Проявление агрессивности у подростков при обучении в школе

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение Глава I Теоретический обзор проблемы агрессии у детей подросткового возраста I .1 Понятие и структура конфликта Источники конфликта

Содержание

Введение

Глава I Теоретический обзор проблемы агрессии у детей подросткового возраста

I .1 Понятие и структура конфликта

Источники конфликта

I .2 Типология конфликта

I .3 Стадии развития конфликта

I .3.1 Особенности конфликтов в педагогическом общении

I .3.2 Причины педагогических конфликтов

I .4 Урегулирование конфликтов

Глава II Организация и методы исследования

II.1 Организация исследования

II .2 Результаты исследования и их анализ

Глава III Рекомендации по профилактике и разрешению конфликтов

Список литературы

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению конфликтно-стрессовых ситуаций, которые становятся барьерами для общения между подростками и учителями.

Актуальность данной проблемы обусловлена постоянным интересом психологов и педагогов (Л.С.Выготский, А.С.Макаренко и др.) к изучению причин возникновения конфликтов в педагогическом взаимодействии учеников, к поиску эффективных способов их преодоления.

Тема конфликта является одной из наиболее традиционных в исследовании интерактивного аспекта общения. Ее популярность обусловлена значительным увеличением конфликтных ситуаций в современной социальной жизни. Традиционный конфликт представляют собой открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.

Целью работы является??

Объектом данной работы являются межличностные отношения в подростковом возрасте.

Предмет – проявление конфликтов в общении учащихся подросткового возраста.

соотнести уровень агрессивности и применить стратегии поведения в конфликте,

Гипотеза – мы предположили, что агрессивные подростки более склонны к такой стратегии поведения в конфликте как соперничество.

???что предусматривает решение следующих задач:

1) анализ поведении?? по проблемам конфликтного поведения;

2) выявление уровня ??и особенностей агрессивных подростков;

3) выявление стратегии поведения подростков в конфликтах.

Глава I . Теоретический обзор проблемы агрессии у детей подросткового возраста

В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.

Одна из существенных особенностей подросткового периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.п.

Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство – это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности. На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и учителем.

В становлении взаимоотношений подростка со взрослыми могут возникать противоречия. Усугубление противоречия и усугубление конфликта возникает при условии полного расхождения тенденций взрослого и стремлений подростка, когда взрослые к претензиям подростка на большую самостоятельность, доверие и уважение относятся как к необоснованным, а подросток в свою очередь протестует против старого стиля отношения к нему взрослых. При такой ситуации негативизм подростка может стать упорным и глобальным, что, в свою очередь, порождает ряд отрицательных последствий в формировании его личности: появление ответных агрессивно-деспотичных тенденций, лживости и т.п.

Важно подчеркнуть, что эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны «взорваться», хотя потом могут сожалеть об этом. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения.

Подросток чутко относится к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважает его, руководствуется им. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассников. ( Гамезо М.В. 1984)

Рассмотрев некоторые особенности психического развития подростка, перейдем к социальным ситуациям развития подростка. Дидактические процессы взаимодействия подростков с их учителями существенно отличаются оттого, что происходит на первой ступени школьного обучения. В чем же эти отличия в аспекте специфических конфликтных событий, детерминированных возрастными особенностями подростка?

Подростковый период развития именуется переходным от детского к взрослому состоянию. Для подростка свойственна потеря интереса к учебной работе. Он склонен переоценивать свои силы и способности. Тяга к взрослости и слепое подражание привычкам старших. Вместо прежнего лояльного отношения к требованиям учителя начальных классов у подростка появляется собственное мнение, преувеличенное представление о своем человеческом достоинстве. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут выдать протестующее сопротивление.

В подростковых классах резко расширяется число вступающих в конфликт, поскольку вместо одного- двух учителей в начальной школе подросток вступает в сотрудничество с десятком и более учителей, тренеров, кружководов и т.д. Перед ним демонстрируется неповторимый персонал, модели руководства познавательной деятельностью молодыми, пожилыми, мастерами, нервными и уравновешенными и т. д. Естественно и расширяется поле возникновения столкновений, конфликтов, недоразумений, взаимонепонимания (Журавлев В. И. 1995).

I .1 Понятие и структура конфликта .

Прежде всего, конфликт – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других. В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация. Конфликт – это норма жизни. Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликты. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, ролей, мнений, ценностей и взглядов участников взаимодействия (Сухов А.Н. 2001г.).

Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему-то негативному, он имеет конструктивные функции.

