Проблемы становления частной собственности в Республике Казахстан

СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования и науки Республики Казахстан Казахский экономический университет им.Т.Рыскулова Кафедра «Экономическая теория» КУРСОВАЯ РАБОТА

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский экономический университет им.Т.Рыскулова

Кафедра «Экономическая теория»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Проблемы становления частной собственности в Республике Казахстан

Проверил:

_________________

_________________

Подготовила:

Ст-ка 1 курса

фак-та «Финансы» (2 г.о.)

Найзабекова А.Н

АЛМАТЫ 2010 г.

ПЛАН

Введение

1.Частная собственность

а) история становления;

б) виды частной собственности;

в) конституционная концепция права частной собственности;

2. Собственность на землю.

а) проблемы становления частной собственности на землю;

б) механизм функционирования частной собственности.

3. Примеры использования частной собственности.

а) частная собственность в финансовой сфере;

б) частная собственность в сфере производства.

4. Проблемы угрозы безопасности предпринимательской деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

[3]

Первым условием справедливого правового регулирования гражданского оборота в эпоху рыночного хозяйства является равная защита разных форм собственности. Столь важный паритет закреплен в п.1 ст.6 действующей Конституции РК. Уравнивая правовой режим защиты государственного и частного имущества, законодатель тем самым противопоставляет соответствующие формы собственности. Противопоставление возникает априори: если за всеми субъектами гражданского права, как гласит постановление Конституционного Совета РК, признаются одни и те же процессуальные возможности отстаивать свои интересы в суде и аналогичная мера имущественной ответственности по обязательствам, значит, имеется реальная потребность признать одинаковой только определенную часть двух различных явлений. Нуждается в пояснении трактовка этого принципа, данная в мотивировочной части постановления Конституционного Совета РК от 03.11.1999 г. №19/2: «Смысл конституционного требования о равной защите государственной и частной собственности заключается также в том, что государственный и частный собственник в конкретных правоотношениях, разрешенных и допускаемых для них законодательством, будут подчиняться одному и тому же правовому режиму как в публичной (налоги и пр.), так и в частной (договорные взаимоотношения и т.п.) сферах». Формулировка «одному и тому же правовому режиму» может означать два возможных следствия.

Во-первых, «один и тот же правовой режим» защиты частной и государственной собственности. Слово «защиты», вероятно, пропущено по соображениям нормативной экономии, но угадывается по смыслу и должно подразумеваться в цитируемом фрагменте. А.С. Пиголкин и Е.М. Сморгунова пишут: «Из требований точности и простоты изложения нормативно-правовых предписаний естественно вытекает необходимость экономичностииспользования в тексте нормативных актов языковых средств… Лишние слова, неоправданные повторения, многословие при объяснениях и детальном описании предметов - всего этого должен избегать законодатель».[4]

Во-вторых, термин «правовой режим» можно условно понимать как единый, специфический применительно к отдельному государству порядок правового регулирования общественных отношений или, если предположить, что в постановлении допущено не вполне корректное упрощение, как национальную юридическую систему. То есть нормы законодательства распространяются на участников гражданского оборота в одинаковой мере, независимо от величины их активов, социального статуса, целей деятельности и прочих индивидуальных критериев. Подобное утверждение принципа, общего для всех отраслей права в рамках юридической системы Казахстана, очень актуально. Оно укрепляет уверенность субъектов в своей защищенности, препятствует произволу публичной власти в частных отношениях, когда государственный интерес по определению вдруг объявляют приоритетным, несмотря на отсутствие оснований для такого суждения.

Иное толкование цитируемого выше постулата приводит к абсолютно ложному выводу (алогизму): между публичным («налоги и пр.») и частным («договорные взаимоотношения и т.п.») правовым режимом отличия отсутствуют. Абсурдность этого вывода, а значит, и адекватного ему понимания постановления Конституционного Совета РК от 03.11.1999 г. № 19/2 очевидны. Ведь «пи всем единстве права как целостного социального организма той или иной страны, публичное право и частное право – два разных юридических мира, две «юридические галактики», отличающиеся, помимо всего иного, своим особым местом в социальной жизни страны, своими особыми законами развития».

То есть суть рассматриваемого выше тождества – в отсутствии каких-либо преимуществ на правосудное решение по поводу частной собственности, в остальном данные формы своеобразны. Доказываемое обстоятельство согласуется со справедливым утверждением судьи Конституционного Суда России Г.А. Гаджиева: «государство должно создавать условия для развития разнообразных форм собственности».[5] Поскольку автор не уточняет, какие именно «условия» он имеет в виду, в широком смысле можно понимать правовые, социально-экономические, политические и другие условия.

Подробный анализ презумпции, закрепленной в п. 1 ст. 6 Конституции РК, выходит за рамки заданной темы. Он имеет перспективу и необходим при толковании принципов права частной собственности.

Противопоставление, обнаруженное в п. 1 ст. 6 Конституции РК, усилено в нормах п. 3 той же статьи. К примеру: «Земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».[6] Подобным способом создана конституционная база особого правового режима частной собственности на землю. Другие природные ресурсы (воздух, недра, воды, фауна и т. д.) согласно прочим правилам п. 3 – объекты исключительнойгосударственной собственности. Сразу же вопрос: если существует группа вещей, которые в Казахстане ни при каких обстоятельствах не могут быть объектами права частной собственности, то насколько справедливо общераспространенное утверждение: «Нет форм собственности, есть различные субъекты этого права»? Подобная мысль «Коль скоро формы собственности все же стали фактом нашего законодательства, нужно четко ограничить сферу их существования и рассматривать исключительно как способ определения принадлежности имущества тому или иному виду субъектов». Как видно, положения Конституции РК однозначно склоняют к обратному выводу: разграничение двух форм допустимо не только по субъектам, но и по объектному составу.

Понятно, что цитируемые авторы основывают свои умозаключения на российском нормативном материале. Однако касательно вещей, фактически изъятых из гражданского оборота в силу абсолютной принадлежности государству, положения конституций Казахстана и России, хоть и не идентичны, но уж точно во многом схожи. Например, п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Е.А. Суханов, ссылаясь на это правило, причисляет к необоротоспособным вещам большинство ресурсов, в том числе богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, недра, многие иды земельных участков и водоемов, возникшие естественным путем целебные источники и им подобные объекты. В соответствующей сноске ученый дает пояснение, в котором, помимо иных идей, имеется важная мысль: по общему правилу природные ресурсы России относятся к объектам государственной собственности. Специальные законы могут предусматривать изъятия из указанного общего правила, устанавливая режим права частной собственности для данных объектов. Аналогичные выводы излагаются в догматической литературе.

Разработчики казахстанского Основного закона повторили и в то же время, укрепляя основы национальной безопасности и унитарное устройство государства, улучшили известное российскому юридическому сообществу установление. В Республике Казахстан естественные богатства окружающей среды являются объектами исключительной государственной собственности (кроме отдельных участков земли, передаваемых в частную собственность), а в Российской Федерации – принадлежат государству по общему правилу, т.е. на основаниях и в пределах, установленных специальными законами, могут передаваться в собственность частных лиц. Для полноты вывода данное наблюдение необходимо дополнить следующей презумпцией. Если собственником земли (в России – и других природных ресурсов) не являются частные лица, данное имущество считается государственным (в России – или муниципальным). Оно никогда не относится к бесхозяйным вещам. С этих позиций возможность и целесообразность разграничения двух форм собственности по объектному составу тем более очевидна.

