Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот
СОДЕРЖАНИЕ: Детский дом как учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности развития таких детей. Формирование психологии и социологии малых групп. Влияние условий жизни в детском доме на межличностные отношения детей-сирот.Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Сиротство как социальный феномен
1.1 Детский дом как государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Характерные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2.1 Дошкольный возраст
1.2.2 Младший школьный возраст
1.2.3 Подростковый возраст
Глава II. Возникновение и развитие психологии и социологии малых групп
2.1 Понятие “малой группы” и ее основные отличительные черты
2.2 Психологические характеристики малой группы
Глава III. Влияние условий жизни в детском доме на межличностные отношения детей-сирот
3.1 Условия жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах
3.2 Традиции и ритуалы детского дома
Глава IV. Социометрия как метод изучения малых групп
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых значимых проблем, является проблема сиротства в России. С сожалением приходиться констатировать, что беспризорность и сиротство - явление не новое для России. Уже в XVIII в. создавались учреждения для присмотра за детьми-сиротами. Однако особо угрожающие масштабы сиротство приобрели в наши дни. В России согласно статистическим данным порядка 3 млн. детей растут на улице без попечения родителей.
И для того, чтобы предотвратить рост количества таких детей педагогам государственных учреждений для детей-сирот приходиться решать задачу их подготовки к семейной жизни, и они должны обоснованно подходить к разработке воспитательных программ и созданию условий для их реализации.
Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются рядом негативных особенностей, которые мешают дальнейшей социализации развития.
Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, который значительно отличается от того, который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека очень велико.
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей наук. В общем, социализация понимается как процесс и результат становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, а также активного воспроизводства индивидом социального опыта и протекает как в условиях воспитания (в общественных и государственных организациях), т.е. целенаправленного формирования личности, так и под влиянием стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия.
Интенсивная разработка теоретических аспектов проблемы социализации личности, развернувшаяся в советской философии, социологии, социальной педагогике и социальной психологии в 70-е годы (Э.А. Домбровский, В.С. Марков, Л.М. Снежко, Э.В. Соколов и др.) и получившая свое продолжение в 80-е годы (Т.А. Гаврилова, О.Ф. Морозова, В.В. Москаленко, В.Я. Силе, Л.К. Синцова, Л.Ф. Филиппова и др.), способствовали активному обращению к зарубежным исследованиям в этой области, в том числе и отечественных ученых-педагогов (Л.Б. Боярская, Б.Л. Вульфсон, Е.Г. Гребенюк, Р.Г. Гурова, З.А. Малькова, Э.С. Панасенко, В.Я. Пилиповский, Т.Ф. Яркина и др.).
Проблема социализации побудила заняться меня исследованием межличностных взаимоотношений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разновозрастных группах детского дома.
Полученные в результате исследования данные и сделанные на их основе выводы, могут стать основой как для дальнейшего изучения проблемы социализации детей детских домов, так и для осмысления и прогнозирования процесса социализации детей после окончания детского дома.
Цель курсовой работы: исследование социальных проблем, с которыми сталкиваются в процессе межличностных взаимоотношений дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей (в разновозрастных группах детского дома).
Исходя из цели, предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть проблему сиротства в России;
- понять специфику подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях детского дома;
- выявить преимущества разновозрастных групп в детских домах;
- рассмотреть характерные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить социологические и психологические характеристики малых групп;
- ознакомиться с условиями жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах.
- использовать социометрическое исследование для рассмотрения групповой динамики.
Объект исследования: дети-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе межличностного взаимодействия детском доме.
Предмет исследования: влияние разновозрастных групп детского дома на формирование личностных качеств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза: Высокий уровень межличностных отношений между детьми формируется при условии создания благоприятного психологического климата в коллективе.
Методы исследования:
- анализ теоретического материала;
- социометрия;
- проективный метод.
Глава I. Сиротство, как социальный феномен
Одна из важнейших проблем России третьего тысячелетия - проблема обездоленных детей.
Детство - особый период в жизни человека - помимо того, что ценно само по себе, оно не только во многом определяет будущее конкретной личности, а значит и завтрашний день государства в целом.
Человек, по своей сути, всегда есть и будет существом социальным, которое с первых дней своего существования окружено и включено во взаимодействие с другими людьми. В ходе этого взаимодействия усвоение человеком социального опыта происходит не пассивно, а активно, в процессе сначала совместной деятельности с взрослым, затем в процессе активной деятельности самого ребенка – общения, предметной, игровой, учебной, трудовой и других видов практической деятельности .
На сегодняшний день дети составляют более четверти населения России. Ответственность за счастье детей лежит на взрослых. Они призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права.
Анализ теоретических исследований, статистических и практических данных свидетельствует о том, что в настоящее время дети России находятся в очень тяжелом положении. Об этом можно судить по выступлению заместителя представителя Российского Детского фонда, исполнительного директора НИИ детства Российского детского фонда Рыбинского Е. М.: «Последовательное ухудшение положения детей в Российской Федерации фиксируется по всем доступным учету показателям. Приведем лишь некоторые из них.
За последние 10 лет налицо депопуляция населения: на свет появляется меньше людей, чем уходят из жизни. Значительная часть детей сегодня находиться вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция ООН о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы, национальные планы и программы в сфере социального обеспечения, образования, здравоохранения,соблюдения их прав. Беспризорных детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, в России от 2 до 3 млн. Увеличивается число преступлений со стороны несовершеннолетних: если в 1990 г. Было зарегистрировано 164 тыс., то в 2000 г. - 195 тыс. В России 2 млн. неграмотных детей.
