Проблемы детей-инвалидов и их социальная реабилитация
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение Проблемы детей-инвалидов и их социальная реабилитация Современная модель деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностямиСОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Проблемы детей-инвалидов и их социальная реабилитация
2. Современная модель деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями
3. Опыт деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» в городе Октябрьский Республики Башкортостан
Рекомендации для социальных работников
Ситуационные задачи по теме
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
«Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с умственными и физическими недостатками. По расчетам Всемирной организации здравоохранения, ограниченные возможности имеют 2-3% детской популяции. В Российской Федерации в настоящее время около 587 тыс. детей-инвалидов. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, его воспитании, обучении, социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач любого государства.
С 1993 года в составе Президентской программы «Дети России» реализуется Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды». Наиболее ощутимым результатом выполнения этой программы стало создание и развитие реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями»[1] .
«За последние годы в республике Башкортостан сложилась эффективная система социальной защиты населения. Проведены мероприятия Года семьи (1998), Года ребенка (1999), Года молодежи (2000), Года матери (2001), Года здоровья (2002), Года спорта и здорового образа жизни (2003).
Доля расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан на социальное обеспечение по сравнению с 1991 годом возросла в три раза. Только в 2003 году на реализацию Программы социальной поддержки населения из различных источников было направлено 6,7 млрд. рублей. Теми или иными мерами поддержки был охвачен каждый третий житель республики.
Особое внимание в республике уделяется поддержке социально незащищенных семей – малоимущих, с детьми-инвалидами, многодетных, неполных.
В последние годы в системе мер социальной защиты инвалидов усилена работа по их социальной реабилитации, созданию условий для преодоления ограничений жизнедеятельности и интеграции инвалидов в общество.
Если до 2001 г. в республике действовал только Республиканский реабилитационный центр инвалидов, то в 2001-2003 годах в результате работы по формированию сети реабилитационных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями в городах и районах их создано уже 18, из них 3 открыты в 2003 году. Эти учреждения оснащены современным оборудованием и используют в своей работе новейшие реабилитационные технологии. В течение года в реабилитационных учреждениях была оказана помощь 13978 инвалидам, в том числе 8806 детям-инвалидам. Всего оказано было оказано около 500 тыс. единиц услуг. Значительную роль в оснащении реабилитационных учреждений и государственной службы медико-социальной экспертизы играют республиканские целевые программы «Дети-инвалиды» и «Социальная поддержка инвалидов». В городах и районах республики ведется разработка и реализация программ по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры»[2]
.
1. Проблемы детей-инвалидов и их социальная реабилитация
«Инвалидность (от лат. Invlidus слабый, немощный) нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В соответствии с Законом РФ « О социальной защите инвалидов Российской Федерации» в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид»[3] .
«Инвалидность у детей – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность – это не только медицинская, но и социальная проблема, проблема неравных возможностей, возникших в связи с ограничениями в результате травмы или заболевания.
В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания (более 60 %), заболевания внутренних органов (до 20 %), заболевания опорно-двигательного аппарата (9-10 %), нарушения зрения (13 %) и слуха (4 %).
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, рост травматизма, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни.
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации»[4] .
В настоящее время проблема социальной реабилитации детей инвалидов, в виду ее актуальности, широко разрабатывается.
«Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.
Такая мысль в корне меняет подход к триаде ребенок - общество - государство. Суть этого изменения состоит в следующем:
· главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.
· ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;
· ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;
· государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок- инвалид.
Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.
Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь основа для проведения дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде.
Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.
Реабилитационная деятельность включает:
· Развитие духовных и физических способностей ребенка
· Содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему.
· Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам.
· Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы).
· Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.
· Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия.
· Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.
· Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.
· Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля»[5] .
«Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантного поведения личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкаголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и т.п.).
Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Объекты процесса социальной реабилитации – группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; лица, страдающие хроническим алкоголизмом, употребляющие наркотические и одурманивающие вещества; несовершеннолетние мамы; женщины и дети, подвергающиеся насилию; безработные; бездомные; безработные; беженцы; мигранты и т.д.
Субъекты социальной реабилитации – государство, общественные и общественно-политические объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления, профессионалы социальной работы, т.е. социальные субъекты, участвующие в реализации программ социальной реабилитации, в оказании помощи и поддержки человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
Основными видами социальной реабилитацией являются:
Социально-медицинская. Включает в себя восстановительную реконструктивную терапию, протезирование, ортезирование, стационарное и санаторно-курортное лечение, обеспечение медико-социального патронажа различных групп населения и т.д.
Социально-психологическая. Включает в себя повышение уровня психического здоровья, оптимизацию внутрисемейных отношений, информирование о потенциальных возможностях личности, ориентирование на самореабилитацию личности и семьи, обучение родителей приемам организации психокоррекционной работы с детьми, содействие пожилым гражданам в адаптации к новым условиям и обретении уверенности в себе.
