Промышленный переворот в странах Западной Европы и США
СОДЕРЖАНИЕ: Тема 15. . Промышленный переворот в Англии Промышленный переворот означал переход от мануфактурного производства, основанного на кооперации специализированного ручного труда наемных рабочих, к фабричному производству, основанному на механизации труда посредством системы специализированных рабочих машин, оперирующих одновременно множеством рабочих инструментов и приводимых в движение единым двигателем, превращающим энергию из одной формы в другую.Тема 15. Промышленный переворот в странах Западной Европы и США.
Промышленный переворот в Англии
Промышленный переворот означал переход от мануфактурного производства, основанного на кооперации специализированного ручного труда наемных рабочих, к фабричному производству, основанному на механизации труда посредством системы специализированных рабочих машин, оперирующих одновременно множеством рабочих инструментов и приводимых в движение единым двигателем, превращающим энергию из одной формы в другую.
Промышленный переворот означает торжество крупного капиталистического производства, рассчитанного на массовый спрос.
Только со второй половины 18 века капитализм одерживает решительную победу, рост производства с этого времени резко ускоряется.
Преимущества капиталистического хозяйства по сравнению с феодальным
1. Феодалы не любили и не умели заниматься хозяйством. Профессия феодала – военное дело. Хозяйство для них – только источник доходов, которые идут преимущественно на потребление.
Капиталист – хозяйственник по профессии, и хозяйство для него главное, ему он посвящает всё свое время, энергию; и деньги, полученные от хозяйства вкладываются обратно в него для увеличения капитала.
2. При феодализме технический прогресс был крайне медленным, т.к. классический феодализм – это натуральное хозяйство, а при нем стимулов к техническому прогрессу нет. При капитализме сильнейший стимул к прогрессу – конкуренция. Если капиталист вводит новую технику, то получает дополнительную прибыль. При этом техническая перестройка одного предприятия влечет за собой все остальные, поскольку отставание в техническом отношении приводит к разорению.
3. Для феодализма характерно мелкое производство – ремесленник в городе, крестьянин в деревне; причем производственной единицей в сельском хозяйстве было производство крестьянина, а не феодала. Орудия труда принадлежат крестьянину, феодал в принципе не вкладывал капитал в производство.
Капитализм обобществляет производство, заменяя мелкие, семейные, хозяйственные ячейки крупными предприятиями. А именно крупное производство дает возможность применения машин.
4. При феодализме крестьянин имел свое хозяйство и был экономически независим от феодала. Его можно было только юридическим принуждением заставить работать на феодала или отдавать ему часть своей продукции.
Капиталисту не надо было заставлять работать на него. Рабочий сам ищет себе хозяина, поскольку не имеет средств к существованию. Эти преимущества обеспечили капитализму победу и вызвали ускорение темпов технического и экономического прогресса.
Ранее всего промышленный переворот начался в Англии, так как к началу 18 века здесь сложилась и действовала достаточно стройная система образования и подготовки специалистов, поэтому не случайно, что крупнейшие открытия и изобретения в науке и технике, в 18 – начале 19 века принадлежали именно англичанам. Для развития изобретательской мысли в Англии сложились все необходимые условия:
1) достаточное количество средств, позволяющих субсидировать научные исследования;
2) достаточно образованное общество, которое воспринимало все новое, что появлялось в мире науки;
3) конкуренция со стороны других государств мира.
Первые изобретения были сделаны в хлопчатобумажном производстве для уничтожения хлопковой отрасли Индии. Способствовали этому и правительственные решения, ограничившие, а затем и вовсе запретившие импорт хлопчатобумажных тканей.
Социально – экономические предпосылки промышленного переворота:
· урбанизация;
· отрыв населения от земли и концентрация его в промышленных центрах (кроме Лондона, в Великобритании такими были Бирмингем, Манчестер, Глазго, Шеффилд);
· сдвиг занятости в обрабатывающую промышленность;
· централизация капитала – вытеснение с рынка мелких хозяев, не выдержавших конкуренции с фабричной продукцией;
· образование класса наемных рабочих – промышленного и сельского пролетариата;
· установление жесткого режима дисциплинирования труда продолжительностью не менее 12 часов;
· массовое применение женского и детского (начиная с 3 лет) труда в силу его беззащитности, дешевизны и «особых преимуществ (малый рост, тонкие пальцы);
· рост пауперизма и социального протеста (движение «луддитов» - разрушителей машин в начале 19 в.);
· политически оформленное массовое рабочее движение – чартизм в 1830-е гг.;
· изменение в структуре буржуазии – превращение промышленных фабрикантов в наиболее влиятельный слой предпринимателей;
· обострение конфликта интересов трех главных классов – лордов-землевладельцев, промышленной буржуазии и пролетариата.