Официальные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время в России 22 тыс. младенцев рождаются у незамужних мам школьного возраста. В 1955 г. родительских прав были лишены 20 тыс., а в 2000 г. - 43 тыс. россиян»[1] .
На фоне общего неблагополучия в детской среде особенно острым является вопрос о сиротстве. Дети, живущие без родителей, более чем кто-либо нуждаются в опеке и защите со стороны государства.
Подавляющее большинство трудных детей сегодня составляют те, кого называют социальными сиротами, — дети, родители которых лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или чье социальное поведение привело к их гибели.
Проблемы социализации социальных сирот отличаются особой сложностью. Для включения социальных сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом.
Сложнее всего подготовить социальных сирот за время жизни в интернатном учреждении к самостоятельному и ответственному решению своих собственных проблем. При этом надо учитывать, что они не могут на этапе жизненного старта рассчитывать на поддержку семьи, а зачастую — и родственников вообще. Каждый взрослый может представить себя в 15— 17 лет — а это обычный возраст выпуска из интернатных учреждений — и оценить собственную подготовленность к решению проблем взрослой жизни.
Увеличение количества детей-сирот закономерно привело к росту числа учреждений для их содержания. К концу 2001 г., по данным Минобразования РФ, в России насчитывалось 246 домов ребенка и 1429 детских домов и школ - интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей. В них содержалось 183,5 тыс. воспитанников; 347,5 тыс. человек находилось под опекой; 154,2 тыс. детей были усыновлены. Остальные, более 90 тыс. детей, составляли контингент социальных приютов.
Исследования Института детства Российского Детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются:
- лишение родительских прав (51,8 %);
- уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей (8,4%);
- нахождение родителей в местах заключения (7,6 %)[2] .
Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются следующие:
- сложное социально - экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку и обнищание большинства населения;
- крах существовавшей ранее системы моральных ценностей и отсутствие достойной альтернативы, ей, приведшие к духовному кризису общества;
- последовательное начатое в начале прошлого века, после Октябрьской революции, разрушение института семьи и т.д.
1.1 Детский дом, как государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сиротство как общественное явление имеет много вековую историю. Социальные потрясения XX века стали, причиной появления большого числа детей-сирот вместе с тем они привели к возникновению нового явления, получившего название социального сиротства. Социальные сироты - дети до 18 лет, оказавшиеся без попечения родителей в силу того, что родители были лишены родительских прав, находятся в заключении, страдают тяжелыми, в том числе психическими, заболеваниями вследствие наркомании, алкоголизма или по другим причинам. К социальным сиротам относятся и дети, от которых родители отказались.
По данным официальных источников Минобразования России основных тенденции изменения системы жизнедеятельности детских домов и числа детей-сирот в них за 1990-1999 годы следующие[3] :
1. Увеличение числа детских домов (более чем в 2 раза) и численности воспитанников в них.
2. Преобразование дошкольных и школьных детских домов в смешанные (по типу семьи) детские дома. Преобладание детских домов по семейному типу (к 1999 году из 1191 детского дома в РФ создано 850 детских домов смешанного вида: для детей дошкольного - школьного возраста).
3. Появление новых видов государственных образовательных учреждении для детей-сирот: домов детства, детских домов - школ, учебно-воспитательных комплексов, школ - интернатов с первоначальной летней подготовкой, кадетских школ - интернатов.
4. Создание негосударственных образовательных учреждений для детей-сирот (на 01.01.1999 года в 9 регионах РФ создано 16 негосударственных детских домов: пансионаты, колледжи, епархиальные детские дома, детские деревни SOS, приюты и т.д.)
5. Создание семейных форм устройства для воспитания детей-сирот: патронатные семьи, приемные семьи, опека, попечительство, усыновление.
6. Создание постинтернатных форм подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни: центры постинтернатной адаптации при органах управления образования (Москва, Владимир), при детских домах и школах интернатах (Санкт - Петербург, Пермская область).
7. Появление общественных организаций в защиту детей-сирот (Москва, Московская, Тверская области и др.)
Число детей, оказавшихся без попечения родителей в результате решения их родительских прав, по - прежнему растет: в 1999 году таких детей было 46,5 тыс., в 2000 году их число выросло до 53 тыс. человек.
Наиболее распространенными видами специализированных детских учреждений являются дома ребенка, детские дома и школы интернаты.
Детский дом - государственное образовательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет.
Детские дома различаются:
- по возрастному принципу - для детей дошкольного возраста (3 - 7), школьного возраста (7 - 18) и смешанного типа;
- в зависимости от особенностей контингента воспитанников - общего типа, санаторные (для детей нуждающихся в длительном лечении), специальные (для детей с отклонениями в развитии);
- в зависимости от круга решаемых задач - детский дом, детский дом - школа, учебно - воспитательный комплекс.
Ранее имела место ситуация, при которой дошкольные детские дома и детские дома для детей школьного возраста существовали обособленно друг от друга. При этом перевод ребенка из одного учреждения в другое, где свои правила и порядки, новые лица детей и воспитателей, являлся стрессовой ситуацией для воспитанника. При таком положении дел братья и сестры одного возраста, как правило, попадали в разные учреждения. Сейчас имеет место тенденция создания смешанных детских домов школьно - дошкольного типа.
1.2 Характерные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Особенности развития категории детей из домов ребенка активно изучались зарубежными (Л. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби, С. Прованс, Р. Липтон и др.) и отечественными (Т. М. Землянухина. М. И. Лисина. С. И. Мещерякова и др.) исследователями - психологами.