Профессиональная. Включает в себя профессиональную ориентацию, образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство. В случае социальной недостаточности (в виде ограничения способности к профессиональной деятельности) меры социальной реабилитации требуют наряду с профориентацией приспособления производства и режима труда к нуждам клиента (если это необходимо).
Социальная. Включает в себя социально-средовую ориентацию, социально бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство. Важной частью социального блока реабилитационной программы являются меры материальной помощи, в том числе социальные пенсии и компенсационные выплаты, адресная натуральная поддержка в виде помощи продуктами, одеждой, другими предметами обихода, техническими средствами и т.д.
Меры указанных видов реабилитации имеют цель уменьшить проявления социальной недостаточности. Мероприятия данного вида проводятся путем социального обслуживания на дому и в условиях учреждений социального обслуживания (в том числе в реабилитационных центрах) под патронажем органов социальной защиты населения.
Координация различных направлений социальной реабилитации осуществляется специалистами по социальной работе, которые поддерживают связь с органами здравоохранения, образования, занятости, правовыми службами; организуют необходимые консультации; активизируют социальный потенциал семьи; содействуют финансовой и материальной помощи в семье»[6] .
Основные понятия и категории
Инвалидность
Инвалидность у детей
Реабилитация
Цель реабилитации
Социальная реабилитация
Объект социальной реабилитации
Субъект социальной реабилитации
Социально-медицинская реабилитация
Социально-психологическая реабилитация
Профессиональная реабилитация
Вопросы для контроля
1. Дайте определение понятию инвалидность.
2. Что такое детская инвалидность?
3. Перечислите причины детской инвалидности.
4. В чем суть изменения подхода к триаде ребенок - общество - государство?
5. В чем заключается сущность социальной реабилитации?
6. Дайте определение объекта и субъекта социальной реабилитации.
7. Назовите виды социальной реабилитации
Тесты
1. Инвалидность – это:
А) комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса, девиантного поведения личности;
Б) обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам;
В) нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
Г) человек, достигший определенного возраста;
Д) нет верного варианта ответа.
2. В структуре детской инвалидности преобладают заболевания:
А) заболевания внутренних органов;
Б) психоневрологические заболевания;
В) заболевания опорно-двигательного аппарата;
Г) нарушения зрения;
Д) нарушения слуха.
3. Причины, способствуют возникновению инвалидности у детей:
А) ухудшение экологической обстановки;
Б) неблагоприятные условия труда женщин;
В) высокий уровень заболеваемости родителей;
Г) рост травматизма и отсутствие условий и культуры здорового образа жизни;
Д) все варианты верны.
4. Сущность реабилитационной деятельности заключается в:
А) развитие духовных и физических способностей ребенка;
Б) содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;
В) обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам;
Г) содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы);
Д) все варианты верны.
5. Социальная реабилитация это:
А) поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;
Б) облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;
В) комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантного поведения личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкаголизмом);
Г) заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля;
Д) нет верного варианта ответа.
6. Выделяют основные виды социальной реабилитации:
А) социально-медицинская;
Б) социально-психологическая;
В) профессиональная;
Г) первые три варианта верны;
Д) нет верного варианта ответа.
7. Профессиональная реабилитация включает в себя:
А) профессиональную ориентацию, образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство;
Б) восстановительную реконструктивную терапию, протезирование, ортезирование, стационарное и санаторно-курортное лечение, обеспечение медико-социального патронажа различных групп населения и т.д.;
В) повышение уровня психического здоровья, оптимизацию внутрисемейных отношений, информирование о потенциальных возможностях личности, ориентирование на самореабилитацию личности и семьи, обучение родителей приемам организации психокоррекционной работы с детьми, содействие пожилым гражданам в адаптации к новым условиям и обретении уверенности в себе;
Г) нет верного варианта ответа;
Д) все варианты верны.
8) Социально-медицинская реабилитация включает в себя:
А) повышение уровня психического здоровья, оптимизацию внутрисемейных отношений, информирование о потенциальных возможностях личности, ориентирование на самореабилитацию личности и семьи, обучение родителей приемам организации психокоррекционной работы с детьми, содействие пожилым гражданам в адаптации к новым условиям и обретении уверенности в себе;
Б) профессиональную ориентацию, образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство;
В) восстановительную реконструктивную терапию, протезирование, ортезирование, стационарное и санаторно-курортное лечение, обеспечение медико-социального патронажа различных групп населения и т.д.;
Г) социальную адаптацию;
Д) нет верного варианта ответа.
9. Социально-психологическая реабилитация включает в себя:
А) профессиональную ориентацию, образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство;
Б) повышение уровня психического здоровья, оптимизацию внутрисемейных отношений, информирование о потенциальных возможностях личности, ориентирование на самореабилитацию личности и семьи, обучение родителей приемам организации психокоррекционной работы с детьми, содействие пожилым гражданам в адаптации к новым условиям и обретении уверенности в себе;
В) обучение навыкам самообслуживания;
Г) восстановительную реконструктивную терапию, протезирование, ортезирование, стационарное и санаторно-курортное лечение, обеспечение медико-социального патронажа различных групп населения и т.д.;
Д) все варианты верны.
