Проблемы массового поведения

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ..31 Массовое сознание и массы …. …..5 1.1 Массовое сознание и его качества . …...… 5

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..31 Массовое сознание и массы ……………………….……………………………..5

1.1 Массовое сознание и его качества ………………………….………...…....5

1.2 Толпа …………………………………………………………………..….….6

1.3 Публика……………………………………………………………………....8

1.4 Социальные движения……………………………………………………….9

2 Индивид и массовое поведение ……………………………………………...…11

3 Массовая паника: факторы и механизмы……………………………………….15

3.1 Индивидуальная и массовая паника………………………………….……15

3.2 Факторы возникновения массовой паники………..…….………………..16

3.3 Механизмы развития паники………………………………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....21

ВВЕДЕНИЕ

Массовое поведение (англ. collective behavior) – это термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений.Чтобы приблизительно очертить предметное поле, охватываемое этим понятием, выделим следующие признаки: вовлеченность большого количества людей, одновременность, иррациональность (ослабление сознательного контроля), а также слабую структурированность, т. е. размытость позиционно-ролевой структуры характерной для нормативных форм группового поведения.(назаретян)

В массовом поведении проявляется детерминирующая роль массового сознания, которое понимается как отражение материальных условий жизни, труда и отношений.

Массовое поведение стало объектом изучения представителей различных научных направлений со второй половины XIX века. Первыми исследователями психологии масс были представители двух психологических школ. Немецкой школы психологии народов во главе с В. Вундтом, М. Лазарусом и Г. Штейнталем и франко-итальянской школы психологии масс Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле.

Среди отечественных ученых данной проблеме уделяли внимание М.Г. Михайловский (субъективная социология), В.М. Бехтерев (коллективная рефлексология), А.Л. Чижевский (гелиопсихология). В частности, Чижевский впервые изучал влияние солнечной активности и её колебаний на динамику массовых политических настроений.

Стержневым элементом массовой психологии является массовое сознание. Вместе с массовыми настроениями и другими сугубо иррациональными формами стихийного поведения, оно определяет то, что в целом определяется как массовая психология.Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей (“массам”). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных “классических” групп общества (больших и малых), однако несводимый к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам “классических” групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя, массовое сознание в основном носит обыденный характер [6].

Прежде чем перейти к характеристике различных типов групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств.

1 Массовое сознание и массы.

1.1 Массовое сознание и его качества

Массы как носители массового сознания определяются с социологической точки Б.А. Грушиным как “ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)” [3]. При определенной психологической неполноте, данное определение позволяет четко разграничить массу и группы. Кроме того, оно дает возможность подойти к пониманию важных качеств массового сознания.

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся на:

1. большие и малые;

2. устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);

3. сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве;

4. контактные и неконтактные (дисперсные);

5. спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые;

социально однородные и неоднородные.

Среди качеств массы в качестве важнейших рассматриваются следующие. Во-первых, это статистичность — то есть, аморфность массы, ее несводимость к самостоятельному, системному, структурированному целостному образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов. Во-вторых, ее стохастичная, вероятностная природа, то есть открытость, размытость границ, неопределенность состава массы в количественном и качественном отношении. В-третьих ситуативность, временность ее существования. Наконец, в-четвертых, выраженная гетерогенность, разнородность состава массы.

Конкретные наблюдения и эмпирические исследования позволяют прийти к трем основным конкретным разновидностям “массы”, встречающимся на практике.

Во-первых,это толпа. Как справедливо писал Х.Ортега-и-Гассет: “Толпа — понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы”.

Во-вторых, это так называемая “собранная публика” — от зрителей в театре до участников политических митингов: “скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом... сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики. ...под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или дискуссия в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции)”.

В-третьих, это “несобранная публика”, к которой относится часть электоральных масс, возникающих под влиянием политической рекламы или, что почти одно и тоже, масс поклонников кумиров современной музыки. “Несобранная публика — это лишь “поляризованная масса”, то есть большое число людей мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не “друг с другом”, а “друг около друга”.

