Проектирование и исследование механизма качающегося конвейера
СОДЕРЖАНИЕ: Структурное и кинематическое исследование рычажного механизма. Построение кинематической схемы, планов скоростей и ускорений. Силовой расчет рычажного механизма. Определение сил, действующих на звенья механизма. Замена сил инерции и моментов сил.БЕЛГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Инженерный факультет
Кафедра общетехнических дисциплин
Расчетно-пояснительная записка
К курсовому проекту по ТММ
на тему: «Проектирование и исследование механизма качающегося конвейера»
Задание 16 Вариант
Выполнил студент: инженерного
факультета 2-го курса 21 (1 ) гр.
Проверил: доцент Слободюк А.П.
БЕЛГОРОД 2004
ВВЕДЕНИЕ
Механизм привода конвейера предназначен для осуществления возвратно-поступательного движения ползуна для перемещения лотка или ленты с транспортируемым материалом. Для осуществления сепарирования и перемещения материала характер движения ползуна конвейера должен быть различным в обе стороны.
Кривошип 1 механизма приводится от электродвигателя через редуктор и совершает вращательное движение. Далее, через шатун 2 движение передается на коромысло 3, которое при работе механизма совершает качающееся движение относительно оси D.
Затем, через шарнир С, движение передается на шатун 4, совершающий сложное движение. Шатун 4 соединен с ползуном 5 – лотком конвейера. Ползун, совершая возвратно-поступательное движение, позволяет выполнять рабочий процесс.
В целом механизм привода конвейера можно отнести к исполнительным механизмам технологической машины.
1. СТРУКТУРНОЕ И КИНЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА
1.1. Структурный анализ рычажного механизма
Степень подвижности механизма определим по формуле Чебышева
W = 3n - 2p1 - p2 ,
где n - число подвижных звеньев, p1 - число одноподвижных кинематических пар, p2 - число двухподвижных кинематических пар.
В рассматриваемом механизме 5 подвижных звеньев (т.е. n = 5), и все кинематические пары одноподвижные (т.е. p1 =7, p2 =0). Тогда
W = 3·5 - 2·7 = 1.
Так как подвижность механизма получена отличной от нуля, то механизм работоспособен.
Разбиваем механизм на группы Ассура: группа II класса 1-го порядка (шатун 2 - коромысло 3) и группа II класса 2-го порядка (шатун 4 - ползун 5) [2].
Структурная формула механизма I(0-1) – II1 (2-3) – II2 (4-5)
В целом механизм является механизмом II класса.
1.2. Построение кинематической схемы
Построение кинематической схемы начинаем с разметки неподвижных опор рычажного механизма. Принимаем на чертеже масштабный коэффициент схемы ml = 0.004 м/мм. В принятом масштабе
LОА = ОА/ml = 0.11/0.004 = 27.5 мм
За нулевое принимаем такое положение механизма, при котором ползун 5 занимает крайнее левое положение (в соответствии с условием). При этом шатун АВ находится на одной прямой с кривошипом ОА (см. лист 1 графической части). В этом положении достраиваем кинематическую схему в выбранном масштабе.
Разбиваем траекторию движения точки А кривошипа на 12 равных дуг, начиная от нулевого положения и в каждом из этих положений выстраиваем кинематическую схему механизма. Строим кинематическую схему во втором крайнем положении. Положение конца рабочего хода определяет точка Акрх . Рабочий ход составляет рх = 210 = 3.67 рад.
1.3. Построение планов скоростей
Построение плана скоростей начинаем от входного звена - кривошипа ОА. Угловая скорость кривошипа 1 =16 1/с. Скорость точки А
VA = 1 ·ОА = 160,14 = 2,24 м/с
Из точки р, принятой за полюс плана скоростей (см. лист 1), откладываем в направлении вращения кривошипа 1 вектор ра = 56 мм скорости точки А, принадлежащей кривошипу.