Конструктивные функции конфликта проявляются в следующем: во-первых, он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция); во-вторых, обнаруживает возникшие противоречия (познавательная функция); в-третьих, призван разрешить противоречия (инструментальная функция); в-четвертых, имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств (перестроечная функция).

Одни и те же конфликты могут быть конструктивными в одном отношении и дедуктивными в другом.

Дедуктивные функции конфликта очевидны. Во-первых, в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность. Во-вторых, нарушается система взаимосвязей. В-третьих, понижается эффективность совместной деятельности. В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать (Андриенко Е.В. 2004г.).

С учетом мотивации конфликта и субъективных ситуаций выделяют следующие виды конфликтов :

1 ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет.

2 потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин еще не осознали ситуацию конфликта.

3 истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами. В свою очередь, истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

- конструктивный – возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;

- случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

- смешанный – возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Например, недовольный низкой оценкой своих знаний подросток, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с учителем.

- неверно приписанный конфликт – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношение. Например, человека обвиняют в преступлении, которое он не совершал (Юричка Ю.И. 2001).

Источники конфликта.

Конфликтогены – факторы, способствующие возникновению и развитию конфликтов. К их числу относят слова, речь, интонации, а также невербальные (телесные) проявления (гримасы, агрессивные позы, жесты. А также действия или (бездействие), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта.

Конфликтные действия направлены либо на достижение собственных целей, либо на блокирование целей, намерений, стремлений противоположной стороны, любое действие одной стороны нарушает равновесие, устойчивость противоположной, тем самым вызывая ее противодействие (Мириманова М. С. 2003г.).

Структура конфликта это совокупность характеристик, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни.

Один из вариантов структуры конфликта – основой, или базой, конфликта является конфликтная ситуация .

Конфликтная ситуация – неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры. Конфликтная ситуация включает острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта, а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов.

Конфликтная ситуация – первоначальный, предконфликтный этап приведения в действия причины конфликта. Показателем конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях определенных субъектов. Напряженность свидетельствует об определенном уровне осознаний субъектами назревшего противоречия и потребности их разрешения, понимания несоответствия сложившегося положения их интересам.

Реализация конфликтной ситуации, переход ее в явный конфликт всегда начинается с какого-либо толчка: внутреннего, исходящего от одного из субъектов противоречия, т.е. с инцидента (Зеркин Д.П. 1998г.).

Инцидент – конфликтный эпизод, начало конфликтной ситуации, в котором происходит столкновение интересов или целей участников будущего конфликта. Инцидент может быть скрытым и открытым. Скрытый инцидент проходит на уровне эмоциональном. Человек осознает существование конфликта или просто эмоционально переживает его, но не проявляет своих чувств. Открытый инцидент либо находится на грани конфликтных действий, либо представляет собой серию таких действий. Каждая из противоборствующих сторон, стремясь обладать объектом конфликта, нацелена на получение позитивного результата только для себя, т. е. на выигрыш только одной из сторон (Мириманова М. С. 2003г.).

Инцидент – первоначальный акт, провоцирующий конфликт. Это действие одной из сторон, вызывающее ответную реакцию другой стороны (Зеркин Д.П. 1998г.).

Конфликтная ситуация появляется тогда, когда можно зафиксировать противоречия и разнонаправленные тенденции (цели, интересы, т.д.) реально существующих носителей этих противоположностей. В структуре данной ситуации выделяют участников конфликта, именуемых оппонентами. Весь конфликт разворачивается из-за определенного объекта конфликта.

Объект конфликта – то, чем хотят обладать или завладеть оппоненты: власть, авторитет, влияние, должность, деньги.

Предмет конфликта – это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Конфликтное действие и поведение, его средства и методы образуют сам процесс конфликта, а также составляет один из главных его структурных элементов.

Выделяются некоторые типы конфликтного взаимодействия: разногласие и доминирование, которые выливаются в следующие формы конфликтного поведения: конфронтацию, соперничество, конкуренцию. Доминирование одной стороны над другой осуществляется с помощью различных средств, в зависимости от характера конфликта: использования власти, влияния, авторитета, вплоть до физического насилия (Зеркин Д.П. 1998г.).

Стороны конфликта – оппоненты, соперники, конкуренты, враждующие стороны, прямые участники – те, кто непосредственно участвуют в конфликте и открыто заявляют свои позиции (Мириманова М. С. 2003).

Косвенные участники – люди, силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы.

I .2 Типология конфликтов.