10. Субъекты социальной реабилитации:
А) государство;
Б) общественные и общественно-политические объединения;
В) фонды;
Г) органы местного самоуправления;
Д) все варианты верны.
2.Современная модель деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями
Система социальной реабилитации детей-инвалидов может эффективно развиваться только на основе использования программно-целевого метода.
«Именно поэтому в составе президентской программы «Дети-России» с 1993 г. Реализуется Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды». Она была направлена на:
· Создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, реабилитации детей с ограниченными возможностями;
· Оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с различными отклонениями в развитии;
· Создание равных возможностей для получения детьми с различными отклонениями в развитии медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения;
· Интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.
Одним из важных элементов реализации данной программы являлось создание и развитие реабилитационных центров для детей и подростков с оганиченными возможностями»[7] .
«На ближайший период (2007-2010 г.г.) Правительством РФ утверждена
Федеральная целевая программа «Дети-России», в составе которой выделена программа «Дети и семья», включающая направление «Семья с детьми инвалидами»
Правовой базой создания центров социальной реабилитации детей-инвалидов является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ, в статье 14 которого указывается, что социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам.
Документом, конкретизирующим задачи и функции центра, регламентирующим его деятельность, является Положение о реабилитационном центре, которое разрабатывается с учетом специфики его деятельности, особенностей региона, финансовых возможностей, кадрового обеспечения и т.д. При его разработке следует учесть подходы, содержащиеся в Примерном положении о реабилитационном учреждении. Утвержденном в 1996 г. Совместным приказом Минтруда России, Минздрава России и Минобразования России.
Базовым документом для разработки Положения также является Примерное положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, утвержденное приказом Минсоцзащиты России от 14 декабря 1994 г. № 249.
В соответствии с Примерное положением Центр создается из расчета одно учреждение на одну тысячу детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или в районе.
Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии. Квалифицированной медико-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи Центра по социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями:
· Выявление в городе или районе всех детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях; создание компьютеризованной базы данных о таких детях и подростках;
· Изучение совместно с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование восстановления нарушенных функций;
· Разработка на основании типовых базовых программах и координации в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей с ограниченными возможностями;
· Оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
· Социально-реабилитационная работа с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;
· Повышение квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания населения, семьи и детей по вопросам детской и подростковой реабилитации.
Порядок выявления работниками центра детей и подростков с ограниченными возможностями и на этой основе формирование компьютерной базы осуществляется на основе анализа:
· Заболеваемости детей-инвалидов;
· Посещаемости лечебно-профилактических учреждений детьми различных групп;
· Анализа посещаемости детей различных групп по обращаемости (на 1000 детей);
· Медико-социальной помощи инвалидам в учреждениях социальной защиты на основе федеральных, региональных и индивидуальных программ;
· Объема медицинских услуг, оказываемых инвалидам.
Центрами используются свыше 30 признанных реабилитационных методик, в том числе: метод кондуктивной педагогики, массаж, ЛФК, музыкотерапия, игротерапия, медикаментозная терапия, восстановительная терапия, лазеротерапия по В.Е. Илларионовой и т.д. В отдельных центрах успешно разрабатываются авторские методики, среди них – куклотерапия, иппотерапия, коррекционный труд и т.д.
Структурные подразделения Центра:
· Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации
· Отделение медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
· Отделение психолого-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями
· Отделение дневного пребывания и стационар для детей и подростков с ограниченными возможностями»[8]
Основные понятия и категории
Федеральная целевая программа «Дети-России»
Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды»
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
Задачи Центра
Положение о реабилитационном центре
Реабилитационные методики
Структурные подразделения Центра
Вопросы для контроля
1. На что была направлена Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды»?
2. Какое направление включала в себя Федеральная целевая программа «Дети-России», утвержденная Правительством РФ на ближайший период (2007-2010 г.г.)?
3. Какой Федеральный закон является правовой базой создания центров социальной реабилитации детей-инвалидов?
4. Какой документ конкретизирует задачи и функции центра, регламентирует его деятельность?
5. Сформулируйте основные задачи Центра по социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
6. Какие есть структурные подразделения Центра?
7. Перечислите реабилитационные методики, применяемые в Центре.
Тесты
1. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» была направлена на:
А) создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, реабилитации детей с ограниченными возможностями;
Б) оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с различными отклонениями в развитии;
В) создание равных возможностей для получения детьми с различными отклонениями в развитии медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения;
Г) интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.
Д) все варианты верны.
2. Одним из важных элементов реализации программы«Дети-инвалиды» являлось:
А) улучшение уровня жизни родителей детей-инвалидов;
Б) создание сети кружков для детей-инвалидов;
В) привлечение спонсоров для финансирования лечения больных детей;
Г) создание и развитие реабилитационных центров для детей и подростков с оганиченными возможностями;
Д) все варианты верны.
3. Правовой базой создания центров социальной реабилитации детей-инвалидов является:
А) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ;
Б) Уголовный кодекс;
В) Семейный кодекс;
Г) Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24.11. 1995 №181 – ФЗ;
Д) нет верного варианта ответа.