Масштабный коэффициент плана скоростей
v = VA /ра = 2,24/56 = 0,04 м/с /мм
План скоростей для группы Ассура (2-3) строим, графически решая систему векторных уравнений
VА3 = VA + VВ A
VВ = VС + VВС
В этой системе VВ обозначен вектор скорости точки В, принадлежащей шатуну 2; VВA - вектор относительной скорости точки В относительно точки А. VВС - вектор относительной скорости точки В относительно точки С. Также имеем VС = 0 (так как в точке С находится опора), VВ A AВ , VВС ВС.
Построение. Из точки а плана проводим линию, перпендикулярную шатуну AВ - направление VВA . Из полюса р (поскольку VС = 0) проводим линию, перпендикулярную кривошипу 3 - направление VВD . Точка b пересечения этих линий дает конец вектора искомой скорости VB .
Чтобы построить план скоростей для группы Ассура (звенья 4-5), необходимо найти скорость точки D коромысла из условия подобия
VD /VB = СD/BС,
или, учитывая, что масштабный коэффициент v остается постоянным,
pd/рb = СD/ВС .
Например, для положения 2 (1 = 60)
pd = pb·СD/BС = 55.54·0.35/0.25 = 77.76 мм .
Вектор VD выходит из полюса p, параллелен вектору рb и направлен в ту же сторону (т.к. точка В – шарнир, в котором прикрепляется шатун 2 – лежит между точкой D и неподвижной опорой С коромысла).
Для группы Ассура (4-5) составляем систему векторных уравнений
VE = VD + VE D
VE = горизонталь ,
где VE D ^ ЕD – относительная скорость точки Е вокруг D.
Через точку d плана проводим линию, перпендикулярную звену ЕD. Через полюс p проводим линию, направленную горизонтально. Точка е пересечения этих линий дает точку конца вектора скорости VE . Вектор pе представляет вектор скорости любой точки ползуна 5 (т.к. ползун 5 совершает поступательное движение).
Чтобы определить скорость любой точки звена механизма, необходимо, исходя из подобия, найти соответствующую точку на одноименном отрезке плана скоростей и из полюса в эту точку провести вектор, который и будет вектором скорости данной точки.
Например, для положения 2 (1 =60) определим скорости точек Si (точки центров масс звеньев, расположенные по условию на звеньях):
VS4 = ps4 ·v = 70.4·0.0088 = 0.62 м/с.
VS5 = VD = pd·v = 65.3·0.0088 = 0.57 м/с.
Сводим определенные из планов величины скоростей точек S2 , S3 , S4 и точки S5 , принадлежащей ползуну, в таблицу 1.1.
Чтобы определить угловые скорости звеньев 2, 3, 4 необходимо величины относительных скоростей точек в относительном движении разделить на длины соответствующих звеньев.
Например, для положения 2 (1 =60):
3 = VВС /ВС = pc·v /ВС = 0.04/0.14= 17.1 1 /с.
4 = VCD /CD = cd·v /CD = ·0.04 /0.57 = 2.98 1 /с.
Для остальных положений вычисления аналогичны. Результаты сведены в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 Линейные скорости центров масс и угловые скорости звеньев
Поло- жение |
1, рад |
Линейные скорости, м/с |
Угловые скорости, 1/с |
|||||
VS2 |
VS3 |
VS4 |
VS5 |
2 |
3 |
4 |
||
0 |
0 |
2.24 |
0 |
1.12 |
0 |
0 |
16.00 |
3.93 |
1 |
/4 |
2.24 |
0 |
1.20 |
0.88 |
0 |
12.43 |
2.40 |
2 |
/2 |
2.24 |
0 |
1,47 |
1,39 |
0 |
11,33 |
0,87 |
3 |
3/4 |
2.24 |
0 |
1,59 |
1,63 |
0 |
11,28 |
0,68 |
4 |
2.24 |
0 |
1,43 |
1,39 |
0 |
12,20 |
2,21 |
|
5 |
5/4 |
2.24 |
0 |
1,09 |
0,26 |
0 |
15,28 |
3,73 |
крх |
2.24 |
0 |
1,12 |
0 |
0 |
16,0 |
3,93 |
|
6 |
3p/2 |
2.24 |
0 |
2,93 |
2,91 |
0 |
24,01 |
16,33 |
7 |
7p/4 |
2.24 |
0 |
2,94 |
2,56 |
0 |
25,35 |
3,48 |
1.4. Построение планов ускорений
Рассмотрим построение плана ускорений для положения 1(1 =45).
