Процедура банкротства предприятия
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание работы: Введение. 3 Глава 1. Система банкротсва в России. 18 Глава 2. Организационный механизм ликвидации предприятия. 22 2.1. Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства. 22Содержание работы:
Введение............................................... 3
Глава 1. Система банкротсва в России.................. 18
Глава 2. Организационный механизм ликвидации предприятия. 22
2.1. Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства. 22
2.2. Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий.......................................... 28
Глава 3. Конкурсное производство...................... 31
3.1. Порядок осуществления........................... 31
3.2. Ликвидация предприятия.......................... 42
Заключение............................................ 52
Список литературы:.................................... 58
Приложения............................................ 62
Введение.
Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных и государственных организаций), осуществляется посредством национального рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации. От характера и структуры рыночных потребностей, способности и возможности ее предвидения, прогнозирования и соответствующего реагирования зависят судьба предприятий, производящих товары и услуги, подъем и падение отдельных предприятий. направлений и секторов экономики. Процесс неравномерного развития экономики и тем более отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.
Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обес-пр.чрцидпппы родственного процесса,, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидации. И это, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать как случайность. Гибель значительной части фирм и в особенности вновь возникших зафикси-рованы статистикой банкротств тех стран, где эта статистика ведется. Английские исследователи отмечают, что до конца второго года доживает не более 20-30% вновь возникших фирм.
Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при этом одни и те же процессы могут быть и стимулирующими развитие, и тормозящими его.
Американские исследователи зафиксировали определенную закономерность возникновения спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она заключается, во-первых, в периодическом возникновении кризисных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а, во-вторых, в математически определенной продолжительности циклов спада и подъема, характерных для фирм малого и среднего бизнеса. Так, (раза подъема в среднем длится три года (от 1,1 до 7,7 лет), а фаз; падения — 2,8 года (от 2 до 12 лет) исследуемого массива американских фирм.
Специфика реализации различных типов предприятий в переходной экономике. Характерными чертами функционирования предприятий и их различных типов в переходной экономике можно считать следующие:
· нечеткость и изменчивость законодательной базы и, как следствие, одновременное наличие старых и новых форм предприятий, их организационная и юридическая хрупкость, нечеткая статистическая картина;
· механическое копирование (в той или иной мере) сложившихся за рубежом форм предприятий и механизмов их функционирования без достаточного учета национальных особенностей страны и условий переходного периода;
· сильное воздействие кризисных явлений переходной экономики и, как следствие, неустойчивость экономического положения предприятий, высокая тяга к спекулятивным действиям, к хищническому предпринимательству и т.п.;
· высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики (по некоторым оценкам, ее удельный вес в российском ВВП приближается к 40—50%, а в ее сфере тем или иным образом занято примерно 30 млн человек);
· прямое или косвенное воздействие на деятельность многих предприятий криминальных структур, рэкета;
· слабая спецификация прав собственности, неразвитость традиций цивилизованной рыночно-предпринимательской деятельности;
· возникновение предпринимательских структур не только путем создания совершенно новых предприятий, но и путем приватизации ранее действовавших предприятий (с точки зрения роли этих предприятий в экономике второй путь следует признать наиболее значимым и характерным);
· большое число неработающих формально зарегистрированных предприятий (среди причин: кризисность экономики, трудности привлечения финансовых средств, а также нацеленность ряда из них на проведение разовых спекулятивных операций, функции запасного аэродрома и т.п.);
· высокая степень бюрократизма при открытии предприятий-юридических лиц (отсутствие опыта и изменчивость нормативных актов, традиции регламентации, корыстные мотивы чиновников и т.п.).
Эти черты носят общий характер. Своеобразие переходного периода характерно и для отдельных типов (форм) предприятий.
Для индивидуального предпринимательства граждан в переходной экономике свойственны слабая организованность и правовая защищенность, хаотичность и стихийность деятельности, высокая доля официально незарегистрированных предпринимателей. Во многом оно носит вынужденный характер и вызывается не столько потребностями реализации предпринимательских способностей, сколько потребностями элементарного выживания в условиях отсутствия работы и средств у значительной части населения.
В условиях кризисной экономики весьма ненадежными становятся обладающие большим риском для его участников товарищества (исключая прежние ТОО). Фактически складываются такие формы стихийного партнерства и кооперирования предпринимателей с их особыми взаимоотношениями, которые заменяют собой товарищества с юридическим статусом.
Немало специфичных черт в переходной экономике имеют АО. В ОАО часто размыты права собственности, нет ясной картины фактического распределения экономической власти, когда реальный хозяин нередко скрывается за подставными лицами и фирмами. В условиях массового разгосударствления государство с трудом находит и реализует свою роль в АО как владелец пакета акций. Неотрегулирован -ность фондового рынка ведет к появлению разного рода финансовых пирамид, массовому обману и разорению вкладчиков. Трудное финансово-бюджетное положение государства, характерное для переходной экономики, ведет к увеличению выпуска государственных ценных бумаг, что деформирует фондовый рынок, приводит к ухудшению условий обращения корпоративных ценных бумаг.
Государственные и муниципальные предприятия в условиях атмосферы разгосударствления оказались на начальном этапе преобразований без четкого механизма функционирования, без строгого определения прав и обязанностей руководителей, что вело к разбазариванию средств, необоснованно высоким доходам руководителей.
Таким образом; специфика переходной экономики накладывает целый ряд особенностей на функционирование различных типов предприятий.
Изменения в характере взаимоотношений предприятий. В условиях плановой экономики отношения между предприятиями опосрс-довались государственными органами (Госпланом, Госснабом, Госбанком, отраслевыми министерствами и др.). Несмотря на элементы хозрасчетной самостоятельности, преимущественное значение имели централизованное материально-техническое снабжение предприятий, прикрепление производителей к предприятиям-поставщикам и потребителям, плановая реализация продукции и плановое ценообразование, мягкие бюджетные ограничения.
Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характера взаимоотношений предприятий. Это находит свое выражение в образовании экономически самостоятельных субъектов хозяйства, в развитии рыночно-конкурентного механизма экономики. Предприятия вступают в отношения друг с другом самостоятельно, руководствуясь рыночными критериями и стимулами, сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой.
Радикальный переход к принципиально иному характеру взаимоотношений предприятий оказывается весьма болезненным (устранение привычной системы государственного патернализма и разрыв сложившихся хозяйственных связей при отсутствии традиций и опыта рыночного хозяйствования, неразвитости рыночной инфраструктуры, давлении импорта в условиях открытия границ и т.п.). Наряду с новыми, рыночными продолжают (особенно на начальном этапе преобразований) сохраняться в модифицированном виде и старые методы, в числе которых элементы мягких бюджетных ограничений (дотации, льготное кредитование, списывание или зачет долгов и т.п.), использование прежних персональных контактов во властных органах и преобразованных бывших управленческих структурах (лоббирование интересов, помощь в установлении связей с другими предприятиями и зарубежными партнерами, подключение к госзаказам), инерция сохранения традиционных (не всегда рациональных) хозяйственных отношений, большая роль личностных (иногда корыстных) связей между руководителями предприятий. В процессе адаптации к новым условиям хозяйствования предприятия используют все возможные методы и их комбинации. При этом происходит интенсивное освоение рыночного стиля поведения.
Сиабженческо-сбытовые отношения предприятий. Отношения между предприятиями по поводу материально-технического снабжения (средства труда, материалы, сырье, комплектующие) и сбыта произведенной продукции приобретают все более рыночную ориентацию, подвергаются все большему влиянию спросовых ограничений, однако в заметной мере сохраняют специфику, проистекающую из особых условий переходной экономики.
