Профессиональный и элитный спорт в России и экономическое обоснование необходимости их развития
СОДЕРЖАНИЕ: РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Специальность:100101 Дисциплина: Физическая культура РЕФЕРАТ на тему: «Профессиональный и элитный спорт в России и экономическое обоснование необходимости их развития».РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Специальность:100101 Дисциплина:
Физическая культура
РЕФЕРАТ
на тему:
«Профессиональный и элитный спорт в России и экономическое обоснование необходимости их развития».
Выполнила: студентка КИМа
группы 22д
Астахова Наталья.
МОСКВА – 2010 год
Оглавление
Профессионально-коммерческий спорт.3
Пример поддержки профессионального спорта ведущими российскими компаниями.8
Введение.
То, что мы называем современным спортом, приобрело знакомые нам формы на рубеже XIX-XX веков. Его появление связано с развитием городской культуры. Его истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а в новых возможностях досуга: если атлеты древности своим совершенством приближались к богам, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.
Профессионально-коммерческий спорт.
Истоки профессионального отечественного спорта, получившего официальное признание в конце 80-х гг. 20-го столетия, находятся в середине ХIХ в., когда в России начинают активно формироваться капиталистические отношения и в обществе пробуждается интерес к различным аспектам физического воспитания и спорта. Профессиональный спорт зарождается с началом проведения в стране буржуазных реформ. В отличие от других государств, где появление профессионального спорта предшествовало развитию любительского спорта (США, Англия и др.), в России он начинает развиваться практически одновременно с возникновением первых спортивных любительских организаций.
Развитию профессионального спорта способствовали деятельность ученых и энтузиастов спорта, а также воздействие западной культуры. К концу XIX в. наряду с другими направлениями спорта начал функционировать предпринимательский профессиональный спорт. Он опирался на народную любовь к спортивным игрищам, на которых демонстрировались богатырская сила, удаль, ловкость. Поэтому неслучайно предприниматели первоначально стали культивировать профессиональную борьбу и атлетику. В дальнейшем получили развитие конный, а несколько позднее и в меньшей мере вело- и автоспорт.
Соревнования профессиональных спортсменов, демонстрация силовых упражнений на аренах российских цирков сыграли значительную роль в популяризации спорта в целом. Профессионалы пользовались авторитетом в народе, поддержкой у представителей богатых слоев общества. К началу ХХ в. российский профессиональный спорт занял прочное положение в системе общественных ценностей.
Профессиональный коммерческий спорт оказался чуждым новому (социалистическому) строю и поэтому был практически ликвидирован. Но его корни были настолько сильны, что, несмотря на идеологические каноны, на протяжении ряда лет продолжались чемпионаты профессиональных атлетов (цирковых артистов) по тяжелой атлетике и борьбе.
С 1991 г. начался процесс образования профессиональных спортивных объединений. Первыми были зарегистрированы федерация профессионального бокса, профессиональная лига кикбоксинга, профессиональная футбольная лига, профессиональная шахматная федерация. Переход к рыночным отношениям в спорте выразился в разработке и принятии соответствующих уставов, учредительных договоров, в установлении профессиональных правил проведения соревнований, во вступлении в международные федерации профессионального спорта.
Перемены затронули ценностные ориентации спортсменов и систему оплаты их труда. Общей тенденцией вхождения российского спорта в мировой профессиональный спорт в 90-е гг. явилась сложность его адаптации к профессиональному мировому спорту. К концу 90-х гг. болезненный процесс реформирования основ профессионального спорта был в основном завершен .
Причина болезненных перемен заключалась в основном в том, что профессиональный коммерческий спорт имеет серьезные отличия от спорта высших достижений, который развивался в СССР. Главное заключается в том, что коммерческий спорт функционирует и развивается не только по законам спорта, но и по закономерностям бизнеса.
Само понятие профессиональный коммерческий спорт предполагает наличие определенных сущностных характеристик, отличающих его от других разновидностей современного спорта. В литературе существуют попытки подобного анализа. Критериями дифференциации различных типов спорта служат: цель проведения соревнования, цель участия в них спортсмена, источники финансирования, социальные функции, выполняемые тем или иным типом (разделом) спорта, субъект управления, условия спортивной деятельности, уровень спортивных достижений, мотивация спортсменов и др.
В целом соглашаясь с имеющимися подходами к градации современного спорта, попытаемся выделить отличия профессионального коммерческого спорта от так называемого спорта высших достижений (олимпийского). Данные отличия можно разделить на две группы, условно обозначив первую как общие, а вторую как специфические. К числу первых относятся:
• Выраженный коммерческий характер как видов спорта, так и технологии проведения соревнований.
