Процесс организации учета по федеральным налогам на ООО Промбетон

СОДЕРЖАНИЕ: Экономическая сущность и назначение федеральных налогов. Налоговое планирование на уровне предприятия. Учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам на предприятии ООО Промбетон. Виды налоговых правонарушений. Организация расчетов по налогам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам

1.1. Экономическая сущность и назначение федеральных налогов

1.2. Теоретические основы организации расчетов по налогам и сборам

2. Учет расчетов по федеральным налогам на предприятии ООО «Промбетон»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Промбетон»

2.2. Учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам на предприятии ООО «Промбетон»

3. Совершенствование учета расчетов по налогам и сборам на предприятии

3.1. Виды налоговых правонарушений

3.2. Налоговое планирование на уровне предприятия

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Одна часть прибыли в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервных фондов и т.д.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении их доли в использовании прибыли. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли, большую роль в этом играют налоговые платежи. Этот процесс имеет крайне важное значение, поскольку оптимизация налогообложения позволяет своевременно выявить финансовые резервы для их капитализации. Оптимизация налоговых платежей зависит от тяжести налогового бремени и обоснованности претензий со стороны налоговых администраций. Существенную роль играет общее состояние бюджетно-налогового и финансового регулирования экономики, осуществляемого государством. И здесь в полной мере встает задача грамотного и законного в правовом отношении уменьшения налогового бремени для каждого налогоплательщика. Можно выделить следующие возможные пути оптимизации объемов налоговых платежей:

- выбор соответствующей организационно-правовой формы;

- использование возможностей хозяйственных договоров (комбинирование);

- грамотное и юридически безупречное ведение бухгалтерского учета;

- использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.

Несомненно проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для российских предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.

Предмет исследования в данной работе – процесс организации учета по федеральным налогам. Объект исследования – ООО «Промбетон».

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель работы – систематизируя теоретические основы практики бухгалтерского учета, рассмотреть сущность организации учета расчетов с бюджетом по федеральным налогам. Исходя из цели, сформулированы задачи работы:

1. Изучить теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов с бюджетом по федеральным налогам.

2. Оценить организацию учета расчетов с бюджетом по федеральным налогам на исследуемом предприятии.

3. Выявить основные проблемы налогообложения предприятии.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Н.П. Кондракова, А.Д. Шеремета, Т.Ф. Юткиной и др.

Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета и аудита. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по бухгалтерскому учету, аудиту, налогообложению, налоговому менеджменту, монографии и научные статьи в периодических изданиях.


1. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ

1.1 Экономическая сущность и назначение федеральных налогов

Налоговая система любого государства представляет собой:

- во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

- во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;

- в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты [6. с. 63-79].

Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры - федеральных налогов, региональных налогов (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов [4. с. 30-39].

К федеральным налогам Российской Федерации относят НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие [2].

Основным налоговым источником доходов консолидированного бюджета России является НДС. За счет его поступлений формируется более 28% налоговых доходов бюджетной системы. Для федерального бюджета его роль еще значительнее - более 43%. Второй по значимости и масштабам поступлений для консолидированного бюджета - налог на прибыль (его доля чуть менее 22%). В доходах федерального бюджета налог на прибыль играет не столь значимую роль (чуть менее 16%), а вот в доходах бюджетов субъектов Федерации его роль значительная - 28%.

На третьем месте по значимости и объемам поступлений - подоходный налог с физических лиц (с 2001 г. - налог на доходы физических лиц) - чуть менее 12%. Этот налог играет весьма существенную роль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации - на его долю приходится почти 20% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы. Таможенные пошлины формируют более 8% доходов консолидированного бюджета и более 16% доходов федерального бюджета. В бюджеты субъектов Федерации средства от этого вида налоговых платежей не поступают.

Таким образом, в рамках российской налоговой системы доминируют косвенные налоги (12,2% ВВП). Доля прямых налогов ощутимо ниже — всего 8,9% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, зиждется на косвенных налогах (почти 80% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги. Доля последних в их налоговых доходах составляет почти 59% [11. с. 78].

В данной работе рассматриваются налоги, относящиеся к федеральным: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость. Рассмотрим более подробно их экономическую сущность.

Налог на прибыль (доход) относится к группе прямых и пропорциональных налогов (табл. 1). Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней второе место после косвенных налогов. Однако за период с 2003 по 2006 гг. прослеживается тенденция к уменьшению этой доли с 19,8 до 17,5%. По квартальным итогам исполнения бюджета за 2006 г. удельный вес налога на прибыль в общей сумме доходов бюджета относительно стабилен, он составлял примерно ту же долю, которая и предполагалась в Законе о бюджете на 2006 г.

Таблица 1 - Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ (трлн. руб.)

Доходы бюджета 2003 2004 2005 2006
1. Всего поступило 134,26 163,2 376,4 435,6
в федеральный бюджет 47,31 68,7 146,8 194,8
в бюджеты территорий 86,95 95,4 229,6 240,8
2. Налог на прибыль, всего 26,58 36,88 67,91 76,72
в федеральный бюджет 12,09 16,44 29,84 34,54
в бюджеты территорий 14,49 20,44 38,07 42,18
3. Удельный вес налога на прибыль в доходах бюджета, всего (%) 19,8 22,6 18,0 17,6
в федеральный бюджет 25,6 23,9 20,3 17,7
в бюджеты территорий 16,7 21,4 16,6 17,5

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична. В налоговой системе РФ, согласно положениям Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [8], налог на прибыль определен как федеральный налог, распределяемый в пропорции, которая установлена Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формулированию внебюджетных фондов...». Следовательно, налог на прибыль - регулирующий. Взимание налога на прибыль осуществляется согласно положениям Налогового Кодекса РФ, который предусматривает налоговую процедуру в разрезе следующих разделов: плательщики; объект обложения; ставки налога и порядок его зачисления в бюджет; льготы по налогу; порядок исчисления и сроки уплаты налога; налогообложение отдельных видов доходов (прибыли) предприятий.

Объектом обложения налогом на прибыль служит конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом считается скорректированная сумма выручки от производства товаров (работ, услуг): «объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия...». В бухгалтерском учете понятия «валовая прибыль» не существует, а в расчет налога принимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. Формирование балансовой прибыли предприятия (фирмы) - сложный процесс. В расчете финансового результата деятельности фирмы учитывается множество данных о прибылях и убытках, фиксируемых в многочисленных бухгалтерских реквизитах, отражающих специфику финансово-хозяйственных операций и особенности расчета этих сумм.

Порядок формирования состава затрат, относимых на издержки производства и обращения, определяет также и объем налогооблагаемой прибыли. Этот порядок регламентируется специальными нормативными актами. Кроме этих норм применяется особый регламент в отношении организаций потребительской кооперации, банков, страховых фирм, определяющих затраты в соответствии со своей спецификой деятельности. Об ужесточении требований к своевременному и полному исчислению налогов в бюджет свидетельствует внедрение в налоговую практику идентификационных номеров налогоплательщиков. Налогоплательщики с 1 января 1996 г. во всех без исключения случаях указывают свои идентификационные номера в расчетно-платежных документах на перечисление бюджетных средств для финансирования расходов на всех этапах их прохождения до бюджетополучателей, а также по строке «Получатель» на перечисление налогов и других платежей в доходы бюджетов всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Данная практика применяется во всем мире, и ее внедрение в российскую систему налоговых отношений следует оценивать положительно.