Факторами, затрудняющими развитие новых форм отношений между предприятиями, выступают неразвитость рыночной инфраструктуры (товаропроводящей, информационной и др.), слабое овладение методами маркетинговой политики, медлительность принятия и низкая эффективность реализации арбитражных решений по хозяйственным спорам, тяжелое финансовое положение многих предприятий и в целом кризисный характер переходной экономики.
В начальный период (заметно меньше в последующие) важную роль в снабженческо-сбытовой политике играют прежние хозяйственные связи партнеров в силу инерции, преимуществ доверительных отношений в условиях экономической неопределенности (например, при поставках без предоплаты, при бартере и т.п.); отсутствия необходимой информации, жесткой зависимости от прежних технологических цепочек при недостатке средств для изменения профиля предприятия и т.п. Со временем главным критерием выбора партнеров становятся рациональные рыночные оценки. При этом неустойчивость экономики, неразвитость рыночной инфраструктуры обусловливают хаотичность установления хозяйственных связей, частую смену контрагентов.
Существенными факторами, влияющими на материально-техническое снабжение предприятий в переходной экономике России, оказались следующие: потеря связей с прежними поставщиками из республик бывшего СССР и стран бывшего СЭВ; закрытие, перепрофилирование или переориентация на экспорт части поставщиков в условиях трансформации экономики; давление монополистов-поставщиков, продолжающих играть значительную роль в экономике; дороговизна посреднических и транспортных услуг; невысокий уровень качества и узость ассортимента многих видов отечественной продукции материально-технического назначения и т.п.
Адаптация предприятий к существующим условиям происходит как в пассивной, так и в активной форме. Исследование поведения предприятий показало, что в 1995 г. среди пассивных мер преобладали бартер (62% предприятий), сокращение объема выпуска (12%), сокращение ассортимента (7%); среди активных мер — поиск новых поставщиков (57%), организация производства сырья и материалов на своем предприятии (7%), вложение инвестиций в развитие предприятий-поставщиков (2%).
Своеобразием является то, что одновременно с расширением рыночных отношений происходит усиление натурализации хозяйства (бартеризация, развитие предприятиями собственной сырьевой базы) и регионализации хозяйственных связей (прежде всего из-за роста транспортных затрат).
Противоречивость переходного периода проявляется и в сбытовой политике предприятий. Существенными факторами, влияющими на нее, можно считать потерю рынков стран СНГ и Восточной Европы для многих российских предприятий, сокращение спроса со стороны покупателей — как домашних хозяйств в связи со снижением реальных доходов населения, так и предприятий в связи с сокращением их производства и финансовых возможностей, трудности выхода на мировой рынок, агрессию импортных товаров, а также неразвитость рыночной инфраструктуры.
Приспосабливаясь к существующим условиям, предприятия используют различные меры для улучшения сбыта своей продукции. По данным вышеприведенного обследования, в 1995 г. 65% всех предприятий использовали в этих целях сдерживание роста цен на свою продукцию, 45% — изменение ассортимента выпускаемой продукции, 29% — работу с посредниками и дилерами, 24% — активную рекламу, 6% — изменение профиля производства, 5% — выход на зарубежные рынки, 5% — борьбу за госзаказы и только у 5% предприятий не было проблем со сбытом. При этом все большее значение для сбытовой политики предприятий имеет не только активизация сбыта традиционной продукции, но и реструктуризация производства, освоение новых видов продукции. Проблемой, однако, является нехватка средств для проведения реконструкции предприятия, изменения его профиля.
Трудности со сбытом, кризис неплатежей вызывают расширение бартерных операций, поставок в счет будущих платежей (фактически необеспеченных коммерческих кредитов), разного рода злоупотреблений)
Взаимная задолженность предприятий. Характерной для переходной экономики является проблема просроченной финансовой задолженности предприятий.
Сама по себе взаимная задолженность экономических субъектов — явление, не чуждое и странам с развитой рыночной экономикой. Специфика для переходного периода состоит в резком увеличении задолженности, ее крупных размерах, остроте последствий, неразрывной связи с противоречиями и кризисными явлениями переходной экономики.
Общая сумма просроченной задолженности предприятий производственных отраслей достигла в России к октябрю 1996 г. 508 трлн руб. И хотя в ее структуру включалась сумма просроченных платежей в бюджет, а также задолженность по отчислениям во внебюджетные фонды и др., основную долю занимала взаимная задолженность предприятий (задолженность поставщикам в структуре просроченной кредиторской задолженности предприятий, несмотря на ее относительное сокращение в последние годы, составляла примерно 50%). Таким образом, взаимная задолженность предприятий — центральное звено кризиса неплатежей. О масштабе указанного явления говорят и следующие цифры (неплатежи между предприятиями достигли в промышленности месячного объема продукции, подлежащей реализации; просроченная задолженность поставщикам в 7 раз превысила в конце 1995 г. сумму денежных средств предприятий; объем неплатежей в I квартале 1996 г. более чем в 1,6 раза превышал объем денежной массы. В середине 1996 г. кредиторская задолженность составили 28% к годовому ВВП (для сравнения: в конце 1991 г. — около 5%).
Причинами роста взаимной задолженности предприятий явились:
· трудности адаптации предприятий к рыночным методам хозяйствования в условиях резкого перехода от системы государственного патернализма, мягких бюджетных ограничений; недостаток собственных средств предприятий на пополнение обратного капитала и инвестиционных средств;
· либерализация цен и, как следствие, более высокие темпы роста цен на сырье, ухудшившие финансовые возможности производителей готовой продукции;
· кризисный характер переходной экономики в целом и причины, его вызывающие;
· жесткая денежно-кредитная политика государства, которая, с одной стороны, решает задачи снижения инфляции, с другой — сдерживает рост денежной массы; приводит к бегству рубля на более выгодные рынки (рынок ГКО, валютный рынок) и тем самым затрудняет доступ предприятий к денежным ресурсам;
· разрыв финансового и промышленного секторов экономики, ориентация банковской системы в значительной мере на спекулятивные операции, перераспределение средств в пользу финансового сектора;
· некачественный менеджмент в условиях слабой спецификации прав собственности;
· низкий уровень платежной дисциплины и исполнения судебно-арбитражных решений.
Возникающие неплатежи в определенной степени можно считать закономерной формой адаптации предприятий к реально складывающимся экономическим условиям и экономической политике, хотя в объективизации указанного явления заинтересована та часть директорского корпуса, банкиров, чиновников, посредников, которая реализует в этом свои корыстные интересы. Как форма адаптации к условиям высокой инфляции неплатежи компенсируют обесценение оборотных средств предприятий, как форма адаптации к низкой инфляции — недостаток собственных средств предприятий.
Рост взаимной задолженности предприятий имеет целый ряд негативных последствий. Во многом являясь порождением системного кризиса, он еще более углубляет его. В числе этих последствий:
· негативный мультипликационный эффект, когда неплатежи в одном месте порождают целую цепочку неплатежей по всей экономике, обостряя сбытовые и финансовые проблемы предприятий, усиливая спад производства;
· ухудшение воспроизводственных условий предприятий, снижение их инвестиционной деятельности (обновление основного капитала, реструктуризация производства и т.п.);
· усиление бартеризации хозяйственных отношений;
· заполнение денежного обращения разного рода суррогатами или квазиденьгами (векселя, казначейские обязательства и т.п.);
· сокращение налоговых поступлений от предприятий и, как следствие, обострение бюджетного кризиса;
· усиление роли теневой экономики, расширение возможностей хозяйственных злоупотреблений.