Согласно п. 1 ст. 26 Конституции РК «Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество».[7] В системе с другими основополагающими началами, среди которых обеспечение неприкосновенности собственности, применение распространенного в международной практике национального режима и т. д., цитируемый постулат предопределяет две конституционные гарантии. С одной стороны, гарантирует охрану добросовестно приобретенного имущества всех частных лиц (при расширительном толковании п.1 ст. 26 Конституции РК) от произвольного вмешательства, организует стабильность гражданского оборота.

Было названо только три правила Конституции РК (п. 1 и п.3 ст. 6, п. 1 ст. 26), где частная собственность упомянута буквально, и продолжим толкование установлений, соблюдая эту методику. Если заняться изучением норм, близких по смыслу к исследуемому субъективному праву без привязки к обозначающему его легальному термину («частная собственность»), то перечень юридических формул и конструкций расширится неимоверно. Это негативно скажется на исследовании – оно утратит свою выразительность, т. к. цивилистическое содержание будет «размыто» положениями других отраслей права.

Следующая по нисходящей ступень источников позитивного права – итоговые решения Конституционного Совета РК, изложенные в форме нормативных постановлений. Они являются общеобязательными, окончательными и не подлежащими обжалованию, по своей юридической силе превосходят даже международные договоры, ратифицированные республикой, и уступают только Конституции РК. В теории права регулятивная функция подобных юридических актов названа «статистической», «направляющим механизмом».

Характерное примечание. Кроме названного выше постановления от 03.11.1999 г. №19/2 в других нормативных документах Конституционного Совета РК, затрагивающих различные аспекты собственности, ее формы не сопоставляются, т.е. подразумевается существование единой юридической категории. Однако фундаментальные принципы этой категории выводятся органом конституционного надзора из казусов, связанных с оборотом частного имущества. Например, презумпция о принадлежности объектов недвижимости собственнику расположенного под ними земельного участка обоснована Конституционным Советом РК по делу об оформлении на ТОО «Богатырь Аксесс Комир» права постоянного землепользования и представлении льгот. В результате анализа принудительного выкупа акций коммерческих банков Национальным банком РК сформулирован общий вывод: не допускается прекращение права собственности в бесспорном порядке и т. д.

Имеет ли данное наблюдение за тенденциями правотворчества и юридической практики какое-либо теоретическое значение? Ведь, казалось бы, вопрос решен: «Строго говоря, никаких форм собственности не существует. Есть одно понятие собственности и права собственности. Оно по-разному понимается в разных правовых системах и представителями различных экономических и правовых теорий, но суть в том, что это понятие должно быть единым».[8] Однако неясности остаются.

В Казахстане, повторим, признается исключительная собственность государства на определенные блага. Состояние покоя (статики), в котором пребывают данные необоротоспособные блага, исключает вероятность судебного спора об их юридической судьбе. Если возникает проблема балансодержателя государственного имущества, она является чисто технической и согласно принципу экономии бюджетных средств (пп. 3 ст. 11 Закона «Об административных процедурах» РК от 27.11.2000 г.) в любой момент может быть решена вышестоящим государственным органом, т.е. не должна передаваться на рассмотрение суда. Значит, уместен следующий акцент: в любом гражданско-правовом (судебном) разбирательстве, по сути, определяется судьба частной собственности. К примеру, подтвердить ли «частную форму» имущества или закрепить (сохранить) его в публичном ведении? Если казус решается резолюцией «подтвердить», предсказуем (в рамках того же дела или в будущем) очередной вопрос: кому из частных субъектов причитается вещь и т.д.? Поскольку активность (динамика) гражданского оборота напрямую зависит от свободы отношений частной собственности, задача доктрины - досконально исследовать сущность соответствующего института. Важно не остановится на констатации традиционного содержания (триады «владение, пользование, распоряжение») и общих принципов защиты субъективного права. Порой анализ только этих, не скроем, ключевых (но, заметим, не единственных) элементов в структуре института собственности граничит с небрежностью.

К примеру, ч. 4 ст. 212 ГК РФ гласит: «Права всех собственников защищаются равным образом».[9] Данная форма – образец аккуратности разработчиков гражданской кодификации. Они оригинально (авторски), но в то же время без потери смысла воплотили в тексте ГК РФ п. 2 ст. 8 Конституции РФ («В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности»). В.В. Чубаров комментари ч. 4 ст. 212 ГК РФ начинает с утверждения: «Права всех собственников признаются равными (см. ст. 8 Конституции)». Как же так?! Разве состав правового режима собственности определяется только механизмом защиты? Конечно, нет. «Правовой режим – глубокое, содержательное правовое явление, связывающее воедино целостный комплекс правовых средств...»[10] . Среди них, помимо содержания (трех классических правомочий) и способов защиты, функции института, специальные принципы действия, признаки, позволяющие отличать от схожих явлений, особенные объекты и субъекты состав, ряд «своих» оснований возникновения и прекращения и т.д. Пока это – детали, тонкости, оттенки, которые постепенно развиваются в отечественом законодательстве. Но «юристы... обязаны искать правовой инструментарий».[11]

В статье 6 Конституции РК говорися:

1. В республике Казахсан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.

2. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить, общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом.

3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

2 СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

2.1 Проблемы становления частной собственности на землю

Один из важнейших объектов недвижимости - это земля. Частная собственность на землю является основой большинства личных состояний в рыночной экономике. Необходимо, чтобы человек имел возможность получить бесспорное право собственности на четко определенный участок земли, включая право на использование по его усмотрению и без значительных ограничений. Тогда, если земля может принести больше пользы не ее владельцу, а другому лицу (об этом свидетельствует его готовность заплатить за эту землю высокую цену), то она может быть продана, а выручка от продажи будет использована на другие цели.

Вопрос о земле – это всегда один из волнующих вопросов общества, он во все времена был и остается судьбоносным для всех государств без исключения.

Частная собственность на землю санкционирована нормами Конституции нашей страны. К вопросу введения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения наша страна подошла не спонтанно, а эволюционно, постепенно совершенствуя земельное законодательство в условиях переходного периода и развития рыночных механизмов в экономике страны. Динамичность развития земельного законодательства и расширение ареала частной собственности на землю – яркое тому подтверждение.

Аграрный сектор Казахстана характеризуется наличием целого комплекса проблем, которые усугубляются сложностями земельных реформ, проводимых в последние годы.