Промышленный переворот в Англии можно разделить на три этапа:
1-й (начиная с 60-х или даже 30-х гг. 18 века по 1783 г.) – механизация текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной промышленности: самолетный челнок Кэя позволял делать более широкие ткани и убыстрял процесс ткачества. В свою очередь это удорожало пряжу и сделало необходимым повышение производительности труда в прядильном производстве. Появились во второй половине 1760-х гг. прялка «Дженни» Харгривса, ватерная прялка Аркрайта и мюль-машина Кромптона. Повышение производительности составило 200 раз и появилась более производительная ткацкая машина Картрайта. Техническое равновесие процессов было достигнуто только в первой половине 19 века. Ситцепечатная машина (1788 г. Белл) заменила не менее 100 рабочих. На основе перечисленных преобразований сформировались крупные центры механизированного хлопчатобумажного производства – Манчестер, Ливерпуль и др.
Вторым новшеством первого этапа стало применение водяного двигателя и новых форм организации производства; изобретение и усовершенствование паровой машины.
Третьим - внедрение выплавки чугуна на коксе.
Второй этап – «взлет» – начался в 1783-1785 гг. с внедрения паровой машины двойного действия Дж.Уатта, открытия Г.Кортом способа переработки чугуна в ковкое железо и создания Э.Картрайтом ткацкого станка с паровым двигателем. Паровая машина стала универсальным двигателем для крупной промышленности и «матерью» промышленных городов – отпала необходимость размещать предприятия вблизи бурных речных течений, и промышленность стала концентрироваться в городах, стягивая в них массы пролетариата. Железо стало превращаться в основной конструкционный материал, появились паровые мельницы с полностью металлическим оборудованием, железные суда и т.д.; развитие потребностей металлообработки привело к изобретению в 1797 г. металлорежущего токарного станка;
Третий этап – первая треть 19 века – ознаменован развитием парового транспорта ( от паровой повозки Р.Тревитика, 1801 г., до локомотива с дымогарными трубками и других изобретений Стивенсона в 1825-1833 гг.) и перерастание торгово-океанической гегемонии Англии в ее промышленную гегемонию, превращением Англии в мастерскую мира.
В ходе промышленного переворота в Англии появилась индустриальная структура экономики. Это была экономика, отличающаяся преобладанием промышленности над сельским хозяйством, в самой промышленности – ведущей ролью тяжелой индустрии со всесторонне развитым машиностроением и достижением на базе передовой техники наивысшей производительности общественного труда. За 1820-1870 гг. ПТ в Англии утроилась и опередила этот показатель во всех других странах.
Изменилась отраслевая занятость населения, его профессиональная структура. К 80-м гг. численность населения, занятого в сельском хозяйстве сократилась до 12%.Все остальное население было занято в промышленности, на транспорте, в торговле, банковском деле.
Наблюдался рост значения акционерных обществ (в 1773 г. в Лондоне образовалась фондовая биржа)
Процессом, ускорившим индустриализацию, был рост банковской системы: с 1830 г. с отменой запрета на акционерные банки, началось привлечение вкладов и предоставление краткосрочных кредитов предприятиям. Акционерные банки снижали проценты по ссудам, это увеличивало размеры кредитования, и, соответственно, стимулировало темпы экономического роста.
В 1816 г. фунт стерлингов законодательно получил золотое обеспечение, был установлен золотой монометаллизм,со свободным разменом на золото.
В Британской империи прибыли, поступавшие от нещадной эксплуатации колоний, с каждым годом увеличивали финансирование промышленности, и в 19 веке промышленное и колониальное первенства взаимно «питали» друг друга.