Ускорение точки А определится как
aA = aA n + aA = 1 2 ·ОА + 1 ·ОА .
Так как 1 = const, то 1 = 0. Тогда
aA = aA n = 1 2 ·ОА = 162 ·0,14= 35,84 м/с2 .
Из полюса плана ускорений проводим вектор нормального ускорения точки А – вектор a длиной 160 мм в направлении от точки A к точке O параллельно звену OA. Тогда масштабный коэффициент плана
а = aA / a = 35,84/160 = 0,224 м /с2 /мм .
План ускорений для группы Ассура (2-3) строим, графически решая систему векторных уравнений
аА3 = аА2 + ак A 3А2 + аr А3 A 2
аА3 = аВ + аn А3В + а А3В ,
где аВ = 0.
Величину кариолисового ускорения определим [2] как
ак A 3А2 = 23 ·V A 3А2 = 212,43·0.74544= 18.532 м/с2 ,
Направлен этот вектор от точки А3 к точке А паралв направлении от точки В к точке А, а его длина в масштабе плана kА3А2 =ак A 3А2 /а =18.532/0.224=82.73 мм.
Величину нормального ускорения аn ВС рассчитаем как
аn А3В = 3 2 ·А3В = 12,432 ·0,1698 = 26,24 м/с2
Направлен этот вектор от точки В к точке С параллельно коромыслу в направлении от точки В к точке С, а его длина в масштабе плана nА3В = аn А3В /а = 26,24/0,224 = 117,14 мм. Кроме этого, а В A ^AВ и а ВС ^ВС.
Из точки a плана ускорений проводим вектор nВА нормального относительного ускорения, а через его конец - линию, перпендикулярную шатуну АВ (направление ускорения а ВA ). Из полюса проводим вектор nBС , а через его конец - линию действия касательного ускорения а ВС перпендикулярно коромыслу ВС. Точка пересечения линий действия ускорений а ВA и а ВС даст точку b конца вектора полного ускорения точки B.
Находим ускорение точки С, используя пропорциональную зависимость bc = a3 · BC/A3 B= 120,794·35/42.457 = 99,58 мм .
Вектор аD выходит из полюса и направлен в направлении вектора b (т.к. точка В – шарнир, в котором прикрепляется шатун 2 – лежит между точкой D и неподвижной опорой С коромысла 3).
План ускорений для группы Ассура (4-5) строим, графически решая систему векторных уравнений
аД = аC + аn ДС + а ДС
aД = вертикаль
Величину нормального ускорения аn ДС рассчитаем как
аn ДС = 4 2 ·ДС = 2,402 ·0,57 = 3,283 м/с2
Направлен этот вектор от точки Д к точке С параллельно звену ДС, а его длина в масштабе плана nДС = аn ДС /а = 3,283/0,224 = 14,66 мм. Вектор а ДС ^ДС будем проводить из конца вектора nДС .
Через точку с плана проводим вектор nED , а через его конец - линию в направлении а ED (перпендикулярно звену ЕD). Через полюс проводим горизонтальную линию. Точка пересечения этих линий дает точку е - конец вектора ускорения ползуна.