В силу действия различных негативных факторов сокращается площадь земель, вовлеченных в эффективный хозяйственный оборот. Так, если в 1990 году земли сельскохозяйственного назначения составляли 81,2% от общего земельного фонда республики, то на начало 2004 года их удельный вес составил всего 39,6%. Площадь посевных за указанный период уменьшилось более чем в два раза: 1990 год – 35182,1 тыс. га; 2004 год – 16195,3 тыс. га. Соответственно, увеличилась доля земель запаса: в 1990 году – 6,4%, а в 1999 году – 39,5% от всего земельного фонда страны. Сельскохозяйственные производители страдают от острой нехватки оборотных средств, диспаритета цен на материально - технические ресурсы и на сельхозпродукцию, несоразмерности налогов платежей и объема ожидаемой прибыли, кабальных условий реализации выращенной продукции, засилья импорта. Ощущается существенный недостаток средств, землеохранных, почвовосстановительных мероприятий, вследствие чего происходит дальнейшее ухудшение качественного состояния земель. Площадь угодий, пригодных для землепользования, составляет всего 9,7%, а непригодных – 42,1% площади всех сельскохозяйственных угодий.[12] В целом площадь деградированных земель достигает 175 млн. га, что составляет около 60% территории Казахстана. Практически отсутствует финансовая поддержка фермерства со стороны государства. В 2004 году размер государственных дотаций составил лишь 42,1 млн. тенге, или 551 тенге (чуть более 4 долларов США по курсу Нацбанка) в расчете на одно крестьянское хозяйство. По сведениям Министерства сельского хозяйства республики, из всех хозяйств аграрного сектора треть являются банкротами, 51% относится к категории несостоятельных и лишь 15% определяются как экономически устойчивые.[13]

Ситуацию в агросекторе усугубляют чрезмерное вмешательство, злоупотребление и произвол со стороны представителей государства. Имеется целый ряд других факторов и тенденций, свидетельствующих о непростой ситуации в аграрной сфере. Действие этих факторов привело к негативным последствиям, значительному снижению уровня жизни населения.

Основная причина неблагополучия – существенное отставание реформирования сельскохозяйственных отношений от видимого в стране нового экономического порядка. Свою негативную роль сыграл и юридический фактор. Законодатель не был готов к адекватному реагированию на процессы зарождения и формирования новых отношений в аграрной сфере. Прежде всего это проявилось на этапе приватизации колхозов. Радикальная ломка десятилетиями устоявшихся отношений проходила без выработки продуманной методологии правового механизма его осуществления.

Огромные полномочия должностных лиц в сочетании со многими пробелами и противоречиями нормативных актов при полном отсутствии механизма общественного контроля за ходом приватизации открыли путь массовым злоупотреблением. Номенклатура на местах превратила приватизацию в захват привлекательных объектов сельскохозяйственного производства, наиболее ценных и плодородных земель. Под прикрытием приватизации был растаскан и разбазарен огромный ресурсный потенциал аграрного сектора.

Любое изменение устоявшихся отношений всегда происходит болезненно, вызывает определенные сложности и трудности, неизбежно влечет за собой побочные неблагоприятные последствия. Но процесс протекает менее болезненно, если используемые способы и методы адекватны как самому процессу, так и конечным целям преобразований.

Сложившееся тяжелое положение в аграрном секторе не является неизбежным следствием роспуска колхозов и совхозов, как утверждают некоторые оппоненты аграрных преобразований, а результат отношений, ставших возможными из-за серьезных организационно-правовых упущений, от которых существенно пострадали права и законные интересы (прежде всего имущественные) большинства рядовых работников села.

Основными организационно-правовыми недостатками являются:

1. Приватизация аграрного сектора начиналась при практическом сохранении прежних отношений собственности на сельскохозяйственные земли. Вследствие этого приватизированные объекты аграрной инфраструктуры, сельскохозяйственная техника и прочие средства производства утратили функциональную связь с землей – основным условием и средством сельскохозяйственного производства. Земля практически осталась без средств возделывания и обработки. Техническая оснащенность, энерговооруженность хозяйств резко снизились. Приватизацию следовало начинать с раздачи земель непосредственным производителям сельскохозяйственного сектора. При этом оборотные средства, объект инфраструктуры, непосредственно обеспечивающие сельскохозяйственное производство, и в особенности технику, чтобы избежать их разбазаривание и обеспечить их дальнейшее функциональное применение, необходимо было передать в общую собственность объединяем крестьян-товаропроизводителей. Например, районным ассоциациям фермерских и крестьянских хозяйств или же их местным, нижестоящим структурам.

2. В ходе передачи земель в частную собственность не учитывались комплексный, многоаспектный характер аграрной сферы, тесная связь и взаимопроникновение ее экономического, демографического, социального и других компонентов. Законодательно и организационно не было обеспечено справедливое участие основной массы крестьян в распределении земель и других ресурсов сельскохозяйственного производства. В итоге приватизация не смогла в достаточной мере стать условием перехода отрасли на качественно новый уровень.

Юридические издержки можно увидеть при анализе положений первого комплексного рыночного земельного акта – Указа «О земле» от 22 декабря 1991 года (утратившего силу), относящихся к землям сельскохозяйственного назначения. При всей своей радикальной рыночной направленности указ оказался половинчатым и противоречивым в плане определения правового режима земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Конституцией республики, Указ « О земле» наряду с государственной собственностью впервые в истории земельного законодательства республики предусмотрел право частной собственности на землю. Тем самым статус граждан Казахстана пополнился фундаментальным правом – иметь в собственности землю. Но данное право по существу оказалось декларированным для лиц, занятых в аграрном секторе. Так как категория земель сельскохозяйственного назначения, составляющая более 80% земельного фонда республики, за отдельными незначительными исключениями, оказалась вне сферы действия права частной собственности. Крестьяне же – не наделёнными правом получения в собственность земли для организации товарного аграрного производства. Между тем, согласно указу (ст.33 пп.2,4), даже иностранные физические и юридические лица имели право приобретать в собственность земельные участки для технологических нужд в качестве пространства для размещения и эксплуатации различных объектов. Следовательно, уровень правовых условий для иностранцев оказался на порядок выше, чем для отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но ведь именно сфера аграрных отношений, её субъекты больше всего нуждаются в благоприятном правовом режиме хозяйствования, здесь больше, чем где-либо, необходимы правовые рычаги стимулирования и защиты.

Вопрос собственности на землю с самого начала своего возникновения вызывал и продолжает вызывать много эмоций, крайне полярные мнения и суждения. Ведь речь идет о неизбежной, объективной необходимости изменений аграрных, земельных отношений, о преодолении противоречий между новой стратегией экономического развития и устаревшей системой земельных отношений, базировавшейся на законодательстве административно-распределительной, тотально-государственной системы.

Право частной собственности, как и любое другое системное образование, имеет ряд изъянов, негативных сторон и проблем.

Введение частной собственности на землю на практике приведут к тому, что купить е смогут только представители малого и среднего бизнеса: рядовому сельчанину покупка земли, во-первых, невыгодна, во-вторых, бесперспективна. Даже приобретение в частную собственность земель аграриями еще не означает решения проблем села, учитывая разрушенность на сегодняшний день аграрной инфраструктуры. Одной из проблем при введении института частной собственности (как и при любом другом нововведении) является возможность поверхностного правового опосредования преобразуемых отношений, несоответствия стратегии введения частной собственности текущим и перспективным задачам развития аграрного сектора, когда принятые акты могут серьезно затормозить ожидаемые и объективно неизбежные перемены.

Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев неоднократно отмечал необходимость поэтапного реформирования земельных отношений. Одна из причин этого заключалась в негативности общества к глобальному введению института частной собственности на землю.

При введении института частной собственности на землю неизбежно возникает целый ряд разноплановых, но так или иначе связанных с развитием земельных отношений проблем, имеющих особую общественную значимость, к которым относятся:

- социальная поддержка малообеспеченных слоёв населения, и в особенности жителей зон экологического бедствия;

- сведение к минимуму оттока населения из республики и миграции сельчан в города;

- увеличение инвестиций в агросектор, адаптация сельского населения к условиям рыночных отношений;

- сохранение и укрепление межнационального, гражданского согласия в стране;

- отсутствие в действующем земельном законодательстве Казахстана примерного перечня земельных правонарушений, не говоря о новых, порожденных введением права частной собственности на землю.

