Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов 3

СОДЕРЖАНИЕ: Тип занятия: лекция (2ч.) Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Образовательные, воспитательные, развивающие цели

Тип занятия: лекция (2ч.)

Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Образовательные, воспитательные, развивающие цели

- актуализировать представление студентов о содержании понятий «физическая культура», «физический труд», «умственный труд»; способствовать усвоению студентами содержания понятий «спорт», «средство физической культуры», «ценность», «ценностные ориентации», пониманию взаимосвязи данных понятий и обозначаемых ими систем; формировать систему знаний студентов об особенностях, структуре и функциях физической культуры в Вузе;

- способствовать формированию сознательного и ответственного отношения студентов к физической культуре и спорту;

- развивать умения студентов, анализировать и синтезировать содержание используемых понятий, структурировать лекционное содержание, самостоятельно формулировать выводы.

Вопросы для обсуждения

1. Личная и социально-экономическая необходимость социальной психофизической подготовки человека к труду.

2. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства.

3. Основные факторы определяющие содержание ППФП.

4. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП.

5. Методика подбора средств ППФП.

6. Организация, форы и средства ППФП студентов в вузе.

7. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Основные понятия темы:

Литература

1. Выдрин В.М., Зыков Б.К., ЛотоненкоА.В. Физическая культура студентов вузов: Учеб. Пос. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. – 128с.

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-н/Дону: Феникс, 2003. – 384с.

3. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М.: АО «Аспект пресс», 1995. – 136с.

4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 N 80-ФЗ

5. Физическая культура студента: Учебник / Под. ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардамирики, 1999. – 448с.

Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к со­циальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях — один из способов совершенство­вания трудовых навыков и физического воспитания молодежи на на­чальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и техничес­ких приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусствен­ных спортивно-игровых снарядов — элементов современной физичес­кой культуры и спорта.

Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подго­товка, которая проводилась для определенных слоев общества и осо­бенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику при­кладной физической подготовки человека к труду.

В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспита­ния и образования молодежи. На роль физических упражнений в под­готовке подрастающего поколения к труду обращали внимание вы­дающиеся педагоги XV—XIX вв. Франсуа Рабле (1494—1553), Джон Локк (1632-1704), Иоганн Песталоцци(1746-1827), Иоганн Густс-Мутс (1756-1839), Жорж Домени (1850-1917).

Именно в этот период возникало и формировалось самостоятель­ное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования и определенном производстве.

На рубеже XIX—XX вв. в США развивалась система организации трудами управления производством, получившая название «тейло­ризм», в основе которой было широкое применение достижений науки и техники с целью извлечь максимум прибавочной стоимости за счет

совершенствования и использования функциональных возможностей человека.

В 20—30-х гг. XX в. в нашей стране была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отды­ха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной ор­ганизации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления — специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практике фи­зического воспитания такая специальная подготовка получила назва­ние профессионально-прикладной физической подготовки (1ТПФП).

1. Личная и социально-экономическая необходимость

специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях

Медики и биологи обращают особое внимание на ряд явлений, отрицательно сказывающихся не только на здоровье человека, но и его профессиональной работоспособности, а именно: детренированность организма из-за недостатка двигательной активности, напряженное эмоциональное состояние человека в процессе его повседневного труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Эти факторы по-раз­ному воздействуют на людей, но общее для всех то, что естественная физиологическая адаптация человека не успевает за ускорением тем­пов и изменением условий современной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно-психическая усталость и утомле­ние, а значит, снижение работоспособности и возможное возникнове­ние заболеваний.

Профилактикой негативных воздействий на организм человека технизации труда и быта занимаются специалисты различного профи­ля, в том числе специалисты физической культуры. Они исследуют Функциональные возможности здорового человека и резервы повышения его работоспособности в различных условиях, чтобы использовать адаптационные возможности организма в специализированной подго­товке. Примерами подобной адаптации служат высокий уровень спе­циальной психофизической подготовленности космонавтов к работе в космосе и выдающиеся достижения спортсменов в различных видах спорта, зачастую превышающие сложившиеся представления о воз­можностях организма человека. Все это предъявляет дополнительные требования к активному фор­мированию психофизических способностей посредством направлен­ного использования физических упражнений. Спорт и особенно спор­тивные игры, виды единоборств моделируют разнообразные жизнен­ные ситуации взаимоотношений людей на фоне экстремальных психо­физических нагрузок.

Влияние необходимости перемены и разделения труда на со­держание психофизической подготовки будущего специалиста проявляется в направленности и содержании специализированной подготовки человека к трудовой деятельности.