Рассчитываем полные ускорения точек центров масс звеньев (точки S5 , S4 , S3 , S2 ), умножая длины соответствующих векторов si на масштабный коэффициент плана ускорений для положения 1 (1 =45)
aS 5 = aД = d·а = 57.3 ·0.224 = 12.84 м/с2 ;
aS 4 = s4 ·а = 70.8·0.224 = 15.86 м/с2 ;
Перенеся вектор ВА в точку В, устанавливаем, что угловое ускорение 2 для данного положения механизма направлено по часовой стрелке.
Угловое ускорение звена 3 рассчитываем
3 = а A3B /A3 B= A3B ·а /A3 B= 29.5·0.224 /0.1698 = 38,9 1 /c2 .
Перенеся вектор В C в точку В, устанавливаем, что угловое ускорение 3 для данного положения механизма направлено против часовой стрелки.
Угловое ускорение звена 4 рассчитываем
4 = а CД /СД = ДС ·а /ДС = 78,4·0,224 /0,57 = 30,8 1 /c2 .
Перенеся вектор ED в точку E, устанавливаем, что угловое ускорение 4 для данного положения механизма направлено против часовой стрелки.
Для положения на холостом ходе построение плана ускорений аналогично.
Результаты расчетов сведены в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 Линейные ускорения центров масс и угловые ускорения звеньев
Поло- жение |
1, рад |
Линейные ускорения, м/с2 |
Угловые ускорения, 1/с2 |
|||||
а S 2 |
а S 3 |
а S 4 |
а S 5 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
/4 |
15.86 |
12.84 |
38,9 |
30,8 |
|||
9 |
7/4 |
82,3 |
79,5 |
212,1 |
103,3 |
Кинематические диаграммы точки D ползуна
Откладываем по оси абсцисс отрезок 192 мм, изображающий угол поворота кривошипа 360 и делим его на 8 равных частей. От точек, соответствующих углам поворота 1 = 45, 1 = 90, … откладываем ординаты, равные расстояниям D0 D1 , D0 D2 и т.д., проходимые точкой D от начала отсчета в масштабе s = 0.004 м/мм.
Определяем масштабные коэффициенты по времени и по углу поворота
t = 2/(1 ·L) = 2/(16·192) = 0.002045307 с/мм
= 2/L = 2/192 = 0.03272 рад /мм
Строим график скорости точки D графическим дифференцированием графика S(1 ). Разбиваем ось абсцисс графика S(1 ) на 24 равных участка. На участках деления заменяем кривую S(1 ) хордами. Проводим прямоугольные оси V и 1 . На оси 1 откладываем полюсное расстояние H1 = 30 мм. Из полюса проводим линии, параллельные хордам на соответствующих участках графика перемещений. Наклонные отсекают по оси ординат V отрезки. На соответствующих участках графика V(1 ) строим ступени, равные по высоте отсеченным отрезкам по оси V. Плавную кривую проводим примерно по серединам полученных ступеней. Полученная кривая является графиком скорости точки D.
Масштабный коэффициент графика V(1 ) рассчитываем как
v = s /(t ·H1 ) = 0.004/(0.002045307·30) = 0.0652 м/с /мм
Аналогично, графическим дифференцированием графика V(1 ), строится график ускорения точки D.
a = v /(t ·H2 ) = 0.0652/(0.002045307·30) = 0.996 м/с2 /мм ,
где H2 = 32 мм – полюсное расстояние для графика ускорений.
2. СИЛОВОЙ РАСЧЕТ РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА
2.1. Определение сил, действующих на звенья механизма
Вычерчиваем на листе (см. лист 2) кинематическую схему механизма в положении 1 (1 =45). Переносим с листа 1 план ускорений механизма и определяем ускорения центров масс звеньев 2, 3, 4 и 5 и угловое ускорение звеньев 2, 3 и 4 (см. п.1.4).
aS 5 = aД = d·а = 57.3 ·0.224 = 12.84 м/с2 ;
aS 4 = s4 ·а = 70.8·0.224 = 15.86 м/с2 ;
3 = а A3B /A3 B= A3B ·а /A3 B= 29.5·0.224 /0.1698 = 38,9 1 /c2 .