Введение в Земельный кодекс вышеуказанного перечня усилило бы чувство ответственности и позитивное поведение субъектов земельных правоотношений.

При определении законодателем конкретных нормативных параметров частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и механизма ее введения необходимо было принять во внимание все без исключения существенные факторы и проблемы, способные влиять на социальные и экономические процессы в агросекторе. Только так возможна выработка наиболее оптимальных способов и условий перехода аграрных земельных отношений из одного совершенно в другое состояние.

При введении института частной собственности необходимо:

- совершенствовать критерий определения круга субъектов права частной собственности на сельскохозяйственные земли, квалификационных и иных требований к ним;

- определить условия введения, предоставления и реализации права частной собственности;

- определить объем правомочий субъектов института частной собственности на сельскохозяйственные земли;

- создать равные условия всем тем, кто намерен и действительно сможет стать эффективным собственником – земледельцем, то есть предоставить возможность получения каждым заинтересованным лицом соей земельной доли в государственной (следовательно, общественной) собственности. На этапе реорганизации и приватизации сельскохозяйственных предприятий уже произошла социальная дифференциация сельских людей. Лишь их незначительная часть извлекла выгоды от приватизации, участие большинства в ней было формальным и символическим. Проблема социальной справедливости в сфере земельных отношений настолько важна, что она рассматривается основой современных рыночных земельных преобразований. Государство должно по возможности исправить допущенную несправедливость. Этого добиться посредством разработки и реализации гибкой системы условий предоставления земельных участков;

- с вводом права частной собственности тесно связана довольно острая для сельскохозяйственных производителей проблема обязательных отчислений в бюджет и различные фонды. Практика показывает, что необходима существенная корректировка налогов и налоговой политики применительно к агросектору. При уточнении системы налоговых стимулов и льгот, определении конкретных размеров обязательных платежей нужно исходить из того, что как правило, удельный вес стоимости земель сельскохозяйственного назначения в общей стоимости земельного фонда той или иной страны при прочих равных условиях бывает незначительным. Т.е. в силу специфики агросектора при определении основных потоков бюджетных поступлений целесообразна ставка на земли других категорий (прежде всего на земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, недр). Применительно к агросектору налог должен, прежде всего, служить средством стимулирования эффективной хозяйственной деятельности собственника и землепользователя. Слишком низкий налог или его отсутствие вообще может привести к утрате интереса к рачительному хозяйственному обороту земель. Чрезмерно обременительный размер налога и других платежей – путь к ослаблению сословия негосударственных землепользователей и собственников, массовому отказу от прав землепользования и собственности, появлению бесхозных земель, исключению возможности выполнения на участках природоохранных и землеохранных требований. Размеры налогов должны быть сопоставлены с доходными возможностями земельного участка - чем качественнее и ценнее по своим параметрам земля, тем выше налог. Собственники наиболее плодородных участков не должны иметь незаслуженные преимущества перед собственниками земель худшего качества. Гибкая система налогов способна уровнять их возможности. Одновременно при прочих равных условиях необходимо внедрить в практику принцип: чем эффективнее используется земля, чем больше продукции, тем меньше налогов. Ныне действующее законодательство не увязывает размеры земельного налога с результатами хозяйственной деятельности, степенью осуществления природоохранных мероприятий.

Введение права частной собственности на сельскохозяйственные земли наряду с изменениями и преобразованиями социально-экономического порядка повлечет достаточно ощутимые социально-демографические последствия. Неизбежным следствием явится дальнейшее расслоение сельского населения. Сами собственники подвергнутся дифференциации по количеству принадлежащей им земли, объему производства и прибыли. Произойдет урбанизация части сельского населения, главным образом за счет тех, кто не сможет приспособиться к новым условиям функционирования аграрного сектора. Сформируется сословие земельных собственников-фермеров и крестьян и одновременно сословие наемных агроработников. Их состыковка, обеспечение согласованности – важнейшая проблем, которую стихия рынка сама по себе не в состоянии решить. Необходимо всесторонне продуманное государственно-правовое регулирование. Иначе в условиях отсутствия устоявшихся традиций и культуры частной собственности возможное противостояние между этими сословиями способно серьезно дестабилизировать ситуацию в аграрной сфере, значительно снизить эффект преобразований.

Предполагаемый отток людей из села в город еще более усугубит проблему занятости населения, увеличит нагрузку на систему социальной инфраструктуры, вызовет обострение криминогенной ситуации, не исключены и другие негативные последствия.

Правительство и местные исполнительные структуры должны быть готов ко всем подобного рода возможным, а в ряде случаев неизбежным последствиям преобразования земельного строя. Следовательно, потребует своего разрешения проблема обеспечения своевременного и адекватного реагирования на процессы и изменения, обусловленные введением частной собственности на сельскохозяйственные земли.

2.2 Механизм функционирования частной собственности

Законодательство РК выделяет различные виды земельных участков:

По целевому назначению:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);

- земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;

- земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

По природным условиям:

- лесостепная;

- степная;

- сухостепная;

- полупустынная.

Постановлением Правительства РК от 02.09.2003 г. № 890 «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду, а также размера платы за продажу права аренды земельных участков» установлены:

1) базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность согласно приложениям 1 и 2 к постановлению;

2) базовую ставку платы за земельные участки при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду в размере земельного налога, исчисленного по земельному участку в соответствии с налоговым законодательством РК.

При этом размер ежегодной арендной платы за земельный участок устанавливается в пределах 100-120% от базовой ставки платы за земельный участок при сдаче в аренду.

3)размер платы за продажу права аренды земельных участков в процентах от кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка по срокам:

- до 10 лет включительно – 2% за каждый год;

- от 11 до 30 лет – 20% плюс 1,5% за каждый год свыше 10 лет:

- от 31 до 49 лет – 35% плюс 1% за каждый год свыше 30 лет.

Также вышеуказанные размеры базовых ставок платы за земельные участки и платы за продажу права аренды применяются для оценки земель при залоге земельных участков или права землепользования, а также в случаях передачи их в качестве взноса в уставные фонды хозяйственных товариществ либо в качестве пая в производственные кооперативы для определения стоимости земельной доли при выделении собственника (землепользователя) из общей долевой собственности на земельный участок (общего долевого землепользования), для оценки стоимости земельных участков или права землепользования их в активы хозяйствующих субъектов и в иных случаях, когда стоимость земельного участка или права землепользования не может быть определена соглашением сторон (см. приложение А).

Например, мы хотим приобрести арендуемый ранее земельный участок, общей площадью 4045 га. Какая будет оплата при выкупе этого участка в частную собственность? Согласно ставкам, предусмотренным данным постановлением, если земельные участки находятся на территории Павлодарской области, и мы собираемся выкупить в частную собственность эти участки под застройку или уже застроенные зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания, то применяется ставка 114 тенге за 1 кв.м .