В тех случаях, когда требования узкой специализации диктуются производственной необходимостью, можно применить комплекс ак­тивных мероприятий, в том числе средства физической культуры и спорта. Разносторонняя и специальная физическая подготовка в по­добной ситуации способствует более быстрому освоению смежных профессий и свободной перемены труда, создавая для этого качествен­ные предпосылки — широкий диапазон знаний и функциональных возможностей, двигательная культура. Обеспечить высокий уровень интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов — одна из пря­мых задач профессионально направленной психофизической подго­товки. Повышать общую и прикладную физи­ческую подготовку студентов в учебное время в вузе можно до опре­деленного предела. Если студент до поступления в вуз не имел необ­ходимой физической подготовленности и ему недостает обязательных учебных занятий, он должен повысить ее с помощью различных вне-учебных форм занятий физической культурой, в том числе и дополни­тельной самостоятельной подготовкой. Ведь из-за слабой физической подготовленности могут возникнуть неблагоприятные ситуации в пе­риод учебных и производственных практик, например на факультетах, готовящих студентов к работе в полевых, экспедиционных, подземных и других сложных условиях. Кроме того, физически и психически плохо подготовленных выпускников вузов нельзя использовать при работе по специальности на разных участках производства.

2. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи.

В существующей специальной литературе имеются раз­личные формулировки, определяющие понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка». В данном разделе используется упрощенная формулировка, не искажающая само понятие.

Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к опреде­ленной профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умствен­ных, психических и физических сил, повышенной координации дви­жений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень про­фессионально-прикладных умений и навыков. Итак, цель ППФП — психофизическая готовность к успешной про­фессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо со­здать у будущих специалистов психофизические предпосылки и го­товность:

к ускорению профессионального обучения;

к достижению высокопроизводительного труда в избранной про­фессии;

к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;

к использованию средств физической культуры и спорта для ак­тивного отдыха и восстановления общей и профессиональной ра­ботоспособности в рабочее и свободное время;

к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностя­ми их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

формировать необходимые прикладные знания,

осваивать прикладные умения и навыки;

воспитывать прикладные психофизические качества;

воспитывать прикладные специальные качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей про­фессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физи­ческого воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самосто­ятельного изучения литературы. Специфические прикладные знания о необходимой психофизической подготовленности можно получить также в учебном материале и по другим дисциплинам. Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, спо­собствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Прикладные психофизические качества — это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных фи­зических и психических качеств, которые можно формировать при за­нятиях различными видами спорта.

Прикладные физические качества — быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения рабо­ты требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцен­тированное формирование этих прикладных качеств в процессе физи­ческого воспитания до профессионально требуемого уровня и являет­ся одной из задач ПГТФП.

Прикладные психофизические качества — это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных фи­зических и психических качеств, которые можно формировать при за­нятиях различными видами спорта. Прикладные психические качества и свойства личности, необходи­мые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-трени­ровочных занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать человека сме­лым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров.

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной дея­тельности.

Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделиро­вать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спор­тивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и пра­вила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к сопер­никам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и стра­ха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

Прикладные специальные качества — это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой трени­ровки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибу­лярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреп­лением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (приклад­ными) видами спорта.

3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП

Двигательную деятельность человека, его трудовую актив­ность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносли­вость, быстрота, координация движений, способность к концентриро­ванному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофи­зические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично поня­тию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиоло­гическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы тру­довых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

формы (виды) труда специалистов данного профиля;

условия и характер труда;

режим труда и отдыха;

особенности динамики работоспособности специалистов в про­цессе труда и специфика их профессионального утомления и за­болеваемости

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфорт­ность производственной сферы) влияют на подбор средств физичес­кой культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкрет­ное содержание ППФП специалистов в определенной профессии. Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д.

Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической куль­туры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизне­деятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который опти­мально сочетает эффективность труда, индивидуальную производи­тельность, работоспособность и здоровье трудящихся.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда — ин­тегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путём подбора физических упражнений, необходимо знать особеннос­ти динамики работоспособности специалистов при выполнении раз­личных видов профессиональных работ.

4. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП

К ним относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику.

Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессио­нальной деятельности зависит от его физиологической и психологи­ческой пригодности к данному виду труда, т.е. от способностей. Спо­собности — устойчивые свойства личности, однако они в процессе вос­питания меняются. Поэтому совершенствовать их путем целенаправ­ленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особеннос­тей, следовательно, усилия студентов и время для освоения отдельных разделов ППФП к избранной специальности у каждого свои.

Итак, изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специ­алиста в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяет выявить соответствующий раздел профессиограммы специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навы­ков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают на­дежность и успешность профессиональной деятельности.