Дети-сироты - это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних. Развитие таких детей, как правило, во многом определяется тем, в каком возрасте это произошло. Чем раньше ребенок остался без родительской опеки, тем тяжелее сказываются на его личностном развитии последствия сиротства.
Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты ) - это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Эта категория делится условно на несколько групп:
- дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка (дети, оставшиеся без родителей с рождения до 3 -4 лет);
- дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье;
- беспризорные дети - это специфические дети, имеющие опыт жизни «на улице».
Каждая из этих условных групп несет на себе свою особую печать последствий родительской депривации.
Современная ситуация свидетельствует о том, что детей-сирот в нашей стране всего 10% от общего количества детей, оставшихся без родительского попечения. Несмотря на все трудности, сопровождающие их сиротское воспитание, в психоэмоциональном плане они находятся в несколько более выгодном положении, зная, что их родители умерли, и, осознавая, что их никто не бросал, просто так сложилось обстоятельства. К тому же у многих детей-сирот есть родственники, которые навещают их в детских домах, устанавливают попечительство над ними или берут на воспитание в свою семью, проявляя заботу о них. Чаще всего первые, наиболее важные годы жизни эти дети проводят с матерью, а значит, на них меньше сказывается последствия ранней разлуки с ней.
Анализ развития детей-социальных сирот, которые составляют абсолютное большинство воспитанников детских домов (около 90 %) свидетельствует о том, что непринятие ребенка родителями приводит к тяжелым последствиям в развитии маленькой личности. По свидетельству психологов, у ребенка с холерическим темпераментом проявляются агрессивность, болезненное честолюбие, быстрая истощаемость нервной системы, подозрительность, завистливость; дети - сангвиники становятся сдержанными, осторожными, уступчивыми, скрытными, склонными к страхам и неврастении; у флегматиков развиваются нерешительность, робость боязливость. Эти отклонения у «отказников» часто закрепляются и трудно поддаются коррекции. Как правило, такие дети поступают в детский дом из алкогольных семей. Всем им свойственна устойчивая привычка ко лжи, так как они вынуждены были скрывать от других людей правду об алкоголизме родителей, их ссорах, оскорблениях и побоях. В то же время эти дети склонны в своем повелении, подражать дурному примеру своих родителей.
В условиях продолжающейся социально-экономической и политической нестабильности продолжает расти число детей, оставшихся без попечения родителей. В России около 2 миллионов беспризорных детей, причем 95 % этих детей - сироты при живых родителях. «Социальное сиротство» приобретает все более широкие масштабы из-за прогрессирующих тенденции разрушения нравственных устоев семьи, разительной бездуховности, пьянства и аморального образа жизни, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей. Социально-экономический кризис, послереформная безработица, беженцы, мигранты породили новую волну детей-сирот, беженцев, бродяг.
Сегодня дети, оказавшиеся в трудной ситуации вследствие потери семьи, - это жертвы национальных конфликтов, стихийных бедствий, вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, жертвы насилия, дети рынка, дети - инвалиды.
По данным Министерства образования РФ по состоянию на 01.12.2002 года[4] :
Год |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей |
105534 |
110930 |
113913 |
123204 |
Чисто детей, устроенных в государственные учреждения |
30734 |
33952 |
34937 |
384000 |
Число детей, оставшихся неустроенными |
7535 |
9474 |
9486 |
114000 |
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка «...ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь государства. Государство обеспечивает уход за ребенком».
Решение дальнейшей судьбы детей-сирот осуществляется путем передачи их в семьи: под опеку или попечительство либо на усыновление, а так же в государственные учреждения.
Поэтому именно педагогам государственных учреждений для детей-сирот приходиться решать задачу их подготовки к семейной жизни, и они должны обоснованно подходить к разработке воспитательных программ и созданию условий для их реализации.
Чтобы понять специфику подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни, необходимо, прежде всего, выявить роль семьи в этой подготовке, понять, чего лишен ребенок вне семьи, и могут ли государственные организации, взявшие на себя ответственность за этого ребенка, заменить это влияние.
По данным исследований, дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются рядом негативных особенностей, которые сопровождают развитие ребенка на всех возрастных стадиях от младенчества до взрослой жизни.
1.2.1 Дошкольный возраст
Для детей дошкольного возраста, как отличается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых.
Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развиты. Мотивы, пробуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых. И эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.
Особенно заметные отличия в развитии общения у воспитанников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Это вызвано, главным образом, тем, что в детском доме по сравнению с семьей значительно меньше практика общения ребенка и взрослого: ребенок получает меньше личного внимания со стороны взрослых, воздействия которых в детском доме скорее адресованы группе детей, нежели отдельному ребенку. Для детского дома характерно наличие сменяющихся взрослых с разными типами поведения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отличить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей.
1.2.2 Младший школьный возраст
У младших школьников, воспитанников учреждений интернатного типа, обнаружены специфические отклонения в развитии интеллектуальной и мотивационно - потребностной сфер психики. Они проявляются, в частности, в задержках развития внутреннего плана умственных действий, что приводит к нарастанию трудностей в усвоении учебного материала. У них не развита произвольность поведения, способность к саморегуляции, планированию своих действий. Их речь более бедна, они отстают в овладении навыками чтения, письма, счета, и др. Взросление ребенка вне семье приводит к эмоциональному недоразвитию, внутренней пустоте, поверхностности в отношениях с окружающими, к « обезличенности ». У ребенка формируется устойчиво низкая самооценка, неуважения к себе и окружающим, отрицательной образ самого себя и, в результате, - болезненные черты характера, недостойные, порочные стереотипы поведения. Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживании детей в детском доме и их недостаточно полным общением с взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взрослого и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других.