Методика исчисления налога на прибыль (доход) неоднократно корректировалась с момента выхода Закона РФ «О налоге на прибыль». Практика показала, что при исчислении налога на прибыль наибольшие трудности испытывали бухгалтеры предприятий при составлении расчетов сумм налога и отражении в нем фактически выявленного уровня затрат, относимых на себестоимость реализованной продукции. Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от вида деятельности хозяйствующих субъектов (табл. 2).

Таблица 2 - Ставки (основные) по налогу на прибыль

Плательщики, виды деятельности, облагаемые доходы Общая ставка В федеральный бюджет В территориальный бюджет
Предприятия и организации по основной деятельности 24 6,5 17,5
Доходы иностранных организаций через постоянные представительства в РФ 20 6,5 13,5
Банки, страховщики, посредническая деятельность, биржи, брокерские конторы 15 1,5 13,5
Доходы от капитала (дивиденды, проценты) 9

Наиболее типичными ошибками, а нередко и преднамеренными действиями с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли являются: неучет отдельных затрат в составе издержек производства и обращения; неправильное отнесение основных фондов, например, в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов и наоборот; неправильное исчисление сумм амортизации и износа; неверное применение нормативов формирования государственных внебюджетных фондов; отнесение к прочим затратам сумм, не предусмотренных перечнем таких затрат в бухгалтерских и налоговых законодательных актах, и др. Сложными являются вопросы формирования сумм в целях налогообложения от внереализационных операций. Много нарушений налогового законодательства в части налога на прибыль выявляется при проверках правильности применения режимов льготирования отдельных видов деятельности, групп плательщиков, направлений использования прибыли. Эти нарушения связаны как со сложностью расчетов льготируемой прибыли, недостаточной профессиональной подготовленностью счетных работников, так и с противоречивостью самих положений нормативных налоговых актов.

Основное место в отечественной налоговой системе занимают косвенные налоги. В настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Налогообложение добавленной стоимости — одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. В странах - членах Европейского Союза НДС является важнейшим источником доходной базы бюджета ЕЭС. В 1979 г. ими были согласованы размеры налоговой базы по НДС, создан совместный фонд средств, пополняемый за счет ежегодных отчислений в пределах 1% от НДС. Ставки налога в этих государствах колеблются от 5 до 33,3%. Введенный в 1954 г. во Франции НДС на основе преобразования налога с оборота НДС стал применяться в других странах как налог на производство.

Несмотря на то, что НДС активно используется при осуществлении фискальной политики, ему присуши и определенные стимулирующие функции. Так, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налог банки, финансовые учреждения, учебные заведения, врачи и адвокаты, лица, сдающие в наем жилье. За ним укрепилась характеристика наиболее «нейтрального» налога. Правительства многих зарубежных стран стараются покрывать бюджетный дефицит прежде всего за счет увеличения поступлений от НДС, поскольку практиковавшееся в прошлом в подобных случаях усиление прогрессивного характера обложения доходов негативно влияло на процесс накопления и деловую активность в целом. В российскую практику хозяйствования НДС был введен Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 с изменениями от 17 марта 1997 г. как составная часть цены с целью регулирования спроса и предложения на товарном рынке. Опыт применения НДС высветил ряд негативных моментов в отношении методики его формирования. Недостаточно существенной оказалась роль НДС в регулировании экономики, формировании доходов бюджета (табл. 3).

Таблица 3 - Место НДС в доходах бюджета РФ (трлн. руб.)

Доходы бюджета 2003 2004 2005 2006
1. Всего поступлений: 134,26 164,1 376,4 435,6
в федеральный бюджет 47,31 68,7 146,8 194,8
в бюджеты территорий 86,95 95,4 229,6 240,8
2. Налог на добавленную стоимость 33,42 49,6 124,7 171,9
в федеральный бюджет 19,90 26,5 93,5 128,9
в бюджеты территорий 13,52 23,1 31,2 43,0
3. Удельный вес НДС в общей сумме бюджетных поступлений, % 24,9 30,2 33,1 39,5
в федеральный бюджет 42,1 38,6 63,7 66,2
в бюджеты территорий 15,6 24,2 13,6 17,8

Из данных табл. 3 следует, что за период с 2003 по 2006 г. удельный вес НДС в общей сумме налоговых поступлений в бюджет увеличился с 24,9 до 33,1%. В 2006 г. доля его поступлений в бюджет РФ была запланирована на уровне 39,5%, что на 6,4% выше уровня поступлений налога в 2005 г.

Оценка места и роли НДС неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют этот налог за излишнюю фискальность и чрезмерно высокие ставки. Органично вписывается НДС в модели западных экономических систем и выполняет там важную роль в регулировании товарного спроса. Этот налог является составным элементом налоговых систем более чем 60 стран мира. Западная практика использования НДС показывает, что этот налог обеспечивает устойчивую и широкую базу формирования бюджета благодаря своей универсальности. НДС выполняет важную роль нивелира стоимостных колебаний в экономике при условии равновесия между денежным спросом и товарным предложением, сложившимся естественным рыночным способом, а также при насыщенности товарных рынков и относительно стабильной межотраслевой норме прибыли, свободном переливе капиталов. В России НДС вводился с заменой и под обеспечение упраздняемых налогов с оборота (НСО) и налога с продаж (НСПЖ). В налоговой практике промышленно развитых стран, как правило, одновременно 2 однотипных налога не существуют, поскольку это нарушает экономический смысл налоговых правоотношений.

В Законе РФ № 1992-1 этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства, обращения и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. Трактовка базы обложения НДС, содержащаяся в Законе, совершенно не совпадает с методическими положениями относительно этой базы, которыми руководствуется практика. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, и, следовательно, достоверно определить налогооблагаемый оборот практически невозможно. Для устранения негативных социальных последствий применения НДС ставки с 1993 г. были снижены до 20% по производственным товарам и до 10% по отдельным видам товаров. Однако и этот шаг не устранил тех деформаций, которые были присущи НДС.

С позиции техники взимания НДС частично дублирует налог на прибыль. Оба эти налога имеют исходную базу обложения - выручку от производства продукции (работ, услуг), т.е. один источник финансовых ресурсов предприятий облагается дважды. Решение этой проблемы требует кардинальных мер — изменения методики исчисления НДС или упразднения налога на прибыль. Многие экономисты однозначно отрицательно оценивают практику налогообложения стоимостных результатов как противоречащую основам рыночного хозяйствования [52].