Промышленный переворот в прирейнской Европе
Начавшись в Англии, промышленный переворот в 19 веке охватил и другие страны Запада. При различии сроков и национальном своеобразии можно выделить общие черты, отличавшие индустриализацию в других странах Европы от английского образца:
Англия | Континентальная Европа | |
Роль с/х-ва при переходе к индустриализации | Значительная | Ограниченная |
Темпы промышленного роста | Равномерные | Ускоренные |
Структура ведущих отраслей | Преобладание текстильной промышленности | Преобладание тяжелой промышленности |
Зависимость от внешних кредитов, иностранных капиталов, банков | Незначительная | Значительная |
Роль государства | Ограниченная | Основная |
Ранее других европейских стран, после Англии, промышленный переворот завершился в Бельгии – новом государстве, образованном из большей части бывших южных Нидерландов. В 1815 г., после крушения Наполеона, вместе с бывшими голландскими провинциями они были объединены в Соединенное Королевство Нидерландов.
В 1830 г. Бельгия вновь обрела независимость, к этому времени процесс индустриализации в стране уже набирал силу.
Король Нидерландов продал английскому инженеру-предпринимателю Коккерилю замок князей-епископов Льежа, где были оборудованы первые в континентальной Европе мастерские по изготовлению паровых машин и ткацких станков, а затем крупный металлический завод.
Также по инициативе короля в 1822 г. был создан «Всеобщий банк Бельгии», ставший главным кредитором промышленности страны.
К 1850 г. Бельгия стала страной с наибольшей густотой железных дорог и добывала угля больше, чем вся остальная континентальная Европа.
Промышленный переворот в Германии
В 1618 – 1648 гг. прошла 30-летняя война, которая надолго задержала экономическое развитие германских княжеств и земель (конгломерат 300 суверенных княжеств, герцогств - Священная Римская империя», германские нации) и стала для них настоящей национальной катастрофой. Это первая общеевропейская война между двумя большими группами государств. С одной стороны – Испания, Австрия, католические княжества Германии и Речь Посполитая, которые стремились к своему господству в Европе и сохранению существующих феодальных порядков. С другой стороны – Франция, Швеция, Дания, Голландия, Дания, Россия, и в некоторой мере Англия, которые по существу и одержали победу в этой войне. Германские земли понесли огромные потери: в некоторых княжествах убыль составила 5/6 населения, погибла значительная часть домашних животных, 1/3 пашни превратилась в пустыри, остановилось производство ряда сельскохозяйственных продуктов. Выход из тяжелого положения виделся в укреплении феодальной эксплуатации крестьян.
К началу 19 века Германия была отсталой страной, где 80% населения было занято в сельском хозяйстве, в котором сохранились феодальные отношения. В промышленности господствовало ремесло и мануфактура.
Тормозом промышленного развития Германии были:
А) феодальная раздробленность;
Б) «второе издание крепостничества»;
В) ВГО вызвали перемещение мировых торговых путей, что вытеснило Германию из мировой торговли.
Если раньше города севера Германии были объединены в Ганзейский союз, который держал в руках всю торговлю по северу Европы, то теперь этот союз прекратил своё существование.
Германия оказалась вообще отрезанной от морских дорог.
Когда же в других странах начался промышленный переворот (ПП), импорт дешевой фабричной продукции стал подрывать германское ремесло и мануфактурное производство. Мануфактуры в Германии были приспособлены к условиям крепостничества. Здесь были крепостные мануфактуры с принудительным трудом. Хозяином такой мануфактуры был помещик, а работали на ней его крепостные. Были и рассеянные мануфактуры купцов, т.е. крепостные работали у себя по домам, а полученной от мануфактуры заработной платой платили оброк своему помещику. Города сохраняли средневековый характер.
К началу 19 века ПП в Германии еще не начался. Первый паровой двигатель появился здесь в 1788 г., а второй – только в 1822 г.
Однако промышленная волна из Англии и Бельгии во второй четверти 19 века достигла и германских земель.
Из-за феодальной раздробленности отдельные районы Германии существенно различались по экономическому развитию: если в западной Германии развивалась угольная, металлургическая и текстильная промышленность, то в восточной была только полотняная, да и то на стадии рассеянной мануфактуры.
В 30-х гг. 19 века ПП затронул лишь текстильную промышленность, и до середины 19 века здесь не только фабрика не вытеснила мануфактуру, но и мануфактура пока не одержала победу над цеховым ремеслом. Ремесло пока преобладало.
В 1833 г. был образован Таможенный союз, который сначала объединил только часть германских государств.
Это был только первый шаг к слиянию германских государств в единое экономическое целое.