4 = а C Д /СD = ДС ·а /DС = 78,4·0,224 /0,57 = 30,8 1 /c2 .
Рассчитываем величины сил инерции
Fи5 = -m5 ·аs 5 = 34·12.84 = 436.56 Н,
Fи4 = -m4 ·аs 4 = 4.2·15.86 = 66.6 Н,
Fи3 = -m3 ·aS 3 = 140·2.68 = 375.2 Н,
Fи2 = -m2 ·aS2 = 90·5.35 = 481.5 Н,
и моментов сил инерции
Mи2 = -Js 2 ·2 = 0.4·12.95 = 5.18 Нм
Mи3 = -Js 3 ·3 = 1.0·14.87= 14.87 Нм
Mи4 = -Js 4 ·4 = 6.5·0.81 = 5.265 Нм
Силы инерции прикладываются в центрах масс звеньев: в т. Е, S4 , S3 , S2 в направлениях, противоположных векторам ускорений центров масс. Моменты сил инерции прикладываем к звеньям 2, 3 и 4 в направлениях, противоположных угловым ускорениям 2 , 3 и 4 .
Сила производственного сопротивления постоянна на протяжении всего рабочего хода (по условию) и составляет Рпс = 5000 Н.
Кроме силы производственных сопротивлений Рпс , сил инерции Fи2 , Fи3 , Fи4 , Fи5 и моментов сил инерции Ми2, Ми3 , Mи4 на звенья механизма действуют силы тяжести G5 , G4 , G3 , и G2 . Определяем силы тяжести
G5 = -m5 ·g = 450·9.81 = 4414.5 Н,
G4 = -m4 ·g = 180·9.81 = 1765.8 Н,
G3 = -m3 ·g = 140·9.81 = 1373.4 Н,
G2 = -m2 ·g = 90·9.81 = 882.9 Н,
Силы тяжести прикладываются в центрах масс звеньев вертикально вниз.
2.2. Замена сил инерции и моментов сил инерции
Для звена 4 заменяем силу инерции Fи4 и момент сил инерции Ми4 одной силой Fи4 , равной по величине и направлению силе Fи4 , но приложенной в центре качания k4 звена. Для его нахождения вычисляем плечо
hи4 = Mи4 /Fи4 = 5.265/941.4 = 0.0056 м,
что в масштабе кинематической схемы µL =0.004 м/мм составляет 1.4 мм, и смещаем силу Fи4 на 1.4 мм параллельно самой себе так, чтобы обеспечить относительно точки S4 момент такого же направления, что и Mи4 . Точка пересечения линии действия силы Fи4 и звена 4 дает точку k4 [2].
Для звена 3 заменяем силу инерции Fи3 и момент сил инерции Ми3 одной силой Fи3 , равной по величине и направлению силе Fи3 , но приложенной в центре качания k3 звена. Для его нахождения вычисляем плечо
hи3 = Mи3 /Fи3 = 14.87/375.2 = 0.0396 м,
что в масштабе кинематической схемы µL =0.004 м/мм составляет 9.9 мм, и смещаем силу Fи3 на 9.9 мм параллельно самой себе так, чтобы обеспечить относительно точки S3 момент такого же направления, что и Mи3 . Точка пересечения линии действия силы Fи3 и звена 3 дает точку k3 [2].
Для звена 2 заменяем силу инерции Fи2 и момент сил инерции Ми2 одной силой Fи2 , равной по величине и направлению силе Fи2 , но приложенной в центре качания k2 звена. Для его нахождения вычисляем плечо
hи2 = Mи2 /Fи2 = 5.18/481.5 = 0.0108 м,
что в масштабе кинематической схемы составляет 2.7 мм, и смещаем силу Fи2 на 2.7 мм параллельно самой себе так, чтобы обеспечить относительно точки S2 момент такого же направления, что и Mи2 . Точка пересечения линии действия силы Fи2 и звена 2 дает точку k2 [2].
