Проблемы профессии журналист
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Стр. Введение .. 3 Глава I. Профессионально - этические представления, направляющие деятельность журналиста .5Содержание Стр.
Введение ………………………………………………………….. 3
Глава I. Профессионально - этические представления, направляющие деятельность журналиста…………………….5
1.1. Профессиональная позиция журналиста…………… 5
1.2. Профессиональный долг журналиста ………………. 5
Глава II. «За что ругают журналистов?» Профессиональная этика журналиста…………… ………………………………………… 9
2.1. Причины неэтичности прессы……………….………… 9
2.2. Кодекс принципов ……………………………………….10
Заключение ……………………………………………….………12
Список литературы …………………………………………...…13
Введение
В современных условиях «свободы слова» общественность всё чаще берёт на себя право выступать с суждениями относительно качества журналистики.
На разнообразных сайтах, форумах, по переписке с друзьями и коллегами представители Интернет - сообществ высказывают негативное мнение о работе современной прессы, СМИ, радио и т.д.
Эти суждения в большинстве случаев не отличаются разнообразием и сводятся к упрёкам журналистов в продажности, некомпетентности, «заказухе», нечестности, клевете, бестактности и т.п.
Однако оживлённые и повторяющиеся дискуссии о качестве современной журналистики явно намекают на необходимость попробовать немного отвлечься от конкретных разборов конкретных публикаций (которые, что называется, делаются «для тех, кто понимает») и обратиться к некоторым сугубо теоретическим проблемам. В частности, проблеме критерия качества публикаций и собственно журналистской работы.
Существует серьезная общественная необходимость в том, чтобы журналистика жила и работала по своим внутренним законам. По правилам чести.
Накопилось много представлений о правилах чести. Не хватает только одного: чтобы идея чести «овладела массами» российских журналистов.
Однако она наталкивается на стену сопротивления, поскольку в нашей стране в пользу «правил чести» нет того аргумента, который существует у большинства цивилизованных народов мира: «по чести и почет».
Исторический опыт показывает: эффективны те корпоративные кодексы чести, которые способствуют улучшению состояния человека – его благосостояния и состояния души. В таких обстоятельствах пренебречь профессионально-нравственными стандартами – значит, многое потерять и в моральном, и в материальном плане. Признак цивилизованных отношений – их гармоничность. Это распространяется и на область профессионально-нравственных отношений.
Что нам делать для того, чтобы в журналистской корпорации сложился достойный нравственный климат?
Практическая значимость и актуальность проблемы определила выбор темы реферата: «За что ругают журналистов?».
Цель данной работы – изучить и проанализировать профессионально-этические представления, направляющие деятельность журналиста.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать понятия «профессиональный позиция журналиста» и «профессиональный долг журналиста».
3. Выявить причины неэтичности прессы.
4. Определить основные критерии «кодекса чести» журналиста.
5. Сформулировать выводы.
Глава I. Профессионально-этические представления, направляющие деятельность журналиста
1.1. Профессиональная позиция журналиста
Специалисты по профессиональной этике говорят о профессиональной позиции журналиста, имея в виду конкретизацию его позиции как автономной личности в условиях профессиональной деятельности.
Профессиональная позиция в целом оказывается проявлением в самосознании человека достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой. Именно профессиональной позицией и задаются ему необходимые для его профессиональной деятельности психологические установки. В их ряду – и установки на систему профессионально-нравственных отношений, обусловленные мерой идентичности, соответствия его профессионально-нравственных представлений тем представлениям, которые аккумулированы в профессионально-нравственном сознании группы.
Профессионально-нравственные представления журналистской общности, определяющие основу профессиональной позиции журналиста, выступают в качестве доминанты его профессионально-нравственного сознания. По сложившейся в науке и практике языковой традиции эти представления отражаются в категориях «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональное достоинство», «профессиональная честь». Первая из перечисленных категорий играет особую, ключевую роль, причем не только в теоретическом, но и в практическом плане.
В чем причина такой значимости категории «профессиональный долг»? В чем сущность профессионального долга?
1.2. Профессиональный долг журналиста
Слово «долг» в обыденном употреблении несет в себе отчетливое указание на определенную зависимость. И это как бы наполняет его тяжестью, вызывает ассоциации с цепями, от которых хочется поскорее избавиться. Между тем у людей едва ли найдется более надежное средство обеспечить нормальное взаимодействие в общественной жизни, чем сознание долга, чувство долга, умение исполнять долг.
И. Кант считал долг главным проводником нравственного закона. Добрая воля человека на согласование его действий с другими людьми, с обществом в целом направляется голосом долга, идущим из глубины души. Этот голос несет в себе самое сильное побуждение к действиям на благо себе и всем. Ориентация на такие действия возникает уже в первые годы жизни, если у ребенка успешно решаются его возрастные задачи, т.е. формируются чувство базисного доверия к миру, чувства автономии, инициативности.