Исчисление НДС - процедура сложная, она различается в зависимости от содержания финансово-хозяйственных операций, цели коммерческих сделок, отраслевой специфики хозяйствования. Отличительной особенностью исчисления НДС с 1997 г. является приближение методики к образцам, применяемым в европейских странах. Введение счетов-фактур при определении суммы налога, поступившего в стоимости товарно-материальных ценностей, и сумм налога, начисленного на продаваемую продукцию, приблизило отечественную практику исчисления НДС к инвойсному методу (invoice — в пер. с англ, накладная).

Применение с 1 января 1997 г. счетов-фактур было введено в налоговое производство в соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». Правила составления счетов-фактур содержит постановление Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» и одноименные инструктивные письма МФ РФ и ГНС РФ [9].

Введение счетов-фактур не означает установления особого метода исчисления НДС по моменту отгрузки. Этот метод применялся до введения счетов-фактур. С их введением усиливается контроль за товаропродвижением, а следовательно, за полнотой исчисления налога и правильностью отнесения его сумм в зачет перед бюджетом.

1.2 Теоретические основы организации расчетов по налогам и сборам

Основными нормативными документами при учете расчетов предприятия с государственным бюджетов по налогам и сборам являются:

1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.04 г. №58-ФЗ).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. № 166-ФЗ, от 31.12.02г. № 191-ФЗ и от 07.07.03 г. №117-ФЗ).

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н, с последующими изменениями и дополнениями.

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

7. ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» - Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02г. №114н.

8. «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами». Приказ Минфина РФ от 12.11.96 г. № 96.

Налоги и сборы Российской Федерации, как отмечалось выше, разделены на три группы: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги и сборы. Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин. По данному признаку различают следующие налоги, сборы, пошлины:

- относимые на счета продажи (90,91) - НДС и акцизы;

- включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (дебетуются счета 08, 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44) - транспортный налог, налог на приобретение транспортных средств, земельная пошлина, таможенная пошлина, арендная плата за землю, налог на воду, отчисления во внебюджетные экономические фонды в виде платы за нормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и др.;

- уплачиваемые за счет прибыли до ее налогообложения (дебет счета 91, кредит счета 68) - налог на имущество, на рекламу и др.;

- уплачиваемые из прибыли (дебет счета 99, кредит счета 68) - налог на прибыль;

- уплачиваемые за счет доходов физических и юридических лиц - налог на доходы физических и юридических лиц.

Кроме того, по кредиту счета 68 и дебету счетов 99 «Прибыли и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части расчетов с виновными лицами) отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов. В корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов. По отдельным субсчетам счета 68 сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым. В связи с этим счет 68 может иметь развернутое сальдо на конец месяца, т.е. и дебетовое, и кредитовое.

Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость. Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Счет 19 имеет следующие субсчета:

1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»;

2 «НДС по приобретенным нематериальным активам»;

3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».

По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам организация-заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

По основным средствам, нематериальным активам и материально-производственным запасам после их принятия на учет сумма НДС, учтенная на счете 19, списывается с кредита этого счета в зависимости от направления использования приобретенных объектов в дебет счетов:

- 68 «Расчеты по налогам и сборам» (при производственном использовании);

- учета источников покрытия затрат на непроизводственные нужды (29,91,86) при использовании на непроизводственные нужды;

- 91 «Прочие доходы и расходы» - при продаже этого имущества.

Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога, списывают в дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.), а по основным средствам и нематериальным активам - учитывают вместе с затратами по их приобретению. При продаже продукции или другого имущества исчисленная сумма налога отражается по дебету счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (при продаже «по отгрузке»), или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (при продаже «по оплате»). При использовании счета 76 сумма НДС как задолженность перед бюджетом будет начислена после оплаты продукции покупателем (дебет счета 76, кредит счета 68). Погашение задолженности перед бюджетом по НДС отражается по дебету счета 68 и кредиту счетов учета денежных средств.

Учет расчетов по налогу на прибыль. Порядок учета расчетов по налогу на прибыль определен ПБУ 18/02. Данным ПБУ в учетную практику введено девять новых показателей, каждый из которых увеличивает или уменьшает облагаемую налогом прибыль или подлежащий уплате налог:

- постоянные разницы;

- временные разницы;

- постоянные налоговые обязательства;

- отложенный налог на прибыль;

- отложенные налоговые активы;

- отложенные налоговые обязательства;

- условный доход;

- условный расход;

- текущий налог на прибыль.

Постоянные разницы — это доходы и расходы, которые учитываются в бухгалтерском учете, но не принимаются во внимание в налоговом учете:

- суммы превышения фактических расходов, отражаемых в бухгалтерском учете, над расходами по нормам, принимаемым для целей налогообложения (по суточным, представительским расходам, расходам по некоторым видам добровольного страхования, процентам по займам и кредитам);

- расходы по безвозмездной передаче имущества;

- убыток, перенесенный на будущее, но который по истечении времени не может быть принят для целей налогообложения;

- другие виды постоянных разниц.

По безвозмездно переданному имуществу величина постоянных разниц определяется суммированием стоимости переданного имущества с расходами, связанными с этой передачей. При определении постоянной разницы по убытку, перенесенному на будущее, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 283 НК РФ организации могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму ранее полученного убытка в течение 10 лет в размере до 30% налоговой базы ежегодно. По истечении 10 лет оставшийся убыток учитывается в качестве постоянной разницы.

Постоянные разницы могут учитываться по первичным документам, в бухгалтерских регистрах или в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно. Однако в аналитическом учете они должны отражаться обособленно. Для обособленного учета постоянных разниц целесообразно открыть два субсчета по учету нормируемых расходов (для учета расходов в пределах норм и учета сверхнормативных расходов). Постоянное налоговое обязательство - это налог на прибыль по постоянной разнице. Сумма этого обязательства определяется умножением величины постоянной разницы на ставку налога на прибыль и учитывается на субсчете «Постоянное налоговое обязательство» счета 99 «Прибыли и убытки».

Временные разницы - это доходы и расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль и убыток в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в других отчетных периодах. Указанные разницы признаются в бухгалтерском и налоговом учете в разных отчетных периодах. Временные разницы при формировании налога на прибыль приводят к образованию отложенного налога на прибыль.

Отложенный налог на прибыль — это сумма, которая увеличивает или уменьшает налог на прибыль, подлежащий уплате в следующих отчетных периодах. Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль делятся: на вычитаемые временные разницы; налогооблагаемые временные разницы.

Вычитаемые временные разницы - это доходы и расходы, уменьшающие бухгалтерскую прибыль в текущем отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в следующих отчетных периодах. Они образуются в следующих случаях:

- при использовании различных методов начисления амортизации по амортизируемым активам в бухгалтерском и налоговом учете;

- при разных способах признания коммерческих и управленческих расходов;

- при наличии убытка, перенесенного на будущее;

- по кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) в организациях, признающих доходы и расходы кассовым методом.

При использовании различных методов начисления амортизации по амортизируемым активам вычитаемая временная разница возникает в том случае, если сумма начисленной амортизации в бухгалтерском учете превышает сумму амортизации, исчисленную в налоговом учете.