В 1848 г. произошла буржуазная революция, которая закончилась компромиссным соглашением между феодалами и буржуазией. В результате чего:
· земля осталась в собственности юнкеров;
· политическую власть разделили феодалы и буржуазия;
· ликвидация феодальных отношений продолжалась путем реформ, а объединение Германии пока не состоялось.
И все же революция способствовала экономическому развитию.
Но главным стимулом развития промышленности ПП было, конечно, освобождение крестьян, которое в основном завершилось к середине века.
ПП в Германии развернулся в 50-60-х годах. Но даже к 1870 г. фабрика не вытеснила мануфактуру и ремесло.
В 1871 г. произошло объединение страны (после окончания успешной войны с Францией), в результате чего к Германии отошли Эльзас, Лотарингия и Саарский угольный бассейн – важнейшие сырьевые регионы.
Объединение страны явилось мощным стимулом в экономическом развитии Германии.
Очень важную роль в развитии промышленности играла экономическая политика правительства объединенного государства:
1) унификация денежного обращения;
2) усовершенствование налоговой системы;
3) уничтожение внутренней таможни;
4) помощь в форме прямых субсидий;
5) дешевые кредиты;
6) поощрение объединений компаний в картели;
7) «мягкий протекционизм» во внешнеэкономической деятельности (т. е. система, когда импортные тарифы зависят от объема производства внутри страны и насыщенности внутреннего рынка).
ПП в Германии имел свои особенности:
Первая особенность – заключалась в том, что в других странах ПП начался с лёгкой промышленности, а в Германии в годы переворота развивалась главным образом тяжелая промышленность, а легкая отставала.
За период с 1850 по 1870 гг. промышленное производство в Германии выросло на 49%, добыча каменного угля – в 5 раз, выплавка чугуна – в 7 раз.
Опережающий рост тяжелой промышленности объясняется тем, что условиями развития промышленности в целом было железнодорожное строительство и военные потребности.
В середине 19 века в Германии началось строительство железных дорог, и строило их в основном государство, а не частные предприниматели. Строительство железных дорог имело и экономические, и стратегические цели.
Железные дороги призваны были изменить то положение, что Германия к этому времени оказалась к тому времени в стороне от мировых торговых путей. Поскольку Германия занимает центральное положение в Европе, то она оказалась и в центре европейской железнодорожной сети. Соседним государствам стало выгоднее перевозить товары через её территорию. И Германия вновь оказалась в центре европейской торговли.
Стимулом развития тяжелой промышленности были и военные устремления Пруссии. Пруссия стремилась объединить Германию, т.е. присоединить остальные германские государства. Для этого была нужна передовая военная техника.
Параллельно с развивающейся сетью ж/д, создавался единый внутренний рынок, мощный толчок получила фабричная промышленность, формируется огромный спрос на рельсы, паровозы, вагоны, уголь. Начинают развиваться и наукоемкие отрасли: химическая и электротехническая. Создаются первые монополистические объединения; примерно половина железных дорог и промышленных предприятий находилась в государственной собственности.
Второй особенностью индустриализации Германии было то обстоятельство, что она была страной молодого капитализма. Германские заводы строились на полвека позже английских и, естественно, оборудовались новейшей по тому времени техникой. Техника английских заводов к тому времени уже морально устарела. В Германии не надо было заново изобретать уже изобретенные в Англии машины.
Таким образом, по техническому уровню своей промышленности Германия вырвалась вперед, причем этому теперь способствовала и иностранная конкуренция, которая позволяла выживать только передовым, наиболее совершенным предприятиям. Немецкие заводы строились на базе новейшей техники с обязательным расчетом выпускать продукцию лучше и дешевле, чем английские заводы.
Третья особенность индустриализации Германии определилась тем, что значительная часть необходимых для развития промышленности капиталов находилась не у буржуазии, а у помещиков. Для мобилизации этих капиталов на развитие промышленности, в Германии разворачивается усиленное акционерное предпринимательство (грюндерство). Новые промышленные фирмы и банки создавались как акционерные, и, продавая акции юнкерам, получали их капиталы. Но в результате оказалось, что юнкера заняли сильные позиции не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности.
По объему промышленного производства Германия занимала третье место в мире. Впереди оставались Англия и США. В соответствии с ростом промышленности изменилась и внешняя торговля. Если за первую половину 19 века внешняя торговля выросла в 2 раза, то за 50-60-е гг. – в 3 раза.