1.2.3 Подростковый возраст
У подростков отклонения в развитии сказываются, прежде всего, на взаимоотношениях с окружающими. Складывающиеся деформации в развитии личности приводят к возникновению поверхностности чувств, бездуховности, жестокости, агрессивности и др. Они не могут найти деятельности, позволяющую реализовав свои потребности и интересы. Могут иметь место эмоциональные кризисы, которые сопровождаются тоской, иногда агрессивностью, чувством утраты смысла жизни, апатией, депрессивными состояниями. Как следствие подростки склонны к разного рода порокам, нарушениями дисциплины: нарушениям режима, воровству, бродяжничеству.
В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «я».
К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность - задержка психического развития ребенка, а также олигофрения. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др.
Серьезной проблемой является то, что для всех воспитанников независимо от возраста характерен повышенный дефицит общения со взрослыми. С другой стороны, они слабо нуждаются во внимании и доброжелательности взрослого, особом человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах (прикосновении, поглаживании, объятиях). С другой стороны, эта потребность в общении не удовлетворяются: с годами уменьшается количество обращений детей к взрослым, постепенно ограничивается интимный личностный характер этих обращений, они становятся эмоционально беднее.
Глава II . Возникновение и развитие психологии и социологии малых групп
2.1 Понятие “малой группы” и ее основные отличительные черты
Психология и социология малой группы является сравнительно новой областью в системе социальных наук. Ее становление относится к 20—30-м годам нашего века. До этого времени она почти не разрабатывалась.
Французский ученый Лебон первый исследовал и описал психологию масс, к которым он относит коллективы и группы, хотя они значительно отличаются от массы. Главными признаками массы, по его мнению, являются преобладание эмоционального, нерационального поведения и особая внушаемость. Огромное множество людей населяет сравнительно небольшое пространство; мы живем, по мнению Лебона, в эпоху масс, где господствуют законы, которые нужно учитывать.
Большую роль в формировании теоретических основ современной психологии малых групп сыграли работы известных социологов и социальных психологов Г. Тарда, Л. Визе, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Ф. Тенниса, М. Вебера (конец XIX и начало XX веков)[5] .
В начале XX века поведение малых групп становится объектом социологического, психологического, антропологического и психиатрического исследований. В этих целях использовались естественные и специально подобранные группы в “исправительных” учреждениях, учебных заведениях и армии. Представители различных областей знаний интересуются поднятием состояния духа в группе, улучшением отношений между ее членами, групповым сознанием, стилем руководства и ролью лидера, взаимодействием между людьми в неофициальных группах и способами стимулирования групп.
В начале века известный американский социолог и социальный психолог Ч. Кули ввел термин “первичные группы” для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных, формальных, или “вторичных”, групп. Он полагает, что первичная группа играет главную роль в определении характера и идеалов человека.
Работа 3. Фрейда “Психология масс и анализ человеческого „Я” также оказала определенное влияние на ход социологических и социально-психологических исследований групп, в которых стали применяться методы, заимствованные из психиатрии.
В психологии и социологии даются самые различные определения малой группы. Д.Картрайт, А.Зандер и Т.Ньюком[6] указывают следующие критерии, позволяющие определить это понятие: 1) частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе и 2) число составляющих ее членов. В этой связи сформулирована гипотеза: между числом, частотой и интенсивностью коммуникаций в группе, с одной стороны, и ее сплоченностью — с другой, существует прямая связь; число и сила взаимных положительных и отрицательных выборов являются показателем для определения уровня качественной групповой характеристики, названной сплоченностью.
Ш. Бюлер[7] относит к типичным особенностям группы: 1) взаимоотношение и взаимовлияние между ее членами, без чего группа не существует; 2) известную определенность ролей, которые выполняют отдельные индивиды; 3) обособление лидеров, влияющих на мнение остальных; 4) определенную общую цель, деятельность и организацию; 5) существование у членов группы чувства “мы”, единства группы; 6) сплоченность, чья степень зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения между ее членами, а с другой — от интереса, вызванного деятельностью в группе.
Большинство психологов и социологов считают, что группа представляет не просто собрание людей, а является функциональной единицей. Если семеро человек решают независимо друг от друга одну и ту же задачу, то это еще не группа. По мнению П. Р. Хофштеттера[8] , представление о “синтетической группе” означает, что семь человек совместно ищут решение поставленной проблемы, что подразумевает совместную деятельность.
Однако существует и другое толкование категории группы, где она трактуется просто как собрание людей, включенных, однако, в последовательно координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам определенное удовлетворение. В группе индивиды являются не только членами той или иной организации, но и активными участниками данного действия. Социальная группа отличается “вовлеченностью” участников в эту совместную деятельность, поэтому при ее изучении анализируется скорее действие, нежели структура.
Существенный вклад в определение понятия “группа” и выявление ее отличительных черт внесли отечественные исследователи. Группа, является социальным образованием, существующим в конкретно-исторической системе социальных отношений, одним из элементов, выполняющих строго определенные функции в этой системе.
Малые группы являются частью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности [9] .
Понятие “группа” в работах социологов и психологов употребляется очень широко и дать его точное определение, достаточно трудно. В самом общем виде группой можно назвать такое объединение людей, образование которого вызвано объективной необходимостью в сотрудничестве и субъективной потребностью в общении.