Способами разрешения кризиса взаимных неплатежей могут быть меры как общеэкономического характера, так и исходящие от самих субъектов хозяйства. Среди них:
· корректировка денежно-кредитной политики государства в сторону ее разумного смягчения, расширение области денежных расчетов между предприятиями, ограничение доходности спекулятивных операций;
· более активные меры государства по расширению емкости внутреннего рынка и по стимулированию выпуска продукции посредством инструментов денежно-кредитной политики, экспортно-импортной политики, других способов поощрения отечественных товаропроизводителей, а также по оздоровлению инфраструктуры сбытовой системы в интересах непосредственно производителей и потребителей;
· взаимозачет неплатежей: локальный (между отдельными предприятиями или группами предприятий), межотраслевой (одно из первых громких соглашений — О совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных неплатежей, подписанное Министерством путей сообщения, Минтопэнерго, Комитетом по металлургии, РАО ЕЭС, компанией Росуголь), народнохозяйственный (его привлекательность, однако, не должна означать всеобщего, сплошного взаимозачета, без учета перспективности тех или иных предприятий и причин, вызвавших их неплатежи);
· упорядочение вексельного обращения, формирование цивилизованного рынка векселей (включая активную роль банковской системы в учете и переучете векселей);
· использование акций предприятий, являющихся АО, для расчётов по неплатежам (т.н. свопирование);
· развитие финансово-промышленных групп, обеспечивающих сращивание промышленного и финансового капитала;
· усиление спецификации прав собственности и повышение ответственности менеджеров;
· совершенствование хозяйственного права, усиление исполняе-мости судебных решений по хозяйственным спорам.
Цель работы-рассмотреть организационный механизм ликвидации предприятия в условиях переходного периода.
Задачи исследования:
· изучить особенности функционирования предприятий различных форм собственности;
· исследовать организационный механизм ликвидации предприятия;
· изучить законодательные, павительственные документы и источники, а также документы по ликидации предприятия;
· исследовать организационно-методическое обеспечение в России.
Структура работы определена целями и задачами. Во введении рассматривается специфика функционирования предприятий в условиях переходного периода. В первой главе-принципы и механизмы системы банкротства в россии.
Во второй главе-организационно-методическое обеспечение осуществления системы банкротства, этапы реорганизации и ликвидации предприятий.В третьей главе предлагается рассмотреть план ликвидации КАКБ «Единение».
Хронологические рамки работы охватывают период с 1990-1998 г.г.
Практическая значимость работы обусловлена положением предприятийв области.
При написании работы использоались законодательные, правительственные источники, финансовые и юридические документы предприятия,научная и учебно-методическая литература.
Глава 1. Система банкротсва в России.
Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).
Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.
Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.
Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.
Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:
· установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
· предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
· введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
· создании системы мер для возрождения бизнеса;
· создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
· создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
· ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
· сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
· создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.
Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позваляет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.
В России начинает действовать система банкротств,что сопровождается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общественных институтов, партий и движений, которые дают соответствующую оценку, пытаясь ускорить или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций.
Следует констатировать, что большая часть российских государственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падение производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Многие частные предприятия, не принимая статуса банкрота, по сути таковыми являются, прекращая либо не продолжая своей деятельности.
В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все, то большинство ее участников.
В самом деле — предприниматель (в том числе и государство как собственник предприятия) получит перспективы развития своего дела, расставшись с тяжелым багажом прошлого, сменит не справляющееся с управлением руководство, которое ныне в России иным образом сменить нельзя. А это позволит провести здоровую техническую, маркетинговую и кадровую политику, привлечь необходимые для развития производства инвестиции. Кредиторы получают шанс спасти свои деньги, общество —структуру экономики, приспособленную к рынку, население — нужные товары, персонал предприятия — необходимую работу. Система социальной защиты должна обеспечить высвобожденный персонал работой, переподготовкой, приличным пособием по безработице.
Глава 2. Организационный механизм ликвидации предприятия.
2.1. Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства.
Важной составляющей системы банкротства является диагностика состояния предприятия, контроль и своевременное упреждение и предотвращение пришижинниихся кризисных ситуации. Своевременная и качественная диагностика и профилактичсская работа главная задача управления предприятием вообще и кризисного в частности. Работаподиагностике проводится внссколькоэтапов, главными из которых являются:
а) анализ финансового состояния, прогноз развития рыночной ситуации;
б) своевременное обнаружение причин и основных факторов. способствующих развитию кризисных ситуаций;
в) умение обнаружить раньше не заметные для неспециалиста признаки грядущего неблагополучия прсдприятия как уже отмечалось, причинная зависимость кризисных ситуаций скрытая в самом рыночном хозяйстве, вызвана постоянным изменением рыночных ориентации потребителя. Однако эта общая экономическая предпосылка вовсе не означает фатального исхода для любого предприятия и тем бол ее для экономики вислом, хотя история знает подобные всеобщие кризисы, которые стали причиной банкротства экономики в целом (экономические кризисы).
В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 — на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобной оценки; однако можно не без основания предполагать, что для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов. Политическую и эко-номичесую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значительным факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных предприятий.
Не обращаясь к экономической теории, которая дала уже объяснения этим явлениям, обратимся к анализу факторов. которые служат непосредственным катализатором Кризисной ситуации.
Успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов: внешних (на них предприятие не может влиять вообще или влияние может быть слабым), внутренних (как правило, они зависят от организации работы самого предприятия).
Способность предприятия приспособиться к изменению технологических, экономических и социальных факторов — гарантия не только его выживания, но и процветания.
В экономической литературе к внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относятся:
1) размер и структура потребностей населения;
2) уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и покупательная его способность (сюда же можут быть отнесены уровень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенным образом влияет на предпринимательскую активность);
3) политическая стабильность и направленность внутренней политики;
4) развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность;
5) уровень культуры, проявляющейся в привычках и нормах
Важным является система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации.
1. Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия предприятия является отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые предприятием, и их предложения. В этом смысле показательными являются всевозможные реорганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или- закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм. их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, также контролируемым кредиторами, является изменение в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления. Крах предприятий, как правило, начинается с конфликтов в высшем руководстве предприятием.
2. Другой блок ранних признаков банкротства включает в себя характер изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременность и качество представления финансотой отчетности и проведения аудиторских проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются:
· задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала. Во всяком случае и то и другое может говорить специалисту о неэффективности финансового управления;
· изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушения определенной их пропорциональности;
· увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам;
· увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам;
· уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фирмы, обесценение акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию и т.д.
Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки предприятия, ограничение коммерческой деятельности пред-л приятия органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.
Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех находящихся в подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры.
По характеру этих мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ, получила название защитной, поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. Она характерна для большинства российских государственных и частных предприятий в 1992-1994 гг. — наиболее нестабильном времени всей экономической системы. Однако подобная тактика, если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для более или менее значительной, не говоря уже о подавляющей части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий. И это вполне объяснимо: ведь главные причины кризисной ситуации лежат вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий, среди которых следует отметить: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытку улаживания дел с кредиторами (отсрочку долгов) и с поставщиками и другие мероприятия.
Наиболее эффективна наступательная тактика, для которой характерно применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В этом случае наряду с экономными, ресурсо-сберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, политика более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий.
В то же время меняется или укрепляется руководство предприятия, осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо, корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия. В соответствии с новой стратегией пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция все в большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на существующих и завоевание новых сегментов рынка, обновляется номенклатура выпускаемой продукции. Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления и в соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют найти путь к финансовому благополучию предприятия.
2.2. Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий.
Под банкротством предприятия или любого другого хозяйствующего субъекта понимается неспособность его удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом.
В отношении должника применяются следующие процедуры: реорганизационные, ликвидационные, мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию. К ликвидационным процедурам относятся:
· принудительная ликвидация хозяйствующего субъекта-должника по решению арбитражного суда;
· добровольная ликвидация несостоятельного хозяйствующего субъекта под контролем кредиторов.
В новом Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», вступившем в действие с 1 марта 1998 года, имеется много нового для российского законодательства, в частности изменение подхода к определению критериев несостоятельности (банкротства) должников — юридических лиц.