Вычитаемая временная разница вследствие применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в бухгалтерском и налоговом учете возникает в том случае, если в бухгалтерском учете эти расходы списываются сразу, а в налоговом учете - постепенно. По убытку, перенесенному на будущее, вычитаемая временная разница определяется вычитанием из всей суммы убытка суммы убытка, принятой для уменьшения налоговой базы. Вычитаемая временная разница по кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) может возникнуть у организаций, признающих доходы и расходы кассовым методом. Вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в следующих отчетных периодах.

Налогооблагаемые временные разницы - это доходы и расходы, увеличивающие бухгалтерскую прибыль в текущем отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в последующих отчетных периодах. Налогооблагаемые временные разницы возникают: при использовании различных способов начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете (когда сумма амортизации в бухгалтерском учете меньше, чем в налоговом учете); различных способах признания выручки и процентных доходов в бухгалтерском и налоговом учете в организациях, признающих доходы и расходы кассовым методом. При формировании налогооблагаемой прибыли они приводят к образованию отложенного налога на прибыль, подлежащего к уплате в следующих отчетных периодах. В бухучете вычитаемые временные разницы и налогооблагаемые временные разницы учитываются обособленно на отдельных субсчетах счетов активов и обязательств, использованных для учета соответствующих операций.

Отложенный налоговый актив — это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна уменьшить налог на прибыль в последующих отчетных периодах. Сумму отложенного налогового актива определяют умножением вычитаемой временной разницы на ставку налога на прибыль. Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете по всем вычитаемым временным разницам, за исключением временных разниц, по которым существует вероятность того, что они не будут уменьшены или погашены в последующих отчетных периодах. Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете 09 «Отложенные налоговые активы». По дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с кредитом счета 68 отражается отложенный налоговый актив, увеличивающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода. При выбытии соответствующих активов отложенные налоговые активы по ним также должны списываться. Аналитический учет отложенных налоговых активов ведется по видам активов или обязательств, в оценке которых возникла временная разница.

Отложенные налоговые обязательства - это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога в последующие отчетные периоды. Они признаются в том отчетном периоде, в котором возникают налогооблагаемые временные разницы. Величина отложенных налоговых обязательств определяется умножением суммы налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на установленную ставку налога на прибыль. Для синтетического учета отложенных налоговых обязательств используют счет 77 «Отложенные налоговые обязательства». Возникновение отложенных налоговых обязательств оформляют бухгалтерской записью:

- Дебет счет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

- Кредит счета 77 «Отложенные налоговые обязательства».

Аналитический учет отложенных налоговых обязательств осуществляют по видам активов и обязательств, по которым возникла налогооблагаемая временная разница. По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц в последующих отчетных периодах соответственно уменьшаются или погашаются отложенные налоговые обязательства. По данным операциям дебетуют счет 77 «Отложенные налоговые обязательства» и кредитуют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». Отложенное налоговое обязательство при выбытии объекта актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается с дебета счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в кредит счета 99.

Если некоторые активы, по которым возникли налогооблагаемые временные разницы и отложенные налоговые обязательства, в организацию не поступают, то увеличения налогооблагаемой прибыли в отчетном и последующих отчетных периодах не происходит. Отложенное налоговое обязательство по таким активам списывают на счет 99 «Прибыли и убытки».

Условный расход или условный доход — это сумма налога на прибыль или убытка, исчисляемая по бухгалтерской прибыли или убытку (т.е. определяемых по данным бухгалтерского учета). Величину условного дохода или расхода определяют умножением суммы бухгалтерской прибыли или убытка на ставку налога на прибыль. Сумму начисленного условного расхода по налогу на прибыль отражают в бухгалтерском учете по дебету счета 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Условные расходы по налогу на прибыль» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». Сумма начисленного условного дохода отражается по дебету счета 68 и кредиту счета 99, субсчет «Условные доходы по налогу на прибыль».

Текущий налог на прибыль - это налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет в отчетном периоде. Исчисляют его исходя из величины условного расхода, скорректированного на суммы постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств отчетного периода.

Пример расчета налога на прибыль и текущего налога на убыток:

Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) = Условный расход (доход) по налогу на прибыль + Постоянное налоговое обязательство + Отложенный налоговый актив Отложенное обязательство

Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском балансе как внеоборотные активы и долгосрочные обязательства. Они могут отражаться в балансе в «свернутом виде», т.е. с указанием в балансе только их сальдо, при соблюдении следующих условий: наличие у организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств; их учет при расчете налога на прибыль. Наряду с отражением в балансе отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства указываются в отчете о прибылях и убытках. В этом отчете содержатся также данные о постоянных налоговых обязательствах. При корректировке налога на прибыль в бухгалтерском учете составляют пояснительную записку с указанием в ней всех сумм и описанием всех показателей, на которые скорректирована бухгалтерская прибыль.

При начислении налога на прибыль дебетуют счет 99 и кредитуют счет 68. Причитающиеся налоговые санкции оформляют такой же бухгалтерской записью. Перечисленные суммы налоговых платежей списывают с расчетного счета или других подобных счетов в дебет счета 68.


Корреспонденции счетов по операциям расчетов с бюджетом

Операции Корр. счета
Дебет Кредит
Отражены суммы НДС по приобретенным материальным ресурсам, работам и услугам, закупленным основным средствам и мат. активам 19 60,76
Приняты к зачету по задолженности перед бюджетом суммы НДС по оприходованным и оплаченным производственным запасам, основным средствам и нематериальным активам 68 19
Списываются суммы НДС по материальным ресурсам, работам, услугам, использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от НДС (неоплаченным - 19, оплаченным - 68) 20, 23, 25, 26, 97, 44 19,68
Списываются суммы НДС по основным средствам, нематериальным активам, производственным запасам, продукции и товарам (работам, услугам), использованным для непроизводственных нужд 29, 86, 91 19,68
Отражены суммы НДС по переданным безвозмездно производственным запасам, основным средствам, нематер. активам 91 19,68
Отражается сумма НДС, исчисленная по установленной ставке на основании документов о полученных авансах 62 68
Списывается сумма НДС по отгруженной продукции, выполненным работам и оказанным услугам (под которые получены авансы) 68 62
Отражается сумма НДС, выделенная отдельно в расчетных документах по отгруженной продукции (выполненным работам, услугам) или имуществу в составе выручки от реализации 90,91 68,76
Начислен налог на прибыль 99 68
Перечислены денежные средства в уплату налогов и сборов 68 51,52

2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПРОМБЕТОН»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Промбетон»

Предприятие «Промбетон» образовано в целях осуществления предпринимательской деятельности, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Данное предприятие имеет свидетельство и занесено в государственный реестр РФ. Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью; форма собственности – частная. Данное предприятие имеет следующий юридический адрес: 241008, г. Брянск, ул. Шоссейная, д.1.