Профессиональный долг входит в жизнь человека намного позже, когда начинается его профессиональный путь. Понятие о нем в индивидуальном сознании складывается в процессе взаимодействия с профессиональной общностью благодаря освоению представлений, отраженных в личностных и надличностных формах ее профессионально-нравственного сознания. При этом, поскольку интериоризация, «присвоение» индивидом содержания профессионального сознания трудовой группы происходит далеко не сразу и не в полном объеме, постольку не сразу приходит к человеку и осознание профессионального долга – системы предписаний, которым необходимо следовать.
Профессиональный долг журналиста - это выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. Содержание профессионального долга является результатом осознания трудовой группой журналистов социального предназначения и особенностей журналистской деятельности. Поэтому профессиональный долг неизбежно имеет две стороны: объективную и субъективную.
Объективная сторона профессионального долга журналиста определяется теми реально существующими обязанностями, которые выпадают на долю представителей этой профессии в обществе, поскольку только так журналистика может выполнить свое предназначение, ответить на общественные потребности, вызвавшие ее к жизни. Субъективная же сторона связана с личностным началом профессии, с тем, что готовность к исполнению этих обязанностей изъявляется членами профессиональной общности добровольно и становится для каждого из них внутренним условием существования в журналистике. Так же добровольно, в конечном счете, осуществляется и выбор конкретного круга обязанностей, образующих для них поле внутрипрофессиональной специализации. Наконец, объем задач, решение которых берет на себя журналист, отвечая на требования профессионального долга, тоже у каждого свой, так как видение обязанностей и возможности их реализации в достаточной степени индивидуальны.
В соответствии с этим процесс формирования профессионального долга у каждого конкретного журналиста также имеет две стороны. Одну из них образует изучение соответствующих представлений профессионального сознания, вторую – интериоризация тех из них, которые относятся к существу журналистской работы и непосредственно к области избираемой специализации – желаемому «полю самореализации». По сути дела, эта вторая сторона представляет собой личностное самоопределение профессионального долга, рождающее убеждение в необходимости лично участвовать в выполнении принятых общностью обязательств («Если не я, то кто?!»), а в итоге ведущее к возникновению системы внутренних побуждений, устойчивых профессиональных установок.
Содержание профессионального долга современного журналиста описано, в частности, в «Международных принципах журналистской этики», принятых на IV консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 г. в Париже и Праге. Этот документ гласит: «Первейшая задача журналиста – гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».
Именно в такой гарантии и заключена сердцевина общей формулы профессионального долга.
Однако, согласно «Принципам...», в эту формулу следует включить еще ряд чрезвычайно важных в современный период положений, а именно:
· заботиться о том, «чтобы общественность получала достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире»;
· способствовать «общедоступности в работе средств массовой информации»;
· выступать «за всеобщие ценности гуманизма, прежде всего за мир, демократию, социальный прогресс, права человека и национальное освобождение»;
· всемерно противодействовать «тираническим режимам, колониализму и неоколониализму, а также другим бедствиям, причиняющим человечеству страдания, таким, как нищета, недоедание, болезни»;
· «способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации, в особенности охранять и укреплять мир и дружеские отношения между народами и государствами».
Данное представление о профессиональном долге журналиста отражает прежде всего функциональную природу журналистики, призванной снабжать общество достоверной информацией о мире и происходящих в нем изменениях, способствовать свободному выражению мнений людей, содействовать утверждению в общественном сознании и общественной практике всеобщих ценностей гуманизма. Вместе с тем такое представление о профессиональном долге журналиста содержит в себе и конкретно-исторические задачи человечества, при решении которых нельзя обойтись без журналистики.
Глава II. «За что ругают журналистов?»
Профессиональная этика журналиста
Тема этики - излюбленный предмет всех теоретиков журналистики - главным образом потому, что дает прекрасную возможность для нападок на журналистов-практиков.
2.1. Причины неэтичности прессы
Оживлённые и нескончаемые дискуссии о неэтичности современных журналистов сводятся в основном к тому, что представителей прессы обвиняют в несоблюдении этических принципов.
При определении таких принципов и при решении вопроса, следует им журналист или нет, ключевыми факторами являются: зарплата, конкуренция и культура в газете. Первый фактор - очевидный. Платите штатному журналисту 1 000 долларов в год, и он (она) волей-неволей пойдет на выполнение любых скользких поручений на стороне, чтобы обеспечить себе нормальное существование; платите ему 100 000 долларов в год, и он сможет позволить себе быть принципиальным почти по любому моральному пункту. Бывают, конечно, и исключения - например, если высокооплачиваемый репортер до смерти боится потерять прибыльное место в штате, он будет готов пойти на все, чтобы удержаться там. Однако, в основном, чем выше зарплата, тем больше принципов журналист может себе позволить.
Важен вопрос конкуренции. Ожесточенная борьба за читателей между газетами может подтолкнуть редакторов к соблазну: нажать на сотрудников, чтобы те огибали острые этические углы. А конкуренция между журналистами, бесспорно, подталкивает некоторых из них на поступки, которых они не совершили бы при других обстоятельствах. И когда доходит до этого, если подходить к этике как к вопросу морали, - журналист может быть морален лишь настолько, насколько ему позволяет его газета и ее культура.
