Привлечение иностранных инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание 1. Какие факторы могут способствовать привлечению иностранных инвестиций в Россию …..3 2. Тестовые задания …..6

Содержание

1. Какие факторы могут способствовать привлечению иностранных инвестиций в Россию……………………………………………………………..3

2. Тестовые задания………………………………………………………..6

3. Практическое задание………………………………………………….10

Библиографический список………………………………………………13

1. Какие факторы могут способствовать привлечению иностранных инвестиций в Россию

Инвестиции – это вложения в капитал, как в денежный, так и в реальный, с целью его наращивания и/или совершенствования для увеличения доходов.

Чтобы оценить проблемы, существующие при привлечении иностранных инвестиций в России, необходимо рассмотреть три базовых фактора лежащие в основе планирования и реализации инвестиций.

Факторы инвестиций:

- выручка;

- издержки;

- ожидания инвесторов

Выручка

Инвестиции приводят к увеличению выручки, если их результатом становится увеличение дохода от реализованной продукции. Следовательно, в масштабах макроэкономики страны совокупный объем выпуска (ВВП) оказывает важнейшее влияние на инвестиции. При сравнительно низком выпуске продукции и недозагруженности потенциала имеющихся производственных мощностей у производителей отсутствует стимул к их наращиванию и происходит снижение уровня инвестиций. Наоборот, при росте выпуска, например обусловленного устойчивым ростом спроса на продукцию, производители стремятся расширить свои производственные возможности, в том числе, за счет ввода новых мощностей и модернизации действующих. Следовательно, происходит рост инвестиций.

Таким образом, инвестиции зависят от выручки, которая в свою очередь зависит от состояния общеэкономической активности. Колебания ВВП оказывают непосредственное влияние на динамику инвестиций. Эти зависимости легли в основу принципа акселерации, согласно которому изменение уровня инвестиций в основном определяется темпами изменения совокупного выпуска.

Издержки

Издержки инвестирования являются вторым важнейшим фактором, определяющим уровень капиталовложений.

Объекты инвестиционной деятельности обычно используются в течение длительного периода времени и расчет издержек, связанных с инвестициями является намного более сложным, чем расчет, например, издержек производства конкретных видов продукции. Это связано с необходимостью прогнозирования и учета различных факторов (инфляция, стоимость банковского кредита, курсы валют и пр.), влияющих на стоимость привлекаемых средств на протяжении довольно продолжительного периода времени.

Оценка стоимости (издержек) инвестиций осуществляется через оценку стоимости привлекаемых средств, т.е. через процент на привлекаемый капитал. Как правило, в инвестиционном процессе используются заемные фонды и ставка процента (стоимость этих фондов) служит для расчета инвестиционных издержек. Показатель стоимости банковского кредита (например, ставка рефинансирования) часто используется инвесторами и для оценки стоимости инвестиций, осуществляемых из собственных средств (анализ альтернативных издержек).

Таким образом, повышение стоимости заемных фондов (ставки банковского кредита), ведет к удорожанию инвестиций, что, в конечном счете, приводит к снижению их уровня.

Регулирование Центральным Банком ставки рефинансирования оказывает прямое влияние на стоимость инвестиций.

Другим элементом, влияющим на стоимость инвестиций и, соответственно, на инвестиционный процесс, является налоговая политика государства. В общем случае, повышая налог на прибыль государство тем самым уменьшает располагаемый доход предприятия и снижает его инвестиционные возможности и стимулы к инвестированию. Снижение ставки налога на прибыль в целом способствует росту инвестиций и оживлению экономики. Введение специальных ставок налогообложения, например снижение налога на прибыль в конкретных отраслях, или освобождение от налога доли прибыли предприятий, идущей на инвестиции, сокращает издержки и поощряет инвестиции.

Ожидания инвесторов

Фактор ожидания инвесторов является более субъективным, поскольку в значительной степени отражает личную уверенность или неуверенность конкретных владельцев инвестиционных средств. Вместе с тем, влияние этого фактора на инвестиционную активность очень велико, и зачастую ничуть не меньше влияния других факторов, о которых говорилось выше.

