Проблемы разработки и реализации финансовой политики муниципального образования РФ

СОДЕРЖАНИЕ: Проблемы разработки и реализации финансовой политики муниципального образования Российской Федерации (на примере Орехово-Зуевского муниципального района Московской области)

Проблемы разработки и реализации финансовой политики муниципального образования Российской Федерации (на примере Орехово-Зуевского муниципального района Московской области)


Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Теоретические и методологические аспекты финансовой политики......... 6

1.1 Финансовая политика государства и финансовый механизм.................. 6

1.2 Сущность и функции муниципальных финансов..................................... 8

2. Проблемы разработки и реализации финансовой политики Орехово-Зуевского муниципального района Московской области............................................ 14

2.1 Характеристика Орехово-Зуевского муниципального района............. 14

2.2 Анализ финансовой политики Орехово-Зуевского муниципального района16

3. Совершенствование механизмов разработки и реализации финансовой политики Орехово-Зуевского муниципального района.............................................. 23

Заключение.................................................................................................... 28

Список литературы....................................................................................... 30

Введение

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы — важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

Государственные и муниципальные финансы — это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы — это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.

Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было, не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

Все эти проблемы свидетельствуют о том, что система государственных и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить.

Состояние изученности проблемы. Существующие подходы к проблеме разработки и управления финансовой политикой муниципального образования как к комплексу мероприятий, обеспечивающих социально-экономическое развитие, сводятся только к проблеме укрепления муниципальных бюджетов, при этом под ними понимаются собственные финансовые средства местных органов власти. Такой подход прослеживается у большинства авторов, как А.Г. Воронин, А.Н. Широков, Г.В. Барабашев, В.Г. Игнатов, Л.И. Сергеев, В.В. Иванов и другие. Вместе с тем у ряда авторов можно найти определенные указания на необходимость, в условиях явной недостаточности собственных средств местных органов власти, рассмотрения возможности управления всеми финансовыми возможностями территории с целью привлечения средств для социально- экономического развития. Это такие авторы как В.Е. Рохчин - исследование проблем стратегического социально-экономического развития городов, М.И. Яндиев, поднимаются эти вопросы в материалах деятельности Российского научного центра местного самоуправления -руководитель С.Н. Юркова.

Незначительность исследования проблем разработки и управления финансовыми потоками с целью привлечения средств для обеспечения социально-экономического развития муниципального образования и, соответственно, отсутствие методик формирования механизма управления
местными финансами, уже сегодня необходимых практике, определили выбор темы и ее актуальность.

Целью исследования является обоснование проблем, связанных с разработкой и реализацией финансовой политикой муниципальных образований Российской Федерации.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

· Рассмотреть теоретические и методологические аспекты финансовой политики;

· Исследовать проблемы разработки и реализации финансовой политики Орехово-Зуевского муниципального района Московской области;

· Предложить мероприятия, направленные на совершенствование механизмов разработки и реализации финансовой политики Орехово-Зуевского муниципального района.

Предметом исследования выступают разработка и реализация финансовой политикой муниципального образования Российской Федерации.

Объектом исследования является финансовая политика муниципального образования Российской Федерации.

Поставленная цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические и методологические аспекты финансовой политики

1.1 Финансовая политика государства и финансовый механизм

Финансовая политика — это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:

1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;

6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.[1]

Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что критерием оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что в конечном счете должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.

Особенно велика роль финансовой политики в эпоху кардинальных изменений в обществе, как это происходило в России в 90-е гг. С одной стороны, с помощью финансовой политики можно достаточно быстро заблокировать действующий хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения финансовых ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений.[2]

Финансовая политика государства включает следующие элементы:

• бюджетная политика;

• налоговая политика;

• ценовая политика;

• кредитно-денежная политика;

• таможенная политика;

• политика внешних и внутренних заимствований;

• политика в области международных финансов.

Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная политика. Бюджетная политика — это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемости бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; уровень монетизации бюджетного дефицита; величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамика ВВП; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает:

• совокупность организационных форм финансовых отношений;

• порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

• методы финансового планирования;

• формы управления финансами и финансовой системой;

• финансовое законодательство.

Использование финансового механизма осуществляется специальными, организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Мингосимущество РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль за использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.[3]

1.2 Сущность и функции муниципальных финансов

Важнейшим звеном финансовой системы являются муниципальные финансы, обеспечивающие органы местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного и обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения местными органами власти своих функций.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рис. 1).

Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов

Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.[4]

Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

Прежде всего, это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

2) содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;

3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. То же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом, достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге — служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.[5]

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовое ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле.

В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.[6]


2. Проблемы разработки и реализации финансовой политики Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

2.1 Характеристика Орехово-Зуевского муниципального района

Орехово-Зуевский муниципальный район, расположенный на востоке Московской области, является самостоятельным муниципальным образованием в составе Московской области Российской Федерации и не входит в другие муниципальные образования. Административным центром является город Орехово-Зуево.

Площадь территории района составляет 177 973 га.

Орехово-Зуевский муниципальный район граничит с муниципальными образованиями Воскресенский муниципальный район, Егорьевский муниципальный район, Павлово-Посадский муниципальный район, Раменский муниципальный район, Шатурский муниципальный район, городской округ город Орехово-Зуево и городской округ город Электрогорск Московской области, а также Петушинский муниципальный район Владимирской области.

В состав Орехово-Зуевского муниципального района входят территории 3 городских и 10 сельских поселений:

1. городское поселение Дрезна;

2. городское поселение Куровское;

3. городское поселение Ликино-Дулево;

4. сельские поселения: Белавинское, Верейское, Горское, Давыдовское, Демиховское, Дороховское, Ильинское, Малодубенское, Новинское, Соболевское.

Структуру органов местного самоуправления Орехово-Зуевского муниципального района составляют:

1. Представительный орган - Совет депутатов Орехово-Зуевского муниципального района;

2. Глава Орехово-Зуевского муниципального района;

3. Исполнительно-распорядительный орган - Администрация Орехово-Зуевского муниципального района.

Органы местного самоуправления Орехово-Зуевского муниципального района не входят в систему органов государственной власти.

Администрация Орехово-Зуевского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района. Администрацию района возглавляет Глава района на принципах единоначалия, который является высшим должностным лицом района.

Структура Администрации Орехово-Зуевского муниципального района включает в себя:

1. Главу администрации, 7 его заместителей,

2. отдел бухгалтерского учета и отчетности,

3. отдел по общим вопросам и кадровой работе,

4. хозяйственно-транспортный отдел,

5. управление по взаимодействию с органами местного самоуправления, организационной и информационной работе,

6. правовой отдел,

7. отдел по строительству, транспорту, связи, учету и распределению жилья и капитальных вложений,

8. отдел по территориальной безопасности,

9. отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав,

10. отдел развития потребительского рынка, рекламной и внешнеэкономической деятельности,

11. комитет по экономике,

o отдел субсидий,

o отдел муниципального сектора экономики, тарифного регулирования и трудовым взаимоотношениям,

o отдел прогнозирования социально-экономического развития

o отдел муниципального заказа

o отдел муниципального финансового контроля

12. мобилизационный отдел,

13. управление образования,

14. управление здравоохранения,

15. управление культуры,

16. отдел по делам ГО и ЧС,

17. комитет по управлению имуществом,

18. архивный отдел,

19. управление архитектуры и градостроительства,

20. отдел жилищно-коммунального хозяйства,

21. комитет по делам молодежи,

22. управление сельского хозяйства, земельных отношений и охраны окружающей среды,

23. финансовое управление.

При этом штат и численность Администрации района определяется Главой района.[7]

2.2 Анализ финансовой политики Орехово-Зуевского муниципального района

Основные направления финансовой политики Орехово-Зуевского муниципального района на 2008 год определены в соответствии с основными направлениями бюджетной политики, сформированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, сформулированы в соответствии с требованиями новой редакции Бюджетного Кодекса Российской Федерации с учетом основных задач, определенных Главой Орехово-Зуевского района на Собраниях, встречах с населением и коллективами Орехово-Зуевского района.

Финансовая политика ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Орехово-Зуевского района на предстоящий год и направлена на достижение следующих основных целей:

· повышение уровня жизни населения и сохранение социальной стабильности в Орехово-Зуевском районе;

· обеспечение роста налоговой базы в целях стабильного наращивания доходной части бюджета Орехово-Зуевского района;

· создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетных ресурсов и безусловное исполнение действующих обязательств;

· повышение эффективности бюджетных расходов.

