Проблемы противодействия совершению налоговых преступлений и правонарушений
СОДЕРЖАНИЕ: В статье рассматриваются особенности организации и управления вертикально интегрированных корпораций и связанные с этим проблемы противодействия совершению налоговых преступлений и правонарушений в сфере их деятельности.в сфере деятельности вертикально интегрированных корпораций
В статье рассматриваются особенности организации и управления вертикально интегрированных корпораций и связанные с этим проблемы противодействия совершению налоговых преступлений и правонарушений в сфере их деятельности
В современной российской экономике объективно все большую роль играет деятельность многоотраслевых холдингов. Под контролем финансово-промышленных групп, вертикально интегрированных корпораций (ВИК) и естественных монополий находится до 70-80% всех финансовых и товарных потоков страны, ими обеспечивается значительная часть налоговых и иных поступлений в бюджет.
Вертикально интегрированной корпорацией (ВИК) принято считать корпорацию, группу или холдинг, организованную обычно по отраслевому признаку и имеющую во главе центральную компанию, которая непосредственно управляет группой дочерних предприятий. В качестве ключевых структур таких холдингов, как правило, выступают наиболее рентабельные предприятия, специализирующиеся на добыче, переработке и экспорте сырьевых ресурсов. Предприятия холдинговой компании обычно являются звеньями единой технологической цепочки (например, добыча и обогащение руды, ее транспортировка, производство электроэнергии, производство металла, производство изделий из металла, производство автомобилей, торговые, кредитно-финансовые и иные обеспечивающие структуры и т.д.). Взаимоотношения между предприятиями при этом устанавливаются на основе жесткого контроля над всем циклом производства от добычи сырья до реализации конечной продукции.
Распространенной также является форма интеграции, когда формально не оформленные в единую структуру предприятия (в том числе зарубежные), фактически образуют «неформальный» вертикально интегрированный холдинг в силу тесных партнерских отношений и единых управленческих принципов.
Объединение материальных, финансовых и иных ресурсов в рамках ВИК используется, прежде всего, для формирования рациональных технологических и кооперационных связей (построение цепочки от источников сырья до конечной продукции, включая все технологически взаимоувязанные участки), благоприятного инвестиционного климата, ускорения расчетных операций, а также создания более сильных позиций не только на отечественном, но и мировом рынках.
В качестве объективных экономических предпосылок к образованию вертикально интегрированных структур в России в последние годы можно выделить следующие:
- перераспределение прав собственности в ведущих отраслях производства;
- усиление конкуренции на мировых рынках, что предполагает снижение издержек производства, необходимость его модернизации и
инвестирования в целях развития производства;
- необходимость оптимизации системы взаиморасчетов и концентрации ресурсов на наиболее перспективных направлениях;
В настоящее время можно отметить три ключевых направления активной деятельности ВИК:
- добыча и переработка естественных природных ресурсов (алюминиевые, медные и прочие холдинги, объединившие в конечном итоге весь производственный цикл - от добычи и переработки сырья до производства конечной продукции);
- машиностроение (производство продукции высоких переделов - авиапром, сельхоз- и энергетическое машиностроение);
- иностранные инвестиции в производство товаров повседневного спроса, с ориентацией на розничную продажу и быстрый оборот живых денег (PhilipMorris, Procter Gamble, BritishAmericanTobacco и др.).
Несмотря на то, что каждая из компаний, составляющих ВИК, неизбежно ограничена в выборе партнеров, стоимости сырья и цены реализации товара, полученная экономия затрат, ускорение движения денежных потоков и возможность осуществления крупных инвестиционных проектов за счет концентрации больших финансовых ресурсов предоставляют ВИКам неоспоримые преимущества перед отдельными производителями.
Управленческая политика ВИК отличается следующими характерными особенностями: предприятия основного профиля лишаются возможности самостоятельно распоряжаться своей продукцией. Поставщиками сырья и продавцами готовой продукции выступают структуры-посредники, подконтрольные ВИК и расположенные, чаще всего, за пределами данного региона, в том числе в оффшорных зонах. Эти посредники не несут значительных затрат по добыче сырья или производству продукции, однако основная масса прибыли концентрируется именно на их счетах (как правило, открытых в банке, входящем в состав ВИК либо аффилированным с ним).
Наличие таких посредников, «выходящих», в конечном счете, на центр управления корпорацией (находящийся, как правило, в Москве или ином крупном городе), неизменно приводит к увеличению расходов местных бюджетов (связанных, в частности, с необходимостью всевозможных компенсаций при росте тарифов), снижению доли налоговых поступлений.
В качестве принципиальных схем объединения предприятий в вертикально интегрированную структуру можно выделить следующие:
1. По распоряжению властей образуется группа промышленных предприятий с банком в качестве спонсора. Подобным образом были образованы самые первые нефтяные компании.
2. Холдинг создает собственный банк для обслуживания, в первую очередь, своих собственных расчетов (АвтоВАЗ).