Инвестиции являются вложением средств, результат которого будет ясен после (часто значительно позже) того периода, когда средства расходуются. Поэтому инвестиции всегда связаны с риском, который необходимо правильно спрогнозировать, проанализировать и учесть при планировании капиталовложений. При принятии решения, наравне с другими факторами, инвесторы учитывают общий прогноз экономической конъюнктуры в регионе, где осуществляются инвестиции. Если экономика находится на спаде, и прогноз говорит о возможной депрессии, то капиталовложения в данном регионе могут оказаться убыточными и инвестор скорей всего откажется от проекта. По крайней мере, до изменения конъюнктуры. И наоборот, подъем в экономике и прогнозируемый рост деловой активности привлекут интерес инвесторов и окажут стимулирующее воздействие на их планы.

Огромное влияние на ожидания инвесторов оказывает также состояние правовой базы для инвестиционной деятельности.

2. Тестовые задания

2. Какие регионы рассматриваются иностранными инвесторами в качестве наиболее привлекательных для вложения капитала?

А) Республика Коми, Республика Тыва.

Б) Республика Карелия, Псковская область.

В) Санкт-Петербург, Московская область.

Г) Кабардино-Балкарская Республика, Кемеровская область.

Высокая неоднородность инвестиционного пространства России является одной из особенностей ее экономики. Поэтому анализ и оценка степени благоприятности инвестиционной привлекательности регионов как одной из составляющих инвестиционного климата в стране представляет огромный научный и практический интерес.

Необходимо оговориться, что речь идет, прежде всего, о крупных финансовых центрах, а также о территориях, где промышленность имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Это города Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и другие.

Ответ: В

9. Каковы важнейшие общие черты МФК и МБРР?

А) Обе организации выдают кредиты под гарантии правительства.

Б) И та и другая входят в Группу Всемирного банка.

В) Обе организации были созданы в 1944 г.

Г) И та и другая не работают в России.

Группа Всемирного банка - пять организаций, созданных в разное время и объединенных функционально, организационно и территориально, целью деятельности которых является в настоящее время оказание финансовой и технической помощи развивающимся странам. В Группу Всемирного банка входят следующие организации:

Международныйбанкреконструкциииразвития - МБРР

Международнаяассоциацияразвития - МАР

Международнаяфинансоваякорпорация - МФК

Многостороннееагентствопогарантииинвестиций - МАГИ

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) образован в 1944 г. Роль МБРР состоит в финансировании средне- и долгосрочных проектов развития инфраструктуры в странах-реципиентах, в поддержке программ облегчения болезненных последствий реализации стабилизационной и адаптационной экономической политики для беднейших слоев населения.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых из развивающихся стран.

Ответ: А, Б

16. По какой причине Россия была принята в состав членов Парижского клуба?

А) Россия обязалась вернуть все свои долги к концу 2005 г.

Б) Россия также является крупнейшим кредитором.

В) Россия пригрозила вторжением на территории Франции.

Г) Парижский клуб заинтересован в странах третьего мира, которые являются должниками России.

Россия полностью погасила долг бывшего СССР летом 2006 года перед Парижским клубом кредиторов. Общая сумма выплат составила 23,737 миллиарда долларов.

Сам факт вступления России в Парижский клуб — явление для нас и для Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по задолженности, во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможности проводить в отношении стран-должников разработанной им программы.

Ответ: А

23. Долговые обязательства РФ погашаются в срок, не превышающий

А) 5 лет;

Б) 30 лет;

В) 50 лет

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Ответ: Б

30. Согласно условиям соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций, все споры должны разрешаться на основе взаимных консультаций или проведения переговоров в течение:

A) регламентированного срока, устанавливаемого на основе взаимной договоренности.

Б) единого регламентированного срока, установленного для всех стран.

В) не регламентированного срока.

Если спор не может быть разрешен путем переговоров в течение шести месяцев с даты письменного уведомления любой из сторон спора о его разрешении путем переговоров, то он может быть передан по выбору инвестора на рассмотрение: суда государства-реципиента; международного коммерческого арбитража при торговой палате любого государства, согласованного участниками спора; арбитражного суда.

