Проблема соблюдения прав учащихся в условиях демократической школы
СОДЕРЖАНИЕ: Вопрос о соблюдении прав детей в сфере образования имеет существенное значение для решения ключевой проблемы развития российской школы. Речь идет о проблеме перехода школы на гуманистическую основу.Ольга Юрьевна Валетова, руководитель отдела развития НМЦ Петроградского района
Санкт-Петербург
Вопрос о соблюдении прав детей в сфере образования имеет существенное значение для решения ключевой проблемы развития российской школы. Речь идет о проблеме перехода школы на гуманистическую основу. Суть гуманизации - в признании ценности человека как личности, в признании его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
Без соблюдения прав детей невозможно существенно изменить уровень образованности учащихся, создать условия для всестороннего развития их личности. Таким образом, гуманизация образовательного процесса - это требование сегодняшнего дня.
В последнее время Российское государство обратилось к формированию политики в интересах детей. В 1992 году подписан Указ Президента России, в котором проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной. В соответствии с Указом Президента в 1993 году была разработана Федеральная комплексная программа Дети России, включающая несколько целевых программ. Своим указом Президент утвердил Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей). В нем выделены и намечены конкретные мероприятия по шести важнейшим направлениям. Одно из них - укрепление правовой защиты детства.
Для получения объективной информации о положении детей и тенденциях его изменения, начиная с 1994 года, разрабатываются и представляются в Правительство России ежегодные государственные доклады о положении детей в Российской Федерации. Анализ этих материалов позволил сделать вывод о том, что ведется целенаправленная работа, как на федеральном, так и на региональных уровнях, по созданию нормативной базы, обеспечивающей соблюдение прав детей. Многие документы, гарантирующие соблюдение прав детей или регламентирующие деятельность различных организационных структур по соблюдению прав детей, уже утверждены. Особенно активно ведется работа с целью выработки соответствующих механизмов защиты прав отдельных категорий детей. Имеет место создание различных социальных, педагогических, медицинских служб для оказания помощи и защиты интересов всех категорий нуждающихся детей.
Однако, на фоне положительных тенденций имеют место и ярко выраженные проблемы, касающиеся соблюдения прав детей в РФ. Можно выделить неполное соблюдение следующих групп прав детей:
личные права (право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка; право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления и т.д.).
право на образование.
На сегодняшний день существующие механизмы реализации и защиты прав детей несовершенны.
В современной научно-педагогической литературе нет пока еще работ, в которых обобщенно и всесторонне рассматривались бы права детей и предлагались конкретные механизмы реализации и защиты этих прав. Первая работа, комплексно оценившая состояние соблюдения прав детей, включающая теоретическую часть и специальное обследование, опубликована в 2000 году (см. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации, 1999-2000, СПб). Авторский коллектив (О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, В.И. Золотухина) представил фактическую информацию, аналитические материалы, выводы, рекомендации, которые могут стать основой для построения системы мониторинга соблюдения прав детей в образовании Российской Федерации.
Как считают авторы данного исследования, один из путей решения проблемы соблюдения прав детей - определенная организация всей системы образования и образовательного процесса в частности. Эффективное решение данной проблемы связано также с профессиональной позицией педагога, его взглядами на взаимоотношения между учениками и учителями, способностью признать, что ученик обладает правами, а не только обязанностями.
Данные социологических, психолого-педагогических исследований показывают, что большинство руководителей и педагогов образовательных учреждений считают, что проблемы соблюдения прав учащихся в условиях школы практически не существует или же ее решение не зависит от школы. Безусловно, такое мнение можно объяснить тем, что вопрос о правах учащихся в условиях российской школы никогда серьезно не рассматривался. Во всех типовых Правилах для учащихся и в дореволюционных гимназиях и в советской школе ничего не говорится о правах учащихся. Речь в них идет только об обязанностях. Так, например, в 1874 году Министром Просвещения утверждены Правила для учеников гимназий и прогимназий. Они представляли собой мельчайшую и точную регламентацию всей жизни и каждого шага гимназиста. Правила содержали 72 параграфа относительно религиозных обязанностей, учения, отношения к начальникам и наставникам, учеников друг к другу, касаются образа жизни, причесок, порядка поведения вне стен учебного заведения.
В 1960 году приказом Министерства Просвещения введены Правила для учащихся. В них предъявлялись требования по следующим наиболее важным видам повседневной деятельности школьников: ученье, участие в общественно полезном труде и общественной жизни, бережное отношение к общественному имуществу, охрана здоровья, отношение к старшим, родителям и учителям, отношение учащихся друг к другу, поведение в общественных местах, проявление честности и правдивости, культура поведения, соблюдение требований коммунистической морали, дисциплины. Правила призваны были определить нормы поведения учащихся в школе, в общественных местах, в семье, и охватывают по существу все стороны их жизни, определяют их основные обязанности.