По источникам возникновения выделяют конфликты ценностей, интересов, идентификации. По социальным последствиям – успешные, безуспешные, созидательные (конструктивные), разрушительные (деструктивные). По отношению субъектов к конфликту – подлинный, случайный (условный), смещенный, ложный, неверно приписанный, латентный. По степени длительности и напряженности конфликта выделяют бурные быстротекущие, острые длительные, слабовыраженные и вялотекущие, слабовыраженные и быстротекущие (Дмитриев А.В. 2003г.).

С точки зрения субъектов взаимодействия, выделяют конфликты межличностные, межгрупповые, внутриличностные.

1 Внутриличностные конфликты (между долгом и совестью и т.д.);

2 Межличностные (проявляются при столкновении точек зрения, убеждений);

3. Между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);

4 Межгрупповые конфликты (могут возникать между группами).

Межличностный конфликт есть частный, хотя и занимающий особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности. При этом у них возникают и поддерживаются напряженные отношения. Они втягиваются в конфликт как личности, проявляют в нем черты своего характера, способностей, других индивидуальных свойств и особенностей. В конфликтах проявляются потребности, цели и ценности людей; их мотивы, установки и интересы; эмоции, воля и интеллект (Кармин А. С. 2000г.).

Межличностные конфликты представляют собой столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют и мешают друг другу.

Эмоциональные переживания субъектов выступают важным условием конфликта. Именно они обостряют противоречия и провоцируют экстремальные поступки (Андриенко Е.В. 2004г.).

Все причины межличностных конфликтов, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида:

1) Первый – предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов первого оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.

2) Второй – затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

3) Третий – представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

Межличностные конфликты могут протекать в форме:

- соперничества – стремления к доминированию;

- спора – разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;

- дискуссии – обсуждение спорного вопроса.

В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения оппонентов, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода :

1) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;

2) сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя;

3) компромисс – взаимные уступки обеих сторон;

4) эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние;

5) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой принять тот или иной вариант исхода противоречия (Юричка Ю.И. 2001г.)

Конфликты этики.

Остро переживаются подростками преследования со стороны учителей авторов записок, которые передаются на уроках мальчиками девочкам и наоборот.

Вызывает у подростков озлобление придирчивость учителей к внешнему виду : прическам, подкрашенным векам, юбкам по их длине. Способы оскорбить ученика разнообразны: передразнивать речь, имитировать непонравившуюся походку, обзывать вечно больными, пригодными учиться только в ПТУ и т.д.

Наиболее болезненные травмы учащимся среднего школьного возраста наносятся учителями, жестокими, способными на педагогические правонарушения. Явления педагогического аморализма выходят за рамки собственно педагогических ошибок или неудачных методов общения учителей с подростками.

Конфликты деятельности. Они возникают между учителем и учеником, и проявляется в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику.

В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся .

Конфликты дисциплины. Преобладающая ситуация конфликтных происшествий в ходе обучения подростков – нарушение правил и порядков . Среди факторов негативного поведения выделяются как неспровоцированные, так и вызванные действиями учителей. Рассмотрим конфликты, происхождение которых связано с педагогическим непрофессионализмом учителей.

Учителя не владеют классом, не в состоянии организовать познавательный процесс и вовлечь всех в работу. (Например, в ответ на беспорядок в поведении учащихся учитель громко кричит, бьет ладонью по столу, грозится вызвать родителей или администрацию школы. Сам же не в состоянии разобраться в том, что происходит на его уроке). Постоянный крик учителя провоцирует неуважение, грубость, шум учеников на его уроках.

Можно по-разному реагировать на подобного рода проделки подростков, но ясно одно, что изжить многое из происходящего невозможно. Педагогика благополучия в сотрудничестве учителей с подростками во многом определяется целесообразностью реакции на то, что логично отнести к шалостям, что дезорганизует учебу, препятствует формированию опыта нормальной человеческой жизни в условиях скопления учащихся образовательной школы.

Конфликты в сфере дидактического взаимодействия.

На второй по частоте возникновения стоят конфликты, связанные с дидактическими ошибками , в методике оценивания знаний и умений подростков. Доказано, что в результате педагогики сотрудничества у школьников вырабатываются критерии оценки учительского труда по его результативности, степени продвижения школьников к успехам в освоении учебных предметов. Наблюдая за своеобразием стиля и специфики профессионально-педагогического труда, подростки выделяют учителей-мастеров, слабых преподавателей, лиц, лишенных способностей научить своему предмету.