Такая журналистская этика - это либо кодификация доминирующих правил поведения и культуры, либо не имеющие отношения к делу призывы следовать стандартам поведения, обреченные на полное невнимание к себе. И в том, и в другом случае толку в ней немного.
Что же делать для улучшения качества работы журналистов? Как избежать споров со стороны общественности? И что делать для того, чтобы в журналистской корпорации сложился достойный нравственный климат?
Следует забыть споры о том, кто более добродетелен.Необходимо выработать такие методы, которые помогут журналистам работать с чистой совестью. С помощью этих методов представители прессы смогут сохранить свою репутацию незапятнанной, поскольку самое главное для журналиста - это его репутация.
А в целом, строить в стране цивилизованную жизнь. Участвовать в этом по мере сил и возможностей.
2.2. Кодекс принципов
Что обычно подразумевается под этикой? Для некоторых журналистов это - кодекс принципов, которых должны придерживаться либо стыдиться, что не придерживаются, все работники прессы. Для рабочих, в основном для тех, кто работает в более грубых жизненных условиях, этика - проблема, не имеющая отношения к делу, нечто, о чем могут дискутировать профессора от журналистики. Такое разделение носит всеобщий характер. Его можно встретить в Африке, в России, в Австралии, в США и в Европе.
Следует толковать этику не как свод неких заповедей, а как принципы, которые помогут журналисту без опаски заниматься своим делом. Следует найти правила, которые сделают работу минимально уязвимой и настолько надежной, насколько это возможно.
Журналистская этика - не призывы к журналистскому целомудрию, не пропаганда добродетелей ради добродетелей. Это конкретные советы, основанные на мнении, что честность, прямота и избежание конфликтов - лучшие и безопасные способы делать эту работу лучше. Эти способы применимы ко всем журналистам, независимо от их личных моральныхкачеств или от морали их газеты. Они универсальны.
Основные принципы работы журналиста с этической точки зрения:
1. Журналисты должны служить только своей газете и своим читателям.
2. Работа над каждой статьей должна быть честным поиском правды.
3. Нельзя поддаваться ни на какие уговоры «напечатать что-нибудь».
4. Журналисты не должны позволять рекламодателям влиять, прямо или косвенно, на содержание газеты.
5. Надо представлять статьи для визирования, одобрения или запрета кому-либо за пределами редакции.
6. Журналист не должен позволять властям навязывать себе программу.
7. Журналист не должен искажать слов оппонента.
8. Журналист не имеет права использовать свое положение для угроз или для получения привилегий.
9. Не допускается снимать статью в обмен на дружбу или услуги.
10. Журналист не должен обманывать людей ради получения от них информации.
11. Не допускается придумывание и улучшение информации.
12. Журналист не имеет права раскрывать свои источники.
13. Журналист всегда обязан исправлять свои ошибки.
14. Журналист не должен получать личную выгоду от своих статей.
Несоблюдение представителей прессы и СМИ в целом перечисленных принципов вызывает недовольство со стороны общественности. Отсюда и рождаются многочисленные споры и дискуссии и вот «за что ругают журналистов». Но ругают – значит оценивают. И такая негативная реакция – своеобразный показатель хорошей журналистской работы. Желание оспорить и опровергнуть, осудить за неполиткорректность указывает на оживлённый интерес к персоне журналиста.
Таким образом, журналист, которого не ругают вообще, не то, чтобы плох, конечно. Но не хорош – определённо. Да и журналист ли он в таком случае?
Заключение
На основании анализа профессионально-этических документов мирового сообщества журналистов можно сделать следующие выводы:
· ключевым профессионально-нравственным представлением, направляющим поведение журналистов в ходе их профессиональной деятельности, является категория профессионального долга – выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые содружество добровольно берет на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. Объективную сторону профессионального долга определяют реально существующие обязанности, выпадающие на долю журналистов в обществе.
· Основные принципы работы журналистов основываются на объективных законах взаимодействия профессиональной журналистской общности и каждого ее члена с обществом в целом. Они содержат в себе базисные (универсальные) правила использования этих законов в моральном поведении журналиста, опосредующим выполнение его профессиональных задач.
· Несоблюдение и невыполнение журналистами принципов этического поведения вызывают многочисленные негативные реакции со стороны общественности.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Право в нашей жизни. Свердловск, 1975.
2. Власть: зеркало или служанка? М., 1998.
3. Глушков В.М. Бразды управления//Литературная газета. 1970. 6 мая.
4. Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист.
5. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
6. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург, 1995.
7. Закон РФ о СМИ. Ст. 38, 40 («Право и этика...»).
8. Митрофанов С. Человек эпохи СМИ//Среда. 1996. № 3.
9. Право и этика в работе журналиста. Екатеринбург, 1996.
10. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998.
11. Трошкин Ю.В. Права человека. М., 1997.
12. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.
13. Философский энциклопедический словарь. М., 1983
14. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.