Проблема регулирования естественных монополий в России
СОДЕРЖАНИЕ: Причины возникновения дисбаланса на рынке естественных монополий, субъектный состав отношений на нем. Влияние государственного регулирования на естественные монополии в России. Разработка рабочего плана исследования, его краткое описание и назначение.Курсовая работа
На тему:
Проблемы регулирования естественных монополий в России
Санкт-Петербург 2010 год
Введение
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, в которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Отсутствие или слабая конкуренция ведут к внутренним проблемам рынка, которые сказываются на конечных его показателях.
Для удобства описания проблемы следует дать определение понятия естественная монополия, чтобы в дальнейшем можно было от него исходить. Предпочтительнее следующее определение: естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения удельных (на единицу продукции) издержек по мере увеличения объемов производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска продукции у единственного производителя. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек. Активы, воплощенные в проложенных параллельно железных дорогах, телефонных линиях связи и т.п., исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы на другие рынки. Продать такие активы будет практически невозможно, а потенциальная выручка от реализации в случае демонтажа не покроет издержек.
Вышеприведенное определение показывает всю сложность регулирования естественных монополий на современном рынке России. Актуальность данной проблемы характеризуется тем фактом, что данный вид монополий очень сильно влияет на состояние рыночных отношений внутри страны. Так как данная проблема относится к проблемам управления социальным развитием региона (Федерального округа, экономического района, субъекта Р.Ф.) она имеет ключевое значение для большинства слоев населения. Проблемы государственного регулирования социально-экономических процессов напрямую связаны с вопросом регулирования естественных монополий так, как социальная сфера неразрывно связана с экономической составляющей.
Актуальность связана так – же с тем фактором, что значительное влияние на экономическое состояние России в кризисный период 2008–2009 оказали участники естественных монополий. Сложилась такая ситуация, когда крупные предприятия – монополисты и естественные монополии практически всегда имели и имеют потенциальную возможность своими анти – рыночными действиями не только создавать кризисные явления в экономике, но и всячески дискредитировать саму политику проведения рыночных реформ. В странах с развитой рыночной экономикой такие действия хозяйствующих субъектов давно уже подвергаются ограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства. В таких странах правительству в некоторых случаях приходится принуждать монополиста принять встречные условия для того, чтобы избежать общественных волнений и беспорядков.
Таким образом, можно говорить о возможном полном контроле государства над естественными монополиями. В кризисных ситуациях экономика любой страны нуждается в инвестициях и государственном регулировании, но если мы говорим о естественных монополиях, то мерами государственного регулирования можно предупредить развития на внутреннем рынке страны кризисных ситуаций. А, как известно, страна с прочными внутриэкономическими связями и слаженным механизмом взаимодействием меньше подвержена влиянию неизбежного мирового экономического кризиса.
Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако, в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации.
Повышение эффективности государственного регулирования цен в отраслях, которые принадлежат естественным монополиям – одна из наиболее актуальных задач, стоящих в настоящее время перед руководством Российской Федерации.
В данной работе будет проведено исследование на тему монополизации рынков вообще и проблем монополизации в частности. Для следующего исследования использую два метода исследования: экспертный опрос и анализ документов. Данные методы показались мне наиболее удобными и подходящими в связи со своей актуальностью, в первом случае, и достоверностью, во втором. Использование данных методов так – же обусловлено условием актуальностью и научным подходом к формированию информации, которая будет получена от экспертов по вопросам экономической и социологической составляющей общественных процессов.
Целью данной работы необходимо считать проведение анализа по доступным данным и проведение на основании этих данных исследования социальной проблемы. Проанализировав материал, можно будет представить себе социальную проблему как нечто целое и в то же время как частное, относящееся к конкретному примеру.
1. Естественные монополии в России
1.1 Причины возникновения дисбаланса на рынке естественных монополий
Естественные монополии появились в России практически одновременно с европейскими аналогами, однако их развитие не было столь значительным. Интенсивное развитие естественных монополий началось после окончания Первой мировой войны. Оно происходило уже в рамках административно – командной системы, т.е. в условиях беспрецедентно высокого вмешательства со стороны государства в их деятельность, что обусловило целый ряд уникальных, по сравнению с рыночной моделью, отличий. По мере развития рыночных элементов хозяйствования в России в 80–90 гг. XIX века и начала реформирования в начале XX века многие из этих особенностей российских естественных монополий сохранились до сих пор по технологическим и другим причинам. Исследование этих особенностей является крайне важным на современном этапе развития рыночной экономики.
Проанализируем более подробно историю формирования естественных монополий в нашей стране. Первые естественные монополии возникли в начале 80-гг. XIX века. Среди них особое место занимал «Союз рельсовых фабрикантов», образованный в 1882 году при непосредственном участии государства. К началу 90-гг. XIX их насчитывалось более 50. Это были различные союзы и соглашения в промышленности и на водном транспорте, роль которых в экономике до начала XX века была не велика.
Дальнейшее развитие естественные монополии получили в новом тысячелетие. Значительное увеличение числа монополистических объединений, таких, как «Продамет», «Медь», «Продуголь», «Продвагон» и т.д., стало своеобразным ответом экономики России на промышленный кризис 1900–1903 гг. Сокращение промышленности в этот период составило 5–6%, что позволило В.И. Ленину сделать вывод о начале новой фазы развития капитализма, т.е. констатировать перерастание домонополистического капитализма в империализм, к характерным чертам которого он относил развитый монополизм. В этот период в результате слияния финансовых институтов и промышленности появляются первые финансово – промышленные монополистические группы.
В годы первой мировой войны увеличилась мощь монополий, особенно связанных с военными нуждами, общее число которых составило около 200 компаний. Однако естественные монополии ещё не вышли на первый план, и крупнейшими монополиями были такие компании, как «Металлургический комбинат», «Джутовый синдикат», «Организация Ванкова», «Организация Ипатьева» и др.