При этом стоимость будет составлять

4045 га * 10000 * 114 = 4611300000 тенге.[14]

3 ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

3.1 Частная собственность в финансовой сфере

Экономическая реализация права собственности, возможность присвоения результатов предпринимательской деятельности побуждают собственников стремиться к приумножению источников своих доходов. Отсюда стремление собственников часть полученных доходов сберегать и обращать на нужды накопления. Если отсутствует твердая гарантия на сохранение собственности и на присвоение результатов от ее использования, то стимулов для накопления будет немного. Разумные люди предпочтут использовать свои доходы на цели личного потребления, нежели наращивать свой капитал. Но когда собственность и доходы от нее достаточно защищены, то какая-то часть доходов будет непременно обращена на цели накопления.

Это приводит к увеличению размеров капитала, усиливает экономическое могущество собственников, расширяет возможности роста благосостояния и их, и общества в целом.

Законное право на собственность служит своеобразным залогом инвестиционной деятельности. Возникает реальная потребность в кредите и его производительном использовании.

Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвенную структуру. Если за основу классификации принять характер услуг, предоставляемых клиентам, то можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы:

- центральный банк

- коммерческие банки

- специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные).

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.) , а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

Следует иметь в виду, что банки не просто хранилища денег и кассы для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют мощный инструмент структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы, регионы, где капитал найдет лучшее, эффективное применение.

Термин Коммерческий банк возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce) , товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д. Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря, термин коммерческий банк утратил свой смысл. Он обозначает деловой характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности.

Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.

Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким конструирующим операциям банка относят:

- прием депозитов;

- осуществление денежных платежей и расчетов;

- выдача кредитов.

Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Эти операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньги до востребования, то они превратились из наличных в безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве не изменилась. Если же деньги зачислены на депозит, то общее количество денег в хозяйстве увеличилось, так как банк своей операцией создал новые платежные средства. Обратное действие - уничтожение происходит при снятии клиентом наличных со счета и при списании денег с депозита для погашения кредитов. Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется центральным банком, который через систему обязательных резервов управляет динамикой кредита.

Вторая обширная функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите. Коммерческие банки, как уже говорилось, выполняют роль посредников между хозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение в облигации или акции. Банковский кредит - тоже весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы).

Помимо выполнения базовых функций, банк предлагают клиентам множество других финансовых услуг. Например, банки осуществляют разного рода доверительные операции для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банку на доверительной основе, покупкой для клиентов ценных бумаг, управлением недвижимостью, выполнение гарантийных функций по облигационным выпускам.

Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства, и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства.

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.

Масштабы финансового посредничества в современной экономике поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков. В этой системе учета хозяйство разделено на ряд секторов: домашние хозяйства, деловые предприятия, государственные учреждения, финансовые институты, заграничный сектор.

В странах с развитой экономикой сектор домашних хозяйств является, как правило, поставщиком капитала для других секторов. Сектор деловых фирм в условиях нормальной экономической конъюнктуры испытывает дефицит денежных средств. Государственный сектор обычно дефицитен, поэтому государство выступает заемщиком на рынке ссудных капиталов. Заграничный сектор может иметь как дефицит, так и избыток средств, в зависимости от состояния платежного баланса страны по текущим операциям и сальдо межстранового движения капитала.

Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих критериев , который отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике, именно с кредитованием связана значительная часть прибыли банка. Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка.

Портфель банковских ссуд подвержен всем основным видам риска, которые сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску процентных ставок, риску неплатежа по ссуде (кредитному риску).

Управление кредитным риском требует от банкира постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы «доходность – риск» банкир вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий.

Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных оши - бочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.

Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими, установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.

Непродуманная политика кредитования, искусственно заниженные процентные ставки приводят к разрушительным инфляционным процессам, дефициту государственного бюджета, пустой трате средств. В условиях, когда банки подмяты под себя государственным аппаратом, финансовая саморегуляция заменяется принудительным распределением зачастую не реальных, а фиктивных денежных средств, движением омертвленного капитала. В итоге все это ведет к обнищанию страны. Переход к рыночной экономике потребовал высвобождения банковской системы из тисков государственного засилья, превращения ее в активный инструмент, ведущую часть финансового контура управления экономикой. В результате реформы банковской системы в 1990-1991 гг., она стала двухуровневой, состоящей из Центрального банка и коммерческих банков.

Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом (увлечение частными вкладами в прошлом году, обвал рынка МБК в этом году и т.п.) Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.

3.2 Частная собственность в сфере производства

Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется такими понятиями, как предпринимательская деятельность и бизнес.

Предпринимательская деятельность- организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

Что касается частных фирм, то их формы разнообразны. Это могут быть:

а. единоличные фирмы, где собственником капитала является один человек;

б. товарищества или партнерства на паях, где соединяется капитал нескольких лиц;

в. акционерные общества (корпорации), где пай каждого подтверждается ценной бумагой-акцией.

Классификация предприятий по степени концентрации производства.

В зависимости от количества занятых (а следовательно, и от размеров производственной деятельности) фирмы делятся на мелкие и крупные. Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в разных странах различны. Как правило, мелкой считается фирма с численностью работающих менее 100 человек, а крупной - фирма с численностью работающих более 500 человек.

Мелкие фирмыхарактеризуются:

а) многочисленностью (так, в США большинство из ежегодно создающихся 700 тыс. компаний - мелкие фирмы);

б) гибкостью, способностью быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;

в) быстрым обновлением (количество ежегодно ликвидируемых мелких фирм почти равно количеству рождающихся, однако при этом полностью разоряется всего 7% таких фирм).

Роль мелких фирм в рыночной экономикеможно охарактеризовать следующим образом:

1. Мелкое предпринимательство является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все ее звенья, не допуская появления «лоскутной экономики», где изобилие одних товаров соседствует с дефицитом других.

2. Мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря:

- своей многочисленности и гибкости;

- не высокими ценами;

- низкими издержками производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу и т. д.

В условиях несовершенной конкуренции, когда крупные компании стремятся монополизировать производство, установить контроль над рынком, «живучесть» мелких фирм представляется почти парадоксом. Между тем это факт, который требует объяснений,- что заставляет крупных предпринимателей «терпеть» многочисленные мелкие фирмы, делясь, таким образом, частью совокупной прибыли?

Причинами выживания мелкого бизнесаявляются следующие :

Во-первых, крупным корпорациям зачастую просто невыгодно разорять мелкий бизнес, если он не представляет прямой опасности для деятельности самого гиганта. Включение мелкой фирмы в свою структуру оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество с ней и даже помощь, ведь от деятельности мелкой фирмы-поставщика зависит качество продукции всей корпорации.

Во-вторых, мелкие фирмы действуют там, где нет необходимости в массовом производстве, больших затратах, т.е. мелкие фирмы часто имеют свою сферу деятельности, не вставая «на пути» большого бизнеса.

В-третьих, даже в условиях жесткого давления мелкое предпринимательство постоянно возрождалось бы, так как оно обладает особой привлекательностью для человека. Не случайно только 8% опрошенных в Англии мелких предпринимателей выше всего в своей деятельности ценят возможность обогатиться. Остальные в качестве приоритетов выделяют независимость и удовольствие от работы.