3. Банк создает холдинг, «обрастая» промышленными и торговыми структурами, как правило, через приобретение долей в их капитале (МДМ-банк, как центральное звено интегрированной бизнес-группы МДМ).
Таким образом, структура ВИК неизменно включает банк или сеть банков и группу наиболее прибыльных предприятий. Причем, если в первых двух случаях банк, по сути, является расчетно-кассовым центром, то в последнем формирование многоотраслевого холдинга происходит под контролем банковской структуры, которая и задает, в конечном счете, ориентацию производства на те или иные рынки.
Влияние деятельности ВИК на экономику можно охарактеризовать двояко. В ряде случаев приход крупных компаний имеет положительное влияние на улучшение экономического и социального положения территорий. Крупный капитал, пришедший в ведущие отрасли территориального образования, способствует ускорению внедрения современных технологий управления, формированию корпоративных структурх, замыкающих технологических цепочек и повышению инвестиционной деятельности и конкурентоспособности продукции предприятий на внешнем и внутреннем рынках. Необходимо отметить, что новые собственники обеспечивают выплату части долгов предприятий перед бюджетом и частично инвестируют производство.
В то же время деятельность ВИК может в корне изменить политико-экономическую ситуацию в том или ином регионе не самым лучшим образом, вследствие, прежде всего, жесткого и негативного характера ценовой политики, проводимой руководством ВИК, что приводит к завышению цен предприятий, входящих в состав ВИК, а также, если речь идет о продукции, потребляемой населением - например, электроэнергии – увеличению цен и тарифов для населения.
В результате может сложиться парадоксальная ситуация, когда, например, имея крупнейшие залежи угля, потребители вынуждены закупать уголь в других регионах или за рубежом. В свою очередь, снижение поставок угля на внутреннем рынке и его невостребованность на внешнем ведет к фактической остановке угольных предприятий.
Вместе с тем, в отношении некоторых предприятий, вошедших в ВИК, проводится так называемая политика освобождения от долгов. Новые собственники договариваются с местными властями о реструктуризации долгов или самого предприятия. Далее создается стопроцентная дочка предприятия-должника, в которую переводят все ликвидные активы. Таким образом, возникает новая фирма, начинающая работу с чистого листа. Одновременно активно банкротится материнская компания со всей ее кредиторской задолженностью. При этом, естественно, происходит сокращение регионального и федерального бюджетов.
Зачастую снижение прибыли происходит на фоне одновременного увеличения сумм возврата НДС по экспортным операциям и использовании главным образом давальческого сырья, что приводит к уменьшению объектов налогообложения и соответственно сокращению поступления налогов.
Практика показывает, что признаками подготовки предприятий к процедуре банкротства можно считать наличие следующих действий собственников:
- нецелевое использование полученных бюджетных кредитов на обновление оборудования;
- вывод ликвидных активов во вновь созданные и подконтрольные общества;
- постепенное сворачивание фактической самостоятельной деятельности;
- снижение заработной платы работников, сокращение рабочих мест;
- отсутствие инвестиций в производство.
Кроме того, активизация деятельности крупных компаний на территории того или иного региона зачастую приводит к изменению сложившегося финансового и потребительского рынка, формированию новых схем финансово-хозяйственных взаимоотношений, а также перераспределению денежных потоков, вследствие возникновения фактического доминирующего положения ВИК на том или ином рынке.
Как показывает практика деятельности федеральных органов налоговой полиции, наиболее распространенными способами ухода от налогообложения в рамках ВИК на сегодняшний день являются следующие:
- запутывание расчетов, путем использования в цепочке реализации подконтрольных ВИК сбытовых предприятий и посредников, зарегистрированных в других регионах и оффшорных зонах. Это не только в несколько раз повышает цены для конечных потребителей продукции, но и «выводит» значительную часть налогооблагаемой базы с территории региона;
- создание искусственной дебиторской задолженности на предприятиях с последующим ее списанием на финансовые результаты деятельности (убытки);
- использование договоров комиссии и поставки в целях необоснованного завышения затрат, относимых на себестоимость продукции;
- неправомерное использование льготного ж/д тарифа при отражении в отчетности полного тарифа;
- преднамеренное банкротство предприятий;
- создание ситуаций, связанных с неправомерным возмещением НДС из бюджета либо невозвратом части выручки за реализованную на экспорт продукцию;
- создание неучтенных складов для хранения продукции (угля) без последующего отражения проведенных через них операций в бухгалтерском учете;
- использование взаимозачетных операций с использованием векселей предприятий другой сферы (например, энергетической).