Причины возникновения дисбаланса на рынке
В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации в России на этапе 1992–1994 гг. не только достаточно конкретно определился круг естественных монополий, но и был разработан проект Федерального закона «О естественных монополиях». Первоначально в этот законопроект были также включены нормы, связанные с государственной монополией на производство и оборот отдельных видов продукции. Однако в последствии стало очевидно, что государственные монополии – предмет особого законодательства. Таким образом, в России произошел перелом во властных структурах, который привел к возникновению большого числа рабочей силы и развитию промышленного производства. Стали активно развиваться фабрики и заводы, начала расти экономика страны. Рост экономики был обусловлен формирование на рынке страны относительно свободной внутренней среды такого отраслевого производства как промышленности. Власти страны начинают полностью контролировать такие монопольные отрасли как: производство и передача электроэнергии; крупное промышленное производство, машиностроительное и приборостроительное производство; добыча, переработка и транспортировка углеводородов; железнодорожные, авиа и автотранспортные перевозки, а так же отдельные подотрасли связи. Вопросы функционирования, реорганизации и повышения эффективности деятельности естественных монополий в России в последнее время находится в центе внимания политиков, экономистов, ученых. Особые условия функционирования естественных монополий предопределили необходимость выделения их в особую сферу государственного регулирования.
В 1994–1995 гг. цены российских предприятий в отраслях естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Сложившаяся на рынке ценовой дисбаланс, непредсказуемость поведения и действий субъектов естественных монополий активизировали усилия по принятию закона, регулирующего деятельность Е.М, и ФЗ «О естественных монополиях» был принят Государственной Думой 19 июля 1995 г. Законопроект о Е.М. преодолевал два президентских вето. Один из краеугольных камней проекта – включение в него Е.М., относящихся к ведению субъектов РФ. Поэтому принятый Закон распространяется только на субъекты Е.М., регулируемы на федеральном уровне:
- Транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- Транспортировку газа по трубопроводам;
- Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- Железнодорожные перевозки;
- Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.
Отсутствие отработанных механизмов контроля над деятельностью этих отраслей в 1992–1994 гг. привело к взрыву инфляции, а с 1995 г., когда монетарными мерами обращения инфляция стала подавляться, – к быстрому росту неплатежей и сокращению производства в перерабатывающих отраслях. Несмотря на постоянную законотворческую деятельность государственных органов, направленную на создание системы регулирования деятельности естественных монополий, последние до настоящего времени вынуждают своих потребителей оплачивать продукцию по неоправданно высоким ценам и тем самым продолжают удерживать Россию в состоянии глубокого экономического кризиса. Поэтому очевидно, что задача совершенствования механизмов формирования тарифов на продукцию естественных монополий требует немедленного решения.
Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Таким образом, данные отрасли являются стратегически важными для государства и внутреннего рынка страны. Функционирование естественных монополий как отдельных от государства экономических структур не возможно в силу большого влияния на каждодневные потребности общества в оказываемых этими монополиями услугах. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков. По этой причине в таких странах как Англия, Германия, Франция, Испания, Греция и т.д., функционирование рынка естественных монополий сконцентрировано в руках частных компаний, что негативно сказывается на регулировании государством цен на тарифы. Примером может служить частые забастовки населения этих стран, как потребителей услуг, так и работников компаний предоставляющих услуги, связанные с высокими тарифами, невыгодными условиями которые диктуют монополисты. Компании – монополисты в свою очередь были вынуждены поднимать цены на услуги в связи с последствиями экономического кризиса, который значительно повлиял на европейский рынок. Последствия были бы менее значительными, если государство могло регулировать цены на отдельные виды монопольных услуг этих компаний.
Вышеприведенный пример наглядно демонстрирует зависимость такой капиталоемкой части экономики страны, как естественная монополия от государственного регулирования. В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам. Рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).
1.2 Субъектный состав отношений на рынках естественных монополий
Субъекты естественной монополии – это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом – это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником «сетей» (электрических, трубопроводных и т.п.). Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. №220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» прямо назывались коммерческие и некоммерческие организации как субъекты государственного регулирования. Таким образом, можно предположить, что субъектами естественных монополий могут быть и те, и другие. Потребители – это любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Понятие «потребитель» здесь используется в широком смысле слова, оно не совпадает с трактовкой, данной в Законе РФ «О защите прав потребителей».
1.3 Роль естественных монополий в национальной экономике
Естественные монополии, как уже было сказано выше, играют большую роль в экономики страны. Значительное влияние на экономику естественным путем отражается на общественных процессах. Большая часть услуг предоставляемых этими монополиями направлена на оказание обслуживания населения. Услуги, предоставляемые данными монополиями делятся на: федеральные и региональные, т.е. местные и территориальные.
К услугам, предоставляемым на территориальном уровне относятся: передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи. Данные услуги в силу своей большой потребности постоянно нуждаются в спросе. Спрос на такие услуги практически не изменяется в течении года и может колебаться только в момент сезонных колебаний спроса и цен соответственно.
К местным услуга относятся: предоставление телефонной связи, услуги по обеспечению водой и теплом (в зимнее время года), предоставление некоторых транспортных услуг (наземный транспорт, метро) и т.д. Данные услуги также являются постоянно востребованными. Государственное регулирование, таким образом, необходимо и в территориальных и в местных монополиях.
Ежегодное повышение цен на такие услуги можно считать традиционной тенденцией для таких крупных монополистов как РАО «ЕЭС» России, РЖД, Газпрома и т.д. Цены на услуги предоставляемы этими монополистами растут не произвольным образом, а под воздействием различных социально – экономических и политических факторов. Подробнее об социально – экономических факторах будет сказано во второй части курсовой работы.
Государственное влияние можно обозначить, выделив следующие основные задачи регулирования цен в естественных монополиях:
1) Обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов); определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
2) стимулирования предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
3) использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики. управление развитием экономики в регионах.