• Правовое обеспечение (наличие специального законодательства, регламентирующего управленческие и трудовые отношения).
• Иная функциональная ориентация, в первую очередь на зрелищность и рекламу, приятное времяпрепровождение и досуг зрителей.
• Источники финансирования.
• Правовое положение спортсменов (социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, наличие контрактов, их содержание, возможность создания профсоюзов).
• Вознаграждение спортсменов (количественные показатели и формы оплаты труда).
Ко второй группе следует отнести:
• Отличия в календарях соревнований с акцентом на общей продолжительности и насыщенности соревнованиями.
• Отличия в классификации спортсменов: коммерческие отношения в спорте предполагают иные критерии, чем спортивные разряды и звания. На первый план выдвигаются рейтинги спортсменов, стоимостные показатели, количество денег, заработанных за сезон, место в системе драфта и т.п.
• Отличия в правилах проведения соревнований, направленные в первую очередь на усиление зрелищности и контакта соперников.
• Особенности тренировочного режима, вытекающие из своеобразия спортивной деятельности и условий, оговоренных в контракте спортсмена.
Процесс становления и развития профессионального коммерческого спорта в России, начавшийся после 1991 г., потребовал формирования принципиально новых организационно-экономических основ и поиска правовых форм функционирования его субъектов. Глубинные процессы, происходящие в отечественном спорте, внешне выразились в смене клубами владельцев.
Для новых хозяев клубов в начальный период становления профессионального коммерческого спорта (первая половина 90-х гг.) основными направлениями деятельности стали: реформирование форм собственности; поиск источников финансирования, попытки получения доходов. На уровне федераций и лиг этот процесс протекал в направлении создания эффективной системы управления командами и национальным чемпионатом; разработки календаря и системы проведения соревнований, акцентированных на привлечении зрителя, телевидения. Процесс смены владельцев и изменения форм собственности профессиональных клубов продолжается до сих пор. С конца 90-х гг. складывается практика активного участия в судьбе профессиональных команд высоких должностных лиц регионального и федерального масштаба.
К середине 90-х гг. большая часть профессиональных клубов смогла построить финансовую политику, не ориентируясь на доходы от спортивной деятельности , а делая расчет на спонсоров, бюджетные ассигнования или доходы в областях, далеких от спорта. Структура финансирования зарубежных и российских клубов оказалась качественно различной: если для зарубежных команд наиболее важными источниками служили продажа билетов и прав на телетрансляцию игр, то для российских клубов такими источниками стали деньги спонсоров, госбюджетные средства, доходы от продажи игроков . В отличие от развитых западных стран 22% футбольных клубов в середине 90-х гг. продолжали пользоваться финансовой поддержкой силовых структур (МВД, ФСБ, Министерства обороны). Незначительное количество профессиональных футбольных команд (17%) имели доходы от коммерческо-лицензионной деятельности.
Около трети футбольных клубов России к 2002 г. избрали коммерческую форму собственности, причем к этим формам относилась большая часть клубов высшего дивизиона (56%). Наиболее распространенными коммерческими формами собственности стали акционерные общества (13%) и общества с ограниченной ответственностью (14%). Всего 3% футбольных клубов - участников чемпионата России 2002 г. являлись муниципальными или государственными предприятиями.
Ближе к концу 90-х гг. профессиональные клубы начали претворять в жизнь финансовую и маркетинговую политику, направленную на поиск основных и дополнительных источников финансирования. Хотя в финансировании команд сохранилась весомая доля бюджетных ассигнований, увеличились доходы клубов, непосредственно связанные со спортивной деятельностью.
К ним относятся: продажа билетов (при росте цен на билеты средняя посещаемость матчей команд футбольной Премьер-лиги с 1998 по 2001 г. возросла на 18,5%, первой лиги на 50,4%, второй лиги на 46,7%), доходы от коммерческо -лицензионной деятельности, от лотерей, от участия в коммерческих турнирах, от продажи акций команды, от рекламы товаров, от продажи игроков. Дополнительные поступления в казну клубов были связаны со сменой правовой формы (например, переход на акционерную форму владения с привлечением к числу акционеров крупных коммерческих структур или богатых частных лиц), с открытием магазинов, ресторанов, усилением издательской деятельности.
Среднестатистический бюджет футбольного клуба Премьер-лиги к 2000 г. вырос до 5-6 млн долл. Рост бюджетов профессиональных клубов России имеет устойчивую прогрессивную тенденцию на протяжении всего рассматриваемого периода. К 2005 г. отдельные футбольные и хоккейные клубы России уже преодолели рубеж в 20 млн долл. Союз крупного бизнеса и государственных структур стал основой успешного менеджмента профессиональным спортом в России.