Чаще всего претензии подростков вызваны факторами несправедливых отметок за письменные и устные ответы. Недовольство и раздражение, даже злобу испытывают те подростки, которым систематически занижают оценку. Острота взаимной вражды зависит от решительности подростка, умения постоять за себя и поддержки одноклассников. Особенно возмущают подростков разные оценки за одинаковые ошибки в письменных работах. Конфликт в связи с этим во многом зависит то реакции учителя и от мастерства, надежности, открытости критериев, которыми он руководствуется, оценивая знания и умения подростков. Вместо средства, с помощью которого фиксируются факты движения учащихся к овладению знаниями, оценка становится орудием наказаний, мести, запугивания. Особый вред приносит проявление мстительности учителей, которые допускают преследование подростка за тот или иной проступок, не имеющий отношения к знаниям. Именно такие аномалии доводят подростка до крайностей: молчаливого отчаяния или эмоционального взрыва.

Конфликты в методике обучения.

Чаще всего причиной недовольства подростков оказываются такие методические изъяны в работе учителя на уроке , как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех.

Возмущение подростков вызывают контрольные работы, проводимые внезапно, без предупреждения; нервные крики учителей в ответ на отказ подростка отвечать на их вопросы; на ответы учащихся невпопад. Раздражение у подростков возникает, когда они видят, как на уроке учитель занимается посторонними делами: пишет письма, заполняет какие-то бланки, жует.

Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками.

К тяжелым последствиям ведут такие неправомерные действия учителей, как мстительность к учащимся , дискриминация в отношениях к отдельным подросткам. Например, учитель демонстративно проявляет свою любовь к отдельным учащимся, необязательно отличникам, но чем-то понравившихся учителю, учительница исправляет в контрольных работах ошибки своих любимчиков, чтобы завысить им оценки, открыто выделяет лидеров и простых смертных, что приводит к расколу учащихся.

Самое профессионально непростительное на подобного рода дискриминации состоит в том, что в этом случае педагоги рубят на котором сидим мы все: отрицаем свою власть над формированием личности и блокируем у подростков осознание широких возможностей своего развития.

I .3 Стадии развития конфликта.

Зарождение конфликта связано с появлением противоречия в целях, интересах, мотивах участников. Он становится для них психологической реальностью после осознания этого противоречия в реальном инциденте.

Выделяют 4 основные стадии развития конфликта:

1 Возникновение конфликтной ситуации – скрытый период, или предконфликтная стадия. Это процесс, часто протекающий на неосознаваемом уровне. На этом этапе возможны три варианта поведения конфликтующих сторон:

А) Стороны стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

Б) Одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта);

В) Инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональной ориентации) сторон (Юричка Ю.И. 2001).

2 Осознание конфликта – условия конфликта восприняты, стороны знают о своем участии в конфликте.

3 Конфликтные действия – открытые антипатии, приклеивание ярлыков, негативная оценка противниками друг друга, так называемая стадия открытого конфликта.

4 Завершение конфликта – готовность к разрешению конфликта; выбор стратегии или стиля поведения в конфликте, способов разрешения (Мириманова М. С. 2003г.).

Конфликт начинается с появления основной проблемы конфликта, в которую заложено противоречие. Исходное противоречие порождает самые разнообразные действия участников, вызывающие недовольство друг другом. Этот этап в развитии конфликта, называемый предконфликтным может быть быстротечным или растянутым во времени. Переход к следующему этапу связан с инцидентом, т. е. появляется какой-то повод, событие, которое приводит к столкновению, противоборству. После этого конфликтная ситуация становится открытой. В ходе конфликта его участники добиваются различных результатов, но рано или поздно они вынуждены принимать решение и разрешать конфликт.

Конфликтная ситуация, являясь основой фиксирует появление противоречий уже в начальном периоде и дает возможность уловить сигналы. Х. Корнелиус и Ш. Фэйр выделяют 5 основных сигналов конфликта. Одним из первых является чувство дискомфорта или интуитивное ощущение, что что-то не так. Другой сигнал конфликта - напряжение. Оно влияет на восприятие, появляются искажения слов и поступков партера. Все это влияет на наши чувства и поведение, изменяя их к худшим. В любой момент здесь может возникнуть недоразумение . Все чувства обострены, восприятие искажено, а мысли постоянно возвращаются к одной и той же проблеме. Если напряжение в течение определенного времени нарастает, оно с неизбежностью ведет к кризису. Человек становится способным на крайности, с ожесточением спорит и ссорится, оскорбляет.

I .3.1. Особенности конфликтов в педагогическом общении

Причины педагогических конфликтов.

Педагогические конфликты вызваны целым рядом обстоятельств. Сама деятельность учителя является одной из наиболее стрессогенных.