В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии – «Газпром», РАО «ЕЭС России» и МПС. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, близких им по типу, таких как «Транснефть», министерство атомной энергетики, «Сбербанк», а также локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т.п., но они вызывают интерес не столь часто.
Три вышеуказанные монополии составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики. Хотя формально «Газпром» – акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, реально он является неотъемлемой частью госсектора. О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные таблицы 1.
Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов – вдвое больше, чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая здесь еще недооценена из – за заниженных внутренних цен на газ. При повышении этих цен в три раза, – хотя и тогда они были бы вдвое ниже экспортной цены на основном европейском рынке, – валовая добавленная стоимость «Газпрома» составляла бы в 2000 году примерно один триллион рублей, т.е. вдвое выше отчетного показателя, а прибыль – около 300–350 млрд. руб., в том числе рента – около 70%. В настоящее время часть ренты перераспределяется через заниженные цены в другие отрасли, прежде всего в электроэнергетику, позволяя поддерживать заниженные тарифы на энергию и тепло, а также населению через удешевленные коммунальные услуги. При этом удерживается низкая заработная плата бюджетников и пенсии, усиливая дифференциацию населения по денежным доходам. Роль «Газпрома» в современной российской экономике, таким образом, уникальна, особенно в искажении относительных цен, подающих неверные сигналы агентам рынка.
Представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек – в правительстве, с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.
Таблица 1. Крупнейшие естественные монополии в России и их влияние на национальную экономику
Ед. изм. | Газпром | РАО «ЕЭС» России | МПС | Всего три монополии | Всего экономика | |||||
Всего | Доля в экономике % | Всего | Доля в экономике % | Всего | Доля в экономике % | Всего | Доля в экономике % | |||
Количество занятых | Тыс. чел. | 306,3 | 0,5 | 681 | 1.1 | 1605 | 2,5 | 2592 | 4,0 | 64300 |
Валовой выпуск | Млрд. руб. | 647,9 | 5,2 | 351,6 | 2,8 | 246,8 | 2,0 | 1240 | 10,0 | 12420 |
Валовая добавленная стоимость | Млрд. руб. | 497,3 | 7,0 | 232,1 | 3,3 | 226,4 | 3,2 | 956 | 13,5 | 70634,4 |
Основные средства | Млрд. pуб. | 1117,5 | 7,0 | 1873,2 | 11,7 | 1486,2 | 9,3 | 4477 | 27,9 | 16042,3 |
Капитальные вложения | Млрд. pуб. | 99,7 | 8,6 | 39,2 | 3,4 | 100,8 | 8,7 | 240 | 20,6 | 1165,2 |
Прибыль (сальдирован финансовый результат по РФ) | Млрд. pуб. | 125,2 | 10,5 | 22,6 | 1,9 | 44,9 | 3,8 | 193 | 16,2 | 1190,6 |
Налоги | Млрд. pуб. | 207,8 | 12,2 | 45,6 | 2,7 | 64,2 | 3,8 | 318 | 18,6 | 1707,6 |
Экспорт | Млрд. долл. | 16,1 | 15,6 | 0,3 | 0,2 | - | - | 16 | 15,9 | 103,0 |
2. Влияние государственного регулирования на естественные монополии в России
2.1 Программа исследования
2.1.1 Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования
Сделав подбор материла по социальной проблеме исследования в теоретической части работы, анализ исследований отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме, представляется возможным формулировка программы исследования. Суть данной программы заключается в выявлении сильных и слабых сторон проблемы государственного регулирования естественных монополий.
Проблема которая будет рассмотрена мною в эмпирико-методологической части данной работы заключается в проблеме государственного регулирование естественных монополий на внутреннем рынке страны, а так же на внешних её рубежах.
Объектом исследования выступают предприятия российского рынка, которые занимаются оказанием естественно монопольных услуг и в силу своей относительной независимости и большого влияния на экономику страны имеют большую значимость для государства в целом. Влияние компаний монополистов, которые оказывают транспортные услуги, услуги связи, услуги по передачи электрической и тепловой энергии в значительной части сказывается на общественных процессах. Таким образом, государственное тарифное регулирование таких сфер представляется единственно возможной мерой вмешательства в данный процесс. Предприятие монополист всегда заинтересованно в получении максимальной прибыли от своей отрасли для покрытия издержек понесенных на создание и обслуживание коммуникационных сетей.
Предметом исследования необходимо считать экономические, политические и социологические дисциплины, которые отвечают тематике работы и дают возможность работать в обширном информационном поле по данной проблеме. Данных по данному вопросу достаточно для того, чтобы сделать нужные выводы по данной проблеме. В анализе материала по данной дисциплине удобнее всего использовать экономические данные, которые наглядно показывают исследуемый объект.
2.1.2 Определение цели и постановка задач исследования
Естественные монополии – это, как уже было сказано раньше, неотъемлемая часть любой рыночной экономики и в масштабах государства представляет большую пользу. Вопрос регулирования естественных монополий является смежной задачей по контролю за естественно монопольным рынком, который функционирует по законам товарного рынка. Таким образом, для того чтобы снизить издержки в технологически сложных производствах необходимо сконцентрировать производственные мощности в руках компании монополиста.
В силу того, что монополисты в сфере производства или предоставления услуг используют внутрисистемные механизмы работы, действие которых не всегда можно проследить в ходе технологического процесса производства или организации предоставления услуги, необходимо уделять значительное внимание контролю и регулированию естественно монопольных отраслей производства.
Таким образом, целями исследования данной проблемы необходимо считать следующие пункты:
1) выдвижение рабочих гипотез, которые помогли бы прояснить ситуацию по государственному регулированию естественных монополий в стране в целом и в отдельных субъектах федерации в частности;
2) выявление слабых и сильных сторон в регулировании естественных монополий специально созданными территориальными органами в субъектах федерации;
3) детальное рассмотрение проблемы регулирования естественных монополий на примере отраслевых монополий в РФ;
4) анализ эффективности государственного регулирования цен и тарифов на услуги естественной монополии;
5) выявление и рассмотрение социально – экономических проблем связанных с работой глав СФ.