По мнению Л. И. Новиковой[10] малая группа является специфической человеческой общностью”. Понятие группы, которая имеет общий предмет внимания и переживания, очень близко понятию общности. Последнее, однако, более широко по объему и включает в себя малую группу, как частный случай. Правомерным является использование понятия “группа” или “социальная группа” в широком смысле слова для обозначения любой конкретной социальной общности — класса, нации, коллектива, неорганизованной группы, семьи и т. д.
Характеристиками группы по Л.И. Новиковой как своеобразной социальной системы являются: 1) число элементов; 2) отношение между ними; 3) иерархия; 4) разделение труда; 5) совместность, координация и дополнительность деятельности; б) процессы организации и управления.
К этим признакам группы некоторые исследователи добавляют единые ценности и нормы поведения и общие интересы и цели. В. А. Гаврилов сводит относительно устойчивые основные признаки малой группы, ее существенные свойства к следующим: группа—это, во-первых, относительно устойчивое, социальное образование, определенная система социального взаимодействия; во-вторых, форма социального объединения, при которой его члены взаимодействуют лично, и, в-третьих, это такое социальное взаимодействие между индивидами в группе на основе объединения их для совместного участия в определенной социальной деятельности, которому присущи общность целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующего групповое действие.
В каждой группе имеется сходство между установками и ценностными ориентациями ее членов, что является важнейшим интегрирующим группу фактором, определяющим особенности ее динамики и развития.
Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень единства, однородности группы, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, явлениям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.
Как считает Л. Десев основными факторами группового взаимодействия, определяющими организованность группы, являются общность межличностных отношений, организационная зависимость, психологический “настрой” деятельности и сенсомоторная согласованность.
Подводя итоги анализа группы можно сделать следующие выводы. Итак, малая группа является частью непосредственной социальной среды человека. Обычно она насчитывает от 2—3 до 40—45 человек. Как специфический вид человеческой общности, она отличается следующими особенностями: 1) прямой (хотя может иметься и косвенный) контакт между составляющими ее индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние; 2) общая цель и деятельность, переживание общих чувств; 3) общность внимания и интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, нравов, обычаев и привычек; 4) внутренняя расчлененность функций и групповых ролей; 5) определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени; 6) групповая идентичность. Если исключить внутреннюю расчлененность функций и ролей, которая может наступить и позднее, все другие специфические особенности полностью или частично, в большей или меньшей степени присущи малой группе с момента ее возникновения и до ее распада. При отсутствии хотя бы одной из них нельзя говорить о малой группе как об относительно самостоятельном социальном образовании.
2.2 Психологические характеристики малой группы
Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.
К простейшим параметрам любой группы относятся: состав и структура группы; групповое ожидание, процессы, нормы и ценности, санкции и поощрения.
Каждый из этих параметров может приобретать различные значения в зависимости от типа изучаемой группы. Например, состав группы можно описать по возрастному, профессиональному, социальному и иному признаку.
Когда говорят о психологической структуре группы, первой важной характеристикой выступаем содержание. Можно вести речь о структуре:
- социальных ролей;
- предпочтений;
- власти;
- коммуникации;
- групповой деятельности;
- межличностных отношений.
Второй важной характеристикой группы является положение индивида в группе в качестве ее члена, или его статус.
Третьей характеристикой группы является структура социальных ролей, объективно присущих членам группы.
Четвертой характеристикой группы является система групповых ожиданий. Дело в том, что всякий член группы не просто выполняет свои функции, но и обязательно оценивается другими. От каждой роли ожидается выполнение определенных функций, как по их содержательному набору, так и по качеству их исполнения.
Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. Иногда может возникнуть рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого - либо члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Чтобы эта система ожиданий была как-то определена, существуют групповые нормы и групповые санкции.
Групповые нормы - пятая характеристика группы. Групповые нормы - это определенные правила, которые вырабатываются группой, принимаются ею и которым должны подчиняться ее члены, чтобы существование группы, совместная деятельность была вообще возможна. Понятно, что групповые нормы вырабатываются исходя из представления о групповых ценностях и опираются на них.
Групповые санкции - шестая характеристика группы. Групповые санкции - это механизм управления поведением любого члена группы. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить их соблюдение.
Санкции могу быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные.
Хорошо известно, что члены группы иногда отклоняются от общегруппового поведения, не желают «идти в ногу» с большинством. Это происходит, если:
- групповые нормы одной общности вступают в конфликт с групповыми нормами другой общности, и одна из этих общностей является для субъекта референтной;
- групповые нормы общности оказываются в конфликте с индивидуальными нормами члена группы;
- группа относиться терпимо (толерантно) к отклоняющемуся поведению некоторых членов группы, главным образом тех из них, которые имеют большие заслуги перед группой и обладают весьма высоким доверием с ее стороны.
Глава III. Влияние условий жизни в детском доме на межличностные отношения детей-сирот
3.1 Условия жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах
Основное условие нормального развития – «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. Первой такой школой общения становиться семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфику социальной среды. Именно в раннем детстве формируется исходное либо доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Исследования свидетельствуют[11] , что чувства, которые сформировались в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей его жизни, придавая отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную тональность.
Успешному решению вопроса формирования у воспитанников позитивного образа семьи способствует само устройство жизни в детском доме:
1. Осознавая, что государственное учреждение в любых его моделях не сможет в полной мере компенсировать для ребенка потерю семьи, детский дом организует жизнедеятельность воспитанников по типу замещающей семьи.
2. Организация проживания детей максимально приближена к семейной обстановке: разновозрастные социальные семьи проживают в отдельных изолированных помещениях, где имеются: гостиная - комната для игр и отдыха, спальня, кухня, санитарный блок.
Число проживающих детей в каждой семье от 10 - 13 человек.