С середины 90-х гг. спонсорскую поддержку профессиональным клубам и федерациям по коммерческим видам спорта стали оказывать крупные российские компании, как правило, монополисты на своем рынке.
К настоящему времени сложилось несколько путей финансовой поддержки профессионального спорта. Первый (традиционный для России) - упор на бюджетные источники. Второй - использование спонсоров, меценатов. Третий - сочетание первых двух вариантов. Четвертый путь - ставка на собственную спортивную деятельность при значительной поддержке других источников. Процесс развития профессионального коммерческого спорта в России сопровождается постепенным переходом от первого пути ко второму и третьему при возрастающей роли четвертого.
Элитный спорт.
Существует несколько видов спорта, которые традиционно считаются элитными. Причин тому несколько, но основная из них, бесспорно, экономическая. Такие виды спорта, как гольф или яхтинг, настолько дороги, что автоматически становятся прерогативой финансовой элиты. Так, в Японии существуют гольф-клубы, вступительный взнос в которые превышает 5 миллионов долларов (!), а членские взносы — не меньше пятисот тысяч в год, причем очередь желающих заплатить столь немалую сумму расписана на десятилетия вперед.
Еще совсем недавно в России гольфа практически не было. Но в последние годы постоянно увеличивается число гольф-клубов, проводятся турниры, появляются сильные игроки. В настоящее время в Москве действует 5 гольф-клубов,( в Нахабино, Крылатском, Пестово, Целеево, на Мосфильмовской улице) владельцами большинства из которых являются русские бизнесмены.
Парусный спорт всегда считался элитным — из-за большой цены яхты и места стоянки, а также высоких эксплуатационных расходов он доступен только обеспеченным людям, считающим, что престижно быть владельцем прогулочной или круизной яхты. Чтобы решиться на приобретение подобной роскоши, человек должен сочетать в себе как минимум два достоинства — любовь к парусному спорту и солидный банковский счет. Людей, имеющих из этого что-либо одно, в России достаточно, да и тех, в ком совмещаются обе составляющие, сегодня не так уж мало. Конечно, если бы наши водоемы имели выход к Мировому океану, процесс начался бы значительно раньше: яхты из дальнего зарубежья, заходя к нам, вызывали бы законную зависть и, как следствие, желание купить подобные. Зато наши закрытые озера и моря имеют свое преимущество — они более безопасны, поскольку на них легче определить приближение шторма и заблаговременно укрыться в тихой бухте. Так, в России существуют яхт-клубы в Москве, Санкт- Петербурге и Сочи, каждый из которых в среднем готов принять около 200 яхт.
Так же в России развиты такие элитные виды спорта, как ралли, футбол, конкур, теннис и аквабайк. Содержание клубов и проведение соревнований с привлечением спонсоров приносит их владельцам немалые деньги.
Некоторые разновидности элитного спорта в России, к сожалению, пока что не слишком известны. Например, в богатых нефтедобывающих монархиях Персидского залива к наиболее популярному элитному спорту относятся соколиная охота и верблюжьи бега. Стоимость высококлассных боевых птиц на рынках Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Бахрейна, Катара и Омана сравнима с ценой автомобиля класса «люкс», а в отдельных случаях приближается к миллиону долларов.
Пример поддержки профессионального спорта ведущими российскими компаниями.
Заботясь о будущих поколениях, «Газпром нефть » оказывает поддержку профессиональному и любительскому спорту в России. Развитие спорта является необходимым условием здоровья любой нации, а значит, залогом успешного будущего всей страны.
Строительство спортивных объектов, инвентаризация спортивных площадок, финансирование отдыха спортсменов – лишь часть проектов, реализуемых «Газпром нефтью » в рамках программы по поддержке и развитию отечественного спорта.
«Газпром нефть » является одним из генеральных спонсоров футбольного клуба «Зенит», а также оказывает поддержку Российскому футбольному союзу.
Компания осуществляет финансирование хоккейного клуба «СКА Санкт-Петербург», а также является соучередителем хоккейного клуба «Авангард».
В октябре 2006 года Компания стала основным спонсором сборной команды Московской области по парусному спорту на Чемпионате России.
Используемая литература:
1. Статья кандидата педагогических наук, профессора А.В. Починкина Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
( http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2005N5/p14-18.htm )
2. http://www.cfin.ru/press/boss/2001-12/22.shtml
3. http://www.gazprom-neft.ru/social/sport/