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту, и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания (Емельянов С.М. 2005г.).

- Недостаток ответственности учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций.

- Различное понимание событий и их причин, поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику - справиться с эмоциями.

- Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте. Если класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины, это чревато негативными последствиями. Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками строится на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его представлению о себе – стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу отношений с взрослеющими детьми. Инициатором построения таких отношений должен быть взрослый.

В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимися профессиональных и личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитете, тем реже между ними возникают конфликты.

Подростки подходят к оценке своих учителей более критично, чем младшие школьники.

В конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объем его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен научиться оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций (лучше - с юмором).

Нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 1980-х гг. Причем нередко не в лучшую сторону. 20 лет назад в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обострится ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсических веществ. А ныне это реальность. Очевидно, снизилось качество профессиональной подготовки учителя.

Низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов, вызываемый тяготами жизни, стресс у школьников, являющийся следствием материальных проблем в их семьях, вызывают повышенную агрессивность у тех и других. Современные условия все более способствуют дистрессовым условиям, нервным перегрузкам, и соответственно, конфликтам.

В.Линкольн выделяет причинные факторы конфликтов, которые подразделяются на 5 основных типов:

1) Информационный фактор – связан с неприемлемостью информации для одной из сторон (неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта; слухи, невольная дезинформация, посторонние факты).

2) Поведенческий фактор – неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются: стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма.

3) Фактор отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.

4) Ценностный фактор - к нему относится принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем. К ценностям относятся: групповые традиции, нужды и нормы, системы поведения, предрассудки, предпочтения.

5) Структурный фактор – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить (Кармин А. С. 2000г.).

К числу наиболее часто встречающихся причин, вызывающих конфликты, можно отнести следующие:

1 Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов учителей и школьников в процессе их жизнедеятельности. В процессе постоянного взаимодействия интересы людей могут время от времени сталкиваться, нередко вопреки их воле и желанию, что и создает объективную основу для возможных конфликтных ситуаций.

2 Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности учителей и школьников материальных и духовных благ. То, что сегодня существует дефицит разного рода благ и возможностей, заметно сказывается на жизни людей, на количестве и характере конфликтов между ними.

3 Современный образ жизни школьного педагога, связанный с серьезными объективными трудностями. Это объективная причина части межличностных конфликтов, связанных с материально-бытовой неустроенностью, недостаточностью финансовых средств, такими условиями, в которых учитель и ученик не всегда могут реализовать свои способности, не имеют возможности для творчества и саморазвития. Очевидно, что неустроенный, не реализовавший свой потенциал человек более конфликтен, чем состоявшийся, достигший успехов в профессии (Анцупов А. Я. 2003).

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием 4 групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических, личностных. Первые 2 группы факторов носят в основном объективный характер, 3, 4- субъективный.

К числу объективных причин конфликта можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п.

Субъективные причины конфликта в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые обусловливают выбор ими именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения объективного противоречия.

Социально-психологическими причинами являются:

1) Возможность значительной потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или два человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого партнер по взаимодействию. Может сложиться такая ситуация, при которой подросток будет считать себя старшим, а учителя - младшим. При таком дисбалансе ролей возможен ролевой конфликт.

Личностные причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально- психологическими особенностями его участников. Важной среди них является оценка поведения другого как недопустимого. В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого индивидуума, являющегося партнером. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое – к конфликту.

К конфликту приводит низкий уровень социально-психологической компетенции. Человек может не знать, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Также причиной конфликта может быть недостаточная способность учителя, ученика к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных конфликтов у учителей и учеников.

Конфликты весьма разнообразны по своей природе, они неоднозначны и изменчивы, не похожи один на другой, поэтому говорить о единой форме завершения конфликта не приходится.

Прежде всего здесь стоило бы различить понятия завершение конфликта и разрешение конфликта. Завершение конфликта более широкое понятие, чем его разрешение. Ведь конфликт может завершиться гибелью обеих сторон, но это не будет означать, что он разрешился. Для разрешения конфликта необходимы усилия, внутренняя работа (Мириманова М.С. 2003г.).

Конфликтные ситуации могут возникать при любой позиции учителя, который пытается разрешить противоречие посредством тех или иных стратегий взаимодействия. Наиболее опытные и успешные учителя стремятся использовать во взаимодействии стратегии компромисса и сотрудничества. Педагоги могут также решать проблему путем прямого психологического подавления учащегося, реализуя стратегию соперничества. Ученики могут чувствовать собственную неполноценность при взаимодействии с таким человеком, что, конечно, не способствует развитию их чувства собственного достоинства.