4. Основные задачи Центра по социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями:
А) изучение совместно с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование восстановления нарушенных функций;
Б) разработка на основании типовых базовых программах и координации в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей с ограниченными возможностями;
В) оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
Г) социально-реабилитационная работа с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;
Д) все варианты верны.
5. Целью деятельности Центра является:
А) оказание квалифицированной медицинской помощи;
Б) организация досуга для детей-инвалидов;
В) правовая консультация родителей детей-инвалидов;
Г) оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии квалифицированной медико-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду;
Д) все варианты верны.
6. Порядок выявления работниками центра детей и подростков с ограниченными возможностями и на этой основе формирование компьютерной базы осуществляется на основе анализа:
А) заболеваемости детей-инвалидов;
Б) посещаемости лечебно-профилактических учреждений детьми различных групп;
В) анализа посещаемости детей различных групп по обращаемости (на 1000 детей);
Г) медико-социальной помощи инвалидам в учреждениях социальной защиты на основе федеральных, региональных и индивидуальных программ;
Д) все варианты верны.
7. В Центре могут использоваться следующие реабилитационные методики:
А) метод кондуктивной педагогики;
Б) восстановительная терапия;
В) музыкотерапия;
Г) куклотерапия;
Д) все варианты верны.
8. Структурные подразделения Центра:
А) Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации
Б) Отделение медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
В) Отделение психолого-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями
Г) Отделение дневного пребывания и стационар для детей и подростков с ограниченными возможностями
Д) все варианты верны.
9. Документом, конкретизирующим задачи и функции центра, регламентирующим его деятельность, является:
А) Указ Президента РФ;
Б) Приказ Минздравсоцразвития РФ;
В) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ;
Г) Положение о реабилитационном центре;
Д) нет верного варианта ответа.
10. Базовым документом для разработки Положения о реабилитационном центре является:
А) Примерное положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, утвержденное приказом Минсоцзащиты России от 14 декабря 1994 г. № 249.;
Б) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ;
В) Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24.11. 1995 №181 – ФЗ;
Г) Приказ Минздравсоцразвития РФ;
Д) нет верного варианта ответа.
3.Опыт деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» в городе Октябрьский Республики Башкортостан
Рождение больного ребенка – тяжелое испытание для родителей. Вся семья нуждается в особой заботе и поддержке не только близких людей, но и государства.
В Республике Башкортостан действует развлетвленная сеть учреждений здравоохранения и социальной защиты, чья деятельность направлена на оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Распоряжением главы администрации города Октябрьский Республики Башкортостан в 2003 году создан реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». Выделено 2-х этажное помещение площадью 890 кв.м., территория центра – 0,64 га. В январе 2004 года центр «Радуга» принял первых детей на реабилитацию.
Основная цель центра - оказание квалифицированной психолого-педагогической, медико-социальной, социально- бытовой помощи детям с ограниченными возможностями, а также обеспечение им максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе, к обучению и труду.
За период существования центра прошли реабилитацию 1 400 детей с ограниченными возможностями.
Центр оснащен современным реабилитационным оборудованием, полученным по республиканским и федеральным целевым программам «Дети- инвалиды» на сумму более миллиона рублей: тренажеры, мягкие модули, компьютеры, аппаратура для физиотерапии, сенсорный кабинет.
Полученное оборудование позволяет обеспечить детям с различной степенью интеллектуальной и физической недостаточности широкий спектр реабилитационных мероприятий. Коллектив центра находится в постоянном поиске новых форм и методов социальной реабилитации детей. Применяются занятия энимал-терапией, иппотерапией (лечебно-верховая езда), как один из видов физического воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью этих занятий является достижение реабилитационного эффекта, заключающегося в улучшении ряда психофизических показателей и морально-волевых качеств детей с нарушением интеллекта, приобщение их к видам труда, связанным с уходом за лошадью. Они способствуют развитию силы, ловкости, координированности и точности движений. Все специалисты центра прошли дистанционное обучение в Московском аналитическом научно-методическом центре «Развитие и коррекция».
Наши сотрудники постарались сделать старое здание бывшего детского сада более светлым, уютным и удобным для наших детей. Благодаря президентской программе «Дети-инвалиды» был оборудован компьютерный класс, где ребята получают основы грамотной работы с «умной техникой», играют, развивают мышление, память, внимание.
Для детей, которым природа не дала возможность полноценного движения, смонтированы в больших светлых залах великолепные тренажеры, помогающие укреплять все группы мышц.
Занятия по труду не только совершенствуют мелкую моторику пальцев рук, но и развивают вкус, гармонию, культуру. Все это можно увидеть на выставке, регулярно представляющую работы наших детей.
Для самых маленьких – зал двигательной активности, где можно и попрыгать на батуте, и проползти в модульном лабиринте, и «поплавать» в сухом бассейне.
Поучаствовать в шумовом оркестре, поиграть на фортепиано, гитаре можно в нашем музыкальном зале.