ООО «Промбетон» было учреждено 23 февраля 2001 года. Учредителями предприятия являются граждане РФ: Цепляева Инна Михайловна и Федоров Александр Юрьевич. ООО «Промбетон» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему участниками в счет оплаты своих долей в Уставном капитале. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Также оно имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование и указание на место его нахождения, штампы и бланки со своим наименованием, и другие средства визуальной идентификации.

ООО «Промбетон» в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Уставом и действующим законодательством РФ. Производственно-хозяйственную деятельность ООО «Промбетон» осуществляет на договорной основе, при этом предприятие свободно в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий хозяйствования, если это не противоречит действующему законодательству РФ. Реализация продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым обществом самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

ООО «Промбетон» ведет бухгалтерский, налоговый и статистический учет в соответствии с действующим законодательством РФ и несет ответственность за его достоверность и своевременное предоставление в соответствующие органы государственного управления. ООО «Промбетон» обеспечивает соблюдение государственных стандартов и других норм, затрагивающих интересы потребителей и государства, и, прежде всего норм, гарантирующих безопасность, охрану здоровья людей и защиту окружающей среды. Имущество ООО «Промбетон» составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.

Источником формирования имущества ООО «Промбетон» являются:

- уставный капитал предприятия, образуемый за счет внесения участниками своих вкладов. Уставный капитал состоит из номинальной стоимости двух долей участников Общества. Размер долей участников в уставном капитале определен в процентах (Цепляева И.М. – 1 доля (50% уставного капитала), номинальной стоимостью 8100 рублей; Федоров А.Ю. – 1 доля (50% уставного капитала), номинальной стоимостью 8100 рублей).

- доходы, полученные от реализации продукции, услуг и работ, а также других видов хозяйственной деятельности;

- добровольные взносы юридических и физических лиц;

- амортизационные отчисления;

- полученные кредиты;

- другие поступления.

Так, Уставный капитал на момент образования предприятия составил 16200 рублей. По данным 2007 г. основные средства составили 1661 тыс. руб., оборотные активы – 2711 тыс. руб., выручка от продажи товаров, работ, услуг – 18504 тыс. руб.

Основная цель деятельности ООО «Промбетон» - производство железобетонных изделий и конструкций, а также обеспечение процесса производства необходимыми материалами, оборудованием, реализация выпускаемой продукции. Целью деятельности предприятия является получение прибыли. Основными видами деятельности являются:

- производство строительных материалов и изделий;

- разработка и внедрение современных технологий в производство;

- добыча и доставка сырьевых материалов;

- восстановление экологической чистоты территорий;

- подготовка к эксплуатации и ремонт оборудования;

- транспортная деятельность, в том числе: перевозка грузов, пассажиров, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств;

- выполнение проектных и строительно-монтажных работ;

- подготовка кадров по направлению деятельности предприятия;

- маркетинговая деятельность, направленная на достижение целей предприятия;

- внешнеэкономическая деятельность, в том числе: экспортно-импортные операции в области внешней торговли; валютные операции;

- торгово-закупочная деятельность;

- оказание услуг связи;

- содержание и ремонт объектов производственного, социально- культурного и бытового назначения;

- благотворительная, культурно- просветительская и иная некоммерческая деятельность.

ООО «Промбетон» - торговое предприятие, которое занимается реализацией железобетонных изделий и прочих товаров народного хозяйства российского производства. Директором предприятия является Цепляева Инна Михайловна, которая осуществляет контроль за хозяйственными операциями и принятием решений. Главный бухгалтер предприятия Буриличева Ольга Григорьевна ведет бухгалтерский, налоговый и статистический учет. ООО «Промбетон» - крупное предприятие. Численность персонала предприятия – 1320 человек. Фонд оплаты труда за 2007 г. составил 21000 тыс. руб. Средняя заработная плата по предприятию на одного человека – 15000 рублей.

Организационная структура ООО «Промбетон» представлена на рис. 2:

- Генеральный директор;

- Главный инженер - заместитель генерального директора с отделами – производственно-технический отдел (ПТО); производственно-технический отдел по производству (ПТОППД); отдел главного механика; отдел главного энергетика; отдел техники безопасности; отдел автоматизированных систем управления (АСУ), отдел техники безопасности (ТБ);

- Заместитель генерального директора по материально-техническому обеспечению с отделами - административно-хозяйственный отдел (АХО) и транспортный отдел;

- Заместитель генерального директора по экономике с отделами – планово-экономический отдел (ПЭО); отдел труда и заработной платы (ОТиЗ), отдел цен и договоров, отдел ценных бумаг, отдел кадров, отдел социального развития, юридическая служба.

- Главный бухгалтер с отделом - бухгалтерия.

ООО «Промбетон» включает в себя: промышленную группу (основное производство) – 9 цехов; непромышленную группу (вспомогательное производство); управление. Промышленная группа включает в себя: цех материально-технического обслуживания (ЦМТО); ремонтно-строительный цех (РСЦ); прокатно-ремонтный цех эксплуатационного оборудования (ПРЦЭО); цех технического обслуживания и ремонта машин; цех теплоснабжения (ЦТС).

Для осуществления текущей деятельности предприятием открыт расчетный счет в Брянском филиале банка Банк ВТБ (ЗАО). Как юридическое лицо, ООО «Промбетон» зарегистрировано в ИМНС Володарского района г.Брянска. В отраслевом распределении предприятий в % к величине активов, строительная промышленность имеет в среднем 27%. По отрасли в области, среди обществ (34 предприятия) занимающимися аналогичными видами деятельности в общем объеме реализации продукции и услуг, доля ООО «Промбетон» составляет 19,5%. По данным Госкомстата Брянской области предприятие оценивается как среднее.

Генеральный директор
Зам. директора по экономике Главный инженер Зам. директора по материально-техническому обеспечению Главный бухгалтер Зам. директора по капитальному строительству
Начальники отделов ПЭО, ОТиЗ, ОК, Начальники отделов ПТО, ППД, АСУ, ТБ Начальник АХД Бухгал-терия Главный энергетик
Хозяйственная часть
Бухгалтер-кассир Главный механик
Юридическая служба Начальник транспортного отдела
Промышленная группа: ЦМТО, РСЦ, ПРЦЭО, ЦТС
Отдел маркетинга и ценообразования
Транспортный отдел

Рисунок 2 - Структура предприятия ООО «Промбетон»

ООО «Промбетон» работает в тесном контакте со строительными предприятиями г.Брянска и Брянской области. Вся продукция (ЖБИ и пенобетонные изделия) сертифицирована и соответствует ГОСТам. Продукция предприятия проходит контроль ОТК, аттестован технический процесс производства, осуществляется приемочный контроль качества. По серийности выпуска продукции предприятия производство предприятия считается массовым. Представим всю необходимую информацию о деятельности предприятия в таблицах 4 - 5.


Таблица 4 - Размер и структура уставного капитала на 01.01.08 г.

Учредители тыс. руб. % к итогу
Физических лиц – всего 16,2 100%
Итого: 16,2 100%

Используя балансовые данные ООО «Промбетон» за 2005-2007 гг., можно рассчитать основные показатели деятельности предприятия, которые изменились следующим образом (табл. 5).