Если в первой половине 19 века Германия вывозила в основном сельскохозяйственную продукцию и сырье, то теперь в вывозе преобладала промышленная продукция – уголь, машины, ткани. И наоборот, если раньше ввозились в основном промышленные товары, то теперь – сырье и сельскохозяйственная продукция.
Таким образом, именно экономическая политика государства сыграла решающую роль в развитии ПП в Германии.
Промышленный переворот во Франции
Промышленный переворот во Франции начался ешё в конце 18 века, но завершился лишь после 1850 г.
На протяжении 16 – 18 вв. во Франции господствовали феодальные формы организации аграрного и ремесленного производства. Феодальные повинности крестьянства дополнялись возрастающим налоговым бременем (из-за претензий Франции на общеевропейское господство, войн, необходимости государственной поддержки мануфактур).
Самые высокие налоги в Европе способствовали: экономической задавленности крестьянства, отсутствию средств для расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, невозможности совершенствования агрикультуры и повышения урожайности, и в целом – сужению перспектив преобразования форм организации сельскохозяйственного производства.
Мануфактуры во Франции развивались либо как государственные, либо как «королевские» – пользующиеся покровительством (субсидии, гарантированные закупки, выделение земли) правительства.
В условиях узости внутреннего рынка мануфактуры развивались преимущественно в двух отраслях – в производстве вооружения и предметов роскоши.
Государство многократно пыталось стимулировать ускоренное развитие мануфактурного производства, используя:
1) протекционистское внешнеэкономическое законодательство;
2) увеличение правительственных расходов на мануфактуры, которые приходилось покрывать усилением налогового бремени.
Средневековые отношения в с/х-ве Франции были ликвидированы только в ходе революции 1789-1793 гг. Несмотря на кажущуюся революционность решения, занимаемая крестьянским хозяйством земля, становилась частной собственностью главы семьи без каких-либо дополнительных условий, - это было едва ли не наихудшее решение аграрного вопроса в существующей ситуации.
Была закреплена парцеллярная (мелкая, мельчайшая) крестьянская собственность на землю – на протяжении всего 19 века она оставалась основной формой аграрного производства во Франции, хозяйство которой испытывало все недостатки мелкого хозяйства:
· отсутствие стимула и возможности совершенствования агрикультуры;
· бедность деревни и сохраняющаяся поэтому узость рынка;
· слабая мобильность населения – крестьяне продолжали держаться за клочки земли, не приносящие ничего, кроме возможности прокормиться.
Находясь под сильнейшим налоговым прессом, крестьяне попадали в зависимость от ростовщиков. К началу 20 века только 4% жителей французской деревни не брали в долг и не платили ростовщику процентов. В 19 веке французские крестьяне оказались неспособными конкурировать с американскими фермерами и русскими помещиками.
Несмотря на самое передовое хозяйственное законодательство в Европе в основе которого лежал Кодекс Наполеона, (1804 г.), французская промышленность в 19 в. продолжала развиваться медленно, ПП шел с трудом.
Сказались и особенности хозяйственного менталитета французов. В 19 в. предпринимательская деятельность продолжала оставаться второсортным занятием. Капиталы традиционно вкладывались в сферу кредита и в государственные займы.
Поэтому промышленность оставалась под покровительством государства. Особое внимание уделялось железнодорожному строительству. В 1859 г., например, акционерам железнодорожных компаний были гарантированы государством дивиденды не ниже 4% годовых. Кроме того, государство выступало заказчиком работ.
Одним из факторов, тормозивших развитие передовой промышленности во Франции, выступало, как это ни парадоксально, обилие дешевой рабочей силы. Оказалось, что в этих условиях внедрение капиталоемких технологий становится невыгодным.
На условиях хозяйственного развития отрицательно сказалась революция 1848 г., события Парижской коммуны 1871 г., а также потеря по условиям мира с Германией важнейших сырьевых регионов – Эльзаса и Лотарингии (в Лотарингии добывалось угля столько, сколько во всей остальной Франции).
Однако, несмотря на обилие негативных факторов, нельзя отрицать и достижения ПП. В стране, где были заложены основы современной теоретической химии (Антуан Лавуазье (1743-1794); 1768,1791г. – генеральный откупщик был гильотирован), было положено начало и химической промышленности (изобретение промышленного способа получения соды Н.Лебланом, 1787 г.). По проекту химика А.Фуркруа была основана в 1794 г. Политехническая школа для подготовки кадров технологов. В 1800 г. появился станок Жаккарда для изготовления узорчатых шелковых тканей, а в 1810 г. Филипп Жирар изобрел льнопрядильную машину.