2.3. Определение реакций в кинематических парах группы Ассура (4-5)
Определение реакций начинаем с последней присоединенной группы Ассура, т.е. группы (4-5).
Вычерчиваем схему группы (l = 0.004 м/мм ) в том положении, в котором она находится в механизме в данном положении.
Прикладываем к звену 5 внешние силы Рпс = 5000 Н, G5 = 4414.5 Н и Fи5 =2304 Н, а к звену 4 - силу Fи4 = 941.4 Н, приложенную в центре качания звена k4 и силу веса G4 = 1765.8 H.
По принципу освобождаемости от связей заменяем действие стойки 0 на звено 5 реакцией R05 , перпендикулярной к линии движения ползуна (т.к. силы трения не учитываются). Со стороны отсоединенного звена 3 на звено 4 действует реакция R34 , которую представляем в виде нормальной и касательной составляющих Rn 34 и R 34 (Rn 34 направляем вдоль ЕD, а R 34 - перпендикулярно ЕD).
Величину и направление реакции R 34 определим из уравнения моментов всех сил, действующих на группу (4-5), относительно точки Е
ME (Fi ) = -R 34 ·ЕD - Fи4 ·h1 + G4 ·h2 = 0 ,
откуда
R 34 = (G4 ·h2 -Fи4 ·h1 )/ЕD =
(1765.8·90.43 – 941.4·30.96)/187.5 = 696.2 Н
Поскольку знак R 34 из уравнения получен положительным, значит предварительное направление этой составляющей реакции на листе выбрано верно.
Поскольку направления реакций R05 и Rn 34 известны, то, применяя принцип Даламбера, записываем условие равновесия группы Ассура
R05 + Рпс + G5 + Fи5 + G4 + Fи4 + R 34 + Rn 34 = 0 .
Выбрав масштаб F = 50 Н/мм, строим план сил для группы 4-5, последовательно откладывая векторы сил и замыкая силовой многоугольник от точки пересечения направлений неизвестных реакций R05 и Rn 34 .
По построенному силовому многоугольнику определяем величины реакций, умножая длину соответствующего вектора на масштабный коэффициент плана сил
R05 = 63.1·50 = 3155 Н
R34 = 175.3·50 = 8765 Н
Применяя принцип Даламбера, записываем условие равновесия звена 4
R34 + Fи4 + G4 + R54 = 0 .
На построенном плане сил по данному векторному уравнению достраиваем недостающий вектор R54 , соединяя конец вектора G4 с началом вектора R34 . Определяем величину этой реакции
R54 = 148.2·50 = 7410 Н
2.4. Определение реакций в кинематических парах группы Ассура (2-3)
Вычерчиваем схему группы (l = 0.004 м/мм ) и прикладываем к звеньям группы все известные силы и моменты.
К звену 3: R43 = -R34 = 8765 Н; G3 = 1373.4 Н; Fи3 = 375.2 Н. Вектор R43 прикладываем в точке D, развернув вектор R34 на 180.
К звену 2 прикладываем: G2 = 882.9 Н; Fи2 = 481.5 Н.
В раскрытых кинематических парах прикладываем реакции. Реакцию R03 представляем в виде нормальной и касательной составляющих Rn 03 и R 03 (Rn 03 направим вдоль СD, а R 03 - перпендикулярно СD). Реакцию R12 представляем в виде нормальной и касательной составляющих Rn 12 и R 12 (Rn 12 направим вдоль АВ, а R 12 - перпендикулярно АВ)
Величину R 03 определим из уравнения моментов всех сил, действующих на звено 3, относительно точки В (центрального шарнира группы):
MВ 3 (Fi ) = -R43 ·h3 + Fи3 ·h4 - G3 ·h5 + R 03 ·ВD = 0 ,
откуда
R 03 = (R43 ·h3 - Fи3 ·h4 + G3 ·h5 )/ ВD =
= (8765·19.04 – 375.2·8.25 + 1373.4·6.58)/62.5 = 2765.2 Н
Поскольку знак R 03 из уравнения получен положительным, значит предварительное направление этой составляющей реакции на листе выбрано верно.