Таблица 5 – Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия данные ООО «Промбетон» за 2005-2007 гг.

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. Динамика
Денежная выручка, тыс. руб. 14803 18283 18504 3701
Среднесписочная численность, чел. 1217 1267 1349 132

- управленческий персонал;

- производственный персонал;

- мужчин;

- женщин;

- имеющих высшее образование;

- имеющих среднее проф. образование

114

1103

991

226

128

1089

124

1143

1021

246

134

1133

138

1211

1108

241

156

1193

24

108

117

15

28

104

Стоимость основных средств, тыс. руб. 320 438 1661 1341
Расходы на оплату труда, тыс. руб. 169,8 197,5 293,9 124,1
Среднемесячная зарплата, тыс. руб. 4,85 6,20 15,53 10,68
Производительность труда, тыс. руб. 1464 2132 2102 638
Фондовооруженность труда, тыс. руб. 128,8 118,6 103,46 -25,34
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 12583 15047 15443 2860
Прибыль/убыток от продаж, тыс. руб. 212 542 377 165
Рентабельность продаж, % 1,12 1,02 1,01 -0,11
Чистая прибыль, тыс. руб. 0 0 79 79
Стоимость оборотных средств, тыс. руб. 981 1424 2711 1730
Собственный капитал, тыс. руб. 311 648 1496 1185

Можно сделать вывод, что в целом предприятие ООО «Промбетон» работало в течение 2005-2007 гг. периода достаточно эффективно. В качестве позитивных моментов можно также назвать стабильный рост выручки на 3701 тыс. руб. к 2007 г. Для реализации задач исследования более подробно проанализируем организацию бухгалтерского учета на предприятии ООО «Промбетон», с целью получения достоверных данных для анализа организации учета расчетов с бюджетом по федеральным налогам на исследуемом предприятии.

2.2 Учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам на предприятии ООО «Промбетон»

Основную часть прибыли (убытка) организация получает от продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг. Финансовый результат от их продажи определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ и услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин, налога с продаж и др. вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на ее производство и реализацию. Так как затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ и услуг), оказывает непосредственное воздействие на себестоимость, их перечень строго регламентирован.

Финансовый результат от продажи продукции (работ и услуг) определяют по активно-пассивному счету 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражается, в частности, выручка и себестоимость по: работам и услугам промышленного и непромышленного характера; строительно-монтажным работам; предоставлению за оплату во временное пользование своих активов по договору аренды и т.д. (когда это является предметом деятельности организации). К счету 90 «Продажи» в ООО «Промбетон» открыты следующие субсчета:

- 90/1.1 «Выручка от реализации ЖБИ, бетонных изделий»;

- 90/1.3 «Себестоимость продукции»;

- 90/1.4 «Прибыль, убыток от реализации»;

- 90/2 «Себестоимость продаж»;

- 90/3 «Налог на добавленную стоимость»;

- 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж».

На счетах 90/1, 90/2, 90/3 учитываются соответственно поступившая выручка от реализации услуг предприятия, себестоимость проданной продукции/услуг, начисленный НДС. Счет 90/9 предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

В ООО «Промбетон» в дебет счета 90 в течение года списывается плановая себестоимость реализованной продукции, а по кредиту отражается выручка в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В конце года плановая себестоимость по дебету счета доводится до фактической путем отнесения разниц между рассчитанной фактической себестоимостью в конце года и плановой себестоимостью (суммы экономии сторнируются, суммы перерасхода проводятся дополнительной записью в дебет счета 90 с кредита счетов учета продукции или затрат на производство). При выполнении работ, услуг, условия регулируются контрактом–договором на поставку продукции предприятием ООО «Промбетон».

Записи по субсчетам 90/1, 90/2, 90/3 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/2, 90/3 и кредитового оборота по субсчету 90/1 определяют результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90/9 на счет 99 «Прибыли и убытки».

Дт 90 Кт 99 – получена прибыль от продаж

Таким образом, синтетический счет 90 ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. Учет финансовых результатов от продаж в ООО «Промбетон» автоматизирован. По окончании отчетного года все субсчета к счету 90 закрываются внутренними записями на субсчет 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж». При этом составляются следующие проводки:

- Списываются в конце года обороты по счету 90/2 и 91 на счет 90/9:

Дт 90/9 Кт 90/2

Дт 90/1 Кт 90/9

- Списываются ежемесячно сальдо со счета 90/9 на счет 99:

Дт 90/9 Кт 99

Дт 99 Кт 90/9

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду выполненных работ, оказанных услуг и др. Для обобщения информации об операционных и внереализационных доходах и расходах используют счет 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету могут быть открыты субсчета:

- 91/1.1 «Расходы по изменению Устава»

- 91/1.1 «Прочая реализация»

- 91/1.18 «Списание Дт и Кт задолженности»

- 91/1.3 «Себестоимость прочей реализации»

- 91/1.4 «Сальдо прочих доходов (прочей реализации»

На субсчете 91/1 учитываются операционные и внереализационные доходы. На субсчете 91/2 – операционные и внереализационные расходы. Субсчет 91/9 предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Записи по субсчетам 91/1 и 91/2 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91/2 и кредитового оборота по субсчету 91/1 определяется сальдо прочих доходов и расходов. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91/9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, в ООО «Промбетон»на отчетную дату счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо не имеет.

По окончании отчетного года субсчета 91/1 и 91/2 закрываются внутренними записями на субсчет 91/1.4.

Операционные доходы и расходы ООО «Промбетон», учитываемые на счете 91, в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 представляют собой:

- результаты от продажи основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей;

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

- доходы и расходы от сдачи имущества в аренду;

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности.

При выбытии амортизационного имущества ООО «Промбетон» вследствие продажи, списания, безвозмездной передачи в сумму амортизации основных фондов и нематериальных активов списывают в дебет счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» с кредита счетов 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы». Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов списывают с кредита счетов 01 и 04 в дебет счета 91. Сюда также списывают все расходы, связанные с выбытием амортизируемого имущества (включая НДС по проданному имуществу). При выбытии материалов и другого неамортизируемого имущества вследствие продажи, списания и т. д. их стоимость списывают в дебет счета 91.

При осуществлении операций по вкладам в уставные капиталы других организаций обычно возникает разница между стоимостью передаваемого имущества и согласованной оценкой вклада. Это разница отражается в зависимости от ее значения по кредиту или дебету счета 91 (превышение согласованной стоимости над учетной отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счета 91).

Доходы от участия в других организациях можно учитывать:

- по фактическому поступлению денежных средств (при этом дебетуют счета 50, 51, 52, 55 и кредитуют счет 91);

- по предварительному начислению доходов на счетах (дебетуют счет 76 (на сумму доходов от вкладов в уставный капитал других организаций и т.д.) и кредитуют счет 91 (на всю сумму начисленных доходов)).