Основные проблемы, возникающие в ходе выявления и пресечения налоговых преступлений и правонарушений в сфере функционирования ВИК связаны с тем, что ВИК представляет собой, как правило, очень динамичную «сетевую» структуру, характеризующуюся большой информационной закрытостью от «внешнего мира», высокой степенью мобильности информации и денежно-материальных ресурсов, четкой исполнительской дисциплиной и высокой оперативностью в реализации решений руководства ВИК по всей производственной «цепочке» на всех уровнях. Кроме того, составляющие элементы ВИК обладают свойством «взаимозаменяемости» и интегрированы между собой не только по вертикали, но и на всех уровнях, что позволяет структуре в целом оперативно видоизменять взаимосвязи, задачи, состав и объем ресурсов внутренних элементов, при том, что в целом структура сохраняет свою целевую ориентацию.
Это определяет необходимость развития аналогичной, «динамически- сетевой» организации механизма противодействия совершению налоговых преступлений и правонарушений в сфере функционирования ВИК силами федеральных органов налоговой полиции. В настоящее время уже предпринят ряд важных шагов в этом направлении, в том числе – создание Главных управлений ФСНП России по федеральным округам, в рамках основных задач которых предусмотрена разработка крупных «межрегиональных» дел.
При организации проверочных и оперативно-розыскных мероприятий в отношении структур, подконтрольных ВИК, необходимо учитывать, что сотрудникам налоговой полиции противостоит значительный финансовый, политический, кадровый, материально-технический и информационный потенциал управляющих компаний, включая противодействие хорошо организованных и оснащенных служб безопасности, укомплектованных лицами с опытом оперативно-розыскной деятельности. Благодаря высокой доходности, предприятия ВИК (в особенности, предприятия экспортоориентированных отраслей) обеспечивают себе стабильность кадрового состава и хорошую защищенность внутренней, в т.ч. финансовой информации.
В разработке схем минимизации налоговых отчислений с использованием легальных возможностей, предоставляемых действующим законодательством, а также т.н. узких мест в нормативно-правовой базе участвуют высококвалифицированные специалисты в области юриспруденции, экономики и финансов.
Разработка предприятий, расположенных на территории отдельных округов и входящих в ВИК, силами отдельных территориальных органов затруднена в силу характерной особенности управления ВИК – как, правило, органы управления и собственно производственные структуры расположены на территории различных регионов (например, компании, управляющие финансами, расположены главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных центрах). При этом отследить движение финансовых и товарных потоков бывает сложно из-за наличия целой цепочки посредников, расположенных вне зоны оперативного обслуживания ТОНП округа. Довольно часто данные о фактически отгруженной продукции находятся на предприятии, а данные о платежах сосредоточены в управляющих компаниях.
Все эти обстоятельства препятствуют осуществлению действенного контроля за деятельностью многоотраслевых холдингов.
Кроме того, чрезвычайно затруднено проведение мониторинга финансово-хозяйственной и иной деятельности наиболее значимых российских предприятий и их структурных подразделений на уровне территориальных органов налоговой полиции и Главных управлений ФСНП России по федеральным округам, т.к. по-прежнему территории не имеют доступа к информационным ресурсам Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, Государственного Таможенного Комитета, Федеральной Комиссии по ценным бумагам, Госкомстата, Банка России и ряда других ведомств. Организация такого доступа - первоочередная задача, без решения которой сложно не только собрать полноценную доказательную базу аффилированности структур, но и установить действенный контроль за направлением денежных потоков с целью определения ключевых пунктов аккумулирования денежных средств, необходимых для перечисления в бюджет.
Тем не менее, органами налоговой полиции накоплен определенный опыт выявления, пресечения и доказывания преступлений и правонарушений, связанных с лжеэкспортом и неправомерным возмещением НДС из бюджета, преднамеренным банкротством, оформлением сделок через подставные фирмы и т.д. В отношении предприятий, образующих ВИК, возбуждаются уголовные дела и возмещаются крупные суммы установленных ущербов.
С учетом вышеизложенного в числе задач первоочередной важности видится разработка и реализация комплекса организационных, правоохранительных и методических мер по усилению оперативного контроля со стороны органов налоговой полиции за деятельностью и процессом развития ВИК. В числе этих мер целесообразно предусмотреть:
- сбор и обобщение информации по наиболее крупным предприятиям, контролируемым ВИК;
- разработку и внедрение системы мониторинга финансово-хозяйственных связей и деятельности наиболее значимых российских предприятий и их структурных подразделений с использованием ресурсов других государственных органов;
- дальнейшее изучение опыта зарубежных правоохранительных и контролирующих структур по выявлению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, связанных с деятельностью крупнейших компаний и возможностей его применения в российских условиях.
Важное значение для пресечения противоправной деятельности вертикально-интегрированных структур в сфере внешнеэкономической деятельности имеет также разработка механизма предупреждения использования оффшорных зон для уклонения от уплаты налоговых платежей и оттока капитала из Российской Федерации. При этом главное внимание необходимо уделить устранению существующих законодательных, финансовых и экономических условий для осуществления внешнеторговых операций по практикуемым в настоящее время схемам уклонения от уплаты налогов.