В современной рыночной экономике естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении устойчивого развития национальных экономических систем. К их числу относятся электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность. Эти отрасли не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое значение в решении многих социальных вопросов.
В данной курсовой, как и в любой научной работе необходимо прибегнуть к использованию специальных терминов, слов и понятий для того чтобы дать подробное описание проблеме. Таким образом, возможно использовать в курсовой работе следующие понятия и термины:
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъекты естественной монополии – это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии.
Потребители – это любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий.
Государственное регулирование естественных монополий – комплекс мер направленных на развитие, поддержание и контроль за тарифами монополистов препятствующий возникновению дисбаланса на внутренне и внешних рынках.
Коммерциализация сферы естественных монополий – представляет собой перевод государственных активов монопольной отрасли в управление частными лицами в необходимых масштабах производства и предоставления услуг. Данный метод направлен на стимулирование отраслей естественных монополий за счет привлечения частных средств или иного инвестиционного капитала.
Естественные монополии регулируемы на федеральном уровне:
- Транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- Транспортировку газа по трубопроводам;
- Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- Железнодорожные перевозки;
- Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Объектом исследования выступает с одной стороны государство, с другой рынок естественных монополий. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участие или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителя, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях», либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Государство в этой связи выступает субъектом, а равно сказать и участником процесса функционирования и регулирования естественных монополий. Органы регулирования которого осуществляют контроль за:
- любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях», если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
- инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
- продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
Данный текст был приведен в с ст. 7 «Государственный контроль в сферах естественной монополии», Федерального закона «О естественных монополиях». Из этой статьи следует, что государственное регулирование охватывает такие стороны функционирование естественных монополий, как: любые сделки по естественным монополия, инвестиции субъекта естественной монополии в производство, продажей или сдачей в аренду. Следовательно государство в соответствии с законом должно полностью контролировать процессы происходящие внутри и во круг естественных монополий, но на деле это не всегда получается делать. Последующие разделы работы будут направлены на изучение причин такого взаимодействия.
Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ. Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифы должны устанавливаться индивидуально для каждого конкретного субъекта, а не для определенного вида деятельности. Таким образом, не происходит объективного регулирования цен, что приводит к увеличению тарифов и проблемам в регулировании отдельной отрасли.
Для того, чтобы естественные монополии могли существовать самостоятельно, значительно увеличить качество услуг предоставляемых обществу, необходима коммерциализация данной сферы, т. к. мировой опыт показывает, что те сферы доля участия государства в которых стремится к минимуму значительно преуспевают в своей деятельности. В таком случае монополист будет самостоятельно решать, какую прибыль должна приносить ему деятельность и назначать цены за свой товар (услугу) исходя из субъективных и объективных требований.
С другой стороны государственное регулирование естественных монополий за счет выдачи лицензий, установление верхнего предела прибыли при максимальных издержках, налоговое регулирование деятельности считается абсолютно необходимым инструментом на товарном рынке. Данные процесс необходим хотя бы по той причине, что без государственного регулирования не возможно использования природных ресурсов страны.
В данном случае удобно было бы выдвинуть следующие гипотезы:
1. Государственное регулирование естественных монополий необходимо в рамках внутреннего рынка страны.
2. Коммерциализация сферы естественных монополий поможет снизить цены за услуги, предоставляемые естественными монополистами.
Для оптимального решения по данной проблеме удобнее всего будет использовать метод «анализа документов». Данный метод поможет получить нужную информацию из письменных источников для того чтобы выделить основной материал по данной проблеме. Использование метода анализа документов ток – же обусловлено тем, что информация по проблеме регулирования естественных монополий в своей основе имеет некий фактологический материал, связанный с научной разработанность проблемы и степень её эмпирической интерпретации.
По данной проблеме предполагается анализ узкоспециальной литературы, т. к. естественные монополии являются отдельной частью монополий как рыночного явления и требуют изучение специальной литературы. Для фактических данных используется специальная экономическая литература в которой проблема естественных монополий рассматривается в комплексе экономических, социально – экономических и политических показателей. Для аналитических данных предполагается использование данных Таблицы 1 «Крупнейшие естественные монополии в России и их влияние на национальную экономику». А также для наиболее полноценной картины по проблеме естественных монополий будет использованы данные периодической системы информации и интернет ресурсы.
В качестве экспертного опроса были использованы интернет публикации специалистов по вопросам естественных монополий. В качестве критерия выступали: экономическая специализация источника (интернет ресурса), ученая степень эксперта, принадлежность к Министерству по антимонопольной политики, публикации по вопросу государственного регулирования естественных монополий.
2.2 Разработка рабочего плана исследования
№ | Наименование | Срок | Результат |
1 | Анализ документов | 1,5 месяца | + |
2 | Сбор и обобщение данных | 1 месяц | + |
3 | Результаты исследования, выводы | 7 дней | + |
дисбаланс естественный монополия рынок
2.3 Краткое описание проведенного исследования
В нижеследующем исследовании предполагается доказательство одной из гипотез, которые были выдвинуты выше. Данные гипотезы подразумевают некий методологический материал, систематизирующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике.
В исследовании следует сначала предварительный системный анализ объекта, который дает наиболее точное описание проблемы поставленной в данной работе, а за тем следует доказательство одной из гипотез, когда мы начинаем проверять обоснованность выдвинутого объяснения по частям. Выдвинутые гипотезы логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. В таком случае подтверждение одной гипотезы дает дополнительные основания для принятия связанной с ней посылки. Проверка следующей посылки – гипотезы – предлагает новые подтверждения в пользу более общей посылки и так дальше. Понятно, что опровержение первой рабочей гипотезы требует выдвижения новых гипотез.