После очередного государственного переворота в 1851 г. власть захватил Наполеон Третий, покровительствовавший ускоренному развитию тяжелой промышленности посредством широкого предоставления правительственных кредитов, в том числе специальных займов для технического переоборудования предприятий.
Наполеон Третий поддержал создание акционерного банка «Кредит Мобилье» для мобилизации сбережений населения в целях финансирования железнодорожного строительства. Этот банк стал прообразом системы долгосрочного промышленного кредитования.
Таким образом, французская промышленность развивалась преимущественно за счет собственных капиталов. Развивающиеся ж/д ускорили темп экономической жизни, открыли промышленности новые рынки сырья и сбыта, дали возможность шире использовать экономические резервы Франции. Первая железная дорога во Франции была построена в 1832 г. между Сент-Этьеном и Лионом. С середины 19 века Франция экспортирует лионский шелк, а также шерстяные и хлопчатобумажные ткани.
Промышленный переворот в США
В американской истории 18 века важнейшим событием явилась война за независимость 1775 – 1783 гг.
Экономическое развитие Северной Америки 16-18 вв. носило характер сырьевого придатка метрополии (Англии), чему в значительной степени способствовала политика английской колониальной администрации, а именно:
1.1699 г. – вводится запрет вывоза шерсти и шерстяных тканей в Англию;
2.1750 г. – издается закон («железный»), запретивший строительство в колониях прокатных станов, кузнечных цехов с молотами, сталеплавильными печами;
3. 1765 г. – вводится гербовый сбор, ущемляющий интересы купцов из колоний; колонисты не имели представительства в английском парламенте, а поэтому протестовали против взимания налогов;
4. 1774 г. – принят «Квебекский акт», запретивший колонистам осваивать новые земли.
Результатом антиколониальной войны явились:
1) Версальский договор полного равноправия Северной Америки (1783г.)
2) более свободный доступ к земле;
3) открытие для колонизации западных земель вплоть до Миссисипи;
4) принятие конгрессом решения (в 1785 г.) о распродаже земель участками не менее 640 акров по цене 2 долл. за акр.
Вплоть до середины 19 века мануфактурное производство не имело широкого распространения, основной отраслью хозяйства оставалась аграрная, т.к. для развития сельского хозяйства было больше условий.
Развитие сельскохозяйственного производства на Юге отличалось преобладанием монокультурного производства (в основном хлопка), основанного на рабском труде. Главным недостатком такого производства является его неустойчивость, т.к. колебания спроса на хлопок сильно отражались на благосостоянии плантаторов Юга и прогрессирующем истощении земли.
После антиколониальной революции Северная Америка приняла курс на фритредерство – свободную торговлю.
Но в течение 50 лет после этой революции на территории США, (увеличившихся по площади к 1850 г. в шесть раз по сравнению с серединой 18 века), сложились два типа хозяйства.
Северные и Южные Штаты различались практически по всем параметрам:
1) ведущей сфере хозяйства (промышленность и экстенсивное сельское хозяйство);
2) структуре сельскохозяйственного производства (фермерские капиталистические хозяйства, небольшие по площади, специализировавшиеся на выращивании злаков –на Севере и монокультурные гигантские плантации – на Юге);
3) положением в мировой экономике (Север стремился занять самостоятельные позиции в мировом промышленном производстве, а Юг довольствовался ролью сырьевого придатка английской хлопчатобумажной промышленности);
4) различались оптимальные для Севера и Юга внешнеэкономические курсы (Север – протекционизм, Юг – фритредерство).
Конфликт между Севером и Югом в виде Гражданской войны 1861-1865 гг. был вызван не различием их экономической структуры, а не совпадением их экономических интересов.
Сосуществование их в рамках одного государства было возможным, но не необходимым.
По аграрному вопросу также были противоречия – как осваивать новые западные земли. Миссурийский компромисс 1820 г. провозгласил освоение плантаторами земли южнее 36 град. 31 мин. Сев. Широты, а севернее – фермерами.
В 1862 г. издан Гомстед-акт, согласно которому любой гражданин США мог занимать участок земли площадью до 160 акров, при условии самостоятельной обработки его в течение 5 лет и уплаты регистрационного взноса (10 долл.) участок переходит в полную собственность занявшего его фермера. Так было положено начало «американскому пути» развития капитализма в сельском хозяйстве.