В законодательстве других стран определение обычно базируется или на принципе его неплатежеспособности (на основе анализа встречных денежных потоков), либо на принципе неоплатности (на базе соотношения активов и пассивов по балансу должника). Наличие у него имущества, превышающего общий объем кредиторской задолженности, выступает гарантией его способности восстановить платежеспособность, что служит основанием для использования процедуры внешнего управления.
Признание должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, означающего, что срок исполнения всех денежных обязательств должника наступил. При этом прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по задолженности должника. С этого момента все требования к должнику (в том числе налоговых органов) могут быть предъявлены только в пределах конкурсного производства. Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего из числа кандидатов, предложенных собранием кредиторов. На конкурсного управляющего возлагаются обязанности по аккумулированию имущества должника и формированию конкурсной массы для продажи имущества и расчетов с кредиторами в очередности, предусмотренной ст. 64 Гражданского кодекса РФ.
В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с ними всевозможными обязательствами партнеры (кредиторы, поставщики и т.д.), но и органы государственной власти. Их роль, разумеется, (если они не являются собственниками предприятий) отличается от роли других участников продажи предприятия; из состава имущества предприятия при его продаже подлежат исключению объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающие население города (поселка), находящиеся на балансе предприятия.
Решение о ликвидации предприятий-должников и продаже их имущества может быть принято только по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При продаже находящихся в федеральной или государственной собственностисубъектов Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале таких предприятии не устанавливается ограничение по минимальной начальной цене их продажи, и. кроме того, при продаже долей (паев, акций) на коммерческом конкурсе в его условия могут включаться требования по погашению в срок не более 1 месяца со дня заключения договора купли-продажи просроченной кредиторской задолженности предприятия, уменьшенной пропорционально отношению приобретаемой государственной доли к размеру уставного капитала, но не менее суммы средств, необходимой для покрытия фактической задолженности предприятия по оплате труда работникам предприятия.
В том случае, когда на момент принятия Федеральным управлением решения об обязательной продаже предприятия-должника. находящегося в федеральной собственности, в арбитражном суде рассматривается дело о несостоятельности предприятия. Федеральное управление обязано заявить в суд ходатайство о проведении внешнего управления имуществом этого предприятия. При удовлетворении судом такого ходатайства мероприятия по реализации решения Федерального управления включаются в план проведения внешнего управления имуществом должника. Если же дело о несостоятель^ ности предприятия, находящегося в федеральной собственности, возбуждается после принятия Федеральным управлением решения об обязательной продаже предприятия, это управление обязанб заявить в арбитражный суд ходатайство о приостановлении производства по делу на срок, необходимый для выполнения решения, но не более чем на шесть месяцев.
Глава 3. Конкурсное производство.
3.1. Порядок осуществления.
Конкурсное производство — это процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение между кредиторами конкурсной массы, т.е. имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе этого производства.
Конкурсное производство осуществляется в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и объявления должника свободным сп долгов, а также для охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга. Достижение этих целей обеспечивается законодательным урегулированием порядка проведения этой процедуры и контролем арбитражного суда за действиями ее участников.
Открывает и закрывает конкурсное производство арбитражный суд. Он же назначает конкурсного управляющего, определяет правомерность действий участников этого производства по их заявлениям, угверждает отчет конкурсного управляющего.
Решение об открытии конкурсного производства принимается в случае признания предприятия-должника несостоятельным (банкротом) и необходимости в связи с этим его принудительной ликвидации. Об открытии конкурсного производства арбитражный суд извещает трудовой коллектив предприятия-должника, соответствующие органы самоуправления, местные финансовые органы, банки и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника, т. е. всех лиц, интересы которых могут быть затронуты при ликвидации предприятия.
Решение арбитражного суда о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом) и открытии в связи с этим конкурсного производства должно быть обязательно опубликовано в «Вестнике Высшего Арбиражного суда Российской Федерации» после вступления этого решения в законную силу. Объявление публикуется арбитражным судом, его вынесшим, за счет средств, перечисленных на депозитный счет арбитражного суда. В объявлении указываются наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело, наименование и местонахождение предприятия-должника, в отношении которого осуществляется конкурсное производство, дата принятия соответствующего решения арбитражного суда. а также обращение к кредиторам ликвидируемого предприятия предъявить в предусмотренный Законом двухмесячный срок со дня публикации имеющиеся у них претензии к должнику. В объявлении могут содержаться и иные существенные для данного производства обстоятельства.,
Открытие конкурсного производства влечет за собой ряд правовых последствий для предприятия и его кредиторов.
С этого момента должники не вправе передавать кому-либо или иным образом отчуждать принадлежащее ему имущество, кроме тех случаев, когда разрешение на отчуждение имущества дано собранием кредиторов, а также погашать долги предприятия.
Из этого общего правила установлено два исключения. Во-первых, в период проведения конкурсного производства не приостанавливаются платежи кредиторам-залогодержателям и, во-вторых, должник не должен приостанавливать платежи, связанные с проведением конкурсного производства, т.е. выплаты вознаграждения конкурсному управляющему, арбитражному управляющему, если в отношении данного предприятия проводилась процедура внешнего управления его имуществом, а также платежи, связанные с продол-жениём функционирования предприятия-должника в этот период.
С момента открытия конкурсного производства считаются выполненными сроки исполнения всех долговых обязательств предприятия-должника, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия. Кредиторы по всем видам обязательств должника могут предъявить свои претензии к нему только в рамках конкурсного производства.
Круг участников конкурсного производства определен Законом. К ним относятся конкурсный управляющий, собрание (комитет) кредиторов, должник, члены трудового коллектива предприятия-должника, другие заинтересованные лица: собственник предприятия, орган, уполномоченный государством или местным органом власти управлять имуществом предприятия-должника, органы местного самоуправления» финансовые органы, в которых находятся счета должника.
Центральной, ключевой фигурой в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом.
Конкурсный управляющий управляет предприятием-должником и распоряжается его имуществом в период проведения конкурсного производства, заменяя руководителя предприятия, который отстраняется арбитражным судом от должности с момента открытия конкурсного производства.
Приступая к выполнению своих обязанностей, конкурсный управляющий должен прежде всего провести анализ финансового положения предприятия, его активов и пассивов, привлекая для этого в необходимых случаях независимых экспертов (аудиторов), изучить обоснованность требований кредиторов, после чего признать или отклонить эти требования, взыскать дебиторскую задолженность. На обязанности конкурсного управляющего лежит, кроме того, формирование конкурсной массы, создание ликвидационной комиссии и руководство ее работой, созыв собрания кредиторов.
В целях защиты требований кредиторов к должнику, признанному несостоятельным (банкротом), конкурсному управляющему предоставлено право оспаривать в арбитражном суде неправомочные, с его точки зрения, сделки должника, заключенные им в течение последних шести месяцев, предшествующие возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротства) предприятия.
По заявлению конкурсного управляющего арбитражный суд признает недействительными совершенные должником или от его имени действия до признания его несостоятельным при наличии-следующих оснований; если они направлены на досрочное удовлетворение требований отдельных кредиторов по ранее возникшим обязательствам, совершены в течение шести месяцев до дня возбуждения производства по делу о несостоятельности должника и это предприятие уже было фактически несостоятельным (банкротом); если они совершены независимо от этого шестимесячного срока, но с намерением причинить ущерб другим кредиторам, и кредиторы, в пользу которых были совершены эти действия, знали об этом намерении должника; если они направлены на удовлетворение требований отдельных кредиторов, срок удовлетворения которых наступил в то время, когда предприятие уже было фактически несостоятельным (банкротом) и стороны знали об этом.
Однако следует подчеркнуть, что не могут быть признаны недействительными действия должника, хотя и подпадающие формально под эти условия, но направленные на удовлетворение требований кредиторов-залогодержателей, а также привилегированных кредиторов.