Если спор не будет урегулирован путем консультаций и переговоров в течение шести месяцев с даты официальной письменной просьбы об их проведении, направленной одной из заинтересованных Сторон другой заинтересованной Стороне, то, при отсутствии иной договоренности между заинтересованными Сторонами относительно способа разрешения спора, любая из таких Сторон может обратиться для рассмотрения спора в Суд ЕврАзЭС. Суд ЕврАзЭС выносит решение по спору в соответствии со своим регламентом. Такое решение является окончательным и обязательным для всех Сторон.

Ответ: A

3. Практическое задание

Объем инвестиций стран СНГ в экономику России

табл. 1

Инвестиции в экономику России государств-участников СНГ

(тыс. долларов США)

Накоплено на конец 2003 года В том числе
Всего В % к итогу прямые портфельные прочие

Всего инвестиций

из них:

1127624 100 1042430

59498

25696
Азербайджан 111 0,0 - 10 101
Армения 139608 12,4 137872 - 1736
Белоруссия 709700 63,0 707162 37 2501
Грузия 392 0,0 385 - 7
7Казахстан 7003 0,6 1047 - 5956
Кыргызстан 55 0,0 9 - 46
Молдавия 169751 15,1 145276 24469 6
Таджикистан 402 0,0 402 - -
Туркмения 118 0,0 2 - 16
Узбекистан 1993 0,2 1933 - 60
Украина 98591 8,7 48342 34982 15267

Из государств-стран СНГ наибольшие объемы накопленных инвестиций в России на конец 2003 года были осуществлены Белоруссией (63% от общего объема инвестиций государств-участников СНГ), Молдавией (15,1%), Арменией (12,4%) и Украиной (8,7%). Причем если инвестиции в российскую экономику осуществлялись в виде прямых инвестиций в наибольшей степени Белоруссией (67,8% от общего объема накопленных в России прямых инвестиций, поступающих из стран СНГ), то Украина предоставила России больше прочих инвестиций (59,4% от общего объема накопленных в России прочих инвестиций, поступающих из стран СНГ).

Проведенный количественный анализ поступления иностранных инвестиций в российскую экономику в период проведения экономических реформ свидетельствует о недостаточной и неравномерной активности иностранных инвесторов. Потенциальные возможности экономики России как объекта для привлечения иностранных инвестиций, существенно выше существующего в настоящее время положения дел в этой сфере.

В целом объем иностранных инвестиций и, в первую очередь, прямых инвестиций не отвечает основным показателям, характеризующим экономику России: объем производства и емкость национального рынка, обеспеченность полезными ископаемыми и природными ресурсами, наличие квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы и другие.

Импорт инвестиций в экономику России значительно меньше, чем экспорт капитала из России.

Отраслевая и региональная структура также являются неудовлетворительными. Приоритетными для иностранных инвесторов являются отрасли добывающей промышленности и торговля, что способствует формированию неэффективной структуры российской экономики. Не следует исключать, что в перспективе это может потребовать значительных средств для структурной перестройки экономики. Изменения отраслевой структуры не свидетельствуют о формировании финансовых потоков в направлении реального сектора экономики. Такая отраслевая структура не формирует условия для ускорения технического прогресса и экономического роста.

Региональная структура подтверждает, что основная часть иностранных инвестиций сосредоточена в небольшом числе регионов и не способствует выравниванию их социально-экономического развития.

Сложившаяся в экономике страны к концу 2003 года ситуация достаточно благоприятна для активизации притока иностранных инвестиций. Однако для реализации этих возможностей необходимо осуществить комплекс мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в стране и повышения доверия к России со стороны иностранных инвесторов.

Библиографический список

1. Журнал Эксперт N45 (445)

2. ФЗ №39-ФЗ от 25.07.1999г. «Об инвестиционной деятельности в РФ

осуществляемый в форме капитальных вложений»

2. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции М.: Институт современной

экономики 2004 г.

3. Игошин Н.В. Инвестиции уч. М.:Юнити-Дана 2002 г.

4. «Поиски критериев благоприятного инвестиционного климата» МЭ и МО №1

2001 г.

5. Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России. Правовые формы

привлечения и защиты М.: ЮристЪ 2003

6. Савчук В. и др. Анализ и разработка инвестиционных проектов. – Учебное пособие. — К. 2005

7. Журнал «Экономика и управление», № 2 – 2002, № 1 – 2004.

Скачать архив с текстом документа