247.

[8] Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972. С. 251.

[9] Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. Т. 3.М., 1990. С. 571.

[10] Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. СПб, 1993-1994. С. 213.

[11] Фролов И. Т. Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

[12] Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

[13] Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992.

[14] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 160.

Скачать архив с текстом документа