Конкурсный управляющий может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий должника, предшествующих конкурсному производству, недействительными по собственной инициативе или по предложению любого из кредиторов. В случае отказа конкурсного управляющего от обращения в арбитражный суд в подобных случаях каждый кредитор может подать соответствующее заявление от своего имени.
В случае признания арбитражным судом действий должника недействительными кредиторы обязаны возвратить все неосновательно полученное ими имущество в конкурсную массу, а при невозможности возвратить полученное в натуре — возместить стоимость его в рублях.
Исходя из важности функций, выполняемых конкурсным управляющим в процессе конкурсного производства, закон предъявляет к кандидатам на эту роль такие же повышенные требования, как к кандидатуре арбитражного управляющего. Кандидат должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной домрах и имущественном положении.
Размер вознаграждения конкурсному управляющему определяется собранием (комитетом) кредиторов и/утверждается арбитражным судом. Авансовые выплаты вознаграждения (до завершения конкурсного производства) производятся арбитражным судом из средств, поступивших на депозитный счет суда, с последующим возмещением из конкурсной массы.
Активная роль в процессе конкурсного производства, как и при проведении реорганизационных процедур, принадлежит собранию кредиторов. Участвовать втаком собрании имеютправо все кредиторы, конкурсный управляющий, представитель трудового коллектива предприятия-должника и сам должник. Право же принятия решения на собрании имеют только конкурсные кредиторы, которыми являются кредиторы, имеющие имущественные требования к должнику, признанные конкурсным управляющим или арбитражным судом, за исключением кредиторов — носителей залоговых прав.
Закон относит к ведению собрания кредиторов ряд важнейших вопросов, возникающих в процессе конкурсного производства. Собрание кредиторов выдвигает кандидатуру конкурсного управляющего, устанавливает размер выплачиваемого ему вознаграждения, определяет предприятие или предприятия, на которые возлагается обязанность в установленных случаях внести денежные средства на депозитный счет арбитражного суда; дает при необходимости разрешение конкурсному управляющему на совершение отдельных сделок по отчуждению имущества должника; может принять решение о заключении мирового соглашения и, наконец, решает вопрос о начале продажи, форме продажи, а также начальной цене имущества предприятия-должника.
Собрание кредиторов является полномочным, если на нем представлены конкурсные кредиторы с правом голоса, сумма требований которых составляет на менее 50% от общей суммы обязательств должника, не обеспеченных залогом. Конкурсный управляющий имеет право голоса на собрании, если он является держателем признанных требований к должнику.
Собрание кредиторов осуществляет контроль за действиями конкурсного управляющего. В то же время конкурсный управляющий вправе обжаловать в арбитражный суд решения собрания кредиторов, принятые с нарушением компетенции собрания либо ограничивающие полномочия конкурсного управляющего.
Что касается представителя трудового коллектива предприятия-должника, участвующего в конкурсном производстве, то его полномочия удистивсряются общим собранием или конференцией трудового коллектива этого предприятия. Представитель трудового коллектива, наделенный такими полномочиями, имеет право участвовать в рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражном суде, проверять совместно; кредиторами сумму требований в части, относящейся к обязательствам должникаперед членами трудового коллектива, проверять документы, предоставленные в обоснование несостоятельности предприятия, принимать участие в работе собрания кредиторов и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Однако, не являясь конкурсным кредитором, он не может участвовать в принятии решений на таком собрании.
Основу для формирования конкурсной массы составляет все имущество должника, все его активы, указанные в бухгалтерском балансе предприятия или заменяющих его бухгалтерских документах, за отдельным изъятием, предусмотренным Законом. Не подлежат включению в конкурсную массу:
· некоторые объекты социально-коммунальной сферы и находя-щиеся на балансе должника, но в отношении которых Закон устанавливает особый порядок передачи: жилищный фонд, детские дошкольные учреждения и отдельные жизненно важные для данного региона объекты производственной и коммунальной структуры, например, пекарни, прачечные и т.п. Эти объекты должны передаваться на баланс соответствующих органов местной власти или местного самоуп равления;
· имущество (активы), являющиеся предметом залога;
· имущество, не принадлежащее должнику на праве собственности (полного хозяйственного ведения), в том числе имущество, арендованное должником, находящееся у него на ответственном хранении, а также личное имущество его работников. Последнее включается в конкурсную массу лишь в тех случаях, когда в соответствии с законодательством или учредительными документами предприятия-должника на это имущество может быть обращено взыскание по обязательствам должника. Так, например, подлежит включению в конкурсную массу имущество работников — членов полного или действительных членов смешанного товарищества, объявленного недееспособным, поскольку в соответствии с Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности они несут солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом.
По истечении двухмесячного срока со дня опубликования в «Вестнике Высшего Арбитражного суда Российской Федерации» решения арбитражного суда о признании должника несостоятельным (банкротом) арбитражный суд должен проанализировать все обязательства предприятия-должника независимо от поступления претензий от кредиторов и составить список признанных и отклоненных претензий с указанием сумм признанных претензий и очередности их удовлетворения и в течение двух месяцев направить этот список кредиторам.
В случае несогласия с этим списком кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об удовлетворении отклоненных претензий или об определении иной очередности их удовлетворения. К таким заявлениям должны быть приложены списки признанных и отклоненных претензий, составленные конкурсным управляющим.
Арбитражный суд должен рассмотреть подобные заявления кредиторов в течение месяца со дня их получения и вынести определение I об удовлетворении или отклонении требований заявителя.
Порядок распределения конкурсной массы и очередности погашения задолженности предприятия определяется Законом.
Из имущества должника вне конкурса погашаются его долговые обязательства, обеспеченные залогом, затем вне очереди возмещаются расходы, связанные с конкурсным производством, выплатой вознаграждения арбитражному и конкурсному управляющим, а также расходы, связанные с продолжением функционирования предприятия-должника. «Л Только после этого наступает очередность удовлетворения претензий. ^В первую очередь удовлетворяются требования граждан, вытекающие из причинения вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей. Во вторую очередь — требования по оплате труда работников, отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, по выплате пособий в течение одного года со дня открытия конкурсного производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам; в третью — погашается задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, возникшая в течение одного года до дня открытия конкурсного производства; в четвертую — требования конкурсных кредиторов; в пятую— требования членов трудового коллектива предприятия-должника, имеющих вклады в его имущество; в шестую — прочих собственников; в седьмую — все остальные требования.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При этом кредиторы первой, второй и третьей очередей, связанные с социальной защитой граждан и платежами в бюджет и внебюджетные фонды, являются привилегированными.
Решение о продаже имущества должника: о начале и формах | продажи, первоначальной цене имущества принимает, как отмечалось, собрание кредиторов по представлению конкурсного управляющего. Он извещает возможно более широкий круг заинтересованных лиц о начале и условиях продажи имущества, о сроках подачи заявлений желающими приобрести это имущество и после этого осуществляет продажу.
Имущество продается покупателю, предложившему наиболее высокую цену.
Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, распределяются между кредиторами в соответствии с установленной очередностью.
Требования кредиторов, выявленные и поступившие к конкурсному управляющему, по истечении предусмотренного для их заявления двухмесячного срока со дня публикации объявления об открытии конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после погашения требований кредиторов, заявленных своевременно.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются непогашенными. Кроме того, погашенными считаются требования, отклоненные арбитражным управляющим, если его отказ от признания требования не был оспорен кредитором в арбитражном суде или если арбитражный суд признал иск кредитора необоснованным.
После удовлетворения требований кредиторов и погашения их претензий должник считается полностью свободным от долгов. Завершив все расчеты с кредиторами, конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс предприятия и отчет о своей деятельности, который представляется им на утверждение арбитражному суду. К отчету прилагается ликвидационный баланс, документы об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов (если таковые имеются), а также декларация о доходах и имущественном положении.