К операционным расходам ООО «Промбетон», учитываемым на счете 91, относятся также суммы причитающихся к уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ (налог на имущество организаций, на рекламу т. д.) Внереализационными доходами и расходами в соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99 являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров полученные (уплаченные);

- поступления (расходы) в возмещение причиненных организации убытков;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году;

- суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности.

Поступления от уплаты штрафов, пеней и других санкций отражают по кредиту счета 91 к дебету счетов учета денежных и счетов и расчетов с дебиторами. Уплаченные организацией штрафы, пени отражают по дебету счета 91 с кредита счетов учета денежных средств. При этом суммы внесенные в бюджет в виде санкций, в состав расходов от внереализационных операций не включают, а относят на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (т.е. на счет 99).

Прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году, отражают по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 91; убытки оформляют обратной бухгалтерской проводкой. Таким же образом учитывают поступления в возмещение и возмещение причиненных организации убытков. Суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списывают в дебет счета 76 и кредит счета 91. В дебет счета 91 с кредита различных счетов списывают расходы, связанные с благотворительной деятельностью, осуществлением мероприятий и т.д. Прочие внереализационные расходы и потери списываются с дебета или кредита соответствующих счетов в момент их выявления на счет 91.

Приведем в пример несколько проводок по счету 91, имеющим место в ООО «Промбетон»:

- отражены суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности: Дт 76 Кт 91

- получены бюджетные средства, отнесенные на прочие доходы: Дт 86 Кт 91/1

- вследствие списания основных средств получены строительные материалы:

Дт 10/10 Кт 91/1

- отражены доходы, полученные в виде штрафов за нарушение условий хозяйственных договоров: Дт 50 Кт 91/1

- отражена сумма выбывших материалов и другого неамортизируемого имущества вследствие их продаж: Дт 91/2 Кт 62

- начислены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов (налог на имущество): Дт 91/2 Кт 68

- уплачены штрафы, пени, неустойки: Дт 91/2 Кт 50

- списываются убытки от недостачи имущества на финансовые результаты (виновное лицо не установлено): Дт 91/2 Кт 94

Записи по субсчетам 91/1 и 91/2 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91/2 и кредитового оборота по субсчету 91/1 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с дебета или кредита субсчета 91/9 (в зависимости от того, куда было перечислено в результате сопоставления оборотов субсчетов 91/1 и 91/2) на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91, закрываются внутренними записями на субсчет 91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов». Таким образом, имеем следующие проводки:

- Списывается в конце года обороты по счету 91/2 и 91/1 на счет 91/9:

Дт 91/9 Кт 91/2

Дт 91/1 Кт 91/9

- Списывается ежемесячно сальдо со счета 91/9 на счет 99:

Дт 91/9 Кт 99 (если была бы получена прибыль)

Дт 99 Кт 91/9 (получен убыток)

Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ведется по каждому виду прочих доходов и расходов.

Чрезвычайными доходами и расходами считаются поступления (расходы), возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.). Они учитываются непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки». К чрезвычайным доходам относятся: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.д. Так, полученное страховое возмещение складывается под влиянием: прибыли или убытка от обычных видов деятельности; прочих доходов и расходов; потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности. Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 «Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Финансовый результат от прочих доходов и расходов (от продажи имущества, операционные и внереализационные доходы и расходы) вначале отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого затем ежемесячно списывают на счет 99.

Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т. п.

Кроме того, по дебету счета 99 отражают начисленные платежи на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Платежи по пересчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 99 и 68.


3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 Виды налоговых правонарушений

Нарушение налогового законодательства проявляется в нарушении различных правовых норм и тем или иным образом связано с правильным исчислением, полным и своевременным внесением налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Таким образом, основной вид нарушений в налоговой сфере составляют нарушения, совершаемые налогоплательщиками по незаконному уклонению от уплаты налогов. В зависимости от субъекта ответственности действующее законодательство устанавливает три самостоятельных вида налоговой ответственности:

а) ответственность налогоплательщиков за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов (ст. 13 Закона «Об основах налоговой системы»);

б) ответственность сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц (ст. 22 Закона «О подоходном налоге»);

в) ответственность банков и иных кредитных организаций за неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных поручений налогоплательщиков (ст. 15 Закона «Об основах налоговой системы»).

Из анализа п. 1 ст. 13 Закона Об основах налоговой системы и иных законодательных актов о налогообложении можно сделать вывод о том, что в настоящее время налоговая ответственность налогоплательщиков и лиц, содействующих уплате налога, наступает при совершении ими одного из десяти составов правонарушений, имеющих самостоятельный характер. Данные составы можно классифицировать в зависимости от объекта, на который направлены противоправные деяния, следующим образом:

1) сокрытие дохода (прибыли);

2) занижение дохода (прибыли);

3) сокрытие иного объекта налогообложения;

4) неучет иного объекта налогообложения;

5) отсутствие учета объектов налогообложения, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;

6) ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;

7) непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога;

8) несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога;

9) задержка уплаты налога, в том числе неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных поручений налогоплательщиков;

10) несвоевременное удержание, удержание не полностью или не перечисление в бюджет суммы налогов сборщиком налогов.

Необходимо отметить, что если налоговым законодательством не установлен какой-либо состав правонарушения (в письмах Государственной налоговой инспекции Российской Федерации часто используется термин «занижение налога»), то налоговые органы не вправе применять санкции.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежашей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. № 6-О).

Грубое нарушение организацией правил учёта доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 1351 Налогового Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Как видно из вышеизложенного, суммы штрафов за нарушение налогового законодательства весьма значительны, поэтому любое предприятие обязано вести достоверный и своевременный учет расчетов по налогам и сборам с целью избежать возможного наказания. Одним из способов оптимизации налоговых платежей и ведения расчетов по налогам и сборам является налоговое планирование на предпряитии.


3.2 Налоговое планирование на уровне предприятия

В соответствии с законодательством Российской Федерации налогообложение предприятий предполагает:

- определение размера объекта налогообложения;

- расчет суммы причитающегося с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);

- осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;

- составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.

Подавляющее число показателей, составляющих базу налогообложения, в том числе главные из них - объем реализации продукции (товаров, услуг) и сумма полученной прибыли, отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64) отражаемые в отчетности суммы расчетов с налоговыми органами и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождественными. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

В системе расчетных взаимоотношений предприятий денежные расчетные отношения с государственным бюджетом и государственными, внебюджетными фондами (социальными, дорожными, экологическими и др.) занимают особое место. Организация их аналитического учета должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет и платежей во внебюджетные государственные фонды. Поэтому каждое предприятие открывает по соответствующим синтетическим счетам субсчета в их развитие.

Для учета этих операций используется счет 68 «Расчеты с бюджетом», к которому открываются субсчета по видам налоговых платежей. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый - в пассиве.