Летом этого года наши ребята и сотрудники с помощью общества «Знание» совершили восхождение на гору Шихан, а также посетили Шумиловские водопады. Горы, чудесный воздух, песни у ночного костра, дружеское общение надолго останутся в памяти ребят.
Первоочередной задачей центра является создание комфортных условий для каждого ребенка, помощь в обретении уверенности в своих силах. Отказаться от самоизоляции, налаживать контакт с другими детьми, помогают психолог. Дефектолог– работает по преодолению отклонений в умственном развитии, корригирует психические функции – память, внимание, речь. Логопед развивает связную речь у детей, работает по профилактике и коррекции дефектов звукопроизношения. Педиатр назначает детям комплекс лечения, массажисты проводят общий массаж, что способствует хорошему самочувствию, улучшает кровоснабжение и эмоциональный настрой у детей. Специалист по социальной работе оказывает всестороннюю помощь детям – это и посещение на дому, индивидуальные собеседования, консультации для родителей. Инструкторы по труду формируют эстетический вкус, развивают трудовые умения и навыки, педагог дополнительного образования преподает офисные технологии, азы программирования, обучение работе в Интернете, инструктор ЛФК развивает системы лечебной физкультуры, упражнения позволяют стимулировать двигательные функции, нормализовывать мышечный тонус, активизировать подвижность суставов. Учитель рисования учит детей рисовать лепить, развивает воображение, наблюдательность, эстетические чувства, мелкую моторику рук. Социальный педагог не только обучает детей навыкам самообслуживания, но и является наставником и товарищем. Медсестра физиокабинета проводит физиолечение аппаратами, которые обладают высокой эффективностью при лечении многих заболеваний, особенно если у ребенка есть аллергия к лекарственными препаратам. Музыкальный руководитель на занятиях прививает любовь к музыке, развивает творческие способности, развивает музыкальные способности.
Сотрудники центра помогают не только ребенку, но и семье. Большое реабилитирующее значение для семьи имеет клуб родителей «Мир семьи». На занятиях матери перенимают опыт воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Здесь они получают правовую, юридическую информацию, консультации сотрудников центра, адреса и телефоны других специализированных учреждений. Параллельно работе с ребенком происходит обучение родителей: специалисты дают рекомендации по подбору специальных вспомогательных приспособлений, развивающих игр. Их учат замечать даже незначительные изменения в состоянии ребенка, радоваться его успехам.
В 2006 году на проведение капитального ремонта здания центра Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан выделено около 3 миллионов рублей. Произведена замена системы внешнего и внутреннего электроснабжения, отопления, окон, установлена АПС, произведена частичная реконструкция кабинетов.
Постоянно ведутся работы по благоустройству и озеленению территории, созданы игровые площадки для детей, обустраиваются клумбы, произведена вырубка старых деревьев, высажены 50 декоративных кустов.
В 2006 году было выделено 3000000 рублей из республиканского бюджета на капитальный ремонт здания (выполнена замена окон дверей, внутренней и внешней электропроводки, радиаторов отопления, выполнен косметический внутренний ремонт).
На учете филиала состоит 288 детей-инвалидов, в том числе 22 – лежачие, с такими диагнозами как детский церебральный паралич, врожденный порок сердца, бронхиальная астма, сахарный диабет, психические расстройства и др.
Основные понятия и категории
Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»
Цель Центра
Энимал-терапия
Иппотерапия
Клуб родителей «Мир семьи»
Вопросы для контроля
1. На основании какого нормативно-правового документа создан реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» в городе Октябрьский Республики Бащкортостан?
2. Назовите основную цель центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга».
3. Сколько детей прошли реабилитацию за период существования Центра?
4. С помощью поддержки какой организации летом этого года ребята и сотрудники совершили восхождение на гору Шихан, а также посетили Шумиловские водопады?
5. Какие специалисты работают в данном Центре?
6. Перечислите кружки, действующие в Центре.
7. Какая работа с семьей ребенка-инвалида ведется в стенах данного реабилитационного центра?
Тесты
1. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» в городе Октябрьский Республики Башкортостан создан:
А) в 2000;
Б) в 2002;
В) в 2004;
Г) в 2006;
Д) в 2007.
2. Основная цель центра:
А) оказание квалифицированной психолого-педагогической, медико-социальной, социально- бытовой помощи детям с ограниченными возможностями, а также обеспечение им максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе, к обучению и труду;
Б) помощь в уходе за больным ребенком;
В) оказание медицинской помощи;
Г) психологическая консультация;
Д) все варианты верны.
3. Центр оснащен современным реабилитационным оборудованием, полученным по республиканским и федеральным целевым программам:
А) Дети России;
Б) Дети-инвалиды;
В) Дети и семья;
Г) Семья с детьми-инвалидами;
Д) нет верного варианта ответа.
4. Иппотерапия это:
А) занятия музыкой;
Б) развитие творческих способностей;
В) лечебно-верховая езда;
Г) один из методов трудотерапии;
Д) не верного варианта ответа.