Величину R 12 определим из уравнения моментов всех сил, действующих на звено 2, относительно точки В (центрального шарнира группы):
MВ 2 (Fi ) = G2 ·h6 + Fи2 ·h7 - R 12 ·АВ = 0 ,
откуда
R 12 = (G2 ·h6 + Fи2 ·h7 )/ АВ =
= (882.9·28.52 + 481.5·15.9)/60 = 547.3 Н
Поскольку знак R 12 из уравнения получен положительным, значит предварительное направление этой составляющей реакции на листе выбрано верно.
Поскольку направления реакций Rn 03 и Rn 12 известны, то, применяя принцип Даламбера, записываем условие равновесия группы Ассура
Rn 03 + R 03 + R43 + G3 +Fи3 + G2 + Fи2 + R 12 + Rn 12 = 0 .
Выбрав масштаб F = 50 Н/мм, строим план сил для группы 2-3, последовательно откладывая векторы сил и замыкая силовой многоугольник от точки пересечения направлений неизвестных реакций Rn 03 и Rn 12 .
С учетом масштаба величины реакций
R12 = 189.6·50 = 9480 Н;
R03 = 153.6·50 = 7680 Н.
Применяя принцип Даламбера, записываем условие равновесия звена 3
R03 + R43 + Fи3 + G3 + R23 = 0 .
На построенном плане сил по данному векторному уравнению достраиваем недостающий вектор R23 , соединяя конец вектора G3 с началом вектора R03 . Определяем величину этой реакции
R23 = 186.4·50 = 9320 Н
2.5. Силовой расчет ведущего звена
Проводим силовой расчет ведущего звена.
Прикладываем в т. А реакцию R21 = 9480 Н, развернув вектор R12 на 180, а также уравновешивающую силу Fур перпендикулярно звену.
Величину уравновешивающей силы находим из уравнения моментов относительно т. O:
Fур ·ОА - R21 ·h8 = 0,
откуда Fур = R21 ·h8 /ОА = 9480·27.83/55 = 4796.9 H.
Выбрав масштаб F = 50 Н/мм, строим план сил для звена 1 по уравнению Fур + R21 +R01 = 0, и определяем из плана сил величину реакции R01 = 163.5·50 = = 8175 Н.
2.6. Определение уравновешивающей силы по методу Н.Е.Жуковского
Для нахождения уравновешивающей силы по методу Жуковского строим план скоростей для положения 2 (1 = 60), повернутый на 90.
В соответствующих точках отрезков этого плана прикладываем все известные внешние силы, включая силы инерции и уравновешивающую силу, перенося их параллельно самим себе со схем групп Ассура.
Для нахождения уравновешивающей силы составляем уравнение моментов всех сил относительно полюса такого плана скоростей, рассматривая его, как жесткий рычаг:
-Рпс ·pе - Fи5 ·pе – Fи4 ·h9 + G4 ·h10 - Fи3 ·h11 + G3 ·h12 - Fи2 ·h13 + G2 ·h14 + Fур ·pa = 0 ,
откуда
Fур = (Рпс ·pе + Fи5 ·pе + Fи4 ·h9 - G4 ·h10 + Fи3 ·h11 - G3 ·h12 + Fи2 ·h13 - G2 ·h14 )/pa =
= (5000·130.7 + 2304·130.7 + 941.4·139.86 – 1765.8·27.3 +
+ 375.2·92.91- 1373.4·27.3 + 481.5·54.79 – 882.9·115.8)/200 = 4798.0 Н
Погрешность в определении Fур двумя методами составляет
= [(Fур Кст - Fур Ж )/ Fур Ж ]·100% =
[(4796.9 – 4798)/4798]·100% = 0.02%