В-четвертых, немаловажную роль играет поддержка мелкого бизнеса со стороны государства. Дело в том, что традиционно мелкое предпринимательство рассматривается как символ национальной предприимчивости. Содействует развитию мелкого предпринимательства и антимонопольное законадальство.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

Средние фирмы в развитых странах в отличие от мелких не так многочисленны, причем в настоящее время существует тенденция к сокращению их числа. Средние фирмы иногда называют «вымирающим классом» в связи с тем, что:

- они не обладают такой гибкостью и многочисленностью, как мелкие фирмы, и не имеют такой мощи, как крупные (т.е. занимают как бы промежуточное положение);

- средние фирмы могут выжить лишь придерживаясь «нишевой» специализации, т.е. захватывая отдельные сегменты рынка и становясь там мини-монополий.

Вместе с тем средняя фирма более устойчива, чем мелкая, так как специализированный рынок менее подвержен колебаниям.

Роль средних фирм в рыночной экономикенеоднозначна.

Во-первых, средние фирмы представляют собой значительную конкурентную силу для крупного бизнеса.

Во-вторых, средние фирмы сами имеют тенденцию к монополизации. Яркий пример этой тенденции – шведский концерн «Электролюкс», захвативший за 10 лет более 400 фирм.

В-третьих, средние фирмы представляют собой постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов (на долю средних фирм приходится самый большой процент поглощений).

Крупные фирмыобычно ассоциируются с понятием «монополия». Однако это не совсем точно: во-первых, играет роль масштаб деятельности самой фирмы; во-вторых, в рыночной экономике не может быть абсолютной монополии из-за действия таких факторов, как конкуренция, рост и расширение рынков, научно-технический прогресс. Поэтому не следует икать в деятельности крупных фирм только недостатки, сопутствующие понятию монополии. В действительности в рыночной экономике крупная фирма находится в двойственном положении:

- с одной стороны, она всеми силами стремится монополизировать свою сферу деятельности;

- с другой стороны, крупная фирма постоянно действует в условиях конкуренции, что мешает ей завышать цены и заставляет заботиться о качестве продукции.

Следует подчеркнуть, что именно такая конкурентная угроза является источником прогресса и самой крупной фирмы, и всего общественного производства. Крупные фирмы обладают достоинствами и недостатками, преимуществами и «слабыми местами».

Преимущества крупных фирм состоят в следующем:

- только крупным фирмам доступно массовое производство. Этот, казалось бы, элементарный факт часто забывают у нас те, кто уповает исключительно на мелкую собственность в надежде накормить страну. Между тем даже в США 34% мелких фирм производят всего лишь 3,2% сельскохозяйственной продукции, тогда как 1,4% крупных хозяйств – 32%;

- крупные фирмы являются проводниками научно – технического прогресса, так как имеют возможность освоения новых отраслей (ведь в настоящее время только в автомобилестроении «пороговые» инвестиции достигают 1млрд. долл.) и проведении крупных научно-исследовательских работ (99% всех научных исследований в США субсидируют 600 корпораций);[15]

- крупные фирмы характеризуются устойчивостью и прочностью положения, что способствует повышению стабильности в экономике. Крупные компании никогда не ликвидируются физически, они лишь меняют владельцев;

- только крупным фирмам доступна значительная экономия общественного труда через экономию на масштабах производства, комбинирование, а также обеспечение занятости в крупных масштабах.

Однако преимущества крупной фирмы – это еще не гарантия постоянного повышения ее доходов и прибыли. Дело в том, что каждая фирма имеет пределы своего роста, обусловленные размерами деятельности.

В большинстве современных компаний владение и распоряжение собственностью более проблематично по сравнению с предприятиями, принадлежащими одному лицу. Акционеры владеют активами и ресурсами компании не прямо, а косвенно, так как по закону именно компания является юридическим лицом, владеющим этими активами и ресурсами. Важнее другой вопрос: кто держит в руках рычаги контроля за размещением и использованием этой собственности. Владельцы компаний обладают правом собственности, но не распоряжаются ею, в то время как менеджеры или наблюдательный совет (совет директоров) осуществляют активное распоряжение собственностью, хотя и не имеют права собственности на нее. Происходит размывание связи между капиталом-собственностью и капиталом-функцией. В связи с этим становится все более актуальной проблема - как могут те, кто обладает правом владения собственностью, эффективно распоряжаться ею.

4 ПРОБЛЕМЫ, БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нестабильная политическая, социально-экономическая и криминогенная ситуация, невыполнение законодательных актов, отсутствие ряда законов по жизненно важным вопросам, снижение моральной, психологической и производственной ответственности граждан появление и развитие этих условий в обществе является потенциально опасным для существования коммерческого предприятия. В Республике Казахстан, как и в других странах СНГ, существует угроза деятельности и развития частного предпринимательства. Реализация угроз препятствует нормальному выполнению Коммерческим Предприятием своих основных функций. Экономическая безопасность каждого региона и всех регионов в совокупности призвана обеспечить безопасность страны в целом.

К числу факторов, влияющих на условия деятельности коммерческих структур в настоящее время относятся недобросовестная конкуренция и достаточно сложная криминогенная обстановка. Недоброкачественные конкуренция и партнёрство стали довольно распространённым явлением. Значение этого фактора не всегда правильно оцениваются предпринимателями, хотя последствия его влияния очень часто бывают непредсказуемыми.

Значительную опасность представляет отслеживание и оценка криминогенной обстановки вокруг фирмы и его сотрудников. В большинстве случаев руководство фирмы и её сотрудники сталкиваются с криминальными ситуациями неподготовленными и в силу этого принимают нерациональные решения, чем могут способствовать ухудшению функционирования предприятия

На стадии проработки вопросов безопасности коммерческого предприятия представляется возможным рассмотрение общего состава потенциальных угроз. Конкретные перечни, связанные со спецификой, требуют определённой детализации и характерны для этапа разработки конкретного проекта системы безопасности.

В общем плане к угрозам безопасности личности относятся:

Похищения и угрозы похищения сотрудников, членов их семей и близких родственников;

Убийства, сопровождаемые насилием, издевательствами и пытками ;

Психологический террор, угрозы, запугивание, шантаж, вымогательство;

Грабежи с целью завладения денежными средствами, ценностями и документами.

Заказные убийства и похищения людей получили своё развитие в 93 - 94 годы. Это свидетельствует об обострении конкурентной борьбы, как между преступными группировками, так и между бандитами и предпринимателями.

Также объектами преступной деятельности оказываются оборудование, продукция, транспортные средства, сырьё и материалы. Характерны и ситуации, когда материальные ценности, адресованные государственным предприятиям, посредством серии махинаций с участием его работников попадают в коммерческие структуры. Практика свидетельствует о попытках проникновения криминальных структур, во все сферы бизнеса. Вокруг большинства производственных структур складываются зоны криминальной активности, которые противодействуют легальной конкуренции путём перехвата дефицитного сырья, партнёров, товаров, продукции и другими действиями.

Через инициативных сотрудников Коммерческого Предприятия, которые хотят заработать деньги и улучшить своё благосостояние или проявляют инициативу по другим моральным или материальным причинам возможна угроза информационным ресурсам фирмы. А также например, путём подслушивания конфиденциальных переговоров, ведущихся в служебных помещениях, служебном и личном автотранспорте, на квартирах и дачах либо через имеющиеся агентурные источники в органах государственного управления, коммерческих структур, имеющих возможность получения конфиденциальной информации или путём перехвата информации, циркулирующей в средствах и системах связи и вычислительной техники с помощью технических средств разведки и съёма информации, несанкционированного доступа к информации и преднамеренных программно-математических воздействий на неё в процессе обработки и хранения, а также через переговорные процессы между Коммерческим Предприятием и иностранными или отечественными фирмами, используя неосторожное обращение с информацией.