Рассматривая отчет конкурсного управляющего, арбитражный суд вправе предложить ему внести в него необходимые уточнения и поправки. При отсутствии замечаний арбитражный суд утверждает отчет и определение о закрытии конкурсного производства.
Копи я определения арбитражного суда направляется в соответствующий орган, осушесткляющии государственную регистрацию предприятий для исключения предприятия из государственного реестра. С этого момента предприятие считает ликвидированным.
3.2. Ликвидация предприятия.
Решением суда Камчатской области от 21 апреля 1999 года по делу №А-49-285199 должник АООТ Камчатский Акционерный Коммерческий Банк «Единение» призна несостоятельным и в отношении него открыто конкурсное производство. Арбитражным управляющим назначен Филатов Ю.И.
Процедуры внешнего управления не осуществлялись. План конкурсного производства предполагал взыскание задолженности с АО «Ягодное» в пользы ликвидационной коммисии (см. приложение).
(Постановлением главы администрации Елизовского района №304 от 04.04.94 года было зарегистрировано ТОО «Молочко», учредителем которого являлся совхоз «Ягодный», поэтапно проходящий процесс приватизации. Согласно справки Комитета по управлению имуществом Елизовского района приватизация совхоза завершилась окончательно 06.08.94г.
В связи с этим все учредительные документы ТОО «Молочко» носят юридическую силу. По разрешению администрации г. Елизово совхоз «Ягодный» вошел в ТОО «Молочко» в качестве учредителя вместе с имуществом, которое согласно приказу № 60-2 от 11.07.94г. было передано на баланс ТОО «Молочко».
Часть этого имущества по акту от 24.07.94г. было передано совхозу на временное хранение. Ксерокопия акта смотри приложение.
По договору о прекращении обязательств от 17.10.1996г. и акту приема-передачи в порядке ст. 409 ГК в погашение задолженности по кредитным договорам ТОО «Молочко» передало Ликвидационной комиссии помещение инкубатора, магазин, склад, дизельные установки, станки КСМ.
Реализация имушества осуществляется после предварительных этапов:
· анализ наиболее эффективного использования обьектов недвижимости;
· расчет востоновительной стоимости обьектов;
· расчет рыночной стоимости оьбектов с учетом износа, эксплутационных и потребительских качеств.
Анализ наиболее эффективного использования.
Анализ на наиболее эффективное использование позволяет определить наиболее доходное и конкурентное использование объекта недвижимости - то использование, которому соответствует максимальная стоимость объекта. Это использование должно быть вероятным и соответствовать варианту использования, выбираемому типичньм инвестором на рынке.
Наилучшее использование не является абсолютом. Оно отражает мнение оценщика в отношении наилучшего использования собственности, исходя из анализа господствующих рыночных условий.
Использование объекта недвижимости должно отвечать четырем критериям, чтобы соответствовать его наиболее эффективному использованию. Оно должно быть физически возможным, законодательно разрешенным, экономически оправданным и приносить максимальную прибыль.
Рассматриваемый нами комплекс объектов, проектировался, строился и используется для с/хозяйственного производства. Часть объектов недвижимости (птичник №2, склад с бытовкой, склад хозинвентаря, теплицы, водонапорная башня и водопровод) требуют капитального ремонта. Учитывая удаленность объектов мала вероятность их перепрофилирования и использования в каком - либо другом качестве. Так же по нашему мнению экономически не целесообразным будет демонтаж части объектов (металл, теплиц, склада хозинвентаря, склада с бытовкой) с последующей реализацией металлолома и строительных материалов, в связи с определенной труднодоступностью к объектам и трудоемкостью процесса демонтажа. Однако такой вариант нами не исключается и при определенных условиях способен принести прибыль инвестору.
При разумном ведении хозяйства, наилучшим и наиболее эффективным использованием приносящим максимальную прибыль, объектов оценки (зданий сооружений, машин, оборудования, танспорта) будет являться использование их, после модернизации и кап. ремонта части из них (птичника №2, здания двух складов в пос. Мирном, 18 теплиц, водонапорной башни и водопровода, автобус
КАВЗ - 685, трактор Т-16) по своему прямому функциональному назначению для целей сельскохозяйственного производства.
Расчет восстановительной стоимости объектов.
Восстановительная стоимость представляет собой затраты на создание объекта полностью повторяющего объект оценки с учетом всех присутствующих в нем достоинств и недостатков.
При определении полной восстановительной стоимости транспорта, машин и оборудования за основу брались цены заводов изготовителей.
При определении полной восстановительной стоимости зданий, сооружений и оборудования за основу нами был взят базисный укрупненный показатель восстановительной стоимости в уровне сметных цен 1969 года, с учетом недостающих конструктивных элементов зданий и сооружений.
Для перехода в цены на 29 апреля 1997 года мы применили следующие индексы перехода:
· индекс, учитывающий изменение стоимости на 01.01.84 года по сравнению со сметными ценами 1969 года (Постановление Госстроя СССР №194 от 11.05.83 года);
· индекс, учитывающий изменение стоимости на 01.01.91 года по сравнению со сметными ценами 1984 года (Письмо Госстроя СССР №№ 14-Д от 06.09.90 года);
· индекс, учитывающий изменение рыночной стоимости на 01.01.1997 года по сравнению со сметными ценами 1991 года ( по данным строительных организаций Камчатской области).
Таблица Расчет восстановительной стоимости зданий и сооружений.
Зд.хлебозавода | Птичник№2 | Теплица | Склад с бытовкой | ||
1 | Восстановительная стоимость 1 куб. м. общего объема в ценах 1969 года, в рублях | 57.7 С.36-73 | 26.5х0.79 С.26-33 | 76х0.55 С.26-145 | 27.1х0.8 С.18-25 |
2 | Индекс перехода к ценам 1984 года | 1.17 | 1.17 | 1.17 | 1.17 |
1 | Индекс перехода к ценам 1991 года | 1.64 | 1.64 | 1.64 | 1.64 |
4 | Индекс перехода к ценам на 29.10.97 г | 7 100 | 7 100 | 7 100 | 7 100 |
5 | Объем, м2 (площадь, м2) | 1 079 | 3400 | 81м2 | 1308 |
6 | Восстановительная стоимость нового строительства, в млн.руб. (1х2х3х4х5) | 848.174 | 969.705 | 46.126 | 424.959 |
Склад хоз. Инвентаря | Водонапор. башня | Водопровод | Здание конторы | ||
1 | Восстановительная стоимость 1 куб. м. общегообъема в ценах 1969 года, в рублях | 27.1х0.88 С. 18-25 | 5040 С.27-94 | 11.7 С.27-25 | 49.1 С.18-37 |
2 | Индекс перехода к ценам 1984 года | 1.17 | 1.17 | 1.17 | 1.17 |
3 | Индекс перехода к ценам 1991 года | 1.64 | 1.64 | 1.64 | 1.64 |
4 | Индекс перехода к ценам на 29.10.1997 года | 7100 | 7100 | 7100 | 7100 |
Расчет рыночной стоимости объектов с учетом износа, эксплутационных и потребительских качеств.
Затратами способ.
Общеизвестно, что все построенные здания и сооружения а так же транспортные средства машины и оборудование под действием различных природных и функциональных факторов теряют свои эксплуатационные качества и разрушаются. Кроме того, на рыночную стоимость оказывает внешнее экономическое воздействие со стороны непосредственного окружения и изменения рыночной среды. При этом различают физический износ (потеря эксплуатационных качеств), функциональное или моральное старение (потеря технологического соответствия стоимости в связи с научно-техническим прогрессом), внешний или экономический износ (изменение привлекательности объекта с точки зрения изменения внешнего окружения, в том числе изменения рыночной среды).