Все остальные виды масс носят еще более сложный и менее конкретный, скорее виртуальный, чем реальный характер. Тем не менее, психология масс так устроена, что то, что сегодня существует в виде совершенно виртуальных образований (скажем, массы “населения мятежной территории”), уже завтра может обернуться толпами погромщиков или “восставшими массами”.

1.2 Толпа

В контексте рассматриваемой проблемы наиболее существенным является феномен толпы. Толпа рассматривается как множество людей, не связанных между собою общностью цели и единой позиционно-ролевой организацией, но объединенных общим центром внимания, сходством эмоционального состояния. Толпа выступает разновидностью социального организма, но в отличии от группы она более чувствительна и эмоциональна.

Исследователи обращают внимание на то, что в толпе человек чувствует себя анонимно, что и подталкивает его к действиям более рискованным и безответственным. Эти действия могут быть героическими, но в той же мере насильственными и античеловеческими. Иррациональность поступков объясняется превалированием стадного инстинкта, который позволяет отдельным участникам как бы отключить свою волю, сознание и действовать по законам «джунглей» в терминологии Киплинга.

Поведение людей в толпе определяется закономерностями разных уровней. В ней действуют и чисто физические движения, которым подчиняется масса. Примерно также, как колебания морских волн. Более того, на человека в толпе действуют духота, резкие звуки, яркий свет и пр.

Механизмами образования толпы являются слухи и циркулярная реакция. При этом под слухами понимается процесс передачи эмоционально актуальной информации по средствам коммуникации. Слух процесс передачи эмоционально актуальной информации по средствам коммуникации.

Циркулярная реакция или эмоциональное кружение – это процесс обоюдного заражения, по мере интенсивности которого взаимодействие между индивидами опускается с семантического (коммуникационного) на психофизиологический уровень. При этом следует обратить внимание на то, что эмоциональное кружение сопровождает любое мероприятие или акцию и до некоторого уровня оно способно служить сплачивающим фактором, который называется фасциацией. Однако, выйдя из-под контроля, циркулярная реакция становится фактором деградации и разрушения совместной деятельности.

При эмоциональном кружении актуализируются низшие, более примитивные пласты психики и группа превращается в эмоционально-деструктивную толпу.
У человека, охваченного процессом кружения, возрастает восприимчивость к импульсам, исходящих изнутри толпы и одновременно снижается восприимчивость извне.
У массового стихийного поведения имеется условная классификация. Толпа как форма стихийного поведения масс подразделяется на [5]:

- окказиональную (от англ. occasion – случай) – множество людей, которые собрались по поводу неожиданного уличного происшествия. Доминирующая эмоция – любопытство;

- конвенциальную (от англ. convention – условность) - собирается по поводу заранее объявленного события: митинг, концерт звезд эстрады, футбольный матч и т.д. Здесь преобладает более организованный и направленный интерес;

- экспрессивную (от англ. expression – выражение) - ритмично выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, протест, горе и т.д.;

- экстатичную (от англ. ecstasy – экстаз) экстремальная форма экспрессивной толпы. Достигнув экстаза люди, самозабвенно истязают себя цепями, рвут на себе одежду, танцуют до изнеможения и т.д.;

- действующую (от англ. active – действие) – наиболее опасная разновидность толпы, в которой продуцируют агрессия, паника, безумство и пр. Человек в толпе способен проявить такие формы активности, которые у него имеются на инстинктивном уровне, а также в качестве навыков и осознанных действий.
Инстинкты представляют собой врожденные модели поведения, детерминированные биологически и задающие направление энергии поведению. Они проявляются в форме атавизмов (дыхание, передвижение) и более сложных врожденных действиях связанных с самосохранением, общительностью, агрессивностью и др.

1.3 Публика

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика — это тоже кратковременное собрание людей для совместноговремяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п. [1].