Преступные посягательства в отношении помещений (в том числе и жилых), зданий и персонала проявляются в виде:

- Взрывов;

- Обстрелов из огнестрельного оружия;

- Минирования, в том числе с применением дистанционного управления;

- Поджогов;

- Нападения, вторжения, захватов, пикетирования, блокирования;

- Повреждения входных дверей, решёток, ограждений, витрин, мебели, а также транспортных средств личных и служебных.

Целью подобных акций может быть:

- Вымогательство значительных сумм денег или каких-либо льгот перед лицом террористической угрозы

- Срыв на длительное время нормального функционирования;

- Нанесение серьёзного морального и материального ущерба;

- Откровенный террор в отношении коммерческого предприятия.

Основными факторами, негативно влияющими на развитие предпринимательства, являются рост преступности, в том числе и международной, развитие криминальных явлений и процессов в обществе, а также недостаточная эффективность борьбы с ними.

Отмечается также активное проникновение преступного мира в различные виды предпринимательской деятельности – производство и сбыт продукции, инвестирование, коммерцию. Особенно выгодно навязывать посредничество, вставать между производителем и потребителем.

Предпринимательство может быть уязвимо и от преступно действующих поставщиков, покупателей, посредников, различных сервисных структур и даже от собственных охранных служб.

Наиболее опасную угрозу предпринимательству представляет организованная преступность или мафия.

Мафия всегда и везде преследует цели обогащения. Традиционные сферы извлечения доходов преступным путём - запрещённая торговля наркотиками, оружием, а также игорный бизнес и рэкет.

Нелегальные группировки оказывают силовое давление на коммерческую структуру до тех пор, пока она не соглашается платить регулярную дань. Взамен рэкетиры охраняют эту структуру от посягательств конкурентов. Если фирма, находящаяся под контролем мафии, не платит вовремя дань, она попадает в тяжёлую долговую зависимость. Преступная группировка требует с каждой просроченной задолженности 25% в месяц в валюте.

В последнее время получило распространение взимание дани с коммерческих структур не в денежном выражении, а в виде акций. Такой же данью облагаются приватизированные государственные предприятия.

Что касается приватизации государственных предприятий, то здесь объектами внимания мафии стали наиболее рентабельные производства.

Коммерческая структура, у которой не хватает собственных средств для защиты от мафии, вынуждена согласиться. Такие структуры оказываются под контролем мафии.

Если коммерческая структура достаточно сильна, чтобы защищаться от мафии, последняя либо оставляет её в покое, либо начинает обходные манёвры. Известны случаи, когда мафиози пытались внедрить своего человека в непокорную фирму с целью получения оперативной информации о деятельности коммерческой структуры.

О том, что мафия занимается торговлей наркотика, знают все. А вот торговля радиоактивными материалами является достижением криминального бизнеса. Преступные группы, занимающиеся кражей ядерных технологий и таких материалов, как обогащённый уран и плутоний, получили название ядерной мафии.

Крупные суммы денег, добытые незаконным путём, вынуждают мафию искать способы их легализации.

В сферу нелегалов попадают все сферы бизнеса, приносящие наибольший доход: экспорт нефти и металлов, импорт продовольствия и др. Реальные владельцы бизнеса глубоко законспирированы и известны лишь очень узкому кругу лиц.

Основной формой легализации мафии является создание собственных коммерческих структур

Легальная деятельность криминальных структур порой приобретает вид иностранных инвестиций.

Весьма популярным в последние 2 года стало создание благотворительных фондов и общественных организаций.

Мафия достигла такого этапа своего развития, когда её попытки легализоваться затрагивают не только экономическую сферу, но и политическую. Основной целью давления на властные структуры для мафии является получение разнообразных льгот, позволяющих получать наивысшие прибыли, и возможности ухода от ответственности за противоправные действия. Наиболее распространённой формой такого давления является подкуп должностных лиц.

Как правило, сначала преступные лидеры устанавливают контакты с местными властями, с директорами приватизируемых предприятий, с правоохранительными контрольными органами.

Перспективы легальных структур в Казахстане неразрывно связаны с общим направлением развития ситуации в стране. Так уже ясно, что сфер приносящих сверх прибыли, становится всё меньше. Возрастает конкуренция во всех секторах рынка (в том числе и легального). Исчезает разница между внутренними и мировыми ценами.

Проанализировав все вышеизложенное можно сделать следующий вывод. Так как конкуренция преступных группировок усиливается, следовательно, будут ужесточаться и методы их борьбы, что видимо, выразится в росте заказных убийств, похищений людей и т.п.

Наиболее опасными сферами деятельности мафии станут естественно наиболее прибыльные такие как: финансовые преступления с использованием компьютерных средств, торговля оружием, скупка нелегальными структурами акций наиболее рентабельных производств. Сохранится тенденция к легализации структур и лидеров мафии. Связи с элитой, вероятно усилятся, что позволит мафии всё активнее влиять на ход проводимых реформ.

Зная угрозы угрожающие предприятию, правильно выработав и правильно применив комплексные меры по его защите, мы можем обезопасить, и предприятие, и людей работающих на нём. Но это не решит всей проблемы предприятий. Единственное, на мой взгляд, что может помочь в сложившейся ситуации это сильная власть и политическая стабилизация в стране, создание мощной законодательной база защищавшей права предприятий, а также сознательность и ответственность граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При всем многообразии форм частной собственности, в Республике Казахстан упор делается на развитие частного предпринимательства. В обращении к народу Президента республики Н.А.Назарбаева 1997 г., где ставится программа развития Казахстана на период до 2030 года, ставилась задача формирования малого бизнеса до 2002 года. На сегодняшний день в нашей стране на законодательной основе производится поддержка малого и среднего бизнеса, как в промышленности и торговли, так и в сельском хозяйстве. Существует ряд налоговых льгот для таких предприятий. Особенно это распространяется на крестьянские хозяйства и их ассоциации.

Общая площадь Казахстана более 2,7 млн. кв. км, в том числе более 90 млн. га земель сельскохозяйственного назначения.

В условиях независимости в Республике Казахстан изменилось содержание общественных отношений по поводу земли. Земельная реформа и перестройка государственного социально-экономического управления происходила на основе развития самостоятельности и демократизации земельных отношений, расширения прав собственников земли и землепользователей, частичного устранения командно-административного метода организации землепользования и землеустройства. Национальное земельное законодательство дало возможность реализации различных форм собственности и хозяйствования на земле. Развивались институты права частной собственности на землю и аренды земли. Государственное управление земельным фондом сочеталось с широкой самостоятельностью хозяйств. В следствии изменился весь спектр распределения, владения, использования и аренды земли.

Так, например, согласно ст. 3 конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года земельное пространство республики перешло в исключительную собственность Республики Казахстан. Это положение было закреплено в ст. 6 пункт 3 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Но земля, в отличие от недр, воды, растительного и животного мира могла быть предметом частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. А Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О земле» от 22 декабря 1995 года открыл новую страницу в земельных отношениях суверенного Казахстана, частная собственность на землю была признана официально. Она означала, что земельные участки могут передаваться в частную собственность. Этим самым право землепользования в Казахстане включается в рыночный оборот.