3. В группах должно быть все необходимое для создания в сознании ребенка целостного образа дома, для формирования у детей социально необходимых представлений о хозяйственно - бытовой жизни: телевизор, компьютер, мягкая мебель, магнитофоны, видеомагнитофоны, ковры, бытовая техника, книги, игрушки, и др.
4. Ликвидация возрастной ступени, в группах - социальных семьях -проживают дети от 4 - 18 лет.
5. Подбор детей в семьи ведется по родственному принципу: братья и сестры получают возможность жить вместе, трудиться, общаться, отдыхать. Обеспечить индивидуальный подход к одаренным и неуспевающим детям, педагоги учат воспитанников принимать людей такими, какие они есть, проявляя сочувствие, сопереживание, радуясь успехам каждого.
Таким образом, любые формы работы преломляются через общение и взаимодействие младших и старших, детей и взрослых. В семейных коллективах ребенок быстрее адаптируется, привыкает к выполнению определенных обязанностей (учеба, самообслуживание, забота старших о младших), и этому способствует весь уклад жизни в семье.
Главная задача воспитателей – создать отношения доброжелательности, взаимопомощи среди детей внутри семьи, дома.
3.2 Традиции и ритуалы детского дома
Объединение детей в разновозрастные группы, закрепление за ними постоянного состава воспитателей задает ее членам общую цель, побуждает к сотрудничеству, объединяет и по-настоящему роднит их души, формирует определенные положительные традиции, создает свои семейные ритуалы[12] :
- Возрождаются традиционные семейные дела: вязание, вышивание, совместный просмотр ТВ - передач, обмен мнениями, игры в кругу семьи, празднование значимых событий. Особенно сближают ребят семейные праздники: встреча Нового года, дни рождения взрослых и детей, проводы в школу и др.
- Личные вещи детей находятся в индивидуальном пользовании (игрушки, одежда, чашки с именами, личные фотоальбомы).
- Совместно готовят уроки, отводят малышей в школу, что формирует ответственность старших детей по отношению к младшим.
- Фотографирование детей, оформление семейных альбомов, введение в интерьер семьи фотографий детей способствует формированию чувства семьи, родного дома.
- Организация персональных выставок родственных семей позволяет укрепить кровные связи воспитанников, раскрыть их индивидуальность.
Такой благоприятный психологический климат обеспечивает ребенку чувство защищенности в стенах дома, что особенно важно для детей, лишенных семьи.
Основная идея, которой руководствовались педагоги при разработке программы по формированию позитивного образа семьи у воспитанников, - это создание определенного реабилитационного жизненного пространства для детей, своеобразной модели семейных отношений, то есть такого образца «собственного дома» для ребенка, который мог бы помочь ему подготовиться к выходу во взрослую жизнь и обеспечить успешную адаптацию в социуме.
Важной особенностью организации жизнедеятельности в детском доме является интеграция всех служб дома (социальной, психологической, педагогической, медицинской, хозяйственной) в единую систему.
Глава IV . Социометрия как метод изучения малых групп
Малая группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрирует в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера.
Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа — важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые различные подходы к объяснению социальной реальности — социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т. д.
Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.
Термин “социометрия” происходит от латинского слова societas — общество и греческого metruin — измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.[13]
Социометрия - это созданные итальянским психологом Дж. Морено наука об обществе, психологическая теория общества и одновременно экспериментальный метод, социально - психологический тест, позволяющий изучить и на основе полученного знания регулировать межличностные связи и отношения в группе.
Цель социометрии — гармонизировать общественные отношения расстановкой людей в группе в зависимости от их эмоциональных предпочтении и нейтрализацией эмоциональных отвращении между членами группы.
Суть социометрической технологии на операциональном уровне анализа определяется понятием «выбор». Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы, побуждающие членов группы делать выбор или определять предпочтения среди членов группы в качестве партнеров с точки зрения как делового взаимодействия, так и эмоционально-чувственного восприятия («для дала» и «для души»).
Вопросы при социометрическом исследовании:
С кем из членов вашей группы вы охотно стали бы выполнять совместное задание?
С кем из членов вашей группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?
С кем из членов вашей группы вы бы пошли в кино?
Здесь возможен широкий спектр оценок, обусловленный положительным и отрицательным реальным выбором, положительным или отрицательным предполагаемым выбором. Анализ высказываний дает весьма полезную информацию о числе выборов или отвержений, полученных каждым членом группы, числе взаимных выборов или отвержений, числе оправдавшихся или не оправдавшихся предположений на выбор или отвержение со стороны других членов группы и др. В конечном счете, социометрия выявит лидеров группы, отверженных, микрогруппы и даст другую информацию. Социометрию можно проводить с учетом мотивов выборов, что существенно обогащает анализ групповой дифференциации.
Число выборов, полученных каждым человеком, служит мерилом его положения в системе межличностных отношений, его социометрического статуса.
Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социогрмм, числовых индексов.
Социограмма - это графическое выражение математической обработки результатов исследования межличностных отношений. Она позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, причем в разных формах - индивидуально для каждого члена группы и в целом для всей группы. Члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности - в центре или на периферии, при этом отражаются практически все связи.
Социометрический «расклад» может иметь следующую структуру: - люди, получающие больше всего положительных выборов. Это означает, что они пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» относятся те, кто получает большинство положительных выборов при условии, что каждый делает три выбора;
- люди, получающие среднее число таких выборов. Они относятся к категории «предпочитаемых»;
- люди, получающие меньше среднего числа положительных выборов. Они относятся к категории пренебрегаемых;
- люди, не получающие ни одного положительного выбора. Это люди, которых игнорируют, отвергают.