В других случаях учителя, наоборот, стремятся приспособиться к ученикам, классу, пытаясь избежать конфликтных ситуаций любой ценой. Они боятся всяких конфликтов и всем готовы пожертвовать ради благополучия детей. В результате такого воспитания дети постепенно начинают ставить свои условия, командовать, предъявлять требования.

Избегание конфликтов во многом связано с неумением взрослых правильно предъявлять требования воспитанникам. Обычно нарушается мера требований. Или их слишком много и они не выполнимы, или они слишком просты. Таким образом, нарушение меры требований со стороны взрослых по отношению к ребенку всегда ведет к конфликтным ситуациям (Андриенко Е.В. 2004г.).

I .4. Урегулирование конфликтов

Конфликт – явление динамичное, спонтанное и мало предсказуемое. Однако им все же можно управлять.

Урегулирование и разрешение конфликтов – это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта.

Урегулирование означает недопущение насильственных действий, достижение взаимоприемлемых договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтных отношений (Сухов А. Н. 2001г.).

Управление конфликтом – это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемого результата. Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение (Зеркин Д. П. 1998г.).

Управление конфликтами можно рассматривать в 2 аспектах: внутреннем и внешнем. Первый заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса (Емельянов С.М. 2005г.).

Профилактика конфликтов предполагает их прогнозирование, например, время наступления, тяжесть последствий и т.д. Непосредственная профилактика связана с устранением условий возникновения конфликтов. В ее основе лежит психопрофилактика, просвещение, обучение, тренинг общения (Сухов А. Н. 2001г.).

Предупреждение конфликтов – это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на тот или иной элемент общественной системы. Такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в процесс отношений людей (Зеркин Д.П. 1998г.).

Разрешение конфликтов подразумевает сложную работу, направленную на ликвидацию источника конфликтных отношений, полное удовлетворение интересов и потребностей конфликтующих сторон. Деятельность по разрешению конфликтов включает в себя:

1) анализ и выявление причин конфликта и его участников;

2) принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода;

3) реализация принятого решения.

Суть разрешения конфликта состоит в воздействии на его причины и участников (Сухов А.Н. 2001г.).

Глава II Организация и методы исследования

II .1 Организация исследования.

Выбранные методики:

1 Методика, используемая для выявления стратегии поведения в конфликте К.Томаса (приложение 1);

2 Методика диагностики агрессии по А.Бассу и А.Дарки (приложение 2).

Данные методики проводились с учащимися 9 класса Никольской средней школы Краснокамского района. Классный коллектив состоит из 13 человек. В эксперименте участвовало 10 человек. Средний возраст учащихся 14,5 – 15 лет. Проведение методик в целом заняло 45 минут.

Класс был сформирован 4 года назад, когда дети перешли в 5

класс. Классное руководство приняла Вера Леонидовна Темлянцева. Она и является классным руководителем 9 класса на данный момент.

Отношение учащихся к классному руководителю – среднее, удовлетворительное. Он не пользуется большим авторитетом среди своих учеников. Среди основных причин негативного отношения к классному руководителю учащиеся указывают на его неумение доступно объяснить учебный материал, вовлечь всех в работу, придирчивость к внешнему виду.

Успеваемость и дисциплина учащихся – средняя. В целом класс характеризуется отсутствием борьбы за высокую успеваемость. Но отдельные учащиеся стараются успевать по всем предметам.

Данному классному коллективу характерен средний уровень сплоченности, наличие отверженных. Ребята не проявляют особую чуткость, дружескую заботу, взаимопомощь и уважение друг другу. Организующим ядром класса является староста класса. Авторитет старосты (ФИО??) основан на том, что он является одним из активистов и отличников школы, все учащиеся класса прислушиваются к его мнению.

Класс не проявляет инициативу в участии в общешкольных мероприятиях, в посещении кино, читательских конференций.

Итак, общий «эмоциональный климат» классного коллектива можно охарактеризовать как инертный и напряженный. Основным недостатком организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов является тот факт, что классный руководитель сам по себе не заинтересован в общественной жизни школы, в эмоциональном благополучии коллектива.