5. В Центре работают следующие специалисты:
А) психолог;
Б) специалист по социальной работе;
В) логопед;
Г) педиатр;
Д) все варианты верны.
6. Дети проходят реабилитацию в Центре с диагнозами:
А) детский церебральный паралич;
Б) врожденный порок сердца;
В) бронхиальная астма;
Г) психические расстройства;
Д) все варианты верны.
7. Ребята и сотрудники совершили восхождение на гору Шихан, а также посетили Шумиловские водопады с помощью организации:
А) Сеть магазинов «Апельсин»;
Б) Общество «Знание»;
В) ВОС;
Г) Общество глухонемых города Октябрьского;
Д) Дворец молодежи.
8. Логопед проводит с детьми следующую работу:
А) работает по преодолению отклонений в умственном развитии, корригирует психические функции – память, внимание, речь.;
Б) проводят общий массаж, что способствует хорошему самочувствию, улучшает кровоснабжение и эмоциональный настрой у детей;
В) оказывает всестороннюю помощь детям – это и посещение на дому, индивидуальные собеседования, консультации для родителей;
Г) формируют эстетический вкус, развивают трудовые умения и навыки;
Д) развивает связную речь у детей, работает по профилактике и коррекции дефектов звукопроизношения.
9. Специалистами Центра применяются реабилитационные технологии:
А) иппотерапия;
Б) энимал-терапия;
В) музыкотерапия;
Г) лечебный массаж и лечебная физкультура;
Д) все варианты верны.
10. Специалист по социальной работе проводит следующую работу:
А) преподает офисные технологии, азы программирования, обучение работе в Интернете;
Б) оказывает всестороннюю помощь детям – это и посещение на дому, индивидуальные собеседования, консультации для родителей;
В) помогает детям отказаться от самоизоляции, налаживать контакт с другими детьми;
Г) назначает комплекс лечения;
Д) учит детей рисовать лепить, развивает воображение, наблюдательность, эстетические чувства, мелкую моторику рук.
Ситуационные задачи
1. В Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями обратилась Лиля А., 11 лет (основной диагноз: задержка психического развития и сопутствующие: миопия высокой степени, нарушение осанки). Специалистами было выявлено, что ребенок имеет маленький словарный запас, нарушение эмоцианально-волевой сферы, механической и зрительной памяти, а также низкий уровень внимания, быстрое переутомление, общую моторную неловкость, недостаточную подвижность и нарушение координации движений, проблемную ориентацию в пространстве. Лиля вела себя неадекватно: пряталась, закрывала уши, на любые действия и слова педагога реагировала отрицательно.Задача:культурное, эстетическое и физическое развитие ребенка, развитие любви и интереса к танцам и ритмическим движениям.
Медико-психолого-педагогическая комиссия назначила комплекс реабилитационных мероприятий, в которые входят занятия по программе «Хореаграфической студии «Рассвет». Основной идеей этой программы является обучение детей элементам классического и народного танца, привитие интереса к танцам. В результате систематического применения физических упражнений в хореографии воздействие на организм является корректирующим, что позволяет детям улучшать двигательные функции организма, и, принимая участие в играх, показывать наработанные движения, которые они не способны были воспроизвести на начальном этапе реабилитации. После прохождения занятий Лиля А. смогла разучить комплекс ритмичных упражнений, несколько логоритмичных упражнений на хореографических этюдах для релаксации, благотворно влияющих на психоэмоцианальную сферу. У нее улучшилась походка, осанка, она стала более самостоятельно проявлять свои познания, фантазию.
2. В Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями обратилась Даша Ш., 7 лет, у которой был отмечен низкий уровень речевой моторики (в связи с тяжестью ограниченного поражения центральной нервной системы). Девочке были назначены: занятия артикулярной гимнастикой, активный и пассивный массаж речевых органов, а также пальчиковая гимнастика. В результате прохождения курса реабилитации у нее улучшилось произношение отдельных звуков, что в целом привело к улучшению разборчивости устной речи. После занятий со специалистами у Даши Ш. развилась мелкая моторика рук, как следствие, увеличились двигательные возможности пальцев рук, что в свою очередь обеспечило успешное овладение письменной речью.
3. В Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями обратился Александр П., 6 лет, диагноз детский церебральный паралич: нарушена речь, бездействуют нижние конечности, нарушена подвижность кистей рук. Ребенку была назначена творческая реабилитация: занятия по изобразительному искусству. В процессе художественного творчества у детей развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие и художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия по изобразительному искусству значительно увеличили подвижность кистей рук, ребенок освоил различные техники работы с бумагой и красками. Работа сопровождается проговариванием отдельных слов, трудных для произношения.