Все вместе эти виды износа составляют накопленный износ, который и будет составлять разницу между восстановительной и текущей рыночной стоимостью.
Учитывая общую экономическую ситуацию на Камчатке и на рынке продажи недвижимости, мы пришли к выводу, что рыночная стоимость оцениваемого нами объекта должна определиться следующим образом:
Расчет рыночной стоимости объектов недвижимости проводился по нижеследующей формуле:
Дст = Вст х (1 - Износ/100) х Кэкспл
Где:
Дст - рыночная стоимость, полученная затратным способом;
Вст - восстановительная стоимость;
Износ - хронологический возраст объекта;
Кэкспл. - коэффициент потребительских и эксплуатационных качеств объекта оценки.
Расчет рыночной стоимости т/с, машин и оборудования проводился по нижеследующей формуле:
Дст = Вст х Ку х Кэкспл
Где:
Дст - рыночная стоимость полученная затратным методом;
Вст - восстановительная стоимость;
Кэкспл. - коэффициент потребительских и эксплутационных качеств объекта оценки;
Ку - коэффициент функционального и морального устаревания.
Анализ рынка недвижимости выявил ряд поправочных коэффициентов, вносящих существенную корректировку при оценке объекта.
Нами приняты нижеследующие поправочные коэффициенты:
Кс - коэффициент спроса;
Ку - коэффициент функционального и морального устаревания;
Кз - коэффициент сейсмостойкости;
Ктс - коэффициент технического состояния;
Кп - коэффициент престижности;
Кмп - коэффициент местоположения. Кэкспл. = Кс х Ку х Кз х Ктс х Кп х Кмп.
При оценке транспортных средств, машин и оборудования мы применили следующие поправочные коэффициенты:
Кс - коэффициент спроса, учитывающий насыщенность регионального рынка ТС данной модели;
Коб- коэффициент обновления узлов и агрегатов;
Кп - коэффициент престижности ТС;
Кр - коэффициент ремонтного обслуживания, учитывающий наличие ремонтной базы, запасных частей на данную модель;
Ктс- коэффициент технического состояния и внешнего вида;
Ку - коэффициент функционального и морального устаревания. Кэкспл. = Кс х Ку х Коб х Ктс х Кп х Кр.
Значения принятых поправочных коэффициентов приведены в расчетных материалов оценщика.
Окончательные значения рыночной стоимости: зданий, сооружений, транспорта, машин и оборудования приведены в «Экспертном заключении № 531»
Рыночная стоимость имущества
№ п/п | Объект оценки | Рыночная стоимость, руб. |
1 | Здание Хлебозавода | 227000000 |
2 | Птичник №2 | 218000000 |
3 | Теплицы металлические 18 шт. | 1800000х18=32400000 |
4 | Склад с бытовкой п. Мирный | 68000000 |
5 | Водонапорная башня БР-25 п. Мирный | 8600000 |
6 | Склад хозинвентаря п. Мирный | 60000000 |
7 | Водопровод 1,7 км. п. Мирный | 22700000 |
8 | Здание конторы | 96000000 |
9 | Оборудование хлебозавода | 25000000 |
10 | Сеялка СД-4,2 | 3500000 |
11 | Культиватор КОН-2,8 | 2500000 |
12 | Фреза ФБН-1,5 | 2000000 |
13 | Фреза болотная ФБН | 5000000 |
14 | Трактор Т-16м | 5000000 |
15 | Автобус КАВЗ-685 №33-17 КЧЕ - | 10000000 |
Итого: | 785700000 |
Оплата за экспертное заключение о рыночной стоимости объектов основных средств подлежит включению в себестоимость продукции (работ, услуг), как оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг, согласно Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. №552, с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 661 и от 20.11.95 г. № 113. (см. Письмо Государственной налоговой службы РФ от 14.05.96 г. № ПВ-6-13/325 «По отдельным вопросам учета и отчетности»).
Заключение.
Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.
Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.
В России начинает действовать система банкротств,что сопровождается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общественных институтов, партий и движений, которые дают соответствующую оценку, пытаясь ускорить или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций.
Следует констатировать, что большая часть российских государственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падение производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Многие частные предприятия, не принимая статуса банкрота, по сути таковыми являются, прекращая либо не продолжая своей деятельности.
В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все, то большинство ее участников.
В самом деле — предприниматель (в том числе и государство как собственник предприятия) получит перспективы развития своего дела, расставшись с тяжелым багажом прошлого, сменит не справляющееся с управлением руководство, которое ныне в России иным образом сменить нельзя. А это позволит провести здоровую техническую, маркетинговую и кадровую политику, привлечь необходимые для развития производства инвестиции. Кредиторы получают шанс спасти свои деньги, общество структуру экономики, приспособленную к рынку, население нужные товары, персонал предприятия необходимую работу. Система социальной защиты должна обеспечить высвобожденный персонал работой, переподготовкой, приличным пособием по безработице.
Своевременная и качественная диагностика и профилактичсская работа главная задача управления предприятием вообще и кризисного. в частности. Работаподиагностике проводится внссколькоэтапов, главными из которых являются:
а) анализ финансового состояния, прогноз развития рыночной ситуации;
б) своевременное обнаружение причин и основных факторов. способствующих развитию кризисных ситуаций;
в) умение обнаружить раньше не заметные для неспециалиста признаки грядущего неблагополучия прсдприятия как уже отмечалось, причинная зависимость кризисных ситуаций скрытая в самом рыночном хозяйстве, вызвана постоянным изменением рыночных ориентации потребителя.
Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех находящихся в подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры.
По характеру этих мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ, получила название защитной, поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. Она характерна для большинства российских государственных и частных предприятий в 1992-1994 гг. — наиболее нестабильном времени всей экономической системы. Однако подобная тактика, если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для более или менее значительной, не говоря уже о подавляющей части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий. И это вполне объяснимо: ведь главные причины кризисной ситуации лежат вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий, среди которых следует отметить: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытку улаживания дел с кредиторами (отсрочку долгов) и с поставщиками и другие мероприятия.
Наиболее эффективна наступательная тактика, для которой характерно применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В этом случае наряду с экономными, ресурсо-сберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, политика более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий.
В то же время меняется или укрепляется руководство предприятия, осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо, корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия. В соответствии с новой стратегией пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция все в большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на существующих и завоевание новых сегментов рынка, обновляется номенклатура выпускаемой продукции. Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления и в соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют найти путь к финансовому благополучию предприятия.
Решение о ликвидации предприятий-должников и продаже их имущества может быть принято только по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При продаже находящихся в федеральной или государственной собственностисубъектов Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале таких предприятии не устанавливается ограничение по минимальной начальной цене их продажи, и. кроме того, при продаже долей (паев, акций) на коммерческом конкурсе в его условия могут включаться требования по погашению в срок не более 1 месяца со дня заключения договора купли-продажи просроченной кредиторской задолженности предприятия, уменьшенной пропорционально отношению приобретаемой государственной доли к размеру уставного капитала, но не менее суммы средств, необходимой для покрытия фактической задолженности предприятия по оплате труда работникам предприятия.
В том случае, когда на момент принятия Федеральным управлением решения об обязательной продаже предприятия-должника. находящегося в федеральной собственности, в арбитражном суде рассматривается дело о несостоятельности предприятия. Федеральное управление обязано заявить в суд ходатайство о проведении внешнего управления имуществом этого предприятия. При удовлетворении судом такого ходатайства мероприятия по реализации решения Федерального управления включаются в план проведения внешнего управления имуществом должника. Если же дело о несостоятель^ ности предприятия, находящегося в федеральной собственности, возбуждается после принятия Федеральным управлением решения об обязательной продаже предприятия, это управление обязанб заявить в арбитражный суд ходатайство о приостановлении производства по делу на срок, необходимый для выполнения решения, но не более чем на шесть месяцев.