В Казахской Республике, как и других развитых странах мира, частная собственность на землю весьма ограничивается и конечно, регулируется государством. Например, согласно закону «О земле» (Раздел IV, глава 3.) права частной собственности могут устанавливаться лишь на земельные участки, а категории землепользования находятся исключительно в государственной собственности. Они могут передаваться в частную собственность на безвозмездной и возмездной основе.

Земельные участки могут быть проданы или переданы безвозмездно в частную собственность. Но объектами права частной собственности могут быть для дачного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства. Также в частной собственности могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их целевым назначением.

В Казахстане не могут быть предметом частной собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения (кроме подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства), обороны, особо охраняемых территорий, лесного и водного фондов, общего пользования на землях населенных пунктов, запаса.

Таким образом, права частной собственности на землю ограничены по их категориям и субъектам землепользования. Это объясняется двумя причинами объективного характера. Первая – отсутствие опыта граждан Республики Казахстан на право частной собственности, т.к. более 70 лет земля находилась в исключительной собственности Советского государства. Вторая – отсутствие средств у граждан РК, живущих в сельской местности.

В целом, можно резюмировать выше изложенное следующим образом. Переход от социалистической системы государственного строительства к рыночной требует всемерного расширения и развития различных форм собственности, в том числе частной, на различные объекты общественных отношений. Но такой цивилизованный процесс демократизации должен быть эволюционным и регулироваться государством. Лишь государство может всецело организовать охрану и рациональное использование земельного фонда страны, с учетом конституционных принципов национальной безопасности.

01.09.2005г. Президент Казахстана Н.Назарбаев заявил о необходимости принятия законов по защите права частной собственности в стране.В Казахстане 85% объема промышленного производства находится в частной собственности. Поэтому необходимо исключить ситуацию, когда судьбу предприятия или отдельного гражданина определяет не закон, а чиновник. Укрепление института частной собственности в Казахстане, гарантирование контрактных отношений в обществе создаст прочный фундамент для необратимого движения вперед.В настоящее время планируется передать в конкурентную среду 800 непрофильных предприятий коммунальной собственности. Предпринимаются шаги по поддержке малого и среднего бизнеса. На эти цели в бюджете 2005 года было заложено 10 млрд. тенге /73,5 млн. долл.

Частная собственность – неприкосновенна, и государственные структуры должны защищать этот принцип, который утвержден в конституции Казахстана. Государственный, особенно правоохранительный аппарат должен понять: частная собственность, образно говоря - это священная корова, а не дойная корова.

Я думаю, что принятие специальных мер для укрепления института частной собственности в Казахстане, гарантирование контрактных отношений в обществе создаст прочный фундамент для необратимого движения вперед. Ведь на сегодняшний день 85% объема промышленной продукции Казахстана производится частным сектором, где трудится свыше 60% занятого населения, развивается малый и средний бизнес, формируется средний класс, без которого процесс модернизации попросту невозможен. Поэтому главный вопрос сейчас в том, чтобы обеспечить необратимое стабильное развитие среднего класса, обладающего собственностью, осознающего свои конструктивные и социальные интересы.

В числе мер по юридическому обеспечению института частной собственности и контрактных отношений, по моему мнению, важную роль играет единый закон в области предпринимательства, закрепляющий системообразующие принципы и подходы, связанные с деятельностью предпринимателей. Также пакет мер должен включать независимое рассмотрение споров и систему арбитражных процедур.

Я считаю, что назрела необходимость воспитания уважения к институту частной собственности и контрактным отношениям на всех уровнях обществ. Дальнейшая модернизация Казахстана требует культуры контрактных отношений на всех уровнях, включая честные отношения между частными юридическими лицами и гражданами, - ведь именно это помогло многим нациям в мире добиться успеха.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Конституция РК Раздел 1, ст.6

2 Акимбеков С. Земля, поклонись человеку, гражданину и собственнику // Континент - 3 мая 2000 года.

3 Айдаболов М.Н. Новый закон о земле и проблемы правового режима земель сельскохозяйственного назначения // Вестник КазНУ - № 2(23)

4 Банковское дело (под редакцией проф. В. И. Колесникова) / М., Финансы и статистика - 1995.

5 Братусь Д. Конституционная концепция права частной собственности //Предприниматель и право - 2005 - №4 (февраль) - с.9-12

6 Лившиц А.Я., Введение в рыночную экономику / М. - 1991.

7 Муслимова С. О выкупке земельных участков в частную собственность // Бухгалтер и налоги - 2005 - №9 - с.28-31

8 Потрубач Н. Н., Социально-экономические проблемы совершенствования системы управления предприятием в условиях экономической реформы. М., 1992.

9 Потрубач Н. Н., Формирование и развитие механизма управления производством в условиях перехода к рынку - Сарат. Ун-т., 1993.

10 Рахимжанова А. Современные проблемы частной собственности на землю // Фемида - 2005 - №4 - с.22-24

11 Усоскин В. М., Современный коммерческий банк / М., ИПЦ Вазар-Ферро, 1994.

12 Хаджиев А. Некоторые актуальные проблемы правового обеспечения аграрно-земельных преобразований в Казахстане / Алматы – 2004.

13 Экономика / под редакцией Булатова А.С. - М. 2000.

14 Экономическая теория (политэкономия) / под редакцией Видяпина В.И. и академика Журавлевой Г.П. - М. 1999.


[3] Сулейменов М.К., Покровский Б.В., Худяков А.И., Жакенов В.А. Право и предпринимательство в Республике Казахстан. А.: Жеті Жары, 1994. С. 23. Автор цитаты – М.К. Сулейменов.

[4] Цит. по: Язык закона/Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юридическая литература, 1990, С.26.

[5] Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юрист, 2004. С.170

[6] Конституция РК ст.6 п. 3 – 1998.

[7] Конституция РК ст. 26 п. 1

[8] Сулейменов М.К., Покровский Б.В., Худяков А.И., Жакенов В.И. Право и предпринимательство в Республике Казахстан. С. 23. Автор цитаты – М.К. Сулейменов.

[9] Д. Братусь, к. ю. н. доцента кафедры гражданского права и гражданского процесса КазГЮУ. Конституционная концепция права частной собственности //Предприниматель и право – февраль 2005 / №4 (266)

[10] Алексеев С.С. Теория права. С. 172; Он же. Право: азбука – теория – философии: Опыт комплексного исследования. С. 375

[11] Изречение Ю.Г. Басина о текущих задачах юриспруденции в условиях новой экономической формации: Басин Ю.Г. Правовые проблемы концентрации капитала в условиях свободного рынка и необходимости защиты публичных интересов// Он же. Избранные труды по гражданскому праву. Алматы.: АЮ ВШП «ділет», НИИ частного права КазГЮУ, 2003.С. 163. Эта статья Ю.Г. Басина под тем же названием прежде была опубликована в кн.: Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Статут, 2001. С. 21 – 49.

[12] Альмира Рахимжанова, магистрант 1-го курса Судебной академии при Верховном суде РК // Фемида - №4 (112)

[13] Альмира Рахимжанова, магистрант 1-го курса Судебной академии при Верховном суде РК // Фемида - №4 (112)

[14] С. Муслимова, «О выкупе земельных участков в частную собственность», Бухгалтер и налоги, №9 (39), сентябрь 2005 г.

[15] www.bankreveratov.ru

Скачать архив с текстом документа