Не допускается свертывать сальдо. Так, если, в Главной книге по дебету (кредиту) счета 68 отражено сальдо 5000 тыс. руб./85000 тыс. руб., то в активе баланса должно быть отражено 5000 тыс. руб., а в пассиве - 85000 тыс. руб. Грубейшей ошибкой будет отражение в пассиве баланса свернутого сальдо по счету 68 - 80000 тыс. руб. (85000 - 5000). При этом следует помнить, что в балансе задолженности по счету 68 должны быть отражены в суммах, согласованных с налоговым органом, для чего необходимо выверить взаимные расчеты, оформив акт сверки.

Кроме того, по кредиту счета 68 и дебету счетов 99 «Прибыли и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части расчетов с виновными лицами) отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов.

В корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов.

Под оптимизацией налоговых платежей понимается не только их минимизация, но и правильное разнесение по срокам платежа. В этих целях в организации разрабатывается налоговый календарь (как правило, помесячно на очередной квартал). В нем учитываются размеры и даты уплаты авансовых и фактических сумм по каждому налогу. Небольшие организации включают показатели налоговых платежей в общий платежный календарь.

Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.

Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства.

Этапы налогового планирования, связанные с оптимизацией налогового бремени, могут быть следующими:

- определение юридического статуса организации, ее организационно-правовой формы (ЗАО, ОАО, ООО и т.д.);

- определение целей и сфер деятельности;

- разработка программы анализа системы налогообложения;

- формирование информационной базы;

- тестирование состояния системы налогообложения;

- установление возможных льготв соответствии с налоговым законодательством;

- составление бизнес-плана;

- выбор стратегии оптимизации налогового бремени;

- оптимизация учетной политики (оптимизация способов ведения бухгалтерского и налогового учета);

- определение системы факторов и условий для конкретных временных периодов, определяющих налоговые последствия принимаемых управленческих решений в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

- расчет налоговой экономии при разных условиях хозяйствования, сроков внесения налоговых платежей;

- выявление резервов снижения налогового бремени;

- выявление сильных и слабых сторон организации;

- аудит состояния системы налогообложения;

- разработка оргтехмероприятий.

Для оптимизации налогового бремени имеет значение формирование учетной политики организации, включающей:

- Способ начисления амортизации основных средств: линейный; ускоренной амортизации при линейном способе; по сумме лет полезного использования; способ уменьшающегося остатка; пропорционально объему выпускаемой продукции.

- Способ начисления амортизации нематериальных активов: линейный способ; пропорционально объему продукции, работ, услуг.

- Способ списания товарно-материальных ценностей: по средней себестоимости; методу LIFO (по себестоимости первых по времени закупок товарно-материальных ценностей); методу FIFO (по себестоимости последних по времени закупок товарно-материальных ценностей).

В условиях инфляции наиболее выгодно использование метода LIFO. Он позволяет получить более реальную себестоимость списываемых материалов. При намечающемся снижении цен на товарно-материальные ценности целесообразно использовать метод FIFO.

При неясном прогнозе динамики цен целесообразно использовать среднюю себестоимость товарно-материальных ценностей.

- Способ списания накладных, комплексных расходов, сроки уплаты налогов и сборов.

Налоговое планирование предполагает системный подход. Он выражается в учете взаимосвязанной системы налогов и сборов, уплачиваемых организацией, и влияния ее на финансовые показатели организации. Выигрывая на одних налогах, можно потерять на других. Поэтому многовариантный перебор возможных сочетаний налоговых платежей — основной путь минимизации налогового бремени. Он может позволить оптимизировать финансовую ситуацию в организации, достичь максимума чистой прибыли при минимуме уплачиваемых налогов и сборов.

При осуществлении налогового планирования необходимо опираться на существующее налоговое законодательство, нормативные документы, прямо или косвенно связанные с ним.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная цель предприятия — приращение собственного капитала. Все, что увеличивает собственный капитал, признается доходами, а все, что его уменьшает, — расходами.

В настоящее время бухгалтерский учет является одним из главных механизмов управления процессами производства и продажей продукции, что способствует совершенствованию организации производства, долгосрочного планирования и прогнозирования, а также анализа хозяйственной деятельности. Переход к рыночным отношениям влечет за собой необходимость адаптировать бухгалтерский учет и отчетность к требованиям переходного периода.

Требования усовершенствования бухгалтерского учета также необходимо ввести и в ООО «Промбетон» с учетом меняющейся экономической обстановки.

На предприятии ООО «Промбетон» необходимо повысить контроль за соблюдением расчетных операций и следить за порядком сверки взаимных расчетов между данными бухгалтерского учета на предприятии и контрагента. Для целей внутреннего контроля утвердить: перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов; инвентаризационную комиссию; постоянно действующую комиссию по оценке и списанию с баланса объектов основных средств и нематериальных активов; порядок и сроки выдачи наличных средств под отчет сотрудникам; порядок оформления отчетов по их использованию; список подотчетных лиц в организации.

Регистры бухгалтерского учета ежемесячно распечатывать на бумажных носителях; осуществлять контроль за хранением и использованием учетной информации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. – М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 2001 г. 182 с.

2. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет». - 2001.

3. Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет». - 2003.

4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятий для целей бухучета на 2004 год. – М.: Издательство Налоги и финансовое право. - 2003 г.

5. Бухгалтерский учёт /Под ред. дэн профессора А.Д. Ларионова – М.: ГРОСС ГБ БУХ М. – 2000 г. – 654 с.

6. Дадашев А.З Налоговое администрирование.–М.:ЮНИТИ, 2002.–298 с.

7. Демин А.В. Налоговая политика России на современном этапе//Вопросы экономики. 2004 № 7 С. 54 - 82

8. Злыгостев Н.Н. Платить налоги – это выгодно// Налоговый вестник 2006. №7 С. 138-140

9. Кондраков И.П. Бухгалтерский учёт Учебное пособие 5-е изд– М.: ИНФРА М, - 2005 – 717 с.

10. Налоги: Учеб. пособие/под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.

11. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство/под ред. Евстигнеева Е.Н. – СПб: Питер, 2001. – 415 с.

12. Налоги и налогообложение в России/под ред. Евстигнеева Е.Н. – РнД: «Феникс», 2003. – 386 с.

13. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая. – М.: «Кодекс», 2004

14. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет». – 2004. – 368 с.

15. Пансков В.Г. Проблемы решаются, проблемы остаются// Налоговый вестник 2006 №1 С. 3-7

16. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Министерства финансов № 94н от 31 октября 2000 г.)

17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств».ПБУ 16/01. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 №26н (в ред. От 03.03.02.) // Официальные материалы для бухгалтера. -2003. -№6. – с. 8-10

18. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 2000г. N 60н Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету Учетная политика организации ПБУ 1/98 (с изм. и доп. от 30 декабря 2001г.) // Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая школа»

19. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 // Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая школа»

20. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 192 с.

21. Разгулин С.В. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы// Налоговый вестник 2002. №6 С. 145-152

22. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики/ Под ред. проф. Любимцева Ю.И. – М.: «Гильдия финансистов», 2002. – 223 с.

23. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы ЮНИТИ, 1997. – 383 с.

24. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 429 с.

Скачать архив с текстом документа