II .2. Результаты исследования и их анализ

Результаты исследования на определение стратегии поведения в конфликте (методика К.Томаса), отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Фамилия ученика

Соперни-

чество

Сотрудни-

чество

Компромисс Избегание

Уступчи-

вость

Николаев В. 10 6 5 5 4
Огуречников В. 9 7 6 6 4
Калашникова Н. 9 6 6 5 5
Фаррахов Р. 8 7 7 5 3
Зарипова Р. 7 8 6 5 4
Галлямова Э. 9 7 5 4 3
Тимершина Э. 9 8 6 6 5
Голубев А. 7 7 6 5 5
Андреева Ю. 8 7 6 5 4
БелоглазовА. 9 7 6 5 4

Как нам удалось обнаружить, подавляющее большинство учеников предпочитают такую стратегию поведения в конфликте, как соперничество. Человек, прибегающий к данной стратегии поведения, склонен к давлению, а иногда и к принуждению партнера. Он не напорист, идет своим путем, не проявляя особой заинтересованности в других людях, открыто борется за свои интересы, упорно отстаивает свои позиции.

Например, на основании полученных данных, испытуемые ученики настойчиво стремятся добиться своего, пытаются показать другим логику и преимущества своих взглядов, отстаивают свои желания.

Данная стратегия поведения тем не менее оправдана при определенных условиях:

А) если требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных (экстремальных) ситуаций и если человек готов взять на себя всю ответственность;

Б) если решение необходимо принять быстро и имеется достаточно полномочий или устойчивый авторитет.

Недостатком данной стратегии является то, что в обычных условиях она подавляет инициативу других людей, создает большую вероятность ошибок, поскольку не учитываются все необходимые при принятии решения факторы, так как представлена лишь одна точка зрения. Такая стратегия поведения в конфликте, особенно в подростковом возрасте, обычно не сопровождается сохранением нормальных эмоциональных отношений. Подростки эмоциональны, вспыльчивы, обидчивы, не могут относиться к назревшему конфликту с юмором, шутками. Для них очень важно определить победителя в конфликте.

Как видно из таблицы, стратегия уступчивости в конфликте является менее всего предпочитаемой. Подросток не склонен уступать в конфликтах, не желает смириться с доминированием оппонента. Это может быть связано с тем, что уровень агрессивности в подростковом возрасте очень высок.

Что касается стратегии сотрудничества , то он является вторым по предпочитаемости подростками стратегии поведения в конфликте. Сотрудничество является вечно желаемым исходом конфликта.

ученики первым делом стараются ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; пытаются преодолеть разногласия; всегда склоняются к прямому обсуждению проблемы. Но, к сожалению, не все ученики выбирают стратегию сотрудничества.

Стратегия компромисса часто необходима для сохранения отношений, особенно в тех случаях, когда интересы сторон действительно невозможно совместить. Компромисс редко приносит истинное удовлетворение результатом, поскольку каждая из сторон что-то принесла в жертву. Любые варианты дележа (пополам, поровну, по-братски) создают напряжение. Этот фактор и является причиной того, что стратегия компромисса не является самым предпочитаемой среди учеников.

Таким образом, наибольшее число учеников выбирают такую стратегию поведения, как соперничество, так как подросткам свойственно добиваться своего, бороться за свои интересы и склонять к давлению.

Меньше всего подростков выбирают стратегию уступчивости. Причиной такого выбора является то, что подростки чаще всего не внимательны к желаниям других, не идут навстречу желаниям других, не дают возможности настоять на своем.

Таблица 2

Результаты изучения агрессии подростков (методика А.Басса и А.Дарки)

Фамилия

ученика

Физич.

агрессия

Вербал.

агрессия

Косвен.

агрессия

Нега-

тивизм

Раздра

жение

Подо-

Зрите-

льность

Обида

Чувс

Тво

вины

Николаев

В.

10

9

7

5

6

4

4

3

Огуречни

ков В.

8

9

7

6

7

5

4

4

Калашни

кова Н.

7

7

9

5 4 4 3 5

Фаррахов Р.

10

9

6

6 7 5 4 3
Зарипова Р. 9

10

7

6 5 5 4 4
Галлямова Э. 10

9

7

7 5 6 3 3

Тимерши

на Э.

8 9

7

7 6 5 4 3

Голубев А.

8 12 7 6 6 5 5 3

Андреева Ю.

8 10 7 6 6 5 4 4

Белоглазо

ва А.

7 8 7 6 7 8 5 4

Как показывают данные таблицы, подростки проявляют свою агрессию в конфликте чаще вербально и физически. Подростки выражают свои негативные чувства как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань).

Например, ученики ответили, что не могут удержаться от спора, если ученики не согласны с ними; прибегают к сильным выражениям, если сильно злятся; в споре часто повышают голос. Вербальная агрессия свойственна вспыльчивым, грубым, нетолерантным людям.