В результате социометрического исследования руководитель получает не только информацию о положении каждого члена группы в системе межличностных отношении, но и обобщенную картину состояния этой системы или то, что обычно называют психологически климатом группы. Характеризуется он особым показателем - уровнем благополучия взаимоотношений группы. Он может быть:
- высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «отвергаемых» членов группы;
- средним, если имеет место примерное равенство этих величин;
- низким, если число «пренебрегаемых», «изолированных» и «отвергаемых» членов группы больше числа «звезд» и «предпочитаемых».
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
База исследования: ГОУ «Детский дом № 1» г. Архангельска
Количество испытуемых: 21 человек.
Цель: исследование межличностных взаимоотношений в разновозрастных группах путем психологического тестирования и включенного наблюдения.
Объект: воспитанники детского дома.
Предмет: межличностные взаимоотношения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Методы исследования:
- социометрия;
- проективный тест «Субъективное ощущение себя в группе»;
- математическая обработка;
- анализ и интерпретация полученных данных.
Для исследования взяты две группы.
В первой – дети от 8 до 15 лет, 7 мальчиков и 3 девочки. Во второй – дети от 9 до 17 лет. 6 мальчиков и 5 девочек.
Членам группы предлагается ответить на вопросы. Зачитывается вопрос и дается инструкция: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй».
Вопросы при социометрическом исследовании:
С кем из членов вашей группы вы охотно стали бы выполнять совместное задание?
С кем из членов вашей группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?
С кем из членов вашей группы вы бы пошли в кино?
1. «Звезды» - Валя К., Саша Я.;
«Предпочитаемые» - нет;
«Принятые» - Женя К., Дима Б., Егор Ф., Сергей К., Наташа Ч., Аня К.;
«Непринятые» - Кристина Ч.; Наташа Ч.
«Отвергнутые» - Дима М.
2 . «Звезды» - Илона В, Галя М.;
«Предпочитаемые» - Саша З.;
«Принятые» - Костя А., Виталик С., Витя Н., Катя Т., Оксана А.;
«Непринятые» - Иван С., Аня Р.;
«Отвергнутые» - Рома Ю.
Анализируя ролевой репертуар можно сказать, что «Звезды» имеют более высокий уровень активности, они более доброжелательны и сознательны, чем другие члены группы. Эти дети осуществляют регуляцию межличностных отношений, ведут группу, организуют, планируют и управляют деятельностью группы. Лидеры этих групп принимают более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности, стимулируют группу, нацеливают ее на решение определенных задач. Лидер не всегда успешен, при определенных условиях лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив снижаться. Кроме «Звезд», в группе выделяют и другие социальные роли. Большая часть группы это «Принятые» и «Предпочитаемые». У «Непринятых» и «Отвергнутых» - наблюдаются более низкие коммуникативные способности, чем у остальных, среди них дети недавно вошедшие в группу и у которых идет адаптация в группе, а так же дети с отклоняющимся поведением.
Рекомендации:
Для гармонизации межличностных отношений в данное время можно использовать следующие методы, но для этого следует учитывать, что группа - это не сумма индивидов, а общность, которая влияет на поведение всех членов:
- включение индивидов в совместную деятельность. Деятельность же эта становиться столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием, или убеждением, а самостоятельно;
- обобщение внимания, интересов, мотивов, установок, нравов, обычаев и привычек;
- соперничество с другой группой или группами (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, и у них не возникает напряженности в отношениях и неудовлетворенности собой).
Субъективное ощущение себя в группе
Для подтверждения данных полученных с помощью социометрического исследования, детям было предложено задание на субъективное ощущение себя в группе. Суть этого задания заключалось в выполнении творческого задания, в котором детям предлагалось представить и изобразить на чистом листе бумаги с помощью цветных карандашей свою группу в виде цветных кружков.
Цель: исследование межличностных отношений в разновозрастных группах.
Данное задание анализировалось по следующим критериям:
- по цветовой гамме: детям предлагалось на выбор шесть цветов: красный, коричневый, черный, желтый, синий, зеленый. По цвету кружков можно определить личное отношение к человеку;
- по размеру кружков: определялась значимость этого человека в группе (чем больше размер кружка, тем более значимым является человек»;
- по местоположению кружков на листе: определение дистанции во взаимоотношениях с отдельными членами группы;
В одной из групп респонденты включили в свой состав членов -воспитателей, причем они изобразили их в виде больших желтых кружков. Эти данные свидетельствует о том, что дети считают воспитателей важными членами своей группы. Яркие цвета - основа выбранного цвета, дети избегают темных цветов. Таким образом, можно сделать вывод, что внутри группы хорошие, теплые, эмоциональные взаимоотношения.
Данный положительный опыт организации воспитательной деятельности в детском доме сложился в результате поиска коллективом оптимальных условий для формирования личности воспитанника детского дома.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были исследованы различные явления.
Рассмотрена проблема сиротства в России. Анализ теоретических исследований, статистических и практических данных свидетельствует о том, что в настоящее время дети России находятся в очень тяжелом положении. Увеличение количества детей-сирот закономерно привело к росту числа учреждений для их содержания.
Определены основные задачи по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни. Жизненный старт выпускников детских домов можно оценить по - разному. Трудности возникают у выпускников интернатных учреждений, они не способны решать многие проблемы взрослой жизни самостоятельно, поскольку у них не сформированы ключевые навыки эффективного поведения. Они не готовы принять на себя ответственность за собственную жизнь, у них отсутствуют многие коммуникативные навыки и функциональные умения.