Основной характеристикой публики является психология политического заражения. Публика выполняет функцию распространения стереотипов восприятия и стандартов политического поведения среди членов общества. Выполняет свои функции с опорой на мотивационные состояния: симпатии и антипатии к искусственно спроектированным политическим образам и моделям поведения в произведениях театрального, изобразительного, литературного искусства [9].

1.4 Социальные движения

Социальные движения — особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета) [1].

Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно демонстрирует несколько общих черт. Прежде всего оно базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вторых, всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости. В-четвертых, движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр. (Штомпка, 1996).

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет «выплеснуто» в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда всегда — относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три вопроса существования социальных движений: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.


2 Индивид и массовое поведение

Масса меняет индивидуальное поведение. При этом существенно, что масса, вовлекающая в себя значительное число людей, не только стирает групповые различия между ними. Она в значительной мере трансформирует всю индивидуальную психику, подчиняя себе индивидуальное сознание. Еще Г. Лебон отмечал, что в массе стираются индивидуальные различия отдельных людей и, тем самым, исчезает их своеобразие. Однако масса не только “отнимает” что-то у индивидуальной психики — она еще и придает входящим в нее людям новые качества [6].

Во-первых,“в массе, в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать”. Тем более что особой необходимости обуздывать себя нет — принадлежность к массе гарантирует анонимность отдельного индивида. Масса никогда не несет ответственности сама, а принадлежность к массе избавляет от индивидуальной ответственности. Психологическим результатом этого является возрастающее ощущение власти у включенного в массу индивида, связанное еще и с ощущением своей безнаказанности.

Во-вторых, индивидуальная психика меняется в силу особой заразительности массы. Эффект психического заражения “есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода. “В массе “заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это — вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в качестве составной части массы”. Масса заражает индивида. Индивид же, заражаясь массовыми мыслями, чувствами и переживаниями, начинает подражать тому, что делает масса. Изучая несколько иные феномены массовой психологии (например, моду) Г. Тард говорил, фактически, об обратной стороне той же самой медали: о законах подражания, свойственных поведению человека в массе, Масса заражает индивида, а индивид, заражаясь, подражает массе.

В-третьих,важнейшей причиной, обуславливающей появление у объединенных в массу индивидов особых общих качеств, противоположных качествам отдельного, “изолированного” индивида, является “внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием”, — считал Г. Лебон.

“Следовательно, главные отличительные признаки находящегося в массе индивида таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом”.

Влияние массы на индивида противоречиво. В массе человек способен на все. Известно, что масса людей может совершить такие преступления, на которое каждый из составляющих ее индивидов по отдельности никогда не способен. Помимо уже названных изменений индивидуального сознания под влиянием массы, существует еще один феномен — так называемой ретроградной амнезии, частичной потери памяти на прошедшие события. Обычно человек просто не может в деталях вспомнить, что он делал в той или иной массе. Он вполне искренне забывает детали произошедшего. Его воспоминания обычно носят отрывочный, фрагментарный характер. Амнезия сопровождается упадком сил после сильного эмоционального стресса, что соответствует состоянию “физиологического аффекта”.

Как уже отмечалось, индивид обычно исходит из понимания личной пользы. В массе побуждение выгоды обычно отсутствует. З. Фрейд даже считал, что в отдельных случаях можно говорить о повышении нравственного уровня отдельного человека под воздействием массы. Это зависит от того политико-психологического “стержня” (события, мнения, чувства), вокруг которого сложился тот или иной вариант массовой психологии и, соответственно, возникла некоторая масса людей.

Особенности поведения массы зависят от индивидуальности лидеров, их типов и от их психологических качеств. Это, безусловно, люди особого склада.

В отличие от Г. Тарда, считавшего, что масса сама находит себе лидеров, выталкивая их из себя, большее распространение получили взгляды Г. Лебона. Он описывает четыре основных типа таких “вожаков”.