5. Методика подбора средств ППФП студентов

Подбор средств ППФП производится с учетом особеннос­тей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

прикладные физические упражнения и отдельные элементы раз­
личных видов спорта;

прикладные виды спорта (их целостное применение);

оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного
процесса по разделу ППФП.

При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам.

При акцентированном воспитании физических качеств в содержа­нии учебных занятий обычно увеличивается объем специальных уп­ражнений, развивающих одно или несколько качеств и устанавлива­ются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражне­ний и элементов из отдельных видов спорта чаще всего производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профес­сиональных качеств и умений.

В большинстве отечественных исследований по определению со­держания ППФП отмечается ведущая роль общей выносливости в обеспечении высокой профессиональной работоспособности. При подборе отдельных прикладных упражнений следует уделить особое внимание упражнениям «на выносливость».

Уровень квалификации спортсменов накладывает отпечаток на со­стояние их физического развития и функциональную подготовлен­ность.

Немаловажен и опосредованный прикладной опыт занятий отдель­ными видами спорта.

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определен­ных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпа­дают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профес­сионально-прикладными.

С помощью специ­ально организованных занятий можно достичь повышенной устойчи­вости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колеба­ниям температурь] воздуха.

Это обучение приемам закаливания орга­низма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприя­тия по ускорению восстановительных процессов в организме (специ­альные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффектив­ность, это различные тренажеры, специальные технические приспо­собления, с помощью которых можно моделировать отдельные усло­вия и характер будущего профессионального труда.

6. Организация и формы ППФП в вузе

Организация ППФП студентов в высших учебных заведе­ниях предполагает использовать специализированную подготовку в учебное и свободное время. Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной дисциплине «Физичес­кая культура», которая составляется кафедрой физического воспита­ния на основе Примерной учебной программы для высших учебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности будущей профессии студентов каждого факультета и учитываются материаль­но-технические возможности конкретного вуза.

Для расширенной психофизической подготовки с профессиональ­ной направленностью в основном учебном отделении могут быть ор­ганизованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спор­тивном — учебные группы по прикладным видам спорта.

Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, ос­ваивают те элементы профессионально-прикладной физической под­готовки, которые доступны им по состоянию здоровья.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоре­тических и практических занятий.

Цель теоретических занятий — дать будущим специалистам при­кладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал дол­жен быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производст­венного или творческого коллектива. Для этого можно использовать теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировоч­ные занятия. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности, це­лесообразнее объяснять именно во время практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим не­достаточную общую и специальную психофизическую подготовлен­ность. Формы ППФП в свободное время:

секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под ру­ководством преподавателя-тренера;

самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различ­ных спортивных группах вне вуза (туристских клубах и т.п.);

самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполне­ние студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).

Одна из форм ППФП — массовые оздоровительные физкультур­ные и спортивные мероприятия (внутри вузовские соревнования между учебными группами, курсами, факультетами).

7. Система контроля ППФП студентов

Результаты освоения теоретического, методического и практического подраздела ППФП оцениваются в соответствии со спе­циальными требованиями и нормативами, разрабатываемыми кафед­рой физического воспитания для каждого факультета. Требования ус­танавливаются с учетом профиля выпускаемых специалистов. Ут­вержденные кафедрой зачетные нормативы по разделу ППФП обяза­тельны для каждого студента и входят в комплекс зачетных требова­ний и нормативов по учебной дисциплине «Физическая культура». Б каждом семестре рекомендуется выполнять не более 2—3 зачетных тестов. Студенты специального отделения, а также освобожденные от практических занятий выполняют тесты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

Допуск к обязательной итоговой аттестации после завершения пол­ного курса обучения по учебной дисциплине «Физическая культура» предполагает, что студенты должны выполнить обязательные практи­ческие тесты по общей физической, спортивно-технической и профес­сионально-прикладной подготовке не ниже оценки «удовлетворитель­но».

Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса. В общий перечень вопросов включаются материалы из теоретического и методико-практического разделов ППФП.

Вопросы и задания для самоконтроля и коллективного обсуждения

1. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи.

2. Место ППФП в системе физического воспитания.

3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов.

4. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП студентов.

5. Методика подбора средств ППФП студентов.

6. Организация и формы ППФП в вузе.

7. ППФП студентов на учебных занятиях.

8. ППФП студентов во внеучебное время.

9. Система контроля ППФП студентов.

10. Основные факторы, определяющие ППФП специалиста избранного профиля.

11. Характер труда специалистов и его влияние на содержание ППФП студентов данного факультета.

12. Основное содержание ППФП студентов и его реализация на факультете.

Скачать архив с текстом документа