Победа Севера над Югом придала промышленный характер всему развитию страны. Государство проводило политику протекционизма и внешнеэкономической экспансии: в конце 19 века экспорт из США рос в три раза быстрее производства.
Особенности промышленного переворота в США
Промышленный переворот в США начался около 1800 г. прежде всего в текстильной и хлопчатобумажной промышленности в особых условиях.
Одним из условий был постоянный приток эмигрантов из разных стран Европы. Если бы не это обстоятельство, американская промышленность не имела бы рабочих. Здесь не происходило обезземеливание крестьян. Эту сторону первоначального накопления и заменяла эмиграция из Европы. Крестьяне в Европе теряли землю, а потом приезжали в Америку.
Кроме того, эмигранты приносили сюда технический опыт своих стран. США стали местом, где сливались воедино технические достижения Европы.
В 1789 г. в США эмигрировал английский текстильщик С. Слэйтер и без необходимых чертежей воспроизвел схему устройства ватерной машины Аркрайта. В это же время американский учитель Уитни изобрел хлопкоочистительную машину. Тем самым здешняя хлопчатобумажная промышленность сразу получила особенно дешевое сырье. К середине Х1Х века переворот в хлопчатобумажной промышленности США был закончен, и США по производству бумажных тканей вышли на второе место в мире после Англии.
Успешно в США развивалось машиностроение. При этом особое место там занимало сельскохозяйственное машиностроение.
Особенно важным для США был переворот на транспорте: связать отдельные части огромной территории, хозяйственно освоить земли Дальнего Запада стало возможным только с помощью железных дорог и пароходов.
В 1807 г. начал ходить по реке Гудзон пароход Фултона «Клермонт», который прошел путь от Нью-Йорка до Альбани (150 миль) за 32 часа. В 1811 г. пароход «Новый Орлеан», выйдя из Питсбурга за 2,5 часа достиг Мексиканского залива. После этого начались регулярные рейсы пароходов в Огайо и Миссисипи. К середине Х1Х века переворот на транспорте был завершен: все грузы водным путем перевозились пароходами, а по длине железных дорог США заняли первое место в мире.
И все же к середине Х1Х века США еще оставались преимущественно аграрной страной: в экономике преобладало с/х-во, больше половины экспорта составлял хлопок, и лишь 12-14% промышленные товары. Переворот в хлопчатобумажной промышленности оживил рабовладельческие плантации Юга.
Дополнительно к табаку и даже больше, чем его стали выращивать хлопок. Однако в 50-х гг. Х1Х в. хозяйство плантаций стало испытывать серьезные трудности: земля истощилась, т.к. хлопок и табак - культуры её истощающие. А применение передовой агротехники несовместимо с рабовладением. Поэтому плантаторы Юга стремились на Запад, на новые плодородные земли. Однако одновременно на Запад двигались и свободные фермеры Северных штатов. Вставал вопрос: кому достанутся эти земли?
Противоречие между Севером и Югом заключалось и в другом: буржуазия Севера стремилась ликвидировать зависимость от Европы, развивать промышленность, а для этого защитить внутренний рынок страны высокими пошлинами на ввоз иностранных товаров. Плантаторы Юга хотели беспошлинно сбывать в Европу хлопок и табак, и без пошлин же, т.е. дешево покупать европейские промышленные товары. Вопрос о пошлинах – вопрос дальнейшего развития страны: либо США будут развиваться как аграрный придаток Европы, рынок сбыта и источник сырья для неё, либо станут самостоятельным индустриальным государством. Были и другие противоречия политического и этического характера.
Аболюционисты, боровшиеся за свободу негров, о пошлинах не говорили. В ходе гражданской войны рабовладение было ликвидировано, негры получили свободу, но не землю. Они оставались в экономической зависимости от прежних хозяев, арендуя у них землю. Одновременно победа ускорила развитие промышленности. Дополнительным мотивом послужило открытие в 50-х гг. в Калифорнийских горах богатого месторождения золота. Здесь создавались огромные капиталы, которые впоследствии инвестировались в промышленность. За 20 лет промышленное производство США выросло в 4 раза.
Капитализм США развивался без пережитков феодализма; предпринимательство и деловая инициатива не ограничивались действиями государства.