Реализация намеченных мероприятий проводимой финансовой политики в 2008 году позволит обеспечить сохранение благоприятной экономической среды и экономической стабильности в районе.

По ряду ключевых направлений социально-экономического развития район будет в первой десятке среди муниципальных районов Московской области.

Сохраняется высокая динамика промышленного производства и в целом увеличение индекса промышленного производства предусматривается 26,6% по сравнению с оценкой 2007 года.

Значительный рост промышленного производства предполагается обеспечить за счет стабильной работы действующих предприятий промышленности, реконструкции предприятий, технической и технологической модернизации производства, ввода новых производственных мощностей, а также привлечения инвестиций.

В 2006 году объем инвестиций в районе составил 4941,6 млн.руб., а к 2010 году составит около 4500 млн.руб. Снижение инвестиций произошло в 2007 году в связи с завершением проектов по развитию таких предприятий как ООО Мишлен. Русская компания по производству шин, ООО Тегола, ЗАО Стекольная компания.

Рост производства товаров и услуг на территории района является основой роста финансовых показателей отраслей экономики, прежде всего прибыли и фонда оплаты труда.

К концу 2008 года прогнозируется снижение количества убыточных предприятий с 38% до 25%, а к 2010 году до 10%, а прибыль составит 1723200,0 тыс.руб.

В 2007 году фонд оплаты труда по сравнению с 2006 годом увеличился на 28,5%, а в 2008 году рост фонда оплаты труда прогнозируется с увеличением на 26% к уровню 2007 года.

Уровень средней заработной платы в Орехово-Зуевском районе в 2008 году увеличился на 23% и прогнозируется в размере 18,2 тыс.руб.

Рост реального сектора экономики и увеличение доходов бюджета района создают устойчивую тенденцию к повышению уровня и качества жизни населения Орехово-Зуевского района.

По оценке Правительства Московской области денежные доходы на душу населения к концу 2008 года вырастут на 22,6-24,1 процент и достигнут 199,2 тыс.руб. - 201,7 тыс.руб. в год, а реальные денежные доходы на душу населения района (с учетом инфляции) увеличатся на 14,1-15,6 процента.
Как следствие сократится доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Бюджет Орехово-Зуевского муниципального района формировался в условиях реализации реформы местного самоуправления на территории района в последний год переходного периода установленных законодательством Российской Федерации и Московской области до 2009 года. [8]

В этих условиях определены финансовые показатели на 2008 год и проект финансового плана на 2009-2010 годы, который ляжет в основу разработки консолидированного бюджета района на 2009 и 2010 годы.

Бюджетная политика в области расходов будет направлена, в первую очередь на решение поставленных Губернатором Московской области первоочередных задач, на сохранение социальной направленности бюджета, повышение результативности бюджетных расходов, поддержку отдельных отраслей экономики района.

Расходы бюджета Орехово-Зуевского района носят выраженную социальную направленность. Удельный вес расходов на социально-культурную сферу, включающих в себя расходы на образование, здравоохранение, культуру, молодежь, физкультуру и спорт, средства массовой информации на протяжении нескольких лет остается стабильно высокими. В 2008 году на финансирование указанных отраслей направлено 68 процентов всех расходов бюджета.

Запланированные расходы позволят функционировать учреждениям образования, здравоохранения, культуры, спорта, а также за счет средств областного бюджета направить дополнительные средства на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.

1. Основной составляющей в повышении уровня жизни является реализация мероприятий по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.

2. С 1 сентября 2007 года на территории Орехово-Зуевского муниципального района введены отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы, которые ориентированы на конечные результаты труда.

3. Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы при отраслевой системе оплаты труда предусматривается за счет повышения должностных окладов и тарифных ставок, введения доплат к заработной плате, должностным окладам руководителей, специалистов, служащих и тарифных ставок рабочим.

4. Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы определяется Законами органов государственной власти Московской области и нормативными правовыми актами Орехово-Зуевского муниципального района.

Объем финансовых средств и порядок финансирования определяется Законом Московской области О бюджете Московской области на 2008 год и Решением Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района О бюджете Орехово-Зуевского муниципального района на 2008 год, постановлениями Главы района, приказами и распоряжениями руководителей отраслевых подразделений администрации района.