Полезным также станет мнение экспертов, специалистов в данном вопросе. Экспертные оценки в данной отрасли очень важны, так – как изученность данной узкоспециальной темы в литературе и других источниках очень мала. В связи с этим экспертные оценки представляют возможность увидеть реальную ситуацию на российском рынке.
2.4 Анализ собранного фактологического материала
В данной части работы собранный и имеющийся материал будет проанализирован путем эмпирического доказательства, приведением исторических примеров и логического соотнесения событий.
В 80–90 гг. XX века в большинстве развитых стран начался процесс активного реформирования естественных монополий. Это было вызвано объективными причинами, связанными с ухудшением деятельности естественных монополий. Снижением эффективности, слабой восприимчивостью к инновациям, ухудшением качества предоставляемых услуг. Данный процесс ухудшения деятельности привел к тому, что производство в отраслях, отнесенных к естественным монополиям, значительно снизилось по сравнению с предыдущими периодами.
Значительным было сокращение производства и России. В частности доступны следующие данные: общее сокращение промышленного производства за 1990–1995 гг. в сравнении с 1989 г. составило 50, 5%, то в электроэнергетике уровень производства в 1995 г. составлял 82% от уровня 1989 г., в то время как уровень производства машин и оборудования – 22,8%, сельскохозяйственной техники – 9,9%.
Данные цифры приведены преимущественно для отраслей естественных монополий. Примечателен факт влияния именной естественных монополий на внутренний рынок страны. В условиях резкого падения инвестиционной активности, структурных изменений в экономике естественные монополии могут выполнять функции резерва, являясь источником финансирования народного хозяйства, либо коммерческого кредитования, если будут находиться в руках государства.
Естественные монополии представляют собой некую систему отраслевых производственных отношений связанных или нет между собой. К примеру Джордж Стив Милль считал, что, в отличии от искусственной, естественная монополия возникает в результате действия рыночных сил и существует самостоятельно, не нуждаясь в поддержке государства и особом законодательстве.
Само понятие естественная монополия было впервые введено в оборот А. Курно, который рассматривал её с точки зрения установления над использованием именно природных ресурсов (естественных благ). Данное понятие и по сей день имеет некий практический смысл, что объясняется использованием большинством экономических субъектов именно природных ресурсов, которые дают им возможность обеспечения определенных рыночных потребностей.
Наряду с А. Курно, который делает акцент на непосредственной расположенности источников естественных благ, Х. Грей дал определение психологической сущности естественных монополий: «Люди, в общей своей массе, с недоверием относятся к монополии, но одобряют некоторые их разновидности, поскольку эти монополии поскольку эти монополии «естественные», а «естество» благотворно то отсюда следует, что это хорошие монополии, государство тем самым по праву оправдать в установлении «хороших» монополий».
Исходя из собственных наблюдений, можно сделать вывод, что факторы, которые влияют на распределение и производство в естественных монополиях объясняются больше принадлежностью к определенному типу издержек, которые несет объект производства. В этом случае будет правильным использовать такое понятие как субадитивность издержек – ситуация в определенной отрасли, когда издержки объекта производства оказываются меньше, если он выпускается одной фирмой, а не несколькими.
Данное понятие имеет узкоспециальное экономическое определение и подтверждает само определение естественной монополии, которое гласит, что это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Таким образом, можно сделать вывод, что естественному монополисту выгодно производить товар при отсутствии конкуренции на товарном рынке. Отсутствие конкуренции предусматривает определенную работу государства в этой области. Данная работа осуществляется специальными органами и ФЗ от 19 июля 1995 года «О естественных монополиях». Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках России и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Впервые необходимость государственного регулирования естественных монополий возникла в Англии в середине XIX века, когда железные дороги не соблюдали интересов среднего класса, общих требований по безопасности и т.д. Речь идет о законе «О железных дорогах» 1844 года, автором которого был В.Э. Глэдстоун. Этот закон позволял парламенту страны регулировать прибыль железнодорожных компаний, обязывал соблюдать интересы малоимущих групп, а также порядок установления телефонных линий и предоставление принадлежащих компании линий для общественного использования и т.п.
В дальнейшем в США был написан и принят закон о торговых отношениях между штатами в 1887 году, который стал основой дальнейшего регулирования в США. Данный факт представляет особое значение, поскольку дальнейшее интенсивное развитие естественных монополий происходило именно в США. Этому способствовало то обстоятельство, что в США, в отличии от Англии, существовала намного более широкая статистическая база, которая позволяла провести экономистам более глубокий анализ деятельности подпадающих под регулирование компаний и практически единолично доработать теорию регулирования.
К основным законодательным документам принятым в США относятся: акт Нормана (1890 г.), акт Клейтона (1914 г.), акт Робинсона – Пэктома (1936 г.), которые были направлены в целом на ценовое регулирование и защиту конкуренции в реинвестируемых отраслях.
Акт Нормана (1890 г.) предполагал запрет трестов и запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются в качестве уголовного преступления, что предусматривает наказания в виде тюремного заключения сроком до трех лет, штрафом до 1 млн. долларов для компаний и 100 тыс. долларов для частного лица или расформированной компании.
Акт Клейтона (1914 г.) делал акцент на поддержку конкурентной ситуации в целом. Он запрещает слияние при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний.
Акт Робинсона – Пэктома (1936 г.) предполагал запрет ценовой дискриминации и уголовнцю ответственность за политику хищнического установления цены ниже уровня средних (предельных издержек) с целью вытеснения конкурента с рынка.
Из данной исторической справки можно сделать следующие выводы:
Во-первых, с развитием промышленности и торговли неизбежно наступает необходимость государственного регулирования цен на товарном рынке, что обусловлено большим влиянием внутриэкономических отношений на внешние.
Во-вторых, активное развитие естественных монополий также нуждается в непосредственном государственном регулировании этих отраслей, которые так – же имеют большое влияние на товарный рынок.