Список литературы:
1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные источники.
1.1. Гражданский кодекс РФ
1.2. Закон РФ «Об акционерных обществах»
1.3. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
1.4. Постановление Правительства РФ №498 от 20.05.94 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».
1.5. Указ Президента РФ «О продаже государственных предприятий-должников».
2. Монографии, статьи.
2.1. Амаржуев О.В. Дорогавцев А.Е. Неплатежи: способы предотвращения и сокращения. Практ. пособие - М. Аркаюр 1994
2.2. Ансофф И. Стратегическое управление - М. 1989
2.3. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством - М. Ось-89 1995
2.4. Беренс В. Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций - М. 1995
2.5. Бородина Е.И. Голикова Ю.С. Финансы предприятий - М. ЮНИТИ 1995
2.6. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами - М. Финансы и статистика 1996
2.7. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М. ЮНИТИ 1995
2.8. Донцова Л.В. Никифорова Н.А. Составление и анализ годовой бухгалтерской отчетности - М. ДИС 1997
2.9. Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США - М. Наука 1983
2.10. Едронова В.Н. Мизиковский Е. А. Учет и анализ финансовых активов - М. Финансы и статистика 1995
2.11. Ефимова О.А. Как анализировать финансовое состояние предпрития - М. Перспектива 1995
2.12. Ефимова О.А. Финансовый анализ - М. Финансы 1997
2.13. Зудилин А.П. Бухгалтерский учет на капиталистических предприятиях - М. УДНЮ 1990
2.14. Ковалев А.П. Финансовый анализ и диагностика банкротств. Учебное пособие Минэкономики РФ - М. Экономическая академия 1994
2.15. Козлов Н.В. Бочаров Е.П. Перспективный экономический анализ - М. Финансы и статистика 1987
2.16. Литвин М.И. Как определять плановую потребность предприятия воборотных средствах - М. Финансы 1996
2.17. Майданчик Б.И. Анализ и обоснование хозяйственных решений - М. Финансы и статистика 1991
2.18. Максимова И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного
предприятия - М. Маркетинг 1996
2.19. Миддлтон Д. Бухгалтерский учет и принятие финансовых решений - М. ЮНИТИ 1997
2.20. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия - М. ЮНИТИ 1995
2.21. Пилдич Дж. Путь к покупателю - М. Прогресс 1991
2.22. Питере Т. Уотермен Р. В поисках эффективного управления - М. 1986
2.23. Попов М.В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция - М. 1989
2.24. Практическое пособие по организации и экономике предпринимательской деятельности. Под ред. Панагушина В.П. - М. Либ 1995
2.25. Пратт Ш.П. Оценка бизнеса. Анализ и оценка закрытых компаний - М. Ин-т экономического развития Всемирного банка 1994
2.26. Родионова В.М. Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции - М. Перспектива 1995
2.27. Современный менеджмент: принципы и правила - М. Нижний Новгород 1992
2.28. Стоянова Е.А. Финансовый менеджмент в условиях инфляции - М. Перспектива 1994
2.29. Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 1996
2.30. Финансы в управлении предприятием. Под ред. Ковалевой А.М. - М. Финансы и статистика 1995
2.31. Финансы предприятий. Под ред. Бородиной Е.И. - М. ЮНИТИ 1995
2.32. Харрингтон Г. Управление качеством в американских корпорациях - М. 1989
2.33. Янг С. Системное управление организацией - М. Знание 1972
3. Зарубежные издания на иностранных языках.
4. Периодические издания.
4.34. Проблемы теории и практики управления 2000.
4.35. Экономист 2000.
4.36. Экономические стратегии 2000.
Приложения.
Приложение №1
Исполнительный лист.
Арбитражный суд Камчатской области.
Решением от 25 июня 1997г. по иску Ликвидационной комиссии КАКБ «Единение» к АО «Ягодное» о взыскании 358599255руб.
Суд решил взыскать с АО «Ягодное» в пользу Ликвидационной комиссии КАКБ «Единение» 149513263руб. долга по кредиту и 209085992руб. проценты.
Решение суда вступило в законную силу 25 июля 1997г.
Полное наименование взыскателя и его адрес: КАКБ «Единение» г. П-Камчатский. пр. К.Маркса 29/1
Полное наименование должника и его адрес: АО «Ягодное» г.Елизово ул. Садовая
Судья Е.В.Елькин
Приложение №2
Таблица. Перечень кредиторов ликвидируемой кредитной организации, включенных в показатели промежуточного баланса.
№ | Наименование и адрес кредитора | Номер уведомления | Заявл. требов. тыс.руб. | Признан. Требов. | Документы (Решение суда) | Номер и дата уведомления | |
Сумма тыс.руб. | Номер | ||||||
Первая группа очередности. | |||||||
1 | Салогуб Л.П. Курильская 26к7 |
8711024 | 22270233 | 22270233 | №1 22.05.96 | Реш.Суда №2-2502 |
№1 22.05.96 |
2 |
Гребенник В.А. Войцешика 23к16 |
8787261 | 17030506 | 17030506 | №1 22.05.96 | Реш.Суда №2-2627 |
№2 22.05.96 |
3 | Рыжков А.К. 50лОктября 29к6 |
8724578 | 13617800 | 13617800 | №1 22.05.96 | Реш.Суда №2-2722 |
№3 22.05.96 |
4 | Васильев А.Н. Королева 23к12 |
8745562 | 15048763 | 15048763 | №1 22.05.96 | Реш.Суда №2-2722 |
№4 22.05.96 |
5 | Герасимец Н.О. Дальняя 17к2 |
8745561 | 3451223 | 3451223 | №1 22.05.96 | Реш.Суда №2-2722 |
№5 22.05.96 |
6 | Робигов Н.В. Бохняка 12к17 |
8745663 | 89237890 | 89237890 | №1 22.05.96 | Реш.Суда №2-2722 |
№6 22.05.96 |
Итого: | 829469295 | ||||||
Вторая группа очередности. | |||||||
103 | Алименты | 97489923 | 97489923 | Заявлен. 04.12.96 | №9 30.05.96 | ||
104 | Аримов П.Р. Погранич 12 |
308734 | 308734 | Заявлен. 04.12.96 | №100 22.05.96 | ||
105 | Смелова С.Г. Ленингр 34к56 |
82365447 | 82365447 | Заявлен. 04.12.96 | №101 22.05.96 | ||
106 | Гермен Н.П. Рыбаков 14 |
85342900 | 85342900 | Заявлен. 04.12.96 | №102 22.05.96 | ||
107 | Прагадин С.П. Войцешика 16к32 |
467891 | 467891 | Заявлен. 04.12.96 | №103 22.05.96 | ||
108 | Орлов А.Р. Ленинская 12к16 |
3246567 | 3246567 | Заявлен. 04.12.96 | №104 22.05.96 | ||
Итого: | 52888983 | ||||||
Четвертая группа очередности. | |||||||
136 | Подоходный налог | № 1903 | 31849004 | 31849004 | №1 22.05.96 | Реш.Суда №2-2722 |
№2 22.05.96 |
137 | Соцстрах | № 1903 | 8174674 | 8174674 | №1 22.05.96 | Реш.Суда №2-2722 |
№2 22.05.96 |
138 | Пенсион фонд | № 1903 | 5937473 | 5937473 | №1 22.05.96 | Реш.Суда №2-2722 |
№2 22.05.96 |
139 | Нааалог на имущество | № 1903 | 12376554 | 12376554 | №1 22.05.96 | Реш.Суда №2-2722 |
№2 22.05.96 |
140 | Налог за проданные акции | № 1903 | 8355326 | 8355326 | №1 22.05.96 | Реш.Суда №2-2722 |
№2 22.05.96 |
Итого: | 849888983 |