Меры социальной поддержки за счет различных источников бюджета Орехово-Зуевского района в 2008 году будут оказываться:

- малоимущим гражданам;

- участникам и инвалидам Великой Отечественной войны;

- участникам битвы под Москвой в период ВОВ, жителям блокадного Ленинграда;

- золотым юбилярам с юбилеем их совместной жизни;

- в иных случаях.

Меры социальной поддержки, определенные законодательством Российской Федерации и Московской области, оказываются за счет средств указанных бюджетов в установленном порядке.

В целях повышения качества жизни в 2008 году финансовая политика Орехово-Зуевского муниципального района ориентирована на реализацию приоритетных национальных проектов на территории Орехово-Зуевского района.

На реализацию приоритетного национального проекта образования в 2008 году за счет средств федерального бюджета направлено 6602,0 тыс.рублей.

На реализацию мероприятий приоритетного национального проекта Здоровье на территории района предусмотрены расходы за счет субвенций из федерального бюджета в сумме 11028,0 тыс. рублей.

На реализацию приоритетного национального проекта Развитие АПК предусматривается направлены средства в сумме 6000,0 тыс. рублей. Финансовая поддержка будет оказана сельскохозяйственным предприятиям на обеспечение доступности кредитных ресурсов на развитие животноводства и производства молока.

В проекте бюджета на следующий год предусмотрены расходы, направленные на создание комфортной среды обитания граждан на территории Орехово-Зуевского района, среди них:

o на приведение системы уличного освещения на территории района в надлежащее техническое состояние предусмотрено 26804,0 тыс. рублей;

o на приведение лифтов в многоквартирных жилых домах, находящихся на территории района, предусмотрены средства в сумме 11397,0 тыс. рублей;

o на реализацию мероприятий по развитию газификации сельских населенных пунктов Орехово-Зуевского района в сумме 5910,0 тыс. рублей;

o на подготовку жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2007-2008 года в объеме 67867,0 тыс. рублей;

o на развитие детских садов на территории Орехово-Зуевского района предусмотрено 6000,0 тыс.рублей;

o в целях обеспечения проведения культурно-зрелищных мероприятий на территории Орехово-Зуевского района в сфере культуры обеспечиваются расходы по капитальному ремонту, строительству и техническому переоснащению культурно-досуговых объектов направить ассигнования в сумме 87000,0 тыс. рублей.

В 2008 году основная задача бюджетной политики в области транспорта направлена на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта и мер социальной поддержки по проезду граждан льготных категорий населения на обслуживание автомобильным транспортом в сумме 34256,0 тыс. рублей.[9]

Политика в области муниципального долга направлена на повышение кредитного рейтинга Орехово-Зуевского района, характеризующего район как надежного заемщика.

3. Совершенствование механизмов разработки и реализации финансовой политики Орехово-Зуевского муниципального района

Дополнительные нормативы отчислений в бюджет муниципального района на 2008-2010 годы от налога на доходы физических лиц и налога на имущество организаций (Таб. 1), подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ, взамен дотации бюджету муниципального района на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального района по обеспечению полномочий муниципального района по решению вопросов местного значения муниципального района, закрепленных за муниципальным районом законодательством РФ.

Таблица 1. Дополнительные нормативы отчислений в бюджет муниципального района на 2008-2010 годы от налога на доходы физических лиц и налога на имущество организаций

Виды отчислений 2008 год 2009 год 2010 год
Налог на доходы
физических лиц
44,6 35,0 30,0
Налог на имущество
организаций
20,0 10,0 20,0

Таблица 2. Прогноз основных параметров консолидированного бюджета Орехово-Зуевского муниципального района на 2008-2010 годы (тыс. рублей)

Параметры 2008 год 2009 год 2010 год
Доходы 2 324 710 2 581 899 2 879 735
Расходы 2 384 685 2 658 923 2 962 041
Дефицит 59 975 77 024 82 306
Процент 7,7 10 10

Среднесрочный финансовый план Орехово-Зуевского муниципального района на 2008-2010 годы сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и является финансовым выражением среднесрочной стратегии развития Орехово-Зуевского муниципального района.

Бюджетная и налоговая политика Орехово-Зуевского муниципального района на среднесрочную перспективу определены с учетом завершения в 2008 году переходного периода проведения реформы местного самоуправления в Российской Федерации и полномасштабного перехода в 2009-2010 годах к составлению на территории Московской области бюджетов городских и сельских поселений.