В третьих, необходимо отметить, что при активном развитии естественных монополий происходит сращивание нескольких производств. ч приводит к появлению искусственных барьеров для частных компаний, не способных в дальнейшем выйти на товарный рынок с аналогичным монополисту или тресту предложению.
Работники регулирующих органов должны попытаться установить цены максимально прибыльные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечить получение дохода, достаточного для возмещения издержек. В этой связи многие экономисты пытались разрешить данную проблему и найти другие подходы к ценообразованию в данной отрасли, которые максимально учитывали интересы общества и сохраняли бы рентабельность предприятий естественных монополий на приемлемом уровне. На протяжении многих лет данная проблема решалась путем предоставления государством субсидий в размере негативной прибыли с целью удержать цены на уровне предельных издержек фирмы в отрасли.
Из приведенных выше примеров можно выделить тот факт, что государственное регулирование естественных монополий должно происходить в соответствие с платежеспособностью населения, возможностью самой отрасли покрывать издержки и получать разумную прибыль от своей экономической деятельности. В этой связи государству необходим абсолютно прозрачный механизм регулирования, который мог бы помочь проведению правильной экономической политики в этом направлении.
Более подробно проанализировать работу государственных органов по контролю в отрасли естественной монополии можно на примере предприятий предоставляющих услуги электрической связи. Данная услуга определяет привлекательность региона для инвестиций, удовлетворяет потребности населения в обмене информацией в разных формах и видах. В связи с этим проблема поддержания действующих сетей, их развитие и совершенствования носит постоянный долговременный характер, важна и сложна как для предприятий, предоставляющих услуги, так и для городских и областных органов власти, для страны в целом.
Возможность нормальной деятельности предприятий связи, включающей необходимую работу для поддержания сооружений связи и развитие сетей для полного удовлетворения спроса на услуги, едва ли не полностью определяются объемом доходов, получаемых от своей деятельности. В свою очередь, доходы являются функцией величины тарифов на услуги. Понятно, поэтому, с каким вниманием относятся к тарифам потребители, а также с какой настойчивостью предприятия связи стремятся получить максимальные доходы от своей деятельности.
Государственное регулирование тарифов на услуги электросвязи осуществляется повсеместно, не только в странах с целиком государственной экономикой (как было в СССР и странах социалистической ориентации), но и в странах с рыночной экономикой. При различных подходах к решению методических и организационных проблем, неизбежно возникающих при становлении и совершенствовании процессов регулирования, общими остаются его основные цели. Они вытекают из того факта, что экономические тенденции и технический прогресс в отраслях электросвязи в свое время привели к возникновению естественных монополий в сфере передачи информации.
Последовательность формирования тарифов предприятием – монополистом на услуги может быть следующей:
1) определение целей фирмы;
2) оценка издержек;
3) изучение спроса;
4) учет социальных факторов и определение необходимого субсидирования;
5) учет рекомендаций регулирующих органов;
6) окончательный выбор ценообразования и установления тарифа.
Государство также оказывает влияние и на формирование тарифа фирмы монополиста. Алгоритм формирования тарифов на конкурентном рынке выглядит следующим образом:
1) определение целей фирмы;
2) анализ цен и услуг конкурентов – определение рыночной цены, определение конкурентоспособности товара (услуги);
3) изучение спроса и предложения на рынке;
4) анализ потребительских сегментов;
5) определение издержек для контроля цен и уточнения объема выпуска товара (услуги);
6) учет налоговых и других ограничений;
7) окончательное установление тарифа.
Государственное регулирование деятельности предприятий, воздействие на рынок услуг могут осуществляться разными способами. Мировой и российский опыт последних лет позволяет указать на следующее:
1) выдача лицензий;
2) налоговое законодательство (льготы или изъятие части доходов);
3) законодательство по составу затрат, учитываемых в себестоимости;
4) прямое ограничение тарифов в разных формах (предел тарифа, порог рентабельности и др.);
5) государственные субсидии производителям услуг;
6) государственные дотации отдельным категориям потребителей.
Естественно, что основное внимание при регулировании рынка со стороны государства в условиях напряженного, часто дефицитного бюджета, направлено, прежде всего, на защиту малообеспеченных слоев потребителей, с одной стороны, и получение максимальных доходов в бюджеты всех уровней, с другой. Очевидно, что эти задачи противоречивы.
Государство контролирует величины тарифа на услуги телефонной связи путем прямого ограничения тарифов на основные услуги телефонных операторов. Мировая практика знает такие формы регулирования, но они считаются уже устаревшими. Наиболее прогрессивной формой регулирования часто считают применяемое в Великобритании для ведущего оператора British Telecom установление предела X для корзины важнейших услуг по формуле
(RPI – X),
где RPI – уровень инфляции в стране. Таким образом, фирма побуждается совершенствованию технических средств, обеспечивающих экономию трудозатрат и снижение себестоимости. С другой стороны, потребители хорошо представляют свой уровень затрат на связь и могут планировать свою деятельность с достаточной точностью.
Попытки внедрения такого метода делались в России фирмой Coopers and Lybrand, однако дальше предложений дело, к сожалению, не пошло.
Ценовое регулирование осуществляется либо напрямую посредством установления цен и тарифов, либо косвенно посредством определенной налоговой политики или политики субсидий. Цены могут также регулироваться через законы о конкуренции, которые предотвращают наличие монопольной либо олигопольной власти. В целом данная форма регулирования включает меры, направленные государством для контроля за поведением фирмы.
С точки зрения государства более эффективным является ценообразование по компромиссной цене естественной монополии и потребителей. Тогда максимизируется функция общественного благосостояния при условии безубыточности естественной монополии, и в этом смысле такое ценообразование можно считать эффективным.