4. В Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями обратился Павел М., 8 лет, диагноз: врожденный порок сердца, который сопровождался общим ослаблением здоровья. Ребенок отличался замкнутостью, отчужденностью от сверстников, необщительностью. В рамках проведения программы «Игра – это искра» специалисты Центра проводили групповые игровые занятия, на которых дети знакомились с играми, учились выполнять правила и с удовольствием играли. Павлу М. также назначили эти занятия. Участие в них помогло мальчику развить общительность, умение договариваться. Ведь огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
5. В Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями обратился Рома, 7 лет, диагноз ДЦП (нарушена речь, нарушена подвижность кистей рук, нижние конечностей, отстает в умственном и психическом развитии). Специалисты центра порекомендовали иппотерапию (лечебно-верховую езду), как один из видов физического воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью этих занятий является достижение реабилитационного эффекта, заключающегося в улучшении ряда психофизических показателей и морально-волевых качеств детей с нарушением интеллекта, приобщение их к видам труда, связанным с уходом за лошадью. Они способствуют развитию силы, ловкости, координированности и точности движений. Мальчик после общения с лошадью значительно улучшил показатели как физического так и психического развития.
Рекомендации для социальных работников
«В настоящее время процесс реабилитации детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания, врожденной патологии, травмы, включает наиболее важные стороны жизнедеятельности человека – имеются в виду не только медицинский, но и профессиональный, и социальный аспекты. Современные представления о целях реабилитации этих детей (инвалидов, как их до сих пор, к сожалению, принято называть) связаны именно с восстановлением социального статуса как самого ребенка, так и его семьи.
Такой подход диктует необходимость активного участия в реабилитационном процессе специалистов по социальной работе, причем не только в структуре служб социальной помощи населению по месту жительства ребенка–инвалида, но и в реабилитационном учреждении, в котором ребенок и его семья получают комплексную помощь в организации и проведении процесса реабилитации.
Особенности деятельности специалиста по социальной работе в подобном учреждении заключается прежде всего в том, что длительное время (реабилитационный период, как правило, продолжается не один год) он взаимодействует как с самим ребенком, так и с членами его семьи – родителями (или лицами, его заменяющими), братьями, сестрами, близкими родственниками, т.к. полноценная реабилитация ребенка–инвалида возможна только при активном участии семьи. Статус семьи, вследствие появления ребенка–инвалида, в большинстве случаев понижается. Депрессивное состояние родителей, социальное неблагополучие, неблагоприятный психологический климат в семье – это те факторы, которые не позволяют провести процесс реабилитации ребенка максимально успешно. Наличие подобных проблем вызывает потребность в активной социальной помощи семье, которая может быть оказана только специалистом, хорошо знающим специфику реабилитации ребенка при конкретном заболевании и, в то же время, владеет всеми необходимыми технологиями работы с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в состояние социальной депривации.
Особенности деятельности специалиста по социальной работе в реабилитационном центре для детей, учитывая основную цель комплексной реабилитации как социальную адаптацию ребенка, заключается также в активном участии в процессе разработки индивидуально ориентированной программы (ИПКР) для каждого ребенка–инвалида, контроле и анализе результативности ее реализации.
ИПКР, помимо социального блока, включает еще медицинский, педагогический и психологический. Соответственно, специалист по социальной работе должен тесно взаимодействовать в процессе реабилитации с медицинскими работниками, педагогами и психологами, работающими в реабилитационном центре, способствовать предоставлению ребенку–инвалиду всех необходимых и возможных в данном учреждении услуг, способствовать их максимальной эффективности.
Трудности организации работы по оказанию социальной помощи ребенку и семье в реабилитационном центре обусловлены тем, что отработанных технологий такой деятельности пока крайне мало. Особенности социальных технологий в том, что каждый человек, или группа людей, например, семья, имеет специфические потребности, нужды, интересы. В случае инвалидности, эти проблемы напрямую связаны именно со спецификой заболевания, ограничениями жизнедеятельности, которые оно вызывает. Разработанные и внедренные в конкретном реабилитационном учреждении технологии социальной работы, как правило, требуют значительной переработки в организациях для детей с другими заболеваниями, врожденными пороками, разного вида травмами. Дополнительные проблемы использования готовых технологий возникают, если они применялись в других социальных условиях, например, других странах. Тем не менее, использовать опыт подобных разработок необходимо, так как это позволяет применять в работе наиболее передовые методы оказания социальной помощи детям–инвалидам.
Специфика заболевания ребенка определяет как программу его реабилитации, так и во многом – технологию работы специалиста по социальной работе с семьей. Так, врожденная патология, выявляемая в первые дни жизни ребенка, ведет к тому, что специалисту важно, прежде всего, оценить, насколько высока вероятность сохранения для ребенка семьи, предупредив отказ родителей от новорожденного. Это требует оперативного социального обследования семьи, предоставления семье информации о необходимых реабилитационных мероприятиях, реабилитационном прогнозе и перспективах развития ребенка, оказания психологической помощи родителям.
Иная ситуация, если в результате заболевания или травмы инвалидом становится прежде совершенно здоровый ребенок. Семья, как правило, испытывает серьезный стресс, но угроза отказа от ребенка не возникает, на первый план выступают другие проблемы: необходимость психологической помощи ребенку и родителям, помощь в решении проблем с образованием, с обследованием ребенка в бюро медико-социальной экспертизы, разработка ИПКР и т.д.