Основными направлениями проводимой в Орехово-Зуевском муниципальном районе бюджетной политики остаются повышение жизненного уровня населения Орехово-Зуевского муниципального района:

увеличение размеров заработной платы и пенсий, ликвидация бедности, дальнейшее развитие и совершенствование системы мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Орехово-Зуевском муниципальном районе, обеспечение населения доступным и комфортным жильем.

Налоговая политика учитывает налоговые преобразования в Российской Федерации, направленные на повышение эффективности мер по сбору налогов, дальнейшее снижение налогового бремени.

Реализация намеченных мероприятий проводимой бюджетной и налоговой политики в 2008-2010 годах опирается на сохранение благоприятной экономической среды и макроэкономической стабильности в районе.

В Орехово-Зуевском муниципальном районе сохранится высокая динамика промышленного производства за счет стабильной работы действующих предприятий промышленности и опережающего развития обрабатывающего производства, реконструкции и модернизации производств, ввода новых производственных мощностей, а также привлечения значительного объема инвестиций, в том числе иностранных.

Годовые темпы прироста промышленного производства в 2008-2010 годы составят не менее 10-14 процентов.

Прогнозируемый рост промышленного производства предполагается обеспечить за счет реализации мер по стимулированию инновационного развития промышленной деятельности, технологической модернизации и технического перевооружения действующих промышленных объектов, привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в целях создания новых производств и рабочих мест.

Наиболее стабильно работают и развиваются следующие промышленные предприятия: ОАО Демиховский машиностроительный завод, ООО Лиаз - занимается разработкой и выпуском различных модификаций автобусов, ЗАО Орехово-Зуевская стекольная компания к 2010 году они прогнозирует увеличить по отношению к 2007 году выпуск продукции на 40,60 и 44 процентов соответственно.

Предприятия ООО Мишлен Русская компания по производству шин, ПК Дулевский фарфор, ОАО Дулевский красочный завод, ООО Машиностроительный завод ТОНАР и другие также планируют наращивать выпуск производимой ими продукции.

По оценке 2007 года объем отечественных инвестиций составил 3364,3 млн.руб. Снижение индекса физического объема инвестиций в 2007 году связано с намерениям наиболее крупных предприятий завершения расширения и реконструкций производственных площадей и снижением объема инвестиций в строительство объектов непроизводственного назначения. В дальнейшем ожидается увеличение объема инвестиций за счет прогнозируемой реконструкции и расширения производственных площадей ООО Реквист, строительства и освоения производства по выпуску мебели ООО Кроношпан. К 2010 году прогнозируемый объем инвестиций достигнет уровня 4443,9 млн.руб.

Рост производства товаров и услуг на территории области будет являться основой роста финансовых показателей отраслей экономики, прежде всего, прибыли и фонда оплаты труда.

По оценке 2007 года рост прибыли хозяйствующих субъектов Орехово-Зуевского района составит на 83% к 2006 году. В 2008 году прогнозируется рост прибыли на 45-46% процентов к ожидаемому уровню текущего года, при этом ее совокупный объем достигнет 1723,2 млрд. рублей.

В 2008 году прогнозируется рост фонда оплаты труда на 26% по сравнению с оценкой 2007 года.

Уровень средней заработной платы по крупным и средним предприятиям Орехово-Зуевского района на 2008 год возрастет по своему значению на 23% к оценке 2007 года и прогнозируется в размере 18,2 тыс. рублей. К 2010 году прогнозируемый уровень средней заработной платы по крупным и средним предприятиям района составит порядка 25,0 тыс.рублей.

Обеспечение высоких темпов экономического роста создает необходимые условия для позитивных изменений в социальной сфере района. Рост реальных доходов населения в 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодно на 13,5-15,8 процентов.

Полученные в результате роста экономики ресурсы позволят увеличить к 2010 году доходы бюджета района и направить их на решение главной задачи - повышение уровня и качества жизни населения Орехово-Зуевского муниципального района.

Собственные доходы бюджета Орехово-Зуевского муниципального района на 2008 год планируются в объеме 1357,0 млн. рублей или с ростом против 2007 года на 213,2 млн. рублей. а в 2010 году - в сумме 1427,9 млн. рублей. К концу планового периода (2009-2010 годы) доходы бюджета Орехово-Зуевского муниципального района возрастут на 284,1 млн. руб. по сравнению с текущим годом.