В 1972 году Министерством просвещения СССР утверждены типовые Правила для учащихся. В правилах отражены нормы коммунистической морали, требования воспитывать в себе правильное, положительное отношение к своей социалистической Родине, социалистическому общественному строю, к людям, к товарищам по коллективу, к старшим, учителям, к труду, в т.ч. учебному, общественным обязанностям. Изложенные в правилах для учащихся обязанности и нормы поведения есть, в конечном итоге, отражение требований общества к каждой личности, ко всем своим гражданам.
Вопрос о соблюдении прав детей возник относительно недавно (в 90-е годы 20 века) и связан с начавшимся в обществе процессом демократизации. Поэтому тема оказалась новой и малоизвестной для работников образования. А современная ситуация в образовании характеризуется тем, что права учащихся часто нарушаются или реализуются лишь частично.
Формирование у работников образования ориентации на уважение прав детей надо рассматривать как одну из значимых задач управления. Без ее решения эффективное функционирование и развитие современной школы невозможно. Для решения указанной задачи следует использовать целый комплекс средств управления. Прежде всего, те меры, которые значимы для всех категорий работников образования. В первую очередь, это аттестация. Аттестация образовательных учреждений и аттестация руководящих и педагогических работников. Целесообразно при аттестации образовательных учреждений учитывать, в какой степени в данном учреждении соблюдаются права детей. Вероятно, при аттестации работников школ имеет смысл учитывать, в какой мере они ориентируются в правах детей и насколько их деятельность направлена на то, чтобы обеспечить реализацию этих прав. Это очень важный, и вместе с тем чрезвычайно сложный вопрос. При его решении надо иметь в виду, что ни одно образовательное учреждение, ни в силах в полной мере гарантировать соблюдение всех прав детей. Поэтому, например, в Уставе образовательного учреждения, или других школьных нормативных документах, должна быть определена мера ответственности учреждения, его руководителей, педагогов за соблюдение конкретных прав детей.
На что должен ориентироваться руководитель образовательного учреждения в своей деятельности, направленной на реализацию прав учащихся? Основная управленческая задача состоит в организации деятельности на основе системы норм. Это правовые нормы, нравственные и педагогические. Формирование такой системы норм обеспечит создание условий для реализации прав детей в условиях школы. Решение данной управленческой задачи предполагает в первую очередь повышение уровня правовой культуры всех участников образовательного процесса.
Изучение прав детей не может сводиться только к информированию об их существовании. Учащиеся должны иметь ясное представление и о способах реализации этих прав, и о собственной ответственности за осуществление прав, и о необходимости уважения к правам других людей. Было бы логично в каждом образовательном учреждении иметь программу, которая служила бы подготовке учащихся к реализации своих прав.
Соблюдение прав детей в огромной степени зависит от уровня правовой культуры их родителей. На данном этапе школа не может отвечать за повышение правовой культуры родителей. Только в редких случаях соблюдение тех или иных прав детей обсуждается на родительских собраниях. Однако, следует учитывать, что родители могут и самостоятельно ориентироваться в документах правового характера. Поэтому имело бы смысл издание специальных справочников для родителей, содержащих правовую информацию.
Повышение уровня правовой культуры учителей является сложной и важной задачей. Необходим учет уровня профессиональной квалификации и профессионально-ценностных ориентаций. Нередко учителя нарушают права детей, проявляют педагогический произвол, не задумываясь об этом. Многие учителя по давно сложившемуся стереотипу относятся к детям как к учащимся, которые должны при любых условиях выполнять свои обязанности. Не всегда все зависит от учителей, они вынуждены подчиняться сложившимся обстоятельствам. Речь идет о том, что большинство педагогов считают такое положение нормой, не видят нарушений прав учащихся.
Проблема повышения правовой культуры педагогов - это, в первую очередь, проблема формирования новых взглядов на отношения между участниками образовательного процесса. Для ее решения необходимо решить вопрос об информированности учителей о существующей законодательной основе прав личности и в том числе ребенка. Можно было бы организовать конференции, семинары, посвященные обсуждению тем соблюдения прав детей и ответственности педагога за их реализацию.
Проблема повышения уровня правовой культуры руководителей образовательных учреждений имеет свою специфику. Именно они разрабатывают и утверждают нормативные школьные документы. Многие из этих документов непосредственно связаны с соблюдением прав детей в условиях школы. Только знаний существующих нормативных документов по данному вопросу недостаточно. Крайне важно выработать особый тип мышления, основанного на определенных правовых знаниях, этических ценностях и философском мировоззрении.
Существенную роль в формировании социально-педагогической позиции учителей и руководителей образовательных учреждений могут и должны сыграть районные научно-методические центры, а также центры социально-психолого-педагогической помощи детям.
Путем решения проблем формирования правовой культуры работников образовательных учреждений, повысится их педагогическая культура. Таким образом, будут созданы условия для реализации прав участников образовательного процесса.
Соблюдение прав детей в системе образования имеет существенное значение не только для развития системы образования, но и для общества в целом. Гуманизация системы образования невозможна без ее демократизации, суть которой - государственные и педагогические гарантии соблюдения прав личности в системе образования.