Наиболее сложный в социальном плане вариант, когда заболевание ребенка требует постоянного ухода за ним, он лишен возможности самостоятельного передвижения, не способен к самообслуживанию и имеет крайне низкий реабилитационный потенциал. Восстановление социального статуса такой семьи в современных условиях возможно только в исключительных случаях, служба социальной защиты по месту жительства пока мало чем способна ей помочь.
Реабилитационный центр входит в структуру Государственной службы реабилитации инвалидов, то есть в совокупность органов государственной власти, включая органы местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Специалист по социальной работе, работающий в реабилитационном центре, должен владеть всем объемом информации по социальным гарантиям и возможной социальной помощи семьям, воспитывающим детей–инвалидов, и использовать эти знания в процессе оказания реабилитационной помощи ребенку и семье»[9] .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Захарова, Т.Ю. Организация помощи детям раннего возраста с проблемами развития // Т. Ю. Захарова // Работник социальной службы. – 2007. – №4. – С. 23 – 25.
2. Кизилова, Л.В. Реабилитационные технологии как важная составляющая часть инновационной деятельности центра социального обслуживания // Л.В. Кизилова // Работник социальной службы. – 2008. – № 2. – С. 7 – 14.
3. Колесник, Н.Т. Психологическое обеспечение коррекционной работы с детьми-инвалидами // Н.Т. Колесник // Социальное обслуживание. – 2009. – №1. – С. 45 – 55.
4. Любушкина, Т.Л. Опыт социальной поддержки и реабилитации детей с ограниченными возможностями в областном реабилитационном центре «Полянка» // Т.Л. Любушкина // Работник социальной службы. – 2006. – №4. – С. 19 – 23.
5. Малкова, Л.Б. Особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в реабилитационном учреждении для детей с ограниченными возможностями: [электронный ресурс] // http://do.teleclinica.ru/184881/10. Федеральная целевая программа Дети-инвалиды в 2001-2002 годах: [электронный ресурс] // http://www.sponsorstvo.ru/main_new.php?id=243chid=287
6. Панов, А.М. Российская энциклопедия социальной работы / А.М. Панов. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 212 с.
7. Панов, А.М., Гридасов, Н.И. Современная модель организации и содержания деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями // А.М. Панов, Н.И. Гридасов // Социальное обслуживание. – 2008. – №1. – С. 22 – 60.
8. Российский научно-практический центр физической реабилитации детей-инвалидов» при ВНИИФК: [электронный ресурс] // http://www.t-gross.ru/about/
9. Савенкова, Л. П. Совместное пребывание в реабилитационном центре детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих нарушений в развитии, как один из факторов повышения эффективности социальной реабилитации // Л.П. Савенкова // Социальное обслуживание. – 2007. – №3. – С. 80 – 83.
10. Социальная политика Башкортостана: [электронный ресурс] //http://bashlove.narod.ru/Social.html
11. Социальная реабилитация детей-инвалидов на примере ГУ Волгоградского областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних с ограниченными возможностями «Вдохновение»: [электронный ресурс] // http://www.sch21.stavedu.ru/exwork/?page=k4-9
12. Федеральная целевая программа Дети-инвалиды в 2001-2002 годах: [электронный ресурс] // http://www.sponsorstvo.ru/main_new.php?id=243chid=287
[1] Кизилова, Л.В. Реабилитационные технологии как важная составляющая часть инновационной деятельности центра социального обслуживания // Л.В. Кизилова // Работник социальной службы. – 2008. – № 2. – С. 7 – 14.
[2] Социальная политика Башкортостана: [электронный ресурс] //http://bashlove.narod.ru/Social.html
[3] Любушкина, Т.Л. Опыт социальной поддержки и реабилитации детей с ограниченными возможностями в областном реабилитационном центре «Полянка» // Т.Л. Любушкина // Работник социальной службы. – 2006. – №4. – С. 19 – 23.
[4] Савенкова, Л. П. Совместное пребывание в реабилитационном центре детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих нарушений в развитии, как один из факторов повышения эффективности социальной реабилитации // Л.П. Савенкова // Социальноеобслуживание. – 2007. – №3. – С. 80 – 83.
[5] Панов, А.М., Гридасов, Н.И. Современная модель организации и содержания деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями // А.М. Панов, Н.И. Гридасов // Социальное обслуживание. – 2008. – №1. – С. 22 – 60.
[6] Панов, А.М. Российская энциклопедия социальной работы / А.М. Панов. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 212 с.
[7] Федеральная целевая программа Дети-инвалиды в 2001-2002 годах: [электронный ресурс] // http://www.sponsorstvo.ru/main_new.php?id=243chid=287
[8] Панов, А.М., Гридасов, Н.И. Современная модель организации и содержания деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями // А.М. Панов, Н.И. Гридасов // Социальное обслуживание. – 2008. – №1. – С. 22 – 60.
[9] Малкова, Л.Б. Особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в реабилитационном учреждении для детей с ограниченными возможностями: [электронный ресурс] // http://do.teleclinica.ru/184881/