Первый тип— убежденные проповедники, апостолы неких верований (независимо, религиозных, социальных или сугубо политических). Такой “апостол всегда представляет собой религиозно настроенный ум, одержимый желанием распространить свое верование; но вместе с тем и прежде всего это ум простой, совершенно не поддающийся влиянию доводов разума. Его логика — элементарна. Законы и всякие разъяснения совершенно недоступны его пониманию”.

Второй тип лидеров массы фанатики одной идеи. Это “помощники апостолов”, часто движимые яростью (манией) преследования.

Третий тип лидеров массы“принадлежит к обширной семье дегенератов. Занимая, благодаря своим наследственным порокам, физическим или умственным, низкие положения, из которых нет выхода, они становятся естественными врагами общества, к которому они не могут приспособиться вследствие своей неизлечимой неспособности и наследственной болезненности. У данного типа мало фанатизма, нет увлечения одной идеей и даже особой стойкости веры. Тут все решает личная заинтересованность.

Четвертый тип лидеров массы, обычно приходящий на смену предыдущим “вожакам” и овладевающий массой после того, как фанатики ее сформировали и основательно “разогрели” — обычный тиран или диктатор. Он может сочетать в себе некоторые черты предшествующих “проповедников”, но не это главное. Он умеет заставить массу полюбить себя и возбудить боязнь к себе.

Фундаментальным фактом является то, что всякий раз в истории во главе масс стояли особого типа лидеры, не обычные, а во многом аномальные индивиды. Подчеркнем, что практически все они, за единичными исключениями, были исключительно лидерами массы. Исчезала или реструктурировалась масса — исчезали, уходили в небытие эти лидеры. В свою очередь, если случалось что-то с ними — быстро растворялась или видоизменялась ведомая ими масса.

3. Массовая паника: факторы и механизмы

3.1 Индивидуальная и массовая паника

Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации [1].

Паническая толпа - это подвид действующей толпы (наряду с другими подвидами: агрессивной, стяжательной и повстанческой). Из-за чрезвычайной социальной опасности и значимости массовая паника часто выделяется «в особое производство», и её изучению уделено наибольшее внимание [6].

Панические состояния очень часто бывают вызваны невротическими страхами, т. е. такими, которые неадекватны объективной опасности и являются, скорее, признаками внутреннего неблагополучия. Это обстоятельство настолько характерно, что некоторые авторы так и определяют панику: «ужас, вызванный кажущейся опасностью». Подобные определения, наверное, несколько преувеличены - паника может быть вызвана и вполне реальной угрозой, - но мы далее убедимся, что решающим фактором паники, действительно, почти всегда становится психическое состояние субъекта (личности, общества, группы или толпы). С одной стороны, паника может возникнуть безо всякой внешней опасности и в подавляющем большинстве случаев оказывается несоразмерна ей. С другой стороны, никакая внешняя опасность сама по себе недостаточна для возникновения паники.

В самом общем определении паника - это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля . Следствием оказывается либо ступор либо дезорганизация планомерных действий. Поведение во внутренне конфликтной ситуации становится антиволевым: эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.

В некоторых, хотя и очень редких случаях паническая толпа складывалась из простой суммы индивидуально перепуганных людей.

3.2 Факторы возникновения массовой паники

Удалось выявить четыре комплекса факторов (иначе их называют также условиями, или предпосылками) превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.

1. Социальные факторы - общая напряжённость в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т.д. Иногда напряжённость обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.

2. Физиологические факторы - усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.

Так, типичными ошибками при организации митингов, манифестаций и массовых зрелищ становятся затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фактам продажи и употребления участниками спиртных напитков. В условиях социального напряжения, жары или холода и т.д. это повышает вероятность паники, равно как и прочих нежелательных превращений толпы.

3. Общепсихологические факторы - неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

4. Социально-психологические и идеологические факторы - отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплочённости. Исследователи массовой паники единодушно подчёркивают преимущественное значение именно этого, последнего фактора по сравнению с предыдущими.

3.3 Механизмы развития паники

Наблюдения и описания многочисленных эпизодов коллективной паники позволили вычленить некий «усреднённый» сценарий.

Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок . Шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек (в очень редких случаях, когда шокирующий стимул необыкновенно силён, массовая паника может возникнуть сразу, без промежуточных стадий). В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети а в боевой ситуации - молодые и неопытные, не закалённые в сражениях солдаты. Их испуг проявляется криками - односложными фразами («Пожар!» «Танки!») или междометиями, - выражением лиц и суетливыми телодвижениями.

Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль, и начинается паническое бегство, которое кажется спасительным, хотя в действительности только усугубляет опасность.

Присутствие в толпе женщин и детей (о приоритетном спасении которых при массовой панике уже никто не думает) плохо ещё и потому, что звук высокой частоты - женские или детские крики - в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику.

Сразу после шокирующего стимула обычно наступает так называемый психологический момент. Люди оказываются как бы во взвешенном состоянии («оторопь») и готовы следовать первой реакции. Иногда она оказывается парадоксальной. Например, по фрейдовскому механизму противоположной реакции, человек может от испуга броситься навстречу опасности, и за ним следуют остальные.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Феномен стихийного массового поведения людей в современном цивилизованном обществе привлекает не менее пристальное внимание, чем прежде [4]. В обыденном представлении хаос, беспорядок – это и отсутствие закономерностей, и неуправляемость. Между тем сегодня ученые на разнообразном материале показали, что всё не столь однозначно. Хаос и порядок относительны, хаос всегда по-своему детерминирован и чем хаотичнее система, тем более простым закономерностям она подчиняется.

Массы как носители массового сознания социологически определяются как некоторой ситуативно возникающие общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования). При явной психологической неполноте, это определение позволяет разграничить массу и группы. Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Массы делятся на 1) большие и малые; 2) устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные); 3) сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве; 4) контактные и неконтактные (дисперсные); 6) спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые; 7) социально однородные и неоднородные. В конкретно-практическом выражении, в качестве основных разновидностей масс, выделяются толпа, собранная публика и несобранная публика. Среди основных качеств - свойств массы выделяются статистичность; стохастичная, вероятностная природа; ситуативность и гетерогенность.

Масса меняет индивидуальное поведение, стирая групповые различия между ними и трансформируя, нивелируя всю индивидуальную психику. Главные отличительные признаки индивида в массе: анонимность и исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, снижение интеллекта и всей рациональной сферы, ориентация массой мыслей и чувств индивида в одном и том же направлении, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Утрачивая индивидуальную ответственность, индивид обретает ощущение всемогущества и безответственности. Механизмами психологического влияния массы на индивида являются заражение, подражание и внушение. Масса оказывает на индивида двойственное влияние. Если отдельный индивид всегда руководствуется личных интересов, то масса свободна от него [2]. В толпе «человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации» (Г. Лебон) и становится доступен для элементарных манипулятивных воздействий. В стихийном массовом поведении реализуются более примитивные механизмы и закономерности. Кто знает о них и обладает необходимыми навыками, способен управлять событиями. Цели, которые он при этом преследует, достаточно часто оказываются деструктивными.

Это относится, конечно, не только к экстремальным ситуациям, но ко всей общественной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология/Г.М. Андреева.-М.,1996

2. Богомолова Н.И., Донцов А.И.Фоломеева Т.В. Психология больших социальных групп: новые судьбы, новые подходы// Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002.

3. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. — М., 1987.

4. Курбанов М.Г. Стихийное массовое поведение людей в условиях экстремизма // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Махачкала: Изд—во «Лотос», 2007.

5. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Лекции, М., ПЕР СЭ, 2001

6. Ольшанский Д.В. Актуальные тенденции в исследовании массового сознания. — М., 1989.

7. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. – М.: Речь, 2004. – 240с.

8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100экзаменационныхответов по психологии. Экзаменационный экспресс-справочник Ростов-на-Дону. Издательский центр МарТ, 2001.

9. Юрьев А.И. Психология массовидных явлений // Психология / Под ред. Крылова А.А. СПб., 1998.

Скачать архив с текстом документа