Изучены характеристики малых групп. Возникновение малой группы обусловлено общественно - экономическими причинами. С одной стороны, общество и его экономика создают для себя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности – экономические и социальные – и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремиться примкнуть к каким - то группам (в силу их социальной защищенности, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения.
Когда говорят о психологической структуре группы, первой важной характеристикой выступает содержание.
Рассмотрены условия жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах. Успешному решению вопроса формирования у воспитанников позитивного образа семьи способствует само устройство жизни в детском доме. Объединение детей в разновозрастные группы, закрепление за ними постоянного состава воспитателей задает ее членам общую цель, побуждает к сотрудничеству, объединяет и по-настоящему роднит их души, формирует определенные положительные традиции, создает свои семейные ритуалы.
В результате проведенного исследования я освоила методику диагностики межличностных отношений.
Таким образом, в результате исследования подтвердилась выдвинутая мною гипотеза. С одной стороны, уровень благополучия межличностных отношений подростков возрастает на основе благоприятного психологического климат, с другой, - высокий уровень благополучия межличностных отношений создает благоприятный психологический климат в коллективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2004.
2. Басов Н.Ф. Социальный педагог: введение в профессию. - М.: Издат. центр «Академия», 2006. - 256 с.
3. Василькова Е.В., Рындина Е.Н., Карпалова М.А. Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома. - Вологда: 2003.
4. Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979.
5. Доклад//Социализация и образование социальных сирот. - М. - СПб: Интеллект - центр, 2002.
6. Методика работы социального педагога./ Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная пресса, 2003. - 96 с.
7. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 288 с.
8. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
9. Руденский Е.В. Социальная психология. - М. - Новосибирск: 1997.
10. Шахманова А.Ш. Воспитание детей - сирот дошкольного возраста. -М.: AKADEMIA, 2005.
11. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста./ Под ред. С.Ю. Циркина. - Спб.: Питер, 2001. - 492 с.
12. Технологии социальной работы./ Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2001.-400 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Матрица социометрических положительных выборов
Таблица 1
Фамилия, имя |
Критерии выбора |
Кого выбирают |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1.Кравец Валя |
1 |
X |
X |
||||||||
2 |
|||||||||||
3 |
X |
X |
Х |
||||||||
2. Копеечкин Женя |
1 |
X |
X |
X |
|||||||
2 |
X |
||||||||||
3 |
X |
X |
X |
||||||||
3. Янчук Саша |
1 |
X |
|||||||||
2 |
X |
||||||||||
3 |
|||||||||||
4. Башуров Дима |
1 |
X |
X |
X |
|||||||
2 |
X |
X |
|||||||||
3 |
Х |
Х |
Х |
||||||||
5. Фомин Егор |
1 |
X |
X |
X |
|||||||
2 |
X |
X |
X |
||||||||
3 |
X |
X |
|||||||||
6. Краснощекое Сережа |
1 |
X |
X |
||||||||
2 |
X |
X |
X |
||||||||
3 |
X |
X |
X |
||||||||
7. Медведев Дима |
1 |
||||||||||
2 |
|||||||||||
3 |
|||||||||||
8. Черняева Наташа |
1 |
X |
X |
Х |
|||||||
2 |
X |
X |
Х |
||||||||
3 |
X |
Х |
|||||||||
9. Кокляева Аня |
1 |
Х |
Х |
Х |
|||||||
2 |
X |
X |
Х |
||||||||
3 |
X |
X |
Х |
||||||||
10. Черняева Кристина |
1 |
X |
|||||||||
2 |
X |
X |
X |
||||||||
3 |
X |
||||||||||
Получено выборов |
15 |
6 |
15 |
8 |
3 |
3 |
0 |
5 |
4 |
1 |
Таблица 2
Фамилия, имя |
Критерии выбора |
Кого выбирают |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|||
1.Савостин Иван 2. Алехин Костя 3. Селезнев Виталик 4.Зайцев Саша 5.Юрьев Рома 6.Нижевич Витя 7.Волокославская Илона 8.Рапакова Аня 9.Маркелова Галя 10.Туфанова Катя 11.Аркашова Оксана |
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 |
Х Х |
Х Х Х Х Х |
Х |
Х Х Х Х Х Х Х Х |
Х |
Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х |
Х Х |
Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х |
Х Х Х Х |
Х Х Х Х Х Х |
||
Получено выборов |
2 |
5 |
1 |
8 |
0 |
1 |
15 |
2 |
11 |
4 |
6 |
[1] Рыбинский Е.М. С каким детством мы вступили в 21 век?//Добро без границ: Сб. – Сыктывкар, 2002. – с. 10 -11.
[2] Положение детей в СССР. Состояние, проблемы, перспективы. – М., 1990. – с. 90.
[3] Доклад. //Социализация и образование социальных сирот. - М. - СПб: Интеллект - центр, 2002. с. 5-7.
[4] Василькова Е. В., Рындина Е. Н., Карпалова М. А. Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома. - Вологда: 2003. – с. 8.
[5] Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979. с. 76 – 81.
[6] Робер М. - А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр./ Предисл. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, 1988. — с. - 115.
[7] Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979. - с. 25.
[8] Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979. - с. 25.
[9] Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред. А.И.Щербакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — с. 113.
[10] Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979. – с. 29.
[11] Воспитание детей-сирот дошкольного возраста/А.Ш. Шахматова; под ред. С.А. Козловой. - М.: «ACADEMIA», 2005 – с. 105 -109.
[12] Василькова Е. В., Рындина Е. Н., Карпалова М. А. Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома. - Вологда: 2003. – с. 15 – 17.
[13] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.