На ряду с перечисленными методами существует метод ценовой дискриминации. Одним из классических примеров ценовой дискриминации в случае естественной монополии является ценообразование услуг почты. Так, например, цены письма в соседний город и город на другом конце страны ровны, в результате чего возникает ценовая дискриминация по отношению к тем, кто чаще посылает на короткое расстояние, оплачивая часть издержек тех, кто на далекое, за свой счет. В целом метод ценовой дискриминации при ценообразовании на данные услуги заключался бы в установлении различного уровня цен в зависимости от удаленности потребителя с целью более справедливого распределения издержек фирмы между потребителями. Такая же практика используется при определении тарифа на электроэнергию, где одной из важнейших его составляющих является плата за передачу электроэнергии.
Классический анализ ценовой дискриминации представлен В. Пигу (1920 г.). Он провел грань между тремя типами ценовой дискриминации. Первый тип включает установление различных цен для каждой единицы товара, покупаемой каждым покупателем, таким образом, что производитель получает весь возможный потребительский излишек. Ценовая дискриминация второй степени состоит в установлении цен для групп потребителей в соответствии с их готовностью платить: для всех потребителей, чья цена спроса выше текущего уровня, устанавливается одна цена, в то время как для тех, чья цена спроса ниже, устанавливается более низкая цена. Дискриминация третьей степени имеет место быть, когда потребители делятся на независимые группы, каждая их которых получает разную монопольную цену. Этот метод, конечно, сильно зависит от способности продавца разделить покупателей на различные группы в каждом отдельном случае, который будет варьировать в зависимости от рыночной конъюнктуры.
Особую группу проблем в работе телефонных компаний представляют проблемы внедрения повременного учета и оплаты местных телефонных разговоров.
Актуальность проблемы для связистов несомненна. Главной причиной следует считать перегрузку оборудования и сооружений ГТС, вызванную усилением телефонной активности по сравнению с годами, когда создавалась основа ныне действующих сетей. Ясно, что необходимость платить за продолжительность установленного соединения приведет к сокращению длительности телефонных разговоров, что благоприятно скажется на качестве установления связей, как это следует из теории телефонных сообщений.
По данному вопросу будет интересно мнение эксперта Александра Лозового, руководителя Татарстанского ТУ МАП России:
«Управление Татарстана осуществляет контроль за правильностью применения субъектами естественных монополий установленных цен и тарифов на регулируемые виды услуг. Рассматривает материалы и готовит заключения на изменение тарифов. Проводит ежегодный анализ основных технико-экономических показателей их деятельности.
Однако, в ходе выполнения стоящих перед территориальное управлением задач по контролю за деятельностью субъектов естественных монополий, территориальное управление сталкивается с рядом проблем, особенно в отношении естественных монополий в области связи.
До настоящего времени не утверждена методика установления тарифов за предоставление местных телефонных соединений при повременной системе оплаты услуг телефонной связи, в то время, как Правлением МАП России уже утверждены тарифы при повременной системе оплаты услуг операторам.
Введение повременной оплаты услуг телефонной связи не соответствует Закону «О защите прав потребителей», Гражданскому Кодексу. Это свидетельствует о недостаточной проработке правовой основы предлагаемой системы. Это вызывает и справедливые нарекания со стороны населения, в т.ч. в адрес антимонопольных органов, ссылаясь на антисоциальность данной системы; возможное увеличение несанкционированных подключений к телефонам абонентов «телефонных воров»; незащищенность абонента перед оператором связи в связи с невозможностью проконтролировать фактическое время продолжительности разговоров и т.д.
Действующие Правила оказания услуг телефонной связи ориентированы на абонентскую систему оплаты услуг телефонной связи и не отражают всех обстоятельств, возникающих при повременной системе оплаты, что свидетельствует о необходимости их доработки.
Отсутствуют Правила оказания услуг телефонной связи, регулирующие взаимоотношения операторов связи и абонентов – юридических лиц, что ведет к злоупотреблениям субъектов естественных монополий и ущемлению интересов абонентов. С позиций тарифного регулирования, условия обслуживания юридических лиц не должны быть хуже, чем условия обслуживания граждан, ведь первые платят цену за ту же услугу в два с лишним раза выше.
В связи с этим существенными проблемами остаются: недостаточная численность работников территориального управления, отсутствие квалифицированных специалистов по ценообразованию в таких сложных и специфических отраслях, как связь и транспорт; отсутствие необходимого финансирования для привлечения экспертов для оценки предоставляемых расчетов утверждаемых тарифов и проведения аудиторских проверок субъектов естественных монополий; необходимость дальнейшего совершенствования законодательной и методической базы по контролю и регулированию естественных монополий – жизнеобеспечивающих отраслей экономики, без которых невозможно развитие других сфер деятельности».
Введение повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи, целью которой является обеспечение адекватности стоимости оценки телефонной активности абонентов, особенно тех, которые пользуются нетрадиционными услугами (факс, модем и др.), то для её введения необходим нормативно – законодательный акт.
Функция МАП России по решению данной проблемы заключается в установлении обоснованного тарифа, с целью чего была разработана методика установления тарифов за предоставление местных телефонных соединений (разговоров) при повременной системе оплаты услуг.
По вопросу естественных монополий и проблем регулирования будет интересно мнение Заместителя МАП: «Общеизвестно, что в экономике России есть сферы, где механизмы рыночной конкуренции и ценообразования на основе баланса спроса и предложения не являются оптимальными. Такие отрасли как, например, электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт характеризуются высокой степенью монополизации производства и сбыта и, следовательно, трудностями обеспечения для потребителей свободы выбора между различными поставщиками товаров (работ, услуг).
Все эти обстоятельства предопределили необходимость государственного регулирования в сферах естественных монополий в целях создания таких экономических и правовых условий, при которых соблюдается баланс интересов потребителей и производителей товаров (услуг). Потребитель должен иметь возможность удовлетворить свои потребности в регулируемых товарах (услугах), а производитель – иметь возможность возместить свои издержки на производство таких товаров (услуг) и развивать свои мощности. Тем самым государство фактически берет на себя выполнение тех функций нахождения экономического равновесия, которые в данном случае рынок не может реализовать самостоятельно.