И вербальная, и физическая формы агрессии характерна людям, не умеющим держать гнев под контролем, не умеющим отстаивать свою позицию мирными путями.

Из ответов учащихся можно выделить не мало вариантов проявления агрессии, из которых следует, что все-таки подростки выражают свою агрессию и физически. Например, ученики в своих ответах признались, что применяют физическую силу для защиты своих прав; могут ударить кого-нибудь, если он будет оскорблен.

Подростки выражают косвенную агрессию использованием против других лиц сплетен, шуток, проявлением ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (криком, топаньем ног и т.п.). Они могут также выражать свой гнев стуком по столу, хлопаньем дверью, разбрасыванием вещей.

Подростки редко выражают свой гнев на учителя вербально и физически. Чаще всего, по отношению к учителю, они склонны к обиде, подозрительности, негативизму. Подростки склонны к недоверию и осторожному отношению к окружающим, протекающему из убеждения, что люди намерены причинить вред. Например, из проведенной методики выяснилось, что подростков настораживают люди, которые относятся к ним более дружелюбно, чем они этого ожидают. По отношению друг другу подростки не скрывают недовольство и прибегают к физической или вербальной агрессии.

Негативизм, как оппозиционная форма поведения направлена обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.

Подростки выражают негативизм тем, что нарушают установленное правило, если оно им не нравится; поступают наперекор начальнику и т.п.

Таким образом, меньше всего учащихся подросткового возраста скрывают свой гнев, свою обиду, в то время как подавляющее большинство старается освободиться от накопившейся злости и недовольства путем использования физической силы или через содержание словесных обращений к другим лицам.

III . Рекомендации по профилактике и разрешению конфликтов

В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта.

Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.

Стиль сотрудничества . Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы.

Стиль компромисса . Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны могут быть удовлетворены временным решением; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой (Зеркин Д. П. 1998г.)

Основные формы завершения конфликта.

Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами.

1 Насилие. Более слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны. Стремление решить конфликт таким способом ведет к мальчишеским дракам, кулачным схваткам, бытовым преступлениям. Насилие решает конфликт по принципу: «Сильный всегда прав».

Конфликт может окончательно разрешиться разве только с полным уничтожением слабой стороны: пока она жива, остается жить и ее недовольство.

2 Разъединение. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтными сторонами. Разъединение конфликтных сторон может совершиться путем их расхождения, когда они обе покидают «поле битвы». Другой путь разъединения – бегство одной из конфликтных сторон. К этому способу обычно обращается слабейшая сторона, чтобы уйти от насилия и избежать его последствий.

3 Примирение. Оно достигается лишь в результате переговоров между конфликтующими сторонами, заканчивающихся принятием согласованного решения о дальнейшем поведении друг друга. Для того чтобы конфликт разрешался по-настоящему, важно, чтобы конфликтующие стороны договаривались между собой, чтобы они сами нашли наиболее устраивающее их способа выхода из конфликтной ситуации. Переговоры – есть главная и наиболее эффективная форма разрешения конфликта.

Завершение конфликта с помощью 3-й стороны.

Третий участник может выступать в 2-х ролях:

1) Как сила, поддерживающая одну из конфликтных сторон;

2) Как независимый от них и беспристрастный посредник.

В первом случае завершение конфликта достигается опять-таки с помощью насилия, а также путем социального давления. Во 2 – когда третья сторона занимает нейтральную, беспристрастную по отношению к конфликтным сторонам позицию.

Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой в связи с успешной защитой социально ценных норм и ведущих ценностей учебной деятельности школьников. Чтобы ликвидировать психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, учителю целесообразно использовать следующие правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.

1. Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя. Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях.

2. Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Этот прием подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя.

3. Применять юмор в конфликтной ситуации, так как она быстро разряжает обстановку.

Список литературы

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2004

2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2003

3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт Новосибирск, 1989

4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология – М., 1984

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. С-Пб, 2004

6. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2003

7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2005

8. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995

9. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов – на-Дону, 1998

10. Кармин А.С. Конфликтология. СПб Лань, 2000

11. Кононов Э.Я. Конфликты и их цивилизованное решение. М., 1997

12. Левин К.И. Разрешение социальных конфликтов – СПб., 2001

13. Мириманова М.С. Конфликтология. М., 2003

14. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. ЛГУ 1979

15. Сухов А.Н., Бодалев А.А. Социальная психология. М., 2002

16. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры. М., 2003

17. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: агрессия, конфликты, наркомания, правонарушения. М., 2001

Скачать архив с текстом документа