Прирост поступлений доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями района, к уровню предыдущего года прогнозируется в 2008 году на 31,9 процентов, в 2009 году - на 15 процентов, в 2010 году - на 15 процентов. Доходы от платных услуг составят в 2008 году и плановом периоде менее 6 процентов от объема собственных доходов консолидированного бюджета Орехово-Зуевского муниципального района. [10]

Прогнозируемые объемы доходов консолидированного бюджета Орехово-Зуевского муниципального района на 2009-2010 годы определены исходя из основных показателей развития экономики района на этот период, прогнозных показателей по поступлению налоговых и других обязательных платежей в бюджет в 2008 году, индексов-дефляторов на 2009-2010 годы потребительских цен (1,071 и 1,068) и роста фонда заработной платы (1,239 и 1,21), а также на основании данных структурных подразделений Администрации Орехово-Зуевского района, Администраторов доходных источников, Управления Федеральной налоговой службы России по налогам и сборам по Московской области.

Доходы консолидированного бюджета Орехово-Зуевского района на 2009 - 2010 годы прогнозировались с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, вступающих в действие в 2008 году. В расчетах доходов консолидированного бюджета Орехово-Зуевского муниципального района также учитывалось повышение собираемости обязательных платежей в бюджет в результате дальнейшего совершенствования мер администрирования налоговых платежей, а также усиления ответственности за собираемость администраторов неналоговых платежей - структурных подразделений Администрации Орехово-Зуевского муниципального района.


Заключение

Финансовая политика — это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:

1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;

6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

Важнейшим звеном финансовой системы являются муниципальные финансы, обеспечивающие органы местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного и обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения местными органами власти своих функций.

В Федеральном Законе Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации муниципальное образование определено как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. При этом в статье 2 этого же закона,
определено, что местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В свою очередь вопросы местного значения здесь же определяются как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из этого, логично было бы считать, что финансы муниципального образования - это те финансовые отношения, которые участвуют в осуществлении им своих уставных задач. Однако, зафиксированные законодательством понятия и термины в области общественных отношений, связанных с функционированием
муниципального образования, не дают полной картины реально
существующих процессов и, кроме того, на наш взгляд, имеют
логические изъяны.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. — М.— 12.12.1993. (в редакции от 21.07.2007 №5-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации». — Ст. 6.(с изменениями и дополнениями от 26.04.2007).

3. .Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Часть первая Официальный текст. М.: Юрайт-Издат. 2007

4. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: Финансы: ЮНИТИ, 2001. – 312 с.

5. Брайчева Т.В. Государственные финансы. — СПб.: Питер, 2001. – 148 с.

6. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2003. – 346 с.

7. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 258 с.

8. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 274 с.

9. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 460 с.

10. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 364 с.

11. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2002. – 148 с.

12. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е. перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 360 с.

13. Резников С.С. Государственные финансы. — М.: Финансы и статистика, 2005. – 294 с.

14. Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие / Е.Г. Чернова, В.В. Иванов и др. / Под ред. Е.Г. Черновой. – М.: ТК Велби. 2004. – 208 с.

15. Финансы в системе государственного и муниципального управления / Под ред. Л.А. Бабурина. - М., Ростов-на Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 242 с.

16. www.money.rin.ru – сайт журнала Экономика и финансы.

17. www.wn.ru/finance/news - WN: Финансовые новости.


[1] Брайчева Т.В. Государственные финансы. — СПб.: Питер, 2001. – С.36.

[2] Государственные и муниципальные финансы / Под ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 173.

[3] Резников С.С. Государственные финансы. — М.: Финансы и ста­тистика, 2005. – С.94.

[4] Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие / Е.Г. Чернова, В.В. Иванов и др. / Под ред. Е.Г. Черновой. – М.: ТК Велби. 2004. – С.58.

[5] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С.203-204.

[6] Финансы в системе государственного и муниципального управления / Под ред. Л.А. Бабурина. - М., Ростов-на Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – С.147.

[7] www.oz-rayon.ru – Официальный сайт Администрации Орехово-Зуевского муниципального района.

[8] www.money.rin.ru – сайт журнала Экономика и финансы.

[9] www.oz-rayon.ru – Официальный сайт Администрации Орехово-Зуевского муниципального района.

[10] www.oz-rayon.ru – Официальный сайт Администрации Орехово-Зуевского муниципального района.

Скачать архив с текстом документа