Такую задачу могут выполнить только независимые органы регулирования, которые, будучи свободны от отраслевых и ведомственных влияний, должны принимать решения о том или ином виде регулирования или контроля, основываясь только на экономических аспектах функционирования рынка. Анализ зарубежной практики регулирования естественных монополий показывает, что наиболее эффективным вариантом построения структур государственного управления в данной сфере является создание специализированных органов, независимых в двояком смысле – от регулируемых субъектов естественных монополий и, что не менее важно, от органов государственного управления соответствующей отраслью.
Регулирование естественных монополий, пока, сталкивается с рядом трудностей. Вертикально интегрированный хозяйствующий субъект с естественно-монопольным компонентом имеет и побудительные мотивы, и реальные возможности для ограничения конкуренции. Вертикальная интеграция позволяет получать в конкурентных, нерегулируемых сегментах рынка монопольную прибыль, которая не может быть получена в условиях государственного ценового регулирования. Вертикальная интеграция дает возможность в полной мере использовать эффект ассиметрии информации, когда объект регулирования всегда имеет преимущество перед регулирующим органом в объеме, достоверности и сроках получения информации о фактических издержках производства, имеющихся производственных мощностях, реальном объеме и качестве оказываемых услуг. Наконец, попытки воспрепятствовать такому поведению интегрированных естественных монополий, ограничивающему конкуренцию и уменьшающему общественное благосостояние, требуют получения и обработки большого объема информации (причем не всегда полной и достоверной), детального и интенсивного воздействия со стороны государственных регулирующих органов, которое в силу изложенных обстоятельств (в первую очередь – из-за ассиметрии информации и политического давления) не может быть эффективным. Вертикально интегрированные монополии используют любые политические, правовые и экономические возможности для создания препятствий доступу на рынок новых субъектов, реально контролируя, кому и на каких условиях предоставить доступ к сети и, тем самым, получать эффект от дискриминации независимых операторов».
Указанная методика предусматривает такое построение тарифов, при котором переход на повременную систему оплаты не повлек бы изменения тарифов в сторону увеличения.
Приведенные выше данные показывают необходимость государственного регулирования естественных монополий.
Предложенный материал достаточно полно описывает общие и частные принципы государственного контроля в сферах естественных монополий. В частности подробно описан механизм государственно регулирования и контроля за тарифами естественных монополистов.
Выдвинутые рабочие гипотезы, как главный методологический инструмент, руководствуясь которыми, мы проверили обоснованность выдвинутого объяснения по частям. Гипотеза о необходимость государственного регулирование естественных монополий в рамках внешнего рынка страны в ходе исследования получила свое подтверждение.
Также выявляется необходимость реформирования рынка естественных монополий. Это означает масштабное изменение в отраслях, представляющих собой инфраструктуру практически любой национальной экономики, что оказывает влияние не только на функционирование экономики в целом, но и на каждый экономический субъект Осуществление реформы в естественно монопольных отраслях затрагивает такие проблемы, как изменение цен, урегулирование вопросов собственности, взаимоотношение государственных органов и предприятий между собой. Масштабность реформы и её воздействие на все отрасли экономики обостряют проблему социально–экономических последствий реформирования естественных монополий.
Заключение
В результате изменения материально – технической базы производства в конце XX столетия и широкого распространения информационных технологий произошла эволюция представлений о сущности естественной монополии в направлении сужения её содержания. В настоящее время такие характеристики естественной монополии, как отсутствие товаров – субститутов и невозможность конкуренции, в большинстве случаев могут быть исключены из перечня основных её характеристик.
В этих условиях не могут не меняется традиционные формы и методы регулирования естественных монополий. Сужение традиционных представлений о сущности естественных монополий находит свое непосредственное выражение в перераспределении функций государственного регулирования, ограничении прямого контроля со стороны государства, отказе от ценового регулирования, в смешение акцентов в сторону преимущественного применения косвенных методов, внедрении элементов частного государственного партнерства в деятельности естественных монополий.
В конце XX века в большинстве развитых стран была осуществлена реформа естественных монополий. Необходимость реформирования во многом была обусловлена следующими причинами: низкой эффективностью предприятий естественных монополий; слабой их чувствительностью к нововведениям; высоким уровнем цен при снижении качества предоставляемых населении товаров и услуг; неудовлетворительной работой регулирующих органов; коррупцией в отраслях естественных монополий. Такая ситуация привела к невозможности применения старых методов регулирования и систему управления естественными монополиями, вызывая необходимость синхронной перестройки механизмов государственного регулирования и реформы естественных монополий.
В большинстве стран реформирование естественных монополий пошло по пути стимулирования конкурентных начал в естественно монопольных отраслях. По такому же примеру пошло реформирование естественных монополий и в России и в начале XXI века.
Реформирование естественных монополий не должно ограничиваться только либерализацией рынка. Оно должно сопровождаться изменением форм государственного регулирования естественных монополий. Причем эти формы должны быть разными на естественно монопольном сегменте и на конкурентном.
Монополии в России переживали разные стадии в своем развитии, несколько войн, экономические кризисы, смену власти и.т.д. В Российской истории был длительный период капиталистического управления ЦКПСС, который так – же имел свои особенности. Советские монополии насаждались «сверху» как итог решения задачи планирования народного хозяйства, полученный за счет положительного эффекта масштаба. Иными словами, все сферы советской экономики рассматривались как естественные монополии.
Список литературы
1) «Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования», Вильсон Д., Ковачич В. Вопросы экономики. М. – 1999 г.;
2) «Антимонопольная политика в России», Князев И.В., М. – 2007 г.;
3) «Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы», под редакцией Коломийченко О.В., Спб. – 2002 г.
4) «Регулирование естественных монополий в России: пути совершенствования», А. Трачук, Спб. – 2009 г.
5) ФЗ от 19 июля 1995 года «О естественных монополиях».
6) Интернет источник «Информационный портал http://dni.ru/»